Какие суды осуществляют конституционный контроль. К истории развития судебного конституционного контроля

Люди в своей повседневной жизни нередко сталкиваются с беззаконием со стороны чиновников разных ведомств и уровней. Незаконные действия (или незаконное бездействие) властей, незаконные нормативные акты (вплоть до указов Президента) можно обжаловать в суде. Если у Вас хватит времени и сил, то суд рано или поздно обяжет любого чиновника выполнить Ваши законные требования (хотя нередко проще и быстрее бывает решить проблему, пожаловавшись вышестоящему начальнику).

Но что делать, когда Ваши права нарушаются не вопреки закону, а в соответствии с ним? Суд общей юрисдикции не вправе отменить закон или проигнорировать его существование. Остается один шанс - доказать, что такой закон не имеет права на существование, то есть противоречит основному закону - Конституции. Такого рода дела рассматривает Конституционный Суд.

Конституционный Суд - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль служит стимулом к постоянному совершенствованию системы государственной власти и гармонизации непрестанно меняющихся общественных отношений. Он формирует вкус к государственному мышлению и необходимое качество общественного сознания. Обратиться в Конституционный суд и получить тот или иной ответ может каждый.

Изучая статистику обращений граждан Российской Федерации в Конституционный суд за 1995-2004 годы, я заметил интересный факт. В таблице отражены все обращения - как от граждан, так и от государственных органов, но запросы и ходатайства последних составляют в почте Конституционного суда не более 3-4%.

Всего обращений - 113230.

В последнюю строчку, видимо, попали обращения, которые ни к какой отрасли права не отнесешь, в том числе регулярно поступающие в Конституционный суд жалобы граждан на чиновников из домоуправления, на начальство и даже на соседей. Многие авторы обращений ошибочно воспринимают Конституционный суд как вышестоящую инстанцию по гражданским и уголовным делам: 9279 заявителей просили о пересмотре уголовных приговоров или о помиловании, 13735 - пытались обжаловать судебные решения по гражданским делам, 4830 - процедурные решения судов, 3940 - действия следственных органов, 817 - действия органов исполнения наказаний.

Более половины обращений явно не соответствуют критериям ФКЗ РФ

«О Конституционном суде РФ», а оформлены по всем правилам - менее 20%.

Может возникнуть вопрос: от кого Конституционный суд зависит? Вообще-то ни от кого. Но то же время во многих государствах, к сожалению, нельзя не увидеть попыток парламента и президента влиять на судей различными способами.

Основные принципы организации конституционных судов (советов) обычно регулируются конституциями и лишь конкретизируются законами, причем нередко конституционными или органическими. Мы в данном случае говорим только о европейской модели конституционной юстиции, ибо американская модель (она существует и в некоторых европейских странах, например в Норвегии, Дании) характеризуется тем, что судебный конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

Напомним, что за рубежом существуют два вида специализированных органов конституционного контроля. Это конституционные суды и конституционные советы, которые, считаются квазисудами. Различие между ними главным образом процессуальное. Конституционный суд - орган, обычно использующий состязательную и гласную процедуру рассмотрения дел. Конституционный совет - орган, в котором такая состязательность почти отсутствует или носит весьма условный характер. Например, в советах могут запрашиваться и представляться документы, письменные пояснения, но не практикуются открытые выступления сторон. Впрочем, советы могут запрашивать письменные объяснения по вопросам, ставящимся одной из сторон. Члены советов в данном случае анализируют лишь письменные источники и лишены возможности наблюдать за устной борьбой мнений. Впрочем, это, пожалуй, единственное различие конституционных судов и советов. В отношении почти всех остальных параметров своей организации и деятельности суды и советы практически идентичны.

Способы формирования этих органов весьма разнятся, но некоторые обобщения все же можно сделать. В сравнительно небольшом числе стран применен чисто парламентский способ. В Венгрии члены Конституционного суда избираются Государственным собранием (п. «k» ч. 3 § 19 Конституции Венгерской Республики 1949 г. в редакции 1990 г.). В Хорватии судьи Конституционного суда избираются нижней палатой парламента по предложению верхней (часть первая ст. 122 Конституции Республики Хорватии 1990 г.). В Российской Федерации предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (часть первая ст.9 ФКЗ РФ).

В примерах же, которые я приведу ниже, назначающие власти должны для назначения выработать общую волю, что не всегда оказывается просто, но призвано способствовать консолидации суда, не допустить конфронтации между назначенцами разных властей. Например, согласно ч. 2 ст. 84 Конституции Чешской Республики 1992 года судей Конституционного суда назначает Президент Республики с согласия Сената. Напротив, в Колумбии магистраты Конституционного суда избираются Сенатом Республики из трех кандидатов, предложенных на каждую должность Президентом Республики, Верховным судом правосудия и Государственным советом, который, как и во Франции, наряду с другими функциями действует в качестве верховного административного трибунала (ч. 2 ст. 239 Политической конституции Колумбии 1991 г.). Встречаются и другие варианты. Отметим лишь обусловленный спецификой компетенции порядок формирования Охранительного совета в Иране. Шесть адиль-факихов, сознающих насущные нужды и текущие проблемы, отбираются Руководителем, а шесть юристов, специализирующихся в различных областях права, избираются Исламским консультативным собранием из числа мусульманских юристов, назначенных главой судебной власти.

