Бергман и Кьеркегор: дерзость отчаяния. Философия С

теолог и писатель .

Биография .

Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в семье разбогатевшего купца - бывшего крестьянина Петера Кьеркегора, 5 мая 1813 года.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году . Степень магистра получил в1841 году , защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков .

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Этапы творчества .

Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

  1. - («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)
  2. - («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами : «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)
  3. Полемика - в «Корсаре » с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом
  4. - («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)
  5. - - период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).

Основные идеи .

Три стадии человеческого существования

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

  • эстетическая,
  • этическая,
  • религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог - совершенен, человек - нет.

Отчаяние

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью , не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости . Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание - результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека - уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.

Где я? Что значит сказать "мир"? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто "я"? Как я оказался в этом мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлечённым в это громадное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться?

С. Кьергегор. «Философские крохи, или Крупицы мудрости» . Послесловие.

Истинная вера, как считал Кьергегор, не является результатом усвоения религиозной традиции , она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх

Страх (Angst ) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного . Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Рациональность и Экзистенциализм

В противовес развитию, которое придал немецкому классическому идеализму Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рационального знания и первичности индивидуального отношения к существованию - а также вытекающих из этого отношения поступков и действий. В этом смысле позиция датского мыслителя, с одной стороны, близка к Канту, утверждавшему о "первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным" , а с другой - принципиально расходится с кантовским утверждением о (само)достаточности универсальных этических критериев в деле осуществления человеком свободного личностного выбора ("Страх и трепет" , заключительный фрагмент "Или - или" и др.).

Оценка такой позиции как иррационалистической оспаривается в исследовательской литературе .

Русское написание имени .

Могила Сёрена Кьеркегора

Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке - Кьеркегор. В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.

С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому - Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор .

Интересные факты .

  • 5 мая 2013 года, в день 200-летия философа, на логотипе (из серии юбилейных «дудлов») русскоязычного Google было изображено, как маленькие человечки пишут огромными перьями название поисковика.

Избранные работы .

  • 1841 - О понятии иронии (Om Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates )
  • 1843 - Или-или (Enten-Eller ; включает части Диапсалмата , Несчастнейший , Дневник обольстителя , Эстетическая ценность брака и др., которые часто издаются отдельно)
  • - Две назидательные беседы
  • 1843 - Страх и трепет (Frygt og Bæven )
  • 1843 - Повторение (Gjentagelsen )
  • 1844 - Философские крохи (Philosophiske Smuler )
  • 1844 - Понятие страха (Begrebet Angest )
  • 1845 - Стадии жизненного пути (Stadier paa Livets Vei )
  • 1846 - Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift )
  • 1847 - Назидательные речи в различном духе (Opbyggelige Taler i forskjellig Aand )

Философия С. Кьеркегора

Серен Кьеркегор (1813–1855) – датский философ, предшественник экзистенциализма.

Основная позиция философии Кьеркегора – абсолютная свобода личности. Он освобождал личность от каких-либо зависимостей: от природных связей, общественных влияний и других отношений, которые связывают человека с другими людьми. Только освободившись от всего внешне существующего, человек может обрести ту индивидуальность, которая определяет его как личность.

Свобода – это свобода решения выбора «или – или». Сделав выбор, «душа остается наедине с собой, уединяется от всего мира и созерцает в отверзых небесах самое Вечную Силу» (то есть Бога).

Кьеркегор выдвигает свою, качественную, диалектику, которая должна учитывать лишь качественные неисчисляемые и невыразимые предпосылки, так как они являются интимно-личностными переживаниями. К ним, прежде всего, относится страх как начальная характеристика бытия, противопоставляемая свободе. Страх выражает сущность личности, ее свободу перед лицом смерти. Он – интимнейшее переживание и является истинным существованием личности. Истинное существование личность не может передать никому другому, а неистинное может разделить с другими.

