Кем проводится 2 ступень административно общественного контроля. Как организован общественный контроль за охраной труда

1.1. Положение об административно-общественном контроле по охране труда в ГБОУ ДО ЦВПВУМ (далее - Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3), Федерального закона об основах охраны труда в Российской Федерации, Типового положения о службе охраны труда, Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в образовании, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14, Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом ГБОУ ДО ЦВПВУМ, коллективным договором.

1.2. Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации, профсоюзного комитета учреждения за состоянием охраны труда.

1.3. Действие настоящего Положения распространяется на всех работников образовательного учреждения.

1.4.Настоящее Положение принимается на общем собрании трудового коллектива образовательного учреждения, согласуется с профсоюзным комитетом и утверждается директором школы.

  1. Задачи административно-общественного контроля:

2.1. Основными задачами административно-общественного контроля являются:

*​ соблюдение законодательства об охране труда;

*​ обеспечение безопасности технологического и другого оборудования, безопасности технологических процессов, зданий, сооружений;

*​ обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты;

*​ организация надлежащих санитарно-гигиенических, социально-психологических и бытовых условий труда;

*​ организация лечебно-профилактического обслуживания работников;

*​ обучение, инструктаж, аттестацию рабочих мест по условиям труда.

  1. Организация трехступенчатого административно-общественного контроля

3.1. В целях систематического соблюдения требований законодательства по охране труда вводится следующая многоступенчатая система контроля:

3.1.1. I ступень - осуществляют ежедневно педагогические и другие работники - каждый на своём рабочем месте, а также на закрепленных за ними учебных, административных и хозяйственных помещениях.

На первой ступени контроля проверяется:

Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

Безопасность мебели, технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, компьютеров, оргтехники, электрооборудования;

состояние и правильность организации рабочих мест;

Отсутствие (наличие) противопоказаний у работника к выполнению трудовой функции (самооценка);

Исправность приточной и вытяжной вентиляции;

Исправность приборов освещения рабочих мест;

Наличие на рабочих местах инструкций по охране труда;

Наличие и исправность средств пожаротушения;

Наличие спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными перечнем и нормами.

При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал АОК с указанием сроков исполнения.

В случае грубого нарушения правил, норм, инструкций по охране труда, которое может причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, работник немедленно закрывает доступ в данное помещение, извещает администрацию о выявленном нарушении для принятия мер по приостановке работы в данном помещении до устранения этого нарушения

Педагог в процессе наблюдений за ходом работы, в случае нарушения правил техники безопасности работающими, проводит инструктаж с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности, делает в специальном журнале письменные предупреждения, обязательные для исполнения и знакомит с ними под расписку, нарушающих правила обучающихся, а к лицам, систематически нарушающим безопасные приемы работы, применяют меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные правилами внутреннего распорядка, а также меры общественного воздействия, ведет ежедневный учет всех несчастных случаев, разработки профилактических мероприятий.

3.1.2. II ступень - осуществляют заместитель директора учреждения по учебно-воспитательной работе, заведующий хозяйством, уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, председатель комиссии по охране труда, специалист по охране труда - не реже одного раз в квартал.

На второй ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой ступени контроля;

выполнение мероприятий, намеченных в результате ранее проведенных проверок второй и третьей ступеней контроля;

Выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения и решений профсоюзного комитета, предложений уполномоченного (доверенного) лица по охране труда;

Выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;

Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов охраны труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

Соблюдение работниками инструкций по охране труда, правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов (осмотров) производственного оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов и инструкций;

Состояние проходов, переходов, запасных выходов, проездов;

Состояние уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

Наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

Своевременность, качество и учёт (в специальных журналах) проведения инструктажа работников по охране труда;

Наличие и правильность использования работниками спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты;

Состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха;

Обеспечение работников мылом и другими профилактическими средствами;

установление компенсационных доплат по итогам специальной оценки условий труда;

Наличие инструкций по охране труда по всем должностям и профессиям согласно штатному расписанию.

