Ког­да в гипотезе перечисляются обстоятельства при наличии которых пра­вовая норма будет действовать - гипотеза называется положительной. Структура нормы права

Классификация нормативных правовых актов (НПА).

1. В соответствии с принципом разделения государственной власти: а) нпа законодательных органов государственной власти; б) нпа исполнительных органов государственной власти в) нпа судебных органов государственной власти.

2. По органам, принявшим нормативный правовой акт: а) нпа Государственной Думы ФС РФ (законы), б) нпа Совета Федерации ФС РФ (законы), в) нпа Президента РФ (нормативные указы), г) нпа Правительства РФ (постановления), д) нпа министерств, агентств, служб (нормативные приказы, положения, инструкции).

3. По сферам правового регулирования: нпа, регламентирующие общественные отношения в политической, экономической, имущественной, финансовой, бюджетной, налоговой, административной, земельной, семейной, трудовой, уголовной и иных сферах общественной жизни.

4. По юридической силе: законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Закон: понятие, виды.

Виды законов : Федеральные законы; Законы субъектов федерации. Федеральные законы: а)Конституция РФ; б) федеральные конституционные законы; в) федеральные кодексы; г)тематические федеральные законы.

Федеральные законы: а) Конституция РФ (лат. устанавливаю, учреждаю) – нормативный правовой акт, имеющий наивысшую юридическую силу, содержащий систему правовых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, между человеком и государством, а также основы организации и функционирования государства; б) федеральные конституционные законы: в) кодексы (лат. книга) – систематизированный нормативный правовой акт, направленный на регулирование определенной сферы общественных отношений; г) тематические федеральные законы.

Законы субъектов федерации: конституции (уставы) субъектов федерации; конституционные или уставные законы субъектов федерации; кодексы субъектов федерации; тематические законы субъектов федерации.

59 Подзаконный нормативный правовой акт – документ, принятый управомоченным субъектом на основе и во исполнение закона.

Виды подзаконных нормативных правовых актов:

1. Федеральные подзаконные нормативные правовые акты: нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нпа министерств, агентств, служб.

2. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации:

Нормативные указы президентов или постановления высших должностных лиц (губернаторов, глав администраций) субъектов федерации, нпа исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.

3. Подзаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления: нпа представительного органа муниципального образования, нпа главы муниципальных образований, нпа местной администрации.

4. Корпоративные нормативные правовые акты.

60. Понятие правотворчества.

Правотворческая деятельность - это интеллектуальная работа управомоченных субъектов по: созданию норм права; оформлению текста источника права (НПА); рассмотрению (обсуждению) и принятию источников права (НПА); введению в юридическую силу источников права (НПА).

Для правотворческой деятельности необходимо, чтобы управомоченные субъекты: а) обладали (владели) знаниями, навыками и умениями в юриспруденции по созданию и составлению юридических решений в различных социальных (политических, экономических, финансовых, экологических, земельных, жилищных, семейных, трудовых) сферах; б) умели создавать нормы права и правильно их записывать (прописывать); в) верно применяли правила юридической техники при разработке норм права и проектов источников права; г) правильно оформляли источники права по их содержанию и форме.

Правотворческий процесс - это: а) научное осмысление, анализ и выработка решений субъектами правотворчества социальных проблем требующих правового регулирования; б) деятельность субъектов правотворчества по разработке и оформлению источников права; в) обсуждение (рассмотрение) субъектами правотворчества проектов источников права; г) принятие правотворческим органом решений по источникам права, их опубликование и введение в действие; д) стадии разработки, рассмотрения, принятия и вступления в юридическую силу источников права.

Субъекты правотворчества – это компетентные (управомоченные) органы, имеющие в силу закона право разрабатывать, рассматривать, принимать и вводить в действие (юридическую силу) источники права (нормативные правовые акты).

Принципы правотворчества – это основополагающие правовые положения, на основе которых осуществляется правотворческая деятельность и реализуется правотворческий процесс.

Виды принципов правотворчества: профессионализма, научности, системности, законности, демократизма, гласности.

Виды (формы) правотворчества: 1) правотворчество населения путем проведения референдума; 2) правотворчество органов государственной власти; 3) правотворчество органов муниципальных образований; 4) корпоративное правотворчество (правотворчество организаций); 5) международное правотворчество.

1. Правотворчество населения путем проведения референдума.

Референдум – форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Виды референдума: а) референдум Российской Федерации – федеральный референдум; б) референдум субъекта федерации – региональный референдум; в) местный референдум – муниципальный референдум.

2. Правотворчество органов государственной власти подразделяется на: а) законотворчество и б) подзаконное правотворчество.

а) законотворчество представляет собой деятельность представительных (законодательных) органов государственной власти по созданию, принятию и введению в юридическую силу законов.

В федеративном государстве законотворчество осуществляется:

федеральными представительными (законодательными) органами государственной власти;

представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов федерации в пределах своей компетенции.

Согласно части 1 статьи 105 Конституции РФ, федеральные законы принимаются Государственной Думой.

Закон – это нормативный правовой акт, принятый законодательным (представительным) органом государственной власти в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, содержащий нормы права и регламентирующий наиболее важные общественные отношения.

б) подзаконное правотворчество органов государственной власти – это деятельность государственных органов исполнительной власти по разработке, рассмотрению, принятию и введению в действие подзаконных нормативных актов.

Подзаконный нормативный правовой акт – это документ управомоченного органа, принятого на основании и во исполнении закона.

Применительно к Российской Федерации подзаконное правотворчество органов государственной власти также имеет две разновидности – подзаконное правотворчество федеральных органов исполнительной государственной власти и подзаконное правотворчество органов исполнительной государственной власти субъектов федерации.

Подзаконное правотворчество федеральных государственных органов исполнительной власти: правотворчество Президента РФ (указы); правотворчество Правительства России (постановления); правотворчество министерств, агентств и служб (положения, инструкции, правила).

Подзаконное правотворчество государственных органов исполнительной власти субъектов федерации: а) правотворчество высшего должностного лица субъекта федерации (указы президента, постановления губернатора); б) правотворчество правительства (администрации) субъекта федерации (постановления); в) правотворчество министерств, департаментов, управлений, комитетов субъекта федерации (положения, инструкции, правила).

3. Правотворчество органов муниципальных образований – разработка, рассмотрение, принятие и введение в юридическую силу муниципальных нормативных правовых актов.

Правотворчество органов муниципальных образований является одним из видов подзаконного правотворчества.

Виды правотворчества органов муниципальных образований: а) правотворчество представительного органа муниципального образования; б) правотворчество главы муниципального образования; в) правотворчество исполнительных органов (местной администрации) муниципального образования.

4. Корпоративное правотворчество – это создание, рассмотрение, принятие и введение в действие (юридическую силу) нормативных правовых актов организаций. Корпоративное правотворчество является одним из видов подзаконного правотворчества.

Виды корпоративного правотворчества: а) правотворчество коммерческих организаций; б) правотворчество некоммерческих организаций.

5. Международное правотворчество – это деятельность субъектов международного права по разработке, рассмотрению, принятию и введению в действие источников международного права (международные договоры, соглашения, конвенции).

