Методика тактико-специальной (специальной) подготовки. Программа по тактико-специальной подготовке

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

3.6.6. Занятия по специальной подготовке

Для подготовки личного состава войск связи, специальных войск и некоторых других родов войск (сил) к владению техникой и оружием, выполнению функциональных обязанностей в бою, а также слаженным действиям в составе подразделения используется специальная подготовка.

Основные задачи обучения по специальной подготовке:

изучение обязанностей в соответствии со штатно-должностным предназначением и порядка взаимозаменяемости по другим специальностям отделения (расчета), взвода, батареи;

приобретение навыков в работе на штатной боевой технике, приборах, средствах связи, на вооружении, правильной их эксплуатации с соблюдением правил безопасности, определении и устранении простейших неисправностей;

подготовка подразделения к выполнению задач в различных условиях боевой обстановки.

Занятия по специальной подготовке организуются во взводе (отделении, расчете) и батарее, с отдельными специалистами могут проводиться в масштабе дивизиона (части). Занятиями руководят командиры отделений (расчетов), взводов, батарей и старшие начальники. К проведению занятий с отдельными специалистами в масштабе дивизиона (части) должны привлекаться наиболее подготовленные офицеры.

Занятия со всеми категориями обучаемых проводятся в классах, парках, на учебных полях (в городках) и в поле на штатной технике, обычно учебно-боевой группы, с широким использованием учебно-тренировочных средств. Продолжительность каждого занятия определяется программами боевой и командирской подготовки (расписаниями занятий).

Обучение личного состава по специальной подготовке осуществляется по этапам.

На первом этапе происходит общее знакомство с боевой техникой и вооружением, изучаются их тактико-технические характеристики. Военнослужащим даются необходимые теоретические знания и показываются приемы работы на технике. После усвоения первоначальной информации приступают к изучению приемов и правил работы в составе расчета.

На втором этапе первые занятия в целях достижения требуемого качества и полноты отработки операций обычно проводятся без учета времени. В последующем требования временных нормативов учитываются в полном объеме.

На третьем этапе совершенствуется боевое мастерство, не только на занятиях по специальной подготовке, но и в процессе слаживания подразделений на тактических (тактико-специальных) занятиях и учениях, тренировках и контрольных занятиях по стрельбе и управлению огнем.

Усвоение знаний в ходе специальной подготовки осуществляется поэтапно на различных видах занятий.

Теоретическое занятие – первое по теме, на котором изучается теоретический материал в объеме, необходимом для правильного понимания принципа работы аппаратуры и механизмов. Сущность его заключается в том, что руководитель занятия при объяснении содержания изучаемого вопроса одновременно показывает порядок выполнения того или иного приема (действия). Если это выполнение сложное, показ может проводиться сначала по элементам, а затем в целом. Важно, чтобы руководитель образцово продемонстрировал прием, показав возможность его выполнения в установленное нормативное время. Основные методы проведения теоретического занятия – рассказ с показом и объяснение.

Групповое занятие целесообразно использовать в ходе второго и третьего этапов занятий по специальной подготовке. Сущность его заключается в том, что руководитель вначале рассказывает о сути действия (приема), а затем обучающиеся под его руководством совместно выполняют прием (действие). Групповое занятие может проводиться методами рассказа с показом, объяснением, упражнениями, тренировками.

Практическое занятие используется обычно на втором и третьем этапах. После того как обучаемые поймут суть вопроса, необходимо, чтобы они усвоили свои функциональные обязанности, доведя их выполнение до автоматизма, чтобы приемы, действия, нормативы выполнялись ими правильно в строго установленное время. Основные методы проведения практического занятия – тренировка, практическая работа.

Комплексное занятие – занятие, проводимое с батареей на местности в условиях конкретной тактической обстановки. На нем осуществляется слаживание подразделений в целом, совершенствуются навыки личного состава в работе при выполнении боевых задач. Проводится командиром роты, батареи или старшим начальником.

Например, комплексное занятие с подразделениями артиллерийской разведки проходит как индивидуально, так и совместно с артиллерийскими подразделениями.

Оно должно начинаться днем и заканчиваться ночью или начинаться ночью и заканчиваться в светлое время суток.

Темы комплексных занятий определяет командир части (дивизиона) на период обучения (на месяц). Цели и учебные вопросы, задачи и нормативы указывает руководитель занятия, исходя из уровня подготовки личного состава батареи и слаженности расчетов (отделений) взводов.

На комплексном занятии батарея (подразделение артиллерийской разведки) выполняет следующие действия:

совершает марш в район занятия;

развертывается в боевой порядок (как правило, на сокращенных расстояниях);

выполняет мероприятия по подготовке к ведению разведки;

производит 1-2 перемещения;

выполняет несколько задач по ведению разведки к обслуживанию стрельбы.

Основные методы проведения комплексного занятия – показ и тренировка в выполнении приемов и действий при боевой работе по времени (выполнение нормативов).

Вопросы специальной подготовки в этом случае вначале могут отрабатываться по отделениям, расчетам, взводам, а затем в составе роты, батареи или иного подразделения. Большая часть времени отводится на слаживание батареи в полном составе путем тренировки по выполнению огневых задач (ведению разведки и обслуживанию стрельбы). Особое внимание обращается на выполнение своих функциональных обязанностей всеми командирами с одновременным обучением подчиненных.

Комплексные занятия, проводимые старшими командирами, как правило, бывают контрольными. Они проводятся для проверки готовности личного состава по изученным темам специальной подготовки в соответствии с нормативами и курсом подготовки.

Количество комплексных и контрольных комплексных занятий на период обучения определяется программой боевой подготовки.