Численный состав конституционных судов (советов) обычно невелик:

в Югославии - 7 членов, во Франции, Румынии, Словении, Македонии,

Монголии - по 9, в Словакии, Чехии - по 10, в Бразилии, Хорватии, Венгрии - 11, в Испании, Болгарии, Бельгии, Иране - 12, в Португалии, Греции - 13, в Австрии - 14 (плюс шесть запасных), в Италии, Польше - 15, в Германии - 16 членов.. Как видим, никакой корреляции с численностью населения соответствующей страны здесь нет, равно как и нет обязательного стремления к нечетному числу судей (членов).

Что касается срока полномочий судей Конституционного суда, то в отличие от судов общей юрисдикции во многих странах для судей конституционных судов (советов) установлены единые сроки полномочий, обычно длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) в конституционный суд. Последнее имеет целью гарантировать от влияния избирающих (назначающих) органов на поведение судей (членов советов), которые могли бы стремиться к повторному избранию (назначению). Так, в Греции срок полномочий установлен в два года (это исключение из правила), в Португалии, Монголии - в 6 лет, в Словакии - 7, в Хорватии, Колумбии - 8 (в последней - с обновлением по половинам каждые четыре года), во Франции, в Румынии, Испании, Болгарии, Италии, Венгрии, Польше, Югославии, Словении, Македонии - 9 (в первых четырех странах - с обновлением по третям каждые три года), в Германии - 12 лет. В ряде других стран (например, в Бразилии, Австрии, Бельгии) этот срок не установлен.

Во многих странах конституции, а также законы устанавливают особые требования к кандидатам в судьи конституционных судов. Помимо естественной несовместимости с другими публичными должностями и частными занятиями, помимо обычных для судей моральных требований здесь часто устанавливаются повышенные возрастные цензы, например, Венгрии членом Конституционного суда можно быть в возрасте от 45 до 70 лет), высокие требования к профессиональному стажу (например, в Румынии 18 лет, в Чехии - 10, в Российской Федерации - 15) и т.д. Следует иметь в виду, что конституционные судьи и иные члены специальных органов конституционного контроля избираются (назначаются) в личном качестве, то есть они не могут рассматриваться как представители какой-либо партии (даже если в ней состояли), какого-либо региона, какой-либо социальной группы и т.д. Они не должны в своей деятельности руководствоваться подобными частичными интересами. Конституции и законы, даже если этих принципов прямо не формулируют, по сути из них исходят. Ограничимся одним достаточно показательным примером. Так, в Австрии в состав Конституционной судебной палаты (КСП) обязательно должны быть назначены такие три члена и два запасных члена, которые имеют постоянное местожительство за пределами столицы (надо иметь в виду, что в австрийской столице проживает более четверти населения страны). Чиновники администрации в случае назначения в состав Конституционной судебной палаты должны освобождаться от службы. Не могут входить в ее состав члены Федерального правительства и правительств земель, члены представительных органов, даже если досрочно откажутся от мандатов, функционеры политических партий, причем президентом или вице-президентом Конституционной судебной палаты не может стать лицо, выполнявшее какую-либо из этих функций в течение четырех предшествующих лет.

Отметим интересный факт, что иногда Конституционные суды находятся не в столице, что, возможно, имеет целью избавить судей от повседневного воздействия политиков. Так, Федеральный конституционный суд Германии находится в Карлсруэ, тогда как парламент и правительство заседали в Бонне, а ныне в Берлине; Конституционный суд Венгрии должен по закону находиться в старинном небольшом городе Эстергоме, а фактически находится в Будапеште.

Настало время поговорить о полномочиях Конституционного суда. Конституционный суд:

  • 1) сверяет нормативные акты и договоры с Конституцией т.е. по запросам органов власти и групп депутатов разрешает дела о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, Правительства, Парламента; законов и нормативных актов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к федеральному или совместному ведению; договоров между органами власти федерации и ее субъектов, вступивших в силу международных договоров.
  • 2) улаживает разногласия между органами власти по их ходатайствам.

К примеру, в 1999 году Конституционный суд рассматривал спор о компетенции между Президентом и Советом Федерации по поводу того, кто из них вправе отстранить от должности Генерального прокурора. Президент Ельцин, с нескольких попыток не добившийся от Совета Федерации решения об отставке Генпрокурора Юрия Скуратова, 2 апреля 1999 года отстранил его от должности своим указом (для этого против Скуратова было возбуждено уголовное дело, которое - забегаем вперед - рассыпалось сразу после того, как он перестал быть прокурором). КС пришел к выводу, что, поскольку Конституция не предоставляет Генпрокурору статуса неприкосновенности, отстранение его от должности - не дело парламента. А Президент - поскольку он гарант Конституции - «обязан издавать обеспечивающие исполнение Конституции Российской Федерации и законов правовые акты (...) во всех случаях, когда отсутствуют иные предназначенные для этого механизмы».

3) сверяет законы с конституцией - по жалобам граждан и запросам судов.

Конституционный Суд по индивидуальным (коллективным) жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Типичные категории дел, рассмотренных Конституционным судом по жалобам граждан:

  • а) социальные права - жилищные (прописка, выселение), трудовые (неправомерное увольнение; восстановление на работе и компенсации за вынужденный прогул - решения не всегда выполняются), пенсионные и т.п.;
  • б) имущественные права - неправомерные налоги (бывает, что их отменяют, и эти решения выполняются), индексация сбережений (не выполняются из-за отсутствия закона);
  • в) права подследственных в уголовном процессе - в последние годы таких дел все больше;
  • г) в редких случаях граждане защищают через КС свои политические права - избирательное право, право на объединение, свобода печати.

