Земельный кодекс рф читать. Земельный кодекс российской федерации

В Российской Федерации новый закон о земельном кадастре с 1 января 2017 года предполагает ряд изменений — создание единой учетно-регистрационной системы и единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В состав ЕГРН будут вноситься данные о недвижимости, которые сегодня содержатся в кадастре и правовом реестре.

Упрощенная процедура регистрации

Новый закон о кадастре недвижимости 2017 упрощает регистрационную процедуру и имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущей трактовкой. Сегодня кадастровый учет и регистрация прав являются разными процедурами, несмотря на то, что многие операции с недвижимостью требуют прохождении обеих процедур одновременно. Создание единого государственного реестра недвижимости позволит осуществлять одновременную подачу заявлений на обе процедуры сразу, что предоставит гражданам возможность совершать необходимые связанные с недвижимостью действия без потери лишнего времени и денег.

С 1 января 2017 регистрация прав собственности планируется проводиться без территориальной привязки будущего собственника. Сегодня данная процедура выполняется исключительно по месту нахождения субъекта Российской Федерации, поэтому если гражданин проживает в другом городе, для осуществления законодательных действий с недвижимостью субъекту необходимо в обязательном порядке приехать на свой участок.

Со следующего года процедура регистрации станет намного проще: если собственник не сможет забрать готовые документы в регистрационном пункте, он сможет обратиться в платную курьерскую доставку или воспользоваться электронной почтой.

Новый закон: надежная и быстрая регистрация объектов

Закон о земельных участках 2017 года позволит уменьшить время госрегистрации, а в момент обращения заявитель подает одно заявление. На основе этого объект вносится в кадастровый учет, и регистрируются права в течение 10 дней.

К нововведениям относится и сокращенное время при необходимости получения одной из услуг госреестра, а выписка о земельном участке выдается в течение трех дней, а не пяти как было до этого.

Создание надежной базы госреестра в электронном виде снизит риск мошенничества, защитит права собственности клиентов и обеспечит безопасность зарегистрированных данных. На основе нового законопроекта с 1.01.2017 года не будет выдаваться свидетельство о государственном праве на собственность, а вместо нее заявитель получает выписку из ЕГРН.

Новый закон о кадастре 2017 предполагает ведение дел исключительно в электронном виде, хотя в настоящее время в приоритете бумажные документы, исключение – реестровые дела. Проводить госрегистрацию с нового года будет исключительно Росреестр, а до этого момента этот орган занимался только сделками и операциями с недвижимостью, за кадастровый учет ответственна Кадастровая Палата.

Отдельная и одновременная регистрационная процедура

Государственная регистрация и учет в кадастре будут проводиться как одновременно, так и отдельно. Процедура проводится отдельно в таких случаях:

  • изменение характеристик объекта;
  • переход прав собственности;
  • прекращение существования;
  • создание нового объекта недвижимости с разрешением от госорганов.

Земельный кодекс представляет собой государственный правовой документ, который определяет земельные отношения в России. В данном акте предельно четко обозначены положения, касающиеся эксплуатации и охраны национальных земельных ресурсов, находящихся во владении, либо аренде субъектов Российской Федерации.

Правила установления публичного сервитута

Последняя редакция, которая вступила в силу в январе текущего года, утверждена согласно положению ФЗ №373 от 3 июля 2016 года. Некоторые поправки имеют исключительно технический характер, другие - направлены на адаптацию порядка изъятия участков, на которых запланировано сооружение важных объектов муниципальной инфраструктуры.

Обновленная редакция ЗК РФ предусматривает возможность утверждения публичного сервитута в целях установления на участках:

  • геодезических пунктов и сетей государственного значения;
  • гравиметрических и нивелирных пунктов;
  • специальных межевых знаков.

Кроме того, в ст. 24 ЗК РФ уточняется пункт, согласно которому сотрудники транспортных компаний, предприятий лесной промышленности, государственных организаций федерального значения, которые выполняют функцию управления национальными парками и заповедниками, имеют право на неоплачиваемое пользование участками, входящими в реестр Лесного фонда и территорий, находящихся под особым контролем государства.

Аренда земельных наделов без проведения аукциона

С 01.01.2017 года в ЗК РФ были внедрены изменения, регламентирующие правила и порядок аренды земельных наделов, пребывающих в муниципальном, либо государственном владении. Отныне договора аренды будут заключаться без предварительного аукциона в случае:

  • предоставления земельного надела, изъятого у физических лиц, либо организаций для муниципальных, либо федеральных нужд в целях системного развития территорий, которым данный участок был выделен на условиях свободного пользования по инициативе организаций местного самоуправления по итогам торгов в соответствии с ГрК РФ;
  • предоставления земельного надела для сооружения объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур субъекту, который подписал соглашение о системном развитии территории.

