Тема урока Правоохранительные органы. Правоохранительные органы – специальные органы (государственные и негосударственные), создаваемые в целях охраны


Введение

Российская Федерация (РФ) в соответствии со ст. 1 Конституции РФ является демократическим, федеративным и правовым государством. Любая демократия, тем более право требует системы своей защиты. При этом для защиты государственной системы права требуется иметь органы обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.

Одной из основных задач правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека гражданина, которые уже являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией РФ.

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72, п. «е» ст. 114 конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в российской федерации гарантируется».

Вне зависимости от того, что Конституция РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими, понятно, что для того, чтобы права и свободы осуществлялись необходимо обеспечивать систему их защиты. Этим и занимаются правоохранительные органы, которые в своей деятельности основываются, прежде всего, на Конституцию РФ и согласно ст. 16 Конституции РФ являются составной частью Российской правовой системы. Одной из самых важных задач государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. Ввиду этого только наличие налаженной системы специальных правоохранительных органов может позволить существовать государству и осуществлять возложенные на него функции.

По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им в этом.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.

У них на первом плане другие задачи: решение текущих и перспективных экономических вопросов, вопросов культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т.д.

Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается значительно меньший круг органов. Это те органы, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их уже давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т.е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими и социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие правоохранительных органов. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные. Она и составляет суть, обобщенное содержание задач последних, хотя, как будет видно ниже, для конкретных видов правоохранительных органов законодательство предусматривает свои, специфические задачи: для Конституционного Суда РФ - одни, для судов общей юрисдикции - другие, для арбитражных судов - третьи, для прокуратуры четвертые, для милиции пятые и т.д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений правоохранительной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации происходит коренное изменение всех системы государственных органов, в том числе и правоохранительных органов. К числу таких примеров можно применить измененную систему Правительства РФ, внесенные в Государственную думу ряд законопроектов об изменении всей правоохранительной системы в РФ.

В частности согласно проекту законопроекта о правоохранительной реформе будет полностью ликвидировано Министерство внутренних дел РФ, вместо единого МВД появятся ряд федеральных служб в частности: Федеральная служба расследований (будет заниматься расследованием всех видов преступлений); Федеральная полиция (в которую войдут криминальная и экономическая полиция) на которую будет возложена функция ведения оперативно-розыскной деятельности); Федеральная гвардия на которую будет возложена функция охраны общественного порядка.

Коренные изменения возможно коснуться и прокуратуры РФ. Так согласно одному из имеющихся законопроектов из системы прокуратуры РФ будет исключено предварительное следствие (будет передано в ФСР), основной функцией прокуратуры будет прокурорский надзор за исполнением законов и прав человека и поддержание гос. обвинения в судах.

В своей работе я хочу рассмотреть действующую в настоящее время систему правоохранительных органов, и рассмотреть правовые аспекты деятельности основных правоохранительных органов. Правоохранительные органы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека.

1.Понятие, основные признаки и классификация правоохранительной деятельности в Российской Федерации

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Для того чтобы можно было выделить из большого числа государственных органов правоохранительные, чтобы четче сформулировать их предназначение и определить их круг, в юридической науке и практике выработали понятие «правоохранительная деятельность». Это понятие четко не сформулировано ни в одном из законов РФ. Поэтому для формулировки понятия «правоохранительная деятельность», необходимо обозначить ряд ее основных признаков:

1) правоохранительная деятельность осуществляется с помощью мер юридического воздействия. Главным образом, правоохранительную деятельность от любой другой отличает возможность и необходимость применения различных мер юридического принуждения. Все меры принуждения, применяемые при осуществлении правоохранительной деятельности, должны быть регламентированы в законе. Условно все меры юридического принуждения, которые применяют в своей деятельности правоохранительные органы можно разделить на виды. Это меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной); меры пресечения (как правило, они применяются к лицам, обвиняемым в совершении преступления: подписка о невыезде, заключение под стражу и другие). Также к мерам юридического принуждения относятся меры предупредительно - обеспечительного характера (например, наложение ареста на банковский счет, обыск и другие);

2) правоохранительная деятельность (ее содержание, органы и лица, которые ее осуществляют) должна основываться на законе или ином нормативном документе. Данный признак имеет два аспекта:

а) конкретный государственный орган, занимающийся правоохранительной деятельностью, должен быть предусмотрен в каком-либо законе или нормативном акте (в Конституции РФ, в федеральном законе, в специальном положении, указе и т.д.);

б) меры юридического воздействия (которые всегда применяется в ходе правоохранительной деятельности) должны соответствовать нормам закона или другого нормативного акта;

3) правоохранительную деятельность могут осуществлять, как правило, только специальные государственные органы, которые для этого созданы и уполномочены государством данной деятельностью заниматься. Существуют даже жесткие критерии отбора лиц для работы в этих органах. Образование, структура и деятельность правоохранительных органов четко определена нормативным актом;

4) правоохранительная деятельность реализуется на практике с соблюдением строгих процедур (различных, но всегда определяемых законом). Четкая, установленная нормативными актами процедура характерна для любого органа, занимающегося правоохранительной деятельностью. Особенно строгая процедура характерна для деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам;

5) правоохранительная деятельность делится на виды в зависимости от конкретных целей, способов, методов и приемов, применяемых при ее осуществлении. Перечень этих видов может быть различным, в зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации, также многое зависит от мнения ученого, который данную классификацию составляет.

