Органы судебной власти порядок прекращения. Органы судебной власти рф

Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той компетенции, которой он наделен, а все вместе суды образуют судебную систему Российской Федерации.

Судебная система – это закрепленная Конституцией РФ совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства России.

В настоящее время она устанавливается в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 г. На основании статьи 71 п. «о» Конституции РФ установление основ построения судоустройства относится исключительно к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов.

Единство судебной системы имеет важное значение, которое приобретает особую роль в федеративном государстве.

В Российской Федерации единство судебной системы обеспечивается путем:

Установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;

Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

Применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

Признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных актов, вступивших в законную силу;

Законодательного закрепления единства статуса судей;

Финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В настоящее время регулирование судебной системы осуществляется следующими законами:

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 9.11.2009 № 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии";

Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации";

Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".

В судебную систему России входят следующие виды судебных органов:

Федеральные суды;

Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

Мировые судьи субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Дисциплинарное судебное присутствие (судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков).

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

Мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, поэтому выделяются звенья судебной системы.

Под звеном судебной системы следует понимать совокупность однотипных судов равнозначных территориальных образований, обладающих одинаковой компетенцией.

В системе судов общей юрисдикции (под юрисдикцией понимается деятельность суда по разрешению правовых конфликтов) выделяются три звена:

Основное или первое звено – районные (городские, межмуниципальные) суды;

Среднее или второе звено – Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов;

Высшее или третье звено – Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды также состоят из трех звеньев:

Первое звено – суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;

Второе звено – суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск;

Третье звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Арбитражные суды России:

Первое звено – арбитражные суды в субъектах Российской Федерации;

Второе звеноарбитражные апелляционные суды (20);

Третье звено – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), (всего таких округов в Российской Федерации образовано 10);

Четвертое звено – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Все перечисленные виды судов относятся к федеральным судам Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В России он создан в 1991 г. в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции страны на всей территории государства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и их совместному ведению с органами власти субъектов федерации; в) договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в законную силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции между: а) федеральными органами государственной власти, б) ими и органами государственной власти субъектов федерации, в) высшими государственными органами субъектов федерации; 3) разбирает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Он может также использовать права, предоставленные в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению как судебного органа конституционного контроля.

При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Организация внутренней деятельности Конституционного Суда РФ регулируется его Регламентом. Рассмотрение дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, и принятие по ним решений могут проводится лишь в коллегиальном составе судей: на пленарных заседаниях или на заседаниях палат. Таких палат может быть только две, так как они формируются из общего числа девятнадцати судей путем жеребьевки: в одну из них должно входить не более десяти судей, а в другую - девяти.

Решения Конституционного Суда РФ являются окончательными, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения и действуют непосредственно на всей территории государства, будучи обязательными для всех представительных законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и других организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет судебный надзор за деятельностью судов Российской Федерации, кроме Конституционного Суда РФ и арбитражных судов.

В пределах своих полномочий высшего судебного органа рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебный надзор проводится Верховным Судом прежде всего путем проверки законности и обоснованности разрешения нижестоящими судами конкретных дел и исправления допущенных ими ошибок. Большое значение имеют на основе изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики даваемые Верховным Судом разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

В составе Верховного Суда РФ действуют: а) Пленум Верховного Суда; б) Судебная коллегия по гражданским делам; в) Судебная коллегия по уголовным делам; г) Военная коллегия; д) Президиум Верховного Суда. Пленум - коллегиальный орган, направляющий и координирующий судебную практику для обеспечения ее точного соответствия закону. Судебные коллегии действуют в качестве суда первой инстанции, а также рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом подсудность дел, рассматриваемых ими по первой инстанции, определяется гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. Президиум - постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий в пределах своих полномочий дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также материалы изучения и обобщения судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению хозяйственно-экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Стоит во главе системы арбитражных судов, в которую также входят федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных образований. Основными их задачами при рассмотрении подведомственных дел являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, организаций, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в данной сфере. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ осуществляют в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью подведомственных судов и дают разъяснения по вопросам судебной практики. Их полномочия, порядок образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом.

В субъектах РФ кроме того могут создаваться свои конституционные или уставные суды для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, других нормативных актов, издаваемых на территории субъекта Российской Федерации, его конституции или уставу. Порядок формирования и компетенция конституционных (уставных) судов определяются самими субъектами Федерации в их Конституциях или уставах.

