Основные принципы и юридические свойства конституции рф. Конституционные принципы рф

Это основные идеи, определяющие существенные черты, качественные свойства конституции как основного

Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы.

Поэтому и конституционные принципы являются основополагающими для формирования норм всех других отраслей права.

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 КРФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве.

2. Законность. Провозглашение РФ правовым государством предполагает закрепление в КРФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 КРФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие КРФ на всей территории России.

3. Равноправие и полноправие граждан. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. КРФ гарантирует гражданам возможность реализации прав и свобод.

5. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, улучшении материальных условий жизни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Наиболее ярко это проявляется в нормах, устанавливающих неотчуждаемость прав и свобод человека и их принадлежность каждому от рождения (ст. 17); право каждого на жизнь (ст. 20); охрану достоинства личности, запрет пыток, насилия (ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и т.д.

6. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции РФ принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в преамбуле КРФ и в ст. 4, устанавливающей, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 8; 67; 68; 74; 75).

7. Равноправие и самоопределение народов. Он обусловлен многонациональным характером России, ее федеративным устройством (ст. 5; 73; 66; 69).

8. Разделение властей. Этот принцип является новым в Российском конституционном законодательстве и закреплен в ст. 10-11 Конституции РФ. Его суть состоит в том, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на исполнительную, законодательную и судебную.

9. Идеологическое многообразие, многопартийность. В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни, Конституция закрепляет в своем содержании неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признается возможность образования различных политических партий и общественных объединений.

Юридические свойства конституции - это такие специфические признаки, которые отличают ее от актов текущего законодательства.

1. Верховенство в системе законодательных актов государства, высшая юридическая сила (это свойство отражено в самом ее тексте ст.

2. Конституция является ядром правовой системы (конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права, на их основе формулируется содержание всех действующих в РФ нормативно - правовых актов);

3. Прямое действие конституции РФ на всей территории России;

4.Особая правовая охрана (обеспечивается с помощью

конституционного контроля). Согласно ст. 71 КРФ контроль за ее соблюдением относится к ведению РФ, а обеспечение соответствия федеративной конституции конституций республик входит в предмет совместного ведения федерации и входящих в ее состав республик. Особое место в защите конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РФ, который как глава государства является гарантом Конституции; обязанность соблюдать и защищать Конституцию входит в содержание присяги Президента. В целях защиты Конституции создан и действует Конституционный Суд РФ, который по запросам Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов исполнительной, законодательной и судебной власти субъектов федерации разрешает споры о соответствии Конституции законодательных и других правовых актов, перечень которых дан в ст. 125 Основного закона);

5. Особый порядок принятия и изменения конституции. Этот порядок установлен в гл. 9, в которой четко определен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции - Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов, группы депутатов Совета Федерации или Государственной Думы численность не менее одной пятой части от общего числа состава палаты.

Важно иметь ввиду, что существует различный порядок изменения положений глав 1, 2 и 9 и глав 3-8 КРФ.

Нормы глав 1, 2 и 9 вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если же такие предложения поступят и будут поддержаны тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность КРФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя пятыми голосов от общего числа членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования КРФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины всех

избирателей.

Поправки и изменения к гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона.

Данный порядок предусматривает одобрение их большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов федерации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Принципы конституции:

  1. КОНСТИТУЦИЯ США 1787 г., ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  2. §1.Понятиﺍе, признаки конституции. Сущность конституции
  3. Конституция Гельветической республики была составлена на основе конституций Франции и США и во многом заимствовала идеи Просвещения.
  4. Структура Федеральной Конституции полностью была заимствована из Федеральной Конституции от 12 сентября 1848 г. и состояла из ста двадцати одной статьи

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

  • человек, его права и свободы как высшая ценность;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода как условие развития экономической системы;
  • разделение властей;
  • гарантии местного самоуправления;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство — это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

  • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
  • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. “Российская Федерация, -- говорится в ст. 7 Основного Закона, -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обеспечить реализацию основных прав человека: право на свободный труд; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом случаях; право на жилище;право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование.

