Правоотношения возникающие в процессе осуществления местного самоуправления. Субъекты муниципальных правоотношений

Муниципально-правовые отношения представляют собой урегулированные нормами МП общественные отношения, которые возникаю в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также на др. территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Объектом муниципально-правовых отношений является деятельность местных жителей и формируемых ими муниципальных органов, направленная на решение вопросов местного значения, определенных уставом соответствующего муниципального образования, и отдельных государственных полномочий, переданных конкретным муниципальным образованиям в установленном законом порядке.

Учитывая объект и содержание муниципально-правовых отношений их можно подразделить на:

    отношения, связанные с организацией местного самоуправления образование, объединение, преобразование муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований, утверждение символики, а также определение структуры органов МС, их наименование и формирование, контроль за деятельностью органов МС, их ответственность.

    отношения, характеризующие муниципальную д-ть по непосредственному жизненобеспечению населения муниципального образования решение вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, управление муниципальной собственностью регулирование планировки и застройки территории муниципального образования, организация, содержание и развитие муниципальных образовательных учреждений и здравоохранения, организация муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водо- снабжения и канализации, муниципальное дорожное строительство, утилизация бытовых отходов, благоустройство и озеленение территории, организация ритуальных услуг, организация муниципального транспорта, связи, торговли, питания и бытового обслуживания и т. д.

    отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов МС по осуществлению отдельных госполномочий остается открытым вопрос о перечне подобных полномочий (ч.2 ст.135 КРФ). Закон не определяет, да и не может определить конкретный их перечень. Очевидно, что эта задача должна в каждой конкретной ситуации решаться индивидуально.

Субъектами муниципально-правовых отношений по смыслу действующего законодательства выступают местные жители, формируемые ими муниципальные органы и муниципальные сообщества, представляющие собой исторически сложившиеся территориальные образования в составе субъекта РФ.

В зависимости от от субъекта муниципально-правовых отношений их можно подразделить на:

    отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование здесь находит свое выражение правовой статус муниципального образования (собственность, бюджет, символика и т. д.);

    отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования (непосредственное волеизъявление населения);

    отношения, где одной из сторон выступает орган или должностное лицо МС (д-ть органов МС по решению местных воросов, исполнение государственных полномочий).

Теория МП выделяет следующие виды субъектов муниципально-правовых отношений:

1) муниципальное образование ФЗ «Об общих…» дает четкое определение что такое муниципальное образование: «…- городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим ФЗ, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.» Муниципальное образование обладает правом собственности на имущество, входящее в состав муниципальной собственности. Оно не является юридическим лицом (ст. 124 ГК РФ), но в гражданско-правовых отношениях выступает на равных с иными их участниками (физическими и юридическими лицами). Кроме того муниципальное образование имеет право создавать объединения в форме ассоциаций или союзов в целях координации своей д-ти, более эффективной реализации своих прав и интересов, а также иметь собственную символику.

2) субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения

НАСЕЛЕНИЕ – избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц МС, определяет структуру органов МС, решает др. вопросы местного значения. Население независимо от своей численности обладает правом на осуществление МС. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам МС. С учетом мнения населения решаются вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении муниципальных образований, установлении или изменении их территорий. В соответствии с уставом муниципального образования население имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

СОБРАНИЕ ГРАЖДАН – может в отдельных поселениях осуществлять полномочия представительного органа МС, а также выступать не только как форма решения населением вопросов местного значения, но и как форма организации территориального общественного самоуправления, которое создается на части территории муниципального образования и обеспечивает осуществление гражданами собственных инициатив в решении вопросов местного значения (собрание жителей дома, улицы и т. д.).

ВЫБОРНЫЕ И ДРУГИЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – к ним относятся: представительный орган МС, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо МС, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Устав муниципального образования может предусматривать должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего д-ть по осуществлению МС, а также должности иных выборных должностных лиц МС. Данные субъекты в соответствии со своей компетенцией управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают др. решения по вопросам местного значения. Они являются юридическими лицами.

