Что является высшей ценностью права. Когда Россия была объявлена республикой

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Комментарий к Статье 2 Конституции РФ

1. Наличие Конституции еще не есть свидетельство того, что государство по своей природе является конституционным. Конституция РФ, явившаяся результатом общедемократических преобразований и своеобразной моделью демократической организации публичной власти, суверенитета и свободы личности, из средства и способа узурпации права относительно небольшим по численности слоем общества, как это было в отечественной истории, должна превратиться и постепенно превращается в средство и способ легализации права всем обществом и во имя интересов общества и его членов. Из закона, установленного государством и ограничивающего права общества, а также закрепляющего формы государственного контроля над проявлениями социальной и индивидуальной активности людей и их ассоциаций, Конституция постепенно и с немалыми издержками становится законом, предусматривающим обязательства государства перед своими сочленами, различными объединениями граждан и обществом в целом.

С демократическим видением организации социума несовместима абсолютизация суверенитета государства, свободного от ответственности и не несущего никаких обязанностей. Фундаментальный принцип правового положения законодательной, исполнительной и судебной властей заключается в признании и конституционном закреплении доминирующего положения в обществе и государстве народа, выступающего в качестве особого юридического лица, которое стоит над всеми властями и обладает первоначальным и неотчуждаемым верховенством. Государство, его органы и должностные лица выступают в качестве представителей народа.

Из этого прежде всего следует, что законодательная власть, наиболее полно выражающая волю народа, а также органы исполнительной власти, действующие на основе и в соответствии с законом, не всесильны, как это было характерно для абсолютного государства, напротив, они ограничены обязательствами по отношению к народу в целом и гражданам в отдельности. Причем общество, это уместно подчеркнуть еще раз, не восприняло навязывавшуюся ему в период разработки проекта Конституции 1993 г. концепцию "государства - ночного сторожа", свободного от социальных функций и обязанностей по формированию условий для достойной жизни своих граждан; Конституция провозгласила Российскую Федерацию не только правовым, но и социальным государством, несущим обязанности по отношению к личности, объединениям граждан, обществу в целом во всех сферах социальной действительности.

Конституционные обязанности государства, как отмечалось ранее, отражены прежде всего в гл. 1 Основного Закона, закрепляющей основы конституционного строя, а также в его гл. 2, определяющей права и свободы человека и гражданина. Отсюда следует, что обязанности государства, во-первых, обладают двойственной юридической природой и двояким назначением: с одной стороны, они проистекают из функции публичной власти по организации социума и обеспечению его жизнедеятельности, а с другой - они персонализированы по отношению к индивиду как субъекту правопритязания и выступают в качестве гарантий прав личности; во-вторых, они не образуют самостоятельную систему внутри Основного Закона или наряду с ним, но составляют часть Конституции, находящуюся в системном единстве со всеми иными ее положениями - прежде всего принципами конституционного строя РФ, правами и свободами человека и гражданина.

Словосочетание "обязанность государства" встречается в Конституции лишь раз: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, - сказано в комментируемой статье 2 Конституции РФ. - Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Конституционный Суд РФ более 740 раз в своих решениях ссылался на это положение, раскрывая различные его аспекты. В контексте настоящего комментария возможно обратить внимание на несколько аспектов данного положения, имеющих существенное значение для составления адекватного представления об указанной конституционной обязанности государства. Прежде всего речь идет о том, что человек есть цель в себе. Это означает, что Конституция трактует человека как самоценность. Тем самым исключается его использование в качестве средства достижения общего блага, защиты интересов народа или обеспечения потребностей государства.

Далее подчеркивается связь рассматриваемой обязанности государства со всей системой защищаемых Конституцией ценностей, в иерархии которых именно человек, его права и свободы занимают доминирующее положение.

При этом в данной системе отношений личность и государство выступают не как соподчиняющиеся субъекты, а как равные стороны своеобразного общественного договора - Конституции, который накладывает на государство юридическую обязанность признать естественные права человека, соблюдать их и защищать от всяких покушений, от кого бы они ни исходили. Тем самым одновременно подчеркивается, что права человека - не дар государства и не оказываемое им человеку благодеяние, а его атрибутивные качества.

Отсюда с неизбежностью вытекает право человека и гражданина в установленных Конституцией и принятых на ее основе законах формах и соответствующими способами контролировать выполнение государством данной обязанности, а государство в свою очередь обязано предусмотреть правозащитные механизмы, гарантирующие пользование человеком и гражданином своими правами и свободами и заключенными в них социальными благами. Тем самым указанное конституционное положение обладает и определенным программным значением, ибо программирует деятельность законодателя, исполнительной власти и правосудия.

Этим положением также подчеркивается не дарованная, а естественная природа прав человека: государство не октроирует, а признает права человека, которые сложились до и вне государственного регулирования в качестве атрибутивных свойств и качеств личности, на него же возлагается обязанность соблюдать и защищать признанные им права и свободы человека; тем самым одновременно определяются пределы публичной власти, границы усмотрения государства, которые не могут им быть преодолены без риска утраты своей легитимности. Эти права и свободы являются непосредственно действующими, стало быть, выступают в качестве субъективных прав, подлежащих государственно-правовой защите, а не как элементы правоспособности, требующие в качестве непременного предварительного условия реализации конкретизации в федеральном законе.

Отсюда также следует, что законодатель не может принимать законов, не согласующихся с основными правами; точно так же исполнительная власть, как и местное самоуправление, в своей деятельности по исполнению законов связана правами и свободами человека и гражданина; судебная же власть является главной гарантией прав человека и гражданина, в том числе от возможных покушений на основные права законодательной и исполнительной власти.

