Об утверждении положения "о порядке предоставления льгот по уплате местных налогов, сборов и иных платежей, поступающих в местный бюджет мытищинского муниципального района". Налоговые льготы

Налоговый кодекс (далее - Кодекс) под льготами по налогам понимает преимущества одних налогоплательщиков перед другими (п. 1 ст. 56 НК РФ). В небезызвестном постановлении Пленума ВАС РФ уменьшение налоговой обязанности путем применения льгот отнесено к получению налоговой выгоды (п. 1 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Применять преференции нужно в строгом соответствии с требованиями законодательства о налогах.

Льготы по налогу являются факультативным, то есть необязательным, элементом налогообложения. Они могут устанавливаться в необходимых случаях (п. 2 ст. 17 НК РФ). Следовательно, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления. Налоговые льготы должны быть предусмотрены законодательством о налогах (п. 1 ст. 56 НК РФ). Установление льгот - исключительная прерогатива законодателя (определения КС РФ от 14.10.2004 № 311-О, от 20.11.2003 № 392-О). Например, льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 56, абз. 4 п. 3 ст. 12, ст. 356, п. 2 ст. 372 НК РФ).

Налоговые преференции могут иметь, в частности, форму освобождения от уплаты налога или его уплату в меньшей сумме. Предоставляются они отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). Так, Конституционный Суд РФ поясняет, что принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории налогоплательщиков, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям. При этом принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями плательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование. В таких предметных сферах налогового права, как предоставление льгот, законодатель, в силу Конституции, обладает достаточно широкой сферой усмотрения (определение КС РФ от 09.06.2005 № 287-О). При этом в индивидуальном порядке (например для отдельной компании) налоговые льготы предусмотрены быть не могут (п. 1 ст. 56 НК РФ). Также существует запрет и на их установление в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Еще одной чертой льгот является то, что от их применения можно отказаться либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ). Следовательно, применение льгот является правом, а не обязанностью.

К региональным относятся налоги: на имущество организаций, транспортный, на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ).


Перечень категорий компаний и объектов, освобождаемых от налога на имущество организаций, приведен в статье 381 Кодекса. Кроме того, региональными законами о налоге могут быть предусмотрены льготы по нему и основания их применения (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ). Такие преференции являются дополнительными к указанным в статье 381 Кодекса.

Кодекс не содержит перечня льгот по транспортному налогу. Вместе с тем он предоставляет право введения льгот по налогу и оснований для их использования региональным законодателям (ст. 356 НК РФ).

Законодатели субъектов РФ порой устанавливают льготы по региональным налогам с нарушением требований Кодекса. Льготы, установленные Кодексом, подлежат применению на всей территории РФ независимо от того, воспроизведены они региональными законами или нет (определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11). Не соответствуют Кодексу, в частности, льготы, изменяющие элементы налогообложения, которые установлены Кодексом и определять которые региональные законодатели не вправе Например, законодатели субъекта РФ не могут предусматривать льготы в виде изменения порядка определения налоговой базы по региональным налогам. Ведь установление налоговой базы и порядка ее формирования по ним является прерогативой федерального законодателя (п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 53, ст. 356, 359, п. 2 ст. 372, ст. 375-376 НК РФ). Вместе с тем такие ситуации на практике встречаются. Еще ошибкой, которую могут допустить законодатели субъектов РФ, устанавливая региональные налоги, является некорректное определение льготируемых лиц. Так, неправомерным может быть признано введение льгот в отношении отдельных лиц или группы лиц. Ведь льготы по налогам могут устанавливаться только в отношении отдельных категорий плательщиков, а не конкретных лиц. Ситуация усугубляется тем, что Кодекс не разъясняет понятие "категория налогоплательщиков".

Местные льготы

Закрытый перечень лиц, относящихся к льготной категории плательщиков НИФЛ, установлен п. 1 ст. 407 НК РФ. В этот перечень вошли:

  • герои Советского Союза и герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • инвалиды с детства;
  • участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  • граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;
  • физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

В гл. 32 НК РФ в полном объеме сохранен ранее действовавший перечень категорий граждан, имеющих льготу по уплате налога на имущество физических лиц, который прежде был установлен Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Перечисленные категории налогоплательщиков освобождаются от уплаты налога в отношении находящихся в их собственности и не используемых в предпринимательской деятельности объектов ранее указанного имущества.

Важно помнить, что налоговая льгота предоставляется вне зависимости от количества оснований для ее применения только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика (п. п. 3 и 4 ст. 407 НК РФ).

Пример. Гражданин 1954 года рождения (II группа инвалидности) имеет в собственности две квартиры, гараж и хозяйственное строение на дачном участке. У гражданина два основания на льготу: пенсионный возраст и инвалидность. Независимо от этого льготу по НИФЛ он будет иметь только по одному основанию в отношении одной из двух квартир (по выбору), в отношении гаража и хозблока на дачном участке.

НИФЛ относится к числу местных налогов. В соответствии с НК РФ муниципалы вправе вводить и отменять его своими нормативно-правовыми актами. Для социально незащищенных категорий граждан в гл. 32 НК РФ закреплены минимальные гарантии, действующие на всей территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 12 НК РФ представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. В этом же пункте закреплено, что налоговые льготы по местным налогам могут устанавливаться в порядке и в пределах, которые предусмотрены главой НК РФ по соответствующему налогу.

Если обратиться к п. 2 ст. 399 НК РФ, то там сказано, что при установлении НИФЛ нормативными правовыми актами местных властей (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

А это значит, что установленные ст. 407 НК РФ ограничения применяются исключительно в отношении льгот, предусмотренных на федеральном уровне. На "собственные" местные льготы эти ограничения не распространяются. Такое разъяснение дал Минфин России в Письме от 13.11.2014 N 03-05-04-01/57508.

ФНС России также разъяснила (п. 2 Приложения к Письму ФНС России от 08.04.2015 N БС-4-11/5919 "О направлении разъяснений по установлению льгот по налогу на имущество физических лиц"), что органы местного самоуправления имеют право предоставить дополнительные льготы в отношении тех категорий налогоплательщиков, которые установлены п. 1 ст. 407 НК РФ.