Международный договор Российской Федерации – это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом. Ст. 2 ФЗ от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции РФ).

В каждом из названных видов (форм) правотворчества предусмотрен свой собственный процесс создания, разработки, рассмотрения, принятия, оформления и введение в действие (вступления юридическую силу) источников права.

61. Законодательный процесс является одним из важных видов (форм) правотворчества. Законодательный процесс – это деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти по разработке, рассмотрению и принятию проектов законов (законопроектов), а также по подписанию, опубликованию и вступлению в юридическую силу законов.

Виды законодательного процесса: В России законодательные процессы осуществляются: 1) в Государственной Думе ФС РФ и в Совете Федерации ФС РФ, а также 2) в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов федерации.

Стадии законодательного процесса: 1. Законодательная инициатива. 2. Планирование законопроектной работы. 3. Разработка текста законопроекта. 4. Рассмотрение и принятие закона. 5. Опубликование и вступление закона в юридическую силу.

1. Законодательная инициатива – это деятельность управомоченного субъекта по составлению и оформлению предложения о необходимости разработки проекта закона и право внесения законопроекта в законодательный орган.

2. Планирование законопроектной работы – это подготовка, составление, оформление и принятие программы (плана) работы законодательного (представительного) органа государственной власти на определенный (сессионный – весенний, осенний, полугодовой, годовой) период по разработке и рассмотрению проектов законов.

В плане (программе) законопроектных работ предусматриваются: наименования проектов законов; субъекты права законодательной инициативы; даты внесения законопроектов в Государственную Думу; комитеты ГД, ответственные за рассмотрение законопроектов (профильные комитеты); сроки подготовки, обсуждения, рассмотрения законопроектов в Государственной Думе.

3. Разработка текста и оформление законопроекта – это процесс подготовки проекта законодательного акта, который включает в себя:

научное исследования проблемы общественных отношений; проведение научного анализа действующих норм права, регулирующих схожие общественные отношения и изучение практики применения этих юридических норм; разработку, составление и оформление текста законопроекта; проведение филологической, экономической и юридической экспертиз проекта закона; направление (представление, внесение) законопроекта в законодательный орган.

4. Рассмотрение и принятие закона – это обсуждение законопроекта и его принятие законодательным органом государственной власти: на федеральном уровне рассмотрение и принятие федеральных законов осуществляется в Государственной Думе (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ); рассмотрение и принятие закона осуществляется в трех чтениях (по бюджету в 4-х чтениях) ст. 117 Регламента ГД ФС РФ. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости (ст. 118 Регламента ГД ФС РФ). По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять или одобрить законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, либо принять или одобрить закон, за исключением законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, либо отклонить законопроект (ст. 119 Регламента ГД ФС РФ). Во втором чтении обсуждаются, рассматриваются нормы права, подпункты, пункты, статьи и разделы законопроекта. В третьем чтении законопроект рассматривается в целом с учетом внесенных в него изменений и дополнений (поправок). Каждое чтение завершается принятием решения. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ); Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105 Конституции РФ); Совет Федерации рассматривает закон и одобряет или не одобряет его (ч. 4, 5 ст. 105 Конституции РФ); Согласно статьи 106 Конституции РФ, обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира. После того как Совет Федерации одобрил закон, то в течение 5 дней направляет его Президенту РФ для подписания и опубликования (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ); Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).

5. Опубликование и вступление закона в юридическую силу - это издание закона в официальных источниках информации и его введение в действие во времени, в пространстве и по субъектам права. Согласно части 3 статьи 15 Конституции РФ: законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются;

62. Право – это система общеобязательных формально определенных норм , выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Норма права – это формально-определенное, общеобязательное правило поведения субъектов, закрепленное в тексте правового акта (документа), принятого уполномоченным органом.

юридическое право – предусмотренная нормой права мера возможного, дозволенного поведения субъекта; юридическая обязанность – предусмотренная нормой права мера должного, необходимого поведения субъекта.
Свойства (признаки) нормы права:

1. Норма права всегда есть результат интеллектуальной деятельности субъекта правотворчества.
2. Норма права внешне представляет собой предложение (простое, сложное), совокупность которых составляет текст нормативного правового акта.
3. Норма права формально определена , то есть:
а) зафиксирована (записана, закреплена) субъектом правотворчества в виде предложений , текста официального источника права;
б) устанавливает права и обязанности субъектов, некую модель , масштаб, образец их поведения; в) имеет строго определенное официальное словесное выражение , которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.
4. Юридическая норма – правило поведения общего характера . Общий характер правовой нормы означает, что она:
а) действует на всех субъектов , которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе;
б) является равным, одинаковым масштабом действий, моделью поведения для всех субъектов , которые оказываются в сфере ее действия;
в) представляет собой оптимальную общую и абстрактную модель возможного или должного поведения, которая применима ко всем типичным, аналогичным жизненным ситуациям;
г) рассчитана на свою неоднократную реализацию каждый раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной нормой. При этом норма права не утрачивает свою силу после однократной реализации, а действует постоянно.
5. Норма права обязательна для всех субъектов, подпадающих под ее действие. Свойство обязательности нормы права проявляется в том, что она:
а) указывает как действовать , каким образом (какие деяния), в каком порядке (последовательность деяний), в течение какого времени (хронология деяний), на какой территории (пределы пространства) необходимо действовать субъекту;
б) требует от субъектов: либо совершать определенные положительные действия (активное обязывание), либо бездействовать по отношению к установленным запретам (пассивное обязывание), либо по своему усмотрению вести себя соответствующим образом (правомочие).
6. Норма права обеспечена государственным принуждением в случае ее нарушения, невыполнения, ненадлежащего выполнения, несоблюдения. Субъект, допустивший противоправные деяния, т.е. нарушения, невыполнения, ненадлежащее выполнение, несоблюдение требований нормы права, привлекается компетентным, управомоченным органом к соответствующему виду юридической ответственности.
7. Норма права является содержанием права , его форм (источников права).
8. Норма права есть первичный элемент системы права .
9. Норма права представляет собой разновидность социальных норм .
Виды (классификация) норм права.

1. В зависимости от предназначения норм права в правовом регулировании:
а) нормы права устанавливающие цели правового регулирования.
Например, часть 1 ст. 1 Конституции РФ - Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
б) нормы права устанавливающие принципы правового регулирования.
Например, ст. 10 Конституции РФ - Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;
в) нормы права устанавливающие определения понятий терминов правового регулирования.

2. По предмету правового регулирования (видам общественных отношений): нормы:
а)конституционного; б)гражданского; в)уголовного; г)административного; д)финансового; е) семейного, жилищного, трудового, земельного права.
3. В зависимости от характера предписания норм права: а)управомочивающие нормы; б)обязывающие нормы; в) запрещающие нормы.
4. В соответствии с функциями права : а) регулятивные нормы; б)охранительные нормы.
5. По юридической силе нормативного правового акта: а) нормы законов; б) нормы подзаконных нормативных правовых актов.