Качественная диалектика рассматривает основой личности иррациональное содержание, определяемое через отношение личности к Богу. По Кьеркегору, на пути к Богу человек проходит три стадии существования: эстетическую, когда человек живет лишь переживаниями минуты, этическую, когда он живет заботой о будущем, религиозную, когда живет ощущением вечности.

На эстетической стадии человек в силу отчаяния и неудовлетворенности отказывается от дальнейшего познания и обретения истины своего существования, достигая тем самым цельности и остроты эмоционального наслаждения. Однако на этой стадии еще нет истинного отчаяния. Истинное отчаяние приходит лишь на этической стадии. Это отчаяние приводит человека к религиозной стадии, на которой он осознает религиозное значение своей личности.

Из книги Хрестоматия по философии автора Радугин А. А.

Из книги Кьеркегор за 90 минут автора Стретерн Пол

Жизнь и труды Кьеркегора Серен Кьеркегор родился в Копенгагене 5 мая 1813 года, в том же году, что и Рихард Вагнер, блестящий немецкий композитор. Эти две первостепенные для культуры XIX века фигуры диаметрально противоположны по характеру своего гения: Кьеркегору суждено

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

Из произведений Кьеркегора "Первое, что мы должны понять - это то, что мы ничего не понимаем." Дневники "Наша жизнь - это игра, правила которой нам неизвестны." Дневники "Чем больше человек способен забыть, тем более суетной становится его жизнь; чем больше он способен

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

Хронология жизни Кьеркегора 1813 - Рождение Серена Кьеркегора в Копенгагене.1830 - Кьеркегор начинает изучать теологию в университете Копенгагена.1834 - Смерть его матери.1837 - Он впервые встречает Регину Ольсен, которой тогда было 14 лет.1838 - Смерть его отца.1840 - Помолвка с

Из книги Философия Кьеркегора как антропология размыкания автора Хоружий Сергей Сергеевич

Эпоха Кьеркегора 1813 - Банкротство Государственного Банка Дании. Общий кризис (которого удается избежать Кьеркегору-старшему, хранившему свои сбережения в первоклассных ценных бумагах).1813 - Рождение Вагнера.1815 - Битва при Ватерлоо. Британская империя распространяет

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

11. Философия аль-Фараби. Философия Ю.Баласагуни. Его труд: «Благодатное знание» Абунасыр Мухаммед ибн Мухаммед Фараби (870–950) является одним из величайших мыслителей раннего Средневековья. Он многогранным ученым-энциклопедистом и одним из основоположников восточного

Из книги Философия: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

27. Казахская философия: история и современность (Абай, Валиханов, Алтынсарин), истоки черты, традиции и новации. Профессиональная философия в Казахстане. (Рахматуллин -

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

1. Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии. Философия и общество Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, и притом с самых разнообразных сторон. Философия

Из книги Кьеркегор автора Быховский Бернард Эммануилович

2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это

Из книги автора

«Философия Кьеркегора как антропология размыкания» Заседание ведет Ректор РХГА Дмитрий Кириллович БурлакаД.К. Бурлака: Коллеги, у нас сегодня внеплановое заседание нашего русского семинара, хотя одновременно и семинара по истории христианской мысли. Наш давний партнер

Из книги автора

8. Немецкая классическая философия и ее главные проблемы. Философия Канта: понятие «вещи в себе» и трансцендентального знания. Антиномии чистого разума Немецкая классическая философия рассматривается в качестве самостоятельного этапа развития философии, потому что на

Из книги автора

15. Аналитическая философия ХХ столетия. Философская программа неопозитивизма и ее кризис. «Постпозитивизм» и философия науки Аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн) сформировалась в XX веке и видела задачу философии не в синтезе научного знания, а в

Итак, Сёрен Кьеркегор и его «Дневник обольстителя», эдакий гимн экзистенциализма с его иррациональным бытием человека.

Превозмогая острое желание исторгнуть из себя всё, что елось вчерашним днем и за неделю до этого, я все-таки достигла вершины финала этой драмы - дефлорация совершена: истинная (мне остро хочется поставить это слово в кавычки) женственность утрачена, а вместе с ней утрачен и интерес к девушке, и любовь к ней. Да, господа! Любовь прошла, завяли помидоры.