Поскольку льготы носят заявительный характер, налогоплательщик до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, должен уведомить налоговую инспекцию об объектах, в отношении которых будет применяться налоговая льгота. Если этого не сделать, то налоговую льготу предоставят в отношении объекта с максимальной суммой налога.

Налоговые льготы, в том числе и по региональным налогам, зачастую становятся полем для обширных злоупотреблений. В связи с этим к налоговым льготам приковано пристальное внимание со стороны контролирующих органов. Даже добросовестному налогоплательщику нужно быть готовым доказывать свое право на применение налоговых льгот

26.05.2015

Налоговый кодекс (далее - Кодекс) под льготами по налогам понимает преимущества одних налогоплательщиков перед другими (п. 1 ст. 56 НК РФ). В небезызвестном постановлении Пленума ВАС РФ уменьшение налоговой обязанности путем применения льгот отнесено к получению налоговой выгоды (п. 1 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Применять преференции нужно в строгом соответствии с требованиями законодательства о налогах. В его перипетиях порой разобраться не просто. О ряде проблем, с которыми может столкнуться компания при применении льгот по региональным налогам, мы расскажем в статье.

Признаки налоговых льгот

Льготы по налогу являются факультативным, то есть необязательным, элементом налогообложения. Они могут устанавливаться в необходимых случаях (п. 2 ст. 17 НК РФ). Следовательно, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (определение КС РФ от 05.07.2001 № 162-О).

Налоговые льготы должны быть предусмотрены законодательством о налогах (п. 1 ст. 56 НК РФ). Установление льгот - исключительная прерогатива законодателя (определения КС РФ от 14.10.2004 № 311-О, от 20.11.2003 № 392-О). Например, льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 56, абз. 4 п. 3 ст. 12, ст. 356, п. 2 ст. 372 НК РФ).

Налоговые преференции могут иметь, в частности, форму освобождения от уплаты налога или его уплату в меньшей сумме. Предоставляются они отдельным категориям налогоплательщиков (п. 1 ст. 56 НК РФ). Так, Конституционный Суд РФ поясняет, что принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории налогоплательщиков, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям. При этом принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями плательщиков являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование. В таких предметных сферах налогового права, как предоставление льгот, законодатель, в силу Конституции, обладает достаточно широкой сферой усмотрения (определение КС РФ от 09.06.2005 № 287-О). При этом в индивидуальном порядке (например для отдельной компании) налоговые льготы предусмотрены быть не могут (п. 1 ст. 56 НК РФ). Также существует запрет и на их установление в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Еще одной чертой льгот является то, что от их применения можно отказаться либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ). Следовательно, применение льгот является правом, а не обязанностью.

Законы субъектов РФ и применение налоговых льгот

К региональным относятся налоги: на имущество организаций, транспортный, на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ). Учитывая существующие ограничения в сфере игорного бизнеса, остановимся в нашей статье на первых двух налогах.

Напомним, что налог на имущество организаций и транспортный налог устанавливаются Кодексом и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Кодексом региональными законами и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов (ст. 356, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Перечень категорий компаний и объектов, освобождаемых от налога на имущество организаций, приведен в статье 381 Кодекса. Кроме того, региональными законами о налоге могут быть предусмотрены льготы по нему и основания их применения (абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ). Такие преференции являются дополнительными к указанным в статье 381 Кодекса. Данный подход разделяет Минфин России, а также суды (письмо Минфина России от 14.05.2010 № 03-05-04-01/29; определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).

Кодекс не содержит перечня льгот по транспортному налогу. Вместе с тем он предоставляет право введения льгот по налогу и оснований для их использования региональным законодателям (ст. 356 НК РФ).

Законодатели субъектов РФ порой устанавливают льготы по региональным налогам с нарушением требований Кодекса. Сразу же оговоримся, что не является ошибкой отсутствие в законе субъекта РФ о налоге на имущество организаций льгот, поименованных в статье 381 Кодекса. Льготы, установленные Кодексом, подлежат применению на всей территории РФ независимо от того, воспроизведены они региональными законами или нет (определение ВС РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11). Не соответствуют Кодексу, в частности, льготы, изменяющие элементы налогообложения, которые установлены Кодексом и определять которые региональные законодатели не вправе (определения ВС РФ от 28.07.2010 № 1-Г10-14, от 12.12.2007 № 91-Г07-27, от 05.12.2007 № 16-Г07-28). Например, законодатели субъекта РФ не могут предусматривать льготы в виде изменения порядка определения налоговой базы по региональным налогам. Ведь установление налоговой базы и порядка ее формирования по ним является прерогативой федерального законодателя (п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 53, ст. 356, 359, п. 2 ст. 372, ст. 375-376 НК РФ). Подобные выводы сделаны и в письмах Минфина России (письма Минфина России от 10.03.2011 № 03-05-04-01/05, от 22.02.2011 № 03-05-04-01/03).

Вместе с тем такие ситуации на практике встречаются. Так, Верховный Суд РФ признал противоречащими Кодексу положения закона субъекта РФ, согласно которым от налога на имущество освобождались организации "в части имущества, созданного (приобретенного, реконструированного, введенного) в рамках реализации инвестиционного проекта <...> на период полной окупаемости, но не более 3 лет с момента ввода проекта, а для приоритетных инвестиционных проектов - на период полной окупаемости затрат, но не более 5 лет". Кроме того, под льготу попадали также "организации, реализующие инвестиционные проекты с использованием расконсервированных объектов основных производственных фондов, в части имущества, созданного (приобретенного, реконструированного, введенного) в рамках реализации инвестиционного проекта <...> на период полной окупаемости, но не более 2 лет с момента ввода проекта" (определение ВС РФ от 07.06.2006 № 59-Г06-9). Данный вывод сделан Судом со ссылкой на то, что законом субъекта РФ установлен в отношении указанной категории компаний особый порядок определения базы по налогу на имущество. Ее определение для данных организаций региональным законом поставлено в зависимость от периода окупаемости, то есть от финансовых показателей их деятельности. Таких критериев Кодекс не содержит, такими полномочиями региональных законодателей не наделяет.

