Индексация ежемесячной страховой выплаты. О проблемах индексации возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан

Работодатель должен застраховать нанятый официально персонал на случай приобретения профессионального заболевания или нанесения ущерба в связи с происшествием на производстве.

При наступлении страхового события сам работодатель и ФСС обязуются предоставить гражданину или членам его семьи соответствующую компенсацию, размеры которой установлены нормами российского законодательства.

Компенсации и выплаты за трудовые увечья

Под производственной травмой понимается увечье, полученное сотрудником во время исполнения им трудовых обязанностей. Профессиональное заболевание – это болезнь, возникшая у гражданина в связи с особенностями осуществляемой им работы (например, при контакте с опасными или вредными веществами).

За страховые обеспечения ответственен ТО ФСС. Чтобы добиться выплаты возмещения пострадавшее лицо должно быть застраховано работодателем, а также успешно доказать факт получения травмы в результате несчастного случая во время работы (если речь идёт о профзаболевании, необходимо подтвердить, что болезнь связана с трудоустройством).

Гражданин может рассчитывать на получение следующих компенсаций:

Чтобы взыскать с организации-работодателя материальный и/или моральный ущерб, нанесённый пострадавшему лицу, потребуется обратиться с иском в судебную инстанцию.

Кому и при каких обстоятельствах назначаются выплаты?

Травма, полученная в результате воздействия опасных производственных факторов, может привести к стойкой или временной неработоспособности пострадавшего сотрудника, а также к его гибели.

В первом случае компенсационные выплаты получает сам гражданин, а в последнем – его близкие родственники и иждивенцы.

Страховые выплаты, как правило, не назначаются, если виновником происшествия признан сам сотрудник (например, если случай на производстве произошёл по причине нахождения гражданина в алкогольном или наркотическом опьянении).

Если ущерб здоровью был нанесён пострадавшему лицу не организацией-работодателем, а другой фирмой, для получения возмещения и страховых выплат требуется обратиться в суд.

Порядок назначения страховых выплат


Для получения ежемесячного или разового возмещения гражданин должен обратиться с в ТО ФСС по месту своего проживания.

Запрос обязательно дополняется определёнными документами, способными подтвердить обоснованность заявленных требований:

  • актом о несчастном случае во время работы;
  • паспортом пострадавшего лица;
  • доверенностью на представление интересов и удостоверением личности законного представителя;
  • документом, подтверждающим наличие трудовых взаимоотношений между заявителем и работодателем (например, копией трудовой книжки);
  • отчётом МСЭ (медико-социальной экспертизы) о степени утраты работоспособности сотрудником;
  • справкой о величине среднего месячного заработка, предоставленной бухгалтерией организации.

Данные документы – оригиналы или заверенные нотариально копии – направляются в ТО ФСС самим пострадавшим лицом или его законным представителем.

Государственная инстанция обязана предоставить заявителю письменный ответ с решением о назначении страховых выплат или отказе от их оформления в течение 10 календарных дней с момента приёма заявления.

Сам приказ о предоставлении выплат направляется гражданину в течение 3 рабочих дней с момента их назначения.

Получение выплат осуществляется:

  • в течение календарного месяца с момента их назначения (для разовой выплаты);
  • в течение месяца, за который они были начислены (для ежемесячных компенсаций).

Величина разовой выплаты, назначаемой родственникам погибшего сотрудника, составляет 1 млн. рублей, в соответствии со второй частью статьи 11 ФЗ № 125. Данная сумма делится между каждым членом его семьи в равной доле.

Размеры ежемесячных выплат зависят от величины среднего заработка лица, степени тяжести имеющихся у него увечий, полученных в связи с несчастным случаем, и районного коэффициента либо надбавки, предусмотренных статьёй 12 ФЗ № 125.

Сумма данной компенсации, выплачиваемой ФСС ежемесячно, рассчитывается по простой формуле: (СД * СУР), где СД – это получаемый работником средний доход, а СУР – степень утраты работоспособности по причине наступления несчастного случая. Последняя составляющая определяется по результатам МСЭ, проведённой специальной комиссией.

