Советское правопонимание. Право, юриспруденция: Правопонимание советского времени, Реферат
После революции в процессе многочисленных дискуссий о праве в новых политических условиях стали складываться различные направления и концепции понимания и трактовки права.
Право как орудие диктатуры пролетариата. Для осуществления диктатуры пролетариата было необходимо новое право - право диктатуры пролетариата. Развитием и внедрением нового права в практику советской юстиции занимался Д.И. Курский, который был наркомом юстиции (1918-1928 гг.). Курский считал, что право в условиях диктатуры пролетариата - это выражение интересов пролетариата, где нет места для признания и защиты прав и свобод индивида. Деятельность «революционных народных судов» оправдывалась Курским, поскольку он полагал, что «в своей основной деятельности - уголовной репрессии - народный суд абсолютно свободен и руководствуется прежде всего своим правосознанием».
Право - порядок общественных отношений. Процесс становления советской теории права произошел с участием П.И. Стучки. Стучка считал, что основными началами нового, революционно-марксистского правопони-мания являются:
- 1) классовый характер всякого права;
- 2) революционно-диалектический метод (вместо формальной юридической логики);
"История политических и правовых учений. Шпаргалка"
3) материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки (вместо объяснения правовых отношений из закона или правовых идей). По мнению Стучки, «право - это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной силой его (этого класса)».
Психологическая концепция классового права. Представления о классовом праве, включая и классовое пролетарское право, с позиций психологической теории права развивал М.А. Рейснер. Еще до революции он начал, а затем продолжал классовую интерпретацию и переработку ряда идей таких представителей психологической школы права, как Л. Кнапп и Л. Петражицкий.
Право как форма общественного сознания. Такой подход к праву в 1920-х гг. развивал И.П. Разумовский, который отмечал, что «вопросы права и связи его с экономической структурой общества, послужившие отправным пунктом для всех дальнейших теоретических построений К. Маркса, это - основные вопросы марксистской социологии, это лучший пробный камень для проверки и подтверждения основных предпосылок марксистской диалектической методологии». По Разумовскому, право это форма общественного сознания.
Концепция «социалистического права».
Победа социализма требовала нового осмысления проблем государства и права с учетом постулатов доктрины и реалий практики. В этих условиях Е. Б. Пашуканисом в 1936 г. была выдвинута концепция социалистического права.
Основные концепции в понимании права:
1. Право как орудие диктатуры пролетариата.
Концепцию нового, революционного, пролетарского права как средства осуществления диктатуры пролетариата развивал Д.И. Курский.
Право в условиях диктатуры пролетариата – это, согласно Курскому, выражение интересов пролетариата. Здесь нет норм для признания и защиты прав и свобод человека и индивида.
Революционное право – «пролетарское коммунистическое право». Советская власть разрушила «все три основы института буржуазного права: старое государство, крепостную семью и частную собственность. Старое государство заменили Советами, на смену крепостной и кабальной семье приходит семья свободная и насаждается общественное воспитание детей, частная собственность заманена собственностью пролетарского государства на все орудия производства».
2. Право – порядок общественных отношений.
Основной представитель – П.И. Стучка. По его мнению, решающее значение для всего его подхода к праву имела статья Ф. Энгельса и К. Каутского «Юридический социализм».
Основными началами революционно-марксистского правопонимания Стучка считал:
1) классовый характер всякого права;
2) революционно-диалектический метод (вместо формальной юридической логики);
3) материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки (вместо объяснения правовых отношений из закона или правовых идей).
Признавая необходимость и факт особого советского права, Стучка усматривал эту особенность в том, что «советское право» есть «пролетарское право».
3. Меновая концепция права.
Основной представитель – Е. Б. Пашуканис , основным трудом которого является «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий».
Буржуазное право – исторически наиболее развитый, последний тип права, после которого невозможен какой-либо новый тип права, какое-то новое, послебуржуазное право. С этих позиций он отвергал возможность «пролетарского права».
Пашуканис различал право как объективное социальное явление (правовое отношение) и право как совокупность норм. Всякое юридическое отношение есть отношение между субъектами. Субъект – атом юридической теории, простейший, неразложимый далее элемент.
4. Психологическая концепция классового права.
М.А. Рейснер («Право. Наше право. Общее право.» ) видел свою заслугу в области марксистского правоведения в том, что учение Петражицкого об интуитивном праве поставил на «марксистское основание», в результате чего получилось не интуитивное право вообще, а классовое право, которое в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируемой массы.