Суд (в лице любого судьи) может обратиться в КС с просьбой о проверке конституционности закона не только по вопросам, связанным с конституционными правами граждан, но тоже только с привязкой к конкретному судебному делу.

4) дает толкование Конституции.

Конституционный Суд по запросам Президента, Парламента, Правительства, органов законодательной власти субъектов Федерации в федеративном государстве дает толкование Конституции. С просьбами о толковании Конституции порой обращаются и отдельные граждане, но Конституционный суд просто не вправе рассматривать по существу такие обращения, когда они исходят не от органов власти. Да и то не от любых - такого права, например, в федеративных государствах нет у губернаторов.

5) участвует в импичменте Президента.

Считаю, что стоит упомянуть и о решениях Конституционного суда. Конституционный суд принимает постановления, заключения и определения.

  • 1) Постановления - это итоговые решения КС по существу дел, рассмотренных в открытых заседаниях, по спорам о соответствии Конституции нормативно-правовых актов, принимаемых на её территории (осуществление нормоконтроля), по спорам относительно компетенции государственных органов, а также о толковании Конституции страны. Одним из отличий постановления от иных решений Конституционного суда является то, что они выносятся именем государства, что подчеркивает их властный характер.
  • 2) Заключением называется итоговое решение Конституционного суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
  • 3) Определения, наряду с постановлениями и заключениями, также являются одним из видов решений Конституционного суда. Однако, в отличие от двух первых, не являются итоговыми решениями. Это все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства. В качестве примера можно привести ст.82 ФКЗ РФ, где указано, что если Конституционный суд Российской Федерации после провозглашения решения исправляет допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, явные редакционные и технические погрешности, то выносит определение относительно данного факта. Согласно ст.83 ФКЗ РФ, определение также принимается в случае необходимости разъяснения решения, ранее принятого Конституционным судом. Таким образом, можно предположить, что определения являются вспомогательными решениями Конституционного суда и не имеют такой важности, как итоговые решения. Однако, как показывает практика, определениями решаются не только процессуальные, но и материально-правовые вопросы. Чаще всего определения выносятся по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав законом, подлежащим применению в конкретном деле.

Данный вопрос я хотел бы завершить высказываниями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Зорькина Валерия Дмитриевича: «Живая Конституция - это не только текст и не только решения Конституционного суда по толкованию тех или иных норм Основного закона. Живая Конституция - это еще и законы, и вся правоприменительная практика, которая показывает, в каком направлении двигается наше право. Ядром этой практики является, конечно, конституционное правосудие. То есть важен не только сам текст Конституции, но и его реальное воплощение в жизнь. Важен не столько перечень прав и свобод, сколько то, как они реализуются. Конституционный суд - участник этого большого процесса, он играет важнейшую роль хранителя живой Конституции. Наши решения дополняют живую Конституцию, но не создают новый текст».

Конституционный контроль – установленная законодательным путем процедура по контролю за соответствием Основному закону страны актов, издаваемых государственными органами и частными лицами. Контроль за конституционностью включает проверку различных актов и является отражением всегда существующей проблемы соответствия нижестоящих норм вышестоящим.

Несмотря на то, что указанное понятие теперь прочно вошло в законодательство, наряду с ним в литературе используются и многие другие: “конституционное право”, “конституционное правосудие (судопроизводство)”, “конституционная законность”. Чаще всего встречаются термины “надзор” и “контроль”. Смысловое значение слова “контроль” означает проверку чего-либо, а “надзор” – предполагает длящееся наблюдение за чем-либо.

В литературе предлагается следующая классификация конституционного контроля.

Во-первых, по времени применения конституционного контроля отметим предварительный и последующий. Определяющим в данном случае является момент контроля. При предварительном – проверка акта осуществляется до его вступления в силу, до подписания главой государства. Последующим называют конституционный контроль вступившего в законную силу акта. 5

Во-вторых, по правовым последствиям конституционный контроль может быть консультативным и постановляющим. В первом случае соответствующий орган имеет право высказаться по предложенным ему на рассмотрение актам с точки зрения их соответствия Основному закону. Консультативный контроль не связан с инициативой запроса; заключение органов контроля в таких случаях обладает моральной, а не юридической силой. Постановляющим признается такой контроль, при котором компетентные органы принимают решение о соответствии акта Конституции, причем это решение носит обязательный характер. В результате такого вердикта какой-либо акт объявляется соответствующим или противоречащим Основному закону.

В-третьих, по своей обязательности конституционный контроль может быть обязательным и факультативным. В первом случае – любой акт в обязательном порядке, независимо от чьей-либо воли должен быть проверен с точки зрения соответствия Основному закону. Факультативный контроль имеет место в случае, когда его проведение зависит от чьей-либо воли: органа, должностного лица, индивида.