Таким образом, размеры ежемесячных выплат от ФСС определяются в процентном соотношении к среднему заработку пострадавшего лица, который представляет собой совокупность получаемого дохода за год, разделённую на 12.

Если до момента наступления несчастного случая гражданин проработал меньше года на работодателя, учитывается сумма заработка за конкретно отработанные месяцы.

Кроме этого, ФЗ № 417 от 19 декабря 2016 года установил следующие максимальные размеры данной выплаты:

  • в 2017 году – 72 290 рублей 40 копеек;
  • в 2018 году – 75 182 рубля;
  • в 2019 году – 78 189 рублей 30 копеек.

Данные компенсации от ФСС ежегодно подвергаются индексации. Это требуется для регулирования их величины по отношению к уровню инфляции в стране.

Коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты установлен Постановлением Правительства РФ № 1308 от 7.12.2016 года и составляет 1,04. Он применяется лицами, которые начали получать выплаты до первого января 2017 года.

Таким образом, размер страховой помощи будет увеличен как минимум на 4% по сравнению с прежними суммами. Величина коэффициента определяется по усмотрению Правительства РФ с учётом роста потребительских цен за год.

Стоит отметить, что в феврале прошлого года коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат был несколько выше и составлял 1,064 для лиц, получающих компенсации, назначенные до первого февраля 2016 года.

Суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 1091 ГК РФ

1. Комментируемая статья, содержащая в себе новые для отечественного законодательства положения, уже дважды подвергалась изменениям. При принятии части второй ГК РФ в ней было закреплено правило о том, что при повышении в установленном законом порядке минимального размера оплаты труда суммы возмещения утраченного заработка (дохода), иных платежей, присужденных в связи с повреждением здоровья или смертью потерпевшего, увеличиваются пропорционально повышению установленного законом минимального размера оплаты труда.

Однако к концу 90-х гг. были выявлены недостатки этой нормы. Механизм индексации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, ориентированный на изменение минимального размера оплаты труда, не позволял в достаточной мере защитить интересы потерпевших. Начиная с 1 января 2001 г. по настоящее время минимальный размер оплаты труда по гражданско-правовым обязательствам был установлен в размере 100 рублей и в течение долгого времени не изменялся, в то время как, например, величина прожиточного минимума изменяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам (Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

———————————
В настоящее время эта величина составляет 4646 рублей на душу населения.

В связи с этим Федеральным законом от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ были внесены изменения в ст. 1091, а также в ст. ст. 318, 1086 и 1087 ГК РФ, исключившие упоминание о минимальном размере оплаты труда как об ориентире для перерасчета платежей по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, в случаях так называемого повышения стоимости жизни. Между тем проблема индексации сумм, выплачиваемых на содержание гражданина, указанным Федеральным законом была решена не до конца, поскольку в ст. 318 ГК РФ по этому вопросу была заложена отсылка к несуществующему закону.

Кроме того, изменения, затронувшие ст. ст. 1086 и 1087 ГК РФ и связавшие платежи по возмещению вреда с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, не имели обратной силы. В результате в производстве судов и служб судебных приставов-исполнителей продолжали находиться дела о взыскании сумм возмещения вреда здоровью, причинение которого имело место в 70-е, 80-е гг. XX в. Эти суммы были незначительны по размеру и не могли отвечать потребностям потерпевших с учетом роста цен и изменения курса национальной валюты.

Все это послужило причиной изменения комментируемой статьи.

Указанные поправки устранили сложившиеся на практике неоднозначное понимание и применение ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» во взаимосвязи с положениями гражданского законодательства в части определения суммы, в которой должны выплачиваться платежи по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, установленные в зависимости от минимального размера оплаты труда. Кроме того, изменения разрешили аналогичную проблему применительно к платежам по алиментным обязательствам, а также по тем обязательствам из причинения вреда жизни или здоровью, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

———————————
В этой части названный Федеральный закон устранил несоответствие Конституции РФ положения ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в той части, в какой оно — во взаимосвязи с п. 2 ст. 597 и п. 2 ст. 602 ГК РФ, предусматривающими определение минимального размера платежей в зависимости от минимального размера оплаты труда, установленного законом, — предписывает исчисление платежей по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производить с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. На такое несоответствие указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27 ноября 2008 г. N 11-П.