Еще ошибкой, которую могут допустить законодатели субъектов РФ, устанавливая региональные налоги, является некорректное определение льготируемых лиц. Так, неправомерным может быть признано введение льгот в отношении отдельных лиц или группы лиц (определение ВС РФ от 10.01.2003 № 51-Г02-58). Ведь, как мы уже указывали, льготы по налогам могут устанавливаться только в отношении отдельных категорий плательщиков, а не конкретных лиц. Ситуация усугубляется тем, чтоКодекс не разъясняет понятие "категория налогоплательщиков". Минфин России сформировал свой подход к толкованию данного термина. Так, он указал, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков (письма Минфина России от 02.02.2012 № 03-05-04-02/10, от 31.01.2012 № 03-05-06-01/03, от 29.03.2010 № 03-11-06/2/44, от 02.06.2009 № 03-11-11/96, от 27.02.2009 № 03-11-11/29, от 22.10.2008 № 03-05-04-01/36, от 14.07.2008 № 03-02-07/1-280). В ряде писем к таким признакам Минфин России относит, в частности, виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство и др.), размеры предприятий (микро-, малые, средние предприятия), место их расположения (удаленные, малозаселенные, депрессивные в экономическом развитии районы), потребителей работ, услуг (государственный и муниципальный заказ, услуги для населения и др.) и др. (письма Минфина России от 29.03.2010 № 03-11-06/2/44, от 02.06.2009 № 03-11-11/96, от 27.02.2009 № 03-11-11/29) Признаки, по которым налогоплательщики могут быть объединены в одну категорию, названы и Верховным Судом РФ. Это может быть отраслевая принадлежность организации, численность ее работников, размер произведенных ею капитальных вложений (определение ВС РФ от 17.05.2006 № 44-Г06-7). При этом в качестве такого признака нельзя рассматривать показатель прибыли за определенный период. Объясняют это судьи тем, что он носит дискриминационный характер по отношению к компаниям, которые ведут одни и те же виды деятельности, в одинаковых условиях, но с разными финансовыми возможностями.

А что делать налогоплательщику, подпадающему под льготу по региональному закону в случае, если он сомневается в ее правомерности? Так, компания может попытаться признать в судебном порядке закон субъекта РФ не соответствующим Кодексу(п. 3 ст. 6 НК РФ). Однако это длительный процесс. Принимать же решение об использовании льготы по региональному налогу компании нужно своевременно. Самым осторожным и наименее рискованным подходом в таком случае является отказ от преференции. Ведь, как мы уже отмечали, налогоплательщик имеет на это право. Вместе с тем сомнения компании могут оказаться беспочвенными. Кроме того, исход судебного разбирательства (в случае его возбуждения) предугадать заранее невозможно. Более того, в соответствии с Кодексом налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). При этом законодательство о налогах включает в себя в том числе законы о налогах субъектов РФ. С учетом указанного, по нашему мнению, до признания положений закона субъекта РФ в части установленных льгот не соответствующими Кодексу компания вправе их применять. С данными выводами согласно и финансовое ведомство (письмо Минфина России от 20.08.2008 № 03-02-07/1-352).

При принятии ею такого решения в случае признания закона субъекта РФ в указанной части нелегитимным в судебном порядке возможны последствия. Налоговые органы могут доначислить сумму недоимки по региональному налогу (как если бы организация не применяла льготу), а также пени и штраф. На наш взгляд, такие действия контролеров неправомерны. Правда, не исключено, что доказывать это придется в суде.

Защитить свое право на применение льготы до момента признания закона субъекта РФ не соответствующим Кодексу компания может так. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта (в т.ч. закона субъекта РФ) вступает в законную силу немедленно после его принятия (п. 4 ст. 195 АПК РФ). Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (п. 5 ст. 195 АПК РФ).

Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда РФ, решение суда, которым нормативный правовой акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания. Оно означает лишь признание акта недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению. Как любое судебное решение, оно обязательно к исполнению всеми субъектами, которых касается (пост. КС РФ от 27.01.2004 № 1-П, от 11.04.2000 № 6-П; определение КС РФ от 15.11.2007 № 763-О-О). Следовательно, лишь с момента принятия судебного решения о несоответствии Кодексу региональный закон является недействующим и не подлежит применению (полностью или частично). До признания закона субъекта РФ неправомерным в части льгот по региональному налогу компания применяла положения действующего акта законодательства о налогах. Значит, она действовала как добросовестный налогоплательщик, используя до указанного момента предусмотренные законом субъекта РФ льготы. С учетом этого у компании не возникает недоимки по региональному налогу, а следовательно, и пеней (ст. 11, п. 1 ст. 75 НК РФ). В связи с отсутствием в ее действиях виновного противоправного деяния не возникает и ответственности компании за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 54 Конституции; ст. 106, 109 НК РФ). Следовательно, отсутствуют основания для начисления ей налоговых штрафов.

Неурегулированные моменты применения налоговых льгот

Компании могут столкнуться при применении льгот по региональным налогам также с тем, что ряд вопросов не урегулированКодексом.

Так, например, Кодекс не уточняет, как должен быть заявлен отказ компании от применения льгот. В связи с этим неоднозначна следующая ситуация. Допустим, компания не применяла льготу и не заявляла ее в декларации за налоговый период, при этом официально не уведомляла инспекцию об отказе от ее применения. Может ли она впоследствии воспользоваться льготой за этот период, заявив в уточненной декларации? Официальные разъяснения по данному вопросу нам не известны. Вместе с тем арбитры указывают, что факт неучета льготы при составлении декларации за конкретный период сам по себе не означает отказ фирмы от ее применения (п. 16 пост. Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9). В другом решении судьи разъяснили, что налогоплательщик вправе подать уточненные декларации, в которых может заявить установленную на соответствующие налоговые периоды льготу и с ее учетом определить сумму налога (пост. Тринадцатого ААС от 14.08.2007 по делу № А56-8212/2007). Данные выводы поддержал ФАС Северо-Западного округа (пост. ФАС СЗО от 14.11.2007 № А56-8212/2007). При этом он указал, что если налогоплательщик при составлении декларации за конкретный налоговый период не учел льготу, то данное обстоятельство само по себе не означает отказ налогоплательщика от ее использования в этом периоде. С учетом сложившейся арбитражной практики, по нашему мнению, в данной ситуации компания вправе заявить в уточненной налоговой декларации льготу по региональному налогу.