Особенности организации занятий по специальной подготовке.

При подготовке к занятию руководителю необходимо: тщательно продумывать вопросы, связанные с выбором его вида и места; определять, какие приемы, нормативы будут отрабатываться; определять (при необходимости) помощников и проводить их инструктаж; устанавливать последовательность отработки учебных вопросов.

При составлении документов для проведения занятия руководитель обычно разрабатывает что-то одно (план, план-конспект или конспект). Если назначены его помощники, то они создают частные планы. Могут делаться выписки из сборника нормативов или курса подготовки.

При определении места занятия и материального обеспечения руководителю необходимо: установить это исходное место; тщательно провести рекогносцировку данного района; наметить, где и какие вопросы будут отрабатываться, сколько необходимо учебных точек и какое количество помощников руководителей занятия потребуется; уточнить, какую технику и вооружение использовать на занятии, а также наметить расход моторесурсов; определить требования безопасности.

Особенности работы на занятии по специальной подготовке.

Во вступительной части руководителю для проверки наличия экипировки и материального обеспечения целесообразно использовать помощников. В ходе контрольного опроса основное внимание должно уделяться аспектам отработки предстоящей темы. Затем необходимо напомнить требования безопасности и следить за их соблюдением в ходе занятия.

В основной части занятия главное внимание должно быть уделено привитию практических навыков выполнения функциональных обязанностей в составе подразделения, когда резко меняется обстановка, в условиях внезапности и состязательности.

В заключительной части больше внимания обращается на наличие и состояние материально-технического обеспечения, возвращение его в первоначальное состояние.

Специальная подготовка Тема 4 Боевая работа на закрытой огневой позиции до открытия огня. ЗАНЯТИЕ 1. Работа на огневой позиции до открытия огня.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Выбор закрытой огневой позиции и подготовка ее к занятию огневыми взводами. 2. Порядок занятия закрытой ОП. 3. Работа на огневой позиции до открытия огня.

К огневым позициям предъявляются следующие требования. Закрытая огневая позиция должна: - обеспечивать выполнение огневых задач батареей (взводом) и позволять вести огонь при заданных наименьших прицелах и больших доворотах от основного направления стрельбы, а в необходимых случаях позволять вести круговой обстрел; - обеспечивать укрытие орудий от наблюдения наземного противника при ведении огня;

- допускать расположение всех орудий на установленных интервалах; - находиться на танкоопасном направлении и по возможности за естественными противотанковыми препятствиями; - допускать ведение огня прямой наводкой по пехоте, танкам и другим бронированным машинам противника, прорвавшимся в район огневой позиции; - обеспечивать надежную маскировку от воздушной и других видов разведки противника, не находиться вблизи выделяющихся местных предметов;

- иметь удобные и по возможности скрытые подъездные пути; - иметь по возможности достаточно твердый, но не каменистый и не. пыльный грунт.

Открытая огневая позиция должна: - обеспечивать ведение огня в назначенных секторах обстрела; - обеспечивать взаимную огневую связь с соседними противотанковыми средствами; - обеспечивать скрытность ее занятия, надежную маскировку до открытия огня и внезапность открытия огня; - находиться по возможности за естественными или искусственными противотанковыми препятствиями на достаточно твердом, но не каменистом и не пыльном грунте.

На огневой позиции орудия располагают рассредоточено в порядке номеров, справа налево уступом вправо (влево), углом вперед (назад), полукругом с учетом удобства расположения и маскировки. В особых условиях допускается расположение орудий на одинаковых интервалах и в линию

В состав артиллерийской разведывательной группы от каждой батареи могут входить: СОБ (командир огневого взвода); 1 -2 командира орудия; оператор-топогеодезист (номер расчета, обученный работе на буссоли); номер расчета, обученный работе на приборах для проверки местности на наличие минно-взрывных заграждений; номера расчета, обученные работе на приборах радиационной и химической разведки; радиотелефонист.

Норматив № 8 «Определение наименьшего прицела» . Отлично. Хорошо. Удовл. 1 мин. 20 с. 1 мин. 30 с. 2 мин. 10 с.

При занятии подготовленной закрытой огневой позиции старший офицер батареи останавливает колонну огневых взводов по возможности в укрытом месте, вызывает к себе командира огневого взвода, командиров орудий, командира отделения – старшего вычислителя, оператора – топогеодезиста (номера расчета) с буссолью, командира отделения тяги (старшего механика-водителя) и выдвигается с ними на огневую позицию, где указывает:

основное направление стрельбы и где оно проходит на местности; n место машины (пункта управления) старшего офицера батареи, место буссоли и ориентирные направления; n места для каждого орудия и точки наводки (основную, запасную); n основные угломеры для основного орудия; n интервалы и уступы относительно основного для каждого орудия; n наименьшие прицелы для батареи; n

n места для выкладки боеприпасов и их количество (в штуках по видам); n места укрытия для тягачей и машин под боеприпасы; n порядок выезда на огневую позицию. n Затем подает команду «Занять огневую позицию. К бою» .

Командиры орудий - находят места своих орудий (обозначены колышками), - уточняют по компасу, где проходит основное направление стрельбы на местности, - выбегают на 10 -20 м в сторону, с которой производится заезд, и поднимают в правой руке флажок. Старший офицер батареи подает сигналы «Заводи» , «Марш» . Наблюдатели передают сигналы по колонне.

Выезд огневых взводов на позицию осуществляется в походном строю по возможности с одного из флангов. При невозможности выезда с фланга огневую позицию занимают с фронта или тыла. В отдельных случаях огневая позиция может заниматься повзводно или поорудийно. Командиры орудий (командир отделения – старший вычислитель) встречают свои орудия (машину) и выводят их на места, обозначенные колышками.

