Самозащита человеком своих конституционных прав и свобод. Конституционное право на самозащиту как первичная форма правозащитной деятельности

5. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную жизнь проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения; использования и распространения информацией о его частной жизни. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

6. Свобода передвижения. Каждый человек законно находящийся на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительства. Свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в неё.

7. Свобода совести, вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения. Закон дополнительно включил право менять религиозные убеждения, что является правовой гарантией от преследования, единоверцами, лица, вышедшего из состава религиозного объединения. Федеральный закон предусматривает права граждан создавать религиозные группы и организации с условием, что их цели и действия не противоречат закону.

8. Свобода мысли и слова. Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто ни может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказ от них.

2. Самозащита прав и свобод

В положениях Конституции прослеживается тенденция повысить роль самого человека в обеспечении, максимально полного, использования им прав и свобод, усилять его самостоятельность. Наряду с обязанностью государств обеспечивать защиту прав и свобод, существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Способы самозащиты многообразны.

1. Право участвовать в управлении делами государства. Рассматриваемое право осуществлять в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами является участие в референдуме, а также реализация права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Только гражданам принадлежит инициатива проведения референдума. При выборах обеспечиваются выдвижение кандидатов непосредственно избирателями, возможность самовыдвижения, свободное проведение предвыборной агитации; установленные законом формы участие в формировании избирательных комиссий, в подсчёте голосов.

2. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право – важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности в общественных делах и защиты ими своих прав. Обращения граждан могут быть в форме заявления, жалобы, петиции. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставления льгот, услуг), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требованием восстановления).

3. Важным правом является закрепления за каждым, право на объединения, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Это право даёт гражданам возможность использовать, в указанных целях, различные формы совместной организованной, общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Вступление в члены объединения осуществляется на добровольной основе, в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Общественные объединения в праве участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления, в порядке и объёме, предусмотренных законодательством. Общественные объединения могут выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти. Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

4. Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством, является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование.

5. Право обращаться в средства массовой информации.

6. Обжалование действий должностных лиц. Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом. Пересмотр приговора – необходимая гарантия против судебных ошибок, он предусмотрен уголовно-процессуальным кодексом.

7. Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружие от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определённых видов оружия (охотничьё оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности, в пределах необходимой обороны крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооружённого или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определёнными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

8. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Человек вправе отказываться от дачи показаний, если эти показания могут быть использованы против его интересов.

3. Судебная защита

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Такая защита наиболее эффективная и доступная каждому человеку, поскольку в суде могут быть обжалованы любые решения и действия (либо бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Равенство всех перед законом и судом, означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Традиционно сложилось, что нарушенные права и свободы должно защищать государство в лице его компетентных органов (суд, прокуратура и т.д.). Но ни общество, ни законодатель не выработали такого эффективного механизма защиты от правонарушений, который бы позволил обеспечивать оперативную и адекватную охрану прав и законных интересов лица во всех случаях. Поэтому государственная их защита не исключает самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Такой поход расширяет возможности граждан, которые могут проявлять инициативу, использовать различные способы отстаивания своих прав. Часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица . Причем, эти действия зачастую являются весьма результативными. Таким образом, наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Хотя применение способов самозащиты не препятствует ему в дальнейшем обратиться за защитой в компетентные органы.

В Российской Федерации с началом реформ самозащита впервые признана конституционным правом человека (ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина (Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону), ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В 1994 г. в Гражданском кодексе РФ (ст. 14) было закреплено право на самозащиту гражданских прав.Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.), в 2001 г. в Трудовом кодексе РФ (гл. 59) были урегулированы формы самозащиты работниками трудовых прав. Правовой основой включения данной категории в законодательство стала ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где указывается, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и средства массовой информации. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с действующим законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки и т. п., направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав.

Способы самозащиты многообразны . Условно их можно разделить на правовые и неправовые.Правовые способы самозащиты - это действия урегулированные нормами права; неправовые способы самозащиты - это действия прямо не предусмотренные в законодательстве, но не противоречащие ему. В качестве правового способа может выступать использование таких прав, как: право на забастовку, право на объединение, право на собрание и мирные публичные мероприятия и др. К неправовым способам самозащиты прав можно отнести, например, голодовку и др.

Правозащитная деятельность различных субъектов пра­возащитной структуры России существенно разнится по мотивации и набору возможных и допустимых средств, ме­тодов и приемов ее осуществления. Это в полной мере отно-

270 | Конституционное право Российской Федерации


сится к такому субъекту, который определен нами как «еамо- правозащитник». Ему присуща, на наш взгляд, наяболее мощная мотивация защитить свои права и свободы и самый широкий для этого арсенал. Вместе с тем само-правозащит- ник не часто вооружен необходимыми знаниями, умениями и навыками для эффективной защиты своих прав и свобод. Такая ситуация в России обусловлена, в том числе, непро­должительностью того периода, когда индивиды получили конституционную возможность защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.

Отметим, что самозащита в нашей стране впервые возве­дена на конституционный уровень с принятием Конститу­ции РФ 1993 г. В конституционном положении ч. 2 ст. 45 воплощен тезис Итогового документа Венской встречи пред­ставителей государств-участников Совещания по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе о том, что необходимо «ува­жать право граждан самостоятельно или совместно с други­ми вносить активный вклад в развитие и защиту прав и свобод человека». Самозащита имеет различные формы, ог­раниченные действующим российским законодательством и обусловленные тем, какое право лица нуждается в защите.