Другая ситуация. Кодексом или законом субъекта РФ для целей применения льготы по налогу на имущество установлено целевое использование имущества. При этом по факту отдельные объекты используются компанией частично или полностью не по данному назначению. Вправе ли фирма воспользоваться льготой в отношении такого имущества?

Объект обложения и база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета основных средств (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ). Единицей бухучета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Следовательно, к тем объектам, которые полностью используются не по установленному целевому назначению, льгота по налогу не применяется. Такого же мнения придерживается Минфин России (письмо Минфина России от 15.12.2004 № 03-06-01-04/159).

Если же объекты основных средств используются не по установленному назначению частично, то ситуация является спорной.Кодекс ее не разъясняет. Так, с одной стороны, он не запрещает применять льготы по налогу к такому имуществу. Кроме того, по мнению контролирующих ведомств, если один и тот же объект основных средств используется для осуществления льготируемого и не льготируемого по налогу на имущество вида деятельности, то преференция применяется в целом по объекту (письма Минфина России от 07.06.2011 № 03-05-05-01/37, ФНС России от 11.10.2011 № ЗН-4-11/16789@). С другой стороны, законодательно не предусмотрено деление инвентарного объекта для целей налогообложения пропорционально каким-либо показателям (площади, выручки и пр.). Следовательно, если Кодексом или законом субъекта РФ установлено целевое использование имущества, то такое требование предъявляется в целом к объекту. Несоответствие объекта данному требованию в какой-либо части может расцениваться как его невыполнение, а применение к таким объектам льготы по налогу - как получение необоснованной налоговой выгоды (пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). Кроме того, слепо следовать позиции контролирующих органов, изложенной в приведенных письмах, опасно. Так, письмо Минфина России является ответом на частный вопрос. В описанной в нем ситуации не по назначению, установленному для применения льготы, использовалось менее одного процента от общей площади объекта. В письме ФНС России описание ситуации и вопроса отсутствует. Судебная практика по данной проблеме автору не известна.

Столкнувшись с подобной ситуацией, компаниям придется самостоятельно принимать решение о применении (неприменении) льготы по налогу на имущество, оценивая все аргументы за и против. Учитывая, что она не урегулирована законодательно, а также в связи с отсутствием судебной практики, на наш взгляд, целесообразно придерживаться более осторожного подхода - не применять льготу по налогу. При принятии компанией противоположного решения следует быть готовым к повышенному вниманию к данной ситуации со стороны налоговых органов.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МЫТИЩИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

Об утверждении Положения "О порядке предоставления льгот по уплате местных налогов, сборов и иных платежей, поступающих в местный бюджет Мытищинского муниципального района"

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации , Бюджетным кодексом Российской Федерации , на основании Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области", рассмотрев представленный И.о. Главы Мытищинского муниципального района проект Положения "О порядке предоставления льгот по уплате местных налогов, сборов и иных платежей, поступающих в местный бюджет Мытищинского муниципального района", Совет депутатов Мытищинского муниципального района решил:

1. Утвердить Положение "О порядке предоставления льгот по уплате местных налогов, сборов и иных платежей, поступающих в местный бюджет Мытищинского муниципального района" (прилагается).

2. Признать утратившим силу решение Совета депутатов Мытищинского района от 10.06.1998 N 30/4 "Об утверждении Положения "О предоставлении налоговых льгот хозяйствующим субъектам в Мытищинском районе".

3. Настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования.

4. Льготы по уплате местных налогов и сборов, предоставленные до вступления в силу настоящего решения, действуют в соответствии с требованиями определенными соответствующими решениями Совета депутатов Мытищинского муниципального района.

5. Данное решение и Положение подлежат публикации в газете "Родники".

Председатель Совета депутатов Г.И.Киселев

Приложение. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ МЫТИЩИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Приложение
к решению Совета депутатов
Мытищинского муниципального района
от 24.08.2006 г. N 40/5

1. Общие положения

Настоящим Положением в соответствии с Налоговым кодексом РФ , Бюджетным кодексом РФ и Законом Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ устанавливается общий порядок рассмотрения, предоставления и отмены льгот, а также основания, условия и порядок их использования налогоплательщиками на территории Мытищинского муниципального района.

2. Основные понятия

Льготой по налогам, сборам и иным платежам признается предоставляемая категориям налогоплательщиков в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Московской области и настоящим Положением, возможность не уплачивать налог, сбор и иной платеж либо уплачивать их в меньшем размере посредством применения налогового вычета, уменьшения налоговой базы, исключения определенных элементов из объекта налогообложения или снижения налоговых ставок в части платежей, зачисляемых в бюджет Мытищинского муниципального района, по местным налогам и сборам и иным платежам.

Налогоплательщиками для целей настоящего Положения признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги, сборы и иные платежи в местный бюджет.

Инициатором разработки проекта решения о предоставлении льгот по уплате местных налогов, сборов и иным платежам могут выступить администрация Мытищинского муниципального района, Совет депутатов Мытищинского муниципального района, налогоплательщик, объединения налогоплательщиков, по чьей инициативе будет разрабатываться проект решения о предоставлении льготы.

3. Предоставление льгот

3.1. Льготы по налогам, сборам и иным платежам в местный бюджет предоставляются на основании решений Совета депутатов Мытищинского муниципального района.

3.2. Льготы могут предоставляться по налогам, сборам и иным платежам в пределах компетенции органов местного самоуправления. При этом применение льгот должно наступать не ранее вступления в юридическую силу указанных решений.

3.3. В соответствии с действующим законодательством, льготы могут предоставляются только категориям плательщиков, включая льготы физическим лицам.

3.3. Проект решения о предоставлении льгот по налогам, сборам и иным платежам рассматривается Советом депутатов при наличии соответствующего заключения Управления социально-экономического развития администрации Мытищинского муниципального района.

