Что такое финансовое законодательство. · Письменных записок - подписываются руководителями структурных подразделений органов власти, обычно адресуются подчиненным или коллегам в рамках одного структурного подразделения органа власти

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативных правовых актов, именуемых его источниками. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, или региональные, местные и др.).

Итак, источники российского финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, вроде кодекса, нет. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: БК РФ и НК РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других — конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования, которые регулируют финансовые отношения в комплексе с другими отношениями, являясь источниками как финансового, так и иных соответствующих отраслей права.

Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. В их числе - законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений непосредственно законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число федеральных законов, относящихся к разным сферам финансовой деятельности, действуют кодифицированные нормативные акты — БК РФ и НК РФ, что свидетельствует о развитии правовой основы финансовых отношений в направлении се совершенствования. На данном этапе наблюдается активизация этого процесса.

Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления привели к активизации нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, органами местного самоуправления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты наряду с федеральным законодательством — важная часть источников финансового права.

Нормы финансового права содержатся также в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые по вопросам, соответствующим их компетенции, тоже могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты органов исполнительной власти, прежде всего финансово-кредитных — Министерства финансов РФ (Минфина России), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), Центрального банка РФ и др. (приказы, инструкции и т. д.). Некоторые нормативные акты издаются совместно названными органами или вместе с другими экономическими и иными службами (Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой (ФТС России), Федеральной службой по тарифам и др.), в зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга рассматриваемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования у этих органов сузился — до внутренних (для данных органов) отношений.

Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов исполнительной власти министерств, служб, регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел он формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм, дает толкование их смысла. В случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых, отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности в НК РФ.

В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели особую актуальность. К тому же еще не все области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

Конституция Российской Федерации как основной закон финансового права

Множество ее норм обладает прямой финансово-правовой направленностью:

  • 57 статья, которая устанавливает обязанность любого гражданина уплачивать установленные законом сборы и налоги, а также положения о законах, которые формируют новые налоги либо те, которые могут ухудшать положение налогоплательщика, обратной силой не обладают;
  • 3 часть 75 статьи, которая определяет, что налоговая система, взиманию налогов в бюджет федерального уровня, и общепризнанные принципы сборов и налогообложения в РФ установлены федеральным законодательством;
  • пункты «ж» и «з» 7 статьи, которые закрепляют в части ведения РФ валютное, финансовое, таможенное, кредитное, урегулирование, денежную эмиссию, базисы ценовой политики, федеральные службы экономической направленности, включая сюда на федеральном уровне банки;
  • федерального уровня налоги и сборы, бюджет федерального уровня, фонды регионального развития федерации;
  • 4 часть статьи 74, которая устанавливает, что государственные займы могут быть выпущены в порядке, определяется законодательством федерального уровня, и размещены на добровольной основе;
  • 5 часть статьи 101, которая наделяет Счетную палату правами в области контролирующих полномочий над исполнением бюджета федерального уровня;
  • 3 часть 104 статьи, которая устанавливает, что законопроекты о введении либо касающиеся отмены налогов, освобождения от их уплаты, о выпуске займов государственных, о переменах в финансовых государственных обязательств, иные законопроекты, которые предусматривают расходы, которые могут покрываться за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены лишь при существующем заключения Правительства РФ;
  • 106 статья, которая закрепляет, что рассмотрению в обязательном порядке в Совете Федерации подвергаются принятые Государственной Думой федеральные законы по следующим группам вопросов:

    • федеральный бюджет;
    • федеральные сборы и налоги;
    • валютное, финансовое, таможенное, кредитное урегулирование, денежная эмиссия.

Пункт «а» 1 часть 114 статья, которая устанавливает, что Правительство РФ занимается разработкой, представлением Государственной Думе федерального бюджета, обеспечением его исполнения; представлением Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета.

Законодательство РФ и ее субъектов в области финансового права

Финансовые правовые нормы, которые содержатся также в законодательных актах РФ и ее субъектов, а именно в некоторых федеральных конституционных законах, в их числе ФЗ РФ «О Счетной палате Российской Федерации», который определяет компетенцию и порядок деятельности государственного органа финансового контроля.

Налоговый кодекс РФ , который регулирует отношения в сфере установления, взимания налогов и сборов в РФ, а также отношения в отношении налогового контроля и ответственности за налоговое правонарушение, и бюджетный кодекс РФ, регулирующий отношения, которые возникают в процессии образования доходов и реализации расходов бюджетов всех ступеней бюджетной системы РФ и бюджетов внебюджетных фондов государства и реализации муниципальных и государственных заимствований, урегулирования муниципального и государственного долга, а также по поводу отношений, возникающих в бюджетной процессии.