Когда орудие подойдет к назначенному месту и станет примерно в направлении стрельбы, командир орудия командует: «Стой» , «К бою» . Командиры орудий буксируемой артиллерии подают команды «Стой» , «К машине» , «Расцепляй» или «Выгрузить миномет (орудие)» , «Вперед» , «К бою» или «К бою с поддона» . По этим командам водитель останавливает тягач, расчет спешивается с тягача и расцепляет (выгружает) орудие (миномет). По команде командира орудия «Вперед» водитель продвигает тягач на 3 -5 м вперед, останавливает его и открывает задний борт для выгрузки имущества и боеприпасов.

В буксируемой артиллерии орудие направляют по компасу примерно в основное направление стрельбы, после чего расчет приводит орудие в боевое положение. По готовности командир орудия поднимает руку и докладывает (докладывает по радио): «Такое-то готово» . После этого подает команду «Выгрузить боеприпасы и имущество» . По этой команде расчет, кроме наводчика, выгружает боеприпасы и имущество.

Для отвода тягачей и машин под боеприпасы с огневой позиции старший офицер батареи командует: «Тягачи (машины) в укрытие» . Командир отделения тяги (старший механик-водитель) командует (подает сигнал): «Тягачи (машины) за мной» , начинает движение, отводя в укрытие высвободившиеся первыми тягачи (машины). Остальные следуют в укрытие самостоятельно по мере высвобождения.

При занятии неподготовленной огневой позиции с предварительной разведкой - старший офицер батареи останавливает колонну за 100 -200 м от района огневой позиции, - вызывает к себе командира огневого взвода, командиров орудий, командира отделения - старшего вычислителя, командира отделения тяги (старшего механика-водителя), номеров расчетов с приборами радиационной и химической разведки и миноискателем (щупом), - отдает указание на проверку местности на наличие минно-взрывных заграждений и проведение радиационной и химической разведки, - определяет наименьшие дальности, на которых возможна стрельба с данной огневой позиции, глубину укрытия и делает вывод о пригодности огневой позиции.

- выдвигается на огневую позицию, где отдает распоряжение на ее занятие, в котором указывает: основное направление стрельбы и где оно проходит на местности; место машины (пункта управления) старшего офицера батареи; места каждого орудия (место основного орудия, фронт батареи и интервалы между орудиями); место расстановки буссоли, контурные точки (если имеется выписка из каталога координат) и способ топогеодезической привязки; точки наводки (основную, запасную);

места для выкладки боеприпасов и их количество; места укрытия для тягачей и машин под боеприпасы; порядок выезда на огневую позицию и подает команду «Занять огневую позицию. К бою» .

При занятии неподготовленной огневой позиции без предварительной разведки с ходу - старший офицер батареи, получив команду (сигнал) на развертывание, не останавливая колонну, оценивает возможность развертывания огневых взводов в указанном районе и подает команду на ее занятие, используя сигналы управления строями или по радио, например: «Огневая позиция прямо (справа, слева). Интервал 40. Занять огневую позицию. К бою» .

После установки орудий на огневой позиции и приведения их в боевое положение огневые взвода изготавливаются к ведению огня, для чего: готовят машину старшего офицера батареи к боевой работе; определяют координаты огневой позиции (если они не определены ранее) и передают их на пункт управления огнем дивизиона и командиру батареи;

придают основное направление стрельбы основному орудию (при построении параллельного веера по основному орудию); строят параллельный веер; определяют основные угломеры для каждого орудия по основной и запасной (ночной) точкам наводки и разности для перехода к запасной и ночной точкам наводки; определяют уступы, интервалы и превышение каждого орудия относительно основного (если они не определены ранее);

определяют фронт батареи и средний интервал между орудиями (если не определялись ранее); измеряют углы укрытия и определяют наименьшие прицелы (если не определялись ранее); готовят боеприпасы к стрельбе; измеряют температуру зарядов. По выполнении этих мероприятий старший офицер батареи докладывает на пункт управления огнем дивизиона и командиру батареи о готовности к ведению огня.

Задание на самостоятельную подготовку: - Изучить «Руководство по боевой работе огневых подразделений артиллерии» . Ст. 5, 15 -18, 30 -46. - - - Сборник нормативов по БП СВ КН. 3, ч. 2, стр. 12.

Тема 4. Методика технической подготовки

Техническая подготовка является одним из основных предметов обучения личного состава частей и подразделений, вооруженных бронетанковой техникой. Она направлена на подготовку экипажей, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения технически грамотной эксплуатации боевых машин, содержания их в постоянной боевой готовности и умелого применения в бою.

Конкретные задачи технической подготовки для каждой категории обучаемых, ее объем (в учебных часах) и содержание определяются программами боевой подготовки личного состава учебных и линейных подразделений.

Успешное выполнение задач технической подготовки достигается:

Повседневным руководством технической подготовкой со стороны старших начальников, высокой их требовательностью и оказанием частям и подразделениям своевременной и конкретной помощи в устранении выявленных недостатков;

Правильной организацией технической подготовки и высоким качеством проведения всех занятий в полном объеме программ боевой подготовки;

Постоянным совершенствованием технических знаний и практических навыков личного состава в процессе повседневной эксплуатации боевых машин;

Систематическим совершенствованием технических знаний и методических навыков руководителей занятий по технической подготовке;

Наличием учебно-материальной базы, отвечающей современным требованиям боевой подготовки войск.