63. Гипотеза – это на предположение, жизненное обстоятельство, факт, условие , с возникновением которых вступает в действие диспозиция. Гипотеза это часть предложения, которая состоит из слов – если, в случае, при наличии и др. Гипотеза может быть расположена в начале, в середине или в конце предложения.

Виды гипотез: простая; сложная; альтернативная.

Простая гипотеза – часть нормы права, указывающая на одно определенное условие (предположение, юридический факт ), с возникновением которого вступает в действие диспозиция. Например: пункт 3 статьи 32 Семейного кодекса РФ (право выбора супругами фамилии) – в случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии; часть 1 статьи 29 Уголовного кодекса РФ (оконченное и неоконченное преступления) – преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

Сложная гипотеза – часть нормы права, указывающая на два и более определенные условия (предположения, юридические факты) , с возникновением которых вступает в действие диспозиция. Например, часть 4 статья 31 Жилищного кодекса РФ (права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении): в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Альтернативная гипотеза – часть нормы права, указывающая на одно либо (или) другое определенное условие (предположение, юридический факт) , с возникновением которого вступает в действие диспозиция.

Например, пункт 5 статьи 3 Гражданского кодекса РФ (гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права): в случае противоречия: 1) указа Президента Российской Федерации или 2) постановления Правительства Российской Федерации Гражданскому кодексу или иному закону применяется ГК или соответствующий закон.

Например, часть 1 статьи 45 Гражданского кодекса РФ (объявление гражданина умершим): гражданин может быть объявлен судом умершим, 1) если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, 2) а если он пропал без вести при обстоятельствах: 2.1) угрожавших смертью или 2.2) дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Например, часть 1 статьи 46 Гражданского кодекса РФ (последствия явки гражданина, объявленного умершим): в случае: 1) явки или 2) обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

64. Диспозиция – права и обязанности субъектов. Диспозиция это часть предложения, которая состоит из слов – вправе, имеет право, должен, обязан, необходимо и др. Диспозиция может быть расположена в начале, в середине или в конце предложения. Виды диспозиции: простая, сложная, отсылочная, бланкетная.

Простая диспозициячасть нормы права, в которой содержатся (указываются)одноправоилиодна обязанность субъектов. Например: часть 1 статьи 456 Гражданского кодекса РФ (обязанности продавца по передаче товара): продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи; часть 1 статья 463 Гражданского кодекса РФ (последствия неисполнения обязанности передать товар): если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.

Сложная диспозиция – часть нормы права, в которой содержатся (указываются)несколькоправи(или) обязанностей субъектов.

Например, в соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ (права и обязанности собственника жилого помещения), собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом. Собственник жилого помещения обязан: 1) поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, 2) не допуская бесхозяйственного обращения с ним, 3) соблюдать: 3.1) права и законные интересы соседей, 3.2) правила пользования жилыми помещениями, 3.3) правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК РФ).

Отсылочная диспозиция – права и (или) обязанности, содержащихся в этой или другой статье этого же нормативного акта. Например, часть 2 статьи 463 Гражданского кодекса РФ (последствия неисполнения обязанности передать товар): 1. Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи. При отказе продавца передать индивидуально-определенную вещь покупатель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 398 настоящего Кодекса . Статья 398 ГК РФ (последствия неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь. В случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору последний вправе требовать: 1) отобрания этой вещи у должника и 2) передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях. Это право отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Если вещь еще не передана, преимущество имеет тот из кредиторов, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить, - тот, кто раньше предъявил иск. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор. 3) вправе потребовать возмещения убытков.

Бланкетная диспозиция – часть нормы права, в которой сделано указание на права и (или) обязанности, содержащихсяв соответствующей статье другого нормативного акта. Например, согласно ч. 3 ст. 288 ГК РФ (собственность на жилое помещение), размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством . Глава 3 ЖК РФ. Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое помещение. Ст.22. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Ст. 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение. Ст.24. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение. Например, согласно ч.1 ст. 292 ГК РФ (права членов семьи собственников жилого помещения), члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством . Статья 31 ЖК РФ (права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении). 1. К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. 2. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

65. Санкция – часть нормы права, указывающая на вид или на вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей). Виды санкций: абсолютно-определенные; относительно-определенные; альтернативные.

Абсолютно-определенная санкция – конкретный, точный вид или на конкретный, точный вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и (или) обязанностей). Например, на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ (дисциплинарные взыскания), за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

Например, на основании статьи 57 ФЗ РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Относительно-определенная санкция – часть нормы права, указывающая нанизший и высший предел размера вида юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей). Например, статья 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размереот ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Альтернативная санкция – часть нормы права, указывающая на один вид и размер либо, или на другой вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей). Например, часть 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Например, часть 1 статьи 129 Уголовного кодекса РФ. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на тот же срок.

Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. В одной статье содержится одна норма права. В одной статье содержится несколько норм права. Одна норма права расположена в нескольких статьях.\

66. Системы права – это внутреннее строение права, разграничение его на: юридические нормы,правовые институты, подотрасли и отрасли в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система права является одним из основных компонентов правовой системы государства

Структура системы права

Элементы структуры системы права: 1) юридические нормы; 2) правовые институты; 3) подотрасли права; 4) отрасли права; 5) материальное и процессуальное право; 6) публичное и частное право.

1. Юридическая норма – первичный элемент системы права. Норма права – это формально-определенное, общеобязательное правило поведения субъектов, закрепленное в тексте правового акта, принятого уполномоченным органом.

2. Институт права или правовой институт:

а) группа норм права , связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования

в) комплекс взаимосвязанных правовых предписаний, регулирующих определенную группу или сторону однородных общественных отношений (институт законодательной власти в конституционном праве, институт собственности в гражданском праве, институт заработной платы в трудовом праве, институт освобождения от наказания в уголовном праве) б) правовой институт есть совокупность правовых норм, образующих обособленную часть отрасли права (институт подряда, институт страхования в гражданском праве)

Примеры институтов права или правовых институтов.

в конституционном праве – правовые институты: формы государства, гражданства, президента,

депутата, правительства, избирательной комиссии.

в гражданском праве – правовые институты: сделок, права собственности, договора купли-продажи, договора поставки

в муниципальном праве –правовые институты: муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации, вопросов местного значения, форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления (референдума, публичных слушаний, собраний и конференций граждан)

в административном праве – правовые институты: административного правонарушения, административного наказания, административной ответственности, административных комиссий.

в уголовном праве – правовые институты: преступления, уголовного наказания, субъектов уголовно-правовых отношений.

3. Подотрасль права.

а) подотрасль права – это обособленная часть отрасли права , которая регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права.

Например, В гражданском праве – наследственное, авторское, транспортное, страховое право, патентное право.

В земельном праве – лесное, водное, горное право.

В финансовом праве – таможенное, налоговое, бюджетное право

Отрасль права – это совокупность правовых норм, которая образует самостоятельную обособленную часть системы права, регулирующую качественнооднородную сферу общественных отношений своим особым методом

Проф. Сергей Сергеевич Алексеев называет три звена отраслей права:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Гипотеза уголовно-правовой нормы должна, несомненно, обладать признаками гипотез любых правовых норм. Вместе с тем также очевидно, что она не может не иметь присущих именно ей специфических черт. Основа здесь понятна.