Конституционные формы самозащиты связаны с их субъектом. Например, в ч. 2 ст. 45 речь идет о «каждом»; в ст. 32 - о «гражданах Российской Федерации», которые имеют право на обращения, одна из разновидностей кото­рых - жалоба - напрямую связана с самозащитой; в ч. 3 ст. 50 - о «каждом осужденном».

В Конституции РФ наряду с индивидуальными консти­туционными формами самозащиты закреплены ее коллек­тивные проявления: каждый имеет возможность защищать свои права и свободы через общественные объединения (на­пример, профессиональные союзы, некоммерческие и пра­возащитные организации).

Конституционные формы самозащиты также зависят от содержательной группы прав и свобод человека и гражда­нина, нуждающейся в защите. Так, самозащита политиче­ских прав и свобод российских граждан может осуществ­ляться в предусмотренных Конституцией РФ формах: мир­ные, без оружия, митинги, шествия, демонстрации, пике­тирования (ст. 31), проведение которых упорядочено Феде­ральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митин­гах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; самоза­щита трудовых прав конституционно допускается посредством

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 271


забастовки (ч. 4 ст. 37). Самозащита признана также фор. мой защиты гражданских прав (ст. 12 ПЕС РФ). Она допуска­ется без обращения в суд, а способы самозащиты должны соответствовать нарушению и не выходить за пределы дей­ствий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК РФ).

Помимо общих форм самозащиты, в Конституции Рф предусмотрены также ее специальные формы. К их числу отнесем, например, право обвиняемого в совершении пре­ступления на рассмотрение его дела судом с участием при­сяжных заседателей (ч. 2 ст. 47). Этот важный процессуаль­ный принцип, распространяющий свое действие на всех лиц, имеющих такой формальный процессуальный статус, приоб­ретает свойства самозащиты как только лицо выразит в фор­ме ходатайства свою волю по данному поводу. Обвиняемый по собственному желанию, опираясь на ч. 2 ст. 47 Конститу­ции РФ, просит, чтобы его дело разрешалось «судьями фак­та», не зависящими от государственной власти. В данном случае актуализируется специфический случай конституци­онного права каждого на самозащиту (ч. 2 ст. 45).

Аналогичные трансформации происходят также с про­цессуальными принципами, нашедшими конституционное закрепление в ч. 2 ст. 48, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 51: если задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в со­вершении преступления изъявит желание воспользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления об­винения, то ему не может быть отказано; надлежаще офор­мленные просьбы осужденного о пересмотре приговора вы­шестоящим судом, о помиловании или смягчении наказа­ния не могут оставаться без рассмотрения; любой, приняв­ший решение не свидетельствовать против самого себя, сво­его супруга и определенного федеральным законом круга близких родственников, не обязан этого делать.

Исходя из вышеприведенных рассуждений, конституци­онная возможность самозащиты в юридическом смысле - зто не запрещенные законом правозащитные требования и претензии лица и корреспондирующая им обязанность уполномоченных органов отнестись к ним в установленном Конституцией РФ, иными законами порядке. Ряд конститу­ционных требований лица, прибегнувшего к самозащите, должен быть удовлетворен без каких-либо усмотрений.

272 | Конституционное право Российской Федерации


В связи с правом на самозащиту отметим, что гражда­нин РФ» имея конституционное право на обращение, по собственному усмотрению решает, куда ему направить жалобу: в судебные или административные органы, в государственные или муниципальные структуры, в общественные организации, к руководителям предприятий и организаций, средства массовой информации. Такой выбор делается на основе собственного или стороннего правозащитного опыта с целью получения наиболее полной защиты нарушенных прав и законных интересов, что позволяет говорить о «вторичном факторе самозащиты». Со стороны государства опре­делено, что в любом случае обращения должны разрешаться в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 2 мая 2006 г. М° 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Помимо обычных и специальных форм самозащиты нами выделена группа ее нетипичных форм. Они применимы к защите определенных прав и свобод граждан. Так, допустима защита лица либо прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причи­нения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и опасности посягательства. Может устраняться опасность, угрожающая личности или правам данного лица или других граждан, если при данных обстоятельствах этого нельзя было сделать другими средствами и если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный (ситуация крайней необходимости). К исключительным формам самозащиты можно отнести ее осуществление с использованием оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».

Таким образом, самозащита как конституционный вид правозащитной деятельности осуществляется лицом в не запрещенных для этого формах, как правило, актуализиру­ет выполнение соответствующими государственными орга­нами вмененных им обязанностей. Различаются конститу­ционные и иные способы самозащиты каждым своих прав и свобод. Самозащита может осуществляться в обычных, спе­циальных и нетипичных формах индивидуальными и кол­лективными субъектами.

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод...| 273


8.4. Обжалование в суд действий и актов государственных органов и должностных лиц, нарушающих праваи свободы граждан

В настоящее время расширилась сфера реализации функций: правосудия как средства защиты гражданина от произвольных действий со стороны государственных и муниципальных органов, должностных лиц и т.д. Вместе с тем с дует отметить, что в России существует два основных спосо ба защиты прав граждан: судебный и административный.

Судебный порядок рассмотрения административно-правовых споров имеет ряд очевидных достоинств перед порядком разрешения спора в органах исполнительной власти, то есть в порядке подчиненности. Правосудие отличается от других государственных функций специфичностью метода решаемых им задач. Являясь разными видами государственной деятельности, правосудие и управление наделены опре­деленными преимуществами и недостатками в отношении друг друга. Достоинства судебных органов заключаются в значительном уменьшении возможности необъективного ведомственного влияния на окончательное решение вопроса.

