Дополнительное соглашение вступает в силу. Как правильно указать даты в дополнительном соглашении к трудовому договору? Как документально зафиксировать дополнительные дни к отпуску

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарныхдней содня официального опубликования предложения о присоединении ксоглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей содня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти,осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-право- вому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

КОММЕНТАРИЙ 1.

Части 1 и 2 комментируемой статьи определяют сроки действия соглашений.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до заключения нового соглашения, но не более трех лет. Момент вступления соглашения в силу определяется его сторонами и фиксируется в самом соглашении. При отсутствии соответствующего положения в тексте соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами.

Срок действия соглашения не может превышать трех лет. Стороны соглашения сами определяют срок действия соглашения и порядок контроля за его исполнением. Ни одна из сторон не вправе в течение срока действия соглашения в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.

Законодательством установлено ограничение на число продлений срока действия соглашения - сторонам могут продлить действие соглашения один раз на срок не более трех лет. Такое решение принимается по взаимному согласию сторон путем коллективных переговоров.

Сторона, подписавшая соглашение, вправе внести в период его действия предложения об изменениях и дополнениях к нему. Изменения и дополнения могут быть внесены в том же порядке, что и заключение нового соглашения (см. комментарий к ст. 49 ТК РФ). 2.

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает правила действия соглашения в отношении всех работодателей, состоящих в объединении, причем независимо от того, прекратили ли они членство в объединении работодателей или вступили в него после заключения соглашения. Кодекс устанавливает, что прекращение членства в объединении работодателей в период действия соглашения не освобождает работодателя от выполнения его условий. Работодатель, вступивший в объединение после того, как было заключено соглашение, должен выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением в полном объеме с момента вступления в объединение работодателей.

Данная норма имеет ключевое значение для укрепления и развития социального партнерства, поскольку позволяет обеспечить исполнение принятых объединением работодателей обязательств по соглашению всеми работодателями, принимавшими участие в его разработке или предоставившими такие полномочия соответствующим объединениям, независимо от того, сохранено ли членство в таком объединении. Эта норма полностью согласуется с соответствующими положениями Федерального закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ “Об объединениях работодателей” (ст. 8 и 9).

Важно отметить, что соглашения открыты для присоединения к ним других участников. 3.

Часть 4 комментируемой статьи предусматривает правила действия соглашения в отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Действие соглашения в отношении названных выше работодателей в случае, если они уполномочили соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления на представительство своих интересов и заключение соглашения от их имени, является логическим продолжением нормы ст. 34 ТК РФ (см. комментарий к ст. 34 ТК РФ).

Право представлять работодателей федеральными органами исполнительной власти при заключении соглашений на федеральном уровне закреплено в постановлении Правительства РФ от 10.08.2005 № 500 “О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне”. Следует отметить, что данное постановление действует только в отношении организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. 4.

Части 5 и 6 комментируемой статьи предусматривают правила действия соглашения в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем.

Вполне логично, что действие соглашения распространяется не только на работодателей, указанных в ч. 3 и 4 данной статьи, но и на их работников. Главным критерием распространения действия соглашения в отношении работников выступает заключение трудового договора с работодателем, который является стороной соглашения.

Поскольку соглашения могут заключаться на разных уровнях социального партнерства и в разных отраслях экономики, работодатели и работники могут обладать правами и нести обязанности по нескольким соглашениям одновременно. В этом случае законодатель предусмотрел приоритетное действие наиболее благоприятных условий для работников (например, более высокие размеры заработной платы, большую продолжительность оплачиваемого отпуска, более выгодные условия труда и т. п.). 5.

В части 7 комментируемой статьи законодатель установил механизм присоединения к отраслевым соглашениям, заключенным на федеральном уровне.

После заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне предусмотрена возможность их распространения на работодателей, не участвовавших в их заключении. Сделано это в интересах развития социального партнерства и с целью вовлечения большего количества организаций в коллективно-договорные отношения между работниками и работодателями.

Право предложения о распространении действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, предоставлено руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нор- мативно-правовому регулированию в сфере труда. В соответствии постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации” эти функции осуществляет Мин- здравсоцразвития России.

С целью реализации данного права стороны соглашения направляют в Минздравсоцразвития России письмо с просьбой предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему, указывая сведения о регистрации соглашения в Федеральной службе по труду и занятости (см. комментарий к ст. 50 ТК РФ) и об источнике его опубликования.