В искомой гипотезе может описываться только преступление. Вопрос заключается лишь в том, как Эт° Делается.

Так, в гипотезу пытаются включить такие «негативные условия», как давность, изменение обстановки, особенности самого деяния и лица, его совершившего34. В то же время нельзя не заметить, что речь здесь идет не о «негативных условиях», при наличии которых возникают соответствующие права и обязанности, а о самих правах и обязанностях (освободить от уголовной ответственности или наказания, учесть обстоятельства дела и личность виновного и проч.), относящихся к санкции. ?

Субъектный состав нормы часто относят к ее гипотезе, но встречаются случаи его обособления в самостоятельный элемент нормы35 или внесения в диспозицию36. Однако, во-первых, «все то, что наличествует до возникновения прав и обязанностей и с чем норма связывает их возникновение, логичнее... включать в гипотезу; куда, таким образом, и войдет субъектный состав нормы»37, котої рый, во-вторых, «лишь конкретизирует содержание гипотезы...»38. Отсюда ясно, что расчленение всего того, с чем связывается возникновение прав и обязанностей, между различными элементами нор* мы, обычно происходящее у сторонников ее трехэлементности, яв* ляется ошибочным, ибо роль всех таких обстоятельств одинакова - обусловливание прав и обязанностей, предусмотренных санкцией, і Обстоятельства, указываемые в гипотезе, традиционно связываются с понятиями определенного вида преступления и его состава39. Вместе с тем даже при всей условности любых обозначений вряд ли правильно одно явление определять несколькими терминами причем такими, любой из которых не охватывает все явление.

Понятие определенного вида преступления должно включать обшие признаки преступления. Исходя из ст. 14 УК РФ, таковыми выступают виновность, общественная опасность и запрещенность деяния под угрозой наказания. В то же время в гипотезах статей Особенной части уголовного законодательства общественная опасность деяния упоминается весьма редко. О последней речь идет только в отдельных случаях, например, в ст. 119 УК РФ о наличии оснований опасаться осуществления угрозы, ст. 215, 217 о возможности повлечь определенные последствия, ст. 247 о создании угрозы причинения соответствующего вреда, ст. 340, 341 о возможности причинения вреда. Однако общественную опасность можно было совсем не отражать в Особенной части уголовного законодательства.

В действующем (как и предшествующем) законе признак общественной опасности регламентируется лишь как таковой (в целом), что не случайно. Общественная опасность не поддается конкретизации и градации при определении, какие деяния признаются преступлениями. Отсюда она может быть исключительно общим признаком всех преступлений. Именно в данном обстоятельстве и заложена использованная законодателем возможность ее обособления в Общей части уголовного законодательства - ст. 14 УК РФ - и ненужность постоянного включения данного признака в статьи Особенной части.

В тех же статьях, в которых общественная опасность деяния указана в гипотезах, это является следствием недостатков законодательной техники, так как делается излишне. Еще в ст. 2 УК РФ законодатель заранее установил, что Кодекс «определяет, какие опасные Для личности, общества или государства (т. е., как фиксируется в Других статьях закона, общественно опасные. - Е. Б.) деяния признаются преступлениями».

Если в соответствующем случае не имелись основания опасать- Ся осуществления угрозы убийством или причинением тяжкого вре- 4Д здоровью, не было возможности повлечь последствия или причи-

5ИЧеской ответственности // Юридическая ответственность: проблемы и перспективы: Чен- зап. Тартуск. ун-та. Тарту, 1989. Вып. 862. С. 20.

нить вред, либо не создана угроза его причинения, действие (бездей-J ствие) только формально содержит признаки предусмотренного Уголовным кодексом преступления. На самом деле оно в силу малозначительности не представляет общественной опасности и уже ш ч. 2 ст. 14 УК РФ не признается преступлением. і

Следовательно, в гипотезах статей Особенной части уголовного! законодательства при описании преступления с точки зрения юри-J дической техники на самом деле можно обойтись без признака об4 щественной опасности. Упоминание последнего в некоторых из нша объясняется, видимо, лишь желанием законодателя отразить необ-і ходимость неформального подхода к случаям, когда наступление! уголовной ответственности по существу связано с совершением не! любого действия (бездействия), чаще всего - нарушения опреде-| ленных правил, но только такого, которое действительно вредонос-1 но. J

Наоборот, в гипотезе каждой уголовно-правовой нормы признаю общественной опасности присутствует обязательно. Он - одно ия условий, при наличии которых возникают субъективные права и юридические обязанности, предусмотренные санкцией. I

Вместе с тем общественная опасность не включена в предмет! доказывания по уголовному делу (ст. 73 УПК РФ), т. е. не подлежит! установлению в ходе процессуальной деятельности. Это обусловли-1 вается тем, что в гипотезе нормы уголовного права общественная опасность определена исключительно негативным образом - через! отрицательные признаки. Отрицают же ее, как ясно из закона, дея-1 ния, в силу малозначительности не представляющие общественном опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ), и обстоятельства, исключающие прея ступность деяния (ст. 37-42). Стало быть, лишь через указание на ия отсутствие и может быть отражен признак общественной опасности! в гипотезе нормы уголовного права. Отсюда следует только одоб4 рить включение законодателем в предмет доказывания обстоя* тельств, исключающих преступность деяния (п. 2 ч. 2 ст. 73 УШ РФ)40.

Из изложенного вытекает различие понятия вида преступленш и содержания гипотезы уголовно-правовой нормы. В первое общественная опасность входит как таковая, во второе - как антипод самой себе.

Виновность и запрещенность деяния проявляются через состав преступления. В последний обычно включают признаки объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны преступления. В то же время предприняты попытки, с одной стороны, ввести в объективную сторону дополнительно такие признаки, как общественная опасность и противоправность41 (в настоящее время последний отражен законом в форме запрещенности), с другой - изъять из состава объект и субъект преступления, а также место, время и обстановку совершения преступления42.

Включение в состав преступления признаков общественной опасности и противоправности, видимо, обусловлено использованием его понятия для обозначения как «совокупности признаков, характеризующих определенное преступление по... уголовному законодательству», так и «конкретного деяния, соответствующего этим признакам»43. Однако в таком случае одно из значений состава определенного преступления отождествляется с понятием данного вида преступления44, что приводит к двойному обозначению одного и того же явления. С учетом сказанного невозможно не согласиться с тем, что понятием состава преступления целесообразно пользоваться «только в одном - нормативном смысле»45.

Состав преступления не обладает ни общественной опасностью, ни противоправностью. Общественную опасность деяния он лишь отражает (как, например, слова «война», «взрыв», «выстрел» - соответствующую реальность), а противоправность (запрещенность) - определяет, служит ее показателем46. В противном случае закон (ст. 14 УК РФ) не мог бы придавать им относительно самостоятельное значение.

