А. Ю

Субъекты финансов – это юридические или физические лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью, которые могут иметь собственные и самостоятельно распоряжаться ими.

Виды субъектов финансов

Субъектов финансов много, но принято их группировать на три основных вида. Существуют такие финансовые субъекты:

1) Собственные домашние хозяйства;

2) Организации, фирмы и т. д.;

3) Государство.

Существует и множество терминов, которыми принято обозначать субъектов финансов. Каждый из них по сути верный, но они отличаются формулировкой. Множество терминов образовалось из ряда причин. Во–первых, национальное законодательство по своей сути имеет определенную специфику, из которой вытекает множество аспектов. Во–вторых, при формулировке юридических и финансовых понятий необходимо учитывать множество различных факторов, которые характеризуют действие терминологии только на определенной ограниченной юрисдикцией территорией.

Домашние хозяйства

Домашние хозяйства могут организовывать как отдельные личности, так и целые семьи. В системе государственной экономики роль таких образования тяжело переоценить, потому как именно домашние хозяйства поставляют производствам необходимые объемы сырья для изготовления товаров. Часто рассматривая этот вопрос, речь идет именно о самостоятельных домашних хозяйствах, которые занимаются производством сырья для изготовления продуктов питания. Они поставляют на фрукты, овощи, молочные и мясные продукты, древесину, сдают землю в аренду и прочие виды услуг и товаров. Собственные , которые накапливаются лицами, ведущими домашнее хозяйство, часто выступают в роли инвестиций для расширения производства.

Организации

Организации, фирмы, холдинги и прочие субъекты финансовой деятельности, которые непосредственно принимают участие в рыночных отношениях. Они оказывают разнообразные услуги по продаже товаров. Денежная часть от этих продаж покрывает расходы, которые понесло в процессе производства товаров. Кроме того, прибыли, полученные от продажи товаров и оказания услуг, хватает, чтобы из процентных отчислений можно было еще проводить инвестиционные операции.

Государство

Под этим понятием сразу в понимании предстают несколько трактовок. Его можно трактовать как в широком, так и в узком смысле. В первом случае под государством подразумевается форма организации политической единицы. Так же наряду с этим, часто применяется термин «страна». Государство через систему регулирования своих институтов осуществляет управление обществом и его структурами. Для управления социальными структурами государством созданы органы власти (органы управления).

Финансовые ресурсы, находящиеся у государства, нужны для качественного функционирования государственных систем управлений в целом и их структурных подразделений в частности.

Такие группы субъектов финансового права рассматриваются при обсуждении бюджетных финансовых правоотношений. Органы управления финансовой системой выступают и реализовывают свои полномочия от имени всех граждан Российской Федерации.

Коллективные субъекты финансового права

Такими субъектами являются общественные и государственные предприятия, под которыми подразумеваются структурные подразделения государственного аппарата судебной, законодательной и исполнительной власти, а так же организации местного самоуправления.

Совокупность юридических прав и обязанностей коллективных субъектов финансового права свидетельствуют о том, что данные субъекты являются самостоятельными единицами в системе хозяйствования.

Так же под субъектами финансового права подразумеваются отдельные коммерческие структуры и предприятия различных форм собственности. Они создаются и финансируются, преследуя коммерческие интересы учредителей, которые имеют цель – получение прибыли. Подобные организации связаны с общей государственной финансовой системой посредством выплаты налогов и взносов в государственную казну из своих доходов. Размер выплаты налогов зависит от цифры, указанной в декларации про доходы той или иной фирмы. Кроме налогов финансовой системой, предусмотрено так же внесение и других обязательных платежей. Если фирма имеет дочерние предприятия или филиалы, то им законом Российской Федерации позволено вносить платежи и налоги по месту их деятельности, то есть в регионе непосредственного местонахождения филиала, а не по адресу центрального административного здания.

В отдельную группу субъектов финансовых отношений следует выделить организации, основанные на праве оперативного управления. Эти организации напрямую подчиняются государству.

На современном этапе, учитывая тенденции массового перехода на рыночные отношения внутри государственного отечественного рынка, наблюдается образование и развитие новых форм функционирования предприятий, сутью которых - есть их объединения на добровольных засадах с целью совместного инвестирования, ведения бизнеса и получения доходов. Среди таких объединений – различные ассоциации, союзу, финансово – промышленные группы.

Так же в последнее время возросло количество государственных образований муниципального типа, которые имеют свою специфику структуры и функционирования. Можно сказать, что система их функционирования упрощена по сравнению с системой работы остальных субъектов рыночных отношений.