С учетом перечисленных поправок, новшества были внесены в ст. 39.6 и ст. 39.8 ЗК РФ. В последней редакции данного нормативно-правового документа обозначен пункт о том, что период действия арендных соглашений в вышеупомянутых случаях не может быть превышен срок актуальности соглашений о системном развитии территорий, либо сроки, определяющие сооружение объектов инфраструктуры. Помимо данных положений, в ст. 46 ЗК РФ, с 01.01.2017 года указан пункт, согласно которому расторжение арендного соглашения реально только в том случае, когда осуществление арендатором своих обязательств было грубо нарушено, либо реализовано ненадлежащим образом. Также, согласно обновленной редакции ЗК РФ, организации, с которыми были подписаны официальные договора о системном развитии территорий могут обратиться в судебный орган с иском об изъятии земельных наделов для муниципальных, либо федеральных нужд. Старой редакцией ЗК РФ такое заявление могли направить в суд:

  • субъекты природных монополий;
  • недропользователи;
  • уполномоченные организации.

В обновленной ст. 56.12 ЗК РФ указаны новые условия, правила и особенности изъятия земельных наделов, а также находящихся на них объектов частной собственности с целью системного развития территорий. В частности, в этой статье детально расписаны:

  • законно аргументированные основания для изъятия участка;
  • обязанности организаций местного управления, уполномоченных принимать надлежащие решения;
  • требования к договору, который заключен в связи с мероприятиями по изъятию земельных наделов или расположенных на их территории объектов недвижимого имущества;
  • пункты, касающиеся передачи прав на законное владение земельным участком;
  • прочие нормативные положения, которые регламентируют соглашения о системном развитии территорий и аренды земельных наделов.

Важные аспекты осуществления процедуры кадастрового учета

Согласно положениям ст. 39.11 ЗК РФ, одним из этапов в процессе подготовки к аукциону по реализации, либо передаче в аренду земельного надела по заявлению физических и юридических лиц, является кадастровый учет. Зарегистрировать право владения участком в данном документе могут исключительно те физические и юридические субъекты, которые заинтересованы в предоставлении им права пользования участком для его дальнейшего комплексного благоустройства.

Кроме того, с 1 января 2017 года подать соответствующие заявки смогут также и кадастровые инженеры, в обязанность которых входили кадастровые работы на указанном участке.

Стоит напомнить о том, что для оформления прав на участок никаких доверенностей или прочих дополнительных документов не потребуется.

Правила подачи заявления о смене вида разрешенного использования

ФЗ №361 вносит разъяснения по ст. 39.15 ЗК РФ. В последней редакции в данном нормативе появится статья следующего содержания: «Предварительное постановление о предоставлении земельного надела во владение или аренду является поводом для обращения заявителя в организации местного самоуправления с надлежащим заявлением» (ст. 39.15, п. 10.1).

Последняя редакция с комментариями

Для защиты своих законных интересов и прав, землевладельцам и арендаторам просто необходимо знать правила, которые содержит в себе последняя редакция ЗК РФ с комментариями. Обновленная редакция ЗК РФ 2017 года содержит полный свод положений, незнание которых может привести владельца или арендатора земельного участка к довольно негативным правовым последствиям.

Материал подготовлен по заказу юридической компании «Доминиум»

Земельный кодекс РФ представляет собой кодифицированный документ, который содержит основные правила, регулирующие земельные отношения на территории Российской Федерации. Принят он был в сентябре 2001 года, а уже в октябре того же года обрел законную силу. Введение в действие кодекса позволило закрепить результаты правовых преобразований, проведенных после распада Советского Союза, а также стал завершающей точкой процесса формирования рынка земли в постсоветской России, хотя становление данных отношений продолжается до сих пор.

Структура Земельного кодекса РФ

В кодифицированный документ входит 18 глав и 108 регулирующих статей (на 2017 год). Как и прочие действующие на сегодня кодифицированные нормативно-правовые документу, в ЗК РФ большая часть глав посвящена общим вопросам и понятиям, относящимся к категории земельного права. Последние пять глав кодекса устанавливают правовой режим для каждой из категорий земель (по целевому назначению) в РФ.