2. Исчисление размера денежных обязательств, выплаты по которым производятся непосредственно на содержание гражданина, связано теперь не с минимальным размером оплаты труда, а с величиной прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в том субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает гражданин.

В соответствии с комментируемой статьей суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально изменению установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума.

Граждане, право которых на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, возникло до вступления в силу изменений в комментируемую статью, имеют право на перерасчет сумм выплачиваемого им возмещения вреда исходя из установленной в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения в том субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает гражданин, в чью пользу производятся выплаты.

3. Гарантией закрепленного в комментируемой статье права на индексацию размера возмещения вреда выступает специальное правило ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым при изменении величины прожиточного минимума в порядке, определяемом ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен для исполнения исполнительный документ о взыскании сумм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, либо сумм алиментов, производят перерасчет указанных сумм.

Таким образом, при изменении размера прожиточного минимума ежемесячные платежи возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, подлежат автоматическому пересмотру без обращения в суд.

ежемесячное пособие на ребенка - 270 руб. 47 коп;

ежемесячное пособие на первого ребенка одинокой матери - 540 руб. 94 коп;

ежемесячное пособие на второго и последующих детей одинокой матери - 676 руб. 18 коп;

ежемесячное пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов на первого ребенка - 405 руб. 71 коп;

ежемесячное пособие на второго и последующих детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов - 676 руб. 18 коп;

на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву - 405 руб. 71 коп;

ежемесячное пособие на ребенка многодетным семьям - 473 руб. 30 коп;

единовременное пособие при рождении 3 ребенка в многодетной семье - 20284 руб. 51 коп;

единовременное пособие при рождении 4 и последующего ребенка - 27046 руб. 03 коп;

единовременное пособие к началу учебного года многодетным семьям - 634 руб. 89 коп;

материнский (семейный) капитал для многодетной семьи - 126 976 руб. 67 коп;

ежемесячная доплата к пенсии матерям, ставшими многодетными с 1 января 2004 года, - 4 008 руб. 10 коп.;

ежемесячная денежная выплата на ребенка – 9 050 руб.

Размеры пособий с 1 февраля 2016 года:

пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций - 581 руб. 73 коп.;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности - 581 руб. 73 коп.;

единовременное пособие при рождении ребенка - 15 512 руб. 65 коп. (на детей, рожденных с 1 февраля 2016 года);

единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 24 565 руб. 89 коп.;

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 10 528 руб. 24 коп.;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и находящимся в отпуске по уходу за ребенком) - 2 908 руб. 62 коп. на первого ребенка и 5 817 руб.24 коп. на второго и последующих детей.

размер максимальной выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (уволенным в связи с ликвидацией организаций) - 11 634 руб. 50 коп.

Размеры пособий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 1 февраля 2016 года

I. Ежемесячные компенсации и иные выплаты

1. ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (пункт 13 части первой статьи 14 Закона) - 836,1 руб.;

2. ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (пункт 3 части первой статьи 15 Закона) - 557,36 руб.;

3. ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 1 части первой статьи 18 Закона): с 26 апреля 1986 года - 111,48 руб, со 2 декабря 1995 года - 55,75 руб.;

4. ежемесячная денежная компенсация детям, находившимся на территории зоны проживания с правом на отселение в состоянии внутриутробного развития и родившимся до 1 апреля 1987 года (пункт 1 части первой статьи 18 Закона) - 111,48 руб.;

5. ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы (пункт 3 части первой статьи 18 Закона): с 26 апреля 1986 года - 557,36 руб., со 2 декабря 1995 года - 139,35 руб.;

6. дополнительное пособие зарегистрированным в установленном порядке безработным в зоне проживания с правом на отселение (пункт 4 части первой статьи 18 Закона) - 278,71 руб.;

7. ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 1 части второй статьи 19 Закона) - 55,75 руб.;

8. ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года (пункт 2 части второй статьи 19 Закона) - 222,97 руб.;

9. дополнительное пособие зарегистрированным в установленном порядке безработным при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 3 части второй статьи 19 Закона) - 139,35 руб.;

10. ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы (пункт 1 части второй статьи 20 Закона): с 26 апреля 1986 года - 167,2 руб., со 2 декабря 1995 года - 111,48 руб.;

11. ежемесячная денежная компенсация детям, находившимся на территории зоны отселения в состоянии внутриутробного развития и родившимся до 1 апреля 1987 года (пункт 1 части второй статьи 20 Закона) - 167,23 руб.;

12. ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания, работы (пункт 3 части второй статьи 20 Закона): с 26 апреля 1986 года - 1114,8 руб., со 2 декабря 1995 года - 557,36 руб.;

13. дополнительное пособие зарегистрированным в установленном порядке безработным в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 4 части второй статьи 20 Закона) - 557,36 руб.;

14. ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 15 части первой статьи 14 Закона): инвалидам I группы - 17481,92 руб., инвалидам II группы - 8740,97 руб., инвалидам III группы - 3496,37 руб.;

15. ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности) (пункт 4 части первой статьи 15 Закона) - 874,12 руб.;

16. ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 4 части первой статьи 18 Закона): с 26 апреля 1986 года - 774,74 руб., со 2 декабря 1995 года - 258,23 руб.;

17. ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 3 части второй статьи 19 Закона) - 169,19 руб.;

18. ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 4 части второй статьи 20 Закона): с 26 апреля 1986 года - 1549,43 руб., со 2 декабря 1995 года - 516,47 руб.;

19. ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа (пункт 12 части первой статьи 14 Закона) - 205,44 руб.;

20. ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до трех лет (пункт 8 части первой статьи 18 Закона): детям первого года жизни - 524,98 руб., детям второго и третьего года жизни - 456,5 руб.;

21. ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с трехлетнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям (пункт 9 части первой статьи 18 Закона) - 410,87 руб.;

22. ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также лиц, обучающихся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в период освоения указанных образовательных программ (пункт 10 части первой статьи 18 Закона) - 159,77 руб.;

23. ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до трех лет (пункт 6 части второй статьи 19 Закона): детям первого года жизни - 524,98 руб., детям второго и третьего года - 456,5 руб.;

24. ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях (пункт 7 части второй статьи 19 Закона) - 410,87 руб.;

25. ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям (пункт 3 части первой статьи 25 Закона) - 79,9 руб.;

26. ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям (пункт 3 части первой статьи 25 Закона) - 410,87 руб.;

27. ежемесячная компенсация за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии (часть вторая статьи 41 Закона) - 211,49 руб.;

II. Ежегодные и единовременные компенсации и другие выплаты

28. ежегодная компенсация на оздоровление (пункт 13 статьи 17 Закона) - 278,71 руб.;

29. ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы (часть первая статьи 39 Закона): инвалидам I и II групп - 1393,49 руб., инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы - 1114,8 руб.;

30. ежегодная компенсация на оздоровление (статья 40 Закона): гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона - 836,1 руб., гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона, принимавшим участие в ликвидации последствий ката¬строфы на Чернобыльской АЭС в 1988 году - 557,36 руб., гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона, принимавшим участие в ликвидации последствий ката-строфы на Чернобыльской АЭС в 1989-1990 годах - 278,71 руб.;

31. ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца (часть третья статьи 41 Закона) - 278,71 руб.;

32. единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства на каждого переселяющегося члена семьи (пункт 5 статьи 17 Закона) - 1393,49 руб.;

33. единовременное пособие беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) (пункт 6 части первой статьи 18 Закона) - 139,35 руб.;

34. единовременная компенсация за вред здоровью (часть вторая статьи 39 Закона): инвалидам I группы - 27869,72 руб., инвалидам II группы - 19508,82 руб., инвалидам III группы - 13934,9 руб.;

35. единовременная компенсация (часть четвертая статьи 39 Закона): семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы - 27869,72 руб., родителям погибшего - 13934,9 руб;

36. пособие на погребение (часть четвертая статьи 14 Закона) - 10604,1 руб.

Ежемесячные денежные компенсации, установленные Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», подлежащие индексации в 2016 году

1. ежемесячная денежная компенсация (статья 8 Федерального закона) - 557,36 руб.;

2. ежемесячная денежная компенсация (статья 9 Федерального закона) - 278,71 руб.