К законодательным актам Российской Федерации относят и федеральные законы, которые содержат финансово-правовые нормы, и в связи с этим являющиеся источниками финансового права. Источниками финансового права представляются и законы субъектов РФ, которые содержат финансовые правовые нормы, принимаемые в границах компетенции этого субъекта в сфере финансов. К примеру, Областной закон Ростовской области «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».

Нормативные правовые акты как источники финансового права включают указы Президента РФ, согласно 90 статье Конституции РФ. Президентские указы в области финансово-правового урегулирования являются довольно-таки разнообразными. Указы Президента РФ в финансовой области носят преимущественно организационный характер, то есть включают поручения органам власти государства по выработке каких-либо нормативных актов, выделяют порядок их выработки или главные направления деятельности таких органов в области финансов. К примеру, Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Замечание 1

Постановления Правительства РФ представляются финансово-правовым источником в тех случаях, когда они включают нормы финансового права.

Финансово-правовыми источниками, по аналогии с федеральным уровнем, представляются акты органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ и органов МСУ.

Нормативные правовые акты ведомственного типа , главное место среди них заняли письма и инструкции Министерства финансов РФ и Федеральной таможенной службы.

Все ведомственные акты финансово-правового характера принимаются на базе и во исполнение законов.

В образе источника финансового права также выделяют нормативный договор . В этом случае в форме источника финансового права играют роль договоры международного типа, а так же соглашения РФ с иными государствами в области налогообложения. К примеру, Соглашение меж Правительством РФ и Австралийским Правительством во избежание двойственного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения по отношению к налогам на доходы, которое было ратифицировано Федеральным законом № 156-ФЗ.

Признание международного правового договора в образе источника российского права базируется на 4 части 15 статьи Конституции РФ, устанавливающей, что принципы, нормы международного права, а так же международные договоры РФ - составная часть ее системы права.

Замечание 2

В случае если международными договорами Российской Федерации будут установлены другие правила, чем те, что предусматриваются законодательством, то они подлежат применению правила международного договора.

Конституция Российской Федерации как основной закон финансового права

Множество ее норм обладает прямой финансово-правовой направленностью:

  • 57 статья, которая устанавливает обязанность любого гражданина уплачивать установленные законом сборы и налоги, а также положения о законах, которые формируют новые налоги либо те, которые могут ухудшать положение налогоплательщика, обратной силой не обладают;
  • 3 часть 75 статьи, которая определяет, что налоговая система, взиманию налогов в бюджет федерального уровня, и общепризнанные принципы сборов и налогообложения в РФ установлены федеральным законодательством;
  • пункты «ж» и «з» 7 статьи, которые закрепляют в части ведения РФ валютное, финансовое, таможенное, кредитное, урегулирование, денежную эмиссию, базисы ценовой политики, федеральные службы экономической направленности, включая сюда на федеральном уровне банки;
  • федерального уровня налоги и сборы, бюджет федерального уровня, фонды регионального развития федерации;
  • 4 часть статьи 74, которая устанавливает, что государственные займы могут быть выпущены в порядке, определяется законодательством федерального уровня, и размещены на добровольной основе;
  • 5 часть статьи 101, которая наделяет Счетную палату правами в области контролирующих полномочий над исполнением бюджета федерального уровня;
  • 3 часть 104 статьи, которая устанавливает, что законопроекты о введении либо касающиеся отмены налогов, освобождения от их уплаты, о выпуске займов государственных, о переменах в финансовых государственных обязательств, иные законопроекты, которые предусматривают расходы, которые могут покрываться за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены лишь при существующем заключения Правительства РФ;
  • 106 статья, которая закрепляет, что рассмотрению в обязательном порядке в Совете Федерации подвергаются принятые Государственной Думой федеральные законы по следующим группам вопросов:

    • федеральный бюджет;
    • федеральные сборы и налоги;
    • валютное, финансовое, таможенное, кредитное урегулирование, денежная эмиссия.

Пункт «а» 1 часть 114 статья, которая устанавливает, что Правительство РФ занимается разработкой, представлением Государственной Думе федерального бюджета, обеспечением его исполнения; представлением Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета.

