Конституция и конституционализм исходные начала конституционализма. Социальная, политическая и правовая природа конституции

2. Конституция и конституционализм

Рассмотрению понятия и сущности Конституции России важно изучить такое явление, как конституционализм, который предваряет и обеспечивает действие и развитие Конституции.

Конституционное законодательство (нормативно-правовой фундамент) состоит из нескольких частей:

1) конституции государства. Конституция одновременно является основным источником всей системы права и источником закрепления важнейших принципов организации общества: политических, правовых, социальных, нравственных, духовных;

2) конституционно-правовых институтов, которые могут быть закреплены как в конституции, так и в иных нормативных правовых актах или решениях судов;

3) правовой системы страны, которая создана и применяется в соответствии с конституцией государства.

Таким образом, конституционализм является комплексным образованием и имеет несколько аспектов: идейно-теоретический; нормативно-правовой; функциональный (практика, охрана); духовно-нравственный.

Развитие постиндустриального общества увеличило число социальных элементов в современной политике, что обусловило широкий подход к конституционализму.

К наиболее значимым конституционным ценностям можно отнести:

– наличие конституции как средства ограничения власти государства, установления границ государственной власти, связанность этой власти законом, правом;

– участие народа в осуществлении государственной власти, в т. ч. непосредственно;

– свобода и достоинство личности как важнейшей ценности общественного строя;

правильная организация системы органов государственной власти, при которой не допускается монополизация власти одним лицом или одним органом;

– наличие представительных органов государственной власти и развитая избирательная система, выборность органов государственной власти;

– наличие реальных средств защиты закрепленных основных прав и свобод личности, политического и идеологического плюрализма и др.;

– наличие общественного сознания, построенного на том, что положения конституции и практика их реализации действительно направлены на достижение лучшей модели справедливого общества.

http://velib.com/read_book/litagent_justicinform-bezrukov_andrejj_viktorovich/konstitucionnoe_pravo_rossii/tema_2_konstitucionnoe_razvitie_i_konstitucija_rossijjskojj_federacii/2_konstitucija_i_konstitucionalizm/

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема посвящена обзору генезиса научно-практической парадигмы конституционализма, рассмотрению понятия и содержания современного конституционализма.

– понять истоки конституционализма;

– рассмотреть идеи ученых, с учетом которых формулировался концепт конституционализма;

– проанализировать конституционные акты, составляющие нормативную основу конституционализма;

– ознакомиться с подходами к определению современного конституционализма;

– рассмотреть понятие и содержание современного конституционализма.

Ключевые термины и понятия: конституционализм, конституция, генезис конституционализма, современный конституционализм, содержание современного конституционализма.

Генезис научно-практической парадигмы конституционализма

В генезисе конституционализма как социально-правового феномена можно выделить три периода (с соответствующими этапами): становление (предысторию), развитие (историю) и системное формирование.

Основой предложенной периодизации является хронологический принцип, соответствующий исторической логике возникновения и развития конституционно-правовых идей, теорий, принципов и их институционального оформления.

Развитие конституционализма (начало собственно истории) приходится на период Нового времени (XVI1-XIX вв.)

Конституционализм и конституция

Так, первопричиной конституционализма можно считать духовно-нравственные постулаты периода Античности и восточных цивилизаций.

Интерес представляют те основополагающие морально-правовые правила, аналоги которых – демократические идеи устройства общества и государства – нашли свое отражение (и прямое закрепление) в конституционных актах периода буржуазных революций.

Идеи незыблемости закона, справедливости и свободы, без которых трудно представить концепцию конституционализма, воспевались в архаический период (VII–VI вв. до н. э.) Гомером (Илиада и Одиссея), Гесиодом (Труды и дни) и др.

http://pidruchniki.com/76394/pravo/vvedenie_konstitutsionalizm_zarubezhnyh_stran

Конституционализм.

Конституционализм – доктрина, связанная с принятием и действием конституции как особого документа, регулирующая особую группу общественных отношений, власти и человека.

1. Демократичный способ разработки и принятия конституции.