Обучение личного состава должно быть неразрывно связано с его воспитанием. Поэтому на всех занятиях по технической подготовке необходимо прививать обучаемым высокие морально-волевые качества, советский патриотизм, глубокое понимание своего воинского долга, верность военной присяге, дисциплинированность, любовь к своей боевой технике и чувство личной ответственности за содержание ее в постоянной боевой готовности.

Ответственность за состояние технической подготовки личного состава несут все командиры и их заместители по технической части (по технической подготовке).

Руководитель занятий по технической подготовке непосредственно отвечает за качество обучения личного состава. Он обязан:

1. В совершенстве знать материальную часть изучаемой боевой техники, правила ее эксплуатации и технологию войскового ремонта, уметь образцово выполнять все практические работы по техническому обслуживанию машин. Систематически повышать уровень своих знаний, практических навыков и методического мастерства.

2. При обучении личного состава строго руководствоваться программой, знать ее содержание, учебные цели и задачи технической подготовки всех категорий обучаемых. Знать уровень общеобразовательной и технической подготовки каждого обучаемого, их индивидуальные способности.

3. Тщательно готовиться к проведению каждого занятия, используя необходимую техническую и методическую литературу, а также имеющиеся в части типовые методические разработки. Своевременно составлять и представлять на утверждение старшему начальнику план (план-конспект) проведения занятия. Заблаговременно готовить к занятиям все необходимое материальное обеспечение, своевременно подавая в техническую часть заявки на учебно-боевые машины и другое оборудование; контролировать готовность материального обеспечения накануне занятия.

4. Все занятия проводить на высоком организационно-методическом уровне, обеспечивая успешное выполнение учебных целей занятий. Строго следить за соблюдением на занятиях мер безопасности и требовать от обучаемых бережного отношения к учебному оборудованию. В своих действиях быть принципиальным, требовательным и в то же время внимательным к обучаемым.

5. Вести учет посещаемости, успеваемости и накопления практических навыков; после проведения занятия делать необходимые записи в журнале учета боевой подготовки.

В зависимости от учебных целей, места и метода проведения различают два основных вида занятий: 1) занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации; 2) практические занятия (тренировки) на машинах или на учебных стендах.

Усвоение материала, изученного на этих занятиях, проверяется на контрольных занятиях.

Занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации.

Занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации в зависимости от их учебной цели и содержания могут проводиться в классах материальной части машины, в классе эксплуатации или в парке на учебно-боевых машинах.

Основными методами проведения этих занятий являются рассказ (объяснение) и беседа. Оба метода во всех случаях обязательно сопровождаются показом изучаемых агрегатов (механизмов, систем) или приемов (действий) по их обслуживанию (разборке, промывке, сборке, регулировке).

Рассказ - это систематизированное, последовательное изложение учебного материала руководителем занятий. Этот метод применяется, как правило, при изложении новых сведений. Если руководитель во время рассказа прибегает кразличного рода рассуждениям, раскрывающим принципы и закономерности работы механизмов, то такую форму рассказа называют объяснением.

Беседа - это целенаправленный вопросно-ответный способ обучения, обеспечивающий активное участие обучаемых в учебном процессе. Такой метод применяется при повторении ранее изученного материала в целях закрепления полученных знаний. Предлагаемые руководителем вопросы должны быть правильно подобраны и четко сформулированы. При этом вопросы рекомендуется ставить перед всей группой обучаемых. Это повышает активность обучаемых, так как обязывает всех участвовать в обдумывании ответа.

Руководитель обязан вести беседу в нужном направлении, следить за участием в ней всего личного состава, внимательно вслушиваться в ответы с тем, чтобы не допускать в них неточностей и ошибок. Для повышения активности обучаемых их можно привлекать к уточнению и дополнению ответов.

Рассказ и беседа большей частью рационально дополняют друг друга. В начале любого занятия беседа позволяет проверить, как усвоен материал прошлого занятия, в ходе занятия - установить степень усвоения изучаемого материала и в конце занятия - обобщить рассмотренные вопросы.

Наряду с этим в процессе беседы руководитель может также прибегать к рассказу или объяснению для уточнения и углубления знаний обучаемых или для обобщения их ответов.

Эффективность беседы зависит в первую очередь от правильного подбора вопросов, которые определяют ее направление. В начальной стадии обучения рекомендуется предлагать более простые вопросы, например перечисление основных деталей агрегата или механизма. В последующем можно предлагать вопросы, требующие анализа и обобщения пройденного материала. К таким относятся вопросы, которые требуют объяснить принцип работы агрегата, системы или механизма, правила обнаружения неисправностей и т. п.

Не следует задавать такие вопросы, на которые ответ может быть односложный – «да» или «нет». Неправильный ответ или использование обучаемым неправильной терминологии должны быть обязательно учтены и поправлены.- "

Если никто из обучаемых не может ответить на поставленный вопрос, им надо предложить наводящий вопрос. Если и в этом случае обучаемые не смогут дать правильный ответ или точную формулировку, то это должен сделать сам руководитель.

Доходчивость занятий по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации в решающей степени зависит от их материального обеспечения, от умения руководителя использовать имеющиеся наглядные пособия.

Материальное обеспечение занятий обычно включает учебные агрегаты, стенды, учебно-боевые машины, макеты, плакаты, схемы, учебные кинофильмы и диафильмы.

Порядок использования наглядных пособий должен обеспечить быстрое осмысливание, понимание и прочное закрепление учебного матери-ала. Так, первичное представление об изучаемом агрегате или механизме достигается показом его в натуре. Для подробного изучения его устройства вначале рекомендуется объяснить принцип его работы, используя при этом макет или принципиальную схему, и только после этого перейти к объяснению устройства и работы самого агрегата (механизма). Такая последовательность применения наглядных пособий и объяснений облегчает понимание устройства и работы сложного механизма.