Система высших судов в РФ закреплена Конституцией РФ в главе 7 «Судебная власть», где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ. Общее для всех высших судов, связанное с их формированием, прописано в ст.17 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации",ст.17, в которой сказано, что созданы эти суды в соответствии с Конституцией РФ, и соответственно упраздняться они могут только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Порядок образования и деятельности, компетенция КС РФ определяются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятым Государственной Думой 24 июня 1994г., одобренным Советом Федерации Российской Федерации 21 июля 1994г. По вопросам своей внутренней деятельности КС РФ принимает Регламент КС.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатурах на должности судей могут вносить Президенту: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке, тайным голосованием, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

КС РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Закон устанавливает ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", ст.12, что судья КС РФ назначается на должность на неопределенный срок. Предельный возраст для пребывания в должности 70 лет. К числу правовых гарантий деятельности судьи относятся: гарантии независимости, принципы несменяемости, неприкосновенности, равенства прав судей.

КС РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.

Организационными формами конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и заседания палат КС РФ. Ст. 21 Там же. определяет перечень вопросов, подлежащих рассмотрению исключительно на пленарных заседаниях, а ст. 22 - перечень вопросов, рассматриваемых в заседаниях палат.

Председатель КС РФ: руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение судьи вопросы, подлежащие рассмотрению; представляет КC РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями; по уполномочию суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом суда и т.д. Председатель КС РФ издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя КС РФ осуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет обязанности, возложенные на него судом.

Судья - секретарь КС РФ осуществляет непосредственное руководство работой аппарата суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседания суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые КС, и информирует суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей и др.

По вопросам своей внутренней деятельности КС РФ принимает Регламент КС РФ. В этом документе устанавливаются: порядок определения персонального состава палат, порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях; особенности делопроизводства и т.д.

Второй раздел рассматриваемого закона закрепляет общие правила производства в КС РФ. В их содержание входят: принципы конституционного производства (независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон); установление поводов и оснований к рассмотрению дела, общих требований к обращению, перечень документов, прилагаемых к обращению, размеры уплаты государственной пошлины.

Решения, принятые как в пленарном заседании суда, так и в заседаниях палат, являются решениями КС РФ. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса решения суда именуются постановлением, заключением и определением. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом. ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", ст.72 Например, согласно п.4 ст.72 Там же. решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ КС РФ:

  • 1) Разрешает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
  • 2) Разрешает споры о компетенции: а) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; б)между высшими государственными органами субъектов РФ.
  • 3) По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
  • 4) Дает толкование Конституции РФ.
  • 5) Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
  • 6) Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
  • 7) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ и, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Помимо этих правовых задач конституционная юстиция выполняет и политическую задачу интеграции граждан в рамках государства, препятствует их отчуждению от власти, ибо каждый гражданин знает, что он может вступить в спор даже с законодателем и перед лицом конституционного суда это будет спор формально равных сторон.

Основным преимуществом специальной конституционной юрисдикции является рационализация процедуры: конституционный суд ограничивается рассмотрением лишь конституционно-правовых вопросов, он избавлен от необходимости попутно решать нередко очень сложные вопросы из области гражданского, уголовного и другого права. А главное, КС не связан обстоятельствами конкретных споров о праве и может рассматривать вопросы конституционности нормативных актов в порядке абстрактного контроля. В то же время компетенция КС не лишает все остальные суды правомочия применять Конституцию РФ и контролировать конституционность деятельности других государственных органов.

Придание ВС РФ и статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам «общей юрисдикции». Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах ВС РФ не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматриваются соответственно КС РФ, ВАС РФ и арбитражные суды субъектов РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ должны быть установлены федеральным конституционным законом (ст. 128 Конституции РФ). В связи с тем, что такой закон до настоящего времени не принят, работа ВС РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе», процессуального законодательства РФ, Закона РСФСР от 8 июля 1981г. «О судоустройстве РСФСР».

ВС РФ состоит из Пленума ВС РФ, Президиума ВС РФ, судебных коллегий и аппарата. При нем функционируют Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе ВС РФ действуют:

  • · Судебная коллегия по уголовным делам;
  • · Судебная коллегия по гражданским делам;
  • · Военная коллегия;
  • · Кассационная коллегия.

ВС РФ формируется в составе Председателя, заместителей Председателя, членов и народных заседателей. Председатель ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ. Заместители Председателя и другие судьи ВС РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется представление Председателя ВС РФ.