С точки зрения логики словообразования состав преступления в действительности должен включать в себя только то, что характеризует содержание и структуру преступления47. Поскольку объект преступления - то, на что оно направлено; субъект преступления - тот, кто его осуществляет; место, время и обстановка совершения преступления - то, в каких условиях оно происходит, - все это в понятие состава преступления вроде бы включать не следует.

На сделанный вывод ранее частично работала ст. 5 УПК РСФСР. В ней было сказано, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению как «за отсутствием в деянии состава преступления» (п. 2 ч. 1), так и «в отношении лица, не достигшего к моменту совершения общественно опасного деяния возраста, по достижении которого, согласно закону, возможна уголовная ответственность» (п. 5 ч. 1), а также несовершеннолетнего, который «вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими» (ч. 2).

Получается, что соответствующему признаку субъекта преступления придавалось самостоятельное от состава преступления значение. Видимо, именно поэтому появилось утверждение, что «состав преступления может быть установлен и тогда, когда общественно опасное деяние было совершено лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности, а совершенное им деяние может рассматриваться как преступление»48. Правда, в п. 5 ч. 1 упомянутой статьи о преступлении речь вовсе не шла. Там говорилось об общественно опасном деянии - существенная разница.

Не случайно в п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ названо единое основание для отказа в возбуждении и прекращения уголовного дела - отсутствие в деянии состава преступления. Более того, в ч. 3 ст. 27 УПК рф прямо сказано, что «по основанию, указанному в пункте 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса», подлежит прекращению уголовное преследование в отношении как «лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность», так и «в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом»49.

Вместе с тем в действующем уголовном законодательстве термин «состав преступления» обладает известной долей условности. Он обнимает собой и то, что на первый взгляд к нему не относится, поскольку лишь при таком (широком) понимании может выполнять отведенную ему роль в основании уголовной ответственности (ст. 9 УК РФ).

В то же время, с одной стороны, в состав преступления обычно не вводятся, хотя и включаются в гипотезу уголовно-правовой нормы, положения о пределах действия уголовных законов во времени, в пространстве и по кругу лиц50 (ст. 9-12 УК РФ). С другой стороны, очевидно, что состав определенного преступления, т. е. описанного в Особенной части уголовного законодательства, охватывает только оконченное деяние исполнителя. Однако в соответствии со ст. 29, 30 и 33, 34 УК РФ имеются составы неоконченного преступления (приготовления к преступлению и покушения на преступление), составы поведения иных соучастников (организатора, подстрекателя, пособника). Они не могут не входить в гипотезу уголовно-правовой нормы, так как обусловливают права и обязанности, предусмотренные санкцией.

Признаки состава преступления необходимо отличать от тех, которые называют условиями наказуемости51.

Первые из них влияют на возникновение уголовной ответственности, вторые - лишь на ее реализацию. Поэтому последние точнее именовать предпосылками реализации уголовной ответственности. К ним относится, в том числе, заявление потерпевшего по делам частного и частнопубличного обвинения (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Казалось бы, иного значения указанное заявление иметь не может. Оно уже по своему положению в процессуальном, а не материальном законодательстве не способно быть признаком состава преступления. Между тем практика заявлению (его наименование в предшествовавшем законодательстве - жалоба) потерпевшего придает значение, в сущности, признака состава. Так, по конкретным ] делам вышестоящие инстанции исходят из того, что суд вправе пе-1 реквалифицировать действия виновного по статьям о преступлени- ] ях, дела по которым возбуждаются только по жалобе потерпевшего, | лишь при наличии в деле жалобы потерпевшего или его устного за- j явления в судебном заседании о привлечении подсудимого к уго- ] ловной ответственности4^. і

Очевидно, к такому же решению склонен и Верховный Суд РФ.! В п. 9 постановления его Пленума от 29 апреля 1996 г. № 1 «О су-1 дебном приговоре» сказано: «Придя к выводу о необходимости изменения квалификации ранее предъявленного подсудимому обвинения на статьи уголовного закона, предусматривающие ответственность за преступления, дела по которым возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего... суд при наличии в деле жалобы потерпевшего или же его устного заявления в судебном заседании о желании привлечения подсудимого к уголовной ответственности, а также когда дело было возбуждено прокурором по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 27 УПК РСФСР, квалифицирует действия подсудимого по вышеуказанным статьям уголовного закона.

При отсутствии жалобы потерпевшего суд выясняет в судебном заседании у потерпевшего, желает ли он привлечь подсудимого к уголовной ответственности. В случае заявления потерпевшего, что он этого не желает, а также в случае, когда жалоба в деле имеется, но потерпевший заявляет о примирении с подсудимым, суд своим определением (постановлением) прекращает дело производством на основании п. 6, 7 ч. 1 ст. 5 УПК РСФСР»44.

В уголовно-процессуальной литературе указанный подход к заявлению потерпевшего сомнений, видимо, не вызывает45. Тем не менее возникает странная ситуация. Пока деяние соответствующим образом не переквалифицировано, дело прекращать по п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ нельзя, ибо за отсутствием заявления оно подлежит прекращению только тогда, когда возбуждается не иначе как по заявлению. В таком случае было бы логичнее вынести оправдательный приговор за отсутствием состава преступления, вмененного подсудимому (так ранее и делалось46). Вместе с тем данного варианта указанное постановление не предусматривает и не может предусматривать, так как иной состав преступления в деянии все равно остается. Значит, деяние должно быть переквалифицировано, если, конечно, это допускают пределы изменения обвинения в суде (ст. 252 УПК РФ).

В примечании 2 к ст. 201 УК РФ сказано, что уголовное преследование при совершении деяний, предусмотренных ст. 201-204, если причинен вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, осуществляется по заявлению данной организации или с ее согласия. Названное заявление принципиально ничем не отличается от урегулированного процессуальным законом заявления потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения. Упоминание о заявлении призвано определить особенности процедуры, порядка расследования преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, что составляет предмет уголовного судопроизводства (ст. 1 УПК РФ) и оправданно реглан ментируется в ст. 23 УПК РФ, в которой даже уточняется, что уголовное дело возбуждается по заявлению «руководителя данной ор4 ганизации или с его согласия». Ни к преступлению, ни к уголовной ответственности, ни к мерам уголовно-правового характера заявлен ние не относится. Стало быть, чтобы не создавалось иллюзий, схожих с ролью заявления потерпевшего по делам частного и частно-? публичного обвинения (особенно в силу регулирования заявлений коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, в уголовном законодательстве)^ предписания примечания 2, а также связанного с ним примечания 3 к ст. 201 УК РФ желательно из уголовного законодательства исклкн чить. Они имеют не уголовно-правовой, а уголовно-процессуальный

характер.

Отсюда нельзя не видеть различий межу понятиями состава оп-> ределенного преступления и гипотезы уголовно-правовой нормы! С содержательной точки зрения первый в одной части уже, а в дру4 гой шире совокупности условий, составляющих гипотезу нормы уголовного права. ?