В процессе показа демонстрируемые объекты должны быть хорошо видны обучаемым. Для этого требуется достаточное их освещение и установка на подставки в соответствующем удалении.

В учебных частях хорошо зарекомендовал себя метод дублирования действий (показа) руководителя командирами учебных отделений. В этом случае в распоряжении каждого командира отделения на учебном месте должны быть такие же наглядные пособия, как и у руководителя занятия.

Большое значение для успешного усвоения обучаемыми изучаемых вопросов имеет поведение руководителя занятия. Объяснять материал следует стоя с тем, чтобы иметь возможность наблюдать за всеми обучаемыми и не допускать ослабления их внимания. Контроль за их поведением и восприятием излагаемых сведений позволяет руководителю замечать затруднения в понимании сложных учебных вопросов и своевременно на них реагировать, изменяя соответствующим образом методику объяснения. Изложение должно быть четким, кратким и ясным. Речь руководителя должна быть достаточно громкой и убедительной. Главное (основное) содержание материала рекомендуется выделять изменением интонации. Наиболее важные вопросы следует излагать в темпе, позволяющем их записать.

Расположение в машине;

Назначение;

Общая характеристика;

Устройство и работа;

Правила пользования;

Регулировка;

Уход при эксплуатации;

Неисправности, их причины, меры предупреждения и способы устранения.

Назначение агрегатов и систем - это точная формулировка того, какие функции они выполняют в машине. При этом объясняется и необходимость этих функций.

Общая характеристика агрегата или системы - это объяснение их типа, или, иначе говоря, перечисление тех основных конструктивных особенностей, по которым данный агрегат или система отличаются от других. Так, например, общая характеристика блокировочного фрикциона планетарного механизма поворота среднего танка формулируется следующим образом: сухой, многодисковый, с трением сталь по стали, с шариковым механизмом выключения.

Устройство и работа агрегатов и систем включают изучение составных частей агрегата (системы), взаимной их связи и взаимодействия во время работы.

В связи с тем, что согласно требованиям программ боевой подготовки главное внимание должно уделяться изучению устройства агрегатов и механизмов, которые обучаемые при техническом обслуживании машины должны уметь разбирать (собирать) или регулировать, содержанием занятий предусмотрен различный объем (глубина) изучения составных частей машины: принцип устройства, общее устройство.

Принцип устройства и работы агрегатов, механизмов и приборов изучается только по их принципиальным схемам без изучения конструкции.

Общее устройство систем, агрегатов и механизмов изучается на материальной части путем показа и объяснения назначения и основ взаимодействия во время работы только их основных частей (узлов в сборе).

Устройство агрегатов, механизмов и приборов изучается на материальной части путем показа и подробного объяснения назначения и взаимодействия во время работы всех их деталей.

При объяснении устройства материальной части основное внимание следует уделять главным деталям агрегата, объяснять в первую очередь самые характерные и важные для эксплуатации, обслуживания и ремонта особенности конструкции. Не следует заниматься описанием формы деталей, перечислением числа отверстий, шпилек, болтов и других второстепенных элементов конструкций, так как обучаемые смогут рассмотреть их во время самоподготовки.

Регулировка механизмов и приводов управления - это установка и восстановление зазоров, свободных и рабочих ходов, усилий и т. п. в целях обеспечения нормальной и длительной их работы.

1) технические условия на нормально отрегулированный агрегат или привод управления;

2) причины нарушения исходного состояния агрегата или привода, последствия, к которым приводит это нарушение;

3) последовательность проверки регулировки;

4) восстановление исходного состояния регулировки (порядок выполнения регулировки, применяемый при этом инструмент).

Уход за агрегатами и системами при эксплуатации машины - изучение объема и периодичности обслуживания, установленного соответствующими руководствами и инструкциями по эксплуатации машины, для обеспечения нормальной работы агрегатов и механизмов, продления срока их службы и содержания машины в постоянной боевой готовности.

При изучении этого вопроса руководитель не должен ограничиваться перечислением работ по обслуживанию и сроков их проведения. Необходимо также рассказать и показать, как и с использованием какого инструмента и принадлежностей выполняются эти работы.

Неисправности узлов, агрегатов, приводов управления и систем - рассмотрение нарушения геометрических размеров деталей, их взаимного расположения и нормального действия. На занятиях необходимо изучать только характерные, чаще всего встречающиеся в процессе эксплуатации неисправности.

1) признаки неисправностей, определяемые осмотром, на слух, по контрольным приборам или по характеру движения машины;

2) причины и последствия неисправностей;

3) способы обнаружения и устранения;

4) меры предупреждения.

Последовательность подготовки к занятиям и составление плана

(плана-конспекта)

Качество занятий, проводимых с личным составом, а следовательно, и общий уровень технической подготовки обучаемых зависят прежде всего от уровня личной подготовленности руководителей занятий.

Систематично и последовательно излагать учебный материал темы можно только при условии глубокого знания предмета, понимания цели каждого занятия в общей системе подготовки экипажей (водителей) боевых машин. Поэтому руководитель занятий по технической подготовке должен хорошо знать программу, цели обучения, объем знаний и практических навыков, необходимых обучаемым, четко представлять себе, какие учебные вопросы являются главными и какие - второстепенными.

Для быстрого восприятия и прочного усвоения учебного материала обучаемыми исключительно большое значение имеет методика проведения занятий, умение руководителя доходчиво передать свои знания и практические навыки. Это умение вырабатывается практикой обучения и специальной методической подготовкой.