Результаты проверки и выявленные нарушения записываются в специальный журнал и доводятся до сведения руководителя ОУ. При этом проверяющие намечают мероприятия по устранению обнаруженных нарушений, назначают исполнителей и сроки исполнения.

В случае грубого нарушения правил, норм, инструкций по охране труда, которое может причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, составляется акт и работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

Руководитель учреждения обеспечивает выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений охраны труда, выявленных на второй ступени контроля.

инспектор по охране труда и член профсоюзного комитета 1 раз в месяц проводят тщательную проверку состояния охраны труда и культуры производства в кабинетах, на спортивных площадках и на других участках. Выявленные в ходе проверки недостатки устраняются сразу или записываются в специальные журналы и устанавливают сроки и лиц, ответственных за выполнение.

3.1.3. III ступень - осуществляют директор ОУ и председатель профсоюзного комитета не реже одного раза в полугодие.

На третьей ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения и решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда;

Выполнение мероприятий, предусмотренных планами, КД, соглашениями по охране труда и другими документами;

Выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, переходов;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции;

выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

Соблюдение норм и сроков обеспечения работников спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

Состояние санитарно-бытовых помещений;

соблюдение сроков периодических медицинских осмотров работников;

состояние кабинета охраны труда, стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;

Организация и качество проведения обучения и инструктажей работников по охране труда;

Подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

соблюдение установленного режима труда и отдыха;

Наличие инструкций по охране труда.

Результаты проверки оформляются отдельным актом, краткое содержание итогов проверки, рекомендации по устранению выявленных нарушений вносятся в журнал АОК.

  1. Порядок разработки и утверждение правил и инструкций по охране труда

4.1. Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда утверждено постановлением № 129 от 01 июля 1993 г. Министерства труда РФ.

4.2. Положение является обязательным для всех учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм собственности.

4.3. Правила по охране труда - нормативный акт, который устанавливает требования по ОТ, обязательные при осуществлении любых видов деятельности.

Правила по ОТ могут быть отраслевого и межотраслевого назначения.

4.4. Инструкции по ОТ - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по ОТ могут быть типовые (отраслевые) для работников и конкретного рабочего места.

4.5. Типовые инструкции утверждаются центральными органами федеральной исполнительной власти, а инструкции по охране труда должны разрабатываться на основе межотраслевых правил по ОТ и не противоречить им.

4.6. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда осуществляют государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от руководства.

4.7. Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на директора учреждения или его заместителя. Выполнение требований инструкций следует проверять при осуществлении всех видов контроля.

  1. Разработка инструкций по охране труда

5.1.​ Инструкции по охране труда разрабатываются как для работников отдельных профессий, так и на отдельные виды работ (работы на высоте, ремонтные работы, и другие).

5.2.​ Изучение инструкций для работников обеспечивает руководитель или лицо, назначенное приказом руководителя. Требования инструкций являются обязательными для работников, невыполнение требований рассматривается как нарушение трудовой деятельности.

5.3.​ Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с перечнем штатного расписания учреждения, который утверждает руководитель.

5.4.​ Требования нормативных актов по ОТ, включаемые в инструкции, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работников.

5.5.​ Инструкции для работников утверждаются руководителем после проведения предварительных консультаций с выборным профсоюзным органом или с другими выборными органами учреждения.

  1. Содержание инструкций

6.1.​ Каждой инструкции должно быть присвоено наименование. В наименовании следует кратко указать для какой профессии или вида работ она предназначена.

6.2.​ Инструкция должна содержать следующие разделы:

*​ Общие требования безопасности;

*​ Требования безопасности перед началом работы;

*​ Требования безопасности во время работы;

*​ Требования безопасности в аварийных ситуациях;

*​ Требования безопасности по окончании работ.

  1. Порядок проверки, пересмотра инструкций по охране труда

7.1.​ Инструкции систематически, не реже одного раза в пять лет необходимо пересматривать на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил.

7.2.​ Пересмотр и проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в три года.

7.3.​ Если в течение указанного срока условия труда работников не изменились, то приказом или распоряжением по учреждению действие инструкции продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставится штамп «Пересмотрено», дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).