6) целью правоохранительной деятельности является охрана и защита прав и интересов граждан, законных интересов организаций и предприятий, общества и государства, обеспечение безопасности, правопорядка и законности. Охрана направлена на права трех основных объектов: личности, общества, государства.

Таким образом, рассмотрев основные признаки правоохранительной деятельности в совокупности, можно вынести определение правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность - это деятельность специальных государственных органов, которая осуществляется путем применения мер юридического воздействия в соответствии с законом, с целью охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения безопасности, правопорядка и законности.

Правоохранительная деятельность - неоднородна, ее осуществляют различные органы, перед которыми стоят свои собственные, отличные от других, специфические задачи. Эти органы применяют различные средства при осуществлении правоохранительной деятельности.

Различные виды правоохранительной деятельности объединяются только общими признаками, которые мы выделили ранее (общая цель, жесткая регламентация организации и функционирования и т.д.), а также тем, что все органы составляют определенную систему - систему правоохранительных органов, которые постоянно взаимодействую между собой.

Существуют различные классификации правоохранительной деятельности.

К примеру, в зависимости от конкретных задач, которые, стоят перед правоохранительными органами правоохранительную деятельность можно подразделить на следующие виды:

Деятельность по обеспечению безопасности;

Борьба с преступностью (выявление и расследование преступлений);

Надзор за соблюдением законности;

Обеспечение исполнения решений судов и других органов, в случаях, предусмотренных законом;

Обеспечение государственной политики в области юстиции;

Оказание помощи гражданам и организациям (оказание квалифицированной юридической помощи, нотариальная деятельность, деятельность частных охранных и детективных фирм).

Данное подразделение правоохранительной деятельности на виды является условным по следующим причинам так как, во-первых, некоторые государственные органы осуществляют несколько видов правоохранительной деятельности одновременно. Во-вторых, понятие «обеспечение безопасности» весьма широко, и поэтому, может включать в себя некоторые другие, на первый взгляд, самостоятельные виды правоохранительной деятельности (например, ту же борьбу с преступностью). В-третьих, такие виды правоохранительной деятельности как «борьба с преступностью», «государственная политика в области юстиции» также являются многосоставными. Также в данную классификацию не вошла деятельность судов по следующей причине: все больше сторонников завоевывает точка зрения, согласно которой суды не осуществляют правоохранительную деятельность, а занимаются совершенно самостоятельной и обособленной деятельностью - осуществлением судебной власти.

В зависимости от конкретных целей делят правоохранительную деятельность на следующие виды:

а) конституционный контроль. Цель - устранение несоответствий Конституции РФ, допущенных законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных в самой Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ». Орган, осуществляющий данный вид деятельности - Конституционный Суд РФ;

б) правосудие. Цель - вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы - суды всех уровней;

в) прокурорский надзор. Цель - выявление и устранение нарушений законов и Конституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган - прокуратура;

г) выявление и расследование преступлений. Цель - раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы - органы, наделенные правом осуществлять оперативно - розыскную деятельность (ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), органы дознания и предварительного следствия (УПК РСФСР);

д) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель - предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган - адвокатура;

е) обеспечение деятельности судов. Орган - Минюст РФ и иные органы, входящие в его систему;

Правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренные нормативными правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства в целом, а также на обеспечение законности и правопорядка.

Основными направлениями правоохранительной деятельности являются:

осуществление правосудия;

организационное обеспечение деятельности судов;

уголовно-исполнительная деятельность;

прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

деятельность по выявлению и расследованию преступлений:

предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность;

нотариальные действия;

юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

судопроизводство (уголовный процесс); обеспечение безопасности; охрана общественного порядка См.: Бобров В.К. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки // Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. В.К. Боброва. М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щнт-М», 1999. С. 10; и другие работы.

Цели правоохранительной деятельности подразделяются на два вида:

I. Непосредственные цели:

1) обеспечение и защита (охрана):

· нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления;

· нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· общественного строя Российской Федерации;

· установленных системы хозяйства и обеспеченности;

· порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

обеспечение реализации актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве;

установка на то, чтобы каждый совершивший правонарушение был справедливо наказан и ни один невиновный не был привлечен к ответственности;

II. Цели более высокого уровня, совпадающие с целями всего государства и общества:

укрепление законности и правопорядка;

профилактика правонарушений;

исправление осужденных;

правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц.

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих» результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений). Галков В.А., Шумилин С.Ф. Правоохранительные органы. Белгород: Белгородская высшая школа МВД России. 1997. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2007. С. 48-51.

Существенным является и то, что все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Здесь необходимо особо отметить, что среди них важное место занимают первые две - конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния в обществе и государственном механизме зависит многое.

Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства. Поэтому о правосудии вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в целом.

Рассмотрев возможные классификации правоохранительной деятельности, нам необходимо дать определение термина «правоохранительные органы», обозначить их основные признаки и для полного раскрытия нашей темы рассмотреть каждый из них в отдельности.

Правоохранительные органы в РФ - это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.

2.Система правоохранительных органов

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;

– органов внутренних дел;

– федеральной службы безопасности;

– органов государственной охраны;

– органов государственной налоговой службы;

– таможенных органов;

– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органов предварительного расследования;

– органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

3.Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно группировать по различным основаниям. Мы их сгруппируем по юридической силе.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция. Конституция – основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь в том, чтобы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т. п.