В-четвертых, по форме конституционный контроль может быть абстрактным и конкретным (индивидуальным). Абстрактным контроль является в тех случаях, когда рассматривается соответствие Конституции акта или его части вне связи с конкретными обстоятельствами. Вынесенное решение подтверждает конституционность или аннулирует как весь акт, так и его части. Конкретный контроль всегда связан с обстоятельством, возникшим в процессе применения изданного правового акта. Конкретный контроль не аннулирует оспариваемого акта или отдельных его положений; акт или его часть “замораживается”, они не действуют в пространстве и во времени после вынесения решения. 6



Существуют две основные системы (модели) защиты конституции. Во-первых, эта защита может осуществляться через систему общих судов, составляя одну из функций всех или некоторых из них. Во-вторых, она может быть поручена особому органу, в частности – Конституционному Суду.

Первая система (модель) – американская. Отмечаются четыре ее основных черты: конституционный контроль имеет универсальный характер, охватывает не только законы, но также все нормативные акты и правительственные распоряжения на всех уровнях осуществления власти; контроль за конституционностью осуществляется деконцентрированно; контроль за конституционностью имеет казуальную привязку, то есть он возможен только при рассмотрении лишь конкретного дела, в котором фигурирует отсылка к Конституции, например, когда одна сторона считает, что требование другой стороны основано на действии антиконституционной нормы; контроль за конституционностью имеет относительный характер, так как решения суда являются обязательными только для спорящих сторон и не распространяется на всех субъектов правоприменительной деятельности.

Вторая система (модель) судебного, конституционного контроля – конституционное правосудие в Европе. Ее характерными чертами являются: наличие специальной судебной (квазисудебной) инстанции, созданной специально для осуществления функции конституционного контроля. Этим органам (в основном конституционным судам) принадлежит исключительное право на разрешение конституционных споров. Разделение моделей конституционной юрисдикции на два вида в известной мере условно, так как все большее развитие получают смешанные модели, вбирающие в себя элементы и той, и другой.



Таким образом, под судебным конституционным контролем понимается официальная деятельность специально уполномоченного Конституцией судебного органа по осуществлению защиты основных прав и свобод человека и гражданина, предупреждение и исключение существования в правовой системе неконституционных актов и толкования Конституции.

Конституционный контроль неразрывно связан с конституцией, закрепляющей основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, организацию государственной власти и местного самоуправления и т.д. Принцип верховенства закона, конституции лежит в основе правовой охраны конституции. Он охватывает целую совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается выполнение норм конституции и соблюдение режима конституционной законности. Механизм правовой защиты конституции – это система правовых институтов и процедур, обеспечивающих ее действие, соблюдение.

В правовой защите конституции участвует самый широкий круг государственных органов и должностных лиц, которые используют разнообразные правовые средства. В первую очередь, это относится к конституционно установленным институтам государственной власти: главе государства; парламенту; правительству; конституционным судам; судам общей юрисдикции; органам прокуратуры; омбудсмену. Каждый из этих институтов использует для правовой охраны конституции присущие ему функции, совокупность надзорно-контрольных полномочий и процедуры. В то же время отдельные ученые такие как М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе считают необходимым, например, признать и за народом, в силу его суверенитета и естественного права, право на активные действия по охране конституции в чрезвычайной ситуации, когда возникает непосредственная угроза существованию конституции путем совершения государственного переворота.

В демократическом правовом государстве права и свободы человека и гражданина являются непреходящими ценностями. Конституционный суд, осуществляя высший контроль в государстве, выступает как гарант конституционного строя, обеспечения верховенства Конституции, соблюдения законности и правопорядка. Сам факт создания конституционного суда и его деятельность в период реформирования государственной власти, утверждения демократических начал и правовых основ государства признанным в мировой практике общечеловеческим ценностям свидетельствует об активных решительных действиях Российской Федерации, направленных на построение демократического правового государства.

Конституционные суды имеют двойную природу. Прежде всего, они представляют собой органы государственной власти, находящиеся в одном ряду с законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Они служат противовесом другим ветвям власти, корректируют их деятельность, в случае ее выхода за пределы норм конституции. В то же время, конституционные суды являются судебными органами, осуществляющими правосудие в форме конституционного судопроизводства с постановкой юрисдикционного акта, обязательного к исполнению всеми правоприменительными органами.

Конституционные суды не являются по отношению к судам общей юрисдикции или арбитражным судам вышестоящей инстанцией. Однако то, что они призваны защищать основы конституционного строя, ставит их в особое положение. Конституционные суды опосредованно, через проверку конституционности нормативного акта, примененного или подлежащего применению в конкретном судебном деле, контролирует деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Постановления, принятые ими, являются обязательными для всех органов государственной власти, включая суды.

Специфическим видом охраны и зашиты конституции слу­жит конституционный контроль, т. е. проверка на соответствия конституции законов и других нормативных правовых актов? решений и действий органов публичной власти и других субъ-

§ 3. Судебный конституционный контроль 125

ектов права в целях утверждения конституционности и консти­туционного порядка. Для многих органов публичной власти конституционный контроль является одной из осуществляемых ими функций, для специализированных же органов публичной власти он служит основной функцией, определяющей их дея­тельность.

К специализированным органам, осуществляющим консти­туционный контроль, следует отнести конституционные суды, а также органы конституционного надзора несудебного {квазису­дебного) характера (конституционные советы Франции, Казах­стана, Марокко, Сенегала и др.), суды обшей юрисдикции.