Право как идеологическая форма включает в себя два момента:
· волевую сторону, нахождение общей правовой почвы;
· создание при помощи соглашения двустороннего «объективного права».
5. Право как форма общественного сознания.
Разумовский отмечал, что «вопросы права и связи его с экономической структурой общества – это основные вопросы марксистской социологии, это лучший пробный камень для проверки и подтверждения основных предпосылок марксистской диалектической методологии».
6. Новые подходы к праву:
а) право – единство правовой нормы и правоотношения (С. Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский ). При этом правоотношение является результатом действия правовой нормы;
б) право – единство правовой нормы, правоотношения и правосознания (Я. Ф. Миколенко);
в) концепция различения права и закона, обосновывающая понимание права как необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов.
После революции, в процессе многочисленных дискуссий о судьбах права в новых социально-исторических и политических условиях, постепенно, в общем русле марксистского подхода к праву, стали складывается различные направления и концепции понимания и трактовки права.
Право как орудие диктатуры пролетариата
Концепцию нового, революционного, пролетарского права как средства осуществления диктатуры пролетариата активно развивал и внедрял в практику советской юстиции Д.И. Курский, нарком юстиции в 1918-1928 гг. Право в условиях диктатуры пролетариата - это, согласно Курскому, выражение интересов пролетариата. Здесь, по его признанию, нет места для «норм вроде Habeas Corpus», для признания и защиты прав и свобод индивида.
Новое, революционное право, по Курскому, это «пролетарское, коммунистическое право». Советская власть, поясняет он, разрушила «все три основы института буржуазного права: старое государство, крепостную семью и частную собственность». Старое государство заменили Советами; на смену крепостной и кабальной семье приходит семья свободная и насаждается общественное воспитание детей; частная собственность заменена собственностью пролетарского государства на все орудия производства. Реализация этих положений в действительности предстала в виде «военного коммунизма», который даже по оценке Курского «был по преимуществу системой принудительных норм».
Право - порядок общественных отношений
Заметную роль в процессе зарождения и становления советской теории права сыграл П.И. Стучка. По его собственной оценке, «решающее значение» для всего его подхода к праву имела статья Ф. Энгельса и К. Каутского «Юридический социализм». Содержащаяся в этой статье трактовка юридического мировоззрения буржуазии, отмечал Стучка, стала одним из основных доводов «для необходимости нашего нового правопонимания».
Основными началами нового революционно-марксистского правопонимания Стучка считал:
Классовый характер всего общества;
Революционно-диалектический метод (вместо формальной логики);
Материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки (вместо объяснения правовых отношений из законов или правовых идей). Признавая при этом «необходимость и факт особого советского права», Стучка видел эту особенность в том, что «советское право» есть «пролетарское право».
Меновая концепция права
По другому классовый подход к праву был реализован в трудах Е.Б. Пашуканиса и, прежде всего, в его книге «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий» (1-е изд. - 1924 г.). В этой и других своих работах он ориентировался по преимуществу на представление о праве, имеющиеся в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Для Пашуканиса, как для Маркса, Энгельса и Ленина, буржуазное право - это последний тип права, после которого невозможен какой-либо новый тип права, какое-то новое, послебуржуазное право. С этих позиций он отвергал «пролетарское право». Поскольку Пашуканис был свободен от иллюзий о возможности «пролетарского права» и действительным правом для него было лишь буржуазное право, которое необходимо преодолеть, его критика права, его антиправовая позиция, его установки на коммунистическое отрицание носили теоретически более осмысленный и последовательный характер, чем у многих других марксистских авторов и, прежде всего, сторонников концепции так называемого пролетарского права. Его правовой нигилизм был теоретическим следствием разделяемых им идей и положений марксистского учения о переходе от капитализма к коммунизму. Применительно к новым, послереволюционным условиям Пашуканис, по существу, лишь повторил, обосновал и развил то, что до революции было уже сказано Марксом, Энгельсом и Лениным.
В силу негативного отношения к праву, теория права для Пашуканиса - это марксистская критика основных юридических понятий как мистификации буржуазной идеологии. Тем самым, в теории права Пашуканис стремился повторить критический подход, примененный Марксом в экономической теории. Отношения товаровладельцев, писал он, это то «социальное отношение sui generics, неизбежным отражением которого является форма права». Сближая форму права и форму товара, Пашуканис генетически выводил право из меновых отношений товаровладельцев. В этой связи его теория права в литературе получила название меновой.