7.4.​ У руководителя должен быть постоянного хранения комплект действующих в данном учреждении инструкций для всех работников и по всем видам работ.

7.5.​ Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку либо вывешены на рабочих местах.

  1. Ответственность

8.1. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной профилактики недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные записываются в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

8.2. В случае грубого нарушения правил, норм, инструкций по охране труда, которые могут причинить ущерб здоровью обучающихся, их родителей или работников образовательного учреждения или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

8.3. К лицам, систематически нарушающим ТБ, применяют меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные правилами внутреннего распорядка, а также меры общественного воздействия.

8.4. По результатам проверок лица, ответственные за работу по охране труда могут быть заслушаны на совещаниях при директоре, заседаниях профкома, общих собраниях трудового коллектива.

Для чего нужен административно-общественный контроль в сфере охраны труда и кто должен его организовать? Получив ответы на эти вопросы, вы в полной мере сможете обеспечить безопасные условия труда для работников вашей компании.

Административно-общественный контроль в сфере охраны труда

Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.

Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда

Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. , 217 ТК РФ ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.

Общественность же в данном случае представляют доверенные лица профсоюзов, уполномоченные участвовать в проверках условий работы сотрудников (ст. 370 ТК РФ , ст. 20 ФЗ «О профессиональных союзах » № 10-ФЗ от 12.01.1996).

Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:

  • получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
  • участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
  • предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.

Уровни административно-общественного контроля

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:

  • 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
  • 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
  • 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.

Образец журнала

Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.

Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.


Обеспечение безопасности работ является прямой и основной обязанностью каждого работодателя. Основные нормы закреплены в профильных законах. Указанные положения развиваются и находят свое отражение в ведомственных локальных документах. Они разрабатываются на основании положений закона и профильных Постановлений Правительства.

Работодатель назначает ответственных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением инструкций и соответствию условий труда действующим правилам (по сути, это регулирование СУОТ организации). Но это ведомственный контроль за охраной труда.

Между тем, трудовым законодательством предусмотрена еще одна форма контроля за охраной труда – общественная (является частью трехступенчатого контроля, инициируемого посредством соответствующего приказа).

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

Общественный надзор, как форма осуществления деятельности по охране работ прямо предусмотрена в ст. 22 ТК РФ . Указанная статья закона устанавливает, какие организации осуществляют общественный контроль за охраной труда.

Их следует перечислить более подробно:

  • Профсоюзы. Это профессиональные организации, которые действуют в той или иной отрасли либо на конкретном крупном предприятии. Они создаются и действуют в интересах работников. Среди функций профессиональных союзов имеется и общественный надзор за охраной труда;
  • Выборные органы организации из числа персонала. Такая форма осуществления функций предусмотрена для случаев, когда профсоюзных органов не имеется. Тогда сотрудники самостоятельно вправе определить своих выборных представителей, которые будут защищать их права в сфере безопасности работ.

Следует указать, что осуществление общественного контроля является правом коллектива, а не его обязанностью. Такие органы можно и не создавать. Одновременно с этим, работодатель не имеет права препятствовать созданию данного органа и обязан учитывать его мнение.

Административно общественный контроль по охране труда

Это наилучший вариант. Он действует, когда руководство понимает значимость задачи по обеспечению охраны труда и реально заинтересовано в правильном исполнении данной функции.

В этом случае, представители коллектива и руководства осуществляют обеспечение безопасности совместно. Для этого допускается создавать постоянно действующие комиссии.

Указанные органы наделяются следующими полномочиями:


  • Проверять правильность ведения инструктажа. Необходимо в каждом случае выяснять, имело ли место такое мероприятие и насколько правильно оно проведено. При необходимости, в ходе исполнение мероприятий по инструктажу, могут присутствовать выборные представители сотрудников либо члены организации профсоюза;
  • Они могут проверять соответствие локальных инструкций и распоряжений на предмет их соответствия с нормативными актами и законом. Если инструкции составлены не верно или включает не полный перечень обязанностей работодателя, орган может потребовать внесения в них изменений;
  • Общественный контроль за охраной труда в организации осуществляет разбирательство по фактам несчастных случаев и травматизма. Работа комиссии является совместной, поскольку в ней принимают участие представители органа общественного надзора и руководства организации;
  • Наличие и состояние защитных средств, средств тушения огня и прочего оборудования. Все должно находиться в рабочем состоянии.