Далее следуют федеральные конституционные законы. Они регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило, указанными законами регламентируется деятельность судов. Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как Закон о Конституционном Суде, Закон об арбитражных судах, Закон о судебной системе.

Основная роль в регламентации деятельности правоохранительных органов принадлежит федеральным законам. Перечень этих законов очень велик. Почти каждому органу соответствует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как Закон о прокуратуре, Закон о милиции, Закон о службе в таможенных органах и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следующую группу нормативных актов можно объединить термином «подзаконные нормативные акты». К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях; порядок принудительного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы расследования; порядок конвоирования лиц и т. п.

Издаются и межведомственные приказы и инструкции. Например, Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международные правовые акты. Это различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

4.Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами.

решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

Заключение

Законность - атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата.

В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы». Оно сложилось на практике. Его можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Это понятие применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений.

Анализ мировой практики показал, что роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, непосредственно связанных с противодействием преступности и иным правонарушениям, гораздо более значительна, чем признавалось в прошлые годы. Более того, совершенно ясно, что чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем выше возможность для предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше возможности у государства для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав.

«Правоохранительные органы» - один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу последних можно было бы отнести «Конституционное право», в рамках которого наряду с освещением многих других проблем дается общая картина роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции РФ, конституций республик в составе Российской Федерации, других российских законов, в том числе положений, содержащихся в главах 11 и VII первого раздела Конституции РФ, специально посвященных правам и свободам человека и гражданина, правосудию.

Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисциплина и с дисциплиной «Административное право», одной из задач которой является изучение закономерностей организации и функционирования всех органов государственного управления (исполнительных органов). Такие правоохранительные органы, как Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и подчиненные им учреждения свои правоохранительные функции осуществляют одновременно с функциями управленческими (исполнительными). В связи с этим некоторые аспекты их организации и полномочий, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение в курсе «Административного права». Там же даются подробные сведения об основных правилах применения административной ответственности за соответствующие проступки.

Весьма тесно дисциплина «Правоохранительные органы» связана с дисциплиной «Уголовный процесс», основное назначение которой - глубокий анализ содержания деятельности всех правоохранительных органов, связанной с производством по делам о преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновных в их совершении, и определении мер правового воздействия на таких лиц, а равно при принятии решений о их реабилитации, если привлечение к уголовной ответственности было незаконным. Она также дает ориентацию, как должны строиться возникающие в ходе названной деятельности отношения между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мере зависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры) производства конкретных действий. И наоборот: содержание деятельности существенно зависит от решения организационных вопросов, т.е. от того, как, скажем, должны строиться и фактически строятся взаимоотношения между прокурором и следователем, прокурором и судом, адвокатом - защитником обвиняемого и следователем.

«Правоохранительные органы» как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом «Гражданский процесс», который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел - дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком круге дел). Этот курс, в свою очередь, связан с учебной дисциплиной, в рамках которой изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах.

На старших курсах юридических вузов преподается также «Прокурорский надзор» - предмет, дающий сведения, которые существенно дополняют материал одной из тем дисциплины «Правоохранительные органы» - темы, посвященной прокуратуре и ее органам. Эти сведения значительно расширяют познания об основах организации прокуратуры, а главное - о содержании, формах и методах осуществления прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры.

Не изолирована дисциплина «Правоохранительные органы» и от таких юридических дисциплин, как «Общая теория государства и права» и «Отечественная история государства и права». Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зарубежной истории.

Таким образом, мы рассмотрели понятие и виды правоохранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, рассмотрели ее содержание, принципы правоохранительных органов. Отметили, что государственные организации и общественные объединения в целом образуют систему по обеспечению законности и правопорядка в государстве, при этом их деятельность полностью согласуется с законодательными актами, представляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации в виде совокупности принципов: принцип законности, принцип публичности, принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами и т.д.

Деятельность, ее признаки, понятие и задачи 6 § 2. Основные направления (функции) Правоохранительные органы : учебник для студентов вузов, обучающихся... г. № 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности". 9 Правоохранительные органы : учебник для студентов вузов, обучающихся...

  • Правоохранительные органы (17)

    Реферат >> Государство и право

    Ваиант №6 Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов, ...). Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших его функций. Именно на государственные органы ...


  • 1

    3.Судебная система Российской Федерации.

    4.Адвокатура,нотариат.


    1 .Понятие правоохранительных органов Российской Федерации.

    • Правоохранительные органы – это органы, которые осуществляют правоохранительную деятельность, т.е. такую деятельность, которая направлена на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов права.
    • К ним относятся: прокуратура, органы внутренних дел, адвокатура, нотариат.

    Правоохранительная деятельность - это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.


    2.Правоохранительные органы РФ

    Негосударственные

    Государственные

    • Прокуратура
    • Полиция
    • Таможня
    • Частные охранные службы
    • Частные детективные агентства

    • Борьба с правонарушениями
    • Защита правопорядка
    • Пресечение противоправной деятельности


    Объединение государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных посягательств и наделенных применения мер принуждения.


    ПОЛИЦИЯ

    ПОЛИЦИЯ

    общественной безопасности

    Криминальная

    ПОЛИЦИЯ

    Дежурные части, участковые

    Оперативно-розыскное и научно-розыскное подразделения

    Вневедомственная охрана при ОВД

    Отряд полиции особого назначения (ОМОН)

    Подразделение уголовного розыска

    ГБДД


    Задачи криминальной полиции:

    1. Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия.