Ежемесячные компенсации, установленные Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», подлежащие индексации в 2016 году

1. ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (пункт 6 части первой статьи 2 Федерального закона) - 557,36 руб.;

2. ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям (пункт 3 части второй статьи 4 Федерального закона) - 79,9 руб.;

3. ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям (пункт 3 части второй статьи 4 Федерального закона) - 410,87 руб.


Перерасчет размеров указанных пособий будет произведен с 1 февраля 2016 года. Выплата с учетом индексации будет осуществляться в марте т. г., с доплатой за февраль 2016 года.

N 152-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», внесшего изменения в Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 24 ноября 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 19 июня 2000 г.

Порядок индексации выплат ущерб, алименты

318 ГК РФ? какие коэффициенты использовать? Статья 318. Увеличение сумм, выплачиваемых на содержание гражданина Сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях — индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом. Согласно ст.

Бесплатная Юридическая Консультация Аркада Права 7 916-688-96-21, (495) 963-23-88, 7 (499) 992-79-14

Указанный подход является международным стандартом, закрепленным практикой Европейского суда по правам человека. Получателям бюджетных средств, в том числе и военным комиссариатам, являющимся должниками по исполнительным документам, необходимо обеспечить организацию исполнения судебных актов, в том числе и в части, предусматривающей индексацию денежных средств. Расчет сумм индексации должен производиться непосредственно должником и представляться одновременно с документами, указанными в п.

Индексация и увеличение размера возмещения вреда, причинённого здоровью

Конкретная сумма зависит от степени получения увечья и нарушения трудоспособности, а также от того, есть ли на иждивении у пострадавшего несовершеннолетние дети, лица пенсионного возраста или инвалиды. В таком случае сумма выплаты зависит от той доли семейного бюджета, которую составляет его заработная плата. Индексация выплаты причиненного ущерба Однако в связи с тем, что частными случаями предусмотрено увеличение либо уменьшение суммы выплаты, законом предустановлена определенная индексация.

Комментарий к статье 11

11 Правил предусматривают, что суммы возмещения вреда подлежат индексации в связи с повышением, во-первых, стоимости жизни, во-вторых, минимального размера оплаты труда в централизованном порядке. Правила впервые ввели индексацию размеров возмещения вреда. Индексация размеров возмещения вреда, которое уже было назначено или назначается вновь, производится путем соответствующего увеличения заработка, принимаемого для подсчета суммы возмещения вреда.

Индексация размера возмещения вреда

Поскольку на арендованных площадях отсутствовали складские и подсобные помещения, организация, установив временные перегородки, обустроила их самостоятельно (в договоре аренды указанное оговорено). При расчете ЕНВД она использовала физический показатель «площадь торгового зала» исходя из фактически используемой площади. Однако налоговики посчитали это неправомерным и доначислили налог. АС УО в Постановлении от 20.05.2019 по делу № А71-9313/2015 принял сторону фискалов.

Решением суда присудили сумму о возмещении вреда здоровью, сумма не индексировалась с 2010 года

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» «36.

При разрешении споров о размере возмещения вреда в связи с повышением стоимости жизни судам следует иметь в виду, что согласно требованиям статьи 1091 ГК РФ суммы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат индексации с учетом уровня инфляции (статья 318 ГК РФ), установленного в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.* 37.

Крымский портал-Чернобыльцев

обратился в суд с настоящим иском, в котором уточнив исковые требования просил установить ему с ДД.ММ.ГГГГг. сумму ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере руб. с последующей индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; с ДД.ММ.ГГГГг. сумму ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в размере руб.