2. Высшая юридическая сила конституции; конституционный нормоконтроль.

3. роль конституции как юридического, политического и идеологического документа.

4. Переход от инструментальных к социальным конституциям.

5. Почитания связанности государства и общества правом и законом.

7. Участие народа в осуществлении власти\

Позитивные проявления реализации доктрины и конституционализма в России:

1. Факт формирования важнейших конституционных принципов.

2. Новации в законодательстве, произведенные под влиянием Конституции.

3. Сформировавшаяся практика конституционного правосудия.

4. Прямое (непосредственное) действие Конституции РФ.

5. Стабильность конституции.

6. Признание и гарантирование государством естественных прав человека

7. Формирование независимой судебной власти.

Проблема Российского конституционализма:

1. проблемы российского федерализма (фиктивность федерализма);

2. Взаимоотношение и порядок формирования ряда федеральных органов власти (совет федерации, взаимоотношения президента РФ и исполнительной власти);

3. Неконституционная правоприменительная практика;

4. Внутренняя противоречивость отдельных положений Конституции РФ;

5. Дискреционные положения Президента РФ;

6. Неконституционные нормотворчество субъектов РФ;

7. Отсутствие полноценного механизма реализации конституции прав и свобод;

Конституционно-судебный контроль.

Понятия и модели судебного конституционного контроля.

Виды судебного конституционного контроля.

Конституционный суд РФ в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования суда.

Компетенции КС РФ

Понятие правовых позиций Конституционного суда.

Понятие и модели судебного конституционного контроля.

Элементы правовой охраны конституции:

1) Реализация конституционных норм.

2) Требование точного соответствия всех нормативных актов Конституции.

3) Наличие системы гарантий.

1) Выявление правонарушения.

2) Правовая квалификация правонарушения.

3) Принятие властного решения.

Различие конституционного контроля и конституционного надзора:

Юридическая сила решений

Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт.

Решения субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечет прекращение действия проверяемого неконституционного акта.

Может быть оспорено в вышестоящую инстанцию иди суд.

Или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент государства).

Обжалованию не подлежит, носит, как правило, окончательный характер.

Характеристика полномочий субъекта осуществления

Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности.

Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной.

Конституционный контроль – это проверка на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции (Н.В. Витрук).

Модели конституционного контроля:

1) Американская модель. Возникла в 1803 году в США, когда Верховным Суд США по делу Мэдисон против Мэрби.

Конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

Отсутствует специализированный орган конституционного контроля.

Особенность американской модели – конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным уголовным, административный и гражданским делам.

2) Европейская модель. Возникла в 1920 году в Австрии.

Существует специализированный орган конституционного контроля, как правило, это конституционный суд.

Суды общей и иной неконституционной юрисдикции конституционный контроль не осуществляют.

Решения конституционных судов являются общеобязательными, т.е. обязательны для всех субъектов права.

Особенности европейской модели – это конституционный контроль осуществляется специализированным органом (конституционный суд, конституционны совет) в рамках специальной процедуры.

Тема 3

Конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм

Вопросы темы

История появления конституций.

Предназначение и сущность конституции. Социальная, политическая, духовная, нравственная и правовая природа Конституции. Конституционный строй.

Юридические свойства и принципы конституции.

Классификация конституций.

Предпосылки становления конституционного строя в России до 1905 г.

Российская государственность с 1905 по 1917 г.

Разрушение Российской империи (1917 г.).

Советский период: конституции без конституционного строя.

Крах республики Советов (1990–1993 гг.).

Конституция России 1993 года: основные черты и структура.

Механизм изменения Конституции России. Порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Конституционное Собрание.

Роль Конституции в системе права.