    2. Организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, отклоняющихся от исполнения наказания, без вести пропавших и пр.


    Задачи полиции общественной безопасности:

    1. Обеспечение личной безопасности граждан

    2. Обеспечение общественной безопасности

    3. Охрана общественного порядка

    4. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений

    5. Раскрытие преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно


    Органы Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ)

    Выявляют и предупреждают различные преступления против безопасности страны, обеспечивая работу объектов транспорта, связи, важных для жизнеобеспечения людей.


    Деятельность органов ФСБ

    1. Контрразведывательная деятельность

    2. Борьба с преступностью и террористической деятельностью

    3. Разведывательная деятельность

    4. Пограничная деятельность

    5. Обеспечение информационной безопасности


    Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов

    СТРУКТУРА

    • Генеральная прокуратура РФ.
    • Прокуратуры субъектов РФ.
    • Военные и специализированные прокуратуры.
    • Прокуратуры городов и районов

    Цели прокурорской деятельности:

    1.Обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности

    2. Защита прав и свобод человека и гражданина

    3. Защита охраняемых интересов общества и государства


    • Рассмотрение гражданских, административных, уголовных дел
    • Вынесение решений и приговоров
    • Восстановление нарушенных прав граждан и организаций

    Система судебной власти.

    • 1. Конституционный суд РФ
    • - высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции.
    • 2. Конституционные суды республик в составе РФ, уставные суды субъектов РФ.

    Система судебной власти (ст.126, 127).

    • 2. Верховный суд РФ .
    • - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
    • Суды общей юрисдикции (городской, областной) (круг дел, подлежащих ведению данной организации).

    • Правосудие осуществляется в установленном законом порядке, основанном на принципах
    • 1) равенства граждан перед законом и судом
    • 2) уважении достоинства человека в открытом судебном разбирательстве
    • 3) на национальном языке судопроизводства
    • 4) правосудие является состязательным
    • 5) решение суда пока не вступило в силу можно обжаловать в вышестоящем суде (городском, областном (суды общей юрисдикции), Верховном суде, Европейский суд по правам человека (надгосударственный суд)

    • Виды юридической помощи:
    • Консультация клиентов;
    • Составление исковых заявлений;
    • Осуществление представительства в суде;
    • Выступление в уголовном процессе в роли защитника.

    • Нотариат призван обеспечивать в строгом соответствии с законодательством защиту прав и интересов граждан и юр.лиц путем совершения нотариальных действия от имени РФ.
    • Задачи:
    • Охрана прав и законных интересов;
    • Охрана форм собственности;
    • Предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных надписей и т.д.

    • 1. Удостоверение сделок
    • 2. Оформление наследственных прав
    • 3. Подтверждение верности копий документов или подлинности подписей на документах и т.п.
    • Таким образом, нотариусы юридически закрепляют гражданские права и предупреждают возможность их нарушения в дальнейшем .

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Доклад на тему: Правоохранительные органы

    Подготовил: Доскинеску Александр

    группа ГМУ 32

    Проверил: Тамбовцев А.А.

    1. Понятие правоохранительной деятельности и ее признаки

    государственный правоохранительный орган

    В настоящее время в России осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой -- построение демократического правового государства. Определение России в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности его преобладают, прежде всего, принципы права. Это достигается путем обеспечения верховенства закона, защиты и охраны интересов личности в обществе.

    Исходя из ст. 1 Конституции РФ правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Одной из важнейших функций, осуществляемых государством, является защита прав и свобод человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства».

    Правозащитная функция (деятельность) государства реализуется в двух формах.

    Законодательная (нормативно-правовая), которая устанавливает следующие механизмы защиты прав и свобод:

    Юридическую ответственность за правонарушения;

    государственный контроль за соблюдением прав (предупреждение, пресечение, выявление правонарушений);

    применение мер воздействия к нарушителям;

    восстановление нарушенных прав (возмещение или компенсация причиненного вреда.

    Федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, акты Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и др. являются средствами, с помощью которых государство реализует правозащитную функцию.

    В то же время, законодательная, нормативно-правовая деятельность сама является предметом контроля, в частности, со стороны такого правоохранительного органа как Конституционный суд РФ. Немало случаев, когда Конституционный суд РФ признавал неконституционными те или иные положения федеральных законов, нарушающие права и интересы граждан.

    Практическая реализация законов и подзаконных актов осуществляется действиями непосредственно правоохранительных органов (суд, прокуратура, милиция и др.).

    С учетом сказанного можно определить понятие правоохранительной деятельности, под которой понимают государственную деятельность, осуществляемую в порядке, установленном законом, специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты прав и свобод граждан путем применения юридических мер воздействия.

    Основные признаки правоохранительной деятельности:

    Правоохранительная деятельность осуществляется в определенном порядке, установленном законом;

    правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными органами;

    правоохранительная деятельность строго ограничена в применении мер государственного принуждения;

    решения государственных правоохранительных органов обязательны для исполнения;

    решения правоохранительных органов, затрагивающие конституционные права граждан и организаций могут быть обжалованы в установленном порядке в прокуратуру и в суд;

    должностные лица правоохранительных органов несут установленную законом ответственность за вред, причиненный своими неправомерными действиями.