Конференция ЮрКлуба

Между ними гражданско-правовые отношения. Пострадавший попадает под ст. 5 закона № 82 от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда», под пресловутые «базовая сумма» — 100 рублей. До 01.01.1997 года индексация проводилась по МРОТ. После 29.11.2002 года индексация производиться пропорционально изменению индексов цен (инфляции). Ответчиком 01.01.1997 года была проведена индексация выплачиваемых платежей пропорционально увеличению МРОТ до 83,49 руб.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.02.2016 N 5-КГ15-204 Требование: Об индексации сумм в счет возмещения вреда здоровью. Обстоятельства: По мнению истца, ответчик не производит индексацию присужденных ему решением суда выплат, суммы не приводятся в соответствие с уровнем цен и стоимостью жизни, чем нарушается его право на полное возмещение вреда здоровью. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку взысканные в пользу истца решением суда ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью уже были проиндексированы судом исходя из среднего индекса повышения денежного содержания по должности, правовых оснований для повторной индексации этих сумм с применением коэффициентов, установленных федеральными законами об утверждении федерального бюджет...

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Жубрина М.А., Кириллова В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 февраля 2016 г. гражданское дело по иску Шевченко А.В. к Управлению внутренних дел по Северо-Западному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве об индексации сумм в счет возмещения вреда здоровью

по кассационной жалобе представителя Управления внутренних дел по Северо-Западному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве Серовой Н.М. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 6 августа 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июня 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителей Управления внутренних дел по Северо-Западному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве по доверенностям Марьяна Г.В., Платова А.С., Григорьевой Е.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу Шевченко А.В. и его представителя адвоката Архангельского А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Шевченко А.В. 27 ноября 2013 г. обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел по Северо-Западному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве (далее - УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве) об индексации взысканных решением суда сумм в счет возмещения вреда здоровью.

В обоснование заявленных требований Шевченко А.В. указал, что решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2012 г. частично удовлетворен его иск к УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве о взыскании сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью. С УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве в его пользу взыскана единовременно денежная сумма в счет возмещения вреда здоровью за период с 1 июня 2005 г. по 30 апреля 2012 г. в размере 403 653 руб. 11 коп. УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве обязано выплачивать ему в счет возмещения вреда здоровью с 1 мая 2012 г. по 8 882 руб. 73 коп. (с учетом определения того же суда от 24 октября 2012 г. об исправлении описки).

Указанное решение Хорошевского районного суда г. Москвы было исполнено Управлением Федерального казначейства по г. Москве, и денежные суммы, взысканные с УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве в пользу Шевченко А.В. за период с 1 июня 2005 г. по 30 апреля 2012 г., перечислены на его счет 21 августа 2013 г. Ежемесячные суммы за период с мая 2012 года по август 2013 года поступили на счет Шевченко А.В. от ответчика 26 августа 2013 г.

По мнению Шевченко А.В., УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве в нарушение требований статьи 318 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" не производит индексацию присужденных ему решением суда единовременной и ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью на индексы, установленные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы, суммы возмещения вреда здоровью не приводятся в соответствие с уровнем цен и стоимостью жизни, чем нарушается его право на полное возмещение причиненного здоровью вреда.

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 6 августа 2014 г. исковые требования Шевченко А.В. удовлетворены частично. С УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве в пользу Шевченко А.В. взыскана индексация присужденных судебным решением денежных сумм в размере 92 448 руб. 94 коп. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июня 2015 г. решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 6 августа 2014 г. оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве Серовой Н.М. ставится вопрос об отмене решения Хорошевского районного суда г. Москвы от 6 августа 2014 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июня 2015 г., как незаконных, и принятии нового решения об отказе в иске.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 29 октября 2015 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Шевченко А.В. до 2001 г. являлся сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации и уволен со службы в органах внутренних дел приказом от 24 мая 2002 г. по пункту "ж" статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" по болезни.

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2012 г., вступившим в законную силу 22 января 2013 г., частично удовлетворены исковые требования Шевченко А.В. к УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве о взыскании сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью. С УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве в пользу Шевченко А.В. взыскана единовременно денежная сумма в счет возмещения вреда здоровью за период с 1 июня 2005 г. по 30 апреля 2012 г. в размере 403 653 руб. 11 коп. УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве обязано выплачивать в пользу Шевченко А.В. в счет возмещения вреда здоровью с 1 мая 2012 г. по 8 882 руб. 73 коп. (с учетом определения того же суда от 24 октября 2012 г. об исправлении описки).