Лекция 1

История появления и сущность современной конституции

Иные употребления слова «конституция»

Конституция – от лат. constitutio - «устанавливаю »

Конституция (биол.) - морфологические и функциональные особенности организма животных и человека, сложившиеся на основе наследственных и приобретенных свойств

Конституция (юрид.) – некоторые акты римских императоров

Конституция (юрид.) – акты, определявшие структуру управления средневековых государств-городов (Венеция, Гамбург и др.). Иногда уставы монашеских орденов

1-й уровень определения конституции

2-й уровень определения конституции

Два понимания сущности конституции

1. Реально существующее положение вещей, устанавливаемое тем, кто политически сильнее

2. Национальный консенсус, или общественный договор об ограничении государственной власти

Конституция в первом понимании

Ф.Лассаль : «Итак, господа, мы знаем теперь, что такое конституция страны, а именно: существующие в стране фактические отношения силы »

В.И.Ленин : «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенция и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе »

Конституция во втором понимании (формализация общественного договора)

Ж.-Ж.Руссо :

«Раз ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не создает никакого права, то выходит, что основою любой законной власти среди людей могут быть только соглашения ».

Но не всякое соглашение допустимо :

«Отказаться от своей свободы – это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение для того, кто от всего отказывается».

«Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую разрешает Общественный договор»

Смысл конституции

Она устанавливает конституционный строй , т.е. конкретную организацию власти, построенную на конституционализме

«Конституционализм – это ограничение государственной власти в интересах общественного спокойствия. Он стремится охладить текущие страсти, не угрожая эффективности управления» – А. Шайо

Взгляд на конституцию как на программу (цели и задачи)

Правилен ли такой взгляд?

Если в конституции что-то только планируется, значит, признается пока не существующим.

А то, что не существует, не может ограничить власть!

Первый этап мирового конституционного строительства (появление конституций современного типа)

США–сентябрь 1787

Польша–май 1791

Франция–сентябрь 1791

Второй этап мирового конституционного строительства
(конец
XIX -начало XX вв.)

Завершение перехода к конституционным монархиям в Европе

Первые республики смешанного типа (напр. Веймарская республика)

Третий этап мирового конституционного строительства
(вторая половина
XX вв.)

Закрепление прав и свобод человека и гражданина

Социальные обязательства государства

Расширение видов (моделей) организации власти

Конституционная идеология

Есть ли противоречие с конституционным запретом (ст.13 Конституции РФ) на государственную, обязательную идеологию?

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Духовно-нравственные (мировоззренческие ) :

Россия – часть евроатлантической (христианской) цивилизации

Человек, его права и свободы – высшая ценность (ст.2)

Светский характер государственности (ст.14)

Открытый характер государства

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Социальные :

Равноправие. Отсутствие сословности, преград для социальной мобильности

Защита слабого и поощрение самостоятельности и самодеятельности

Достойная жизнь – каждому. Смысл социального государства (ст.7)

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Политические :

Идеологический плюрализм (идейная и творческая свобода)

Политический плюрализм (многопартийность)

Приверженность демократии

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Правовые :

Приверженность правовому характеру государственности = власть права выше права силы (власти)

Конец 1-й лекции

Тема 3.
Конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм

Лекция 2.

ВИДЫ И

Классификация конституций
По степени реальности:

Реальные

Фиктивные

Классификация конституций
По типу оформления:

Неписаные


Классификация конституций
Писаные :

Консолидированные

(конституция = один документ )

Неконсолидированные

(конституция = несколько документов )

Классификация конституций Писаные (неконсолидированные) :

Первая группа

Ни один из конституционных актов не выделяется

Вторая группа

Есть акт под названием «Конституция», но наряду с нею есть и акты, имеющие конституционное значение

Классификация конституций По способу принятия:

Народные:

– Учредительное собрание
Конституционное собрание, конвент (напр. Филадельфийский конвент)
– Парламент (напр. Билль о правах 1689г.)
– Референдум

Октроированные (дарованные) –

– Основные государственные законы 1906 г.

Принятые чрезвычайными органами .