Не развивая далее этот перечень, поскольку это не продиктовано целями комментария, тем не менее обратим внимание еще на одно обстоятельство, осознание которого, особенно в практике правоприменения, происходит так непросто и с большими издержками. Статья 2 Основного Закона (и не только она) означает конституционную фиксацию новых, нетрадиционных для отечественной правовой системы и практики правоприменения подходов к правопониманию, в основе которого - различение права и закона. Интересно отметить, что Конституционный Суд РФ в своих первых актах проводил такое различение и активно использовал общие принципы права в процессе разрешения рассматривавшихся им конституционных споров. В частности, в Постановлении от 27.01.1993 N 1-П*(3), оценивая правоприменительную практику ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, Конституционный Суд указал, что она противоречит общеправовым принципам справедливости, юридического равенства, гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина, возмещения государством всякого ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц. Эти принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права.

Многократно ссылался Конституционный Суд на эти принципы и в последующем (более чем в 30 постановлениях).

1.1. В самом деле, характеристика нормативного содержания данной конституционной обязанности государства начинается с указания на признание государством прав и свобод человека, под которыми изначально понимались права, принадлежащие каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом на лестнице социальной иерархии места. Стало быть, права человека есть атрибутивные свойства личности, они проистекают из достоинства, присущего всякому человеку. Именно в этом смысле прежде всего Конституция оперирует категорией прав человека.

Представляется, однако, что в указанное словосочетание Основным Законом вкладывается и другой смысл: права человека - это в отличие от отраслевых прав есть конституционные права, которые предопределяют смысл и содержание отраслевых прав. Наконец, права человека - это такие права, которые принадлежат всякому человеку независимо от его гражданской принадлежности, т.е. гражданам, иностранцам, лицам без гражданства. Именно в этом смысле сформулирована , согласно которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Тем самым одновременно закрепляется приоритет общепризнанных принципов и норм международного права в установлении стандартов прав человека и их конституционное восприятие Россией, что порождает вполне определенные обязательства для законодателя, исполнительной власти и суда.

Отсюда следует, что Конституция, обязывая признать права человека, накладывает на государство обязанность юридически закрепить права человека, существующие до и вне государства, а также воспроизвести в законодательстве РФ международные стандарты прав человека; при этом умолчание законодателя о каком-либо праве, вытекающем из общепризнанных принципов и норм международного права, не являются препятствием для судебной или иной защиты этого права, поскольку указанные принципы в силу являются частью правовой системы России.

Кроме того, следует иметь в виду, что Конституция понимает права человека значительно шире, чем только гражданские и политические права - права первого поколения. Из конституционно закрепленного в принципа социального государства в его системной связи со ст. 2, 17, 18 и другими вытекает, что обязанность признания распространяется также на права второго поколения - экономические, социальные и культурные, равно как и на права третьего поколения, которые нередко именуют правами солидарности, - право на развитие, право на здоровую окружающую среду, право на мир, право на владение общим наследием человечества, право на доброкачественные продукты питания, права меньшинств, право на объективную информацию, право на безопасность в различных сферах и др.

Права человека часто выводят исключительно из ценности человеческой личности. Высокое достоинство личности - вот основа прав человека. Такое объяснение и в прошлом, и теперь занимает доминирующее положение в произведениях как философов, так и юристов. Причем одни делают упор на волевую характеристику человека, другие акцентируют внимание на том, что человек - единственно свободное и ответственное существо.

Конституционное право, как правило, абстрагируется от различий между понятиями человека и личности, ибо они не влияют на конституционный статус лица, не имеют принципиального юридического значения. Личность в праве - любой и всякий человек, наделенный определенными правами и несущий установленные государством обязанности. В государственном праве и конституционной практике понятия человека и личности употребляются как синонимические, носят собирательный и обобщающий характер и подчеркивают наличие определенной связи между индивидом и государством, отличающейся взаимными правами и ответственностью. Отсюда права человека и личности суть совпадающие по содержанию и объему понятия. Права человека - это такие права, которые принадлежат каждой личности как члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределяемых в соответствии с сословной принадлежностью или занимаемым в должностной иерархии государства местом. Права человека обладают всеобщим характером и принадлежат всякой личности, не находящейся в состоянии прямой зависимости (ранее - рабской, вассальной, крепостной, теперь - в более замаскированной, но не менее изощренной) от других людей.

Не столь однозначен ответ на вопрос о соотношении прав человека и прав гражданина. Сама постановка этого вопроса обусловлена тем, что действующая Конституция закрепила дуалистическое видение гражданского и политического общества и обусловленное таким видением восприятие личности одновременно как члена гражданского общества и гражданина, что в свою очередь предполагает разграничение категорий прав человека и прав гражданина. Конечно, между правами человека и правами гражданина нельзя проводить резкой и непреодолимой грани. Права человека - общесоциальная категория. Они складываются объективно в результате развития и совершенствования общественного производства и политической системы общества в виде социальных возможностей пользоваться различными экономическими, политическими и духовными благами и существуют еще до государственного их признания. А права гражданина - это такие права человека, которые находятся под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека представляет собой форму их трансформации в права гражданина, которые есть лишь превращенные права человека. Основные права и свободы гражданина - это юридическая форма прав человека, включенного в определенную социальную систему. Стало быть, права человека существуют до и вне государственного их признания, они непосредственно вытекают из достоинства личности, но будучи закрепленными в Конституции и иных государственно-правовых актах, они приобретают качество прав гражданина, не утрачивая, однако, самостоятельного существования. Права гражданина - это форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту.

В связи с этим обратим внимание еще на два обстоятельства, получившие отражение в Конституции. Во-первых, права человека в указанном смысле сохраняют свое значение как критерий правоустановительной и правоохранительной деятельности государства, его органов и должностных лиц. Права человека адекватны всякому демократически организованному обществу, и государство, претендующее на то, чтобы называться правовым, не вправе, а обязано в своем законодательстве предусмотреть и реально гарантировать юридическими и иными средствами эти права, которые в силу конституционного закрепления приобретают характер субъективных юридических прав.