Профессиональный союз или выборный орган от работников организации наделен и другими полномочиями, которые вытекают из обязанностей работодателя. Соответственно, перечень его обязанностей является перечнем правомочий указанного органа.

Приказ об организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда

Создание органа из работников профессионального союза и представителей работодателя, а также их деятельность осуществляется на основании приказа. Для оформления полномочий и закрепления факта, руководство должно издать специальный приказ об этом.

В приказе декларируется создание комиссии и отражаются ее основные задачи. А оформление ее структуры и конкретный порядок деятельности определяются другими ведомственными актами. Например, это может быть положение об участии профессионального союза в надзоре за безопасностью работ.

Образец заполнения журнала административно-общественного контроля по охране труда

Осуществление указанной деятельности подлежит обязательному документированию. Установлена специальная форма заполнения журнала. Он включает несколько граф по каждой степени надзора. Скачать правильный образец можно

Помимо самой формы, он содержит еще и примечания. Они позволят не ошибиться и верно заполнять данный учет.

Государственный контроль и общественный надзор за охраной труда

Государственные службы в данной сфере представлены инспекцией и прокуратурой. Оба этих субъекта наделенными широкими возможностями по проведению проверок организаций. При установлении нарушений, они вправе требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, составлять административные протоколы.

В ряде случаев, указанные субъекты могут приостанавливать деятельность предприятия и подавать иски в суд в интересах работников. При этом органы внутреннего контроля могут обращаться в инспекцию или прокуратуру с заявлением о проведении проверок и сообщать об имеющихся нарушениях.


Вернуться назад на

В борьбе за снижение производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля за состоянием охраны труда, который осуществляется администрацией совместно с профсоюзной организацией.

Руководитель предприятия совместно с председателем ФЗМК один раз в полугодие проверяют, а затем рассматривают вопросы охраны труда и культуры производства с руководителями цехов и профсоюзным активом (членами комиссий и общественными инспекторами по охране труда) с обсуждением состояния техники безопасности и заболеваемости на предприятии, хода выполнения планов мероприятий по охране труда и обмена опытом работы в этой области; регулярно заслушивают отчеты начальников цехов о выполнении мероприятий, приказов и предписаний технической и санитарной инспекции и служб охраны труда; разбирают причины происшедших несчастных случаев и разрабатывают конкретные меры к недопущению их в дальнейшем.

Руководитель предприятия и председатель ФЗМК (III ступень контроля) один раз в месяц лично с участием инженера ПТО (производственно-технических отделов), главного механика, главного энергетика и службы охраны труда проверяют состояние охраны груда и культуры производства не менее чем в двух-трех цехах. Результаты проверки обсуждают на совещании инженерно-технических работников и профактива и разрабатывают дополнительные мероприятия по устранению отмеченных недостатков и дальнейшему улучшению условий труда. Не реже одного раза в год проводят общественные смотры состояния охраны труда и культуры производства во всех цехах предприятия и ежеквартально подводят итоги выполнения обязательств бригад, участков, цехов, борющихся за работу без травм. Широко популяризируют ход выполнения принятых обязательств через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации.

Начальники цехов, участков и председатели цеховых профсоюзных комитетов (II ступень контроля) один раз в неделю тщательно проверяют состояние охраны труда и культуры производства в цехе. Выявленные в ходе проверки недостатки устраняют сразу или записывают в специальные журналы (книжку мастера), устанавливая сроки и ответственных лиц за их выполнение; оказывают помощь мастерам в своевременном устранении отмеченных недостатков по охране труда; проводят обсуждение каждого несчастного случая на рабочих собраниях с целью доведения его причин до рабочих и недопущения подобных случаев в дальнейшем.