Суд представляет собой специальный орган, осуществляющий разрешение социальных конфликтов по поводу реального или предполагаемого нарушения норм права. Он независим ни от одной ветви власти и наделен конституционными гарантиями этой независимости. Отсутствие у суда какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, подчинение его только закону, широкая гласность обсуждения, устное и непосредственное исследование всех обстоятельств, состязательность процесса, детальная процессуальная регламентация судебного разбирательства и вынесения решения, небольшая государственная пошлина, иные демократические принципы судопроизводства являются об­щепризнанными достоинствами судебной процедуры.

Таким образом, судебный порядок отличается большими юридическими гарантиями, обеспечивающими твердую по­зицию гражданина как полноправной стороны спора. Пре­имущество судебного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений администрации состоит и в том, что уже само право обращаться с жалобой в суд играет существенную роль в укреплении законности в сфере исполнительной власти.

274 | Конституционное право Российской Федерации


Как свидетельствует практика, количество незаконных дествий и решений государственных органов и их должностных лиц достаточно велико. Зачастую нарушаются наиболее важные права граждан, которым трудно добиться защиты, поскольку их возможности далеко не равны с воз­можностями государства, его органов и должностных лиц. Поэтому обеспечение гражданам равенства в судебном споре с государством и судебной защиты при нарушении их прав и свобод от действий и решений государственных органов - одна из важнейших задач суда.

Надежным и эффективным инструментом реализации права на судебную защиту стал Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж­дан» (с последующими изменениями и дополнениями). Закон снял препоны, установленные ранее действовавшим за­коном и в ряде случаев мешавшие гражданину обратиться в суд. Стало возможным обжаловать действия и решения пред­ставительных органов, общественных организаций и других общественных объединений, а также воинских должностных лиц и органов военного управления.

Итак, в соответствии со ст. 46 Конституции и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушаю­щих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными дей­ствиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объе­динений или должностных лиц нарушены его права и сво­боды. При этом не только основные (конституционные), но и отраслевые права и свободы находятся под защитой суда. В суд можно обратиться за защитой права, которое предос­тавлено гражданину не только в конституционном и за­конодательном порядке, но и подзаконным нормативным актом.

Право на судебную защиту принадлежит каждому фи­зическому лицу, в том числе и недееспособному, которое может защищать свои права в суде через представителя (в частности, адвоката), родителя, иного законного пред­ставителя. Однако в связи с расширением права на судеб­ную защиту возникают дела, по которым в суд с жалобами на действия органов власти обращаются группы граждан, круг которых чаще всего невозможно определить (напри-

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 275


мер, жители города). Такие дела также подведомственны суду и должны разрешаться, как и дела по жалобам отдель­ных граждан на действия (акты), имеющие индивидуальное значение, в зависимости от законности или незаконности последних.

Дела об обжаловании неправомерных действий отнесены к делам, возникающим из административно-правовых отно­шений. Поскольку эти дела, в отличие от дел, носящих бесспорный характер, - дел особого производства (гл. 26- 33 ГПК) - возбуждаются в суде вследствие нарушения прав и свобод граждан (т.е. в связи со спором о праве, хотя и не являющемся материально-правовым), логичнее было бы в законодательном порядке отнести их рассмотрение к иско­вому производству. Это отмечается вполне справедливо в юридической литературе.

Объектом обжалования в суд могут быть решения, действия, бездействие. Под решением надо понимать как нормативные, так и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать федеральные конституционные, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, но не вообще, не априори, а лишь в случаях, когда тот или иной нормативный акт, по мнению гражданина, в конкретной ситуации нарушил его права и свободы. Решения в форме правоприменительных актов принимают вид прика­зов, распоряжений, приговоров и т.д. Могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения). В суд могут быть обжалованы действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия для осуществления прав и сво­бод; на гражданина незаконно возложена какая-нибудь обязанность; гражданин незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В жалобе должно быть указано, в чем гражданин видит неправомерность направленных против него решений или действий. Превышение должностным лицом или органом государства полномочий служит основанием для обжалова­ния, если это повлекло нарушение прав гражданина.

Объектом обжалования могут быть решения и действия органов и должностных лиц всех ветвей (законодательной, исполнительной, судебной) и уровней (федерального, субъектов РФ, муниципального) власти. Сфера обжалования рас-

276 | Конституционное право Российской Федерации


пространяется также на частные, акционерные и смешан­ные предприятия и учреждения.

В соответствии с российским законодательством жалоба может подаваться гражданином по его усмотрению в тече­ние 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении его прав и свобод, в суд по месту нахождения органа (должно­стного лица), действия которого оспариваются, или по мес­ту жительства гражданина. Жалобы рассматриваются су­дом в порядке гражданского судопроизводства. Дело рас­сматривается судом в коллегиальном составе, но с согласия лица, подавшего жалобу, может быть рассмотрено судьей единолично. Законность совершения обжалуемых действий должна проверяться судом на основании всестороннего, пол­ного и объективного исследования собранных по делу дока­зательств. Признав обжалуемое действие законным, суд отказывает в удовлетворении жалобы. В случае признания обжалуемых действий неправомерными, выносится реше­ние об удовлетворении жалобы и суд обязывает ответчика устранить допущенное нарушение, восстановить нарушен­ные права и свободы гражданина, отменить примененные к нему меры ответственности. В случае причинения неправо­мерными действиями государственных органов, обществен­ных организаций и должностных лиц материального ущер­ба, он может быть возмещен заинтересованному лицу при наличии спора путем предъявления иска. Решение суда обя­зательно для всех органов государства и должностных лиц.

