Государственная собственность на землю. Государственная и муниципальная собственность на землю

Если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.

Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:

  1. ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
  2. Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
  3. Приобретение земли государством согласно принятым законам.

Государственной собственностью являются земли :

  • лесные ресурсы;
  • обороны и безопасности;
  • территории, подлежащие особой охране;
  • водный фонд;
  • территории сельскохозяйственного использования;
  • населенные пункты;
  • территории, имеющие культурную, историческую ценность;
  • зоны рекреации;
  • земли промышленности, связи, транспорта и др.

Виды государственной собственности

Существуют следующие виды государственной собственности на землю:

  • федеральная;
  • региональная;
  • муниципальная.

Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.

На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней .

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих :

  1. Вступление в силу законодательных актов.
  2. Разграничение территорий.
  3. Приобретение земли согласно действующему порядку.
  4. Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

В городах федерального значения после прекращения прав собственности на землю участок переходит во владение муниципалитету.

Разграничение госсобственности на землю

Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.

Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.

Порядок разграничения включает обширный комплекс работ по землеустройству. Обязательным условием разграничения является регистрация участков. Неразграниченная земля не внесена в реестр и не имеет кадастрового номера.

Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.

Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.

Ранее вопрос разграничения регулировал закон №101 от 17.07.2001 . В 2006 году его действие прекратилось после вступления в силу . Этот правовой акт внес изменение в Земельный кодекс и систему государственной регистрации недвижимости.

Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.

Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.

Заключение

  1. Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
  2. В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
  3. Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
  4. Земля не может иметь нескольких собственников.
  5. Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
  6. Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
  7. Земля распределяется по определенным категориям.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по государственной собственности на землю

Вопрос: Где содержится информация о разграниченных земельных участках?

Ответ: Государственная регистрация проводится касательно земельных участков, которые относятся к недвижимости. Для проведения процедуры необходимо, чтобы объект имел границы, адрес и другие характеристики.

В РФ действует ГКН , который является госкадастром недвижимости. В нем содержатся технические данные, на основе которых определяется расположение участка и методы его использования. Определенная информация в госкадастре является временной. Если в течение двух лет сведения не появились в ЕГРП, то данные из госкадастра удаляются.

ЕГРП представляет собой реестр прав собственности и включает сведения об аренде, ипотеке, обременении недвижимости.

Право государственной собственности на землю закреплено в Конституции РФ, согласно ст. 9 которой земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, или муниципальных образований (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).

Государственная собственность на землю согласно ЗК РФ и федеральными законами делится:

  • на собственность Российской Федерации (федеральную собственность);
  • субъектов Российской Федерации;
  • собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ.

Государственную землю в собственность: Видео

В соответствии со статьей 5 «Участники земельных отношений» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) наряду с гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями участниками земельных отношений являются Российская Федерация (РФ) и ее субъекты, которым принадлежит право государственной собственности на землю. Такие земли с полным основанием можно называть «государственными». Государственные земли ─ это земли, находящиеся в государственной собственности.

Согласно Статье 214 «Право государственной собственности» Гражданского кодекса Российской федерации (ГК РФ) и Статье 16 «Государственная собственность на землю» ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Это, помимо всего прочего, означает, что муниципальные и государственные земли ─ совсем не одно и то же.

Право государственной собственности на землю является совокупностью юридических норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности земельных участков государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Это ─ в объективном смысле.

В субъективном смысле под правом государственной собственности на землю понимается право собственности государства, выступающего в качестве субъекта права. Субъекты государственной собственности на землю в данном случае ─ Российская Федерация (федеральные власти) и ее субъекты.

Поскольку государственный учет земель проходит этап своего становления, достаточно большой массив составляют т. н. неразграниченные государственные земли. В соответствии со Статьей 1 «Основные принципы земельного законодательства» ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю (или, точнее говоря, правовые основы и порядок ее разграничения на виды государственной собственности на землю ─ собственность Российской Федерации и собственность ее субъектов) ─ устанавливаются федеральными законами.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Законом предусмотрено разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, которое до настоящего момента полностью не реализовано.