Но всё по порядку.

«Я люблю ее» - сообщает Йоханнес, ака ГГ, в беседе с самим собой. «Я полюбил ее, как только увидел ее маленькую ножку». Да, скажу я вам, увидеть дамскую лодыжку и не влюбиться – это наивысшая форма идиотизма! А если вам еще удалось заметить поворот стана, наклон головы и девичий румянец на щеке, так это вообще, просто моментальная любовь до гроба. Иногда, правда, «до гроба» – всего лишь эвфемизм для посткоитального побега и острого опять-таки посткоитального безразличия. Тут дело сугубо в моральных принципах охотника.
Однако Корделия не единственная, за кем так пристально наблюдает наш ГГ. Йоханнесу в принципе нравится наблюдать: он подсматривает в окна к девушкам, следит за ними в парках, лесу. Не гнушается и парочками, на которых глазеет из кустов, как воришка. Это приводит его в неописуемое возбуждение. Чем вам не вуайерист?

По ходу повествования, становится ясно, что ГГ любит отпор и сопротивление. Юная девственница должна быть идеальна: она обязана восхищаться им, «как каким-то всеобъемлющим высшим существом», желать его, но отбиваться всеми доступными возможностями, строго следя, чтобы лодыжки всегда были прикрыты. Йоханнес не просто любит любить, но Он любит воспитывать своих невинных жертв, чтобы потом их можно было бы правильно приготовить. Гурман!

"Если я буду пассивно отступать перед ее превосходством, то эротический момент разовьется в ней, пожалуй, слишком рано, не дав откристаллизоваться ее глубокой женственности, и она не в состоянии будет дать мне возбуждающего отпора в борьбе, предстоящей впереди".

Как я понимаю, женственность, в данном случае, это практически синоним глупости и пустоты. То есть, по словам ГГ женщина живет «для других», а потому думать ей о чем-то, кроме как о любви, женихах и вышивке ни к чему. Да и потом женский век короток! Шестнадцать лет бывает только раз! После кому уже будет нужна девица, даже и девственница. В ней с годами развивается жестокость, если мужчину она так и не познает; или она становиться опасна для таких, как ГГ, если удачно познает, потому как сама станет охотницей. А проблемы такого плана Йоханнеса не вставляют.

"Я – духовный хаос, ожидающий слова твоего!"

Охота началась.
Далее, следуют опусы как правильно направить мысли барышни в нужное ему русло, как воспитывать ее женственность, не отягощая и не пробуждая ее эротического чувства. Плетем и строим интриги, параллельно знакомимся с другими, жмем им ручки, смотрим на их носики и лбы, не поддернутые мыслями, смотрим за чужими свиданиями и решаем, стоит ли их ссорить, ну и мастурбируем по вечерам в своей квартире. Пишем письма! Это самое главное! ГГ считает, что письма имеют куда большее влияние, чем разговоры, они неизменно попадают в цель. Даже обвинения в свою сторону можно превратить в добродетель:
"Говорят, что я влюблен в самого себя. Ну что же? Пусть я влюблен в самого себя. А почему? Потому что люблю тебя, люблю всё, принадлежащее тебе, люблю, между прочим, и себя: моё «я» тоже ведь принадлежит тебе. Итак, то, в чем профаны видят доказательство высшего эгоизма, будет теперь для твоего просвещенного взора лишь выражением истинной любви».
Обратите внимание на момент, где говорится «для твоего просвещенного взора.