Именно судебный конституционный контроль является наи­более действенным и эффективным в охране и защите консти­туции. Его объективность и беспристрастность обеспечивается самостоятельностью и независимостью судов от законодатель­ной и исполнительной ветвей власти. Определяющее значение судебного конституционного контроля в механизме охраны и защиты конституции обусловлено:

Целью и задачами обеспечения верховенства, высшей юридической силы, прямого действия конституции на всей территории государства;

Распространением конституционного контроля на сферу деятельности органов законодательной, исполнительной и су­дебной власти;

Постоянным осуществлением конституционного контроля в специальной процессуальной форме конституционного судо­производства;

Обязательной юридической силой решений органов, его осуществляющих, для всех субъектов права.

В Российской Федерации судебный конституционный кон­троль осуществляют Конституционный Суд РФ, конституцион­ные (уставные) суды субъектов РФ, а за пределами их полномо­чии - суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ был учрежден в 1990 г и сфор­мирован в конце октября 1991 г. Его появление стало своего рода символом приверженности правовому государству, уваже­нию прав и свобод человека.

С момента создания Конституционного Суда РФ (1991 -1993 гг.) конституционный контроль осуществился на основеКонституции РСФСР 1978 г. (ст. 105 и др.) и Закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» В этот пе-

126 Глава 4. Охрана и защита конституции

риод им: было рассмотрено 27 дел, из них 19 - по ходатайствам о проверке конституционности правовых актов (законов, ука­зов Президента РФ и т. п.), восемь - по индивидуальным жа­лобам граждан.



Первые два года деятельности Конституционного Суда РФ были для него непростыми. Иначе и не могло быть. Конститу­ционный Суд РФ - детище времени, своего общества, в кото­ром происходят качественные преобразования. Нельзя не учи­тывать решающего воздействия комплекса объективных и субъ­ективных факторов, чрезвычайно сложной экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации в России в этот период, противоречивости этой ситуации, ее динамизма, непредсказуемости.

В условиях острой политической борьбы в российском об­ществе, постоянного и разрастающегося противостояния Пре­зидента и парламента, переходящего в прямой конфликт. Дея­тельность Конституционного Суда по проверке соответствия Конституции РФ актов указанных властных органов не могла не приобрести остро политического характера. В деятельности Конституционного Суда РФ наступил кризис, что дало основа­ние Президенту РФ в Указе от 7 октября 1993 г. № 16)2 «О Конституционном Суде Российской Федерации» согласить­ся с решением Конституционного Суда РФ о временном пре­рывании своих заседаний по рассмотрению конкретных дел до принятия новой конституции.

Переходный период в деятельности Конституционного Су­да РФ (1993-1995 гг.) был посвящен подготовке нового закона о Конституционном Суде РФ на основании Конституции РФ 1993 г., которая определила состав и порядок назначения судей, полномочия Конституционного Суда РФ, субъектов обращения в Суд, юридические последствия признания Судом неконститу­ционными актов или их отдельных положений, международных договоров.

Современный этап деятельности Конституционного Су­да РФ начался после вступления в силу Закона о Конституци­онном Суде РФ и формированием полного состава Суда.

Согласно ст. 1 данного Закона Конституционный Суд РФ оп­ределяется как судебный орган конституционного контроля, са­мостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Как орган го­сударственной власти он стоит в одном ряду с такими высшими

§3. Судебный конституционный контроль127

органами, как глава государства, парламент и правительство. Целью, его деятельности- является охрана и защита Конститу­ции РФ, обеспечение верховенства, высшей Юридической силы й прямого действия Конституции РФ" в законодательной, испол­нительной и судебной деятельности на всей территории Россий­ского государства. Задачами Конституционного Суда РФ служат обеспечение и защита основ конституционного строя, фунда­ментальных конституционных идеалов и ценностей.

Цель и задачи Конституционного Суда РФ обусловливают осуществление им таких основных функций, как защита прав и свобод человека и гражданина; толкование Конституции РФ; конституционный контроль законов и других нормативных правовых актов; разрешение споров о компетенции между ор­ганами публичной власти. Ему присущи и некоторые дополнительные функции: содействие законодательной деятельности; дача экспертных заключений; осуществление регистрационных актов (операций) по вопросам конституционного значения.

Основные и дополнительные функции Конституционного Суда РФ реализуются через полномочия, предусмотренные Конституцией РФ, Законом о Конституционном Суде и Зако­ном о референдуме.

Конституционный Суд РФ своей деятельностью оказывает значительное воздействие на функционирование органов пуб­личной власти в сфере их нормотворчества и правоприменения, исключая из правового поля положения федеральных законов, других нормативных правовых актов, не соответствующих Кон­ституции РФ, корректируя правоприменительную практику, в том числе административную и судебную, выявляя конституци­онно-правовой смысл законов, разрешая споры о компетенции, защищая конституционные права и свободы граждан и их объ­единений, официально толкуя Конституцию РФ-Конституционный Суд РФ в известном смысле и в извест­ных пределах развивает конституционное право, определяет стратегию развития отраслевого (текущего) законодательства. Он одновременно создает конституционно-правовую доктрину, мотивируя принятие своих решений. Он играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между органами публичной власти на различных уровнях, Конституционный Суд РФ выступает как орган компромисса, примирения, как гарант политического мира и стабильности в обществе и госу-

128 Глава 4. Охрана и зашита конституции

дарстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционного строя в стране.