Законодательство РФ и ее субъектов в области финансового права

Финансовые правовые нормы, которые содержатся также в законодательных актах РФ и ее субъектов, а именно в некоторых федеральных конституционных законах, в их числе ФЗ РФ «О Счетной палате Российской Федерации», который определяет компетенцию и порядок деятельности государственного органа финансового контроля.

Налоговый кодекс РФ , который регулирует отношения в сфере установления, взимания налогов и сборов в РФ, а также отношения в отношении налогового контроля и ответственности за налоговое правонарушение, и бюджетный кодекс РФ, регулирующий отношения, которые возникают в процессии образования доходов и реализации расходов бюджетов всех ступеней бюджетной системы РФ и бюджетов внебюджетных фондов государства и реализации муниципальных и государственных заимствований, урегулирования муниципального и государственного долга, а также по поводу отношений, возникающих в бюджетной процессии.

К законодательным актам Российской Федерации относят и федеральные законы, которые содержат финансово-правовые нормы, и в связи с этим являющиеся источниками финансового права. Источниками финансового права представляются и законы субъектов РФ, которые содержат финансовые правовые нормы, принимаемые в границах компетенции этого субъекта в сфере финансов. К примеру, Областной закон Ростовской области «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».

Нормативные правовые акты как источники финансового права включают указы Президента РФ, согласно 90 статье Конституции РФ. Президентские указы в области финансово-правового урегулирования являются довольно-таки разнообразными. Указы Президента РФ в финансовой области носят преимущественно организационный характер, то есть включают поручения органам власти государства по выработке каких-либо нормативных актов, выделяют порядок их выработки или главные направления деятельности таких органов в области финансов. К примеру, Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Замечание 1

Постановления Правительства РФ представляются финансово-правовым источником в тех случаях, когда они включают нормы финансового права.

Финансово-правовыми источниками, по аналогии с федеральным уровнем, представляются акты органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ и органов МСУ.

Нормативные правовые акты ведомственного типа , главное место среди них заняли письма и инструкции Министерства финансов РФ и Федеральной таможенной службы.

Все ведомственные акты финансово-правового характера принимаются на базе и во исполнение законов.

В образе источника финансового права также выделяют нормативный договор . В этом случае в форме источника финансового права играют роль договоры международного типа, а так же соглашения РФ с иными государствами в области налогообложения. К примеру, Соглашение меж Правительством РФ и Австралийским Правительством во избежание двойственного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения по отношению к налогам на доходы, которое было ратифицировано Федеральным законом № 156-ФЗ.

Признание международного правового договора в образе источника российского права базируется на 4 части 15 статьи Конституции РФ, устанавливающей, что принципы, нормы международного права, а так же международные договоры РФ - составная часть ее системы права.

Замечание 2

В случае если международными договорами Российской Федерации будут установлены другие правила, чем те, что предусматриваются законодательством, то они подлежат применению правила международного договора.

Источниками финансового права являются различные нормативные право­вые акты. Основополагающие нормы финансового права содержатся в Консти­туции Российской Федерации. Конституционные основы финансового права за­креплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и др. Конституции РФ. Так, например, в ст. 57 Конституции РФ определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отне­сено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кре­дитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление об­щих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Источниками финансового права являются также многочисленные феде­ральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений. Значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений. Важнейшим нормативным правовым актом, кодифи­цирующим общие нормы налогового законодательства, регулирующие во­просы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Россий­ской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, является Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), приня­тый 31 июля 1998 г. и введенный в действие с 1 января 1999 г., за исключени­ем п: 3 ст. 1, ст. 12, 13, 14, 15 и 18, которые будут введены в действие со дня введения в действие ч. II Налогового кодекса Российской Федерации. Коди­фицирующим нормативным правовым актом является Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый 31 июля 1998 г. и введенный в действие с 1 января 2000 г. *


* Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3492.

Нормы финансового права содержатся в Указах Президента РФ, регули­рующих финансовые отношения; в соответствующих Постановлениях и рас­поряжениях Правительства Российской Федерации.

Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инст­рукции, письма и другие документы Министерства финансов Российской Фе­дерации, Центрального Банка Российской Федерации, Министерства Россий­ской Федерации по налогам и сборам. В юридической литературе совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права, опреде­ляют как финансовое законодательство . Однако при этом следует иметь в виду, что категория «законодательство» употребляется и в ином объеме, и в ином смысле. Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, ут­вержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171, совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы фи­нансового права, получила наименование «Законодательство о финансах и кре­дите» *. В Гражданском кодексе РФ понятие «законодательство» значительно су­жено. В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных за­конов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского ко­декса. Следовательно, все остальные нормативные акты, регулирующие отно­шения, подпадающие под действие ст. 2 ГК РФ, не входят в гражданское законодательство.