Йоханнес помимо прочего учитель. Он учит свою жертву, как обманывать саму себя. Мастер!
Мне интересно вот что - сам Йоханнес отдавал себе отчет в том, что он любит саму любовь, состояние влюбленности, но не предмет «своих чувств» и что это его всего лишь будоражит? Никакие реальные, долгоиграющие, серьезные отношения ему не нужны. Мне кажется, что и секс ему не нужен был бы, если бы не служил той самой опорной точкой, которая позволяла ему бросать своих женщин. Такого рода отрезвление – она больше не девственница, любить нечего.
Напоследок письмо Йоханнеса к Корделии.
"Моя Корделия!
Я беден, ты – мое богатство! Я мрачен, ты – мой свет. У меня нет ничего, но я ни в чем не нуждаюсь. Да и как же я могу иметь что-нибудь? Как может обладать чем-либо тот, кто потерял власть над самим собою? Я счастлив, как дитя, которое не может и не должно обладать ничем. У меня тоже нет ничего, и я сам весь принадлежу тебе. Я более не существую сам по себе, я перестал существовать, чтобы стать твоим.
Твой Йоханнес"

Ну и финал соответствующий: ты мне отдалась, а потому в тебе больше ничего не осталось. Прощай Корделия!
Эротический эстет. Угу.
Вывод: иногда классика, которая вечна, всё же устаревает. ИМХО

Серен Обю Кьеркегор родился в 1813 г. в Копенгагене. Он был религиозным мыслителем и писателем. Из статьи узнаем, какой след в истории оставил Серен Кьеркегор.

Биография

Кьеркегор Серен был выходцем из семьи разбогатевшего купца. В 1840-м он закончил обучение на теологическом факультете в университете Копенгагена. В следующем году Кьеркегор Серен получил степень магистра. Будущий писатель защитил диссертацию, посвященную теориям иронии у древнегреческих романтиков. Серен был влюблен в Регину Ольсен. Однако по стечению обстоятельств помолвка между ними была разорвана. После этого события до 1851 г. Кьеркегор много работал. В этот период были созданы основные труды писателя. До 1855 г. Кьеркегор Серен не создал ни одного произведения, считая, что сказал все, что хотел. Его жизнь была скрыта от посторонних. Однако при этом он достаточно тонко чувствовал других людей, глубоко понимал их. Все труды, которые создал Серен Кьеркегор (книги , записки, публикации в журналах и пр.), отличаются особой психологической точностью. В последние годы он особенно резко критиковал стремление людей удобно и благополучно жить, считая себя христианами. Скончался Кьеркегор Серен там же где и родился - в Копенгагене в 1855 г.

Учение о стадиях существования человека

Философия Серена Кьеркегора ставила достаточно актуальные для того времени вопросы. Идеи мыслителя сформировали базу для последующих исследований человеческой сущности. Экзистенциализм Серена Кьеркегора был впервые сформулирован в его труде "Или-или". Окончательные выводы по концепции приводятся в "Заключительном ненаучном послесловии". Серен Кьеркегор выделяет 3 стадии существования человека:

  1. Эстетическую.
  2. Этическую.
  3. Религиозную.

Согласно этой дифференциации, мыслитель разделяет людей на:

  1. Обывателей.
  2. Эстетиков.
  3. Этиков.
  4. Религиозных.

Характеристика

Серен Кьеркегор описывает обывателя как человека, живущего подобно окружающим. Он старается создать семью, работать, хорошо говорить и одеваться. Обыватель плывет по течению, смиряясь с обстоятельствами, не думает о том, что можно что-то изменить. Такой человек просто не знает о том, что он может выбрать другую жизнь.

Эстетик

Он понимает, что нет необходимости следовать за всеми. Эстетик самостоятельно выбирает путь, жизнь, полную удовольствий. Он любит хорошую еду, вино, красивых женщин. Ему не свойственно чувство ответственности и долга, он не думает о том, что плохо, а что - хорошо. Если в жизни нет ничего интересного, он считает ее пустой, ему становится скучно. Человек, обращенный к внешнему миру, таким образом, считает целью удовольствия. Символом этого этапа считается Дон Жуан. В своем романе "дает достаточно подробное описание такому человеку. Это произведение - часть трактата "Или-или". "Дневник обольстителя" Серен Кьеркегор писал, как и почти все свои работы, от имени вымышленного автора.