С целью уточнения круга работодателей, вовлеченных и вовлекаемых в сферу действия соглашения, Минздравсоцразвития России может также запросить у сторон соглашения их полномочность, а также список работодателей, на которых предполагается распространить действие соглашения. Данные сведения необходимы, чтобы исключить возможные спорные моменты и конфликтные ситуации между работодателями при распространении действия соглашения. Письма о присоединении публикуются в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации, а также с целью точного исчисления 30-дневного срока со дня их официального опубликования с июня 2006 г. Минздравсоцразвития России публикует их в “Российской газете”. 6.

Принимая во внимание такой принцип социального партнерства, как добровольность принятия сторонами на себя обязательств (ст. 24 ТК РФ), законодатель в ч. 8 комментируемой статьи предусмотрел механизм отказа от присоединения к соглашению. Работодателю дается 30 календарных дней для того, чтобы представить в Минздравсоцразвития России мотивированный отказ. В противном случае, по умолчанию работодатель становится стороной соглашения и, соответственно, принимает на себя обязательства по данному соглашению в отношении всех своих работников согласно нормам ч. 3 и 5 ст. 48.

Как правило, мотивированные отказы поступают от предприятий, которые находятся на грани банкротства либо в процессе реорганизации. Также в связи с переходом к новым формам статотчетности, отменой действия Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и введением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) существуют проблемы с установлением отраслевой принадлежности работодателей к тому или иному соглашению.

Чтобы усилить обоснованность отказов законодатель обязывает работодателя проводить предварительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей его работников. 7.

Внесенные в ч. 9 и 10 комментируемой статьи поправки определяют порядок опубликования заключенных на федеральном уровне соглашений и предложений о присоединении к соглашению.

Данная норма была введена законодателем в новую редакцию Кодекса после очень непростых и длительных согласований различных интересов сторон социального партнерства. Минздравсоцразвития России предоставлено право проведения консультаций по каждому отказу от присоединения к соглашению с приглашением всех заинтересованных сторон. При этом Кодекс обязывает представителей работодателя, работников и сторон соглашения принять участие в таких консультациях.

Это правило способствует достижению главной цели коллективнодоговорного регулирования социально-трудовых отношений - повышению роли переговорного процесса, развитию социального диалога и укреплению социального партнерства с тем, чтобы согласование интересов сторон трудовых правоотношений происходило путем коллективных переговоров, а разногласия не доводились до коллективных трудовых споров, забастовок и массовых акций протеста.

Трудовым кодексом РФ также устанавливается, что порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к таким соглашениям после согласования с РТК будут утверждены нормативным правовым актом Минздравсоцразвития России. Таким образом, механизм распространения действия отраслевых (межотраслевых) соглашений федерального уровня социального партнерства получает дальнейшее развитие в правоприменительных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

к договору о присоединении

№ 4нс/635855 от 14.10.2009

г. Москва «____» _______ 2012 г.

«вымпел-коммуникации» (ОАО «Вымпелком»), именуемое в дальнейшем «оператор», в лице начальника отдела по работе с операторами дирекции по корпоративному бизнесу регионального управления центрального региона Головановой Людмилы Викторовны, действующей на основании доверенности № 53 от 23.01.2012, с одной стороны, и

закрытое акционерное общество «Ярославль-GSM», именуемое в дальнейшем «яр GSM», в лице генерального директора Крюкова Сергея Михайловича, действующего на основании устава с другой стороны,

именуемые каждое в отдельности «сторона», а совместно «стороны», заключили настоящее дополнительное соглашение к договору № 4нс/635855 от 14.10.2009 (далее – договор) о нижеследующем:

1. в связи с регистрацией 25.04.2012 присоединения ОАО «севертранском» к ОАО «Вымпелком» и перехода правопреемственности к ОАО «Вымпелком» по всем правам и обязанностям, принятым ранее ОАО «севертранском», стороны договорились внести следующие изменения в договор №4нс/635855 от 14.10.2009 (далее – договор):

1.1. изложить преамбулу договора в следующей редакции:

«открытое акционерное общество «вымпел-коммуникации» (ОАО «Вымпелком»), именуемое в дальнейшем «оператор», в лице начальника отдела по работе с операторами дирекции по корпоративному бизнесу регионального управления центрального региона Головановой Людмилы Викторовны, действующей на основании доверенности № 53 от 23.01.2012, с одной стороны и

закрытое акционерное общество «Ярославль-GSM», именуемое в дальнейшем «яр GSM», в лице генерального директора Крюкова Сергея Михайловича, действующего на основании устава, с другой стороны, вместе именуемые «стороны», принимая во внимание наличие у сторон следующих лицензий:

1. «оператор» действует в рамках лицензии №84305 от 16.02.2011 на на территории ярославской области,

2. «яр GSM» имеет лицензию №64623 от 12.03.2009 на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи на территории ярославской области».