ГРАЖДАНЕ РФ – имеют право на МС независимо от пола, национальности, расы, имущественного и должностного положения и т. д. Граждане реализуют право на МС путем участия в местных референдумах, выборах, посредством др. форм прямого волеизъявления, а также через выборные и др. органы МС. Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина и др. достоверной информацией о д-ти органов МС. Реализовать свое право избирать и быть избранными в выборные органы МС граждане могут лишь по достижении определенного возраста. Так ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает, что минимальный возраст кандидата при выборах в органы МС не может превышать 21 года.

ДЕПУТАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – участвуют в принятии решений об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, установлении местных налогов и сборов, принятии планов и программ развития муниципального образования и т. д. Их полномочия начинаются со дня избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа МС нового состава.

3) субъекты, содействующие осуществлению МС:

ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – создаются гражданами по месту жительства, осуществляют инициативы в вопросах местного значения, могут быть юридическими лицами и образовывать ассоциации.

ОБЪЕДИНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ФОРМЕ АССОЦИАЦИЙ ИЛИ СОЮЗОВ – координация д-ти, повышение эффективности осуществления прав и интересов муниципальных образований, но оин не могут осуществлять полномочия органов МС.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ – оказывают поддержку местному самоуправлению, создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития МС.

ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, находящиеся на территории муниципального образования. Если они находятся в муниципальной собственности, то цели, условия и порядок их д-ти определяются органами МС. Взаимоотношения органов МС с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ – в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов МС, предстваляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также др. граждан в органах МС. Если вопросы, разрешаемые органами МС, затрагивают интересы общественных объединений, то они должны рассматриваться с их участием.

ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА.

Совокупность муниципальных правоотношений является важнейшей сферой в правовой системе российского государства. Возникают такие отношения в процессе формирования и функционирования органов местного самоуправления, действующих в том или ином муниципальном образовании. Понятию местного самоуправления посвящена отдельная глава российской Конституции, а также множество кодексов и федеральных законов. В этой статье будет подробно разобрано содержание, методы и особенности муниципальных правоотношений.

Понятие муниципального права

Что представляет собой муниципальное правоотношение? Пример такого отношения можно встретить в любом российском регионе: это работа местного органа, занимающегося самоуправлением. Население российского государства обладает правом на самостоятельную организацию в некоторых общественных сферах. Такое право закреплено основным законом страны - Конституцией РФ. Образование и работа местных самоуправленческих инстанций регулируются муниципальным правом. В представленном виде права присутствуют отношения муниципального характера, которые могут возникать по воле одной или двух сторон. Одной стороной является население того или иного органа, а другой - муниципальный орган, сформированный этим населением.

Муниципальные правоотношения имеют организационный характер, так как способствуют организации определенных общественных процессов. Также отношения связаны с реализацией полномочий, функций и задач местных самоуправленческих органов.

Структура муниципального права

Как и любая другая отрасль права, муниципальная сфера состоит из объектов, субъектов и содержания. Основным элементом в рассматриваемых правоотношениях является субъект. В виде субъекта могут выступать разные элементы:

Таким образом, субъекты муниципальных правоотношений наделены рядом полномочий и обязанностей, которые составляют содержание отношений. Есть также объекты: это то, по поводу чего могут возникать правоотношения. Здесь стоит выделить муниципальные акты, поведение муниципальных служащих, различные территориальные образования и т. д.

Отдельно следует рассказать о методах муниципальных правоотношений. Рассматриваемая область права базируется на совмещении императивных (обязующих или запрещающих) и диспозитивных (дозволительных) начал с преобладанием последних. Все-таки в организации местного самоуправления российским гражданам дана некоторая свобода действий.

Система правоотношений

Рассматриваемая отрасль права делится на институты и составляющие их элементы. При этом муниципальная область отношений совмещает в себе нормы финансового, земельного, гражданского и административного права.