Классификация конституций По способу изменения:

Жесткие

Гибкие

Классификация конституций По сроку действия:

Постоянные

Временные

Юридические свойства конституции (1)

Верховенство (высшая юридическая сила)

(ч.2 ст.4, ч.1 ст.15) :

Неуклонное соблюдение (выполнение) конституционных норм всеми, независимо от правового статуса;

Связанность всех действий и решений Конституцией (смысл правового государства);

Следование идеям (ценностям) Конституции

Конституционные акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральной Конституции

Юридические свойства конституции (2)

Особый порядок охраны Конституции

Юридические свойства конституции (3)

Прямое действие

Юридические свойства конституции (4)

Особый порядок принятия и пересмотра:

Полный пересмотр (новая Конституция, новая редакция )

Внесение поправок

«Техническое» изменение текста (не пересмотр)

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
(1905-1993гг.)

Конституция СССР 1924 г.

Конституция СССР 1936 г.

Конституция СССР 1977 г. (РСФСР 1978 г.)

Конституция РФ 1993 г.

Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г.

Структура :

Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти

Глава вторая. О порядке наследия Престола

Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке (правительство здесь в смысле – правление)

Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства

Глава пятая. О священном короновании и миропомазании

Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе

Глава седьмая. О Вере

Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных

Глава девятая. О Законах («Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора»)

Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий («Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами»)

Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

2 марта 1917 г.

Отставка Императора

Отказ передать престол сыну

Отказ брата Вел. Кн. Михаила Александровича воспринять власть

Передача власти Государственной Думе

Образование Временного правительства (кн. Г.Е. Львов) до созыва Учредительного собрания и определения им судьбы России

3-4 июля – 25 октября1917 г.

Наступление большевиков

Отставка кн. Львова

Премьер А.Ф. Керенский

Провал попытки ген. Корнилова отвести угрозу анархии

25 октября – II Съезд Советов и приуроченный к нему переворот. Свержение Временного правительства

Конституция РСФСР – 10 июля 1918 г.

Основные положения

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (глубокомысленная пародия на Декларацию прав 1789г.)

Неравное избирательное право

Лишение избирательных прав «эксплуататорских классов и их пособников» - полицейских, священнослужителей и проч.

Полная национализация, отказ платить по «царским» займам

Диктатура пролетариата как этап к отмиранию всякой госвласти

Система власти

Всероссийский съезд рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов

Всероссийский Центральный исполнительный комитет

Совет народных комиссаров

Местные Советы и съезды Советов

Введение федеративного устройства

Конституция СССР 1924 г.

Декларация об образовании союза советских социалистических республик

Договор об образовании союза советских социалистических республик:

1. О предметах ведения верховных органов власти союза советских социалистических республик

2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

3. О съезде Советов союза советских социалистических республик

4. О Центральном исполнительном комитете союза советских социалистических республик

5. О Президиуме Центрального исполнительного комитета Союза Советских Социалистических Республик

6. О Совете народных комиссаров союза советских социалистических республик

7. О Верховном суде союза советских социалистических республик

8. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик

9. Об Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ)

10. О союзных республиках (основы организации власти в ССР )

11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик

Нет главы о правовом положении личности.

Неравное избирательное право. Сохранение лишенцев, хотя о них впрямую не говорится.

Конституция СССР 1936 г.
В союзных республиках практически ее копии приняты в 1937 г.

Система власти :

Верховный совет СССР

Его постоянно действующий орган – Президиум ВС СССР

Совет министров

Перечень наркоматов (министерств с 1952 г.)

Верховный суд

Прокуратура

Основные особенности

Глава о правах и обязанностях граждан. Но политические права оговариваются условиями: «в интересах социалистического строительства»

Равное избирательное право

Исчезают «лишенцы»

Конституция СССР 1977 г. (РСФСР 1978 г.).

Основные особенности :

Появляется большая преамбула в связи с новой идеологической установкой, что построено «общенародное социалистическое государство»

Система власти остается прежней

Советы переименованы из «советов депутатов трудящихся» в «советы народных депутатов»

Официально закреплен принцип «демократического централизма» (ст.3)

Закреплено ведущее место КПСС (ст.6)

Изъят перечень министерств

Провозглашено право обжаловать решения чиновников (не было подкреплено законодательно)

РСФСР есть суверенное государство;

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории;

Всем гражданам РСФСР гарантируются права и свободы, в т.ч. предусмотренные общепризнанными нормами международного права

РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами (плюрализм );

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства;

Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора.