4. Требования к содержанию решений о предоставлении льгот

4.1. В решениях о предоставлении льгот по налогам, сборам и иным платежам должны быть определены:

а) цели установления налоговых льгот;

в) вид налога (сбора или иного платежа), по которому устанавливается льгота;

г) размер налоговой льготы (сбора или платежа);

д) срок действия установленных льгот;

е) основания и условия использования льгот;

ж) требования к претендентам на получение льгот в случае их условного (целевого) характера при необходимости заключения налогового соглашения между администрацией Мытищинского муниципального района и налогоплательщиками, претендующими на получение льготы;

з) направления использования средств, высвобождающихся у налогоплательщика в результате предоставления льгот.

4.2. Налогоплательщики - юридические лица, использующие льготы по налогам (сборам и иным платежам), представляют в Управление социально-экономического развития администрации Мытищинского муниципального района Мытищинского муниципального района расчет суммы высвободившихся средств по итогам налогового (отчетного) периода и отчет о целевом их использовании в соответствии с утвержденными формами отчетности (приложение N 1).

5. Порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании Совета депутатов

5.1. Инициатор обращается к Главе Мытищинского муниципального района или в Совет депутатов Мытищинского муниципального района с заявлением о предоставлении льготы, в котором содержится:

Цель установления льготы;

Вид налога, сбора и иного платежа, по которому предполагается льгота;

Сумма льготы;

Срок действия льготы;

Основания и условия использования льготы;

Предполагаемый перечень налогоплательщиков, попадающих в указанную категорию;

Примерная оценка доходов бюджета, выпадающих в результате введения льготы;

Предложения о порядке введения в действие решения, сроке его действия;

Направления использования средств, высвобождающихся у налогоплательщика в результате предоставления льготы:

Иные необходимые сведения.

5.2. По результатам рассмотрения заявления инициатора Управление социально-экономического развития администрации Мытищинского муниципального района подготавливает заключение о целесообразности и возможности предоставления льготы.

5.3. Решение о предоставлении льготы принимается Советом депутатов Мытищинского муниципального района.

6. Условия предоставления льгот налогоплательщикам - юридическим лицам

6.1. Предоставляемые льготы должны носить целевой характер. Налогоплательщик, претендующий на получение льготы, помимо выполнения требований, перечисленных в настоящем Положении, должен выполнить дополнительные условия, установленные в решении о предоставлении льгот.

К таким условиям могут относятся:

а) направление средств, высвобождаемых вследствие снижения платежей, на цели, указанные в решении;

б) выпуск (реализация) указанной в решении продукции (работ, услуг), выполнение установленного в решении заказа;

в) другие требования, установленные Советом при принятии решения и в соответствии с действующим законодательством.

6.2. Льготы налогоплательщикам, направляющим высвобождающиеся средства на финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию Мытищинского муниципального района или на инвестиционную деятельность, предоставляются в пределах объема средств, направленных на перечисленные цели.

6.3. Средства, высвобождающихся у налогоплательщика в результате предоставления льготы, могут быть использованы по следующим направлениям:

а) развитие организации, обеспечение занятости, сохранение и увеличение рабочих мест;

б) укрепление материально-технической базы организации;

в) социальная защита работников;

г) инвестиции, связанные с новым строительством, реконструкцией, техническим перевооружением;

д) пополнение оборотных средств.

6.3. Штрафные санкции за нецелевое использование льгот устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, и при этом предусмотренные законодательством налоги, сборы и иные платежи взыскиваются в местный бюджет в полном размере.

7. Категории налогоплательщиков - юридических лиц, которым могут предоставляться льготы

а) по виду осуществляемой ими деятельности (виду выпускаемой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ).

В этом случае, льготируемый вид деятельности должен относиться к основным видам деятельности налогоплательщика, и рассчитанный в стоимостных показателях удельный вес выпуска (реализации) указанной в решении продукции (работ, услуг) в общем объеме производства в среднем за период, за который уплачивается налог, должен быть не менее 50%;

б) по принципу участия налогоплательщиков в осуществлении мероприятий, решающих социально-экономические проблемы Мытищинского муниципального района;

в) по принципу участия налогоплательщиков в инвестиционной деятельности в соответствии с программами социально-экономического развития Мытищинского муниципального района, утвержденными Советом депутатов;

г) по принципу использования труда работников, нуждающихся в социальной защите.

8. Анализ эффективности действия льгот

8.1. С целью анализа эффективности проводимой налоговой политики Управление социально-экономического развития администрации Мытищинского муниципального района составляет ежегодную аналитическую справку о результатах предоставления налоговых льгот.

8.2. Аналитическая справка должна содержать информацию:

а) о количестве и характеристике налогоплательщиков, пользующихся льготами, по категориям;

б) о сумме средств, высвобождающихся у налогоплательщиков в результате предоставления налоговых льгот, и направлениях их использования;

в) об оценке достижения цели, для реализации которой предоставлены льготы;

г) выводы о дальнейшей целесообразности применения установленной льготы.

8.3. Ежегодная аналитическая справка представляется в Совет депутатов Мытищинского муниципального района одновременно с отчетом об исполнении бюджета за прошедший финансовый год.

8.3. Форма аналитической справки приводится согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

9. Учет, контроль и ответственность

9.1. Налогоплательщики - юридические лица обязаны обеспечить ведение раздельного бухгалтерского учета льготируемых видов деятельности и представлять расчеты сумм льгот и отчеты об их использовании в соответствии с установленной формой отчетности (форма 1) согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

9.2. Налогоплательщики - юридические лица, претендующие на получение льгот, а также пользующиеся ими, представляют первые экземпляры расчетных и отчетных форм, завизированные Управлением социально-экономического развития администрации Мытищинского муниципального района Мытищинского муниципального района, налоговому органу в срок, установленный для сдачи отчетов по соответствующим налогам, сборам и иным платежам, по которым применена льгота. Копии отчетных форм остаются в Управлении социально-экономического развития администрации Мытищинского муниципального района Мытищинского муниципального района.

9.3. Налогоплательщики - физические лица оформляют право на пользование налоговой льготой в соответствующем налоговом органе.

Для учета льгот, предоставленных налогоплательщикам - физическим лицам, уполномоченный орган, ведущий учет таких граждан, направляет соответствующие сведения в налоговый орган и Управление социально-экономического развития администрации Мытищинского муниципального района Мытищинского муниципального района.