Этик

Погоня за удовольствием приводит к пресыщению. В результате эстетическое сознание приходит к сомнениям и разочарованиям, тоске. Через отчаяние и переживания человек может перейти на этическую стадию только в том случае, если его поступками руководит чувство долга и разум. На этом этапе индивид не считает жизнь пустой. Этик хорошо понимает, где зло, а где добро, что плохо, а что хорошо. Такой человек считает, что необходимо жить с женщиной, быть верным ей, любить ее. Этик стремится совершать только хорошие поступки, не делая ничего плохого. На этой стадии происходит постоянное колебание. Эстетические элементы никуда не уходят. Человек балансирует между ними и этическими настроениями. В качестве символа этого этапа выступает Сократ.

Пояснения

Серен Кьеркегор, вводя различия между мировосприятием людей на эстетической и этической стадиях, указывает, что в первом случае, каким бы ни было мировоззрение, оно всегда, по своей сути, является отчаянием. Обусловлено такое состояние тем, что индивид основывает собственную жизнь на том, что может и не быть, и быть, то есть, на несущественном. Этик, напротив, в качестве базы выбирает существенное, то, что должно иметь место. Этическое начало способствует формированию внутреннего мира, придает ему устойчивость, уверенность. На этом этапе индивид становится личностью, трансформированной в единственный абсолют. Серен Кьеркегор старается исключить нравственность из внутреннего пространства человеческого духа. Между тем, этика изолированной действительности ограничена. Нравственный закон, который устанавливается человеком, в соответствии с собственным опытом, в свою очередь, может являться неприемлемым для остальных и ошибочным.

Последняя стадия

В результате балансирования человек может прийти к пониманию ограниченности и эстетического, и этического пути, испытав снова отчаяние. В таком случае дискретно может случиться прорыв на духовную стадию. На этом этапе человека ведет сердце, вера, не подвластная ни разуму, ни чувственности. Религиозный человек осознает свое несовершенство. Он понимает, что грешен, и стремится к Богу, веря, что тот простит его. Выбрав прорыв к Всевышнему, человек преодолевает недостатки этического восприятия. Они связаны с тем, что в качестве движущей силы индивида выступает стремление достичь счастья, но в мире действует всеобщий закон, ограничивающий его в свободе. Вера в Бога возвышает индивида над той моралью, которую он для себя выработал. Дойдя до этой ступени, человек погружается в страдание. Верующие люди являются страждущими. Прекращение страдания указывает на завершение религиозной жизни. Серен Кьеркегор полагал, что люди, которые одержимы оптимизмом, пребывают в непроницаемом заблуждении. Он считал, что жизнь - это скорбь, а не отрада. Кьеркегор указывал на то, что человек как в бездну заброшен в мрачный мир не по собственной воле. Находясь в нем, он переживает свободу и страдание, грех. Он боится Бога. При этом жизнь, которая наполнена страданием, становится оправданной и осмысленной за счет стремления к спасению через искупление. Переход с одной стадии на другую осуществляется в результате выбора, волевого акта человека. Забота и отчаяние ведут личность по жизненным ступеням. Кризис приводит к возникновению страха. Он стимулирует выбор, и человеческая жизнь переворачивается. В этом реализуется свобода, которая направлена на достижение бесконечного блаженства. В качестве помощника человека при его преодолении отчаяния на жизненных дорогах выступает вера. Отказываясь от разума, который вызывает страдания, отчаяние, страх, индивид приобретает успокоение. Только вера гарантирует истинное существование.