Во-вторых, в результате восприятия государством международных стандартов само понятие человека во внутригосударственном праве приобретает правовой характер и обозначает граждан данного государства, а также иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на его территории. И права человека в этом смысле - это такие права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности. Что же касается прав гражданина - ими наделены только те лица, которые состоят с государством в отношениях гражданства. Стало быть, в Конституции получили отражение оба эти значения категории прав человека, что имеет не только доктринальное, но и существенное практическое значение.

Это особенно важно учитывать в связи с тем, что в результате интеграции России в систему признаваемых и поддерживаемых международным сообществом ценностей конституционной нормой стало непосредственное действие и обязательность для всех субъектов права в России общепризнанных принципов и норм международного права и ратифицированных ею международных договоров, а также право граждан обращаться за защитой своих прав в существующие в международном сообществе структуры.

Таким образом, права человека - это такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределяющихся в зависимости от занимаемой индивидом ступени на социальной лестнице; права человека как идея и социальная категория обладают внеформационным характером, являются атрибутом каждой личности и всякого демократически организованного общества и в силу восприятия международным сообществом и их конвенционного закрепления входят в систему общечеловеческих гуманитарных ценностей; права гражданина - это такие права человека, которые оформлены юридически, признаны государством в Конституции и поставлены под его охрану.

Права и свободы человека и гражданина, будучи выражением социально и юридически признанной свободы личности, обладают двойственной природой. Прежде всего, они призваны гарантировать личность в ее отношениях с государством и его агентами, они обеспечивают автономию личности от государственного вмешательства в некоторые наиболее значимые для человека сферы его жизнедеятельности, гарантируют статус личности от нарушений со стороны государства. Основные права и свободы есть узда для государства, его органов и должностных лиц. Но это только один - пассивный (негативный) - аспект функционального назначения основных прав и свобод.

1.2. Другой, позитивный, аспект заключается в том, что эти права и свободы накладывают на государство обязанность юридически гарантировать конституционный статус человека. Речь идет о том, что важным элементом конституционализации прав человека - естественных, неотчуждаемых и принадлежащих каждому человеку от рождения, международно признанных - является возложение на государство обязанности соблюдения этих прав, которые в результате их государственного признания обрели качество юридических прав граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ.

При этом понятие соблюдения прав человека и гражданина означает не только пассивную, но и активную обязанность государства. Проблема не сводится только к нормированию государством пределов этих прав и установлению юридических механизмов их реализации, подразумевается также гарантирование пользования указанными правами и теми социальными благами, которые в этих правах сокрыты. Это особенно важно в сопоставлении указанной обязанности государства с экономическими, социальными и культурными правами, которые заключают в себе обширную социальную программу и требуют соответствующих бюджетных ассигнований.

Содержание конституционной обязанности государства соблюдать права и свободы человека и гражданина проецируются на многие положения Основного Закона, главным образом конституционные гарантии от произвола государства. Особенно важное значение в данном контексте имеют ч. 1 и 2 ст. 55 Конституции, в которых данная обязанность представлена в ее двух аспектах. Во-первых, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, следовательно, под защитой Основного Закона находятся и другие, помимо перечисленных в нем, общепризнанные права и свободы. При этом указанное качество - общепризнанность прав и свобод - устанавливается не только законодателем, но и правоприменителем, прежде всего судом. Во-вторых, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, стало быть, эти права и свободы есть "узда" для законодателя.

Иными словами, основные права и свободы, закрепленные в Конституции, накладывают на государство не только пассивную обязанность воздержания от вмешательства в границы свободы личности, индивида, но и активную (позитивную) обязанность, выражающуюся в законодательной, управленческой и судебной деятельности, направленной на содействие в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод. Именно в гарантиях прав и свобод может быть реализован конституционный строй, моделируемый Основным Законом.

Конституция содержит перечень не только гражданских и политических, но и основных экономических, социальных, культурных и иных прав, реализация которых, как правило, невозможна без участия государства. Тем самым Основной Закон воспринял получившую широкое признание типологию прав человека - разделение их на три поколения:

1) гражданские и политические права, провозглашенные западными демократами и закрепленные в их первых конституционных актах;

2) экономические, социальные и культурные права, в основе которых различные социалистические доктрины и конституционная практика социалистических государств;

3) коллективные права, провозглашенные главным образом государствами, освободившимися от колониальной зависимости (право на мир, благоприятную окружающую среду и др.).

Такое восприятие является естественным и оправданным, поскольку развитие общества привело к тому, что реальная свобода личности, рамки которой не остаются неизменными на различных этапах общественно-исторического развития, зависит теперь не только от личного иждивения индивида, но во все большей степени от создаваемых государством материальных условий и гарантий. Проблема сводится главным образом к деятельности законодательной и исполнительной власти, поскольку речь в конечном счете идет о финансировании. Что же касается суда, то его роль заключается преимущественно в защите названных прав и их эффективном восстановлении, если они нарушаются государственными и общественными органами и их должностными лицами.

1.3. Отсюда естественным образом вытекает следующий элемент анализируемой конституционной обязанности государства - защищать права и свободы человека и гражданина. При этом в Конституции словосочетание "защита прав и свобод" используется при изложении нормативного содержания не только в комментируемой статье 2 КРФ, но и в иных статьях Конституции, в том числе в , и др. Многократно Конституция для обозначения соответствующих процессов пользуется терминами "охрана", "обеспечение", "гарантирование" и т.п.

Иначе говоря, Конституция формулирует институт защиты прав человека и гражданина, устанавливая систему государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (государство как учреждение в целом, все органы публичной власти и их должностные лица, в том числе глава государства, Федеральное Собрание и Правительство, органы правоприменения, субъекты Федерации и их органы государственной власти, органы местного самоуправления и т.д.), разграничивая полномочия этих органов, определяя пределы их усмотрения и ограничивая в смысле их вторжения в сферу основных прав, предусматривая механизмы реализации и гарантии от злоупотребления правом и т.д. Новым для России является институт Уполномоченного по правам человека, действующий в соответствии с Законом об Уполномоченном по правам человека.