Конституционный Суд РФ последовательно придерживается стратегической линии защиты конституционных принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и других основ конституционного строя. При этом Конституционному Суду РФ приходится подчас решать вопросы сочетания, балан­са действия тех или иных конституционных принципов, разре­шение конфликта частных и публичных интересов, поиска оп­тимального конституционно-правового решения возникающих проблем. Он играет положительную роль в утверждении в Рос­сийской Федерации международно-правовых стандартов в за­щите прав и свобод человека и гражданина, иных общепри­знанных принципов и норм международного права.

Судебный конституционный контроль в Российской Феде­рации наряду с Конституционным Судом РФ осуществляют конституционные и уставные судье субъектов РФ. Право субъ­ектов РФ создавать конституционные и уставные суды вытека­ет из положений Конституции РФ; предусматривающей, что республики и другие субъекты РФ функционируют на основе своих учредительных актов - конституций и уставов, контроль за соблюдением которых входит в компетенцию самих субъек­тов РФ. Конституционные и уставные суды действуют в 16 субъектах РФ 1 .

Конституционные и уставные суды являются хранителями и защитниками конституций и уставов субъектов РФ, закреп­ленных ими ценностей, превращают их в реально действующее право. Они позволяют существенно усилить защиту прав и сво­бод личности, поднять качество законотворчества, самого зако­нодательства в субъектах РФ.

Деятельность конституционных и уставных судов направле­на на децентрализацию государственной власти по вертикали. Она привносит в политику субъектов РФ специфику, способст-

1 Специализированные органы судебного конституционного контроля функционируют к республиках: Адыгея (1997 г.). Башкортостан (1996 г.), Буря­тия (1995 г.), Дагестан (1991 г.), Кабардино-Балкария (1993 г.), Карелия (1994 г.). Коми (1994 г.), Марий Эх (1998 г.), Саха (Якутия) (1992 г.). Северная Осетия - Алания (1990 г.), Татарстан (1990 г), Тыва (2003 г); Чеченская (2007 г.); уставные суды -- и Свердловской области (1998 г.). Калининградской области (2003 г); в г. Санкт-Петербурге (2000 г.).

Глава 5. Конституционная ответственность129

вует поддержанию политической стабильности и самодостаточ­ному развитию субъектов РФ, более полной реализации прин­ципа разделения властей, сотрудничеству и взаимодействию за­конодательных и исполнительных органов публичной власти.

Суды общей и арбитражной юрисдикции осуществляют кон­ституционный контроль в рамках своей компетенции в тесном единстве с контрольной деятельностью Конституционного Су­да РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, соз­давая единое конституционно-правовое пространство, что осо­бенно важно в условиях федеративного устройства Российского государства.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Можно ли провести различие между понятиями охраны и защиты Конституции РФ?

2. Чем охрана и защита отличаются от обеспечения (гаран­тирования) Конституции РФ?

3. Назовите субъектов конституционного права, осуществ­ляющих охрану и защиту Конституции РФ.

4. Каковы полномочия Президента РФ, Федерального Со­брания РФ, Правительства РФ по охране и защите Конститу­ции РФ?

5. Участвуют ли в охране и защите Конституции РФ иные органы публичной власти?

6. В чем специфика судебного конституционного контроля как средства охраны и защиты Конституции РФ?

7. Какие суды участвуют в охране и защите Конституции РФ?

Глава 5. Конституционная ответственность: понятие, виды, основания, меры

В демократических правовых государствах существует специализированный конституционный контроль, осуществляемый органами конституционного контроля несудебного характера, так называемыми квазисудебными органами. Обычно указанные органы осуществляют предварительный конституционный контроль по правилам специальной процедуры. Решения указанных квазисудебных органов носят предварительный, консультативный характер и могут быть преодолены компетентными органами (парламентом).

Наиболее действенным и эффективным средством в охране и защите конституции является судебный конституционный контроль, осущ. судами общей юрисдикции и специализированными, конституционными судами.

В правовом государстве судебная власть - это самостоятельная, независимая ветвь государственной власти. Суды, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным средством в механизме сдержек и противовесов, разрешая конфликты между ними и другими субъектами общественных отношений на основе конституции и закона. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как органов государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает их исполнение.

В правовом государстве суды осуществляют разнообразные функции в порядке конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства. Кроме того судебная власть осуществляет в правовом государстве конституционный контроль, т. е. проверку на соответствие конституции законов и иных нормативных правовых актов, решений и действий органов публичной власти, их должностных лиц.

В зависимости от того, какие суды осуществляют конституционный контроль, различают две основные модели судебного конституционного контроля: североамериканскую и европейскую (континентальную).

1. Североамериканская модель судебного конституционного контроля принята - кроме США - в Канаде, в ряде европейских государств (Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция); во многих странах Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Доминиканская Республика, Мексика и др.); Австралии и Новой Зеландии; в азиатских странах (Бангладеш, Израиль, Индия, Иран, Пакистан, Япония и др.); в ряде англоязычных африканских стран.

Особенность североамериканской модели состоит в том, что конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции. Эта модель имеет две разновидности:

1) констит. контроль осущ.всеми общими судами при рассмотрении конкретных дел (гражданских, административных, уголовных) в соответствии с правилами обычной судебной процедуры (децентрализованный контроль);


2) конституционный контроль осуществляется верховными (высшими) судебными инстанциями, возможно по особой процедуре (централизованный контроль).