    2. Основные направления (функции) правоохранительной деятельности

    Правоохранительная деятельность многообразна, и выражается в основных функциях (направлениях). Выделяют следующие направления деятельности:

    Конституционный контроль;

    осуществление правосудия;

    выявление и расследование преступлений;

    прокурорский надзор;

    организационное обеспечение деятельности судов, оказание юридической помощи.

    Названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Далее, в соответствующих лекциях, будет дана характеристика каждого направления.

    3. Система правоохранительных органов

    Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности, государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными. В юридической литературе к числу правоохранительных органов обычно относят те, основным содержанием которых является правоохранительная деятельность в сфере защиты прав и свобод граждан и организаций.

    Следует отметить, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный правоохранительный орган.

    Правоохранительные органы уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним.

    Деятельность правоохранительных органов процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

    Лица, состоящие на службе в этих органах, должны иметь специальную подготовку и в процессе своей деятельности имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение.

    Решения правоохранительных органов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

    К государственным правоохранительным органам относятся:

    прокуратура;

    органы внутренних дел;

    органы предварительного расследования;

    органы обеспечения безопасности;

    органы юстиции.

    К негосударственным правоохранительным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся:

    Адвокатура;

    третейские суды;

    частные детективные и охранные предприятия;

    частные нотариусы;

    союзы потребителей.

    4. Предмет и система курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации»

    Правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов

    Предметом изучения дисциплины «Правоохранительные органы в Российской Федерации» является устройство правоохранительных органов, их организация, задачи и компетенция. Предмет курса определяет его содержание, которое имеет определенную систему. Условно курс можно разделить на общую и особенную части.

    В общей части освещаются такие вопросы, как само понятие правоохранительной деятельности и правоохранительного органа, понятие судебной власти, законодательные источники.

    В особенной части рассматриваются вопросы, касающиеся конкретной организации того или иного правоохранительного органа.

    Нормативную базу курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации» составляют:

    Конституция РФ;

    Федеральные законы;

    другие нормативно-правовые акты;

    указы Президента Российской Федерации;

    постановления Правительства Российской Федерации;

    ведомственные правовые акты, нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией.

    Вопросы для проверки:

    Каковы основные признаки правоохранительной деятельности?

    В чем состоят функции (направления деятельности) правоохранительных органов?

    Какие органы образуют систему правоохранительных органов?

    Из чего складывается нормативная база курса «Правоохранительные органы в РФ?

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Правоохранительная деятельность как один из видов государственной деятельности. Охрана права как основная цель правоохранительной деятельности. Обеспечение в демократическом обществе режима законности. Основные признаки правоохранительной деятельности.

      реферат , добавлен 01.08.2010

      Сущность, понятие и значение правоохраны. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные направления, задачи и цели. Понятие правоохранительных органов, их система. Понятие и виды государственных правоохранительных органов, их характеристика.

      курсовая работа , добавлен 13.08.2008

      Направления правоохранительной деятельности, ее признаки и функции. Милиция в механизме обеспечения правоохранительной деятельности. Задачи и система органов внутренних дел. Взаимодействие частных охранно-сыскных структур с органами внутренних дел.

      дипломная работа , добавлен 14.07.2013

      Понятие правоохранительной деятельности, ее признаки и реализация основных функций. Задачи, специфические черты и классификация правоохранительных органов. Принципы деятельности органов судебной власти. Полномочия органов милиции, адвокатуры, ФСБ.

      реферат , добавлен 12.07.2011

      Система правоохранительной деятельности Российской Федерации, структура ее органов, формы и принципы организации, функции и задачи. Основные признаки и направления правоохранительной деятельности. Анализ работы органов внутренних дел на примере полиции.

      дипломная работа , добавлен 02.09.2016

      Понятие, признаки и направления правоохранительной деятельности. Конституционный контроль и правосудие. Общая характеристика правоохранительных и судебных органов, их роль и место в системе органов государства. Стратегия координационной деятельности.

      реферат , добавлен 23.01.2015

      Признаки правоохранительной деятельности. Формы судопроизводства (гражданское, уголовное, административное, конституционное). Компетенция суда автономной области. Органы, производящие предварительное следствие по делу об убийстве военнослужащего.

      контрольная работа , добавлен 27.04.2014

      Основные функции правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих ее. Меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Задачи правоохранительных органов, которые они решают в борьбе с преступлениями.

      курсовая работа , добавлен 24.09.2016

      Роль правоохранительной системы в условиях формирования правового государства. Содержание и существенные признаки правоохранительной деятельности, цели, задачи и функции. Осуществление юридических мер воздействия и предупреждение противоправных действий.

      реферат , добавлен 07.03.2010

      Понятие правоохранительной деятельности, ее место в системе смежных юридических дисциплин. Порядок реализации принципов независимости суда и независимости судей, гарантии их осуществления в Российской Федерации. Перечень полномочий судов общей юрисдикции.

    Пояснительная записка

    Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.-М.: Просвещение, 2013.

    Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь/ пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ О.А.Котова, Т.Е. Лискова.- М: Просвещение, 2013.

    Цель:

    Задачи:

    • формирование представлений о структуре правоохранительных органов, уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов.

      познакомить обучающихся с системой правоохранительных органов РФ, их функциями;

      определить, какие требования предъявляются к сотрудникам правоохранительных органов;

      развивать навыки использования правовой терминологии;

      воспитывать правовое самосознание обучающихся, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правоохранительным органам.