Конституция РФ (ст. 46) допускает обжалование в суд решений и действий всех правоохранительных органов: про­куроров, следователей, дознавателей, начальников испра­вительно-трудовых учреждений, внешней разведки, налого­вой полиции, таможенной службы и т.д. До недавнего вре­мени решения и действия данных органов и должностных лиц обжаловались в прокуратуру, которая считалась ос­новным надзирающим и контролирующим органом в сфере правоохранительной деятельности (Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Теперь роль прокуратуры, ее контрольные функции все более передаются судам. Иметь же два контролирующих органа с одинаковыми функциями не имеет смысла, роль прокуратуры должна измениться в сторону выявления на­рушений, а окончательное решение остается за судом.

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 277
Как показывает изучение судебной практики, дел по жа­лобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, рассматривается судами немного.

Малое количество подобных дел отнюдь не свидетель­ствует о строгом следовании букве закона действий и реше­ний государственных органов, должностных лиц. Это связано с господствующим среди рядовых граждан мнением о бессилии личности перед произволом власти. Поэтому граж­дане не возлагают особых надежд на судебную власть в деле защиты их прав, нарушенных действиями и решениями го­сударственных органов и должностных лиц. В связи с этим должны быть предприняты меры, изменяющие сложившее­ся положение. В обществе должен повышаться авторитет судебной власти, должно прививаться гражданам убежде­ние в необходимости противостоять незаконным действиям и актам властей, защищать в судебном порядке нарушенные права. Очевидно, этим целям должна способствовать демонстрация эффективности деятельности судебной власти, ее независимости и принципиальности. С другой сторо­ны, повышение авторитета судебной власти в защите прав граждан, нарушенных властями, и изменение отношения граждан к этой проблеме заставит государственные органы и должностных лиц всерьез обратить внимание на этот вопрос. В этом случае государственные органы и должностные лица будут стараться воздерживаться от решений и актов, нарушающих права и свободы граждан, будут совершать более обдуманные, полностью соответствующие предписа­ниям закона действия. В противном случае эти действия будут обжалованы гражданами в суд, виновные понесут зас­луженное наказание.

Следует обратить особое внимание на деятельность Конституционного Суда РФ по защите прав и свобод граждан (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ). В системе правозащитных механизмов современного цивилизованного государства осо­бая роль отводится институту конституционного контроля. Именно судебной власти как наиболее беспристрастной и независимой передан конституционный контроль в России.

Конституция РФ 1993 года отнесла к полномочиям Кон­ституционного Суда (КС) РФ защиту прав и свобод челове­ка и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции, толкование федеральной Конституции (исключительная прерогатива КС).-Его решения по этому поводу являются обязательными для всех органов законо-

278 | Конституционное право Российской Федерации


дательной, исполнительной и судебной власти. Осуществ­ляя толкование норм Конституции, в том числе касающих­ся прав и свобод человека и гражданина, КС способствует дальнейшему развитию и углублению их содержания, а также степени их юридической защищенности.

Конституционный Суд РФ действует на основе Федераль­ного конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ ♦О Конституционном Суде Российской Федерации» (с после­дующими изменениями и дополнениями).

Важнейшим нововведением в системе конституционного контроля представляется процедура конкретного контро­ля, т.е. рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов. В условиях проведения в России реформ практически во всех отраслях права и внесения изменений в действующее законодательство значение такой формы кон­троля невозможно переоценить. Разбирая конкретное дело, суд будет обязан следить за тем, чтобы подлежащий приме­нению закон соответствовал Конституции РФ. Право любо­го суда поставить вопрос о конституционности закона, с одной стороны, расширяет ответственность судов, а с другой - освобождает от нравственного упрека, давая возмож­ность не применять неконституционные, с их точки зрения, законы. Если у суда возникнут сомнения в этом, он вправе приостановить процесс и направить запрос в Конституци­онный Суд России. Это, несомненно, весьма способствует укреплению гарантий прав и свобод человека и гражданина в правоприменительной практике российского правосудия.

Важное место в системе правозащитных механизмов от­водится индивидуальной конституционной жалобе, откры­вающей человеку и гражданину как субъекту прав и свобод прямой доступ в органы конституционного контроля. В со­ответствии с ч. 1 ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» право на индивидуальную или коллективную жалобу на нарушение конституционных прав и свобод предоставляет­ся гражданину или объединению граждан, чьи права и сво­боды нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Таким образом, допусти­мость жалобы непосредственно увязывается с фактом при­менения закона, затрагивающего права и свободы в конк­ретном деле. Это значит, что граждане не могут обжаловать любой принятый закон вне связи с конкретной и реальной

Глава 8. Конституционно-правовая защита прав и свобод... | 279


угрозой для их прав и свобод, возникшей при его применении. Но с другой стороны, рассмотрение индивидуальны жалоб может выявить не только нарушение конституцион­ных прав и свобод гражданина в каждом конкретном случае, что важно и само по себе, но антиконституционность право­применительной практики по какому-либо вопросу в целом. Вот почему наделение Конституционного Суда РФ правом принимать и разрешать определенные Федеральным консти­туционным законом от 21 июля 1994 г. категории индиви­дуальных жалоб принципиально важно.