2. Европейская модель судебного конституционного контроля является преобладающей в мире, принята в большинстве стран Западной Европы, Латинской Америки (Колумбия, Коста-Рика, Панама, Чили и др.), Азии (Ирак, Кипр, Сирия, Турция, Южная Корея и др.), Африки (Ангола, Египет, Мали, Эфиопия и др.), т. е. характерна для государств, в которых действует принцип верховенства и высшей юридической силы конституции.

Европейская модель судебного конституционного контроля имеет две разновидности: конституционность объектов контроля проверяют специализированные - конституционные - суды либо специальные конституционные коллегии, палаты в составе высших (верховных) судов, для которых конституционный контроль является единственной (исчерпывающей) функцией, и осуществляют ее по правилам специальной процедуры (централизованный контроль).

В Российской Федерации действует европейская модель судебного конституционного контроля в виде функционирования самостоятельного Конституционного Суда РФ.

Наряду с североамериканской и европейской моделями судебного конституционного контроля существуют и смешанные модели, совмещающие элементы и той и другой. Верховный суд Канады - главная апелляционная инстанция страны - рассматривает конституционно-правовые вопросы при осуществлении обычного судопроизводства по конкретным делам, что типично для североамериканской модели. В то же время он наделен специальными полномочиями рассматривать по запросу Правительства?важные вопросы права или факта?, касающиеся толкования Конституции, конституционности или толкования федерального или провинциального законодательного акта, полномочий парламента Канады или законодательных органов провинций, или их соответствующих правительств, а также по любому иному важному вопросу права или факта, касающемуся любой другой области. Решения Верховного суда Канады по этим вопросам носят рекомендательный характер.

В настоящее время объектами судебного конституционного контроля являются:

Законы, их разновидности: законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, законы, принятые референдумом, конституционные, органические законы, обыкновенные законы; регламенты и иные акты, принятые законодательными (представительными) органами;

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти;

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

Внутригосударственные договоры (в федерациях и конфедерациях);

Международные договоры;

Разрешение споров о компетенции между высшими органами

государства, между органами федерации и ее субъектов, между центральной властью и автономиями, местными властями;

Акты судебных органов;

Акты и действия общественных объединений;

Индивидуальные правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц;

Действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности (обычно действия высших должностных лиц государства - президента, членов правительства, судей высших судебных инстанций);

Организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов в высшие органы государственной власти;

Создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.

Данный перечень объектов конституционного контроля не является исчерпывающим.

Становление Российской Федерации как правового государства неразрывно связано с обеспечением верховенства Конституции Российской Федерации и практической реализацией принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина в работе государственных органов. Как указано в Послании Президента РФ Медведева Д. к Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г., «Конституция играет решающую роль в становлении российской демократии, гарантируемый ею уровень свободы личности, зрелость демократических институтов и процедур — источник дальнейшего развития нашей страны». Послание Президента РФ одной из основных приоритетных целей и ценностей развития российской государственности выделяет обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. В силу известной выделенности и обособленности судебной власти в рамках государственной власти в целом, одним из наиболее эффективных механизмов охраны Конституции и защиты конституционных прав и свобод граждан является институт судебного контроля.

Судебный контроль — это конституционно закрепленная самостоятельная функция судебной власти, заключающаяся в проверке

судами конституционной, обшей и арбитражной юрисдикции законности актов (действий) органов государственной власти и местного самоуправления, а также их бездействия, осуществляемая в особом процессуальном порядке в целях восстановления и защиты прав и свобод граждан.

Возможность осуществления судебного контроля в государственном управлении предусмотрена ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, а также Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (в ред. федеральных законов от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ и от 9 февраля 2009 г., № 4-ФЗ), который положил начало формированию современной системы судебного контроля в нашей стране. Общий смысл указанных законодательных актов можно выразить следующим образом: в любом случае нарушения прав гражданин может обратиться в суд за защитой. Однако в одной ситуации будут действовать правила Уголовного процессуального кодекса РФ, в другой — правила Арбитражного процессуального кодекса РФ, в третьей — Гражданского процессуального кодекса РФ и т.д.

Решая общие задачи обеспечения законности в стране, органы судебной власти взаимодействуют с органами исполнительной власти, осуществляя судебный контроль по следующим основным направлениям:

  1. конституционный контроль за соответствием Конституции РФ нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ и соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  2. контроль судов общей юрисдикции за законностью решений и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц в отношении граждан, общественных объединений, иных негосударственных организаций по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом;
  3. контроль арбитражных судов за законностью ненормативных (индивидуальных) актов органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности» .

Наиболее четко контрольную функцию судебной власти можно проследить в деятельности органа конституционного контроля — Конституционного Суда Российской Федерации, а также конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Конституционный Суд, являясь судебным органом конституционного контроля, обладает государственно-властными полномочиями особого характера, позволяющими принимать решения, имеющие общеобязательный характер и зачастую обладающие нормативностью.

В правовой литературе представлены различные определения конституционного контроля. Его, в самом общем виде, можно определить как деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов и решений, определенных законодательством субъектов, Конституции.

Существующая в нашей стране «европейская» модель конституционного контроля была теоретически обоснована в начале прошлого века и ее появление связано с именем профессора Ганса Кельзена, полагавшего, что конституция, являясь основным законом страны, из которого вытекают все другие законы, нуждается в отдельной обособленной системе контроля. Суть указанной модели заключалась в создании специальных судебных органов конституционного контроля. В соответствии с этим теоретическим выводом в Австрии в начале 20-х гг. прошлого века был создан первый Конституционный суд в мире.