Таким образом, успешная организация технической подготовки требует тщательной и всесторонней подготовки руководителей занятий, непрерывного совершенствования их методических навыков.

Подготовку руководителя к занятиям можно разделить на два этапа: предварительную подготовку и подготовку к проведению конкретных занятий.

Предварительная подготовка руководителя занятия

Хорошая предварительная подготовка руководителя является одним из основных условий качественного проведения занятий. Она осуществляется методом самостоятельной работы и на занятиях по совершенствованию специальной и методической подготовки офицеров (прапорщиков), проводимых по планам и программам их командирской подготовки.

До начала занятий руководитель обязан изучить весь комплекс основных вопросов по всей программе технической подготовки, используя для этого основные учебные пособия, методическую литературу и имеющуюся в части учебно-материальную базу. Кроме того, чтобы занятия были поучительными и интересными, руководитель должен постоянно следить за издаваемой технической литературой, изучать новую бронетанковую технику и передовой опыт эксплуатации машин, состоящих на вооружении части, следить за их конструктивными изменениями и подбирать характерные примеры из опыта боевой подготовки, подтверждающие справедливость рассматриваемых правил и положений и вместе с тем способствующие лучшему запоминанию учебного материала.

Предварительная подготовка руководителя занятий должна сопровождаться ведением рабочего конспекта. Без этого невозможно обеспечить систематическую и глубокую проработку того или другого вопроса. Нельзя надеяться на память, то, что свежо в памяти сейчас, может быть забыто через некоторое время. Форма и порядок ведения рабочего конспекта могут быть различными. Они зависят прежде всего от личных качеств, квалификации и опыта руководителя занятий. Конспект рекомендуется вести по отдельным вопросам или темам программы технической подготовки. При составлении конспекта необходимо оставлять чистые страницы для накопления и расширения материала. Записи внутри каждой темы целесообразно систематизировать по отдельным основным вопросам. При этом полезно указывать источники конспектируемого материала (наименование руководств, учебников, статей и т. д.).

Хорошо составленный и непрерывно ведущийся рабочий конспект является одним из основных пособий при подготовке к проведению занятия.

Он значительно сокращает время на подготовку и способствует повышению качества проводимых занятий.

Особое внимание руководители занятий должны уделять вопросам овладения методами обучения, постоянному повышению уровня своей методической подготовки;

Самостоятельная работа является основой совершенствования методической подготовки руководителя занятия. Только личный упорный труд в этом вопросе обеспечит успех.

После каждого проведенного занятия руководитель должен провести его анализ, критически оценить свои действия и результаты выполнения плана занятия.

Положительные методические приемы и недостатки в проведении занятий необходимо зафиксировать в плане-конспекте. Эти заметки пригодятся в дальнейшем при проведении этого же занятия с другим подразделением или при подготовке к проведению аналогичного занятия по другой теме.

Подготовка руководителя к занятию

Подготовка к проведению конкретного занятия заключается в личной подготовке руководителя и подготовке материального обеспечения занятия. Руководитель обязан заблаговременно проверить наличие учебного оборудования и других средств материального обеспечения, необходимых для проведения занятия. Если потребуется, расположить учебное оборудование в классе так, чтобы им удобно было пользоваться во время занятия.

Личная подготовка руководителя заключается в глубоком усвоении всего материала по теме занятия и в тщательном продумывании вопросов организации и методики проведения занятия. При этом используются личный рабочий конспект, техническая и методическая литература, а также методические разработки, имеющиеся в части. После изучения всех исходных материалов принимается решение по вопросам организации и методики проведения занятия, уточняется перечень учебных вопросов, подлежащих изучению, и отрабатывается план-конспект или план проведения занятия. В нем отражается построение и содержание занятия, дается расчет времени.

Планы-конспекты (планы) в зависимости от квалификации руководителя могут быть различными, но по возможности краткими. Вместе с тем следует считать целесообразным, чтобы в плане-конспекте был четко выражен тот объем сведений, который должен быть законспектирован обучаемыми на занятиях. Это способствует, с одной стороны, точности формулировок, а с другой - руководитель занятия, определяя объем и содержание записей обучаемых, имеет возможность заранее предусмотреть выделение на это необходимого времени.

Структура содержания занятия

Каждое занятие по технической подготовке состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть . На вводную часть занятия отводится не более 5-10 мин. За это время руководитель принимает рапорт, здоровается и проверяет наличие личного состава и их готовность к занятию, объявляет тему и учебную цель данного занятия.

В случае необходимости в вводной части проводится также опрос обучаемых по ранее пройденному материалу в целях проверки качества его усвоения, закрепления наиболее важных положений и нормативов, а также для подготовки их к восприятию новых сведений. Такой опрос особенно полезен в том случае, если тема предстоящего занятия связана с предыдущей или является дальнейшим развитием уже рассмотренных вопросов.

Если в результате опроса будет установлено, что обучаемые недостаточно твердо знают необходимый предшествующий материал, руководитель должен предусмотреть краткое его повторение в процессе занятий.

В вводной части практического занятия руководитель дополнительно объявляет порядок проведения занятия, указывает учебные места и порядок их прохождения, распределяет учебную группу на подгруппы в соответствии с количеством учебных мест и напоминает меры безопасности.

Основная часть. В основной части занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации излагается, как правило, новый учебный материал. На это расходуется большая часть учебного времени, отведенного на занятие. Руководитель обязан использовать его так, чтобы планомерно изучить с обучаемыми все предусмотренные содержанием занятия учебные вопросы.