Особо важное значение для адекватного представления о содержании закрепленной в комментируемой статье 2 Конституции России обязанности государства имеет . Речь идет о том, что права и свободы человека и гражданина непосредственно обязывают законодателя, исполнительную власть и местное самоуправление. Главную роль в обеспечении прав человека играет правосудие. Иначе говоря, обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина охватывает как нормотворчество, так и правореализацию на всех стадиях и в любых формах, и невыполнение этой конституционной обязанности государства, его органов и должностных лиц не может быть оправдано так называемыми "эксцессами исполнителя", поскольку последний действовал в пределах установленных государством нормативных правовых актов. Конституционная ответственность за выполнение актов публичной власти не может возлагаться на непосредственного исполнителя, субъектом такой ответственности является само государство в лице своих органов и должностных лиц.

При этом, как следует из ст. 2 Конституции, обязанностью государства является соблюдение и защита всех прав и свобод человека и гражданина, однако характер и содержание этой обязанности различны и предопределяются характером и содержанием соответствующих прав. В частности, в зависимости от масштаба участия государства в их обеспечении, как и во времена знаменитого Георга Еллинека, предложившего данную типологию прав, возможно различать несколько категорий субъективных прав человека и гражданина.

Первая группа прав характеризуется тем, что государство признает за личностью определенную сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. В эту группу, которая составляет так называемый отрицательный правовой статус, входят права личной свободы (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода передвижения и др.), а также права общественной свободы, включая свободу мысли, совести и религии, свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, свободу ассоциаций и др.

Вторая группа прав характеризуется правом индивида требовать от государства положительной деятельности по созданию условий для реализации индивидом признаваемых за ним прав. Они составляют так называемый положительный статус, включающий, к примеру, право на труд, на образование, на материальное обеспечение в старости, по болезни, в случае потери кормильца, полной или частичной утраты трудоспособности и др.

Наконец, третью группу прав отличает признание государством за личностью права на участие в управлении государством и в политической деятельности вообще. К данной группе можно отнести политические права, хотя грань между ней и двумя предыдущими довольно условна.

Если в случае с гражданскими и политическими правами правозащитная обязанность государства заключается в невмешательстве в сферу самоопределения и индивидуальной автономии личности и их ограждении от посягательств как органов публичной власти, так и их должностных лиц, то в сфере экономических, социальных и культурных прав речь уже идет о позитивных обязанностях государства по отношению к гражданам как субъектам правопритязаний; государство предоставляет личности соответствующие блага или гарантирует их от посягательств иных лиц. Как подчеркнуто в Постановлении КС РФ от 01.12.1997 N 18-П, эта экстраординарная по своим последствиям техногенная авария ХХ века привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (), но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштаба и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений ст. 2 и , согласно которым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также из , закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.

Как видно из указанного Постановления КС РФ, государство одновременно выступает в двух ипостасях: с одной стороны, в государственно организованном обществе именно оно является главным гарантом прав личности, с другой - государство является и потенциальным нарушителем этих прав. Осознание указанной коллизии генерировало в свое время принцип разделения властей и его восприятие отечественной конституционно-правовой практикой с присущими ему "сдержками и противовесами": судебная власть, образующая в Конституции триаду, контролирует органы государства и их должностных лиц, которые способны неправомерно вторгаться в сферу основных прав. В данном контексте нельзя преуменьшать значение гарантийной функции Президента, деятельности Правительства, прокуратуры или института Уполномоченного по правам человека, которые при этом сами находятся под судебным контролем.

Причем обязанность защиты конституционных прав коррелирует конституционному праву на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, которое должно интерпретироваться во взаимосвязи с равенством всех перед законом и судом, правом на судебную защиту прав и свобод и другими "правозащитными" положениями Конституции.

Это, однако, не означает тождества права на защиту и обязанности защиты прав и свобод, поскольку последнее связано с вторжением государства как гаранта в сферу прав и свобод нарушителя. Право на защиту изначально выступает в качестве субъективного конституционного права, обязанность же защищать как часть нормативной характеристики одного из принципов конституционного строя РФ выступает в качестве объективно-правового веления, обращенного к государству, которое конкретизируется в федеральных конституционных и федеральных законах. Речь идет о формулировании материально-правовых и процедурных средств и способов защиты прав и свобод человека и гражданина уполномоченными на то органами публичной власти и их должностными лицами.

Федеративное устройство России обусловливает участие в этом процессе не только органов Федерации в целом, но и субъектов Федерации. Отсюда следует, что в качестве средства защиты выступает не только федеральный закон, но и закон субъекта РФ. При этом, однако, исходные начала правозащитной деятельности субъекта Федерации закладываются федеральным законом. Не случайно регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесены к ведению Федерации, тогда как защита прав и свобод человека и гражданина входит в совместное ведение РФ и ее субъектов. Этим предопределяется и доминирующая роль Федерации в установлении правовых механизмов защиты прав и свобод и материально-правового содержания и процессуальных правил осуществления обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина. В упомянутом Постановлении КС РФ N 18-П особо подчеркивалось, что обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, которая . Данная конституционно-правовая обязанность государства конкретизируется в Федеральных законах от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 14.07.2008), от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 30.10.2007) и от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (в ред. от 22.08.2004), предусматривающих систему мер, направленных на обеспечение радиационной безопасности населения и защиту его от чрезвычайных ситуаций, к которым относится и ситуация, возникшая в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие этой катастрофы конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения радиационной безопасности и экологического благополучия исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в , 2 и .