Мастер (начальник смены) совместно с общественным инспектором по труду (I ступень контроля) и дежурным по охране труда за 15...20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента и выявляют отклонения от правил техники безопасности. О недостатках, которые не могут быть сразу устранены, мастер докладывает начальнику цеха, участка, смены.

В течение рабочего дня мастер проводит контроль за соблюдением технологической дисциплины и за технической исправностью оборудования и приспособлений; осуществляет надзор за выполнением рабочими безопасных приемов труда, а также за использованием ими во время работы спецодежды и индивидуальных средств защиты (касок, защитных очков, противошумных наушников).

Мастер проводит инструктаж в процессе работы с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности. К лицам, систематически нарушающим безопасные приемы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка (письменные предупреждения, взыскания, перевод на нижеоплачиваемую работу). Письменные предупреждения мастер заносит в специальные журналы (книжку мастера) и знакомит с ними под расписку нарушителей.

Самоконтроль по охране труда заключается в том, что каждый рабочий цеха, участка по графику, разработанному мастером, назначается в течение рабочей смены дежурным по охране труда, в обязанности которого входит контроль за выполнением рабочими цеха или участка безопасных приемов труда. Рабочий, будучи дежурным, в первую очередь сам следит за соблюдением безопасности труда своими товарищами. Дежурный по охране труда на левой руке носит специальную повязку с буквами ДОТ.

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

СТП 12.0213.004-2005

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения

Утвержден
приказом генерального директора
ОАО «Волга»
от 14.06.05 №198
Срок введения - с 14.06.05

Настоящий Стандарт устанавливает порядок проведения контроля за соблюдением норм, выполнением требований правил, инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, стандартов безопасности труда на всех ступенях производственной деятельности.

Стандарт разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по организации трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда с учетом структуры управления ОАО "Волга".

Стандарт распространяется на все структурные подразделения предприятия.

1. Общие положения

1.1. .Административно-общественный контроль по охране труда, промышленной и пожарной безопасности наряду с оперативным контролем, осуществляемым руководителем работ и другими должностными лицами; контролем, осуществляемым службой охраны труда, промышленной и пожарной безопасности предприятия; контролем, осуществляемым органами государственного надзора и контроля, является основным видом контроля, осуществляемого администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией (в лице представителей ее выборных органов), за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требований трудового законодательства, законодательства об охране труда, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативных актов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

1.2. Целью административно-общественного контроля являются выявление недостатков в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности на всех ступенях производственной деятельности, своевременное их устранение, анализ причин и выработка мер по предупреждению их повторения.

1.3. Административно-общественный контроль не заменяет и не отменяет другие виды контроля (контроля, осуществляемого должностными лицами в соответствии с их должностными обязанностями, а также общественного контроля, осуществляемого профессиональным союзом в лице его выборных органов и уполномоченных по охране труда).

1.4. Административно-общественный контроль проводится на трех уровнях (в три ступени):

На уровне участка (смены, лаборатории, склада) - первая ступень;

На уровне цеха (отдела, службы) - вторая ступень;

На уровне предприятия - третья ступень.

2. Первая ступень административно-общественного контроля

2.1. Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены и т.д.) и уполномоченным по охране труда на данном участке.

2.2. Руководитель участка совместно с уполномоченным по охране труда ежедневно (ежесменно при сменной работе) в начале работы проверяют на своем участке состояние рабочих мест (содержание проходов, территорий); исправность оборудования, инструмента, приспособлений; наличие и исправность ограждений; работу вентиляционных установок и пылегазоулавливающих устройств; освещенность рабочих мест и проходов; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; наличие необходимых инструкций на рабочих местах и немедленно принимают меры по устранению выявленных недостатков.

Если недостатки не могут быть устранены немедленно силами работников участка, принимаются меры по недопущению доступа работников в опасную зону (в необходимых случаях, когда имеется реальная угроза безопасности жизни и здоровью персонала, путем остановки неисправного оборудования) и докладывается руководству цеха.

О результатах проверки проверяющие делают соответствующие записи в специальном журнале административно-общественного контроля по охране труда (журналы должны быть пронумерованы и прошнурованы).