Число народных заседателей определяется самим ВС РФ. Сначала формируются общие списки, из которых народных заседателей отбирает председатель Судебной коллегии ВС РФ. Затем отбор для исполнения обязанностей судей по конкретному делу осуществляет председательствующий в судебном заседании судья ВС РФ.

ВС РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, а также в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции. Так согласно ст. 452 УПК РФ «уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации». Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ

ВС РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Кроме того, ВС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом полномочия, порядок образования и деятельность ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом, который на данный момент еще не принят.

Содержащееся в ч. 1 ст. 19 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". положение вытекает из ст. 126 Конституции РФ. Оно определяет предназначение ВС РФ как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции. Юридическое значение понятия "высший судебный орган" заключается в окончательности решений ВС РФ по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверить в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела, рассмотренные военными и специализированными судами.

Коллегии ВС РФ в порядке, установленном уголовно - процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, рассматривают в качестве суда второй инстанции уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции областными, военными окружными и приравненными к ним судами.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и другие судебные постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.

Особая роль в деятельности ВС РФ отведена его Пленуму. В его состав входят все судьи ВС РФ. Задачей Пленума является обеспечение единства судебной практики в РФ путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства. В отличие от нормативных актов, разъяснения Пленума не носят обязательного характера, но они ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.

Высшим звеном системы является ВАС РФ - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром системы арбитражных судов. Таким образом, главным в деятельности ВАС РФ является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом ВАС РФ.

Функцию, компетенцию и полномочия ВАС РФ можно разделить на несколько групп. Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:

  • · дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов, дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
  • · экономические споры между РФ и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов РФ.

Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов - своевременное и в полном объеме- занимает далеко не последнее место.

Структура ВАС РФ в настоящее время состоит из:

  • · Пленума ВАС РФ;
  • · Президиума ВАС РФ;
  • · судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • · судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Каждая из названных структур ВАС РФ действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

Так, Пленум ВАС РФ ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей и судей ВАС РФ.

Установлено, что он, в частности: а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики; б) решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой; в) об обращении в КС РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров; г) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС РФ; д) утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов; е) утверждает по представлению председателей арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов; ж) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ регламент арбитражных судов и т.д.

Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей и председателей судебных составов ВАС РФ, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи ВАС РФ. Президиум ВАС РФ: а) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ; б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы.

Судебные коллегии ВАС РФ создаются из числа судей ВАС РФ, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя ВАС РФ. В их функции входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В судебных коллегиях ВАС РФ образуются судебные составы, специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.

Новым органом в системе является Совет председателей арбитражных судов, действующий при ВАС РФ. Это совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов РФ. Для реализации принятых им решений Председатель ВАС РФ издает приказы и распоряжения.

Одновременно при ВАС РФ действует Научно-консультативный совет, задачей которого является подготовка научно-обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и по их совершенствованию. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права. Положение об этом Совете, как и его состав, утверждаются Председателем ВАС РФ.

Любое государство является сложным механизмом, который функционирует за счет своей внутренней структуры. Но далеко не всегда страны были в том виде, в котором все мы привыкли их видеть. Очень давно вместо государственного строя на Земле существовал родоплеменной. Он подразумевал собой безоговорочную власть вождя над своими подданными. Но с течением времени стало понятно, что родоплеменная община при разрастании не может контролировать и координировать деятельность большого количества людей. То есть необходимо было создание более сложной и эффективной структуры. Таковой стало государство.

На сегодняшний день каждая страна - это сложная политико-правовая структура, функционирующая под действием разделенной власти. Последний элемент крайне важен, ведь именно благодаря ему реально работают те или иные привычные нам органы. Разделение властей подразумевает под собой существование трех сфер, одной из которых является судебная. Данная отрасль отвечает за правосудие, а также имеет ряд характерных особенностей, принципов функционирования и т. п. В Российской Федерации также существует судебная ветвь власти, реализация деятельности которой происходит посредством специальных органов, о чем будет указанно далее.

Принцип разделения властей и суд

Многие люди задаются вопросом о том, каким образом судебная власть, основные понятия которой будут представлены далее в статье, соотносится с принципом разделения управления в государстве? Суть в том, что данная основополагающая идея была разработана еще во времена Нового времени Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Принцип подразумевает собой отсутствие единоначалия в процессе координирования деятельности страны. При должна быть поделена между тремя ветвями, а именно: законодательной, исполнительной и судебной. На последний элемент возлагаются действительно важные функции. Только в этой отрасли допускается осуществление правосудия.