В целях обеспечения соответствующих прав органы государства разрабатывают и осуществляют федеральные и региональные программы охраны здоровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды

Принципом Конституции России так же является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной собственности и чрезмерно расширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [ст. 34], вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу [ст. 37]. При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления -- один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [ст. 12].

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, “разгружает” государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.

Перечисленные выше принципы Конституции одновременно являются и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только самой Конституции как Основного Закона государства, но и (при условии их реального воплощения) устройство общества и государства.

Конституция России, как и любого государства, характеризуется не только принципами, но и рядом юридических свойств, отличающих ее от других законов и определяющих ее особое место в правовой системе.

Наиболее значимым из них является верховенство Конституции, ее наивысшая юридическая сила. Впервые в отечественной конституционной практике это юридическое свойство Конституции получило развернутое закрепление в тексте самого Основного Закона. “Конституция Российской Федерации, -- говорится в ст. 15, -- имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.

Верховенство Конституции в правовой системе России обеспечивается специальным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов, толкования конституционных положений занимается Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ).

Высшая сила конституционных норм означает, что в случае расхождения их с нормами обычных законов действуют конституционные нормы. Конституционные нормы с точки зрения юридической силы неоднородны, сами могут быть дифференцированы, подразделены на несколько групп:

  • 1. Нормы, составляющие основы конституционного строя [гл. 1]. Они закрепляют высшие социально-политические и юридические ценности российского общества и имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции. Они могут быть изменены в особом, по сравнению с иными нормами Конституции, порядке. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации [ст. 16].
  • 2. Конституционные нормы о правах и свободах человека [гл. 2]. Их специфика состоит в прямом запрете [ст. 55] на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Кроме того, Конституция устанавливает пределы, в рамках которых эти конституционные нормы могут быть временно ограничены [ст. 55]. Все это подчеркивает особую юридическую значимость этих конституционных норм,
  • 3. Конституционные нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах. Последние представляют собой особые законы, наиболее тесно (органично) связанные с Конституцией. Для их принятия необходимо повышенное число голосов Государственной Думы и Совета Федерации, по сравнению с обычными законами. Так, положения ст. 125 Конституции о полномочиях и порядке деятельности Конституционного Суда России могут быть конкретизированы только в конституционном законе.
  • 4. Остальные нормы Конституции, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами .

гражданство конституция человек свобода


В основе организации и деятельности органов государственной власти лежат конституционные принципы - исходные положения, которыми руководствуется законодатель при определении порядка образования и функционирования органов государственной власти.
Как и во всякой иной области общественной жизни, принципы функционирования системы государственных органов России - это лежащие в ее основе и выражающие ее сущность, исходные руководящие начала, ведущие идеи и установки. Они представляют собой общетеоретические идеи, которые выражают политическую, правовую и организационную природу Российского государственного аппарата.
Основными конституционными принципами организации и деятельности государственных органов Российской Федерации являются:
1. Участие народа в организации деятельности органов государства (как один из составных принципов народного суверенитета).
Основные положения этого принципа закреплены в следующих положениях Конституции РФ:
- носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст.3 ч.1);
- народ осуществляет свою власть непосредственно, также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3,4.2);
- граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно, так и через своих представителей (ст.32, ч.1);
- граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст.32,ч.2);
- граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст.32,ч.4).
2. Одним из важнейших принципов организации системы государственной власти РФ, согласно Конституции РФ (ст. 10), является разделение исполнительной, законодательной и судебной власти. Разделение властей является структурообразующим и функциональным принципом в целях рациональной организации и контроля государственной власти.
Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Принятие и промульгация законов одним и тем же органом нарушили бы баланс властей в сфере законотворчества.
Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это распределение властей между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Таким образом, в правовом государстве отсутствует какая-либо неограниченная власть, не связанная правом и принципами конституции. Разделение властей служит механизмом защиты прав личности, закрепленных в конституции. Разделение властей выражается в системе сдержек и противовесов, так чтобы ни один из органов не занял авторитарно-абсолютистского положения и не опрокинул право и конституцию.
Разделение властей не абсолютно. Оно в то же время предполагает единство властей на основе общих политико-правовых принципов. Разделение властей - это не застывшее состояние обособленных структур, а работающий, действующий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных состояний. Общий принцип единства и разделения властей конкретизируется применительно к различным историческим ситуациям и положениям. Единство достигается через динамическое равновесие, через определенную направленность, сопряженность и процесс улаживания. Но при этом обязательно условие: не должно быть сосредоточения власти в руках одного лица и органа, иначе станут невозможными взаимоконтроль, сдержки и противовесы, и, следовательно, разделение властей и правовое государство.
3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ) отражает особенности государственного устройства России, децентрализацию государственной власти, отход от административно-командных методов управления, в целом процесс демократизации общества.
Из Конституции Российской Федерации следует, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать свою систему органов государственной власти путем принятия собственных нормативных актов. Однако такие акты должны соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти (статья 77, часть 1), другим положениям Конституции Российской Федерации и конкретизирующим их федеральным правовым актам. Государственная власть в субъектах Российской Федерации должна опираться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается на основе правила, вытекающего из статьи 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которому полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не затрагивающие конституционные основы и прерогативы федерального законодателя, определяются ими самостоятельно.
Конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти.
Система органов государственной власти республики как субъекта Российской Федерации может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством (субъекта Федерации).
4. Законность в организации и деятельности органов государства.
Этот принцип предполагает соблюдение Конституции РФ, законов и иных актов Российского государства всеми государственными органами и должностными лицами (ст.15, ч.2 Конституции РФ).
Законность в организации и деятельности системы государственных органов России включает следующие требования:
а) формирование государственных органов в строгом соответствии с законами, другими нормативными актами государства,
б) обеспечение функционирования государственных органов в рамках их компетенции,
в) осуществление деятельности в надлежащих организационно-правовых формах с использованием присущих соответствующим органам методов, в строгом соответствии с процессуальными нормами, установленными для того или иного государственного органа,
г) сотрудничество государственных органов с организациями общественности с учетом их социального статуса. Имеется в виду их взаимодействие на основе руководства государственных органов подведомственными организациями, координации деятельности с неподведомственными и др.
Наряду с основными принципами организации и деятельности механизма государства (вышеприведенными) имеются неосновные, производные от основных, принципы, действующие в той или иной системе государственных органов. Применительно к системе исполнительных органов различаются принцип управления (народность, плановость и т.д.), принцип государственной службы; к судебной системе - осуществление правосудия в точном соответствии с законом, независимость судей и подчинение их при осуществлении правосудия только закону, открытое разбирательство дел, обеспечение обвиняемому права на защиту. Некоторые из этих принципов также закрепляются конституционно (см., например, ст.ст.120, 121 Конституции РФ).

Ст.10 Конституции РФ закрепляет, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Причем, специально оговорено, что все органы власти самостоятельны.

Самостоятельность судебной власти проявляется :

1) в наделении её правом признавать недействующими нормативные акты, принимаемые органами законодательной власти. Одна из глав ГПК (гл.24, статьи 251-253) посвящена оспариванию в судах НПА.

Также отметим, что в соответствии со ст. 79 ФКЗ «О Конституционном суде РФ», вступивший в противоречие с Конституцией закон может признаваться недействующим Конституционным Судом РФ (КС – одна из ветвей судебной власти).

2) независимость судебной власти от исполнительной проявляется, в частности, в том, что ч.2 ст.120 Конституции предусматривает, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом . Это же положение дублируется в ГПК (ст.11 ч.2): суд применяет нормы акта, имеющего бóльшую юридическую силу.

Это означает, что при рассмотрении дел суды имеют право игнорировать акты различных органов, если они не соответствуют закону и не применять их.

3) в судебном порядке могут быть оспорены решения, действия, бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, гос. и муниципальных служащих в порядке главы 25 (ст.254-258) ГПК.

Благодаря этим нормам действия, акты, решения органов исполнительной власти контролируются судом на предмет соответствия их закону.

Принцип единства судебной системы

В соответствии со ст.71 (п. «г») Конституции РФ установление системы органов судебной власти, порядка их организации и деятельности находятся в ведении РФ.