Введение в Конституцию должности Президента

Изменение ст.3 (вместо демцентрализма) и ст.6 (фактически многопартийность)

Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. (фактически полностью вошла в текст нынешней Конституции РФ )

Столкновение двух систем власти – разделения властей с полновластием Советов

12 декабря 1993 г. – принятие Конституции России всенародным голосованием. Формирование Парламента на основе Положения, изданного Президентом РФ

Спасибо за внимание!












Конституционализм – доктрина, связанная с принятием и действием конституции как особого документа, регулирующая особую группу общественных отношений, власти и человека.

Элементы:

1. Демократичный способ разработки и принятия конституции.

2. Высшая юридическая сила конституции; конституционный нормоконтроль.

3. роль конституции как юридического, политического и идеологического документа.

4. Переход от инструментальных к социальным конституциям.

5. Почитания связанности государства и общества правом и законом.

7. Участие народа в осуществлении власти\

Позитивные проявления реализации доктрины и конституционализма в России:

1. Факт формирования важнейших конституционных принципов.

2. Новации в законодательстве, произведенные под влиянием Конституции.

3. Сформировавшаяся практика конституционного правосудия.

4. Прямое (непосредственное) действие Конституции РФ.

5. Стабильность конституции.

6. Признание и гарантирование государством естественных прав человека

7. Формирование независимой судебной власти.

Проблема Российского конституционализма:

1. проблемы российского федерализма (фиктивность федерализма);

2. Взаимоотношение и порядок формирования ряда федеральных органов власти (совет федерации, взаимоотношения президента РФ и исполнительной власти);

3. Неконституционная правоприменительная практика;

4. Внутренняя противоречивость отдельных положений Конституции РФ;

5. Дискреционные положения Президента РФ;

6. Неконституционные нормотворчество субъектов РФ;

7. Отсутствие полноценного механизма реализации конституции прав и свобод;

Конституционно-судебный контроль.

Понятия и модели судебного конституционного контроля.

Виды судебного конституционного контроля.

Конституционный суд РФ в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования суда.

Компетенции КС РФ

Понятие правовых позиций Конституционного суда.

Понятие и модели судебного конституционного контроля.

Правовая охрана конституции - это совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельные нормы.

Элементы правовой охраны конституции:

1) Реализация конституционных норм.

2) Требование точного соответствия всех нормативных актов Конституции.

3) Наличие системы гарантий.

Элементы контроля:

1) Выявление правонарушения.

2) Правовая квалификация правонарушения.

3) Принятие властного решения.

Различие конституционного контроля и конституционного надзора:

Критерии

Конституционный надзор

Конституционный контроль

Юридическая сила решений

Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт.

Решения субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечет прекращение действия проверяемого неконституционного акта.

Окончательность решения

Может быть оспорено в вышестоящую инстанцию иди суд.

Или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент государства).

Обжалованию не подлежит, носит, как правило, окончательный характер.

Характеристика полномочий субъекта осуществления

Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности.

Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной.

Конституционный контроль – это проверка на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции (Н.В. Витрук).

Модели конституционного контроля:

1) Американская модель. Возникла в 1803 году в США, когда Верховным Суд США по делу Мэдисон против Мэрби.

Конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

Отсутствует специализированный орган конституционного контроля.

Особенность американской модели – конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным уголовным, административный и гражданским делам.

2) Европейская модель. Возникла в 1920 году в Австрии.

Существует специализированный орган конституционного контроля, как правило, это конституционный суд.

Суды общей и иной неконституционной юрисдикции конституционный контроль не осуществляют.

Решения конституционных судов являются общеобязательными, т.е. обязательны для всех субъектов права.

Особенности европейской модели – это конституционный контроль осуществляется специализированным органом (конституционный суд, конституционны совет) в рамках специальной процедуры.