Понятие упомянутой ветви

Если говорить о судебной власти, вообще, то она представляет собой систему органов, которые реализуют исключительно присущие только им возможности. Это не просто тенденция в данном случае, а принцип, закрепленный во многих законодательствах разных стран, и в том числе Российской Федерации. Таким образом, суд и судебная власть - это, по сути, едино целое. Потому что система соответствующих органов является формой проявления всей ветви.

Признаки судебной власти

Согласно мировым тенденция, соответствующая система органов Российской Федерации построена на принципах, которые являются общепринятыми. Помимо этого, основополагающие положения закреплены в едином, наивысшем по своей юридической силе акте - Конституции РФ. Если анализировать принципы данной отрасли государственной деятельности, то можно выделить наиболее яркие признаки судебной власти, которые характеризуют её, как действительно уникальную отрасль. К данным признакам можно отнести следующие, а именно:

1) Деятельность упомянутого характера реализуется исключительно судами.

2) Коллегия по военным делам.

3) Высший арбитражный суд.

Как мы видим, Верховный Суд является кассационным органом для разных юрисдикций.

Конституционный суд

Наиболее специфическим органом на сегодняшний день является Конституционный Суд Российской Федерации. Данный орган имеет собственную юрисдикцию и ряд полномочий, не присущих иным инстанциям. Он представляет собой структуру конституционного контроля, которая реализует власть при помощи специфического производства. В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации реализует следующие полномочия, а именно:

На основе запросов высших государственных лиц и отдельных органов упомянутое ведомство имеет право проверять соответствие федерального законодательства Конституции РФ.

Разрешает споры о компетенции разных власти.

Проверяет конституционность использования конкретных законов или норм в тех или иных делах.

Предоставляет толкование конституционных норм.

На основе запроса Совета Федерации Конституционный суд дает заключение по поводу обвинения Президента.

Как мы видим, представленный орган судебной власти является важным звеном во всей системе, так как в его ведении находятся наиболее специфические вопросы.

Суть мировых судей

Достаточно нетипичными по своей природе являются мировые инстанции. Однако следует отметить, что мировых судов в Российской Федерации на сегодняшний день нет. Но существуют мировые судьи. Они имеют смежную компетенцию с ведомствами общей юрисдикции и являются органами первой инстанции. Но их деятельность ограничивается спектром отдельных вопросов, которые они могут рассматривать. Таковыми являются следующие:

Уголовные дела, в которых наказанием является лишение свободы не более трех лет.

Дела, возникающие из необходимости выдачи судебного приказа.

Дела о разделе имущества между членами семьи.

Дела по имущественным спорам и т. п.

То есть представленный орган судебной власти реализует полномочия по наиболее незначительным разбирательствам.

Заключение

Итак, мы попытались проанализировать судебную систему в современной Российской Федерации. Следует отметить, что данный сектор на сегодняшний день реализует свою деятельность эффективно. Но это не свидетельствует об отсутствии потребности в модернизации. Ведь судебная власть и право - это те два столба, на которых, по сути, стоит каждое государство. Таким образом, чем они сильнее, тем стабильнее внутреннее состояние державы.

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции РФ она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В правовом государстве судебная власть независима, решения суда неподвержены влиянию любого властного органа. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции. Система федеральных органов судебной власти включает: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды. Впервые в структуру судебной власти Конституция включила органы прокуратуры Российской Федерации, которые осуществляют уголовное преследование и поддерживают государственное обвинение в судебном разбирательстве.

Назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституционного строя России, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении законов. В своей работе судебная власть опирается на Конституцию, федеральные конституционные законы о судебной системе. В России нет и не может быть государственных и общественных органов, которые имели бы право рассматривать уголовные, гражданские и другие дела.

В своей работе суды различной компетенции руководствуются определенным процессуальным законодательством:

− Конституционный Суд применяет нормы, закрепленные в Законе о Конституционном Суде;

− суды общей юрисдикции при рассмотрении дел применяют нормы гражданско-процессуального и уголовно-процессуального кодексов, а также кодекса об административных правонарушениях;

− арбитражные суды в своей деятельности руководствуются арбитражно-процессуальным законодательством.

Основной закон устанавливает также высшие органы судебной системы Российской Федерации: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд.