Очень важное значение имеет последовательность преподнесения учебного материала. Она должна быть тщательно продумана, отражена в плане-конспекте и в ходе занятия строго выдерживаться.

При изложении учебного материала руководитель должен разумно пользоваться планом-конспектом, а не читать его непрерывно, так как чтение подрывает авторитет руководителя, приводит к потере связи с аудиторией и снижает активность обучаемых. К плану-конспекту рекомендуется обращаться лишь в случае необходимости контроля правильной последовательности изложения учебных вопросов и распределения времени, а также для приведения точных формулировок, определений и регулировочных параметров, которые должны быть законспектированы и требуют поэтому неоднократного дословного повторения.

Объем необходимых записей руководитель должен определять заранее, исходя из наличия учебных пособий по изучаемой теме.

В основной части занятия нужно обязательно предусматривать время для ответа на вопросы обучаемых. Задавать их можно только с разрешения руководителя. Если содержание вопроса оторвано от темы занятия или не представляет интереса для большинства обучаемых, отвечать на него целесообразно во время перерыва или после занятия. Ни в коем случае нельзя давать неправильный, необдуманный ответ. Если руководитель затрудняется сразу дать правильный ответ, лучше это сделать на следующем занятии.

В основной части практического занятия сначала может быть показан порядок выполнения основных операций или работ. Это делается главным образом тогда, когда данные работы выполняются первый раз. После этого обучаемые отрабатывают их самостоятельно на учебных местах.

Если для выполнения работ предусмотрено использование оборудования и инструмента, с которыми обучаемые ранее не работали, руководитель занятия на учебном месте обязан предварительно объяснить и показать правила их применения.

В целях привития обучаемым навыков в выполнении работ на машинах в установленной технологической последовательности практические занятия необходимо проводить с применением специальных заданий и технологических (операционных) карт, выдаваемых на каждое учебное место. Пользование технологическими (операционными) картами особенно целесообразно для курсантов, впервые выполняющих данную работу.

Заключительная часть любого занятия предназначена для подведения итогов занятия, оценки знаний и практических навыков обучаемых и постановки задач на самоподготовку. При постановке задачи на самоподготовку руководитель занятия указывает, какие разделы учебника или официальных руководств (технического описания и инструкции по эксплуатации) обязаны изучить обучаемые и что они должны записать в свои конспекты. В конце заключительной части указывается тема, время и место проведения следующего занятия.

Заключительная часть практического занятия состоит, кроме того, из разбора качества выполнения изучаемых работ и операций в целом и тех недостатков, которые были допущены обучаемыми. При этом руководитель делает выводы на основании собственных наблюдений и докладов руководителей занятий на учебных местах. При необходимости перед проведением разбора предусматривается время для приведения в порядок учебных мест.

Самостоятельная работа с книгой или плакатом дает возможность обучаемым при повторении устройства материальной части изучить чертежи, схемы и рисунки, которые они не смогли достаточно хорошо рассмотреть во время объяснений руководителя занятия всей учебной группе. Сравнивая подлинные детали и узлы с их графическим изображением, обучаемые получают навыки в чтении чертежей, схем и плакатов и одновременно закрепляют свои знания по устройству материальной части, полученные на занятиях в классе.

Для эффективной и целенаправленной работы обучаемые должны точно знать время и место самоподготовки, перечень подлежащих изучению вопросов, необходимую для этого литературу и наглядные пособия. Поэтому руководитель обязан сообщить порядок проведения самоподготовки и дать обучаемым конкретные задания заблаговременно, обычно в заключительной части предшествующего занятия.

Программа учебной дисциплины "Тактико - специальная подготовка"

В ходе занятий по тактико-специальной подготовке изучаются следующие темы:

1. Методика и тактика охраны имущества, в том числе при его транспортировке.

1.1. Виды охраняемых объектов и комплекс мер по обеспечению их безопасности.

1.2. Организация пропускного и внутриобъектового режимов, осуществляемых в целях охраны имущества. Выявление подделок документов.

1.3. Особенности охраны. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах как самостоятельный вид охранных услуг.

1.4.Особенности охраны объектов жизнеобеспечения особой важности, социальной сферы. Особенности охраны мест проживания граждан.

1.5. Осуществление охраны имущества с использованием оружия. Особенности охраны имущества при его транспортировке.

1.6. Тактика действий при задержании лиц, совершивших противоправное посягательство на охраняемое имущество, и передача их в органы внутренних дел.

Тема 2. Тактика и методы обеспечения защиты жизни и здоровья граждан.

2.1. Особенности заключения договора на оказание данного вида охранных услуг. Запрет на выдачу служебного оружия при осуществлении данного вида деятельности частных охранников.

2.2. Тактика осуществления защиты жизни и здоровья граждан, находящихся на стационарных объектах.

2.3. Особенности осуществления защиты жизни и здоровья граждан в общественных местах.

Тема 3. Тактика и методы обеспечения порядка в местах проведения массовых мероприятий.

3.1. Понятие и виды массовых мероприятий.

3.2. Принципы организации охраны массовых мероприятий. Организация и осуществление охраны при подготовке, во время проведения и после окончания массовых мероприятий.

3.3. Порядок действий в нестандартных и конфликтных ситуациях.

3.4. Взаимодействие частных охранных организаций с органами внутренних дел при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Тема 4. Осуществление консультирования и подготовки рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

4.1 .Особенности заключения договора на оказание данного вида охранных услуг. Предмет договора.

4.2. Особенности консультирования и подготовки рекомендаций по вопросам обеспечения защиты имущества от противоправных посягательств.

4.3. Особенности консультирования и подготовки рекомендаций по вопросам обеспечения личной безопасности.