Расчет единовременной суммы в счет возмещения вреда здоровью за период с 1 июня 2005 г. по 30 апреля 2012 г. и ежемесячной суммы в счет возмещения вреда здоровью с 1 мая 2012 г. произведен судом из денежного содержания по занимаемой истцом должности на 1 июня 2002 г. (оклад по должности и специальному званию) за вычетом пенсии с индексацией исходя из среднего индекса повышения денежного содержания по должности старшего инспектора роты ДПС ОБ УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве на основании части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" и Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом Министра внутренних дел России от 15 октября 1999 г. N 805.

Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2012 г. в части взыскания единовременной суммы исполнено Управлением Федерального казначейства по г. Москве 21 августа 2013 г., в части взыскания ежемесячных платежей исполнено УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве 26 августа 2013 г.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Шевченко А.В. об индексации сумм в счет возмещения вреда здоровью, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", исходил из того, что в связи с несвоевременной выплатой истцу сумм возмещения причиненного здоровью вреда за период с 1 июня 2005 г. по 30 апреля 2012 г. и отказом ответчика назначить и выплачивать Шевченко А.В. указанную денежную компенсацию в добровольном порядке имеются правовые основания для индексации денежных сумм, взысканных в пользу истца на основании судебного решения, с применением положений статьи 318 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 26 ноября 2002 г. N 152-ФЗ , от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ), предусматривающих индексацию суммы, выплачиваемой по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в случаях и в порядке, которые установлены законом или договором.

При этом суд первой инстанции, соглашаясь с представленным Шевченко А.В. расчетом индексации сумм, присужденных ему решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2012 г., произвел их индексацию исходя из коэффициентов индексации: с 1 января 2006 г. - 1,09; с 1 января 2007 г. - 1,0725; с 1 января 2008 г. - 1,105; с 1 января 2009 г. - 1,13; с 1 января 2010 г. - 1,10; с 1 января 2011 г. - 1,065; с 1 января 2012 г. - 1,06; и с 1 января 2013 г. - 1,055, установленных федеральными законами об утверждении федерального бюджета на соответствующий год и на плановые периоды последующих лет и взыскал с УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве в пользу Шевченко А.В. денежную сумму в размере 92 448 руб. 94 коп.

С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав, что решение суда первой инстанции согласуется с положениями статей 15 , 393 Гражданского кодекса Российской Федерации и с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", утратившего силу с 1 марта 2011 г., в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры (норма приводится в редакции, действовавшей на момент прекращения истцом службы в органах внутренних дел Российской Федерации).

С 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", частью 6 статьи 43 которого было предусмотрено, что в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

С 24 февраля 2015 г. (Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ) часть 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" действует в новой редакции, согласно которой при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3.

Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции").

В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 24 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом Министра внутренних дел России от 15 октября 1999 г. N 805 (действовавшей на момент увольнения Шевченко А.В. со службы и до 25 августа 2012 г.), устанавливалось, что в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда его здоровью подлежит соответствующему перерасчету.

Действующей в настоящее время Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N 590, предусмотрено, что размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) оклада месячного денежного содержания сотрудника, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом ежегодного увеличения процентов оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсии (пункт 16 Инструкции).

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудников органов внутренних дел на назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей регламентировано нормами специального законодательства, в соответствии с которыми изменение (увеличение) суммы ежемесячной денежной компенсации напрямую зависит от изменения (увеличения) размера денежного содержания сотрудника в случае принятия такого решения Правительством Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 июля 2009 г. N 13-П норма части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", по ее буквальному смыслу, представляет собой установленную данным специальным законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда. Предусмотренная ею денежная компенсация подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта наступления вреда при исполнении сотрудником милиции служебных обязанностей (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. Следовательно, в системе действующего правового регулирования часть 4 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" предполагает выплату государством ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы. Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах. Государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.

Аналогичным смыслом наделены и положения части 6 статьи 43 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", устанавливающей право сотрудников полиции на получение ежемесячной денежной компенсации в случае причинения им в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей, предназначение которого - восполнение понесенных такими сотрудниками материальных потерь, включающий в себя и механизм индексации.