Конституционный Суд Российской Федерации - один из высших федеральных судов. Конституционный Суд решает вопросы:

О соответствии Конституции федеральных законов, указов Президента, нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, актов субъектов Федерации. При этом Конституционный Суд решает только правовые вопросы. Не все субъекты имеют право обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов власти. Этим правом обладают только:

Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума, группа депутатов (1/5 всех членов Совета Федерации или Госу­дарственной Думы), Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации;


Конституционный Суд разрешает споры о компетенции. Такие споры возникают тогда, когда один орган берет полномочия другого органа, т.е. присваивает чужие полномочия. Это споры, прежде всего, между федеральными органами власти - Президентом, Федеральным Собранием, Правительством Рос­сии, федеральными судами, а также споры между высшими го­сударственными органами субъектов Федерации;

Толкование, разъяснение отдельных положений Конституции необходимо в связи с тем, что не все конституционные нормы полно и доступно раскрывают смысл, органы и граждане одинаково понимают и применяют конституционные нор­мы. Конституционный Суд является единственным государственным органом, который дает толкованием разъяснение положений Конституции. Оно обязательно для всех государственных органов и граждан: Если Конституционный Суд признал нормативные акты неконституционными, они лишаются юридической силы. Не соответствующие Конституции еще не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры не вводятся в действие и не могут применяться;

Еще одно полномочие Конституционного Суда связано с его участием в процедуре отрешения Президента от должности. Конституционный Суд дает заключение только о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Если Конституционный Суд принял решение о том, что порядок не соблюден, рассмотрение обвинения прекращается.

Верховный Суд возглавляет систему судебных органов, кото­рые осуществляют надзор за деятельностью судов общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации является высшей судебной инстанцией по отношению ко всем федеральным окружным судам - верховным судам республик, краевым (областным) судам, городским судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, то есть Верховный Суд пересматривает дела, рассмотренные высшими судами субъектов Федерации и выносит по ним окончательные постановления. Верховный Суд также изучает и обобщает судебную практику, дает разъяснения по вопросам применения законодательства. Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

1. Пленума Верховного Суда.

2. Судебной коллегии по гражданским делам.

3. Судебной коллегии по уголовным делам.

4. Военной коллегии.

5. Президиума Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда - коллегиальный орган, который дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных дел. Разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда, которые публикуются в Бюллетене Верховного Суда. Свои разъяснения Верховный Суд основывает на обобщении решений судов, их целью является обеспечение единообразия в судебной практике.

Высший Арбитражный Суд наряду с Конституционным Судом и верховным Судом входит в судебную систему России. При этом он возглавляет систему арбитражных судов, которая включает все арбитражные суды субъектов Федерации. К ведению Высшего Арбитражного суда отнесено разрешение экономических споров (то есть споров, втекающих из экономических правоотношений). Участниками гражданских споров, как правило, выступают юридические лица и граждане - предприниматели. К таким спорам относятся разногласия, возникающие в связи с признанием права собственности на имущество, которое находится в государственной собственности Российской Федерации (федеральной собственности); в связи с истребованием федеральной собственности из чужого незаконного владения, а также споры в сфере управления, возникающие с участием государственных и иных органов Российской Федерации, например, дела о признании недействительными актов государственных и иных органов Российской Федерации, Дела о банкротстве и другие. Таким образом, арбитражные суды рассматривают две категории споров: экономические (имущественные) и споры в сфере управления. Процедура судебного разбирательства арбитражных судов во многом совпадает с гражданским процессом в судах общей юрисдикции.

Военные суды входят в федеральную систему и создаются в гарнизонах, армиях, других воинских соединениях.

Конституцией России запрещено создание чрезвычайных судов, так как их создание неприемлемо в правовом государстве.

Финансирование судов производится централизовано из федерального бюджета в твердых суммах. Это дает возможность судам нормально работать, быть независимыми от властей. Военные суды финансируются Министерством обороны.

Принцип разделения властей, зафиксированный в ст. 10 Конституции Российской Федерации, обуславливает необходимость формирования судебной власти, независимой от законодательной и исполнительной властей, способной самостоятельно осуществлять присущие ей функции. Провозглашая принцип разделения властей, Конституция Российской Федерации распространяет его действие на все уровни государственной власти - федеральную государственную власть и государственную власть субъектов Российской Федерации.

Не менее значимым для построения судебной власти в Российском государстве выступает принцип федерализма, который обуславливает тот факт, что судебная система Российской Федерации состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, а также предполагает разделение судебной власти между Российской Федерацией и ее субъектами.