Судебная система в соответствии со ст. 118 Конституции определяется федеральным конституционным законом (ФКЗ). Это закон от 23.10.1996 «О судебной системе РФ». Именно этот закон закрепляет единство судебной системы как правовой принцип.

Единство судебной системы обеспечивается :

1) тем, что суды при рассмотрении дел следуют единым правилам судопроизводства, которые устанавливаются федеральным законом. Гражданское процессуальное законодательство в соответствии с п. «о» ст.71 Конституции находится в ведении РФ.

2) единство судебной системы обеспечивается единством применяемых законов , и в первую очередь – Конституции (ст.11 ГПК).

3) гарантией единства является обязательность и неукоснительность исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, распоряжений, требований, поручений, вызовов и обращений всеми ОГВ, ОМС, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

4) гарантия единства – федеральный статус всех судов и судей и финансирование всех федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Принцип гласности судебного разбирательства

В соответствии со ст. 123 (ч.1) Конституции РФ, разбирательство дел во всех судах проходит открыто .

Гласность судопроизводства – это еще и гарантия соблюдения других конституционных принципов – соблюдения свободы слова и права свободно искать, получать, использовать информацию (ч.1 и 4 ст.29 Конституции).

Различают гласность в узком смысле слова – для сторон и других участников (то, что обеспечивает состязательность процесса) и в широком смысле слова – для всех и каждого, для граждан, т.е. здесь гласность является синонимом публичности.

И лица, участвующие в деле, и другие граждане, просто присутствующие в зале судебного заседания (публика, аудитория) имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Это можно делать без разрешения суда (ч.7 ст.10 ГПК).

А вот фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и ТВ допускаются с разрешения суда .

Действия лиц, осуществляющих разрешенную судом фотосъемку и видеозапись, трансляцию судебного заседания, не должны мешать нормальному порядку в зале судебного заседания. Поэтому данные действия осуществляются на указанных судом местах (например, чтобы кого-то из участников не снимали в лицо). С учетом мнения лиц, участвующих в деле, эти действия могут быть ограничены судом во времени (ч.4 ст.158).

Судья не может препятствовать освещению деятельности суда представителями СМИ. Действия судьи по воспрепятствованию представителям СМИ к доступу в судебное заседание, освещению ими рассмотрения дела, за исключением случаев, предусмотренных законом, являются нарушением профессиональной этики (п.15 Постановления Пленума ВС РФ от 31.05.2007 № 27 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности»).

Следует иметь в виду, что понимание гласности (даже в широком смысле слова) просто как присутствие в зале суда публики является недостаточным .

Гласность судопроизводства означает также доступность сведений о состоявшихся и предстоящих судебных процессах («прозрачность судебного календаря»), доступность текстов судебных решений, особенно для профессионально заинтересованных лиц (ученые, студенты-юристы, врачи и др.). Содержание этого принципа в действующем ГПК дополнено возможностью видеозаписи, трансляций по радио и ТВ, использованием систем видеоконференц-связи.

Вторая составляющая принципа гласности , также закрепленная в ч.1 ст.123 Конституции: слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. ФЗ в данном случае – ГПК.

Ст.10 (ч.2) ГПК определяет, когда слушание дела проводится в закрытом заседании: 1) по делам, содержащим сведения, составляющие гос. тайну;

2) по делам, содержащим сведения о тайне усыновления ребенка;

3) по другим делам, если это предусмотрено ФЗ.

Это все обязательные случаи. Но есть еще и факультативные случаи, т.е. когда суд может, но не обязан рассматривать дело в закрытом судебном заседании. Это допустимо при наличии следующих условий :

Ходатайство лица, участвующего в деле;

Слушание в закрытом с/з проходит с соблюдением всех правил судопроизводства, в присутствии всех лиц, участвующих в деле, их представителей, а в необходимых случаях – свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков (ч.5 ст.10).

Причем, все эти лица предупреждаются об ответственности за разглашение сведений, ради сохранения тайны которых дело слушалось в закрытом с/з (ч.3 ст.10).

Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства. Использование систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается (ч.6 ст. 10 ГПК).

Решение в любом случае должно провозглашаться публично, за исключением случаев, когда оно может затронуть интересы несовершеннолетних (ч.8 ст.10).