    10. Планируемые результаты: Личностные :

    Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

    Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью;

    Ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

    Осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

    Метапредметные :

    Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

    Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений;

    Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

    Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, презентацию с помощью ТС и ИТ;

    Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.

    Предметные:

    Знание о системе правоохранительных органов, истории их возникновения, их основных функциях;

    Умение работать с понятийным аппаратом по теме;

    Использовать знания о своих правах и обязанностях в процессе жизни;

    Извлекать необходимую информацию из нормативных документов;

    Выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения.

    11. Тип урока: изучение нового материала (открытие нового знания)

    12.Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная .

    13. Организация деятельности учащихся на уроке (приёмы и методы):

    Объяснительно-иллюстративный;

    Проблемный диалог;

    Самооценка, взаимооценка;

    Критическое мышление;

    Постерная презентация;

    Опережающее д/з.

    14. Организация пространства: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация «Правоохранительные органы», часы, кластер, рабочие листы (Приложение 1).

    15.Конструкт урока

    Опережающее домашнее задание :

    Работа в группах. Подготовка и представление постеров (Приложение 2) (Приложение 3) (Приложение 4)

    Л: формирование устойчивой мотивации к обучению.

    К:Умение слушать и вступать в диалог.

    Р: волевая саморегуляция.

    П: осмысление информации, анализ.

    Проверяет готовность детей к уроку, создаёт позитивный настрой, мотивирует обучающихся на включение в деятельность и определение темы.

    Позитивный настрой - желаю, Вам, ребята, сегодня подняться на ступеньку выше в ваших знаниях.

    Настраиваются на урок, включаются в деятельность, анализируют информацию, обдумывают и предлагают предположительную тему урока.

    Включение и настрой на урок, осмысление и формулирование примерной темы урока.

    2.Актуализация знаний

    П: Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

    К: развитие коммуникативных навыков групповой деятельности

    Р:выражение личного отношения к теме, коррекция с учётом оценки результата товарищей.

    Л: развитие творческого мышления.

    Организует с обучающимися диалог по вопросам: Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке. Что такое закон? Почему нужно соблюдать закон? В каком документе закреплены основные права граждан?

    Включаются в проблемный диалог, отвечают на вопросы.

    Устные ответы, дополняющие и расширяющие имеющиеся представления об ответственности за правонарушения

    3. «Открытие» обучающимися новых знаний

    П: Формулирование познавательной цели, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

    К: умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, обмениваться знаниями.

    Р: умение ставить учебные задачи.

    Л: мотивация учения, личная заинтересованность.

    Создаёт условия для возникновения проблемного диалога. Показывает и поясняет слайды презентации

    (Приложение 5)

    Организует работу обучающихся в рабочих листах с текстом Конституции. Запись в тетрадь определения «правоохранительные органы». Работа с кластером «Правоохранительные органы».

    Организует деятельность обучающихся, направленную на получение новых знаний.

    Осуществляет работу с опережающим домашним заданием - работа с постерами, подготовленными обучающимися

    Подводит обучающихся к пониманию смысла принципа презумпции невиновности.

    Обучающиеся включаются в проблемный диалог, работают с текстом Конституции, заполняют кластер «Правоохранительные органы».

    Просматривают постеры, делают записи в тетради. Отвечают на вопросы, работают над заданиями в тетради на печатной основе, осуществляют самопроверку и взаимопроверку.

    Записи в тетради, кластер «Правоохранительные органы»

    4.Этап первичной проверки понимания изученного.

    К:Осознанное построение речевых высказываний.

    Р: Оценка правильности выполненных действий

    П: доказательство, установление связей.

    Л:умение видеть возможность применения полученных знаний в реальной жизненной ситуации

    Организует ситуацию выполнения задания на повторение и закрепление полученных знаний – рабочий лист, №4,5,6.

    Выполняют задание учителя, работают с кластером «Правоохранительные органы», рабочим листом.

    Умение объяснять явления и процессы с опорой на полученных знания.

    5. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

    Р: Контроль, коррекция, оценка (взаимо и самооценка)

    К:навыки взаимоконтроля и взаимопомощи.

    П: перенос знании, умений в новую ситуацию для решения задач.

    Л: мотивация на положительный учебный результат, адекватность самооценки.

    Предлагает детям проверить и оценить, насколько хорошо они овладели полученными сегодня знаниями и как могут применять их в практической деятельности, выполнив см.работу – рабочий лист,задание №7

    Формирование уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов – просмотр ролика о курганском отряде ОМОН.

    Выполняют самостоятельно задания

    Оценка и самооценка.

    Рефлексия

    Л: Оценивание усваиваемого содержания.

    Р: Оценка качества и уровня.

    К:умение аргументировать, убеждать и уступать.

    П:умение анализировать свою деятельность, формулировать и подводить итоги.

    Организует дискуссию, позволяющую обучающимся осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу

    Для меня стало новым...
    Меня удивило...
    Я узнал...
    Я научился...
    Я понял, что могу...
    Мне понравилось...
    Меня удивило...
    У меня получилось...
    Я приобрёл...
    Мне захотелось...
    Меня воодушевило...

    Высказывает свои впечатления, пожелания.

    Рабочий лист – «Дорисуй смайлик»

    Памятка для несовершеннолетнего

    (приложение 7)

    Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения

    Удовлетворённость от проделанной работы, полученная оценка.