Все муниципальные нормы делятся на общие и особенные. К общей части относятся нормы, которые распространяют свое действие на составные части отрасли. Сюда также входят конституционные нормы. Они закрепляют принципы, гарантии и цели муниципальных правоотношений. Особенная же часть включает в себя нормы, которые регулируют отдельные группы муниципальных отношений. Стоит также отметить, что группа особенных норм содержит ряд общественных институтов. О них будет подробно рассказано далее.

Институты муниципальных правоотношений

Группа особенных муниципальных норм содержит в себе ряд институтов, которые включают процессуальные и муниципальные элементы. Такие институты регулируют отдельные стороны местного самоуправления, закрепляют статус субъектов рассматриваемой отрасли права. Какие именно институты здесь следует выделить?

Во-первых, это институт муниципально-территориального устройства, который включает в себя субинституты территориального деления. Сформированная область должна иметь определенный статус. За него ответственен институт статуса и определения функций представителей муниципальных образований. Здесь речь идет о должностных лицах, а также о депутатах от представительных, контрольных, исполнительных и прочих органов.

Не менее важны и особые институты - например, связанные с муниципальными наградами и почетными званиями, символиками, собственностью, порядком управления, финансами и т. д.

Виды муниципальных отношений

Специалисты в области юриспруденции выделяют несколько основных видов рассматриваемых правоотношений. Все виды делятся по специальным классификациям. Самая распространенная группа связана с формой осуществления власти. В нее входят следующие группы отношений:

  • возникающие в процессе реализации самоуправленческими органами государственных полномочий;
  • возникающие в процессе решения местных вопросов путем выражения народной воли;
  • связанные с функционированием выборных органов местного самоуправления.

Еще одна группа правоотношений связана с ролью самоуправления в системе федерализма РФ. Специалисты выделяют три вида:

  • полномочия самоуправленческих органов, делегированные федеральными органами;
  • реализация отдельных полномочий, делегированных российскими субъектами;
  • отношения, связанные с самостоятельной деятельностью населения по вопросам местного значения.

Есть также классификация, связанная с общественными сферами. Здесь следует выделить следующие виды отношений:

  • административно-политическая жизнь;
  • область местного хозяйства;
  • социально-культурная жизнь.

Существуют и другие классификации, однако выше были названы лишь самые основные из них.

Юридические факты

Правоотношения в муниципальном праве могут формироваться и динамично развиваться лишь при наличии определенных юридических фактов. Что является юридическим фактом? Это конкретное социальное обстоятельство, вызывающее наступление, возникновение, прекращение или изменение правоотношений. В муниципальном праве юридический факт - явление реальной жизни, которое приводит муниципальную норму в движение. Это особенный элемент механизма муниципального регулирования, выполняющий главную функцию - обеспечение возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Юридические факты создают переход от общей поведенческой модели к конкретному виду поведения, который воплощается в муниципальных правоотношениях. В этом и состоит основная задача юридического факта. Самая распространенная классификация делит юридические факты на события и действия. Действие - это результат осознанной деятельности, а событие - это не зависящий от человека факт.

Источники муниципального права

Российская муниципальная правовая сфера базируется на множестве самых разных источников. Все они делятся на несколько видов. Так, следует выделить законодательные и подзаконные акты, международные и федеральные, субъектные и локальные. Все они регулируют вопросы местного значения, а также деятельность самоуправленческих органов.

Какие существуют международные источники? В 1985 году в Страсбурге была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Именно этот документ закрепляет государственные и муниципальные субъекты правоотношений, примерное устройство системы и т. д. Именно на Европейской хартии должны базироваться все российские документы о местном самоуправлении. Подобное правило закрепляет статья 15 Конституции, в которой провозглашается приоритет международного права над национальным.

В России действует ряд федеральных источников. Самый важный - российская Конституция. Модели местного самоуправления (МС) закрепляются в статьях 12 и 130-132. Есть также ряд федеральных законов. Это ФЗ № 131 "О принципах организации МС в РФ", ФЗ от 2007 года "О муниципальной службе" и др. Согласно статье 72 Конституции, субъекты РФ имеют право на самостоятельную организацию местного самоуправления.