При этом конституционная обязанность защиты прав человека и гражданина сопрягается с иными положениями Конституции и раскрывается в них. Именно человек, его права и свободы, жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность - высшая ценность, признаваемая и защищаемая Российской Федерацией. В частности, федеральная Конституция устанавливает, что Россия обеспечивает права и свободы человека и гражданина согласно положениям самой Конституции и общепризнанным принципам и нормам современного международного права.

Речь и здесь идет о том, что, с одной стороны, права человека не октроированы государством, не дарованы им, оно лишь признало и конституционно закрепило их, а с другой стороны - что, коль скоро права человека представляют собой общечеловеческую ценность, они обеспечиваются в соответствии с теми стандартами, которые выработаны человечеством. Конституция устанавливает, что государство исходит из приоритета прав и свобод человека и гражданина. Именно основные права и свободы, занимающие центральное место в системе всех прав и свобод, выступают критерием конституционности деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство связано ими и не может по своему усмотрению отменить или ограничить эти права и свободы. Основные права человека есть своеобразный барьер, который в демократическом обществе не может быть преодолен по собственному усмотрению ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью: законодатель не может принимать законов, не согласующихся с основными правами; судебная власть не может затрагивать основные права в процессе судебного производства и в содержании своих решений, ее функция - обеспечение прав; исполнительная власть точно так же связана в сфере высшей государственной власти основными правами, хотя и издает свои распоряжения в отношении лиц с особым статусом подчинения и в пределах допустимых ограничений.

Тем самым категория прав человека выступает теперь в качестве сердцевины идеологии и практики демократического переустройства общества. Это не просто подтверждение развивавшейся ранее концепции прав человека, а новое по своему существу концептуальное решение проблемы взаимоотношений личности и государства, придающее проблеме прав человека современный вид и последовательно гуманистический характер.

1) Свобода, равенство и братство народов России;

2) Человек, его права и свободы;

3) Независимость и территориальная целостность государства;

4) Право и Закон.

04. Источником власти в Российской Федерации является:

1) Парламент;

2) Президент;

4) Референдум.

05. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет:

1) Парламент РФ;

2)Президент РФ;

3)Правительство РФ;

4) Верховный Суд РФ.

06. Согласно положениям Конституции РФ Президент РФ является:

1) Высшим органом исполнительной власти;

2) Главой государства;

3) Высшим должностным лицом.

07. Основные права и свободы человека:

1) Неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

2) Возникают и изменяются на основе общепризнанных принципов и нормам международного права;

3) Даруются и отчуждаются высшими органами государственной власти Российской Федерации;

4) Устанавливаются и отменяются на основании судебного решения.

08. Правительство РФ осуществляет:

1) управление федеральной собственностью;

2) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

3) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ.

09. Кто определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства:

1) Правительство РФ;

2) Президент РФ;

3) Государственная дума РФ;

4) Министерство иностранных дел РФ.

Какие полномочия находится в ведении Российской Федерации?

1) Разграничение государственной собственности;

2) Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

3) Метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

4) Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.

11.Принятие федеральных законов в РФ отнесено к компетенции:

1) Совета Федерации РФ;

2) Государственной думы РФ;

3) Правительства РФ;

4) Президента РФ.

12. Органы государства - это:

1) относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства.



2)политические организации, обеспечивающие реализацию политических целей общества;

3) общественные организации, содержащиеся за счет добровольных пожертвований.

13. Государственные органы классифицируются на:

1) законодательные, исполнительные, судебные;

2) местные, добровольные и обязательные;

3) постоянные, религиозные и молодежные.

14. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности:

1) Советом Федерации Российской Федерации;

2) Государственной Думой Российской Федерации;

3) Правительством Российской Федерации;

4) Конституционным Судом Российской Федерации.

Какие из перечисленных органов власти не входят в систему органов государственной власти?

1) Местные администрации поселков, районов, сел;

2) Областные администрации;

3) Краевые администрации;

4) Администрация автономного округа.

17. Что не является целью деятельности Банка России:

1) Защита и обеспечение устойчивости рубля;

2) Получение прибыли;

3) Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

4) Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

18. В своей деятельности Банк России подотчетен:

1) Президенту Российской Федерации;

2) Совету Федерации Российской Федерации;

3) Государственной Думе Российской Федерации;

4) Правительству Российской Федерации.

Тест № 6

01.Государственное управление – это:

1) вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть;

2) совокупность государственных органов исполнительной власти;

3) право требования, принадлежащее органам исполнительной власти;

4) право и возможность подчинять других своей воле.

02. К основным функциям исполнительной власти относится:

1) функция оперативного управления системой;

2) функция законотворчества;

3) функция разрешения правовых конфликтов в обществе;

4) функция руководства обороной страны.

03. К мерам административного принуждения относится:

1) изъятие огнестрельного оружия;

2) лишение свободы;

3) отказ в регистрации кандидата на выборную должность;

4) лишение гражданства.

04. К государственной службе относится:

1) работа в территориальных органах федерального министерства;

2) работа в органах внутренних дел субъекта РФ;

3) работа в органах местного самоуправления;

4) работа на государственном промышленном предприятии.

05. Укажите возраст, по достижении которого наступает административная ответственность:

1) административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 14 лет;

2) административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет;

3) административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту обнаружения административного правонарушения возраста 14 лет;

4) административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту обнаружения административного правонарушения возраста 16 лет.

06. По общему правилу давность привлечения к административной ответственности составляет:

1) один месяц со дня совершения правонарушения;

2) два месяца со дня совершения правонарушения;

3) один месяц со дня обнаружения правонарушения;

4) шесть месяцев со дня совершения правонарушения.

07. Потерпевшим может быть признано лицо, которому административным правонарушением:

1) причинен моральный вред;

2) причинен физический вред;

3) причинен имущественный вред;

4) любое из перечисленных лиц.