9.3. На основании ежеквартальных отчетов налогоплательщиков - юридических лиц и информации налогового органа о льготах, заявленных налогоплательщиками – физическими лицами, Управление социально-экономического развития подготавливает сводные квартальные отчеты об использовании средств, высвобождающихся у налогоплательщиков в результате пользования налоговыми льготами. Ежеквартальные отчеты представляются Главе Мытищинского муниципального района.

9.5. При непредставлении налогоплательщиками отчетности по применению льгот в установленные сроки льготы за данный отчетный период не предоставляются, платежи налогов взыскиваются в местный бюджет в полном размере.

9.6. В случае, если налогоплательщик не воспользовался правом пользования льготой и не представил документы, подтверждающие это право, налог исчисляется в полном размере.

Приложение N 1

к Положению

СОГЛАСОВАНО:

(уполномоченный орган администрации Мытищинского муниципального района
Мытищинского муниципального района) м.п.

"___" ________________ 200___ г.

В налоговый орган____________________________________________________________

Полное наименование налогоплательщика ____________________________________________

_________________________________________________________________________________

Ответственное лицо (исполнитель) ___________________________________________________

тел. ___________________

ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ, ВЫСВОБОЖДЕННЫХ У ОРГАНИЗАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТ ПО НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ПЛАТЕЖАМ

ЗА _________________ 200__ ГОД

(отчетный период)

Показатели

Сумма
руб.

Оценка
эффективности
налоговых
льгот

Общая сумма средств, высвобожденных у организации в
результате применения льгот по налогам, сборам и иным платежам

Направление использования высвобожденных средств - всего

В том числе:

На развитие организации, обеспечение занятости, сохранение и увеличение рабочих мест

На укрепление материально-технической базы организации

На благотворительные цели

На восстановление храмов и иных культовых учреждений

На развитие образовательных учреждений, улучшение материального положения, социальные нужды учащихся (студентов), преподавателей и обслуживающего персонала данных учреждений

На финансирование строительства, реконструкции объектов, на техническое перевооружение

На прочие цели, кроме указанных выше
(указатель какие)

Руководитель организации _____________ _______________________

Главный бухгалтер _____________ _______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение N 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЯ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ МЫТИЩИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Приложение N 2
к Положению

(в тыс. руб.)

Перечень налогоплательщиков

Сумма
высвободившихся
средств

Оценка
достижения
цели

Выводы о целесообразности предоставления налоговой льготы

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Комм. Шаталов С.Д.

Льготами по налогам и сборам (налоговыми льготами - в терминологии ст.12, 17 и 21 НК) признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Налоговые льготы могут уменьшать подлежащую уплате сумму налога или сбора вплоть до полного освобождения от уплаты того или иного налога.
Статья не ограничивает простора для предоставления самых разнообразных налоговых льгот, поэтому у законодателя (особенно на федеральном уровне) имеются достаточно широкие возможности для поиска оптимальных решений, включая дополнительные вычеты или скидки при определении налоговой базы, пониженные налоговые ставки и т.д., если это не вступает в конфликт с НК и другими актами законодательства о налогах и сборах, как это может случиться в силу содержащихся в ст.53 НК (см. комментарии) жестких ограничений на правила определения налоговой базы и применения налоговых ставок.
В соответствии с п.1 ст.56 основания, порядок и условия применения налоговых льгот должны устанавливаться законодательством о налогах и сборах, а нормы этого законодательства не могут носить индивидуального характера.
Вместе с тем п.2 этой же статьи (ныне исключенный) допускал индивидуальные льготы по федеральным, региональным и местным налогам (но не сборам) "в исключительных случаях", для чего законодательные органы власти (представительные органы местного самоуправления) должны были принять соответствующий нормативный правовой акт законодательства о налогах и сборах.
Это положение было не только крайне сомнительным по своей сути, но и плохо согласовалось с концепцией НК и его направленностью на создание разумной и справедливой налоговой системы в России.
При сохранении в НК указанной нормы можно было прогнозировать поток лоббистов от отдельных налогоплательщиков к законодателям всех уровней, доказывающих, и не без успеха, необходимость персональных льгот и исключительность их случаев, тем более что НК не дает никаких ориентиров в отношении того, какие случаи могут считаться исключительными. В итоге налоговая система России могла оказаться похожей на решето.