Одновременно трудно согласиться с попыткой разграничения рассматриваемого элемента нормы и состава преступления под тем52 углом зрения, что «норма уголовного права содержит конкретное! веление о несовершении отрицательных поступков», тогда как состав преступления «заключает в себе описание признаков преступления» и «сам по себе веления не содержит»53. Во-первых, веление содержит, конечно, не гипотеза, а уголовно-правовая норма в целом, следовательно, сопоставлению подвергнуты не гипотеза и состав преступления, а норма уголовного права и состав, впрочем, далеко не полно (помимо гипотезы в норму входит санкция). Во-вторых, уголовно-правовая норма не содержит веления о несовершении отрицательных поступков. В соответствии с задачами, поставленными перед уголовным правом, она «устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовноправового характера за совершение преступлений» (ч. 2 ст. 2 УК рф), т. е. означает веление об уголовной ответственности за совершение преступления, предпосылкой которого, несомненно, служит состав преступления. В-третьих, как состав преступления, разумеется, не только совокупность определенных фактов54, но и их описание, так и норма уголовного права в соответствующем аспекте есть описание30 указаний гипотезы и санкции.

Высказанные соображения подводят к выводу о достаточно сложном соотношении между содержанием гипотезы уголовноправовой нормы, гипотезы статьи Особенной части уголовного законодательства и состава преступления. Если говорить обобщенно, можно признать указанные гипотезы «жилплощадью» состава преступления55 или - точнее и менее образно - местом описания, регламентации состава. В то же время, даже имея в виду отмеченное, необходимо учитывать, что гипотеза нормы не равна гипотезе статьи, а каждая из них - составу престу пления.

Во-первых, в гипотезе нормы уголовного права всегда имеются признаки, причем негативные, общественной опасности деяния. В гипотезе статьи Особенной части уголовного законодательства иногда указываются позитивные признаки общественной опасности, но, в сущности, таковое не должно делаться никогда. Состав преступления общественную опасность деяния лишь отражает.

Во-вторых, состав преступления полностью содержится в гипотезе только уголовно-правовой нормы. В гипотезах статей Особенной части уголовного законодательства предусмотрены «не все признаки составов преступления, а лишь специфические для тех или иных составов, позволяющие отделять их один от другого, а также от непреступных правонарушений. Признаки составов, общие для всех преступлений, вынесены законодателем в Общую часть УК, ибо именно в этом состоит ее основное назначение»56.

Кроме признаков субъекта преступления и вины (ст. 19-21, 24- 27 УК РФ) общими признаками всех составов преступления следовало бы считать место и время совершения преступления в значении положений ст. 9-12. Их суть ничем не отличается от общих признаков субъекта преступления, изложенных в Общей части уголовного законодательства: физическое лицо, достигшее определенного возраста и вменяемое (ст. 19-21 УК РФ). Признаки же специального субъекта (должностное лицо, военнослужащий и т. п.), как и специального времени (время выборной кампании в ст. 141-142-1 УК РФ) или места (территория заповедника, заказника в ст. 256, 258) совершения преступления, расположены в Особенной части Уголовного кодекса.

К отмеченному необходимо добавить, что общие признаки некоторых составов преступления иногда выносятся не в Общую часть уголовного законодательства, а в отдельные положения его Особенной части. Речь идет о признаках однородных преступлений, которые излагаются в примечаниях к соответствующим статьям (ст. 158, 285 УК РФ) или в отдельных статьях (ст. 331) Особенной части уголовного законодательства.

В-третьих, в гипотезе уголовно-правовой нормы в отличие от гипотезы статьи Особенной части уголовного законодательства ставятся все условия, при которых возникают субъективные права и юридические обязанности, предусмотренные санкцией. Отсюда в гипотезе нормы уголовного права заложены признаки не только оконченного и совершенного одним лицом преступления, но и неоконченного, а также совершенного в соучастии. Последние обра- гот свои составы преступления, общие признаки которых введены

в ст. 30 и 33 УК РФ.

В-четвертых, в гипотезе статьи Особенной части могут содержаться признаки, отсутствующие в гипотезе уголовно-правовой нормы и излишние в составе преступления. Например, это касается указания на не связанность с похищением человека при установлении ответственности за незаконное лишение свободы в ст. 127 УК рф, на отсутствие признаков хищения при установлении ответственности за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием в ст. 165, а также иной так называемой избыточной информации, содержащейся в тексте уголовного зако-

Правда, ситуация, когда в законодательстве оговаривается, что ответственность за данное преступление наступает при отсутствии признаков другого преступления, порой считается особым техническим способом описания признаков состава, облегчающим его отграничение от смежных составов57. Если адресатом такого суждения считать не юриста, оно, безусловно, верно. Для юриста же упомянутая ситуация имеет «нейтральный характер (если не считать, что полезно всякое лишнее напоминание о том, что существуют смежные составы)»58.

В-пятых, в гипотезе статьи Особенной части уголовного законодательства могут отсутствовать признаки, имеющиеся в гипотезе нормы уголовного права и необходимые в составе преступления. Скажем, общий субъект никогда не возникает в Особенной части Уголовного кодекса, в статьях об ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы или хищения ничего не говорится о форме вины (ст. 131-135, 158-162 УК РФ). Данные признаки называют латентными или подразумеваемыми, восполняемыми с помощью толкования закона или научными исследованиями59.

Все указанные перипетии - следствие того, что, как общепризнанно в теории, закон есть форма изложения нормы права. Причем

это такая форма, которая имеет свои закономерности, иногда оказывающиеся неоправданно неадекватными содержанию - норме прач1 ва.

Выявленные особенности содержания искомого понятия позво^ ляют дать его определение. На основании изложенного гипотеза! нормы уголовного права - та часть, которая указывает на совокупность признаков всех проявлений состава определенного преі ступления, а также деяний, в силу малозначительности не представляющих общественной опасности, и обстоятельств, исключающих преступность деяния, при соответственно наличии и отсутствии КО-І торых возникают субъективные права и юридические обязанности,? предусмотренные санкцией. ? 3.

Гипотеза - указание конкрет­ных фактических жизненных обстоятельств (события, дей­ствия людей, совокупность действий, т.е. фактические со­ставы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руко­водствоваться данным прави­лом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы, ги­потеза одновременно очерчи­вает круг участников (субъек­тов) регулируемых отноше­ний, которых диспозиция «связывает» взаимными пра­вами и обязанностями. Тем самым посредством гипотезы предусмотренный диспози­цией абстрактный вариант по­ведения приурочивается к конкретным лицам, к тому или иному жизненному слу­чаю, событию или действию, месту, времени, возрасту и другим конкретным жизнен­ным обстоятельствам.

Гипотеза может быть выра­жена в общей (абстрактной) или в конкретной (казуисти­ческой) формах. Абстрактная гипотеза определяет условия применения нормы общими, родовыми признаками, казуи­стическая - частными, специ­альными. Абстрактная гипо­теза, указывая на условия дей­ствия нормы, акцентирует внимание на их общих, родо­вых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением кон­кретных отношений опреде­ленного вида в качестве пред­мета правового регулирова­ния. Отсюда следует, что аб­страктная гипотеза, как и все абстрактное, является тем же конкретным, но взятым в его типичных чертах и проявле­ниях. Преобладание в право­вой системе норм с абстракт­ными гипотезами объясняется тем, что это способствует ра­зумным пределам объема и стабильности нормативного материала. Будучи историче­ски первичной, казуистиче­ская гипотеза в настоящее время практически исчезла из нормотворчества. Ее недос­татки очевидны: ее употреб­ление ведет к чрезмерному увеличению числа юридиче­ских норм и одновременно не дает возможности добиться полноты юридических опре­делений.