08. Укажите срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию:

1) в течение 6 месяцев со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

2) в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

3) в течение одного года с момента совершения правонарушения.

09. Граждане РФ, прошедшие военную службу в армии другого государства:

1) освобождаются от призыва на действительную военную службу в России;

2) не освобождаются от призыва на действительную военную службу в Россию.

10. Конфискация как мера административного наказания может распространяться:

1) только на предметы и вещи, находящиеся в гражданском обороте;

2) только на предметы и вещи, изъятые из гражданского оборота;

3) на предметы и вещи вне зависимости от того, находятся они в гражданском обороте или изъяты из него.

На самом ли деле высшей ценностью в РФ является соблюдение прав человека? Какими должны быть взаимоотношения государства с народом и каковы в реальности? Вопросы, которые должны себе задавать все здравомыслящие граждане. Ищем ответы.

Что такое высшая ценность государства?

Ценность сама по себе - значимость. Это польза, которую предмет, явление или личность приносит. Это то, чем мы готовы пожертвовать ради его (ее) нерушимости.

Высшая ценность государства определяет его суть, для чего существует и насколько крепко «держится на ногах».

Во всех государствах, претендующих на звание правового, выше всего остального ценят человека, его права и свободы. Высшей ценностью по Конституции РФ является именно она в соответствии с принятой 10 декабря 1948 г. в ООН Всеобщей декларацией прав человека. Это ориентир, на который равняются все демократические государства, хоть она и не наделена обязательной юридической силой. В ней перечислены естественные права и свободы, которыми человек обладает от рождения, и какими должны быть отношения с ним у государства.

Россия - правовое государство или нет?

Правовым может себя называть государство, в котором:

  • царит равноправие;
  • человек, его права и свободы не только объявлены высшей ценностью, но их берегут, защищают, соблюдают;
  • закон не противоречит праву и един для всех и незыблем;
  • нет навязанного свыше идеологического направления, каждый может иметь отличное от официального мнение и говорить об этом;
  • общество и государство несут взаимную ответственность за свои деяния.

Так себя Россия и позиционирует. Конституция гласит, что высшей ценностью в РФ является человек, его права и свободы.

Что такое права человека?

Это возможности, вытекающие из самой природы человека, свободно и безопасно жить в обществе. Это условия для сохранения жизни и достоинства. Это принадлежащие человеку нормы морали, независимо от того, к какой национальности или расе он принадлежит, какую религию исповедует, каких политических убеждений придерживается.

Права человека:

  • вытекают из природной сущности человека;
  • не зависят от признания государством;
  • принадлежат каждому от рождения;
  • естественны и не могут быть отчуждены;
  • действуют непосредственно;
  • это нормы и принципы взаимоотношений человека и государства, дающие возможность каждому поступать по своему усмотрению и получать необходимые блага;
  • государство обязано их признать, соблюдать и защищать.

Что понимается в РФ как высшая ценность?

Высшей ценностью, согласно Конституции РФ, является человек, его права и свободы. Основной закон во второй статье наделил государство обязанностью признать, соблюдать и защищать их как основу своего существования, как следует из норм и принципов международного права. Основные из них:

  • Государство обязано признать права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения.
  • Перед судом и законом равными должны быть все. При соблюдении прав и интересов одного не должны быть нарушены чужие права.
  • Женщина и мужчина в правах равны.
  • Международные нормы, всеми признанные, должны быть выше внутригосударственных.
  • Условия, позволяющие ограничить человека в правах и свободах, должны быть строго определены законом.
  • Недопустимо злоупотреблять правами и свободами для разделения людей по расе, национальности, религии, а также насильственного свержения конституционного строя.

Какие именно права и свободы гарантирует РФ?

Во второй главе Конституции конкретизировано, что государство Россия понимает под «высшей ценностью» и обязуется соблюдать, защищать и предоставлять:

  • равенство всех перед законом;
  • право на жизнь;
  • достоинство человека;
  • свободу и неприкосновенность личности;
  • частную жизнь, честь, семейную и личную тайну;
  • неприкосновенность жилища;
  • родной язык;
  • право свободно передвигаться;
  • право говорить и поступать в соответствии со своими убеждениями;
  • право на объединение и мирный протест;
  • право управлять государством, выбирая или будучи избранным;
  • право на обращение в государственные органы за помощью;
  • право на предпринимательскую деятельность;
  • частную собственность;
  • право на труд и запрет принуждения к нему;
  • материнство и детство;
  • заботу о пожилых людях;
  • право на жилище;
  • охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • благоприятную окружающую среду и информацию о ней;
  • право на образование;
  • свободу творчества;
  • право каждого на защиту своих интересов лично, обязанность государства - их защищать;
  • право на судебную защиту и юридическую помощь;
  • презумпцию невиновности;
  • запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление;
  • право не свидетельствовать против себя и близких родственников;
  • право на возмещение причиненного государством вреда.

Так как по Конституции РФ высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, с формальной точки зрения Россия является правовым государством, о чем первая статья Основного закона и гласит.

Но соответствует ли форма содержанию? О ком в первую очередь заботится государство на самом деле?

Что происходит на самом деле?

Исходя из того, что согласно Конституции РФ высшей ценностью является определение и обеспечение защиты этих условий, люди должны чувствовать себя в безопасности и гордиться страной.

Однако не все так гладко.

Да, высшей ценностью в РФ является человек и данная ему от природы свобода и право распоряжаться ею. Но действует это, как правило, до тех пор, пока этот самый человек не коснется «святого», то есть действующей власти и политики правящей партии. Так всегда было в государствах, тяготеющих к авторитаризму. Трудно найти Конституцию более демократическую, чем была в СССР. Однако за один только анекдот можно было угодить в лагерь надолго, получить «высшую меру».

В нынешней России, конечно, не так затянута петля, но все же картинка на бумаге и на деле заметно разнится.