* ВВС РФ. 1993. № 51. Ст. 4936.

Итак, легального определения понятия «финансовое законодательство» нет. Однако, рассматривая данную категорию, следует учесть, что в Налого­вом кодексе Российской Федерации (ч. I) и Бюджетном кодексе Российской Федерации законодатель употребляет понятие «законодательство» в более уз­ком смысле, чем это традиционно было принято в науке финансового права.

В соответствии со ст. 1 НК РФ: «законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах». Бюджетное законодательст­во Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Рос­сийской Федерации включает в себя Бюджетный кодекс Российской Федера­ции и принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нор­мативных правовых актов представительных органов местного самоуправле­ния о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных зако­нов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетное за­конодательство, получившие легальное определение, входят в состав финансо­вого законодательства наряду с другими законами и нормативными правовыми актами, регулирующими финансовые отношения в различных сферах общест­венной жизни страны.

Контрольные вопросы

1. Что такое финансы и финансовая система?

2. Что означает понятие «финансовая деятельность государства и муниципальных образований (местного самоуправления)»?

3. С помощью каких методов осуществляется финансовая деятельность государства и муниципальных образований (местного самоуправления)?

4. Какие органы государственной власти осуществляют финансовую деятельность?

5. Какие специальные органы исполнительной власти осуществляют финансовую деятельность?

6. Что является предметом финансового права?

7. Какой метод правового регулирования общественных отношений присущ фи­нансовому праву?

8. Какова система финансового права?

9. Что изучает наука финансового права?

10. Что означает финансовое право как учебная дисциплина?

11. Назовите разделы и правовые институты, составляющие особенную часть учебной дисциплины (курса) «Финансовое право».

12. Какие особенности свойственны финансово-правовым нормам?

13. Каковы особенности финансово-правовых отношений?

14. Что следует понимать под источниками финансового права?

15. Каково соотношение между понятиями «финансовое право» и «финансовое законодательство»?

16. Назовите основополагающие нормы финансового права, содержащиеся в Конституции РФ.

Законодательство -- это один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти законов;

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория “законодательство” употребляется и в ином объеме, в ином смысле.

Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171119 Весник Верховного суда РФ, 1993, ст. 49369, совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название “Законодательство о финансах и кредите”.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах”.

Однако следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Система законодательства220 Курс лекций, Система законодательства, 20090 - единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, система законодательства отличается тем, что на ее формирование значительно влияет субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики, динамикой развития общественной жизни, необходимостью ее эффективной, оптимальной регламентации. Система законодательства в этой связи может и не совпадать с системой права.В зависимости от специфики можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративную систему законодательства. Отраслевая (горизонтальная) система законодательства обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной системк законодательства имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (финансовое право -- финансовое законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение. образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. В основе вертикальной (иерархической) системе законодательства лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства(нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.). В РФ вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений: Конституция РФ, стоящая во главе системы законодательства; ФКЗ; ФЗ; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).Федеративная система законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ. По этим основаниям законодательство РФ подразделяется на:

а) федеральное законодательство (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти);

б)законодательство субъектов РФ (конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

в) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (решения, постановления, распоряжения и т.д.);

г) массив локальных нормативных актов (приказы, постановления и т.д.).Современный период развития и совершенствования законодательства РФ характеризуется возрастанием роли субъектов РФ в законотворчестве, основанном на устанавливаемом Конституцией РФ (ст. 72) разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов и активной деятельности субъектов РФ по подготовке и принятию региональных законов, кодексов и иных актов.

Широкое понимание термина «законодательство» - это то, что более жизненно и реально применяется на практике.

Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития. Основным элементом системы законодательства является отрасль законодательства - системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

Нормы законодательства с учетом системной взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного уровня государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен - закона или какого-либо подзаконного акта.

Система законодательства постоянно развивается, при этом оно должно оставаться внутренне согласованным и логичным. Это достигается с помощью систематизации. Существует три основные формы систематизации законодательства:

§ Кодификация - это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;

§ Инкорпорация - объединение нормативных актов определенного уровня без внесения изменений в их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.)

§ Консолидация - объединение в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности, не повлекший внесение изменений в их содержание.