Отчаяние

Основываясь на догме о первородном грехе, Серен Кьеркегор говорит о человеческой жизни, как о страдании, переживании. Это приводит индивида к отчаянию. Оно, выступая как результат греховной сущности человека, рассматривается одновременно и как единственная возможность прорваться к Богу. Соответственно трем этапам существования индивида в труде "Болезнь к смерти" Серен Кьеркегор рассматривает:

  1. Отчаяние возможного. У эстетических людей оно связано с фактичностью, которая не соответствует ожиданиям. В сознании такой человек старается подменить собственное Я другим, имеющим определенные преимущества - силу, ум, красоту и пр. Отчаяние, которое возникает в связи с нежеланием быть собой, приводит к разрушению. Отдельные удовольствия являются фрагментарными, они не обладают единством. В итоге Я рассыпается на "песок мгновений".
  2. Мужественное отчаяние. Оно появляется как следствие желания быть собой, добиваться непрерывности Я. Это стремление, в свою очередь, является результатом нравственных усилий этика. Для такого человека "Я" уже не выступает как комплекс случайных удовольствий. Оно является результатом свободного создания собственной личности. Но трагичная самонадеянность индивида, возомнившего, что его человеческих сил будет вполне достаточно для реализации "Я", вызывает отчаяние. Этик убеждается в неспособности преодолевать собственную конечность, прорваться к Богу.
  3. Абсолютное отчаяние. Оно возникает у религиозного человека в результате понимания богооставленности окружающего мира и своего одиночества перед Всевышним.

Мыслитель считал, что истинная вера - это не результат усвоения религиозных традиций, а следствие абсолютно ответственного и свободного выбора в условиях полного одиночества.

Серен Кьеркегор: "Страх и трепет"

В 1843 г. писатель опубликовал этот трактат. Он взял псевдоним Иоханес де Силенцио. Как указывал Серен Кьеркегор, страх появляется у человека как у существа свободного в онтологическом плане, но при этом несущего след первородного греха и поэтому, конечного, смертного. В центре внимания стоит вопрос о вере и ее возможностях в рамках действительности. За основу мыслитель взял ветхозаветную повесть об Аврааме и сыне его Исааке. В 1844 г. вышел еще один трактат "Понятие страха". Серен Кьеркегор говорит о том, что это ощущение возникает как следствие осознания невозможности преодолеть собственную кончину и риск неправильного использования собственной свободы.

Рационализм

В противовес развитию немецкого классического идеализма, Серен Кьеркегор указывал на первичность индивидуального отношения к человеческому существованию и вытекающих из него действий и поступков. При этом рациональное знание было для мыслителя вторичным. В своих рассуждениях Серен Кьеркегор близок, с одной стороны, к Канту. Последний утверждал первенство практического (чистого) разума в связи со спекулятивным. С другой же стороны, позиция Кьеркегора принципиально отличается от кантовской идеи о (само)достаточности этических универсальных критериев при осуществлении личностного свободного выбора человеком.

Базис концепций

Философские взгляды Серена Кьеркегора формировались под влиянием германского романтизма и ответа на гегелевское учение. В качестве одного из ключевых источников направленности идей мыслителя выступало осознание неблагополучия мира. Начало философии, считал он, исходит не из удивления, как говорили Аристотель и Платон, а из отчаяния. В свою очередь, последнее возникает в связи с тем, что мир наполнен злом. Изучение философских вопросов в сочинениях автора базируется на переиначенной гегелевской диалектике. Серен Кьеркегор перетолковывает многие термины и понятия. При этом он отрицает помещение индивида в конкретную историческую систему воплощения объективного духа. Он усматривает в этом подчинение человека эпохе, лишение его ответственности за свое поведение и самостоятельности.

Идеи

Серен Кьеркегор выступал против философских претензий не только на проектирование социальной действительности, но и на объяснение ее. Реальность для него - то, что "Я" выявляет в себе. Первичной является душа, а тело - вторично. Человек - синтез этих элементов, сочетание необходимости и свободы, вечного и временного. Кьеркегор был против учения об истине. Последняя являлась для него как субъективная категория. В качестве критерия истины выступает страстная уверенность человека в собственной правоте. Предметом изучения мыслителя являлась не всеобщая, а индивидуальная истина. Позднее аналогичную позицию отстаивал отечественный философ Шестов.