Ужесточение законодательства, разгоны митингов, задержание журналистов и общественных деятелей происходят регулярно.

Провести демонстрацию по закону становится с каждым годом сложней. Разгон несанкционированной демонстрации власть каждый раз объясняет именно заботой о населении. Ввиду того что высшей ценностью в РФ является право жить свободно и в покое, а митингующие мешают гражданам ходить по площади и шумят, власть, заботясь о них, бережно усаживает демонстрантов в «автозаки», в том числе школьников. В регионах такие инциденты не получают особого общественного резонанса.

Но были и прогремевшие на весь мир. Вот самые громкие:

  • Журналист и правозащитник Анна Политковская. Убита в октябре 2006 г.

  • Журналист и правозащитник

    Связывают эти дела с их профессиональной деятельностью. Государство это отрицает, и точки в них еще не поставлены.

    Итак, официально высшей ценностью в РФ является человек, его права и свободы. Каждый волен жить, говорить и поступать так, как считает нужным, не ущемляя при этом прав другого. Каждый может заниматься тем, к чему душа лежит, и зарабатывать в соответствии со своими умениями и возможностями. Но касается это всего, что не входит в интересы правящей партии и преданных ей людей, ревностно защищающих свои позиции.

С точки зрения позитивного права функционирует как конституционное государство. Качественная модернизация общества и государства происходит в России на твердой конституционной основе, на базе . Существенное повышение роли и значение Конституции РФ в правовой системе Российской Федерации, в общественно-политической и государственной жизни, формирование конституционного общественного и индивидуального сознания и конституционно-правовой культуры в целом есть объективная потребность, тенденция и условие социального и правового прогресса.

Конституция РФ в современных условиях — фундаментальная правовая ценность, достигнутая в результате демократического развития российского общества и государства. Для аксиологической (ценностной) характеристики любой конституции главное значение имеет различие конституции как явления «естественного права» (до закрепления в качестве закона) и конституции как явления «позитивного права» (в виде официально принятого основного (высшего) закона государства).

Конституция в ее естественно-правовом понимании, по существу, означает идеальное представление о ней, исходя из общепризнанных правовых, общедемократических принципов, требований морали, прогрессивного общественного сознания, потребностей общественной практики, уровня развития общечеловеческого прогресса.

Конституция как позитивное право («юридическая конституция») есть юридический акт (собрание актов), система положений (установлений), принятых в определенном государством порядке, имеющих верховенство и высшую юридическую силу.

Социально-правовая ценность конституции определяется не просто самим фактом ее существования, а наличием в обществе и государстве правовой конституции , которая адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства. Правовой характер конституции означает ее соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, международным стандартам, прежде всего неотчуждаемым и неотъемлемым правам и свободам человека.

Ценность Конституции РФ определяется ее содержанием.

Конституция как нормативный правовой акт государства закрепляет общечеловеческие и индивидуальные ценности — права и свободы человека и гражданина, принципы демократии, свободного гражданского общества, правового государства, федерализма, местного самоуправления. Права и свободы человека есть продукт объективной социальной реальности. Государство не дарует человеку права и свободы. Государство познает и закрепляет их в конституции и законах. Приоритет этих ценностей неоспорим, безусловен.

Высшей ценностью согласно Конституции является

Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности, уважения прав и свобод человека и гражданина вытекают обязанности государства: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

В ряду основ конституционного строя Российской Федерации, конституционных принципов организации и функционирования правового государства приоритетом обладают положения о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Принцип ценности человека, уважения его прав и свобод пронизывает буквально все содержание Конституции РФ (ч. 2 ст. 6, ч. 1,2 ст. 17, ст. 18, 55 и др.).

Другое важное положение, содержащееся в Конституции, говорит о том, что и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и одновременно — в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17). Это означает, что права и свободы человека и гражданина, закрепленные в действующей Конституции РФ, имеют высшую юридическую силу и не могут быть ограничены или умалены другими нормативными актами. Поэтому, к примеру, все конституционно закрепленные права и свободы граждан подлежат судебной защите. Этот принцип неоднократно подтверждал в своих решениях Конституционный Суд РФ, устраняя лишение той или иной группы граждан права на судебное обжалование нарушений как индивидуальных, так и коллективных конституционных прав и свобод человека.

Неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, общепризнанные мировым сообществом, являются непосредственно действующими, на что указывает ст. 18 Конституции РФ. Именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом следует иметь в виду, что в деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), органов местного самоуправления и их должностных лиц признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина обладают приоритетным значением. Из этого вытекает требование, согласно которому все органы государственной власти и местного самоуправления должны сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан.

Все остальные конституционные принципы — равноправия и самоопределения народов, государственного суверенитета и безопасности, государственной целостности и территориального единства — должны рассматриваться в гармонии с конституционным принципом признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности. Это конституционная реальность, которая должна определять практику законотворчества и применения всех правовых норм.

Правовая ценность Конституции РФ определяется ее юридическими качествами — учредительным характером, верховенством, высшей юридической силой, прямым (непосредственным) действием на всей территории государства.

Социально-правовая ценность Конституции РФ заключается в том, что она представляет собой результат достигнутого согласия всех социальных слоев и политических сил, сочетания различных интересов.

Исходя из этого конституция является основой стабильности общества, взаимоотношений в нем, общественного и государственного развития.

В конечном счете реальная ценность конституции определяется тем, насколько полно реализуются конституционные ценности, достигаются конституционные цели и идеалы, осуществляются функции, реализуются установления конституции. Всегда есть расхождения между требованиями конституции и реальной действительностью. Это происходит в силу того, что конституционные установления опережают реальную жизнь, в обществе нет достаточных условий и гарантий их осуществления. В этом случае говорят о «фактической конституции» в отличие от формально действующей «юридической конституции».