1.2. по тексту договора № 4нс/635855 от 14.10.2009 ОАО «севертранском» читать как ОАО «Вымпелком».

1.3. раздел 15 договора « и реквизиты сторон» изложить в следующей редакции:

полное или сокращенное наименование фирмы (в соответствии с учредительными документами) ЗАО «Ярославль-GSM» ОАО «Вымпелком»

юридический адрес ЗАО «Ярославль-GSM»

Новая редакция Ст. 48 ТК РФ

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Комментарий к Статье 48 ТК РФ

Статья 48 Трудового кодекса РФ рассказывает о нюансах действия соглашения. В соответствии с нынешней редакцией данной статьи за сторонами соглашения сохраняется право на его продление на срок до трех лет, однако отныне такой возможностью стороны могут воспользоваться лишь однократно.

Кроме того, в статье уточнен порядок действия сторон в случае отказа работодателя от присоединения к соглашению, чего до определенного момента сделано не было. В подобной ситуации под эгидой руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области труда, организуются дополнительные консультации с участием представителей сторон соглашения.

Другой комментарий к Ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Общие правила действия соглашения определяются Рекомендацией МОТ N 91 (см. п. 1 комментария к ст. 43 ТК РФ).

2. Момент вступления соглашения в силу определяется его сторонами и фиксируется в самом соглашении. При отсутствии соответствующего положения в тексте соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами.

Трудовой кодекс ограничивает срок действия соглашения тремя годами. Конкретный срок действия соглашения может быть определен в самом соглашении. По истечении установленного срока действие соглашения прекращается.

Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Продление действия соглашения осуществляется по взаимному волеизъявлению сторон, достигаемому в результате проведения коллективных переговоров. Действие соглашения может быть продлено только один раз.

3. Части 3 и 4 комментируемой статьи определяют работодателей, в отношении которых действует то или иное соглашение. К ним относятся: 1) работодатели, которые являются членами объединения работодателей, заключившего соответствующее соглашение, на момент заключения соглашения либо вступили в это объединение в период действия соглашения (даже если работодатель прекратил членство в объединении работодателей, он продолжает нести обязанности по соглашению); 2) работодатели, которые не являются членами объединения работодателей, но уполномочили объединение работодателей участвовать в коллективных переговорах от их имени; 3) работодатели, которые присоединились к соглашению после его заключения; 4) работодатели - государственные и муниципальные учреждения, иные организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, если соглашение заключено от их имени органом государственной власти или органом местного самоуправления (об этом см. ст. 34 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила присоединения работодателей к соглашению законом не установлены и определяются на практике в самих соглашениях либо решениями комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

4. Часть 5 ст. 48 определяет круг работников, в отношении которых действует соглашение. Ими являются работники, которые состоят в трудовых отношениях с работодателями, подпадающими под действие соглашения.

5. Поскольку соглашения заключаются на пяти уровнях социального партнерства, работодатели зачастую одновременно несут обязанности не по одному, а по нескольким соглашениям одновременно. При этом нормы соглашений могут вступать в противоречие друг с другом. В таких случаях применению подлежат условия наиболее благоприятные для работников (условия, устанавливающие более высокий размер заработной платы, большую продолжительность оплачиваемого отпуска и т.п.).

6. Части 7, 8, 9 ст. 48 устанавливают особую процедуру - распространение действия соглашения на новых субъектов. Такая возможность предусмотрена Рекомендацией МОТ N 91 "О коллективных договорах". В ней определено, что "в случае необходимости и с учетом действующей системы коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех работодателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора".

а) коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся;

б) требование о распространении действия коллективного договора как общее правило исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся или предпринимателей;

в) предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространение коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.

Процедура распространения действия соглашения, предусмотренная ТК, отличается от предлагаемой со стороны МОТ. Во-первых, может быть распространено действие только отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне и регионального соглашения о минимальной заработной плате. Во-вторых, юридически значимым признается предложение о распространении действия соглашения, выдвинутое исключительно органами государственной власти.

Предложение о распространении действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, должно исходить от руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда - Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Соответствующее предложение выдвигается по инициативе сторон соглашения и должно быть официально опубликовано. Данное предложение выдвигается не раньше опубликования самого соглашения и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Оно адресуется работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения.

Работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения вправе представить в указанный федеральный орган исполнительной власти письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению. В том случае, когда такой отказ не представлен, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения. Решение относительно присоединения к соглашению принимается работодателем после консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, которая объединяет работников данного работодателя. Протокол соответствующих консультаций должен быть приложен к отказу от присоединения к соглашению.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе инициировать проведение консультаций с работодателем, отказавшимся присоединиться к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне. Участниками таких консультаций являются представители работодателя, представители первичной профсоюзной организации и сторон соглашения. Результатом этих консультаций является принятие работодателем окончательного решения о присоединении или отказе от присоединения к соглашению.

7. Соглашения должны быть опубликованы. По общему правилу порядок опубликования соглашений определяется их сторонами. Исключение составляют отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне. Порядок их опубликования, а также опубликования предложения о присоединении к соглашению определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Пока соответствующий порядок не определен, предложение о присоединении к соглашению должно быть официально опубликовано в "Российской газете" или в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" (Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

  • Вверх

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно указать даты в дополнительном соглашении к трудовому договору. Ситуация 1. При переводе сотрудников на "эффективный контракт" мы заключаем дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указываем, что стороны договорились внести изменения и дополнения в трудовой договор, изложив его в новой редакции. В трудовом договоре есть пункты "Настоящий трудовой договор вступает в силу с..." и "Дата начала работы...". В дополнительном соглашении (новой редакции трудового договора) эти пункты должны оставаться неизменными?
Ситуация 2. Работник переводится на другую должность. В дополнительном соглашении к трудовому договору эти пункты также не меняются? Например, сотрудница была принята на должность медицинской сестры по физиотерапии 01.02.2013, а 01.07.2014 переведена на должность медицинской сестры по массажу. Нужно ли менять пункты "Настоящий трудовой договор вступает в силу с 01.02.2013 г." и "Дата начала работы 01.02.2013 г." в дополнительном соглашении?

Ответ

Ситуация 1. При переводе сотрудников на "эффективный контракт" мы заключаем дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указываем, что стороны договорились внести изменения и дополнения в трудовой договор, изложив его в новой редакции. В трудовом договоре есть пункты "Настоящий трудовой договор вступает в силу с..." и "Дата начала работы...". В дополнительном соглашении (новой редакции трудового договора) эти пункты должны оставаться неизменными?
Да, трудовые отношения уже возникли между сотрудником и учреждением на основании заключенного ранее трудового договора (ст. 16 ТК РФ). Поэтому дата начала работы остается неизменной. В отношении новых условий вполне допустимо в конце дополнительного соглашения указать: Трудовой договор в настоящей редакции применяется к правоотношениям сторон, возникшим после подписания настоящего дополнительного соглашения обеими сторонами.

Мы рекомендуем прочитать материал о дополнительном соглашении к трудовому договору по этой ссылке.

Ситуация 2. Работник переводится на другую должность. В дополнительном соглашении к трудовому договору эти пункты также не меняются? Например, сотрудница была принята на должность медицинской сестры по физиотерапии 01.02.2013, а 01.07.2014 переведена на должность медицинской сестры по массажу. Нужно ли менять пункты "Настоящий трудовой договор вступает в силу с 01.02.2013 г." и "Дата начала работы 01.02.2013 г." в дополнительном соглашении?

В дополнительном соглашении к трудовому договору о переводе сотрудника на другую должность пункты, касающиеся даты вступления в силу трудового договора и даты начала работы не указываются. В нем указываются только те условия, которые изменяются при переводе: трудовая функция (наименование должности в соответствии со штатным расписанием, условия оплаты труда, режим труда и отдыха (если изменяются). Также в нем указывается дата вступления в силу дополнительного соглашения (а не трудового договора).

Например:

… 1. Изложить пункт 1.1 трудового договора в следующей редакции: «По настоящему трудовому договору Работодатель предоставляет Работнику работу по должности бухгалтера, а Работник обязуется лично выполнять указанную работу в соответствии с условиями настоящего трудового договора».

2. Изложить п. 5.1 трудового договора в следующей редакции: «Работнику устанавливается должностной оклад в размере _______ руб.»

3. Все другие условия трудового договора от _________ № _______ считать неизменными и
обязательными для исполнения сторонами.

4. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, по одному экземпляру для Работника и Работодателя, и вступает в силу с ______________. Оба экземпляра имеют равную юридическую силу.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как оформить перевод сотрудника на постоянную работу в пределах одной организации

Виды переводов

В Трудовом кодексе РФ предусмотрено два вида переводов на другую работу: и (ст. , ТК РФ).