Психологическая концепция классового права
Представление о классовом праве, включая и классовое пролетарское право, с позиции психологической теории права развивал М.А. Рейснер. Еще до революции он начал, а затем продолжал классовую интерпретацию и переработку ряда идей таких представителей психологической школы права, как Л. Кнапп и Л. Петражицкий.
Свою заслугу в области марксистского правоведения он видел в том, что учение Петражицкого об интуитивном праве поставил «на марксистское основание», в результате чего «получилось не интуитивное право вообще, которое могло там и здесь давать индивидуальные формы, приспособленные к известным общественным условиям, а самое настоящее классовое право, которое в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируемой массы». Марксистские представления о классовости права Рейснер толковал в том смысле, что каждый общественный класс - не только класс господствующий, но и угнетенный - в соответствии с его положением в обществе и его психикой, творят свое реально существующее и действующее интуитивное классовое право. Уже при капитализме, по Рейснеру, имеется не только буржуазное право, но также пролетарское право и крестьянское право. Так что не «все право» запятнано «эксплуататорской целью».
В целом, согласно Рейснеру, «право, как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равенство и связанную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента, - а, именно, во-первых, волевую сторону или одностороннее «субъективное право» и, во-вторых, нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двухстороннего «объективного права». Лишь там возможна правовая борьба, где имеется «возможность нахождения такой почвы».
После революции, в процессе многочисленных дискуссий о судьбах права в новых социально-исторических и политических условиях, постепенно, в общем русле марксистского подхода к праву, стали складывается различные направления и концепции понимания и трактовки права.
Право как орудие диктатуры пролетариата. Концепцию нового, революционного, пролетарского права как средства осуществления диктатуры пролетариата активно развивал и внедрял в практику советской юстиции Д.И. Курский, нарком юстиции в 1918-1928 гг.
Право в условиях диктатуры пролетариата – это, согласно Курскому, выражение интересов пролетариата. Здесь, по его признанию, нет места для «норм вроде Habeas Corpus,» для признания и защиты прав и свобод индивида.
Курский восхвалял деятельность «революционных народных судов» как нового источника правотворчества, особо подчеркивая то обстоятельство, что «в своей основной деятельности - уголовной репрессии – народный суд абсолютно свободен и руководствуется, прежде всего, своим правосознанием».
Новое, революционное право, по Курскому, это «пролетарское, коммунистическое право». Советская власть, поясняет он, разрушила «все три основы института буржуазного права: старое государство, крепостную семью и частную собственность», Старое государство заменили Советами; на смену крепостной и кабальной семье приходит семья свободная и насаждается общественное воспитание детей; частная собственность заменена собственностью пролетарского государства на все орудия производства.
Реализация этих положений в действительности предстала в виде «военного коммунизма», который даже по оценке Курского «был по преимуществу системой принудительных норм».
Право – порядок общественных отношений . Заметную роль в процессе зарождения и становления советской теории права сыграл П. И. Стучка. По его собственной оценке, «решающее значение» для всего его подхода к праву имела статья Ф. Энгельса и К. Каутского «юридический социализм» Содержащаяся в этой статье трактовка юридического мировоззрения буржуазии, отмечал Стучка, стала одним из основных доводов «для необходимости нашего нового правопонимания»
Основными началами нового революционно – марксистского правопонимания Стучка считал: 1) классовый характер всего общества; 2) революционно – диалектический метод (вместо формальной логики); 3) материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки (вместо объяснения правовых отношений из законов или правовых идей). Признавая при этом «необходимость и факт особого советского права», Стучка видел эту особенность в том, что «советское право» есть « пролетарское право».
Меновая концепция права. Для большинства советских марксистских авторов послереволюционного времени, классовый подход к праву означал признание наличия так называемого пролетарского права.