Однако подобные выводы разделяются не всеми исследователями. В юридической литературе, в частности, отмечается, что «в основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную разделение по вертикали) и разделения государственной власти на федеральную и власть субъектов Федерации (разделение по горизонтали) лежат принципиально иные закономерности и потому они образуют принципиально различные по своему содержанию конституционные проблемы

Ученые, занимающиеся проблемами организации и функционирования судебной власти: Абросимова Е.П., Лебедев В.М., Никитин A.B. Авакьян С.А., Алебастрова И.А., Баглай М.В., Бамматов P.P., Батова С.А., Боботов C.B., Боброва H.A., Богданова H.A., Гуценко К.Ф., Давыдов В.А., Ершов В.В., Жуйков В.М., Жилин H.A., Зражевская Т.Д., Иродов С.С., Изварина А.Ф., Карельский В.В., Клеандров М.И., Ковалев М.А., Кутафин O.E., Лазарев Л.В., Лебедев В.М., Лусегенова Е.С., Магомедов A.M., Мамаев С.А., Масликов И.С., Нерсесянц B.C., Никитина A.B., Орлов Ю.К., Овсепян Ж.И., Перевалов В.Д., Русинова С.И., Рянжин В.А., Савиций К).И., Семенов В.М., Сергеев А.И., Скуратов Ю.И., Стецовский Ю.И., Страшун Б.А., Темушкин О.Б., Топорнин Б.Н., Фойницкий И.Я., Хабриева Т.Я., Черемных Г.Г., Чиркин В.Е., Швецов В.И., Энтин Л.М. и другие.

Проблеме конституционного правосудия и мировой юстиции в субъектах Российской Федерации посвящаются труды Бобровского М.Б., Боброва В.К., Витрука Н.В., Гатауллина А.Г., Дмитриева Ю.Л., Железнова Б.Л., Зорькина В.Д., Кряжкова В.А., Мельниковой Э.Б., Митюкова М.А., Несмеяновой С.Я., Шаркова И.Г. и других.

Исследования по вопросам сравнительного судебного федерализма представлены работами Азарова М.Б., Авраменко С.Л., Гоптаревой И.Б., Жигачева И.Ю., Знаменщикова Р.В., Идрисовой М.А., Леванского С.А., Маклакова В.В., Мишина A.A., Пастухова В.Б., Пилипенко Ю.С., Решетникова Ф.М., Саленко A.B., Саликова A.B., Сухарева А.Я., Якушева В.А. и других.


власть в Российской Федерации осуществляется совокупностью всех судов страны: Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, краевых, областных, городских и районных судов – организованных и действующих на единых принципах и началах, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия в Российской Федерации (схема 43 «Посредством чего осуществляется судебная власть»).

При этом судебная осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

5 . судебная власть: понятие и функции

власть в соответствии с теорией разделения – одна из трех ветвей государственной, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

97. Конституционный Суд РФ: структура, компетенция, порядок деятельности

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом №1 от 21 июля 1994 г.

Назовите органы государственной власти РБ. Охарактеризуйте их функции?

Законодательная власть – это одна из ветвей гос. власти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Правовое закрепление парламента – раздел 4 глава 4 конституции. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы.

Органы судебной власти компетенция

Актуальность исследования. Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в главе 1 «Основы конституционного строя», поменять положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный ряд изменения самой Конституции РФ.

Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Органы, отправляющие правосудие, — третья ветвь государ­ственной власти, которая, играет особую роль как в механизме государственной, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве.

Судебная — специфическая не­зависимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмот­рения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Основная задача судов – осуществление правосудия.

Рабочая программа судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Понятие, цели и основные направления организационного обеспечения деятельности судов. Эволюция организационного обеспечения деятельности судов. Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов. Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений. Взаимодействие департамента при Верховном Суде российской Федерации с государственными органами и общественными организациями по вопросам обеспечения деятельности судов.

Субъект федерации: что это такое?

Что такое субъект федерации? Какими нормативными документами регулируется его деятельность и существование? Какие органы в своем составе содержит субъект федерации? Этот и некоторые другие вопросы станут темой данной статьи.

На вопрос о том, что такое субъект федерации, мы ответили ранее. Теперь пришло время разобрать некоторые альтернативные вопросы. Так, отход от выполнения функций может иметь место в силу изъявленного ему законодательным органом вотума недоверия или же признания судебным органом его дееспособности, а также потери гражданства РФ и так далее.

Суд как орган судебной власти.

Государственная в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ).

Судебная в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.