    Домашнее задание

    Л: Нравственно-эстетическое оценивание, мотивация учения, развитие творческого мышления.

    П: Самостоятельное творческое решение проблемы.

    Р: Планирование, саморегуляция, оценка.

    Мотивирует на выполнение д/з, разъясняет, отвечает на возникшие вопросы (если появились).

    Параграф 7

    Задания на выбор:

    Записывают д/з, обдумывают, задают (по необходимости) вопросы.

    Запись д/з и желание его выполнить.

    Приложение 1

    Рабочий лист

    Тема _________________________________________________________________________________

    Фамилия, имя ____________________________________________ Дата _________________________

    Конституция РФ

    Статья 1

    1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    Статья 2

    1. Кластер

    Их общее назначение

    ____________________________________________________________________________________________________

    2. Напиши определения понятий.

    Адвокат - ________________________________________________________________________________

    Нотариус - _______________________________________________________________________________

    Лицензия - _______________________________________________________________________________

    Детектив - ________________________________________________________________________________

    4. Дополни предложение.

    Презумпция невиновности означает, что ______________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________.

    Судьей может быть только __________________________________________________________________

    Согласно закону судьи в РФ _________________________________________________________________

    5. Заполни схему.

    6. Отметь знаком «+» те подразделения, которые работают в составе полиции общественной безопасности:

    Уголовный розыск

    Патрульно-постовая служба

    Подразделение по борьбе с экономическими преступлениями

    Дежурная часть

    Подразделение по делам несовершеннолетних

    ГИБДД

    Подразделение по борьбе с наркотиками

    Паспортно-визовая служба

    7. На основе кластера « Правоохранительные органы», сделайте вывод, в какой из правоохранительных органов следует обратиться в следующей ситуации:

    1.В. Иванова, ученика 8 класса постоянно избивают родители.

    2.Вы обнаружили, что у вас пропал дорогой мобильный телефон.

    3.Ваша семья купила в магазине холодильник, который сломался через неделю после начала эксплуатации, а магазин отказывается отремонтировать или заменит некачественный товар.

    Домашнее задание:

    Параграф 7

    Задания на выбор:

    2.Выскажи свое мнение, в чем состоит главная причина негативного отношения части граждан к сотрудникам органов внутренних дел? Что необходимо сделать для повышения авторитета сотрудников правоохранительных органов?

    Приложение 2

    Правила работы в группе

      Вы работаете в группе. Помните, что успех группы зависит от успеха каждого. Старайтесь оказывать помощь друг другу, делайте это тактично и терпеливо.

      Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

      Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.

      Поддерживайте друг друга, несмотря на возникающие разногласия.

      Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

      Определите координатора группы. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

    Приложение 3

    Тема: Правоохранительные органы. 7 класс. Обществознание

    Ребята! Предлагаю Вам объединится в группы для того, чтобы совместно найти и представить в виде постера информацию о правоохранительных органах РФ:

      Прокуратура РФ;

      Полиция РФ;

      ФСБ РФ;

      Федеральная таможенная служба РФ

      Судебная система РФ

    Обязательные содержательные элементы постера:

    Приложение 4

    Критерии оценивания постера

    Оценка

    Критерии

    Отлично

    Хорошо

    Удовлетворительно

    Содержание

    Содержание постера полностью соответствует теме. Тема раскрыта наиболее полно

    Содержание постера соответствует теме. Тема раскрыта не полностью

    Тема плохо передана, содержание постера расплывчато и непонятно

    Дизайн (оформление)

    Эффективно использованы цвета, линии, формы, чтобы сделать постер интересным и привлекательным. Образы соответствуют теме

    Рисунки и иллюстрации имеют отношение к содержанию постера и добавляют свой вклад в общий смысл

    Некоторые изображения не имеют отношения к содержанию постера. Постер не привлекает внимания зрителя

    Правописание

    В постере нет ошибок в правописании

    В постере есть несколько письменных ошибок, которые не отвлекают читателя от смысла плаката

    В постере есть несколько письменных ошибок, которые отвлекают внимание от смысла плаката

    Защита постера

    1.Содержание раскрыто в полном объеме. Выступление логично, отражает основные аспекты работы.

    2.В выступлении принимают участие все члены группы.

    1.Содержание раскрыто не в полном объеме, выступление не совсем последовательно, отражает не все аспекты работы.

    2. В выступлении участвуют 1-2 члена группы.

    1.Содержание раскрыто слабо, выступление не последовательно.

    2.В выступлении участвует один член группы.

    Приложение 5

    Что такое Конституция?

    Давайте обратимся к тексту Конституции – Глава 1, статья 1 (рабочие листы)

    Глава 1. Основы конституционного строя

    Статья 1

    1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

    Статья 2

    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

    Что означает выражение: «Россия - правовое государство»? Это значит, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

    В статье 2 Конституции права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Для этого государство создает специальные органы. Какие? Правоохранительные. Запись в тетрадь определения «правоохранительные органы». Работа с кластером «Правоохранительные органы»

    Приложение 6

    К правоохранительным органам традиционно относят суд, прокуратуру, полицию, ФСБ, таможенные органы.

    Некоторые относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации как адвокатура и нотариат, частные охранные предприятия и детективные службы. Эти органы оказывают населению юридическую помощь.

    Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова.

    Адвокат- это защитник. Его обязанность в судебном разбирательстве обеспечить права подсудимого, помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом.