Таким образом, институт индивидуальной жалобы в об­новленном варианте еще в большей степени служит осуще­ствлению контроля за соблюдением прав и свобод в системе управления и правосудия. Возможности усиления такого контроля значительно расширяются благодаря тому, что Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994 года существенно упрощает, по сравнению с прежним актом, условия подачи и приема ин­дивидуальной жалобы. Таким образом, роль Конституцион­ного Суда Российской Федерации в защите конституцион­ных прав и свобод граждан весьма существенна.

Защита прав граждан

Защита прав и свобод - обязанность государства

Тема: «Конституционные гарантии, механизмы охраны

Лекция № 10.

и защиты прав и свобод человека»

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и граждани­на. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституцион­ным правам и свободам это обязанность государства.

Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивыс­шую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия транс­формируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и сво­бод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и сво­бод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Это общее правило за­крепляет обязанность государства различными правовыми сред­ствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их ре­гулирование. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регули­рование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Прези­дент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь меха­низм государства, все органы государственной власти.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» (в редакции от 29 декабря 2006 г.) предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит приме нению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших те лесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон об оружии (в редакции от 10 апреля 2000 г.) предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения).

Судебная защита

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных с ц объектом обжалования могут быть законы, действия и Президента, постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор за законностью в страде обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

Международная защита

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.



Возмещение вреда

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на змещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

Неотменяемость прав и свобод

Человек может быть уверен в устойчивости своих прав и свобод только тогда, когда законодательные органы государства лишены права принимать законы, отменяющие или умаляющие эти права и свободы. В этом смысл ч. 2 ст. 55 Конституции: она устанавливает, что в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная норма гарантирует незыблемость прав и свобод, она служит постоянным напоминанием органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий тех или иных прав и свобод требует созыва Конституционного Собрания.

Возраст

Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова "самостоятельно" и "в полном объеме", поскольку граждане имеют конституционные права и в более раннем возрасте, реализуя их через законных представителей.

К юридическим гарантиям защиты прав и свобод человека и гражданина также относятся:

Обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52, 53 Конституции РФ);

Право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ);

Конституционные принципы судопроизводства, например, презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ); исключение повторного осуждения за одно и тоже преступление; недопущение использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом; право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50 Конституции РФ);

Право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Гарантии правовой защиты прав и свобод личности закреплены также в нормах отраслевого законодательства (административного, гражданского, уголовного и др.).

№39. Конституционное закрепление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Конституция РФ установила возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека не могут рассматриваться как абсолютные, так как человек жи­вет в обществе и реализует свои права и свободы лишь в системе общественных взаимо­связей.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исходя из этого, запрещено распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или нацио­нальной ненависти, порнографии и т.п., сведений, способных причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Законом может быть ограничен въезд или прожива­ние в определенных районах страны, если существует серьезная опасность для жизни и здоровья населения. Закон особо защищает права и интересы людей от посягательства других лиц, злоупотребляющих своими правами и свободами. Закон предусматривает ограничение права выезда за границу определенной категории лиц, осведомленных о госу­дарственных секретах, исходя из соображений государственной безопасности. Конститу­ция Российской Федерации устанавливает также возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ).

Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и зашиты конституционного строя государства.

Согласно ч. 2 ст. 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

№40. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ.

Источниками правового регулирования иностранных граждан и лиц без гр-ва являются Конституция РФ, федеральный закон от 25 июля 2002 года о правовом положение иностранных граждан в РФ, ФЗ от 19 февраля 1993 года р беженцах и инные нормативные правовые акты.

Согласно части 3 ст 62 Конституции иностранные гр-не и лица без гр-ва пользуются в РФ правами и несут обязанности на ровне с гражданами РФ, кроме случаев установленных ФЗ или международным договором РФ. поправки от декабря 2011 год

Основным документом, регулирующим правовой статус иностранных гр-н и лиц без гр-ва РФ, является ФЗ о правовом положение иностранных граждан. Определяется понятие иностранного гражданина и лица без гр-ва.

Законом определяются следующие режимы нахождения иностранных гр-н на территории РФ:

1. Временное пребывание – это нахождение иностранных граждан на территории РФ, на основание визы или в порядке не требующем ее получения.

Пребывание иностранных граждан на территории РФ в без визовом порядке, не может превышать 90 суток за искл. Случаев предусмотренных ФЗ.

Временное проживание – нахождение иностранного гражданина на терриотории РФ на основание разрешения на временное проживание.

Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину территориальным органом фед. органа исполн. власти в сфере миграции (ФМС) в пределах квот утвержденных правительством РФ для конкретных ее субъектов.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

2. Постоянное проживание иностр. гражд-н на территории РФ – это нахождение иностранных граждан на территории РФ на основание вида на жительство. Заявление на вид на жительства подается в территориальный орган ФМС не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительства ин. Гр-нин должен прожить на территории РФ не мение 1 года со дня получения разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается сроком на пять лет, с возможностью его продления на тот же срок, количество продления срока не ограничено.

Закон о правовом положение иностр. граждан предусматривает ряд оснований отказа, либо аннулирования разрешения на временное проживания или вида на жительство ст 7 ФЗ, ст 9.

ФЗ о прав положение ин.граждан определяет отношения иностранных граждан к тем или инным видам деятельности на территории РФ:

1. Отношение иностранных граждан к избирательному праву.иностр. гр-не не имею права избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и референдуме субъектов РФ;

Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке предусмотренных федеральными законами имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Если РФ заключила международный договор.