Система гарантий

Как и любая другая отрасль права, область муниципальных отношений имеет некоторое количество гарантий. Первая группа именуется общими гарантиями. Деятельность органов самоуправления реализуется на политических, экономических и социальных началах. Все это есть основы жизнедеятельности людей.

Имеются также специальные гарантии. Они представляют собой средства, при помощи которых обеспечивается деятельность местных органов самоуправления. В качестве специальных гарантий могут выступать принимаемые уставы, положения, подзаконные акты и т. д. Существуют также судебные гарантии. Каждый муниципальный орган имеет право на защиту своих прав в судебном порядке.

Контроль

Муниципальное образование как субъект правоотношений в рассматриваемой сфере права должен контролироваться самими российскими гражданами. Любой гражданин, проживающий на территории своего территориального образования, имеет право на выбор должностных лиц, заслушивание депутатских отчетов, надзор над проведением сходов, собраний и т. д. Подобная форма контроля именуется общественной, то есть народной.

Немалую роль в контрольно-надзорной деятельности играет и прокуратура. Этот орган проверяет документацию, изучает нормативные акты и требует устранения выявленных нарушений. Таким образом прокуратура следит за грамотным исполнением местными самоуправленческими инстанциями своих полномочий. Сами органы самоуправления могут выдвигать отдельных должностных лиц, которые следили бы за соответствием издаваемых актов уставу муниципального образования.

Введение

Европейская Хартия Местного Самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года говорит, что «местные сообщества представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, считая, что право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов … будучи убеждены, что наиболее непосредственным образом это право может быть реализовано именно на местном уровне…»

Институт муниципального права в Российской Федерации является сравнительно молодым. Хотя он и получил свое закрепление в главном законодательном акте страны, Конституции Российской Федерации, многие вопросы организации и деятельности местного самоуправления до сих пор остаются не решенными, о чем свидетельствует большое количество принятых и находящихся на рассмотрении законов по данному вопросу.

На мой взгляд, решение всех вопросов нужно искать не в мнимом будущем, а в осмыслении первооснов, а именно того, что представляют из себя муниципально-правовые отношения и что они включают. Давайте попробуем в этом разобраться.

Преамбула

Муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Основу данных отношений составляют:

1. субъекты муниципальных правоотношений

2. объекты муниципальных правоотношений

4. юридические факты, вызывающие динамику муниципальных правоотношений.

Субъекты муниципальных

правоотношений

Муниципальные правоотношения, являясь сравнительно новым институтом в системе современного российского права, несут в себе много сложности в понимании. И, на мой взгляд, рассмотрение данного вопроса следовало бы начать прежде всего с определения того, кто является субъектом данных правоотношений.

Я склоняюсь к точке зрения Фадеева В.И. и ряда других ученых, которые предлагают условное деление субъектов муниципальных правоотношений на три вида.

К первому виду относится особый субъект - муниципальное образование. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Согласно ст.124 ГК РФ муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Закон относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Муниципальным образованиям как субъектам муниципально-правовых отношений принадлежит право объединений в форме ассоциаций или союзов в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов. Права и обязанности от имени муниципальных образований реализуют своими действиями соответствующие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органв, либо население муниципального образования непосредственно.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения. Это прежде всего население муниципального образования. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Население избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, определяет структуру оргнов местного самоуправления; оно также вправе решать и другие вопросы местного значения. Закон гарантирует право населения городского, сельского поселения на осуществление местного самоуправления См.: ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 15.08.1995 г. №154-ФЗ. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам местного самоуправления

Законодательством о местном самоуправлении некоторых субъектов Федерации население муниципального образования именуется местным сообществом. Так, в соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 13 июня 1996 г. «О местном самоуправлении в Московской области» См.: Вестник Московской областной Думы. 1996. № 8. С. 9. население. Проживающее на территории муниципального образования, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, образует местное сообщество. Членом местного сообщества является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования.

Вопросы местного значения могут решаться собранием (сходом) граждан. Так, на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Собрание (сход) граждан в отдельных поселениях может осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления, который в данном случае не образуется.