В рассуждениях о конституционных ценностях и идеалах невольно приходит на память философский смысл небольшого очерка великого русского писателя, публициста и правозащитника В. Г. Короленко под названием «Огоньки». Автор описывает, как темным осенним вечером случилось ему «плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...», и долго еще огонек был виден «все так же близко, и все так же далеко...». Огоньки — это цели, идеалы, ценности на жизненном пути человека и всего человечества.

«Человечество, — отмечал Короленко, — уже видело много «огней», достигало их и стремилось дальше».

Юридическая конституция в момент ее принятия закрепляет конституционный строй, вот почему динамика ее соотношения с реальной действительностью (с фактической конституцией) достаточно сложна. Развивающиеся общественные отношения нередко опережают конституционные установления, регулирующие эти отношения. Они могут стать тормозом общественного развития, когда дистанция между нею и реальной действительностью становится все более значимой.

Ценность конституции заключена в ее роли в государственной и общественной жизни страны. Конституции посттоталитарных государств имеют дополнительный смысл и назначение, определяемые особенностями переходного периода, в котором находятся страны Центральной и Восточной Европы.

Ведущей в странах молодой демократии является тенденция конституциализации правовых систем, общественной и государственной жизни, повышение ценности конституции как основного закона. Однако если быть реалистом, нельзя не отметить, что действие конституции ослабляется в государствах новой демократии рядом негативных причин объективного и субъективного свойства. Они вызваны экономической, политической и правовой нестабильностью, характерной для посттоталитарных и постсоветских обществ, правовым нигилизмом, закрытостью, коррумпированностью публичной власти, недоверием к ней народов, деформацией правового сознания должностных лиц, их низкой правовой культурой — наследием тоталитарного режима.

В отдельных государствах Центральной и Восточной Европы пришедшая к власти новая политическая элита, зачастую рекрутируемая из прежней государственно-партийной номенклатуры, не заинтересована в последовательном утверждении демократических институтов, господства права, конституции, закона. Ее устраивает «конституционность» в рамках «управляемой», «дозированной», «суверенной» демократии.

Ценность конституции тем выше, чем полнее, упорнее борьба за реализацию конституции, всех ее установлений (конституционных целей, идеалов, принципов, правил и т. д.) в результате сознательной деятельности участников общественных отношений. Следует помнить, что конституция как результат компромисса разнообразных интересов может быть подвергнута ревизии со стороны консервативных политических сил. Поэтому в самой конституции предусматриваются средства се защиты, которые необходимо последовательно использовать при попытках отойти от конституционных требований и нарушить их.


Экзамен. Россия. ВСИЭП. 2013 г. 253 Вопроса, расположены в алфавитном порядке.

Агитация по вопросам Референдума может проводиться: Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только. В РФ активное избирательное право предоставляется: В РФ признается?

В систему комиссий Референдума входят: В соответствии с Конституцией РФ: В состав РФ на 2009 год входят?

Верховенство в РФ имеют: Выборы Президента Российской Федерации признаются недействительными в случае, если? В ведении РФ находятся.

Высшие ценности России

В Центре научной политической мысли и идеологии разработан проект новой Конституции России.

Краеугольным камнем проекта является идея о нравственном государстве и высших ценностях, на которых строится государство.

В тонкостях Конституции России разбирался эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, кандидат юридических наук Александр Гаганов, пояснив вопрос на страницах онлайн-издания «Сибиряк Инфо».

Лекторий — Конституция РФ — с элементами игровой деятельности

Конституция – основной закон государства и общества, определяющий его государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. А) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти; Б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства; В) обладает высшей юридической силой; Г) отличается стабильностью; Д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Министерство национальной политики

(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Неприкосновенность частной жизни и «семейно-бытовое насилие»

Более того, учитывая вполне закономерную возможность развития и трансформации классических правовых и социальных доктрин, следует иметь в виду, что сегодня ключевые интеллектуалы России и стран Запада всерьез обсуждают крах Вестфальской системы и Ялтинско-Потсдамской архитектуры мира.

А в этом случае предполагается крах вовсе не отдельных классических и возможно даже консервативных подходов к личности, обществу и государству.

Детское экологическое движение Зелёная планета

Пионеры школы №12 Содружества детских организаций «Я-МАЛ» 12 декабря провели акцию «Мы -граждане России!», приуроченную к Дню Конституции. На заранее согласованных точках ребята рассказывали прохожим об Акции, сообщая о том, какой сегодня праздник. Желающим принять участие в данной акции волонтеры задавали вопросы на знание Конституции РФ, например: — Кто был главой государства во время создания действующей Конституции РФ?

— Что, согласно Конституции РФ, является высшей ценностью?

— Кто, согласно Конституции РФ, является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации?

— Сколько существует наименований субъектов как административно-территориальных делений, согласно Конституции РФ?

(имеются в виду названия область, край, республика и т.д.)

Исполнение невозможно: почему КС отказался платить акционерам ЮКОСа

В четверг Конституционный Суд РФ постановил, что решение Страсбургского суда о взыскании с России 1,9 миллиарда евро в пользу экс-акционеров ЮКОСа не соответствует нормам российской Конституции.
«Россия вправе отступить от наложенных на нее обязанностей, если это единственный способ не нарушить Конституцию РФ»
, - заявил председатель КС Валерий Зорькин. Напомню историю взаимоотношений России и ЕСПЧ.

Что согласно конституции является высшей ценностью в рф

Конституция Российской Федерации (ст.

2), рассматривает человека, его права и свободы как высшую ценность. Раскрывая это конституционное положение, мы прибегаем к употреблению понятий — человек, личность, гражданин.

Оперируя ими, необходимо помнить о том, что для каждого из них характерно свое содержание. Понятие человек носит природно-общественный характер.

Этим понятием фиксируются общие родовые признаки биологического организма, сознание, язык, труд.