2. Условие участия иностранных граждан в трудовых отношениях. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений предусмотренных ФЗ.

1) Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностр. работников только при наличие разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

2) Иностранный гр-н имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличие разрешения на работу (за искл.Ряда случаев предусмотренных ФЗ).Искл. – если он постоянно проживает.

3) Отношение иностранных граждан к гос. или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности. Иностр. гр-нин не имеет права находиться на муниципальной службе, находится на гос. – гражданской службе, замещать должности в составе экипажа судна плавающего под гос. флагом РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого не в коммерческих целях судна, быть командиром возд. судна гражданской авиации, быть принятом на работу на объекты в организации, деятельность, которых связана с обеспечением безопасности РФ.

4) Отношение иностранных граждан к военной службе. Иностранные гр-не не могут быть призваны на военную службу по призыву (альтернативную гражданскую), однако могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в вооруженные силы РФ в качестве лица гражданского персонала.

№41. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

В настоящее время миграция достигла исторически уникального уровня, формируя особую модель глаболизации. В миграционном обмене участвуют подавляющее большинство стран мира, а численность внешених мигрантов оценивается приблизительно в 175 миллионов человек.

РФ активно участвует в миграционном процессе, что не в последнюю очередь связано с распадом в начале 90 годов СССР и созаднием на пост оветском пространстве СНГ. С 92-99 1, 6 миллионов беженцев (получили статус).

Данные процессы послужили катализатором необходимости разработки государственной миграционной политики и прежде всего ее законодательного обеспечения, включая вопросы правового регулирования, предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца в РФ.

Первым шагом на пути формирования миграционной политики РФ в законодательном ее обеспечение в сфере предоставления убежища, явилось присоединение РФ к соответствующим международным документам, а также создание структуры для защиты беженцев и признания за ними ясно обозначенного статуса.

РФ в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев и протаколу к ней 1967 года, тем самым взяв на себя обязательство о предоставление защиты лицам ищущим убежище.

19 февраля 93 года были приняты законы РФ о беженцах (критиковался, расходился с положениями конвенции, им не предусматривалась проверка их личности, не было ограничений на кол-во беженцев) и о вынужденных переселенцах.

4 летняя правоприменительная практика, показала, что внесение изменений и дополнений в закон 93 года о беженцах, стало насущной потребностью, как и приведение НПА регулирующих миграцию иностранных гр-н в РФ, в соответсвие с Конституцией РФ и нормами международ. права. В следствие этого 28 июня 97 года был принят ФЗ о беженцах, явившийся очередным шагом вперед в процессе совершенствования законодательства о беженцах.

Данным ФЗ определяются основания и порядок признания беженцем на территории РФ, устанавливаются экономические, соц. и прав-ые гарантии защиты прав и интересов беженцев, в соответствие с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и договоров.

Согласно данному закону беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по тому или иному признаку (расы, пола, отношения к труду) находится вне страны гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой в следствие таких опасений; или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее, в следствие таких опасений.

Согласно закону признание лица беженцем предусматривает :

1. Обращение в компетентный орган гос. власти с ходатайством о признание беженцем

2. Предварительное рассмотрение ходатайства уполномоченным гос. органом РФ

3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрение ход-ва по существу, либо об отказе в рассмотрение ход-ва по существу

4. Выдача свидетельства, либо уведомления об отказе в рассмотрение ход-ва по существу.

5. Рассмотрение хо-ва по существу

6. Принятие решения о признание лица беженцем, либо об отказе о признание его беженцем.

7. Выдача удостоверения беженца, либо уведомление об откаже признания лица беженцем.

В консульство, ворган таможни, миграции и др.

Рассмотрение ходатайства о признание беженцем по существу, осуществляют:

1. ФМС в отношение лица, находящегося вне пределов РФ, в течение 2 мес со дня принятия решения о выдаче свиде-ва

2. Территориальный орган ФМС, в отношение лица, находящегося в месте временного размещения или ином месте пребывания на территории РФ в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свид-ва

Лицо признанное беженцем и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на :

1. Получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях

2. Получение содействия в оформление документов для въезда на территорию РФ

3. Содействие в обеспечение проезда и провоза богажа к месту прибывания

4. Получение питания и коммунальных услуг в центре временного размещения

5. Пользование желым помещением из фонда жилья для временного поселения

6. Получать медицинскую и лекарственную помощь на ровне с гр-ми РФ

7. Получение сод-вия в направление на профессиональное обучение или в трудоустройстве и другие права

Лицо признанное беженцем и приб. С ним члены его семьи обязаны:

1. Соблюдать Конституцию, законы и иные НПАРФ

2. Своевременно прибыть в центр временного размещение или иное место указанное властями прибывание

3. Соблюдать установленный порядок проживания и выполнять требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения и др. обязанности.

Признание беженцем , упрощаяет получение гражданства РФ.

Российское законодательство на ряду со статусом беж-ца предусматривает статус вынужденного переселенца. Порядок его присвоения, экономические соц-ые и правовые гарантии защиты прав и законных интересов вынужденных интересов определяются законом РФ от 19 февраля 93 года о вынужденных переселенцах.

Согласно закону вын. переселеннец – это гр-нин РФ, покинувший место жительства в следствие совещенного в отношение его или членов его семьи насилия или преследования, либо в следствие реальной опасности подвергнуться преследованию по тому или иному признаку, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношение конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Но вын. прересел. Может признан иностранный гр-нин или лицо без гражд-ва, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по обстоятельствам описанным рание.