Однако большого ущерба налоговая система понести, по-видимому, не успела из-за кратковременности действия этой нормы. С 18 августа 1999г. норма о допустимости индивидуальных налоговых льгот исключена из рассматриваемой статьи. Для тех налогоплательщиков, которые до ее отмены уже успели получить индивидуальные налоговые льготы, предусмотрены специальные переходные положения ("дедушкина оговорка"), зафиксированные в ст.2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ" от 09.07.1999г. №154-ФЗ. В соответствии с ними, если в период с 1 января до 10 августа 1999г., когда индивидуальные налоговые льготы были возможны, налогоплательщику были предоставлены такие льготы региональными органами законодательной власти или представительными органами местного самоуправления (на федеральном уровне в это время индивидуальные налоговые льготы не предоставлялись), то эти льготы действуют в течение всего того срока, на который они были предоставлены. Если же при предоставлении таких налоговых льгот сроки их использования не устанавливались, то они прекращаются с 1 января 2000г.
Пункт 2 (п.3 - в прежней редакции) рассматриваемой статьи предоставляет налогоплательщику, а в силу п.3 ст.21 НК и плательщику сборов, право отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. При этом допускается, что НК в специально оговоренных случаях может лишить налогоплательщика такого права и обязать его использовать налоговые льготы.
В связи с таким правом налогоплательщика подчеркнем, что приостановление использования налоговой льготы возможно только на время, кратное налоговому периоду. По большинству налогов это означает, что подобное приостановление возможно на один, два года или большее число лет, но невозможно на месяц, квартал или полтора года. В то же время по отдельным налогам, например НДС, со значительно более короткими налоговыми периодами (месяц, квартал) такое приостановление возможно и на периоды меньше одного года.
Нормы ст.56 заслуживают более глубокой проработки, поскольку не отвечают на вопрос о том, в каком порядке должны использоваться налоговые льготы. Не отвечает на этот вопрос и ст.21 НК, наделяющая налогоплательщика правом "использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах". Конечно, можно надеяться на то, что упомянутый порядок по каждому конкретному налогу будет описан в специальной части НК, а также в региональном и местном законодательстве о налогах и сборах, но общие подходы и правила заслуживали вынесения в первую часть НК.
Прежде всего, для использования налоговых льгот необходимы соответствующие основания. Если такие основания присутствуют, возникает вопрос: должен ли налогоплательщик доказывать это налоговым органам и получать от них подтверждение на право использовать льготный режим или ему достаточно будет проинформировать налоговые органы о наличии таких оснований и намерении воспользоваться налоговой льготой? Возможен и третий вариант, при котором налогоплательщик может заявить о таких основаниях и использовании налоговой льготы post factum, т.е. при представлении налоговой декларации и уплате налога. Наконец, теоретически можно обойтись вообще без какого-либо информирования налоговых органов, предоставив последним возможность самостоятельно провести расследование и попытаться найти соответствующие основания.
В продекларированных Налоговым кодексом условиях тотальной правоты и презумпции невиновности налогоплательщика, когда все неустранимые сомнения решаются в его пользу, эти вопросы далеко не бессмысленны. Законодатель изначально должен стремиться к тому, чтобы неустранимых сомнений относительно прочтения норм закона было как можно меньше.
Не менее важен и порядок, в котором налогоплательщик будет отказываться от использования налоговых льгот или приостанавливать их использование. В качестве иллюстрации можно привести нормы Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", предусматривающие возможность отдельным налогоплательщикам, например "инвалидным организациям", отказаться от некоторых налоговых льгот, предусмотренных ст.5 этого Закона. Поскольку в соответствии со ст.5 Вводного закона ссылки в п.3 (теперь в п.2) ст.56 НК на Налоговый кодекс приравниваются к ссылкам на действующие законы о налогах и сборах, возможность отказаться от использования налоговых льгот может быть реализована, только если иное не предусмотрено упомянутым законом о НДС, разрешающим, в свою очередь, такой отказ лишь очень узкой группе налогоплательщиков и обязывающим остальных налогоплательщиков использовать налоговые льготы.
Пока же в распоряжении налогоплательщиков и налоговых органов есть только разъяснение из совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999г. №41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ", в соответствии с которым сам по себе факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении налоговой декларации за конкретный налоговый период не означает его отказа от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
По-видимому, из приведенного разъяснения можно сделать вывод о том, что отказ от использования (или приостановление использования) налоговой льготы должен быть явно выражен налогоплательщиком, например, в форме заявления (уведомления), направляемого в налоговый орган. В этом документе налогоплательщик должен явно сформулировать - с указанием на конкретные нормы Кодекса или действующего закона о налоге, - от каких именно налоговых льгот он отказывается и на какое время. Логично было бы установить, что такой документ подается заблаговременно и не может быть изменен или отозван налогоплательщиком в указанный период времени, при этом можно было бы допустить его автоматическое продление, если налогоплательщик не выразил желания отказаться от такой практики в будущем. Перечисленные условия в случае их реализации способствовали бы открытости и стабильности отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами и свели бы к минимуму споры между ними.