По другому классовый подход к праву был реализован в трудах Е. Б. Пашуканиса и, прежде всего в его книге «Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий» (1-е изд. – 1924г.). В этой и других своих работах он ориентировался по преимуществу на представление о праве имеющиеся в работах. К. Маркса Ф. Энгельса. В. И. Ленина. Для Пашуканиса, как для Маркса, Энгельса и Ленина, буржуазное право – это последний тип права, после которого невозможен какой - либо новый тип права, какое – то новое, послебуржуазное право. С этих позиций он отвергал «пролетарское право». Поскольку Пашуканис был свободен от иллюзий о возможности «пролетарского права» и действительным правом для него было лишь буржуазное право, которое необходимо преодолеть, его критика права, его антиправовая позиция, его установки на коммунистическое отрицание носили теоретически более осмысленный и последовательный характер, чем у многих других марксистских авторов и прежде всего сторонников концепции так называемого пролетарского права. Его правой нигилизм был теоретическим следствием разделяемых им идей и положений марксистского учения о переходе от капитализма к коммунизму. Применительно к новым, послереволюционным условиям Пашуканис, по существу, лишь повторял, обосновал и развивал то, что до революции было уже сказано Марксом, Энгельсом и Лениным.
В силу негативного отношения к праву теория права для Пашуканиса – это марксистская критика основных юридических понятий как мистификации буржуазной идеологии. Тем самым в теории права Пашуканис стремился повторять критический подход, применённый Марксом в экономической теории. Отношения товаровладельцев, писал он, это то «социальное отношение sui generics, неизбежным отражением которого является форма права». Сближая форму права и форму товара, Пашуканис генетически выводил право из меновых отношений товаровладельцев. В этой связи его теория права в литературе получила название меновой .
Психологическая концепция классового права. Представление о классовом праве, включая и классовое пролетарское право, с позиции психологической теории права развивал М.А. Рейснер. Еще до революции он начал, а затем продолжал классовую интерпретацию и переработку ряда идей таких представителей психологической школы права, как Л.Кнапп и Л. Петражицкий.
Свою заслугу в области марксистского правоведения он видел в том, что учение Петражицкого об интуитивном праве поставил « на марксистское основание», в результате чего «получилось не интуитивное право вообще, которое могло там и здесь давать индивидуальные формы, приспособленные к известным общественным условиям, а самое настоящее классовое право, которое в виде права интуитивного вырабатывалось вне каких бы то ни было официальных рамок в рядах угнетенной и эксплуатируемой массы».
Марксистские представления о классовости права Рейснер толковал в том смысле, что каждый общественный класс – не только класс господствующий, но и угнетенный – в соответствии с его положением в обществе и его психикой, творят свое реально существующее и действующее интуитивное классовое право. Уже при капитализме, по Рейснеру, имеется не только буржуазное право, но так же пролетарское право и крестьянское право. Так что не «все право» запятнано « эксплуататорской целью».
В целом, согласно Рейснеру, «право, как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равенство и связанную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента, - а, именно, во-первых, волевую сторону или одностороннее «субъективное право» и, во-вторых, нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двухстороннего «объективного права». Лишь там возможна правовая борьба, где имеется «возможность нахождение такой почвы».
Официальное «правопонимание». (Совещание 1938г.) В истории советской юридической науки особое место занимает «I Совещание по вопросам науки советского государства и права» (16-19 июня 1938 г.). Его организатором был А.Я. Вышинский, тогдашний директор Института права и одновременно Генеральный прокурор СССР.
Совещанию был придан всесоюзный характер, и в его работе участвовало около 600 научных работников, преподавателей, практиков из различных регионов страны.
Цели и задачи Совещания состояли в том, чтобы в духе потребностей репрессивной практики тоталитаризма утвердить единую общеобязательную, «единственно верную», марксистско-ленинскую, сталинско-большевистскую («генеральную линию») в юридической науке и с этих позиций переоценить и отвергнуть все направления, подходы и концепции советских юристов предшествующего периода как «враждебные» и «антисоветские».
В тезисах, длинном установочном докладе и заключительном слове Вышинского на Совещании, в выступлениях участников прений основное внимание было уделено «разоблачению» положений «Троцкистско-бухаринской банды во главе с Пашуканисом, Крыленко и рядом других изменников», вопросам нового общего определения права и вытекающих отсюда задачам теории государства и права и отраслевых юридических дисциплин.
В письменном тексте доклада Вышинского и одобренных Совещанием тезисах его доклада формулировка общего определения права дана в такой «окончательной редакции в соответствии с решением Совещания»: «Право – совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу».
Наряду с таким общим определением права на Совещании было дано и определение советского права : «Советское право есть совокупность правил поведения, установленных в законодательном порядке властью трудящихся, выражающих их волю и применение которых обеспечивается всей принудительной силой социалистического государства, в целях защиты, закрепления и развития отношений и порядков, выгодных и угодных трудящимся, полного и окончательного уничтожения капитализма и его пережитков в экономике, быту и сознании людей, построения коммунистического общества».
Участники Совещания в своих замечаниях и уточнениях к этим определениям права в принципе оставались в рамках предложенного типа правопонимания.
Определение права, предложенное Вышинским и единогласно одобренное Совещанием 1938 года вошло, в советскую литературу как «нормативный» (а затем «узконормативный») подход к праву.
Новые подходы к праву. Уже с середины 50-х годов, в обстановке определенного смягчения политического режима и идеологической ситуации в стране, некоторые юристы старшего поколения воспользовались появившейся возможностью отмежеваться от определения права 1938 г., начали критику позиций Вышинского и предложили свое понимание и определение социалистического права. Монополия официального «правопонимания» была нарушена.
В противовес «узконормативному» определению права было предложено понимание права как единства правовой нормы и правоотношений (С.Ф. Кечекьян, А.А. Пионтковский) или как единства правовой нормы, правоотношения и правосознания (Я.Ф. Миколенко).
По существу, полемика представителей «широкого» понимания права против сторонников «узконормативного» подхода носила непринципиальный характер, поскольку в фактически не правовой ситуации оба направления в одинаковой мере базировались на априорной предпосылке о наличии «советского социалистического права», под которым имелось в виду неправовое советское законодательство.
В начале 70-х годов, в ходе продолжавшихся дискуссий о правопонимании, была выдвинута концепция различения права и закона, обосновывающая понимание права как необходимой формы и равной меры (нормы) свободы индивидов (В.С.Нерсесянц, Л.С.Мамут, В.Д.Зорькин)
Такая юридическая концепция правопонимания позволила выявить отсутствие у «социалистического права» и законодательства минимально необходимого качества права – правового принципа формального равенства и свободы индивидов.
Одновременно данная концепция содействовала анализу и уяснению тех условий и предпосылок, при которых вообще возможно право, правовой закон, правовое государство. Тем самым эта юридическая концепция правопонимания нацеливала на поиски пути к постсоциалистическому праву в общем контексте всемирно – исторического прогресса, свободы, равенства и права.
Контрольные вопросы и задания:
1. Основоположником политической теории «большевизма» является:
а) Г. В. Плеханов; в) И. В. Сталин;
б) Л. Троцкий; г) В. И. Ленин.
2. Как вы понимаете идею большевизма о том, что государство есть орудие диктатуры господствующего класса?
3. Укажите основной труд В. И. Ленина, в котором, по общему признанию, содержится теоретически «системное изложение его взглядов по вопросам государства, политики, власти:
а) «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи
пролетариата в революции;
б) «Империализм как высшая стадия капитализма»;
в) «Очередные задачи советской власти»;
г) «Материализм и эмпириокритицизм».
4. Кто из советских юристов активно развивал и внедрял в практику концепцию
«пролетарского права».
а) П. И. Стучка; в) Д. И. Курский;
б) Е. Б. Пашуканис; г) М. А. Рейснер.
5. «I Совещание по вопросам науки советского государства и права» проходило:
а) в 1930 г.; в) в 1956 г.;
б) в 1938 г.; г) в 1977 г.
6. Назовите основные положения концепции цивилитарного права, разработанного В.С. Нерсесянцем.
7. «Политическая власть – в собственном смысле слова, это организационное насилие одного класса для подавления другого».
Представителям какого политического учения принадлежит это высказывание?
а) либерализма; в) консерватизма;
б) большевизма; г) социализма.
8. Как соотносятся понятие «право» с одной стороны и понятия «буржуазное право», «пролетарское право», «социалистическое право» с другой стороны.
9. Охарактеризуйте обстановку сложившуюся на «правовом фронте» в СССР в 30-е годы XX века?
10. Либеральная концепция права – назовите основных авторов этой концепции? Дайте характеристику этого направления.
Основная литература:
Антология мировой политической мысли: В 5т., М., 1997, Т. 5.
История политических и правовых учений / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2003.
История политических и правовых учений: Хрестоматия / Сост. Е. А. Воротилин, М.Ф. Мачин. М., 1996.
Ленин В. И. Государство и революция. Полн. собр. соч., Т. 33.
Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983.
Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство; введение в теорию. М., 1993.
Дополнительная литература:
Кечекян. Н. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.,1958.
Курский. Д. И. Избранные речи и статьи. М., 1948.
Пашуканис. Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.
Стучка. П. И. Избранные произведения по марксистко-ленинской теории права. Рига, 1964.