Виды постоянного перевода

При постоянном переводе сотрудник может быть переведен:

    на новую работу у такого работодателя;

    Отличие перевода от перемещения

    Следует различать перевод на другую работу в пределах одной организации от . В обоих случаях сотрудник остается работать в пределах той же организации. Однако эти понятия не идентичны. При перемещении сотрудника меняется его рабочее место. При этом условия трудового договора и трудовая функция остаются прежними. То есть сотрудник выполняет ту же работу при смене рабочего места. В этом случае получать согласие на перемещение самого сотрудника не нужно.

    При переводе происходит изменение условий трудового договора и трудовой функции сотрудника. Сотрудник считается переведенным на новую должность в той же организации (без изменения местности) при выполнении хотя бы одного из условий:

    • изменение трудовой функции, предусмотренной трудовым договором. При этом место работы может измениться или оставаться прежним;

      изменение структурного подразделения, в котором работает сотрудник. В случае когда структурное подразделение как место работы было указано в трудовом договоре с сотрудником.

    Перевод допускается только с письменного согласия сотрудника. Запрещается переводить сотрудника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

    Инициатор перевода

    Перевод на постоянную работу в пределах одной организации возможен по инициативе:

      сотрудника;

      работодателя.

    Такой порядок предусмотрен в статьях и Трудового кодекса РФ.

    Документальное оформление перевода

    Если инициатором перевода выступает сотрудник, он пишет . Если администрация организации - нужно получить письменное согласие сотрудника на перевод. На практике чаще всего согласие оформляется следующим образом. Сотрудник пишет на приказе о переводе: «Согласен на перевод». В то же время уведомить сотрудника нужно до издания приказа (ст. и ТК РФ). Унифицированной формы уведомления не предусмотрено, поэтому организация может оформить его в . На нем сотрудник должен письменно выразить свое согласие или несогласие на перевод. При отказе сотрудника от перевода его можно уволить:

    Если инициатива о переводе исходит от руководителя структурного подразделения, нужно подготовить . В этом документе руководитель подразделения должен дать характеристику профессиональным и деловым качествам сотрудника и обосновать причину перевода. На представлении руководитель организации ставит свою резолюцию.

    Независимо от того, кто выступает инициатором перевода, основанием для издания приказа о переводе по (), утвержденной , или по являются изменения к трудовому договору. Изменения к трудовому договору оформите в виде .

    Также при переводе необходимо обращать внимание на срок заключенного договора и характер будущих отношений, поскольку в ряде случаев возложенный перевод может быть сопряжен с изменением срока трудового договора. Так, например, если текущие отношения носят срочный характер, а по новой должности - бессрочный, то может возникнуть необходимость не только перевести сотрудника на новую должность, но и оформить изменение вида трудового договора. Такая необходимость может возникнуть и в ситуации, например, когда текущие отношения заключены на неопределенный срок, но новая должность предполагает наличие срочного трудового договора (например, в случае перевода на должность генерального директора, чей срок полномочий может быть ограничен уставом организации). Поскольку в общем случае , переход сотрудника на новую должность при необходимости смены характера отношений (срока трудового договора) необходимо будет оформить не как перевод, а как увольнение с последующим приемом на работу.


Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Об этом говорится в статье 48 Трудового кодекса РФ.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении:
  • всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя
    от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
  • работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
  • органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (ст. 34 Трудового кодекса РФ).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня офици
ального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Изменение и дополнение соглашения может производиться в порядке, предусмотренном не только Трудовым кодексом РФ, но и самим соглашением. Соответствующая норма зафиксирована в статье 49 Трудового кодекса РФ.
Согласно статье 50 Трудового кодекса РФ соглашение должно быть направлено на уведомительную регистрацию в течение
семи дней со дня подписания его сторонами. Вступает в силу соглашение вне зависимости от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении указанной процедуры соответствующие органы выявляют условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавших соглашение.
Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (ст. 51 Трудового кодекса РФ).
При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Так сказано в статье 54 Трудового кодекса РФ.
За нарушение или невыполнение соглашения виновников также ожидает штраф (ст. 55 Трудового кодекса РФ).

Еще по теме Вступление в действие и изменение соглашения:

  1. Вступление в действие и изменение коллективного договора
  2. Пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов. Ответственность и санкции за нарушающие антимонопольное законодательство соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, защита прав потерпевших от таких соглашений и согласованных действий
  3. 3. Германский вопрос после вступления в силу парижских соглашений
  4. Порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов.
  5. Предупреждение и согласование ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов
  6. Раздел 6. Консультации между государствами-членами по действующим международным соглашениям
  7. 12.5. Вступление договора в силу. Действие международного договора
  8. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ КОУЧ- НАСТАВНИКА ПО ИЗМЕНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СОТРУДНИКА

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология -