Сущность и формы юридической деятельности. Понятие «юридическая деятельность» и её виды

Структурирование правовой деятельности можно осуществлять по двум основанием: процессу и времени .

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА предполагает правовую деятельность как процесс целесообразного взаимодействия всех компонентов деятельности для достижения конкретной цели.

Компоненты правовой деятельности . Их 8 – субъект, объект, средства, процесс, условия, продукт, система, среда.

Правовая деятельность является субъектной , т.е. её осуществляет как человек, субъект права, так и разнообразные общественные институты. Правовая деятельность объектна , «предметна», предметно направлена. Она орудийна , связана со средствами осуществления права. Она процессуальна , представляет совокупность правовых операций. Она продуктивна , результативна , иначе деятельность превращается в безрезультатное процессуирование. Правовая деятельность осуществляется при определённых условиях , т.е. при включенности в неё компонентов других систем деятельности. Правовая деятельность системно организована, упорядочена, структурирована. Правовая деятельность осуществляется в среде , т.е. во взаимоотношениях с другими системами деятельности (экономической, управленческой, научной…), которые выступают в качестве активного фона и потенциала компонентов правовой деятельности.

Субъект правовой деятельности – это функциональное образование на субстрате человека, ибо человек, личность является субъектом и иных видов деятельности, а также субъектом труда, образования, политики и т.п. В целом субъектом правовой деятельности выступает всё общество или его отдельные институты (семья, коллектив, конфессия, этнос, государство). В современных условиях непосредственным субъектом правовой деятельности выступает правовая организация государства.

Объектом правовой деятельности является либо индивид или группа индивидов, либо общественный институт или организация, включённые в процесс правовых отношений. Сами правовые отношения также являются объектом права.

Средства осуществления права . Правовая деятельность человека в минимальном объеме представлена прямыми отношениями субъекта и объекта. Весь основной массив правовой деятельности связан с посредниками между субъектом и объектом права – это конституция страны, законы и подзаконные акты, указы и постановления исполнительных органов власти, уставы и инструкции; органы надзора и осуществления правопорядка со специфическими материальными объектами – КПЗ, ИТУ, тюрьмами, изоляторами (система ФСИН).

Процесс правовой деятельности . Правовая деятельность процессуальна. Процесс правовой деятельности – это вся совокупность правовых операций субъектов права: от принятия законов, охраны общественного порядка до актов задержания преступников и привлечения их к суду, включая прокуратуру и адвокатуру.

Условия для осуществления правовой деятельности . Это компоненты внешних, иных систем деятельности, которые включены в правовую деятельность: семья, образовательные учреждения всех уровней, профессиональные коллективы, СМИ. Они обеспечивают правовую деятельность своими специфическими формами хотя и не являются ни субъектами, ни средствами, ни средой конкретной правовой деятельности.

Результат (продукт) правовой деятельности . Результат – достижение цели. Цель правовой деятельности достигается в ходе осуществления её процесса. Конкретными результатами правовой деятельности обычно считаются показатели снижения преступности (меньше краж, разбоев, хулиганства, употребления и распространения наркотиков, изнасилований и т.п.); увеличения числа людей, прекративших противоправные действия; обеспечения правопорядка в общественных местах и т.д.

Система правовой деятельности . Речь идёт об организации правовой деятельности, о её упорядочении. Система – это структурированный состав. Система – единство состава и структуры. Смысл в том, чтобы состав (вся совокупность компонентов правовой деятельности – субъект, объект, средства…) и структура (совокупность отношений компонентов) находились в режиме рабочего единства. Тогда система будет цельной и не дискретной.

Среда правовой деятельности . Правовая деятельность как система осуществляется в сложных отношениях с другими системами деятельности: управленческой, производственно-экономической, жилищно-коммунальной, хозяйственной, педагогической, медицинской и др., а также их подсистемами. Всё это и есть среда – то есть тот активный фон, который способствует развитию правовой деятельности. Этот фон влияет на осуществление правового процесса и создает новые компоненты для его осуществления.

ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА правовой деятельности характеризует её временные особенностиактуальные и потенциальные .

Актуальная правовая деятельность осуществляется в настоящее время. Её особенностью является состояние динамики. Она тесно связана с процессуированием, так как в процессуальном праве существуют строго регламентированные временные параметры. В частности, в уголовном судопроизводстве законом установлено время совершения конкретных процессуальных действий; в гражданском судопроизводстве время, установленное для рассмотрения дел судом общей юрисдикции или арбитражным судом , например, в арбитражном процессе сроки для совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой.

Кроме этого актуальная правовая деятельность предполагает и широкую взаимосвязь с другими видами деятельности (управленческой, хозяйственной и др.), сферами общественной жизни: экономической, научной, педагогической, оборонной, общественной безопасности и др.

Потенциальная правовая деятельность включает в себя результаты актуальной правовой деятельности (прошлые наработки) и перспективные, будущие взгляды, подходы для новых правовых актов, т.е. будущей правовой деятельности.

Суть этого подхода заключается в том, что юридические нормы будут реально соответствовать требованиям времени в том случае, если они унаследовали из прошлого все ценное, значимое, опытом приобретённое. Каждое новое поколение получает эти нормы и соответствующие им отношения уже сложившимися, а они уже служат базой для последующего правового развития, последующей будущей правовой деятельности.

Правовая деятельность реализуетсяв двух формах –теоретической и практической.

1. Основная задача теоретической правовой деятельности – достижение правовой истины через исследование правовой реальности в целях научного обоснования принимаемых правовых, нормативных документов: законов, указов, постановлений.

К ней относится нормотворческая, законодательная деятельность государственных органов, научная деятельность правовых институтов и учреждений, деятельность официальных органов толкования права (например: Конституционного суда Российской Федерации, деятельность представителей президента в Государственной Думе, Совете Федерации Федерального Собрания РФ).

Роль этой формы правовой деятельности очень важная, так как правовые нормы и юридические законы должны быть научно обоснованы. Результаты правовой деятельности будут тем существеннее, чем качественнее будут прорабатываться законодательные акты.

2 . В практической правовой деятельности можно выделить две формы – государственно-правовую процессуальную (в судах, прокуратуре, арбитраже) и каждодневную человеческую деятельность сотрудников правоохранительных органов: полиция, федеральная служба исполнения наказаний, федеральная служба судебных приставов.

И теоретическая и практическая формы правовой деятельности существуют в единстве. В этом заключается диалектическая суть правового процесса.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародно 12 декабря 1993 года, – одно из важных достижений на пути России к правовому общественному строю. Само наличие новой Конституции, её правовые идеи и нормы, её положения о правах и свободах человека и гражданина, закреплённые в ней принципы и процедуры формирования и функционирования всей системы государственной власти имеют существенное значение для движения России в конституционно-правовом русле. Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ определяет Россию, как демократическое федеративное, правовое государство с республиканской формой правления . Правовые приоритеты России: ▪ человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства: ▪ носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России; ▪ социальная политика нашего государства направлена на создание таких условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека;

▪ равным образом признаются и защищаются все формы собственности (частной, государственной, муниципальной и иной);

▪ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

▪ гарантируется местное самоуправление;

▪ признается многопартийность, в качестве государственной не может быть признана никакая идеология;

▪ принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России.

Отдавая должное всему тому ценному и позитивному, что связано с принятием новой Конституции РФ, необходимо отметить и определённый разрыв её положений с реальной жизнью.

В частности, сформулированные в новой Конституции правовые начала и требования (в области прав и свобод человека и гражданина, правовой системы, основ гражданского общества, правового государства, федерализма) по своему социально-историческому смыслу и содержанию характерны для прочно сложившегося буржуазно-демократического строя и могут быть реализованы в условиях развитого капитализма, развитого буржуазного общества и государства, развитого буржуазного права.

Отсутствие таких условий в постсоциалистической России породило массу правовых противоречий во всех 10-ти сферах жизни общества:

экономика – приватизация, чековая ваучеризация, продажа земли, фермерство, банковская деятельность, создание рынка ценных бумаг, акционирование госсобственности не подкреплялось правовыми законами;

экология – прекращение федерального финансирования, массовая хищническая распродажа природных ресурсов без соответствующего восстановления; загрязнение атмосферы, недр, водных ресурсов земли промышленными отходами и военным утилем, выработавшими срок средствами поражения;

управление – разделение властей зачастую декларативное; федеральное, региональное управление и местное самоуправление в достаточно сложных правовых отношениях;

педагогика – непрофессиональное стремление изменить систему российского образования, обучения и воспитания: детские сады – школы – среднеспециальные учреждения – вузы – послевузовская подготовка и переподготовка;

медицина – подрыв системы здравоохранения: диагностика, профилактика, лечение, реабилитация;

физическая культура – массовая физическая культура вымерла: ликвидированы детские спортивные площадки во дворах, хоккейные коробки, футбольные, волейбольные и баскетбольные поляны; редкие спонтанные межшкольные соревнования, легкоатлетические кроссы, спортивное ориентирование, туризм. Как следствие – алкоголизм, наркомания, болезни;

искусство – прозападная, проамериканская низкопробная ориентация практически во всех областях искусства: кино, театр, музыка, живопись и др.

оборона – накопилось много проблем, как в самих Вооружённых Силах, так и в оборонно-промышленном комплексе;

общественная безопасность – проблемы, связанные с деятельностью по защите общества и человека от криминальных, террористических и иных угроз.

Право теряет свои признаки, а закон не ориентирован на право.

Россия в результате проводимых реформ оказывается в докапиталистической ситуации (неофеодальной). Причина этого кроется в природе складывающихся у нас общественных отношений, в типе собственности и права.

Эта типология определена постсоциалистическим огосударствлением собственности, т.е. созданием такой собственности, которая ещё не свободна от государственной власти, и такой государственной власти, которая ещё не свободна от собственности.

В социально-историческом измерении подобная ситуация характерна для феодальной стадии, когда экономические и политические отношения в силу их неразвитости ещё не отделились друг от друга и не образовали две различные области относительно самостоятельного бытия. Такой симбеоз власти и собственности, политики и экономики означает, что общественно-политическое целое ещё не дозрело до дифференциации на частноправовую и публично-правовую области, на гражданское общество и правовое государство .

Конечно, в конце ХХ начале ХХI вв. не может быть простого повторения классического феодализма, но некоторые тенденции феодализации очевидны:

первая – центробежная, формирование множества самостоятельных центров власти-собственности: федеральная, региональные, национальные, местные. Там, где нет утвердившейся единой системы суверенной государственной власти, там по определению не может быть верховенства обязательного для всех закона;

вторая – отсутствие в стране единого правового пространства, общего правопорядка, единой законности, разнобой и противоречие между различными нормативными актами;

третья – конфронтация и экстремизм, сопровождающиеся взлётом преступности.

В ЦЕЛОМ необходимо отметить, что пессимистические тенденции исторически обречены. Путь России к разрешению всех противоречий один – правовой, цивилизованный. В этом смысл будущего для страны и ее граждан.

Юридическая деятельность обладает важными интегративными свойствами, поскольку служит объединению всех элементов правового пространства. Это позволяет охарактеризовать целеполагание юридической деятельности следующим образом: она всегда направлена на достижение социально значимых целей и служит удовлетворению частных и общественных интересов.

Стоит отметить, что сущность юридической деятельности проявляется в следующих признаках.

Признак первый прерогатива соответствующих компетентных государственных органов.

Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения.

Органы государства - это один из каналов, через который народ согласно Конституции Российской Федерации статьи 3 осуществляет свою власть.

юридическая деятельности правовая процессуальный

Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.

1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (статья. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (статья. 96 Конституции).

3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (статье. 127) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции Российской Федерации (статьи. 114), порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иных федеральных судов (статья. 128).

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. Конституции РФ (статья. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

Все это дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, - уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке. Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности органы государственной власти Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (статья. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов Российской Федерации проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов Российской Федерации усиливается еще и тем, что ее составные части сами образуют системы органов. Так, согласно Конституции РФ (статья. 77) в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10,11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти.

Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев

Вторым признаком является, нормативно одобренная, социально-значимая деятельность

Социальное происхождение и социальная обусловленность юридической работы дают возможность говорить о ее объективную необходимость и практическое значение, благодаря чему обществом удовлетворяется целый ряд специфических потребностей и интересов, которые непосредственно основываются на праве. Интересно, что же право как явление по признакам своего происхождения, развития, существования и реализации также имеет объективный характер и такой же объективностью, с которой оно существует в системе социальных связей, предусматривает существование целой армии специалистов права, которые стоят на защите его нормативов и создают все возможные условия для их эффективной реализации. Таким образом, состоит отделена сфера деятельности общества, что обусловлено фактором объективного существования средств регламентации общественной жизни, в том числе и правовых. Эту ситуацию следует рассматривать как потребность общества, жизненно важный интерес, на реализацию которого оно направляет свой юридический потенциал.

Исходя из выше сказанного и используя уровень философского осмысления проблемы, юридическую деятельность следует рассматривать как вид социальной деятельности, которая является более обобщающим понятием по отношению к юридической.

Социальная деятельность определяется как способ организации и существования социального организма, в процессе чего, путем преобразования и потребления окружающего мира происходит удовлетворение жизненных потребностей и интересов социальных субъектов.

Следует учитывать, что жизненные потребности и интересы общества весьма разнообразны, исходя из его многоуровневой структурной организации и неоднородности состава, а это, в свою очередь, предусматривает соответствующее количество разнообразных средств и действий, которые бы удовлетворяли социальный интерес.

Поэтому, наряду с юридической деятельностью существуют производственная, духовное, культурно-воспитательная, политическая, организационно-управленческая, исследовательская и другие виды социальной деятельности. Попробуем объяснить некоторые из названных видов. Социальный организм - очень сложная система, которая не может функционировать без наличия системообразующего фактора, потому организационно-управленческая работа, как вид социальной деятельности получает в этой потребности свое обоснование. Не может обойтись общество и без фактора материального обеспечения, что является жизненно важной потребностью, для удовлетворения которой осуществляется производственная деятельность. Так, в процессе материального производства создаются предметы одежды, продукты питания, технические приборы, орудия труда, которые удовлетворяют соответствующую категорию потребностей.

Интерес общества в организации и обеспечении более высокого уровня жизни требует от его членов углубленного изучения факторов, помогающих достичь поставленной цели, определение тенденций и закономерностей развития общества, прогнозирования путей его развития на будущее. Такие социальные нужды обусловили наличие исследовательского вида социальной деятельности, а вместе с ней и соответствующую категорию людей - ученых, которые осуществляют научно-исследовательскую работу.

Но существует еще одна весьма важная потребность общественного существования, которая предусматривает наличие фактора регламентации деятельности всех участников общественных отношений, исходя из их социального положения, возможностей обеспечения интереса и т.д. Такая потребность социальной жизни объективно вызывает необходимость существования права, а вместе с ним и всей системы сопутствующих механизмов, средств и явлений, которые обеспечивают функционирование и развитие права. Это означает, что без деятельности юридических учреждений, юристов, без введения правовых институтов и процедур право в условиях общества функционировать не может. Юридическая деятельность, таким образом, нацеливается на объект права, чем и обеспечивает его функционирование, регулятивный влияние на общественные отношения, удовлетворяет социальную потребность регламентации (нормирование, согласования, благоустройство).

Таким образом, не прибегая к глубокого анализа существующих точек зрения, в пределах которых юридическую деятельность сравнивают с правовой деятельностью, правовой активностью, правовой поведением, оказывается возможным на основании указанного выше определить юридическую деятельность как вид социальной деятельности, которая осуществляется юристами специалистами с целью получения правового результата, удовлетворения законных потребностей и интересов социальных субъектов в соответствии с требованиями права.

Третий признак: входит в механизм правового регулирования общественных отношений, являясь важным инструментом государственного, общественно-политического и правового строительства

В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права - это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на - поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направления в правоведении, где право рассматривается как инструмент решения индивидуальных и групповых социальных задач.

Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования "вооружает" законодателя "набором" инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

Четвертый признак осуществляется с помощью специальных профессиональных приемов, способов и средств, составляющих юридическую технику и тактику

Эффективность и результативность законов и иных нормативных правовых актов во многом зависят от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, находятся ли они в логической связи и последовательности, насколько единообразно применяются юридические понятия и термины. Этому способствуют правила приемы юридической техники, которые используются законодателем вхоже подготовки нормативных правовых актов.

Объект юридической техники - текст нормативного документа, к которому законодатель прикладывает интеллектуальные усилия, то есть использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Юридическую технику можно разделить: на правотворческую; правореализационную (правоприменительную); интерпретационную.

Юридическая техника в реальной жизни выступает как явление подвижное, динамичное. С целью ее совершенствования следует стремиться: к внедрению новой технологии разработки проектов законов. При этом важную роль играет создание единой сети персональных компьютеров, широкое использование электронной почты, сети Интернет и так далее…

Согласованному действию представителей различных ветвей власти на протяжении всего процесса подготовки и принятия соответствующих проектов;

Проведению на определенных территориях экономико-правовых экспериментов с целью их последующего распространения на другие территории и регионы…

Пятый признак имеет удостоверительно-поисковый и конструктивный характер

Расследование, как и весь процесс установления истины по юридическому делу, имеет две стороны. Во-первых, добывается информация об обстоятельствах расследуемого события. В этом смысле деятельность носит познавательный характер. Во-вторых, установленные обстоятельства дела подтверждаются, документируются, удостоверяются в установленной законом форме. В этом смысле эта деятельность носит удостоверительный характер. Законодатель детально регламентировал обе стороны этого процесса, уделив должное внимание средствам документирования процессуальной деятельности и запечатления собранных по делу доказательств (статьи 102, 141, 142, 151, 160, 166, 176, 182, 184, 186 "Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации).

Соответственно сказанному доказывание в уголовном процессе имеет познавательную и удостоверительную стороны. Доказывание, как познавательный и удостоверительный процесс в судопроизводстве, в отличие от других областей человеческой практики детальнейшим образом регламентировано юридическими нормами. Уголовно-процессуальный порядок доказывания (использование лишь предусмотренных законом источников сведений, обязательная процедура получения и запечатления знаний, строго определенная форма и т.д.), отражая гносеологические и психологические закономерности и достижения общественной практики, является оптимальным, т.е. наиболее эффективным и целесообразным для решения задач уголовного судопроизводства. Этот процессуальный порядок способствует достижению истинного и достоверного знания, обеспечивает правильность принимаемых решений, их общественное признание и должный воспитательный эффект.

Шестой признак связан с правоотношениями и с наступлением юридически значимых последствий (юридическая ответственность).

Под юридической ответственностью следует понимать обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершение им противоправного деяния. Виды и меры юридической ответственности устанавливаются только государством. Поэтому только оно прямо или косвенно (дисциплинарная ответственность в негосударственных структурах) определяет круг органов государственной власти или должностных лиц, наделяемых правоприменительными полномочиями.

Юридическая ответственность является необходимым и самостоятельным элементом механизма правового регулирования, является разновидностью социальной ответственности. Она приводит к определенному изменению правового статуса правонарушителя, состояния его прав и обязанностей. Основанием для возникновения определенного вида юридической ответственности является наличие фактических и юридических обстоятельств. По способу и характеру воздействия на общественные отношения юридическая ответственность предназначена выполнять следующие функции:

Общепревентивные. Устанавливая юридические санкции за определенные виды деяний, государство оказывает психологическое воздействие на сознание, а через него и на характер возможного поведения граждан.

Частнопревентивные. Выражаются в возможности применения к лицу штрафных санкций за нарушение конкретной нормы права с обязательным учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

Правовосстановительные. Их действие направлено на восстановление нарушенного права, а также полное удовлетворение законных требований заинтересованных лиц.

Возможность проявления государством императивного волеизъявления осуществляется по широкому кругу правоотношений с целью восстановления норм нарушенного законодательства конкретного вида. По своему характеру юридическая ответственность носит ретроспективный характер, так как представляет собой реакцию государства на уже произошедшее противоправное виновное деяние.

Не рассматриваются в качестве определенного вида юридической ответственности следующие действия, применяемые государством: реквизиция (принудительное, возмездное изъятие определенных видов частной или личной собственности в связи с государственной, чаще оборонной, потребностью); меры профилактического, административно-предупредительного характера, направленные на недопущение или предотвращение возможного правонарушения (введение карантинных мероприятий в условиях эпидемий или эпизоотий, запрещение эксплуатации технически неисправного транспортного средства и т.д.). Одним из способов предупредительного воздействия на потенциальных нарушителей может быть установление адекватной совершенному правонарушению меры юридической ответственности.

Это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная де­ятельность, правозащитная деятельность и т. д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.

Для большинства юридических профессий характерной чертой является организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта: 1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по уголовному делу в условиях ненормированного рабочего дня; 2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т. д.*

* См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, с. 137.

В уголовном судопроизводстве поиск истины - процесс творческий, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату необходимы чуткость, внимание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т. д.

Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило движение к конечной цели - установлению истины. В этой деятельности отмечаются следующие стороны: познавательная, коммуникативная, конструктивная, организационная, удостоверительная, воспитательная.

При осуществлении следствия или правосудия каждая сторона юридической деятельности может выступать самостоятельно, в тесной взаимосвязи с другими видами, наконец, в качестве вспомогательного, обес­печивающего другой вид деятельности.

При изучении системы видов деятельности можно выделить две группы их: основные и вспомогательные. Основные виды деятельности прямо направлены на достижение целей следствия и правосудия. К ним относятся: познавательная, конструктивная, воспитательная. Вспомогательные виды (коммуникативная, организаторская, удостоверительная) призваны обеспечивать оптимальное осуществление целей основных*.

____________________________________________________________________________

*См.: Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975. с. 54.

Ниже мы кратко дадим описание юридических профессий под углом зрения задач, которые возложены на те или иные органы, обслуживающие правовую систему.

Еще по теме Юридическая деятельность:

  1. Журналист как профессиональный субъект массово-информационной деятельности. Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность» (теория и практика) применительно к журналистской деятельности. Социальная позиция как система принципов деятельности органов информации и журналистов. Социальная, гражданская, юридическая, этическая ответственность журналиста.

СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Радачинский Ю.Н.- зав. кафедрой теории и истории государства и права НОУВПО «РСЭИ», к.ю.н., доцент

Структура юридической деятельности является достаточно обсуждаемой темой в современной юриспруденции. Причиной многообразия представлений о ее элементах, их содержании и связях между ними явилось различное понимание основных признаков юридической деятельности, отграничивающих ее от похожих явлений, а также преувеличение значения отдельных ее характеристик.

Полагаю, что она должна содержать такие элементы как субъект, предмет, действия, средства и способы, последствия действий, отраженные на предмете - результат. Каждый из этих элементов имеет собственную систему, структуру и является сложным по содержанию. Вовлечение их в структуру юридической деятельности обусловлено свойствами, которые, взаимодействуя со свойствами других элементов, наделяют юридическую деятельность качествами, позволяющими ей существовать как устойчивое, самостоятельное явление.

Основным элементом структуры юридической деятельности в науке признается субъект. Рубинштейн С. Л. писал, что "всякая деятельность

предполагает действующего субъекта этой деятельности". Ему присуще сознание с соответствующими свойствами (познавательность, способность ставить цели, определять методы деятельности, волевой характер и др.). Он же считается источником активности и преобразовательного воздействия на действительность. Признание субъекта одним из главных элементов

8 Рубинштейн С. Л. "Основы общей психологии". М., 1940, С. 149.

юридической деятельности детерминирует специальное его изучение.9 В литературе зачастую сводят субъект юридической деятельности лишь к государственным органам, наделенным специальными полномочиями либо общественным институтам, которым государство делегировало ряд полномочий. Это неоправданно сужает сферу ее осуществления и ограничивает наши представления о природе юридической деятельности.10

Деятельность физических лиц, направленная на познание и преобразование юридической действительности, соответствует всем признакам юридической. В качестве примера можно привести деятельность родителей по разъяснению ребенку правил дорожного движения. Ее предметом выступает юридическое сознание ребенка, его отношение к установленным государством правилам поведения на дороге. Она характеризуется целенаправленностью, волевым содержанием и предметностью воздействия на конкретные элементы юридической психологии и идеологии ребенка. Объективно действия родителей могут проявиться в вербальной или невербальной форме, путем демонстрации наглядных пособий и т. д. При этом наглядные пособия выступают в качестве средств, а различные варианты их использования определят способы их применения11. К условиям осуществления данного вида деятельности относятся индивидуальные психические и физические способности ребенка, специфика семейных отношений, состояние социальной группы, окружающей как ребенка, так и родителей. В результате этого вида деятельности непосредственно преобразовывается юридическое сознание ребенка и опосредованно общественные отношения. Его поведение, влекущее юридические последствия основывается именно на сознании,

9 Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988, С. 14-15.

10 Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984, С. 17; Карташов В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Докт. дис., М., 1990, С. 17; Дюрягин И. Я. "Применение норм советского права". Свердловск, 1983, С. 23-31; Халфина Р. О. "Право как средство социального управления". М., 1988.

11 Овчинников А.И. Правотворческие ошибки в контексте юридической эпистемологии // Северо -Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 13-22.

сформированном родителями. Деятельность родителей в данном примере несет в себе все признаки юридической. В силу этого не обоснованной является позиция авторов, которые исключают из субъектов юридической деятельности физических лиц.

Субъект юридической деятельности может быть исследован с точки зрения следующих его особенностей: 1) индивидуальность, 2) коллективность и 3) институциональность. Это позволяет выявить специфические особенности связей различных свойств внутри субъектного элемента.

Индивидуальный аспект исследования субъекта юридической деятельности предполагает анализ свойств (связей между этими свойствами) данного элемента структуры применительно к отдельно взятому физическому лицу. Речь идет о наделении физического лица такими единством таких свойств как сознательность, целенаправленность, активность, воля и мышление. Ценность представляет совокупность этих взаимосвязанных свойств, а отсутствие хотя бы одного из них приводит к порочности физического лица как элемента структуры и не способности его выступать в роли субъекта юридической деятельности. В силу этого обстоятельства не могут считаться субъектами юридической деятельности недееспособные, поскольку у них отсутствует одно свойство или ряд свойств идеальной компоненты юридической деятельности (воля, способность предвидеть и осознавать последствия своих действий, цель "порождения" юридических последствий и др.).

Свойства индивидуального субъекта юридической деятельности могут быть классифицированы на внутренние и внешние. К первой группе относятся те свойства, которые в процессе осуществления юридической деятельности не получают своего внешнего выражения. В основном это

свойства сознания: постановка цели - воображение желаемого результата12, воля - осознанное возбуждение и направление активности в соответствии с поставленными целями, мышление - способность описания и объяснения явлений юридической действительности, память - способность хранить и воспроизводить юридические знания. Активность представляется особым свойством субъекта. Она присутствует и во внутренней компоненте юридической деятельности и во внешней. Внутри человека она проявляется как система психических процессов, а внешнее выражение получает посредством волевого перевода ее в мышечное движение (совершение внешне наблюдаемых действий, речевое произношение и т. д.). К внешним свойствам субъекта может быть отнесена способность физического, механического воздействия на предметы и возможность их преобразования.

Своеобразие коллективного субъекта юридической деятельности заключается в том, что ее реализация происходит двумя и более физическими лицами. Это в значительной степени влияет на характер связей между свойствами субъектного элемента. В данном случае, требования к качеству свойств субъекта и их составу остается прежним. Расположение же свойств претерпевает существенные изменения. Некоторые из них могут быть присущи одному индивиду, остальные другому (другим). В этой ситуации каждый член группы выполняет определенную деятельность. При этом его деятельность обладает и предметностью, и целенаправленностью, и имеет объективное выражение в виде совершаемых действий, операций. Но, она носит промежуточный, характер, направленный на осуществление групповой цели, с помощью общего сознания и общей воли, коллективных действий. И только в единстве свойств отдельных индивидов коллектива способна проявиться сущность и содержание субъекта юридической деятельности.

12 "Будущий результат... присутствует сначала субъективно, идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, Т. 12, С. 718.

Институциональный аспект рассмотрения субъекта юридической деятельности обусловлен наличием в социальной структуре общества специфических образований (институций), которые самостоятельно вступают в общественные отношения, обладают особым статусом, правосубъектностью.

Институции характеризуются через такие признаки, как: специально предусмотренный юридическими нормами порядок создания; наделение их определенными полномочиями, ответственностью; материально техническая обособленность; наличие собственной структуры, состоящей из конкретных людей; выполнение публичных функций и задач. Институциональное образование - это идеальный феномен, который вне человеческого сознания существовать не может, но, являясь абстракцией, с помощью человека получил объективное выражение, стал и самостоятельным субъектом участником общественных отношений, способным преобразовывать юридическую действительность. Как идеальная абстракция, ни учреждения, ни государственные органы, ни юридические лица, сами по себе не обладают необходимыми для субъекта юридической деятельности свойствами. Такие свойства присущи лишь человеку. Соответственно только люди, являясь элементами структуры институций, наделяют их необходимыми качествами. Специфика расположения свойств институционального субъекта юридической деятельности и характер связей между ними зависят от места и статуса людей в данном образовании, их функций и задач.

Как и коллективному субъекту юридической деятельности, людям, составляющим содержание организации, учреждений и т. д. характерно распределение труда, функций и задач. Однако в отличие от коллектива, здесь конкретные индивиды выступают в качестве представителей институции и действуют в соответствии с целями ее создания, выполняют функции и задачи, предусмотренные законом. Законодательство также определяет методы осуществления их юридической деятельности.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2016

В качестве структурного элемента юридической деятельности традиционно выделяют ее предмет. Он обладает собственными свойствами, необходимыми юридической деятельности. Например, способность быть источником информации необходимой субъекту деятельности, способность преобразовываться, способность удовлетворять потребности человека и общества. Предмет определяет своеобразие видов деятельности, отличительные особенности, разграничивающие ее с другими видами социальной деятельности.

Перфильев В. В. к объектам юридической деятельности относит

группы общественных отношений. А. А. Чунаева расширяет понятие объекта, включая в него предметы материального мира и людей.14 Карташов В. Н. допускает существование первичных и вторичных объектов юридической деятельности. К первичным он относит общественные отношения, а к вторичным, предметы, процессы и состояния природной и социальной сред, объективной и субъективной реальностей, материальные и нематериальные блага.15

Я буду придерживаться позиции тех авторов, которые широко толкуют предмет юридической деятельности и включают в его состав юридические отношения, юридические нормы, органы и учреждения, юридические идеи, теории, чувства и переживания по поводу юридических явлений, культуру и др. - все то, что составляет юридическую действительность, как объективную, так и субъективную. В этом плане не соглашусь с Кудрявцевым В. Н., исключающим из сферы юридической деятельности внутреннюю мыслительную деятельность человека и весь его внутренний мир. Критикуя широкое понимание предмета юридической деятельности, он заявляет, что "право бессильно повлиять на те формы человеческой

13 Перфильев В. В. Действие права (понятие, структура, свойства). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1975, С. 7.

15 Карташов В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Док. дис., М., 1990, С. 9697.

активности, которые замыкаются в сознании человека".16 Представители узкого понимания предмета юридической деятельности аргументируя свою позицию часто ссылаются на слова Маркса К.: "Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его

объектом". Иной подход, по их мнению, означал бы контроль над мыслями. Для юридического регулирования общественных отношений действительно первостепенное значение имеет внешне наблюдаемое поведение людей, вызывающее юридические последствия. Объективно выраженные действия (бездействия) индивидов либо их групп подлежат упорядочиванию, контролю, они являются основаниями для применения различных юридических норм. Мысли же, по действующему законодательству, не подлежат юридическому регулированию. Но они являются результатом соответствующего мышления субъекта, его отношения к обществу и в том числе юридической действительности. В силу этого юридическая психология и идеология индивидов детерминируют пристальное внимание к ним государства с целью формирования положительного отношения граждан к юридическому регулированию, законопослушанию. Эта деятельность имеет различные формы проявления: введение обязательного изучения правовых дисциплин в школах, различных учебных заведениях, определении принципов законодательства, выделении специальных отраслей и систем законодательства. Она может быть прямо направлена на достижение соответствующего результата или опосредованно, но ее предметом является внутренний правовой мир человека. Кроме этого, мысли, желания человека (субъективная сторона деяния) подлежат юридической оценке и вызывают соответствующие последствия при определении противоправности того или иного действия или бездействия. Все это свидетельствует о том, что сознание

16 Кудрывцев В. Н. Право и поведение. М., 1978, С. 9.

17 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., Т-1, С. 14.

и внутренний мир человека является предметом юридической деятельности ее субъектов.

Значит, можно утверждать, что предметом юридической деятельности могут являться субъективные и объективные явления юридической действительности, на познание и преобразование которых направлена активность ее субъекта.

Действия, как элементы структуры юридической деятельности, представляют собой сознательную, волевую и целенаправленную активность субъекта преобразовательно воздействующую на предмет. Они относятся к внешним структурным элементам. Для удобства и эффективности изучения юридической деятельности используется группировка действий в операции.

Операции - это комплекс действий, ориентированных на решение

определенной задачи. Юридическая деятельность не может быть отождествлена исключительно с действиями и операциями в силу того, что действия направлены на решение промежуточных задач.

Ценность действий как элементов структуры юридической деятельности в том, что они, образуя активную динамичную ее сторону,

порождают юридические последствия.

В качестве самостоятельных элементов юридической деятельности необходимо выделить средства и способы ее осуществления. Средства - это предметы, явления, с помощью которых обеспечивается достижение цели, получение необходимого результата юридической деятельности.20

Средства осуществления юридической деятельности всегда зависят от свойств и качеств ее предмета. Они обеспечивают преобразовательный характер воздействия и могут быть материальными и идеальными, простыми и сложными, устными, письменными, специально юридическими и

18 Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., Сов. радио, 1974, С. 126.

19 Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978, С. 12-13.

20 Карташов В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Док. дис., М., 1990, С. 99.

общенаучными, техническими, коммуникативными и т. д. Все средства выполняют обеспечительно-преобразовательную функцию.

Способы совершения юридической деятельности детерминированы средствами ее осуществления, вариантностью их использования. Способ -это конкретный путь достижения намеченной цели с помощью конкретных

средств и при наличии определенных условий и предпосылок юридической

деятельности. В единстве с потребностями субъекта, целями, задачами юридической деятельности ее средства и способы могут быть смоделированы в юридическую стратегию или юридическую тактику, которые определят эффективность деятельности, адаптируя ее к условиям осуществления.

Включение в структуру юридической деятельности ее результата оспаривается рядом ученых. В силу неразрывности причинно-следственных связей между преобразовательным воздействием субъекта на предмет деятельности и ее результатом полагаю он может быть отнесен к структурным элементам. По крайней мере, целесообразностью обладает его исследование в единстве с остальными структурными элементами деятельности. Результат представляется как последствия деятельности, отраженные на явлениях юридической действительности. "Начинаясь с идеального (формального) предвосхищения результата, юридическая деятельность заканчивается получением фактического результата (продукта). В зависимости от степени их совпадения и соответствия решается вопрос о

том, достиг ли субъект поставленной цели, на сколько эффективными были

при этом его действия, средства, способы и методы". Он не может быть определен лишь как практическое осуществление цели юридической деятельности. Цели деятельности могут быть не достигнуты в процессе ее осуществления.

21 Карташов В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Док. дис., М., 1990, С. 104.

22 Карташов В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Док. дис., М., 1990, С. 108.

Элементы юридической деятельности вне связей между ними не могут создать ее системы и структуры. Для структурирования элементов необходимо установить связи между ними. При этом одни и те же элементы могут содержаться в структурах различных систем, присутствуя в них различными своими сторонами и свойствами.

Представляется, что связи между этими элементами юридической носят последовательный характер. Они опосредованны законами причинно -следственной зависимости: каждый элемент порождается свойствами предыдущего, и детерминирует последующий. Потребности приводят человека в активное состояние, первично эта активность носит внутренний характер и существует на уровне мышления. С помощью воли внутренняя активность переводится в активность внешнюю. Таким образом, действия производны внутренней активности субъекта. Посредством осуществления действий человек преобразует юридические явления и оставляет результат своей деятельности. Такая последовательность связей между элементами структуры юридической деятельности и их свойствами обеспечивает процессуальный характер и форму деятельности.

Структура юридической деятельности характеризуется причинно-следственной, детерминационной связью между ее элементами, а также единством этих элементов (субъект, действия, средства и способы, предмет, результат), которые обеспечивают юридическую деятельность в целом свойствами, определяющими ее как самостоятельное явление способное вступать во взаимоотношения с объектами материального мира, не теряя своего качества и не растворяясь в них (сознательность, целенаправленность, активность, волевой и преобразовательный характер, способность внешнего и внутреннего материального выражения, физического либо мыслительного воздействия на юридические явления общества).

Литература:

1. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988, С. 14-15.

2. Дюрягин И. Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1983, С. 23-31.

3. Карташов В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Докт. дис., М., 1990, С. 17.

4. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., Сов. радио, 1974, С. 126.

5. Кудрывцев В. Н. Право и поведение. М., 1978, С. 9.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., Т-1, С. 14.

7. Перфильев В. В. Действие права (понятие, структура, свойства). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1975, С. 7.

8. Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984, С. 17.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940, С. 149.

11. Халфина Р. О. "Право как средство социального управления". М., 1988.

12. Овчинников А.И. правотворческие ошибки в контексте юридической эпистемологии // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 1. С. 1322

1. Сущность и структура правовой деятельности.

2. Правовая деятельность и управление.

1. Сущность и структура правовой деятельности

Понятие «деятельность» обрело статус философской категории уже в трудах Аристотеля. В последующем оно стало широко использоваться в исследовании любых социальных феноменов. И это не случайно. Во-первых, категория «деятельность, располагает особыми методологическими возможностями. Как справедливо отмечает Э.Г. Юдин, «в современном познании, особенно гуманитарном, понятие деятельность играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку с его помощью даётся универсальная характеристика человеческого мира». Во-вторых, большие эвристические возможности свойственны и деятельностной парадигме, суть которой заключается в признании в качестве исходной аксиомы деятельности людей как способа существования общества, любого социального образования или процесса. «В обществе любые формы бытия, начиная от общественных отношений и кончая теоретическим воспроизведением объекта, могут существовать единственно возможным способом – через деятельность людей и в их деятельности» – таков один из вариантов формулировки деятельностной парадигмы.

В обобщённом виде использование деятельностного подхода позволяет, по мнению В.Ж. Келле, найти путь к объяснению того, почему люди формируют (делают) действительность именно так, а не иначе, т.е. открыть законы и детерминанты действительности.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения субъекта к окружающему миру и к себе. По своей сущности она представляет собой способ взаимодействия человека со средой в целях создания необходимых условий для его существования и развития. А по содержанию это целенаправленный процесс – совокупность действий субъекта по удовлетворению своих потребностей и интересов.

Соответственно правовую деятельность можно определить как активное отношение субъекта к системному миру, как способ взаимосвязи социального субъекта и правовой действительности в целях создания правовых условий существования.

Рассматривая деятельностную парадигму в рамках правовой сферы, можно утверждать, что:

    деятельность есть способ существования правовой действительности, она исходный пункт и результат правовой сферы общества. Вне деятельности правовые отношения, правовое сознание, право как таковое не существуют и существовать не могут;

    правовая действительность относится лишь к той сфере реальности, в которой наличествует человек, личность как деятельное существо;

    различным состояниям правовой действительности соответствуют специфические типы, формы и виды правовой деятельности;

    правовая действительность представляет собой целостную систему отношений, которые могут иметь горизонтальную расчленённость и вертикальную иерархию.

Последний аспект деятельностной парадигмы свидетельствует о том, что правовая деятельность является системно-организованным процессом. Имея определённые функции, она располагает соответствующей структурой. Более того, функционирование правовой системы лишь тогда оптимально, когда она располагает оптимальной структурой. Вот почему исследование структуры правовой деятельности принципиально важно для философии права.

В правовой деятельности можно выделить несколько структур по различным основаниям; для философско-правового осмысления наиболее значимыми представляются следующие.

Процессуальная структура – описывает (при помощи соответствующих средств и определённым способом) правовую деятельность как процесс воздействия субъекта на объект для достижения целеполагавшегося результата. Она состоит из нескольких основных элементов: субъекта, объекта, цели, результата и последствия.

Субъект правовой деятельности – общество в целом, его устойчивые объединения и институты: нации, классы, религиозные конфессии, государство, семья, коллектив и личность. В современных условиях непосредственным субъектом правовой деятельности является правовая организация государства.

Под объектом любой деятельности понимается то, на что (кого) она направлена. Если субъектом правовой деятельности выступает правовая организация государства, то её объект – правовые отношения, формирующие правовую реальность.

Ещё один важный структурный элемент правовой деятельности – цель, т.е. идеальный образ ожидаемого результата. Как правило, она закрепляется в основополагающих государственных правовых документах – конституции, концепции национальной безопасности и др.

Цель достигается при помощи определённых средств и способов. В правовой деятельности к средствам относятся прежде всего законы, законодательные и правоохранительные органы, правовые идеологические институты. Способов правовой деятельности много – каждый субъект использует свои, это может быть и общенародный референдум, и арест преступника, и заседание суда.

Цель, реализованная при помощи средств и способов, даёт результат правовой деятельности. Однако, как уже отмечалось, следует иметь в виду, что цель и результат не всегда совпадают. Итог, который получился, но не целеполагался, называется последствием. Причём в некоторых случаях последствие столь существенно, что результат теряет свой смысл.

Видовая структура правовой деятельности может быть представлена как труд, общение и игра.

Труд обладает следующими характеристиками: продуктивность – её результатом является право как необходимое условие человеческой жизнедеятельности; созидательность – правовая деятельность созидает правовое общество, правового человека, правовые отношения, правовое сознание и другие правовые феномены; производительность – так как правовая деятельность «производит» услуги обществу и обладает собственными технологиями, она осуществляется на основе определённых знаний, умений, а это все основные черты труда.

Общение подразумевает обмен информацией, опытом, умениями, навыками и результатами деятельности.

Игра, как отмечает Й. Хейзинга, всегда была присуща правовой деятельности. Моменты игры мы обнаруживаем в принципе состязательности сторон (обвинения и защиты), в хитрости, обмане, во внезапности, свойственных раскрытию (или совершению) преступления.

Во временной структуре правовой деятельности различают две формы – актуальную и аккумулятивную.

Актуальная правовая деятельность – это та, которая осуществляется в настоящее время. Её важнейшая особенность заключается в процессуальности, т.е. в пребывании в состоянии становления, незавершённости. Процессуальность фиксируется в процессуальном праве, строго регламентированном временными параметрами. Так, в уголовном процессе законом установлено время для совершения тех или иных процессуальных действий. В арбитражном процессе сроки процессуальных действий определены точными календарными датами или отрезком времени, а также указанием последующего события. Конечно, временной интервал, обозначенный понятием «актуальный», имеет относительный характер.

Аккумулятивная правовая деятельность представляет собой результат актуальной деятельности. Аккумулятивность (накопительность) в правовой деятельности означает, что прошлое служит необходимым основанием настоящего и будущего. Феномен накопительной деятельности открыл К. Маркс. В IV томе «Капитала», анализируя структуру общественного труда, он обращает внимание на необходимость различать «труд, выполняемый в настоящее время», и «прошлый труд». Именно в этом смысле об аккумулятивной деятельности можно говорить как об итоге актуальной правовой деятельности.

Аккумулятивность проявляется в том, что современные юридические законы только в том случае соответствуют «требованиям времени», если они унаследовали всё ценное из прошлого, что «работает» на настоящее. Кроме того, люди не свободны в выборе правовых отношений, сложившихся в обществе. Каждое новое поколение получает эти отношения уже «готовыми», но именно они служат базой для последующего развития и совершенствования. Наконец, аккумулятивность правовой деятельности выражается в её опредмечивании в виде институтов права – власти, суда, полиции, прокуратуры, адвокатуры и т.д.

Правовая деятельность имеет две формы – теоретическую и практическую.

Основная задача теоретической правовой деятельности – получение (поиск) объективной правовой истины и исследование правовой реальности для научного обоснования принимаемых правовых решений.

К ней относятся правотворческая (законодательная) деятельность государства, научная деятельность исследовательских правовых институтов и учреждений, деятельность официальных органов толкования права.

Роль этой формы правовой деятельности чрезвычайно важна. Правовые нормы и юридические законы должны быть научно обоснованы, иметь объективные основания в материальной и духовной жизни общества. Игнорирование научного обоснования принимаемых законов, превалирование в законотворчестве идеологии в ущерб науке приводят к парадоксальной ситуации: государство законы принимает, но государство же их не выполняет. Очевидно, результаты правовой теоретической деятельности эффективны тогда, когда они реализуются в практике, а не остаются маниловскими мечтаниями или, тем более, попираются самой властью.

В практической правовой деятельности выделяют две субформы: государственно-правовую процессуальную и каждодневную человеческую, ограниченную юридическими законами.

Конечно, в чистом виде ни теоретической, ни практической деятельности не существует. Обе формы взаимопроникают и взаимопереплетаются. Работа следователя, например, неизбежно сопряжена и с аналитической деятельностью (теоретической по своей сути), и с задержанием преступника (практической деятельностью). Одной из разновидностей теоретико-практической правовой деятельности является организационно-управ-ленческая деятельность.