Решение о признание Вын. Пер. принимается на основание ходат-ва данного лица, территориальным органом ФМС РФ в течение 3 месяцев со дня регистрации ход-ва. Статус Вы ПЕР на 5 лет с возможностью его продления на каждый последующ. Год по заявлению Вын Переселенца.

Права:

1. Самостоятельно выбрать место жительства на территор. РФ

2. При отсутствие самостоятельного определения своего нового места жительства на территор. РФ получить у ФМС направление на прожив. В центре временного размещения, либо в жилом помещение из фонда жилья для временного послеления.

3. На получение содействие в обеспечение проезда и провоза богажа к новому месту жительства или к месту прибывания.

№42. Уполномоченный по правам человека в РФ: порядок замещения должности, компетенция.

СТАТУС

Должность учреждена "в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами". Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Должность Уполномоченного по правам человека, назначаемого и освобождаемого от должности Государственной Думой и действующего в соответствии с федеральным конституционным законом установлена статьей 103 Конституции РФ.

ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" (N1-фкз от 26 февраля 1997) вступил в силу 4 марта 1997.

ФУНКЦИИ

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если раньше заявитель обжаловал их в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Получив жалобу, Уполномоченный вправе :

Принять ее к рассмотрению;

Разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

Передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу;

Отказать в принятии жалобы к рассмотрению (отказ должен быть мотивирован).

Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя о принятом решении. В случае начала рассмотрения жалобы он информирует об этом орган (лицо), решение (действие, бездействие) которого обжалуются.

По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе :

Обратиться в суд с заявлением;

Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства или уголовного дела;

Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения суда;

Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты и присутствовать при рассмотрании дела в порядке надзора;

Обратиться в Конституционный суд с жалобой.

Уполномоченный вправе принять меры в пределах своей компетенции по собственной инициативе:

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан;

В случаях, имеющих особое общественное значение

В случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

№43. Федеративное устройство России. Становление и развитие Российской Федерации.

Принятая 10.07.1918 КРСФСР закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. На первом этапе формирования федеративного государства существовала единственная форма автономии – автономная республика, на следующем этапе созданы трудовая коммуна и автономная область. Высшая форма автономии – автономная республика (государство, имеющее свою государственную структуру, конституцию или закон). Автономные трудовые коммуны и автономные области не имели атрибутов государственности.

Вступление РСФСР в состав СССР. В 1923 упраздняются автономные трудовые коммуны, которые преобразуются в автономные республики, возникает новая форма автономии – национальный округ. В КРСФСР 1925 вопросам автономии посвящена специальная глава, установлены 2 формы автономии – автономная республика и автономная область.

Принятая 21.01.1937 КРСФСР закрепила наличие в составе России 17 автономных республик и 6 автономных областей (во всех автономных республиках приняты конституции). В период Великой Отечественной войны начался процесс ликвидации автономных образований, населенных представителями национальностей: балкарцев, ингушей, крымских татар, поволжских немцев, чеченцев и др.

КРСФСР 1978 утверждалось, что в составе РСФСР существовало 16 автономных республик, 5 автономных областей, 10 автономных округов.

12.06.1990 первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». Распад СССР привел к развитию сепаратистских настроений в национально-государственных образованиях, входивших в состав РФ. На IV Съезде народных депутатов РСФСР признана необходимость повысить правовой статус всех автономных республик (исключено слово «автономная» - стали «республики в составе РФ»). Правовой статус республик получили все автономные области, кроме Еврейской автономной области.

31.03.1992 подписан Федеративный договор, включающий договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Договором признается суверенный характер республик в составе РФ.

КРФ, принятая 12.12.1993 в ст.1 провозгласила, что РФ – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ.

Особенности Российского федерализма :

1. Россия была провозглашена федерацией в конституции

2. Россия с самого начала была конституционно-правовой федерацией, а не договорной

3. Россия создавалась как ассиметричная федерация

4. Субъекты федерации создавались как по национальным, так и по территориальным признакам

5. Субъекты федерации не обладали правом выхода из ее состава

6. Статус субъектов федерации может был изменен, но на основе закона.

№44. Конституционные принципы федеративного устройства России.

Согласно части 1 ст. 1 российская федерация федеративное гос-во. Согласно части 1 ст 5 конституции она состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – равноправных субъектов федерации.

Федеративное устройство России основано на следующих конституц. принципах :

1. Принцип гос. целостности часть 3 ст. 5 конституции;

2. Единство системы гос. власти часть 3 ст.5, конкретизирована в других главах;

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти Российской федерации и органами гос. власти субъектов РФ ст71, 73;

4. Равноправия и самоопределения народов в РФ

5. Субъекты в их взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти;

Конституционно-правовой статус России, как суверенного, федеративного гос-ва, характеризуется также наличаем у РФ ряда государственно-правовых признаков .

1. Наличие в РФ собственной Конституции, то есть основного закона гос-ва, регламентирующего наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни.

2. Территориальное единство РФ.

3. Обладание РФ высшей властью на своей територии

4. Наличие единого гражданства РФ

5. Наличие федеральных органов гос. власти общих как для федерации, так и для всех ее субъектов.

6. Наличие единой федеральной правовой системы. Данная система включает в себя федеральные НПА, НПА субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления.