С учетом перечисленных исторических и сущностных особенностей определяются возможности конституционного контроля, его цели, задачи. Конституционный Суд - относительно новый орган системе органов власти России. На основе Конституции Российской Федерации 1993 г. принят и 23 июля 1994 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ (в ред. от 5 февраля 2007 г. с изм. и доп., вступившими в силу 21 мая 2008 г.). В этом Законе Конституционный Суд Российской Федерации определяется как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Исторически первой сформировалась «американская» модель конституционного контроля, возникновение которой связано с деятельностью Тайного совета при британском монархе. Данный орган был наделен правом признавать недействительными статуты, издаваемые законодательными органами (легислатурами) колоний, в случае их противоречия колониальным хартиям или Общему праву. Эта идея была выдвинута английским юристом конца XVI - начала XVII в. Эдвардом Коком, который считал, что законы (статуты), противоречащие Общему праву и разуму, а также основному закону, недействительны. Суды колоний вскоре восприняли практику Тайного совета и начали отказывать в применении правовых актов со ссылкой на их противоречие колониальной» хартии. Впервые такое решение вынес Высокий суд Массачусетса в конце 30-х гг. XVIII в. Данная практика сохранялась и развивалась после провозглашения североамериканскими штатами своей независимости и принятия ими в 1787 г. Конституции Соединенных Штатов Америки. А в 1803 г. уже Верховный суд США знаменитым решением по делу Мэрбери против Мэдисона (Marbury v. Madison) впервые признал несоответствующим Конституции федеральный закон. Так на североамериканском континенте возникла и получила развитие система контроля конституционности законов. Ее отличительной особенностью является то, что конституционный контроль осуществляется обычными неспециализированными судами, которые производят оценку правового акта только в связи с находящимися на их рассмотрении делами.

В ведении Российской Федерации находится контроль за соблюдением Конституции и федеральных законов. Властными полномочиями по осуществлению такого контроля наделен в частности Конституционный суд РФ. Конституция возложила на Конституционный Суд проверку по запросам уполномоченных на то органов и лиц конституционности законов, иных нормативных актов, договоров. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Для Конституционного Суда характерна специфическая контрольная деятельность, которая подкреплена полномочиями по отмене тех или иных актов, не соответствующих Конституции. Данная деятельность имеет первостепенное, главенствующее значение для Конституционного Суда РФ.

В силу ч. 2 ст. 118 Конституции РФ и в соответствии со ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» субъекты Федерации наделены возможностью создания конституционных и уставных судов субъектов РФ как одной из форм конституционного контроля за соответствием законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта. Таким образом, можно сделать вывод о том, что конституционные, уставные суды субъектов Федерации осуществляют конституционный контроль в пределах своих полномочий.

Нужно особенно отметить, что, как следует из смысла вышеприведенных законодательных актов, субъекты Федерации наделены правом, но не обязаны создавать конституционные (уставные) суды. Одним из следствий такого законодательного регулирования является тот факт, что на настоящий момент из 89 субъектов Федерации конституционные (уставные) суды созданы и функционируют лишь в 16 из них, к примеру, в Республиках Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, Адыгея, Свердловской области и др. субъектах Федерации. Представляется, что отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации конституционных (уставных) судов как органов конституционного контроля не позволяет поддерживать необходимый режим конституционной законности, поскольку граждане одного государства в зависимости от места проживания оказываются неравноправными в судебной защите своих прав и свобод. Создание конституционных (уставных) судов как органов регионального конституционного контроля во всех субъектах Федерации позволило бы расширить возможности обеспечения верховенства Конституции в правовой системе страны и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Анализ деятельности Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов в рамках их полномочий свидетельствует об их активном влиянии на законотворческую и правоприменительную практику, способствовании разрешению существующих противоречий в сфере социально-экономической и политической жизни, что обеспечивается с помощью различных способов конституционно-судебного контроля. Главное — это толкование норм Конституции РФ, с помощью чего обеспечивается конституционная оценка сфер социальной действительности, развитие содержания конституционных норм без изменения текста конституционных статей, и одновременно - обоснование отраслевого законодательства, конкретизирующего данные конституционные нормы и институты как на федеральном, так и на уровне субъектов Федерации.

Утверждение в Конституции принципа ее высшей юридической силы и прямого действия (ч. 1 ст. 15), его конкретизация в признании прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими (ст. 18) и гарантирование каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46) создают необходимые юридические предпосылки для превращения Конституции в непосредственно действующее право. Таким образом, при помощи конституционного контроля, имеющего определенные законодательством пределы, обеспечивается конституционализация отраслей текущего законодательства и правоприменительной практики, конституционные положения, существующие в виде принципов, основ и т.п., трансформируются в специфические нормативно-правовые требования, которые могут прямо применяться при разрешении конфликтов и противоречий.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что посредством судебного контроля и, в частности, конституционного контроля как одного из его направлений, должна осуществляться эффективная защита основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечиваться их непосредственное действие, ориентация субъектов права, прежде всего, государственных органов и должностных лиц, на применение законов, иных нормативных правовых актов в соответствии с их конституционно-правовым смыслом. Это существенно для действительной защиты прав и свобод человека, учитывая, что в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права и свободы граждан.