Тема 5. Осуществление охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

5.1. Условия осуществления данного вида деятельности.

5.2. Осуществление проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания технических средств охраны.

5.3. Особенности организации охраны с применением технических средств охранно-пожарной сигнализации.

5.4. Особенности действий частных охранников, осуществляющих данный вид деятельности.

Тема 6. Обеспечение антитеррористической защищенности охраняемых объектов.

6.1. Профилактика террористических актов. Характеристика взрывчатых веществ, признаки самодельных взрывных устройств и способы их обнаружения.

6.2. Схемы оповещения, схемы связи с правоохранительными органами.

6.3. Тактика действий при возникновении террористической угрозы. Меры безопасности и порядок действий при обнаружении подозрительных предметов, в том числе создание "зоны безопасности".

6.4. Практические действия частных охранников при обнаружении взрывных устройств.

6.5. Участие в осуществлении эвакуационных мероприятий.

6.6. Тактика действий частных охранников при захвате заложников. Организация предупредительных мер, направленных на защиту от похищения или захвата в качестве заложников.

6.7. Участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Продолжительность 1 час.

Стоимость от 800 руб.

  • Тема 2. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
  • 1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
  • 2.Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни
  • 3. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 4. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни
  • 5. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни
  • 6. Критерии эффективности здорового образа жизни
  • Тема 3. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
  • 1. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
  • 2. Основные причины изменения психофизического состояния в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
  • Тема 4. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
  • 1. Методические принципы и методы физического воспитания
  • 2. Основы и этапы обучения движениям
  • 3. Воспитание физических качеств
  • 4. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
  • 5. Общая физическая подготовка ее цели и задачи
  • 6. Специальная физическая подготовка
  • 7.Зоны и интенсивность физических нагрузок
  • Тема 5. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • 1.Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий
  • 2. Формы и содержание самостоятельных занятий
  • 3. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
  • 4. Характер содержания занятий в зависимости от возраста
  • 5. Гигиена самостоятельных занятий
  • 6. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Профилактика травматизма
  • Тема 6. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений
  • 1. Массовый спорт и спорт высших достижений
  • 2. Студенческий спорт. Его организационные особенности
  • 3. Студенческие спортивные соревнования и организации
  • 4. Нетрадиционные системы физических упражнений
  • 5. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений
  • Тема 7. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
  • 1. Краткая историческая справка. Влияние избранного вида спорта или
  • 2. Планирование тренировки в избранном виде спорта
  • 3. Пути достижений физической, технической, тактической и психической подготовленности
  • 4. Виды и методы контроля над эффективностью
  • 5. Календарь студенческих внутривузовских и невузовских соревнований
  • Тема 8. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • 1. Диагностика и самодиагностика состояния организма при
  • 2. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля
  • 3. Использование различных методов для оценки физического
  • Тема 9. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
  • 1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду
  • 2. Определение понятия ппфп, ее цели и задачи. Место ппфп в системе физического воспитания студентов
  • 3. Факторы, определяющие содержание ппфп
  • 18. Словарь терминов (глоссарий)
  • Тема 4. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

    План:

      Методические принципы и методы физического воспитания.

      Основы обучения движениям.

      Основы совершенствования физических качеств.

      Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

      Общая физическая подготовка, ее цели и задачи.

      Специальная физическая подготовка.

      Зоны и интенсивность физических нагрузок.

    1. Методические принципы и методы физического воспитания

    Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах.

    I . Принципы сознательности и активности.

    Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознате6льно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, их активное и заинтересованное выполнение, что ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни. Эти давно помеченные закономерности и лежат, прежде всего, в основе принципа сознательности и активности.

    Принципы сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:

    1. Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий.

    2. Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений.

    3. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям.

    Существенную роль в развитии активности занимающихся играют систематическая оценка и поощрение достигнутых ими успехов. Речь идет не только о текущей оценке, которую дает преподаватель по ходу занятий, но и о специальной системе оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения на пути физического совершенствования.

    II . Принцип наглядности.

    Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

    В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач – всестороннее развитие органов чувств.

    1. Наглядность – необходимая предпосылка освоения движений.

    2. Наглядность – неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности.

    3. Взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности.

    III . Принцип доступности и индивидуализации.

    Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же – необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.

    Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.

    Суть данного принципа в области физического воспитания раскрывают следующие основные положения:

    1. Определение меры доступного.

    2. Методические условия доступности.

    3. Индивидуализация общего направления и частных путей физического воспитания.

    IV . Принципы систематичности.

    Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередований нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами содержания.

    1. Непрерывность процесса физического воспитания и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

    2. Повторяемость и вариативность.

    3. Последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

    V . Принципы постепенного повышения динамичности.

    Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок.

    1. Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок.

    2. Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок.

    Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.

    Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы.

    Физические упражнения – это двигательные действия, при выполнении которых решаются задачи физического воспитания.

    Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы (солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды и пр.) служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

    Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

    В процессе физического воспитания применяются общепедагогические и специфические методы:

    I . Метод регламентированного упражнения.

    Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие качеств и способностей.

    Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов, последовательно сменяющихся в процессе воспитания.

    Несмотря на все достоинства и разнообразия методов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, воплощается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упорядочивание действий занимающихся и условий их выполнения.

    II . Игровой метод.

    Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

    Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.

    III . Соревновательный метод.

    Соревнование, подобно игре, относится к числу широко, распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стимулирования деятельности в самых различных сферах жизни – в производственной деятельности и конечно в спорте.

    Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме.

    Основная определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

    Словесные и сенсорные методы – методы использования слова и чувственной информации.