Субъектами муниципальных правоотношений, наделенных полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со своей компетенцией выборные и другие органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают решения по самым разнообразным вопросам местной жизни, отнесенным к ведению муниципального образования.

Право на осуществление местного самоуправления принадлежит также гражданам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на местное самоуправление как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Реализация наиболее важных прав граждан - субъектов муниципальных правоотношений связывается законом с достижением определенного возраста. Так, избирать в выборные органы местного самоуправления вправе граждане, достигшие 18 лет, а быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане имеют право по достижении возраста, установленного законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом закон предусматривает, что минимальный возраст кандидата при выборах в органы местного самоуправления не может быть ниже 21 года См.: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 93-ФЗ.

Наконец, к третьему виду относятся субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления (органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).

Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования, осуществляют инициативы в вопросах местного значения; в соответствии с уставом муниципального образования они могут являться юридическими лицами. Данные органы участвуют в организации акций милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности и т.д.

Объединения муниципальных образований в форме ассоциаций и союзов (Союз малых городов Российской Федерации и др.) своей целью имеют координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований. Однако ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Они регистрируются в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципальных правоотношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. Государственные органы в соответствии с законом содействуют населению в осуществлении права на местное самоуправление.

К участникам муниципальных правоотношений данного вида относятся предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории муниципального образования. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

Субъектами муниципальных правоотношений выступают общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления.

Сначала вроде бы все просто. Но это лишь казуальная простота. Население муниципального образования получает право по статье 25 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на правотворческую инициативу, а рассмотрение этих предложений предусматривает открытое заседание представительного органа с участием местного населения. Во-первых, такой порядок может нарушить нормальную работу муниципальных органов; во-вторых, в подавляющем большинстве случаев профессиональный уровень «инициатив» будет очень низким. И это лишь верхушка айсберга тех нерешенных проблем, стоящих сейчас перед российским законодательством, а рассмотрение их и принятие решений требует безотлагательной инициативы, как органов власти, так и самих граждан.

Муниципально-правовые отношения

Муниципально-правовые отношения являются разновидностью правоотношений, т. е. общественных отношений, урегулированных нормами права, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. Посредством правоотношений требования юридических норм воплощаются в поведении людей.

Характер муниципально-правовых отношений определяется в первую очередь их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений, а также спецификой муниципально-правовых норм.

Муниципальные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они по сравнению с другими видами правоотношений имеют свою специфику , им свойственна качественная обособленность, неповторимость.

Муниципально-правовые отношения могут возникать по воле как одной стороны, так и двух или нескольких сторон. Они носят организационный характер, т. е. способствуют организации процессов, и возникают при практической реализации задач, функций и полномочий органов местного самоуправления в процессе осуществления управленческой деятельности, т. е. складываются в сфере местного самоуправления. Одной из сторон муниципально-правовых отношений всегда выступает население муниципального образования либо его представители (органы местного самоуправления и др.). Споры, возникающие в рамках муниципально-правовых отношений, могут разрешаться как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке.

К особенностям муниципально-правовых отношений можно отнести следующее:

1) основной, определяющей, особенностью этих отношений является то, что они складываются в специфической области -
в сфере местного самоуправления;

2) они имеют особые территориальные пределы распространения - те территории, в границах которых в соответствии с действующим законодательством осуществляется местное самоуправление, которые названы муниципальными образованиями;

4) эти отношения носят комплексный характер , они возникают практически во всех сферах жизнедеятельности - политической, социально-экономической, духовной. Это связано с необходимостью достижения цели местного самоуправления - обеспечение благоприятных условий проживания граждан в конкретной местности, их постоянное улучшение;

5) обязательными субъектами муниципально-правовых отношений всегда выступают либо население муниципального образование, либо его представители (органы местного самоуправления, собрания, сходы граждан, органы территориального общественного самоуправления и др.). Другими участниками этих отношений могут быть разнообразные субъекты (органы государственной власти, физические и юридические лица, общественные объединения), чьи интересы каким-либо образом связаны с осуществлением местного самоуправления.