В части 1 статьи 130 УК РФ содержится запрет совер­шать преступление, заклю­чающееся в оскорблении, т.е. унижении чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме, и опре­деляет наказание за его нару­шение. Гипотеза этой нормы носит абстрактный характер. Это проявляется в том, что данная гипотеза не указывает на частные обстоятельства, конкретные формы и способы унижения чести и достоинства личности, не детализирует возможные проявления «не­приличной формы выраже­ния».

Гипотеза не просто учиты­вает жизненные обстоятель­ства, она превращает их в юридические факты. Напри­мер, юридические факты на­чинаются, если имеется вза­имное согласие лиц, желаю­щих вступить в брак, достиг­нут ими брачный возраст, от­сутствуют родственные отно­шения, препятствующие браку, не имеется душевных болезней или слабоумия у брачующихся, отсутствует у брачующихся другой брак, то только тогда можно вступить в брак. Это гипотеза и юридический состав. .


Гипотеза может быть про­стой, когда устанавливается одно условие, с которым свя­зывается действие правила поведения, сложной , когда та­ких условий два и более. На­конец, гипотеза может быть альтернативной , когда пра­вило поведения, действует в зависимости от одного или другого обстоятельства

Гипотезы могут различаться и по степени их определенно­сти. С абсолютно определен­ной гипотезой мы сталкива­емся тогда, когда сама норма определяет обусловливающие ее факты, если, например, ус­танавливается, что договор займа на сумму свыше должен быть заключен в письменной форме. Абсолютно неопреде­ленная гипотеза встречается тогда, когда сама норма не включает определений фак­тов, обусловливающих ее применение. Она предостав­ляет какому-нибудь органу власти делать это самому «в необходимых случаях». В чем заключаются названные «не­обходимые случаи», никоим образом не раскрывается.

Относительно определенная гипотеза имеет место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а огова­ривает ее действие каким-либо условием. Например, це­лый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного положения, введения чрезвы­чайного положения и т.д.

Иногда гипотезы подразде­ляют на односторонние и дву­сторонние . Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания примене­ния нормы называет только правомерные, или, напротив, неправомерные обстоятель­ства. Например, все нормы Особенной части УК РФ имеют односторонние гипо­тезы. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как на правомерные, так и на не­правомерные обстоятельства, приводящие в действие дан­ную юридическую норму.

Разновидностью сложной гипотезы является альтерна­тивная гипотеза . Ее сходство с другими сложными гипоте­зами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий осу­ществления правовой нормы. Однако согласно альтернатив­ной гипотезе - и в этом ее от­личие - для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоя­тельств

47. Диспозиция правовой нормы. Главным элементом, сердце­виной юридической нормы, заключенного в ней правила поведения является диспози­ция. Только в результате систем­ного объединения, целостного единства трех частей - диспо­зиции, гипотезы и санкции, - обладающих относительной самостоятельностью и своими особенностями, образуется целостное, качественно новое правило поведения.

Без гипотезы норма бессмысленна, без дис­позиции немыслима, без санк­ции бессильна.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспо­зиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной . Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Блан­кетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъ­екта реализации к другим пра­вовым нормам.

Диспозиция также может быть простой - указание на тот или иной однозначный ва­риант поведения. Может быть и описательной, когда систе­мой оценочных понятий, раз­личных характеристик и при­знаков формулируется пра­вило поведения. В теории права выделяют также ссы­лочную диспозицию . В этом случае в самой норме права не излагается правило поведения, а адресат отсылается к пра­вилу поведения, содержаще­муся в другой норме.

Выделяют и бланкетную (от­крытую) диспозицию, т.е. та­кое правило, которое может быть воспринято нормой права из других источников права. Бланкетная диспозиция не оп­ределяет признаков преступ­ления, а предоставляет уста­новление их специально ука­занным органам. (нарушение правил охраны окружающей среды, устанавливаемых экологиче­ским законодательством госу­дарства).

Именно диспозиция заключает и себе модель пра­вомерного поведения.

В зависимости от формы вы­ражения диспозиции подраз­деляются на управомочиваю­щие, обязывающие и запре­щающие ,

Управомочивающие диспо­зиции предоставляют субъек­там право на совершение пре­дусмотренных и них положи­тельных действий(«вправе», «имеет право», «может»)

Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обя­занность совершения опреде­ленных положительных дей­ствий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. («обязан», «должен», «подлежит»)

Запрещающими называются диспозиции, содержащие за­прет совершения определен­ных противоправных дейст­вий (или бездействия). Запре­щающая диспозиция - требо­вание воздерживаться от оп­ределенного варианта отрица­тельного поведения, которое законом признается правона­рушением.

Анализ диспозиций юриди­ческих норм позволяет вы­явить достаточно много их разновидностей.

Как и гипотезы, диспозиции подразделяются на казуаль­ные и абстрактные . Первая перечисляет конкретные предписываемые, разрешае­мые или запрещаемые дейст­вия, а вторая предусматривает определенный тип поведения. Так, Российское Уложение о наказаниях, в ко­тором применялись казуаль­ные гипотезы, содержало 2034 статьи, в то время как совре­менный УК РФ, знающий только абстрактные диспози­ции, - лишь около 400.

Гипотезы правовых норм классифицируются по различным основаниям:

1. По характеру содержания различают общие и кон­кретные гипотезы.

Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.

Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Например, гипотеза нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунк­там перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

2. По степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной, абсолютно неопределенной либо относительной.

Абсолютно определенная гипотеза только указывает факты, которые обуславливают действие нормы, например, сроки дав­ности.

Абсолютно неопределенная гипотеза не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять правовую норму.

Относительно определенная гипотеза содержит указание на ог­раничительные условия действия нормы, например, применение нормы в военное время.

3. В зависимости от основания применения пра­вовой нормы гипотезы подразделяются на односторонние и дву­сторонние.

Односторонняя гипотеза в качестве основания применения нормы предусматривает только правомерное либо неправомерное поведение.

Двусторонние гипотезы содержат указание как на правомерное, так и на неправомерное поведение, приводящее в действие пра­вовую норму. При этом предусматривается, что последствия за­висят от характера поведения, например, при повторной неявке в суд по гражданскому делу, если причина уважительная, судебное разбирательство откладывается; если причина неуважительная, то суд оставляет иск без рассмотрения.



Виды диспозиций правовой нормы.

Диспозиции норм права классифицируются по следующим основаниям:

1. По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.

Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.

Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, на­пример, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.

Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой норматив­ный акт либо указывает на незаконность действий и таким обра­зом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.Например, закон устанавливает обязанность соблюдать правила дорожного движения, но какие конкретно правила станут в этом случае обязательными по закону будет определяться набором из правил дорожного движения.