Если речь идет о некоммерческих организациях, которые не ставят главной целью получение прибыли, и которые создаются для удовлетворения духовных и культурных потребностей общества, то необходимо заметить, что они тоже платят определенные взносы, хоть и значительно меньшие по размерам в сравнении с компаниями, образованными с целью получения доходов.

Индивидуальные субъекты финансовой системы

Такими субъектами являются юридические или физические лица, которые задействованы в системе хозяйствования. Они так же обязаны выплачивать налоги и взносы из собственной прибыли. Участники финансовых отношений в финансовой системе Российской Федерации в соответствии с установленным законом порядком имеют право так же выступать участниками государственной финансовой деятельности, то есть быть субъектами подразделений государственного управления на различных уровнях.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Задание № 1. Что такое финансовая деликтоспособность?

Что такое финансовая деликтоспособность? Всегда ли одновременно все элементы финансовой правосубъектности (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность) совпадают в одном лице как субъекте финансового права?

Ответ

Финансовая деликтоспособность - это способность лица самостоятельно нести ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо за неправомерную реализацию своих прав и обязанностей.

Понятие "субъект финансового права" тесно связано с понятием "субъект финансового правоотношения", однако это разные понятия.

Субъект финансового правоотношения - это тот, кто участвует в конкретном финансовом правоотношении и, таким образом, реализует принадлежащие ему субъективные обязанности и права.

Субъект финансового права - это не участник конкретного финансового правоотношения, он не обладает конкретными субъективными финансовыми правами и обязанностями. Субъект финансового права обладает качеством финансовой правосубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения.

Понятие "финансовая правосубъектность" включает в себя понятия "финансовая правоспособность" и "финансовая дееспособность". Финансовая правоспособность - это способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе.

Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) - способность лица самостоятельно либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию. В большинстве случаев лицо, являющееся финансово дееспособным, одновременно является и финансово деликтоспособным, т.е. способным отвечать за неисполнение Финансовых обязанностей и неправомерную реализацию финансовых прав. Поэтому, в сущности, финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности. Однако есть ситуации, когда структурные элементы правосубъектности распределяются между двумя лицами. Примером является ст. 50 НК РФ, устанавливающая режим исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица.

Из анализа этой статьи следует, что при реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику. Примером является и физическое лицо. Например, малолетний обладает финансовой правоспособностью с момента рождения. Однако в ситуациях возникновения финансового правоотношения недостающая у малолетнего финансовая дееспособность (до достижения 16 лет) реализуется через его законного представителя.

Различие между правоспособностью и дееспособностью важно для характеристики финансовой правосубъектности физических лиц как субъектов финансового права, так как способность приобретать финансовые права и исполнять финансовые обязанности возникает у физических лиц лишь по достижении определенного возраста. В связи с этим, будучи финансово правоспособными, они до достижения определенного возраста не являются финансово дееспособными.

У таких субъектов финансового права, как государственные органы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность одновременно, т.е. "праводееспособность". Ее пределы у организаций определены их финансовыми правами и обязанностями, а у государственных органов - компетенцией в области финансовой деятельности, установленной в законодательстве.

Индивидуальными субъектами финансового права физические лица. Они являются субъектами налогового права, а также субъектами права на получение государственных финансовых ресурсов и в ряде случаев - субъектами права контроля и предоставления информации.,

К физическим лицам как субъектам налогового права относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Кроме того, к категории физических лиц как субъектов го права относятся индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы (ст. 11НКРФ).

Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность фи-нансовой правоспособности физического лица состоит в государственной воле1, т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит - вводит его в сферу отношений, регулируемых вом в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь права и обязанности в отношении определен

ных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правооб л ад ания.

Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.

Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Го-сударство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем стедень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в.законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

Обязанности и права физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, зафиксированы, в частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.

Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой спо-

См.: Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.

собность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности,

Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

" Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста.

В финансовом праве возраст наступления финансовой дееспособности физического лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособнос- ти физического лица - 16 лет. Учитывая, что деликтоспособ- ность является составляющей дееспособности, можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет.

Физические лица как субъекты налогового права выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, установившей, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Физические лица в соответствии с действующим законодательством плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и т.д.

Физические лица являются субъектами налогового права, выступая и в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды - сумму единого социального налога.

1. Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Среди них обязанности:

правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субвенций и субсидий (ст. 69 БК РФ). Кроме того, в ряде случаев физические лица являются субъектами финансового права в отношении прав на получение денежных средств из государственных внебюджетных фондов. Так, в частности, в соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г.1, Фонд социального страхования РФ производит ежемесячно и еди-новременно страховые выплаты физическим лицам, имеющим право на получение выплат в связи со смертью застрахованных идр.

Наконец, в ряде случаев специфическим субъектом финансового права выступают нотариусы. В соответствии со ст. 22, 37, 38 Основ Российской Федерации о нотариате от

февраля 1993 г. нотариусы контролируют уплату при совершении юридически значимых действий в пользу ее пла-тельщиков. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 85 НК РФ нотариусы, осуществляющие частную практику, являются субъекта-

ми финансового права в отношении сообщать о нота

риальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения.

В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности, однако в ряде случаев возможно их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. В этом случае до достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ, т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).

Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица.

Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распре-деляются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном и попечителем.

Контрольные вопросы и задания

Дайте понятие субъекта финансового права.

Есть ли различие между понятиями «субъект финансового права» и «субъект финансового

В каких качествах государство выступает как субъект финансового права?

В чем выражается компетенция государства как субъекта финансовой деятельности?

В каких случаях Российская Федерация выступает как субъект финансового права?

В каких случаях субъекты Российской Федерации выступают как субъекты финансового права?

Охарактеризуйте муниципальное образование как субъект финансового права.

Какие субъекты относятся к коллективным субъектам финансового права?

В каких случаях коллективными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти?

В каких случаях коллективными субъектами финансового права является Центральный банк РФ, а также коммерческие банки?

В каких случаях коллективными субъектами финансового права являются организации?

Охарактеризуйте физическое лицо как субъект финансового права.

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В результате, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

Государство и его территориальные подразделения :

– Российская Федерация; субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;

муниципальные образования;

– городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;

– административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны). Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям.

Коллективными субъектамифинансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся:

– представительные и исполнительные органы государственной власти;

– органы местного самоуправления;

– предприятия, организации, учреждения разных форм собственности: коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Среди физических лиц – субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы:

– правоспособность – способность иметь права и обязанности (они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32));

– дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности (обязанность по уплате налога);

– деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение (ответственность за налоговые правонарушения – нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ)).

Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финан­сового правоотношения”, хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового пра­воотношения- это реальный участник конкретных правоот­ношений. Юридические права и обязанности в сфере финансо­вой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от учас­тия в конкретных правоотношениях.

Субъект финансового права обладает качеством финансовой пра­восубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосу­бъектность» включает в себя понятия «правоспособ­ность» и «дееспособность».

Финансовая правоспо­собность - это способность иметь финансовые права и обязаннос­ти, предусмотренные в законе.

Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) - это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, из­менять и прекращать финансовые права и обязанности, а так­же нести ответственность за их неисполнение и нарушение правовой нормы..

У таких субъектов финансового права как государственные ор­ганы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правоспособность и дееспособ­ность (пра­восубъектность) возникают одновременно, с момента их юридической регистрации.

Пределы дееспособности у ор­ганизаций определены их финансовыми правами и обязанностя­ми, а у государственных органов - компетенцией в области фи­нансовой деятельности, установленной в законодательстве. Ана­логично решается вопрос и с должностными лицами как субъек­тами финансового права.

Субъекты финансового права под­разделяются на три группы:

а) общественно-территориальные образования;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованиям от­носятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государ­ство), а также муниципальные образования.



Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотноше­ниям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народо­властия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям являет­ся и необходимым атрибутом, отражающим их организован­ность в соответствующую единицу - государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; пред­приятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обяза­тельно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти фе­дерального уровня и субъектов Федерации.

Особую группу составляют органы местного самоуправле­ния, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

Участие в правоотношениях не только органов государствен­ного управления, но и органов представительной власти - ха­рактерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

К юридическим лицам - субъектам финансового права отно­сятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьян­ские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязатель­ных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования.

Индивидуальные субъекты финансового права - это физические лица (граж­дане, иностранцы и лица без гражданства). Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступаю­щими в распоряжение государства. Законодательство устанав­ливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего уста­новленный необлагаемый минимум, или определенного имущес­тва, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Индивидуальными субъектами финансового права иногда являются должностные лица.

· Публично-правовые образования, к которым относится РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;

· Коллективные субъекты. К этой группе относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица различных форм собственности, центральный банк РФ, государственные корпорации, бюджетные автономные и казённые учреждения;

· Индивидуальные субъекты: граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т.д., а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без юридического образования, и главы крестьянской деятельности.