Льготами по налогам и сборам являются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации).
Все налоговые льготы имеют одну общую цель - сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Реже преследуется другая цель - отсрочка или рассрочка платежа, что в конечном счете (учитывая, что отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях) косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств налогоплательщика.
Однако по механизму своего действия налоговые льготы имеют существенные различия.
В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога - предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы направлена льгота, они могут быть разделены на три группы:
изъятия;
скидки;
освобождения (схема 1-16).
Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.
В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), т.е. не подлежит налогообложению.
Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций предусматривает значительное число изъятий. Например, не подлежит налогообложению прибыль от производства продуктов детского питания, от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов и др.
Изъятия предусмотрены и Законом о подоходном налоге с физических лиц. Так, с целью придания конкурентоспособности государственным займам выигрыши и суммы, полученные в их погашение, не включаются в состав совокупного облагаемого дохода, т.е. не облагаются налогом.
В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.
Косвенные налоги также используют этот вид льгот.
Согласно ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» от налогообложения освобождаются, например, операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, за исключением операций по инкассации, и др.
Схема 1-18
ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ.

Валовой налог
Расходы Благотворительные Снижение ставки
на строительство взносы Сокращение валового налога
жилого Отсрочка, рассрочка платежей
дома Налоговая амнистия
Расходы на Замена натуральным
содержание исполнением
детей и иждивенцев Налоговый кредит
Изъятия Скидки Освобождения
Изъятия могут быть постоянными или предоставляться на ограниченный срок.
Например, Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций предусматривает освобождение от налогообложения прибыли, полученной от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет (п. 6 ст. 6).
Изъятия могут предоставляться как всем плательщикам налога, так и отдельной их категории.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» налог не взимается со стоимости жилых домов и транспортных средств, переходящих в порядке наследования инвалидам 1 и II групп.
Скидки - это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.
В отношении налогов на прибыль и доходы скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством: перечисления в благотворительные фонды, учреждениям образования, здравоохранения, культуры, затраты на природоохранные мероприятия и т.п.
В зависимости от влияния на результаты налогообложения скидки могут быть подразделены на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика).
Как и изъятия, в зависимости от отсутствия или наличия ограничений по субъектам льготы этой группы могут быть общими, которыми пользуются плательщики независимо от субъективных признаков, и специальными, использование которых позволено лишь определенным категориям субъектов.
Под освобождениями понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Окладная сумма (валовой налог) - это результат умножения количества единиц налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога. В налогах, размер которых определяется путем раскладки между налогоплательщиками общей суммы, намеченной к поступлению (раскладочные налоги), окладная сумма существует как заранее определенная величина.
Освобождения - это прямое сокращение налогового обязательства налогоплательщика. Выгода здесь предоставляется непосредственно в отличие от выгод, предоставляемых изъятиями и скидками, которые сокращают окладную сумму косвенно. Освобождения более чем другие виды льгот способны учитывать имущественное положение налогоплательщика.
Если от льгот первых двух видов ббльшую выгоду получает плательщик, доходы которого облагаются по высокой ставке, то одинаковое в количественном выражении освобождение сохраняет ббльшую долю дохода плательщику с низкими доходами.
Например, один налогоплательщик имеет годовой доход 50 тыс. руб., а другой - 100 тыс. руб. Обоим предоставлено право на скидки в размере 5 тыс. руб. Если при прогрессивном налогообложении указанные доходы попадают в разные налоговые разряды, то льгота более результативна для второго налогоплательщика. Так, если доходы до 50 тыс. руб. облагаются по ставке 10%, а сверх этой суммы - по ставке 20%, то первый налогоплательщик заплатил бы без учета льготы 5 тыс. руб. (50 тЫс. руб. х 10%), а второй - 15 тыс. руб. (50 тыс. руб. х 10% + 50 тыс. руб. х 20%). Если плательщики применят льготу, то первый заплатит налог в размере 4,5 тыс. руб. [(50 тыс. руб. - - 5 тыс. руб.) х 10%], а второй - 14 тыс. руб. . Нетрудно заметить, что одинаковая в количественном отношении льгота экономит первому плательщику 0.5 тыс. руб., а второму - 1 тыс.руб.
Если в таком же размере плательщикам будет предоставлено освобождение от уплаты налога, то у первого плательщика налогового обязательства вообще не возникнет (50 тыс. руб. х 10% - 5 тыс. руб. = 0 руб.), а второй должен будет заплатить 10 тыс. руб. [(50 тыс. руб. х 10% + 50 тыс. руб. х 20%) - - 5 тыс. руб. = 10 тыс. руб.]. В этом случае первый плательщик экономит 10% своих доходов, а второй-только 5%.
Освобождения от уплаты налога можно разделить на виды по формам предоставления льготы.
Снижение ставки налога. Например, согласно Закону о налоге на прибыль предприятий и организаций ставка налога понижается на 50% для предприятий, в штате которых 50% и более составляют пенсионеры и инвалиды.
Сокращение окладной суммы (валового налога). Окладная сумма может быть сокращена частично или полностью, на определенное время или бессрочно.
Полное освобождение от уплаты налога на определенный период получило название налоговых каникул.
Освобождение от уплаты налога не следует путать со сложением недоимки, т.е. списанием безнадежных долгов по налогам и сборам, которое проводится в исключительных ситуациях экономического, социального или юридического характера, вызвавших невозможность взыскания налога (ст. 59 части первой НК РФ).
Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога - это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы ст. 61-64,68 части первой НК РФ.
Налоговый кредит. Налоговый кредит, так же как и отсрочка или рассрочка уплаты налога,- форма изменения срока уплаты налога. Различия состоят в том, что максимальный срок отсрочки или рассрочки в соответствии с НК РФ составляет шесть месяцев, а кредит может предоставляться на срок до одного года. Различия есть и в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. Однако если необходимость получения льгот вызвана причинением лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы либо задержкой бюджетного финансирования, оплаты государственного заказа, то проценты не начисляются.
Основания, условия и порядок предоставления налогового кредита установлены в ст. 65,68 части первой НК РФ.
Инвестиционный налоговый кредит. Эта льгота состоит в предоставлении организациям, инвестирующим средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение производства, создание новых технологий, а также выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов, права уменьшать свои налоговые выплаты с последующей поэтапной уплатой этих сумм и начисленных процентов.
Если максимальный срок налогового кредита составляет один год, то инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В договоре об инвестиционном налоговом кредите определяется вид налога, сумма кредита, срок действия договора, размер процентов, порядок погашения, меры по обеспечению выполнения условий договора (залог, поручительство), ответственность сторон.
Целевой налоговый кредит. Целевой налоговый кредит - это замена уплаты налога (части налога) в денежном выражении натуральным исполнением. Вместо внесения в бюджет денежной суммы налогоплательщик в счет уплаты налога поставляет в пользу бюджетных организаций или учреждений свою продукцию, оказывает им услуги, проводит работы.
Предоставление такой льготы предусматривалось Законом РФ от 20 декабря 1991 г. № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите» (ст. 11-14). Согласно Закону льгота предоставлялась налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в случае выполнения им особо важного заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории.
Если плательщик желал получить такую льготу, он заключал налоговое соглашение с местной администрацией. Это соглашение впоследствии подлежало утверждению местным органом власти при рассмотрении соответствующего бюджета.
В случае нарушения предприятием налогового соглашения вся сумма, причитавшаяся к уплате в бюджет при отсутствии такого соглашения, а также 25% этой суммы в виде штрафа взыскивались с него в соответствующий местный бюджет. Решение об этом принималось администрацией, заключившей соглашение. Решение могло быть обжаловано предприятием в судебном порядке.
Такое натуральное налогообложение свойственно кризисным этапам экономического развития, сопровождаемым снижением платежеспособности, увеличением взаимной задолженности участников рынка и государства и др.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что налоги можно уплачивать только в денежной форме - наличной или безналичной (ст. 58 части первой НК РФ). Возможность предоставления целевого налогового кредита Кодексом не предусмотрена.
Возврат ранее уплаченного налога (части налога). Эта разновидность освобождения имеет также название налоговой амнистии (термин «налоговая амнистия» применяется и в связи с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций).
Примером налоговой амнистии является льгота, предусмотренная подл. «а» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»: при вывозе с территории Российской Федерации товаров, приобретенных с уплатой налога на добавленную стоимость, сумма налога возвращается предприятиям-экспортерам.
Зачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов). Сумма налога на прибыль, уплаченная российским предприятием за рубежом в соответствии с законодательством других стран, засчитывается при уплате налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в Российской Федерации по прибыли, полученной за границей.
Иногда в счет уплаты одного налога может засчитываться другой.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» сумма исчисленного налога на имущество, переходящее в собственность граждан в порядке наследования, в случае наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир), дач и садовых домик*ов в садоводческих товариществах, уменьшается на сумму налога на имущество физических лиц, подлежащую уплате этими лицами за указанные объекты.