2. По своей юридической направленности выделяют представительно-обязывающие, обязывающие, управомочивающие, рекомендательные, ограничительные и закрепительные дис­позиции.

Представительно-обязывающие диспозиции содержат двусто­ронние правила поведения, например, продавца и покупателя.

Обязывающие диспозиции указывают вид и меру поведения обязанного лица, например, должника по договору займа.

Управомочивающие диспозиции содержат указание на вид и ме­ру возможного поведения, например, собственника имущества.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками, например, нормы Трудового кодекса ог­раничивают продолжительность труда несовершеннолетнего.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и за­дачи деятельности государственных органов.

Виды санкций правовой нормы.

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

1. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (сти­мулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).

Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недей­ствительными (санкции ничтожности).

Карательные меры в литературе иногда называют полными санк­циями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

2. По степени определенности и вариантности выделяют несколько видов санкций: абсолютно-определенные, от­носительно определенные, альтернативные, кумулятивные и ком­бинированные:

Абсолютно-определенная санкция содержит указание на точно зафиксированное последствие, например, смертная казнь;

Относительно-определенная санкция содержит указание на ниж­ний и верхний пределы наказания, например, в случае лишения свободы - от 2 до 5 лет, от 8 до 15 лет;

Альтернативная санкция содержит указание на несколько видов возможных наказаний и тем самым предоставляет пра­воохранительным органам право выбора, например, за ряд пре­ступлений могут быть применены лишение свободы или испра­вительные работы;

Кумулятивная санкция предусматривает возможность сложе­ния нескольких видов наказаний. К примеру, смертная казнь мо­жет сочетаться с конфискацией имущества, а лишение свободы - с лишением определенного права;

Комбинированная санкция представляет собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

Итоги:

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если-то-иначе». «Если» – это условие действия нормы права, «то» – само правило поведения, «иначе» – это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.

Виды норм права

Классификация норм права проводится по различным основа­ниям:

1. По предмету правового регулирования, т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой, разли­чаются государственно-правовые (конституционные), администра­тивные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уго­ловно-правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования от­раслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права закрепляют права и обязанности участников правоотношений, указывают, "что делать".

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав и обязанностей, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы, указывают, "как делать".

3. По целевому содержанию предмета регулирования правовые нормы делятся на нормы частного и нормы публичного права. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.

4. По характеру содержания выделяют нормы-декла­рации, нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и за­дачи. В Уголовном кодексе РФ декларативными являются нормы, закрепляющие задачи уголовного законодательства, принципы уго­ловного права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных (легальных) определений правовых понятий. В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы-
правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм - определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях. В тех случаях, когда субъекты не в состоянии достигнуть соглашения, они должны осуществить свои права и обязанности в соответствии с предписанным вариантом поведения. Диспозитивные нормы характерны для гра­жданского права, которое предусматривает равноправие субъек­тов, их автономность и возможность соглашения сторон.

7. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия – это общие предписания, пределы реализации которых связываются с определенными пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К данному виду правовых норм относятся: все региональные нормы; нормы, адресованные специальным субъектам (например, работникам определенных министерств и других федеральных ведомств, военнослужащим).

Локальные нормы выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, определенного общественного объединения.

8.По функциональному назначению нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы определяют модель поведения субъектов, охранительные нормы определяют средства защиты прав и закон­ных интересов от нарушений.

9. По кругу субъектов различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяются на всех граждан, независимо от профессиональной деятельности и условий, в которых они на­ходятся. Специальные нормы распространяются только на определенные категории лиц (пенсионеры, студенты, военнослужащие и так далее).

10. По юридической силе (зависимости от субъекта правотворчества) нормы подразделяются на федеральные и региональные законодательные нормы, обладающие в пределах своей компетенции высшей юридической силой, и федеральные и региональные подзаконные нормы, выраженные в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

Федеральные законодательные нормы подразделяются на нормы, содержащиеся: в Конституции РФ; федеральных конституционных законах; федеральных законах.

Региональные законодательные нормы делятся на нормы, содержащиеся: в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) и законах указанных субъектов в составе РФ.

Федеральные подзаконные нормы подразделяются на нормы, выраженные: в нормативных указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно разграничиваются и региональные подзаконные нормы, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ.

Замечание:

Любая классификация имеет условный характер, но помогает профессионально точно и грамотно осуществлять правовое регулирование.

Примеры видов гипотез правовых норм, с использованием 4-5 критериев классификации (с обязательными ссылками на статьи нормативно-правовых актов)

Норма права - это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.

Структура нормы права - это ее внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов.

В правовой норме содержится, прежде всего, указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила.

Гипотеза - это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства необходимые для вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции.

Гипотеза - необходимая предпосылка функционирования нормы права, ее претворения в жизнь, выраженном в регулировании конкретной жизненной ситуации. В ней указываются юридические факты, наличие которых служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями. Тем самым посредством гипотезы предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения приурочивается к конкретным лицам, к тому или иному жизненному случаю, событию или действию, месту, времени, возрасту и другим конкретным жизненным обстоятельствам.

В зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные.

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Простые гипотезы указывают на одно условие реализации нормы, например гипотеза нормы, выраженной в ст. 242 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «неизменность состава суда как условие рассмотрения дела или ст. 21 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «в случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель принимают меры по установлению событий преступления, изобличению лица или лиц виновных в совершении преступления» Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с последними изменениями) // СПС КонсультантПлюс..

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Например, гипотеза нормы, выраженная в ст. 77 Налогового Кодекса РФ: «Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество» Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. I от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с последними изменениями) // СПС КонсультантПлюс..

Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза. Она также как и другие сложные гипотезы предусматривает два или более условий осуществления правовой нормы. Но ее отличие состоит в том, что для вступления нормы права в действие достаточно наличия одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. Например, гипотеза нормы, содержащейся в п. 3 ст. 484 Гражданского кодекса РФ: «В случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар...» Гражданский кодекс Российской Федерации Ч. II от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СПС КонсультантПлюс..

Другим основанием для классификации гипотез служит форма их выражения. По этому критерию они подразделяются на абстрактные и казустические.

Абстрактная гипотеза , определяя условия претворения нормы права в жизнь, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Она не детализирует частные случаи, как бы абстрагируется от них, хотя и связывает осуществление нормы с наличием конкретных отношений определенного вида. Например, гипотеза нормы, выраженной в ч. 1 ст. 69 УК РФ: «При совокупности преступлений наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление» Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// СПС КонсультантПлюс.. Гипотеза этой нормы носит абстрактный характер. Это проявляется в том, что законодатель не раскрывает условий, при которых преступления признаются совершенными в совокупности.

Казустическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными строго определенными частными случаями (казусами), которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Например, гипотеза нормы, содержащейся в ст. 345 УК РФ предусматривает вступление нормы права в силу в случае "оставления погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира" Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ// СПС КонсультантПлюс.. В данном примере гипотеза предполагает отдельные, конкретно-определенные, сравнительно редко встречающиеся в судебной практике случаи.

Независимо от разновидности гипотезы, она всегда определяет условия вступления нормы права в действие, реализации ее диспозиции.