Земельный кодекс Российской Федерации является гарантом земельных отношений, но не подразумевает неограниченных прав на пользование и распоряжение землей. В соответствии с понятиями, раскрытыми в статьях документа, большинство категорий земель относятся к объектам товарно-денежных отношений (являются оборотоспособными). Рассматриваются внутри документа и иные способы передачи прав собственности, не подразумевающие продажу земельных участков.

Из советского земельного права, на постулатах которого частично базируется Земельный кодекс РФ, было взято деление земель на категории по целевому назначению. Так, сегодня выделяются семь категорий объектов, среди них специально выделяются земли для:

  • ведения сельского хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения),
  • земли внутри границ населенных пунктов (земли населенных пунктов),
  • земли для целей ведения промышленной деятельности,
  • особо охраняемых территорий и объектов (в первую очередь это земли заповедников, заказников, парков и т. д.),
  • земли лесного фонда (в соответствии с Лесным кодексом РФ),
  • земли водного фонда (в соответствии с Водным кодексом РФ),
  • земли резерва.

Кроме категоризации земель, ЗК РФ чётко ограничивает и круг руководящих органов, имеющих право на распоряжение земельными ресурсами. Так, вопросы смены категорий земель, а также отнесения территорий к определенным категориям, могут решаться:

  • в отношении территорий и земель, находящихся федеральном подчинении – правительством страны;
  • в отношении земель и территорий, относящихся к муниципальной или частной собственности – органы региональной исполнительной власти, органы местного самоуправления (в зависимости от формы собственности).

Объекты и субъекты земельных отношений

Основным объектом земельного права признается земля в целом, как природный объект, земельный участок (часть поверхности земли, сведения о границах которой внесены в государственный кадастр недвижимости, а также часть земельного участка.

Соответственно, субъектами земельного права являются собственники земли, в том числе граждане РФ, иностранцы и апатриды, юридические лица, публичные образования (государственные и муниципальные) в лице своих органов.

Какие вопросы регулирует Земельный кодекс РФ?

В Земельном кодексе России отражены основные действующие нормы, отвечающие за регулирование прав на землю во всех рассматриваемых значениях понятия. И с учетом того, что ЗК РФ предусматривает три основных формы собственности на землю: частную, муниципальную и государственную, под юрисдикцию кодифицированного акта подпадают любые вопросы земельных отношений внутри страны.

Наиболее частыми вопросами, решение которых происходит с привлечением судебных органов Российской Федерации, являются:

  • признание права собственности на землю, в том числе в порядке приватизации;
  • споры о границах земельных участков (об установлении (изменении) границ);
  • споры о «прирезках»;
  • споры об устранении препятствий в пользовании участком и другие.

В последней действующей редакции документа немало внимания уделено правовому регулированию приобретения в собственность государственных и муниципальных земельных участков. Связано это с реформами по приватизации земли, с незаконными захватами земельных участков и незаконными отказами уполномоченных органов в их предоставлении.

Изменения в Земельного кодекса Российской Федерации в 2016-2017 году

Как и в 2016 году, в новом 2017 ЗК РФ не остался без изменений. Изменения Земельного кодекса РФ, вступающие в силу в 2017 году во многом обусловлены принятием нового федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», под действие которого попадают и земельные участки.

С 2017 года расширяется список ситуаций, в которых проведение торгов на право аренды государственной или муниципальной земли не требуется. Вводится понятие служебного надела и выделяется четкий круг субъектов по данному институту.

Ряд норм регулирует вопросы по аренде при комплексном развитии территории.

Земельный кодекс РФ 2017

Глава I. Общие положения

Глава I.1. Образование земельных участков

Глава II. Охрана земель

Глава III. Собственность на землю

Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками

Статьи 20 — 21. Утратили силу

Глава V. Возникновение прав на землю

Статьи 28 — 34. Утратили силу

Статьи 38 — 39. Утратили силу

Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Глава V.2. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности

Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю

Выбрать редакцию Текущая 01.01.2019 25.12.2018 01.10.2018 01.09.2018 04.08.2018 08.07.2018 03.07.2018 01.07.2018 11.01.2018 01.11.2017 11.08.2017 10.08.2017 12.07.2017 01.07.2017 01.01.2017 01.09.2016 04.07.2016 23.05.2016 02.05.2016 01.01.2016 30.12.2015 09.12.2015 19.10.2015 06.10.2015 01.10.2015 24.07.2015 13.07.2015 01.04.2015 09.03.2015 01.03.2015 22.01.2015 09.01.2015 01.01.2015 22.07.2014 01.01.2014 31.12.2013 30.12.2013 06.09.2013 01.09.2013 24.07.2013 19.04.2013 04.03.2013 01.01.2013 31.12.2012 30.07.2012 25.06.2012 06.01.2012 01.01.2012 25.12.2011 14.12.2011 08.12.2011 01.12.2011 25.10.2011 02.08.2011 01.08.2011 22.07.2011 15.07.2011 01.07.2011 17.06.2011 08.04.2011 25.03.2011 31.12.2010 26.07.2010 01.04.2010 01.01.2010 29.12.2009 28.12.2009 23.08.2009 20.07.2009 17.03.2009 01.01.2009 31.12.2008 30.12.2008 24.10.2008 25.07.2008 18.07.2008 01.01.2008 08.12.2007 14.11.2007 30.10.2007 03.07.2007 29.05.2007 11.04.2007 14.03.2007 21.01.2007 01.01.2007 19.12.2006 08.12.2006 29.10.2006 01.09.2006 29.08.2006 14.07.2006 01.07.2006 08.06.2006 10.01.2005 05.01.2005 18.10.2004 01.07.2004 01.07.2003 30.10.2001

Земельный кодекс (ЗК РФ) 2019

  • проверено сегодня
  • редакция от 01.06.2019
  • вступил в силу 28.09.2001
  • Глава I. Общие положения

  • Глава I.1. Образование земельных участков

  • Глава II. Охрана земель

  • Глава III. Собственность на землю

  • Глава V. Возникновение прав на землю

  • Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

    • Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

1. Изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, расположенных в границах территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. Решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории принимается органом местного самоуправления, принявшим решение о комплексном развитии такой территории по инициативе органа местного самоуправления. Основаниями для принятия указанного решения являются утвержденные проект планировки территории и проект межевания территории.

3. Изъятие для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок указанного согласования устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. В течение семи рабочих дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, обязан:

1) обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом муниципального образования, сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

2) обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

3) обеспечить размещение на информационном щите в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

4) направить собственникам земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, и (или) лицам, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах указанной территории, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду или безвозмездное пользование, если срок окончания договоров аренды, договоров безвозмездного пользования составляет на день заключения договора о комплексном развитии территории пять и более лет (далее в настоящей статье — правообладатели), копию данного решения и проект соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории.

5. Принятие решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, допускается без осуществления государственного кадастрового учета изымаемого земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

6. Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, должно содержать:

1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества находятся в собственности физических или юридических лиц;

2) размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

3) иные условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 56.9 настоящего Кодекса.

7. В случае, если земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены физическим или юридическим лицам на основании договора безвозмездного пользования или договора аренды, срок действия которых менее срока, указанного в подпункте 4 пункта 4 настоящей статьи, изъятие таких земельных участков осуществляется путем прекращения соответствующих прав на них. Для прекращения права безвозмездного пользования или права аренды в связи с изъятием таких земельных участков, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, физическим и (или) юридическим лицам в течение семи рабочих дней со дня принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельных участков направляется уведомление о расторжении договора аренды или безвозмездного пользования в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, содержащее условие о том, что действие договора прекращается в течение пяти дней со дня получения указанного уведомления. Уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования земельным участком или договора аренды земельного участка в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подтверждает прекращение соответствующих прав указанных лиц и является основанием для государственной регистрации прекращения соответствующих прав. При этом размер убытков, подлежащих возмещению, определяется на день принятия решения об изъятии земельного участка.

8. В случае, если подлежащие изъятию у правообладателей в соответствии с настоящей статьей земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества обременены правами третьих лиц, изъятие таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества является основанием для одновременного прекращения прав третьих лиц на такие земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

9. В случае, если соглашение, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, орган местного самоуправления обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

10. Решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению.

11. В случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории и о предоставлении возмещения в связи с изъятием земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества лицо, заключившее договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляет денежные средства в счет такого возмещения на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом, или на депозит нотариуса в случае отсутствия информации о таком банковском счете.

12. Орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, вправе обращаться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, изымаемые для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, от имени указанных правообладателей. При этом выдача гражданами и юридическими лицами, являющимися правообладателями таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, доверенности на совершение указанных действий не требуется.

13. Решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, изымаемых для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, может быть оспорено в части размера компенсации за изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.