2.3. В течение рабочей смены руководитель участка и уполномоченный по охране труда контролируют соблюдение работниками инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; своевременную уборку отходов производства и готовой продукции, не допуская захламленности и загромождения рабочих мест, проходов и проездов; наличие и правильность применения спецодежды, спецобувии других средств индивидуальной защиты, предохранительных и блокирующих приспособлений.

2.4. При несоблюдении работниками безопасных приемов работы или требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности руководитель участка приостанавливает выполнение работы и проводит нарушителю внеплановый инструктаж с записью в журнале регистрации инструктажей. Фамилия нарушителя, допущенные им нарушения и принятые меры заносятся в журнал административно-общественного контроля.

2.5. Начальник цеха (отдела) ежедневно просматривает записи в журнале административно-общественного контроля, назначает ответственных лиц за устранение отмеченных в журнале недостатков, определяет и контролирует сроки их устранения, принимает меры к виновным лицам.

3. Вторая ступень административно-общественного контроля

3.1. Начальник цеха (отдела) с председателем профсоюзного комитета подразделения или старшим уполномоченным по охране труда с привлечением специалистов цеха (механик, энергетик, технолог и т.д.) и инспектора Госпожнадзора (22-ПЧ) не реже 1 раза в неделю комиссионно проводят целенаправленную проверку состояния охраны труда, промышленной и пожарной безопасности в цехе.

3.2. При проверке комиссия контролирует исправное содержание и безопасную эксплуатацию производственных и вспомогательных помещений, сооружений, оборудования, инструмента, инвентаря, транспортных и грузоподъемных средств, сосудов, работающих под давлением, предохранительных и блокировочных приспособлений; правильную организацию работ и рабочих мест; безопасное хранение, транспортирование и применение ядовитых, едких и взрывопожароопасных веществ; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; своевременность и полноту обучения и инструктажа работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; обеспеченность и применение работниками спецодежды, спецобуви, необходимых средств индивидуальной и коллективной защиты; достаточность и исправную работу санитарно-бытовых устройств и питьевого водоснабжения, вентиляционных установок и пыле газоулавливающих устройств.

3.3. При проведении второй ступени контроля анализируется эффективность проведения административно-общественного контроля первой ступени, контролируется своевременность устранения выявленных при предыдущих проверках недостатков и оценивается отношение ответственных должностных лиц цеха (отдела) к вопросам охраны труда, промышленной и пожарной безопасности с принятием, при необходимости, соответствующих мер.

4. Третья ступень административно-общественного контроля

4.1. Третья ступень административно-общественного контроля проводится ежемесячно в 4-6 подразделениях предприятия согласно графику, утвержденному генеральным директором ОАО "Волга" и согласованному с профсоюзным комитетом предприятия.

4.2. Контроль проводится комиссионно под руководством управления (заместителя), которому подчинено соответствующее подразделение. В работе комиссии по проверке бумажных цехов, ДПЦ, ДМЦ, цеха ТММ принимает участие начальник технического управления.

4.3. В состав комиссии входят главные специалисты, представители службы охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, профсоюзного комитета предприятия и старший инспектор (инспектор) Госпожнадзора (22-ПЧ).

4.4. При проведении третьей ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

устранение недостатков, выявленных при предыдущих проверках;

Выполнение приказов по предприятию, решений профсоюзного комитета ОАО "Волга" по вопросам охраны труда;

Выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;

Выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда, актами расследования несчастных случаев на производстве, инцидентов и аварий;

Паспортизация санитарно-технического состояния и условий труда в цехе;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающих к ним территорий; соответствие их нормативно-техническим требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; состояние дорог, тоннелей, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования нормативным требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пылегазоулавливающих устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

Наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

Состояние наглядной агитации по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; организацию и проведение обучения и инструктажей работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

Подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.5. Результаты проверки оформляются актом-предписанием (имеющим силу приказа) с указанием сроков устранения выявленных недостатков.

Разработал:
главный инженер по промышленной
и пожарной безопасности
Е.Г. ШМЕЛЕВ