Взгляды других мыслителей

Стоит сказать, что задача существования не подается научному изучению. Поэтому идеи Кьеркегора зафиксированы в форме потока свободных мыслей по интересующим его вопросам. Он стремился обратить внимание на тревожные признаки бытия, проявляющиеся в духовной жизни. Автор не склонен был переоценивать значимость своих возможностей в предостережении об опасности, надвигающейся со стороны нигилизма. К наиболее крупным представителям экзистенциализма следует отнести Сартра, Ясперса, Камю, Хайдеггера. Последний несколько своеобразно решает проблему существования человека. Хайдеггер считает главной задачу закладки основы под понимание мира. В качестве нее выступает онтология. Она базируется на прислушивании к бытию, выработке реакции на него, в соответствии с сигналами, которые он подает при стремлении найти комфортное место в мире. Для Ясперса проблема существования решается через приспособление. Он старается внушить читателю ответственное и бережное отношение к ценностям, которые найдены европейской цивилизацией. Ясперс предостерегает от бездумного расшатывания устоявшихся норм западного мира. Он стремится направить человеческие усилия на ответственное формирование сообщества, в рамках которого народы сформируют единую семью. Камю и Сартр высвечивают неблагополучие мира. Они показывают абсурдность всего. При этом авторы предлагают мужественно исполнять свой долг, не страшиться утрат, не склоняться под ударами судьбы. Они призывают спокойно осуществлять свои будничные дела. Но если гнет действительно станет нестерпимым, Камю и Сартр предлагают отважиться на бунт.

Серен Кьеркегор решал проблемы существования в мрачном и неприветливом мире, исходя из того, что индивид входит в жизнь неподготовленным. Он воспринимает ее как место праздника. Переходя от ступени к ступени своего совершенствования, человек способен двигаться от эстетического восприятия, при котором целью является наслаждение, к этическому, в рамках которого на первый план выходит разумное служение своему человеческому долгу. В результате он приближается к религиозному мировоззрению, прорывается к Богу.

Сёрен Обюì Кьеìркегор - датский философ, протестантский теолог и писатель.

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегорвыделяеттристадиичеловеческогосуществования:эстетическая,этическая,религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа : обыватель(следует стадному инстинкту,плывет по течению.незнаетчто у него естьвыбор) ,эстетик(знает что есть выбор,выбирает сам свой путь,выбирает жизнь полну удовольствийего жизнь пустота,живет одним днем) , этик(развито чувство долга отвественности,совершает хорошие поступки.ПРоисходит постоянное колебание межд эстетической и этическойстадиями.) , религиозный человек(человеком руководит вера,человек грешен и нуждается в боге.Бог - совершенен, человек - нет.)

Отчаяние

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного»(стремление подменитьсвое я другим я)

«Мужественное отчаяние»(возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я.однако человеческих сил не достаточно для этого)«Абсолютное отчаяние»(у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.) Свои взгляды он изложил в книге "Страх и трепет". Кьеркегор отрицал единое идеальное начало мира, будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Он выдвинул идею "Экзистенциального мышления".

Вместе с тем Кьеркегор обращал внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть и фиксировал это в понятиях "страх", "сомнение", "трепет". Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом чего является бессилие мысли, подлинный "скандал для рассудка", а отсюда происходит переход к мифу.

Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции, Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Гегеля за слишком абстрактный подход к человеку. Философы, по его мнению, превыше всего ставят всеобщее, дух, материю, Бога, прогресс, истину и этим всеобщим принципам стремятся подчинить реального человека вне его индивидуального бытия. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями.

Индивид, по Кьеркегору, самоценен и возвышен, но он же одинок и беспомощен в этом мире, как узник, обитающий в камере-одиночке. Каждый имеет свои критерии оценки, поэтому искренне личностное заблуждение может превратить неистину в истину. Кьеркегор противопоставил веру разуму как начало полностью иррациональное, коренящееся в воле, которая трактовалась им как предшествующий всякому разуму корень человеческого бытия.