Право собственности на земельные участки у РФ и ее субъектов возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, субъектов РФ возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Виды государственной собственности. Государственной собственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности рФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

– занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

– предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

– отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;

– занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах их компетенции. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления, если ЗК рФ или законами субъекта РФ не предусмотрено иное.

Участками, которые предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду, находящимися в государственной собственности, владеют и пользуются юридические лица и граждане, которым они были предоставлены. РФ и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение такими участками.

Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ, п. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (п. 1 ст. 125 ГК РФ).

В отличие от прежнего земельного законодательства, по которому этот вид собственности был обезличен, ЗК РФ распределил земельную собственность между государственными уровнями.

Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

Определены следующие уровни государственной собственности на землю:

а) федеральная собственность (федеральные земли). К ним относятся прежде всего земли, занятые объектами, отнесенными исключительно к федеральной собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 17 ЗК РФ).

В состав федеральных земель, в частности, входят:

  • – земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ;
  • – земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, информатики и связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли ЗАТО, земли лесного и водного фондов федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;
  • – земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебнооздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;
  • – земельные участки Российской академии наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений федерального значения, федеральных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводчсских хозяйств, государственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых утверждает Правительство РФ;
  • – иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ; в соответствии с Конституцией РФ, нормами ЗК РФ международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе (Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации") и в исключительной экономической зоне (Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации").

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяйственного производства и иных целей. В государственную собственность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами;

б) собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных земель, а также земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

К собственности субъектов РФ относятся:

  • – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
  • – земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
  • – иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Субъекты РФ в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям могут приобретать в собственность земельные участки в результате заключения сделок по приобретению земельных участков, в результате их выкупа для государственных нужд и т.п.

Специфика права государственной собственности на землю заключается в следующем:

  • – данный вид права собственности характерен высоким уровнем своих субъектов. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Таким образом, государство является в правоотношениях собственности представителем народа при осуществлении владения, пользования и распоряжения землей. Оно обязано реализовать свои полномочия собственника не в интересах одного гражданина и отдельных групп лиц, а в совокупном интересе всех проживающих на территории государства народов, с тем чтобы интересы одних народов не удовлетворялись в ущерб другим народам;
  • – государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. Земли, находящиеся в собственности государства, могут использоваться в таких целях, какие недопустимы для иных, негосударственных организаций и граждан. Например, использование земель иод размещение предприятий, производящих вооружение; под военные полигоны, аэродромы; под выращивание наркосодержащих культур для медицинских целей и других государственных задач. Таким образом, цели использования земель, находящихся в государственной собственности, многообразны и продиктованы интересами функционирования государства;
  • – основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности. Если граждане и иные негосударственные организации приобретают землю в собственность в порядке реализации законодательства о земельной реформе и по основаниям, предусмотренным законом, то государство наделено земельной собственностью Декретом "О земле", принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 8 ноября (26 октября) 1917 г., а в соответствии с принятым ЗК РФ и федеральными законами государственная собственность на землю была разграничена на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность);
  • – правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением надзорных функций за использованием земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или превышением его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.

Обобщая характеристику государственной собственности па землю, можно сделать следующие выводы:

  • 1) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению. Так, использование земель для военных нужд присуще только федеральной собственности; использование земель для предприятий энергетического машиностроения возможно как для федеральной, так и для собственности субъектов РФ. И наоборот, чем ниже уровень собственности, тем уже диапазон целевого использования земель, находящихся в собственности;
  • 2) в одной и той же административно-территориальной единице (например, город, район) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим. Это усложняет роль административно-территориальных образований и увеличивает возможность правовых ошибок при принятии управленческих решений. Наиболее типичной из них является превышение компетенции должностными лицами и органами местного самоуправления.