Поскольку Шевченко А.В., проходивший службу в органах внутренних дел Российской Федерации и уволенный из органов внутренних дел Российской Федерации приказом от 24 мая 2002 г. по пункту "ж" статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" по болезни, право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, реализовал на основании вступившего в законную силу судебного решения, и данная компенсация, подлежащая выплате УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве Шевченко А.В., была взыскана судом на основании норм специального законодательства, регулирующего порядок выплаты сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной денежной компенсации, а именно на основании положений части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", то есть в рамках установленного публично-правового механизма, нормы гражданского законодательства, предусматривающие увеличение сумм, выплачиваемых на содержание гражданина (статья 318 Гражданского кодекса Российской Федерации), не могут быть применены к спорным отношениям об индексации сумм в возмещение вреда здоровью сотруднику органов внутренних дел.

Следовательно, увеличение выплаченной Шевченко А.В. за период с 1 июня 2005 г. по 30 апреля 2012 г. денежной компенсации должно производиться в рамках механизма индексации, предусмотренного пунктом 24 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом Министра внутренних дел России от 15 октября 1999 г. N 805, которым регламентировался порядок перерасчета ежемесячной денежной компенсации в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сотрудником органов внутренних дел служебной деятельности, и согласно которому перерасчет размера такой компенсации производится в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе.

Между тем судебными инстанциями в нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм права произведена индексация присужденных Шевченко А.В. решением суда денежных средств в счет возмещения вреда его здоровью на основании статьи 318 Гражданского кодекса Российской Федерации, тогда как ответчик непосредственным причинителем вреда здоровью Шевченко А.В. не является, каких-либо противоправных действий по отношению к нему не совершал, доказательств его вины в причинении вреда здоровью истца суду представлено не было.

С учетом того, что взысканные в пользу Шевченко А.В. решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2012 г. ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, как видно из текста данного решения, уже были проиндексированы судом за период с 2005 г. по 2012 г. исходя из среднего индекса повышения денежного содержания по должности старшего инспектора роты ДПС ОБ УГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, то правовых оснований у судебных инстанций для повторной индексации этих сумм с применением коэффициентов, установленных федеральными законами об утверждении федерального бюджета на соответствующий год и на плановые периоды последующих лет, не имелось.

В связи с этим вывод суда первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об индексации взысканных в пользу Шевченко А.В. за период с 1 июня 2005 г. по 30 апреля 2012 г. денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью на основании статьи 318 Гражданского кодекса Российской Федерации является незаконным, нарушающим положения части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" и пункта 24 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом Министра внутренних дел России от 15 октября 1999 г. N 805.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены и другие нарушения норм права.

Признавая решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Шевченко А.В. об индексации сумм, выплачиваемых в счет возмещения вреда здоровью, подлежащим оставлению без изменений, суд апелляционной инстанции указал, что оно согласуется с положениями статей 15 , 393 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 2.

Данное суждение суда апелляционной инстанции Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может быть признано основанным на законе, поскольку оно сделано без учета общего правила возмещения убытков (статьи 15 , 393 ГК РФ), в соответствии с которым должен быть установлен не только факт наличия убытков у лица, заявившего требования об их возмещении, но и размер убытков должен быть подтвержден заявителем соответствующими доказательствами, свидетельствующими об обоснованности расчета заявленных ко взысканию сумм и наличии причинно-следственной связи между действиями лица, нарушившего право, и понесенными взыскателем убытками.

Таких обстоятельств по настоящему делу судом апелляционной инстанции не установлено.

Не имелось у суда апелляционной инстанции и оснований ссылаться на разъяснения, данные в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которым, если задержка выплаты назначенных страховых сумм в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации в субъекте Российской Федерации по месту проживания истца, поскольку к отношениям, связанным с назначением и выплатой ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику органов внутренних дел увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением им своих служебных обязанностей, а также последующей индексацией указанной компенсации применяются нормы специального законодательства.

Неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и нарушение норм процессуального права привели к неправомерному возложению на орган внутренних дел обязанности произвести фактически повторную индексацию суммы в счет возмещения вреда здоровью, присужденной Шевченко А.В. по решению Хорошевского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2012 г. за период с 1 июня 2005 г. по 30 апреля 2012 г.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, они приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.