Британский конституционализм представляет собой своеобразное явление правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма, правовая система, характеризующаяся исключительной ролью судов, монархическая форма правления, функционирующая в демократической
системе власти, - все это делает фактическую и юридическую конституцию Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее для краткости - Великобритания, хотя ни географически, ни юридически эти понятия не совпадают) уникальной и чрезвычайно интересной для исследования.
Парадоксальным, на первый взгляд, кажется то обстоятельство, что, являясь родиной конституционализма, страна по сей день в отличие от большинства других государств не имеет в качестве основного, высшего закона единого писаного нормативного правового акта. Однако более внимательное ознакомление с британским опытом конституционного развития позволяет заключить, что ничего парадоксального в этом нет.
Возводимое в течение многих столетий здание британского конституционализма имеет столь прочный и надежный фундамент в виде общего права, высокой правовой культуры и известного английского консерватизма, что в этой стране до сих пор просто не возникало необходимости в укреплении каркаса отношений между человеком, обществом и государством путем принятия единого законодательного акта с повышенной юридической силой. Уместно, наверное, заметить, что конституция Великобритании вполне подтверждает общепринятое мнение о ней как о стране традиций.
Особенности британской конституции выражаются прежде всего в специфике ее формы. Большинство специалистов конституционного права характеризует эту конституцию как неписаную. Некоторые авторы считают ее форму смешанной с учетом того, что конституция включает как писаные, так и неписаные источники. При этом британская доктрина относит к писаным только акты Парламента - статуты (statutes). Судебные же прецеденты и доктринальные источники британские ученые считают столь же неписаной частью права, как и обычаи*. В отечественной же литературе выражалось мнение, что писаную часть британской конституции составляют не только источники статутного права, но также судебные прецеденты, ибо решения судов фиксируются на бумаге, равно как и доктрины ученых**.
* См.: James Ph. S. Introduction to English Law. 9th ed. L.: Buttersworths, 1977, p. 7.
** См.: МаклаковВ.В. Конституция Великобритании (вступительная статья). В кн.: Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, Канада. М.: БЕК, 1996. с. 57.
Конституция Великобритании охватывает практически необозримое число источников, которые образуют четыре группы: 1) статуты; 2) судебные прецеденты; 3) конституционные обычаи (конституционное соглашение); 4) доктрины.
Соотношение писаной и неписаной частей британской конституции было неодинаково в различные исторические периоды: первоначально именно судебные прецеденты и конституционные соглашения составляли ее основу и предопределяли своеобразие ее формы. В XX в. возросло число статутов, многие неписаные нормы заменяются писаными. Однако и по сей день статутное регулирование конституционных отношений не имеет всестороннего, систематизированного и детализированного характера. Так, должность Премьер-министра в писаном конституционном праве установлена лишь косвенно - она упомянута в одном из статутов (в Акте о министрах Короны 1937 г.) в связи с определением жалованья министров. Тщетно было бы искать в этом и других статутах целостный правовой статус Премьер-министра, министров, нормы, регулирующие отношения между ними, и т.п. Здесь господствует обычай.
По порядку своего изменения британская конституция является, естественно, гибкой. Однако в сочетании с известным политическим и правовым консерватизмом общественного сознания эта формальная гибкость не подрывает стабильности конституции и позволяет, с одной стороны, обеспечивать преемственность государственного управления, а с другой - приспосабливать существующие конституционные нормы и институты к изменяющимся условиям действительности.
Трудности изучения британской конституции связаны не только со спецификой ее формы, но и с тем, что в Великобритании в отличие от других стран нет единого официального органа для опубликования законов. Их тексты можно найти в серии «Statutes», в сборниках судебных решений «Law Reports», а также в периодически издаваемых сборниках «Great Britain. Laws and Statutes. The Public General Acts and General Synod Measures...», представляющих собой как бы свод законов. Самые важные статуты публикуются отдельными брошюрами. Наиболее авторитетными сборниками судебных решений являются «All England Law Reports» и «Weekly Law Reports».