7. Наличие федеральной собственности, то есть движимого и не движимого имущества, правомочие собственника, в отношении которого осуществляют исключительно федеральные органы гос. власти.

8. Наличие единой денежной, финансовой и кредитной политики.

9. Наличие вооруженных сил в РФ

10. Наличие единого государственного языка

11. Наличие абсолютной международной правосубъектности РФ.

12. Наличие у РФ единых государственных символов, а также столицы

13. Наличие у РФ исключительных предметов ведения и полномочий, то есть вопросов правовое регулирование которых субъектами РФ осуществляться не должно ст. 71 РФ

№45. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация - суверенное государство . Государственный суверенитет принадлежит только РФ, но не субъектам РФ. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве;

2) Российская Федерация имеет территорию , на которую распространяется ее суверенитет. Территория РФ в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

Территории ее субъектов (сухопутная территория) ;

- внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и др.

- территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

- воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

РФ также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега. когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случае, если шельф выходит за пределы 200 миль, внешняя его граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Исключительная экономическая зона - это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки. разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны.

На данных территориях государство обладает суверенными правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах;

3) государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ).

4) единое гражданство РФ. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения.

5) наличие высших органов государственной власти ;

6) единая Конституция и правовая система . Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Правовую систему РФ составляют Конституция РФ,ФКЗ, ФЗ и З субъектов РФ.

7) единое экономическое пространство . В РФ товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

8) государственные символы РФ. Российской Федерации имеет свои флаг, герб, гимн и столицу.

9) право участия в межгосударственных объединениях . В соответствии со ст. 79 Конституции РФ РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

№46. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ.

В составе РФ в качестве ее субъектов находится 21 республика. Они перечислены в ст. 65 К. Например, республика Адыгея, р. Алтай, р. Башкортостан, Татарстан и т.д.

Конст.-прав. статус республики характер. следующим :

1. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой гос. власти на своей территории. Кроме тех полномочий, которые в соответствии с КРФ находятся в ведении федер. органов гос. власти.

2. Каждая республика имеет свою тер. Пределы территории республики определяются ее гос. границей. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Внешняя – явл. одновременно границей РФ. Республика обладает территориальным верховенством. Территория республики не может быть изменена без ее согласия.

3. Каждая республика имеет свою констит-прав. систему, которая включает К. республики, республиканские з-ны и др. н.п.а., изданные в пределах ее компетенции.

Договоры и соглашения р. с РФ с другими субъектами, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

К. з-ны и иные н.п.а. республик не могут противоречить КРФ и ФЗ РФ, принятых в пределах полномочий РФ. Но если ФЗ, издан вне пределов полномочий РФ, действует н.а. последней (республики). Республика в составе РФ пользуется правом законодательной инициативы в ФС РФ,

4. Республика в составе РФ самостоятельно определяет систему своих органов гос. власти. Каждая республика имеет свой законод. орган, главу исполн. власти или главу республики, свое ПР-во, свой Верх. Высш. Арб. Суд.

5. Наличие республиканского гр-ва. наличие гр-ва РФ и гр-ва республики означает не двойное гр-во, а 2 уровня единого гр-ва.

6. Наличие республ. собственности. Она включает землю, недра, имущества органов гос. власти, памятники культуры.

7. В соотв. со ст. 68 КРФ республика в составе РФ вправе устанавливать свой язык. В органах гос. власти и местн. самоупр. он употребляется наряду с гос языком.

8. Республика в составе РФ вправе выступать в качестве участника междунар. соглашений, подписывать договоры с другими иностр. гос-вами, открывать заруб. представительства, участвовать в междун. организациях. Но международная правосубъектность республики ограничена. Она не может противоречить КРФ, ФЗ, федер. договору.

9. Право на гос. символику, включ. гос герб, гос. флаг, гос. гимн и столицу.

10. Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус, однако статус республики не может быть изменен и без ее согласия., ст. 66 ч. 5.

11. Республика вправе самостоят. решать вопрос о своем наименовании.

12. Если ЧП вводится федер. органами гос. власти РФ, на тер-рии республики необходимо предварительное согласие органов гос. власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения ЧП, затрагивают территорию только 1 республики, ЧП в этой республике может быть введено органами гос. власти этой республики с немедленным уведомлением Президента и парламента РФ.

13. Исключ. полномочия республик определены их К. на основе КРФ и федер. договора, но они не должны противоречить КРФ.

№47. Конституционно-правовой статус краев, областей. городов федерального значения.

В составе РФ 6 краев, 49 областей, 2 города федер. значения (М. и С.-П.), кот. в соотв. со ст. 65 КРФ являются субъектами РФ.

1. Края, области и города ф.з. обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, з-ны и иные н.п.а., кот. не противореч. КРФ и з-нам РФ.

Устав закрепляет прав. статус соотв. субъекта организацию гос. власти, порядок нормотворч. д-ти, организацию местного самоуправл.

2. Данные субъекты обладают своей территорией, кот. не могут быть изменены без их согласия.

3. Каждый из этих субъектов образует органы представит., исполнит. и суд. власти.

4. Они вправе иметь свою символику – самост. символика Вор. обл. по уставу.

5. Субъекты явл. самост. участниками междунар. и внешнеэконом. связей, соглашений с другими краями, областями, республиками, автономн. областью и автономн. округами.

6. Края и области имеют свои администр. центры, ст. 25, Вор. обл.

7. Статус субъектов РФ может быть изменен только с согласия данного субъекта и РФ.