    Нотариусы помогают составить различного рода правовые документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. Рассмотрим ситуацию из учебника, страница 56.

    Закон предусматривает также частную детективную и охранную деятельность. Ею может заниматься один человек или организация. Для этого нужно получить лицензию - специальное разрешение. Частная охрана и частные детективы оказывают платные услуги, направленные на защиту жизни и здоровья, охрану имущества, обеспечение порядка, поиск пропавших без вести лиц.

    Сейчас, мы более детально рассмотрим, что представляют собой организации, осуществляющие нашу защиту (работа с презентациями обучающихся).

      Работа с кластером «Правоохранительные органы» - давайте с вами попробуем составить кластер (схему), в который запишем какие организации и структуры обеспечивают защиту прав и свобод граждан (рабочий лист).

      Обратите внимание на визуальный ряд (презентация « Правоохранительные органы», слайд 5)

      Прокуратура – Термин « прокуратура » происходит от латинского procure - что означает - забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.

    Групповое представление постера «Прокуратура РФ»

      Работа с визуальным рядом (презентация « Правоохранительные органы», слайд 8)

      Полиция - термин «Полиция» происходит от греческого P oliteia – что значит - управление делами государства.

    Групповое представление постера «Полиция РФ»

      Работа с визуальным рядом (презентация « Правоохранительные органы», слайд 11)

      Таможня- Федеральная таможенная служба- Слово «Таможня» произошло от тюркского слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности. В Древней Руси в период Золотой Орды тамгой именовалась торговая пошлина. \

    Групповое представление постера « Федеральная таможенная служба РФ»

      Работа с визуальным рядом (презентация « Правоохранительные органы», слайд 14)

      Федеральная служба безопасности - Генерал-лейтенант, Директор ФСБ России Бортников Александр Васильевич

      Работа с визуальным рядом (презентация « Правоохранительные органы», слайд 16)

    Групповое представление постера « ФСБ РФ»

      Судебная система РФ

    Групповое представление постера о судебной системе РФ

    Правоохранительные органы– это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).

    Как выглядит богиня Правосудия? 3.А как бы Вы изобразили Богиню Правосудия?

    Все государства в различные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Один из них – презумпция невиновности – пока вина человека не доказана судом, обвиняемый считается невиновным.

    Выполнение заданий – рабочий лист №4,5,6

    Приложение 7

    Памятка для несовершеннолетнего.

    Полиция задерживает на улице подростка. Как ему следует вести себя, чтобы избежать ещё больших неприятностей.

    1. Ни в коем случае нельзя сопротивляться (грубить, угрожать и т.д.) сотруднику полиции.

    2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.

    3. Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним.

    4. После того как несовершеннолетнего доставили в отделение полиции, он вправе потребовать, чтобы об этом сообщили родителям.

    5 . Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие педагога или родителей.


    Правоохранительные органы – специальные органы (государственные и негосударственные), создаваемые в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом. Правоохранительные органы – специальные органы (государственные и негосударственные), создаваемые в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом.








    Направления прокурорской деятельности: - надзор за исполнением законов органами государственной власти и их должностными лицами; - надзор за соблюдением прав и свобод человека и граждан со стороны государственных органов и юридических лиц; - надзор за органами полиции;








    СУД Функции суда: Функции суда: Осуществляет правосудие; Осуществляет правосудие; Применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок.


    Презумпция невиновности: Юридический принцип, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Юридический принцип, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.


    Виды судов Конституционные суды Арбитражные суды Суды общей юрисдикции Конституционный суд РФ Конституционные суды субъектов РФ Верховный суд РФ Верховные суды субъектов РФ Районные (городские), областные суды Мировые суды Военные суды Высший Арбитражный суд Арбитражные суды округов Арбитражные суды объектов РФ




    Суд присяжных (12 человек) Рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях. Кто может быть присяжным? Любой человек, за исключением священников, судей, работников правоохранительных органов, военнослужащих, возраст до 25 и старше 70 лет.








    Адвокатура Объединение юристов профессионалов (адвокатов), главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Объединение юристов профессионалов (адвокатов), главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается.




    Юридическая помощь адвоката Платная по письменному договору с доверителем Бесплатная: Бесплатная: - участие в уголовном судопроизводстве без договора; - ветеранам Великой Отечественной войны; - жертвам политических репрессий; - гражданам, чей доход ниже прожиточного минимума; - Несовершеннолетним, находящимся в учреждениях системы профилактики. находящимся в учреждениях системы профилактики.


    Нотариат Нотариат – система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения. Нотариат – система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.


    Полномочия нотариуса Удостоверение сделок с недвижимостью; Удостоверение сделок с недвижимостью; Удостоверение завещаний; Удостоверение завещаний; Ведение наследственных дел; Ведение наследственных дел; Удостоверяет подлинность подписей, документов; Удостоверяет подлинность подписей, документов; Принимает документы на хранение. Принимает документы на хранение.


    Кто может стать нотариусом? Лицо, имеющее юридическое образование; Лицо, имеющее юридическое образование; Лицо, прошедшее стажировку у нотариуса сроком не менее 1 года; Лицо, прошедшее стажировку у нотариуса сроком не менее 1 года; Лицо, сдавшее квалификационный экзамен; Лицо, сдавшее квалификационный экзамен; Лицо, получившее разрешение на право совершения нотариальных действий. Лицо, получившее разрешение на право совершения нотариальных действий.