Таким образом, муниципально-правовое отношения - это урегулированные нормами муниципального права общественные отношения, т. е. складывающиеся в сфере местного самоуправления.

Структура любого правоотношения, в т. ч. и муниципального, складывается из следующих элементов: 1) субъекты; 2) объект; 3) содержание правоотношения.

1. Субъекты - это стороны-участники правоотношения, носители субъективных прав и юридических обязанностей. Необходимо разграничивать понятия «субъекты муниципального права» и «субъекты муниципально-правовых отношений». Субъект муниципально-правовых отношений - это субъект права, вступивший в конкретные правоотношения, а субъект права есть возможный участник такого правоотношения.

Все субъекты муниципально-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные. Социальные субъекты, в свою очередь, делятся на индивидуальных (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и коллективных (население муниципального образования, собрание граждан).

Некоторые авторы среди индивидуальных субъектов выделяют также общих и специальных субъектов. К общим субъектам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, к специальным - избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.

Организационные субъекты бывают публичные (муниципальное образование, государство, субъект РФ, органы государственной власти и местного самоуправления) и общественные (общественные организации, органы территориального общественного самоуправления).

2. Объект правоотношений - это то, на что направлена деятельность определенных участников в этом отношении, то, по поводу чего могут возникать правовые связи между участниками муниципально-правовых отношений, на что направлены права и обязанности субъектов.

В юридической науке существуют, по меньшей мере, две теории, различно объясняющие, что может выступать в качестве такого объекта. Одна из них называется монистической (теория единого объекта), другая - плюралистической (теория множественности объектов).

В соответствии с первой теорией объектом правоотношения является то, на что направлено или на что воздействует правоотношение. Но воздействовать право может только на поведение людей. При этом как субъективные права, так и юридические обязанности направлены на обеспечение в интересах управомоченного определенного поведения обязанного лица. То поведение обязанного лица, на которое вправе притязать управомоченный, и составляет по этой теории юридический объект правоотношения.

Подобный подход подвергся критике в научной литературе в связи с тем, что он не может быть применен ко всем правоотношениям, поэтому плюралистическая теория объекта правоотношения не сводит последний только к поведению обязанного лица, а понимает под объектом различные социальные блага (социальные ценности) .Это могут быть материальные блага: вещи, а также продукты
духовного творчества, личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство человека), само поведение участников правоотношения и результаты поведения (доставка груза к месту назначения по договору перевозки, возврат долга). Такую теорию объекта точнее было бы назвать не «плюралистической», а ценностной. Действительно, так как правовое отношение представляет собой телеологическое (целенаправленное) отношение, то объектом такого отношения будет то, на что направлены действия участников отношения по реализации своих прав и обязанностей и соответственно, на что интенционально направлено их правовое сознание. Так как действия правообязанного направлены на удовлетворение интересов управомоченного, а реализация правомочных интересов есть эйдетическая ценность, то и общим объектом правовых отношений являются самые разнообразные ценности (специальным объектом правоотношений можно считать конкретные материальные и нематериальные объекты - носители ценностных свойств).



В качестве общего объекта муниципально-правовых отношений можно назвать деятельность населения муниципального образования и формируемых им муниципальных органов, направленную на решение вопросов местного значения и реализацию отдельных государственных полномочий.

К числу конкретных объектов муниципально-правовых отношений относятся те реальные блага, к обладанию которыми стремятся стороны правоотношения. В качестве конкретных объектов муниципальных правоотношений могут выступать:

а) материальные блага (объекты материального мира), например территория муниципального образования, отдельные природные ресурсы (земля, недра и т. д.), находящееся в муниципальной собственности имущество;

б) личные нематериальные и духовные блага (нематериальные объекты - образование, культура, здравоохранение).

Большинство авторов придерживается точки зрения, согласно которой содержание любых (в т. ч. муниципальных) правоотношений имеет двойственный характер. Поскольку правоотношение - это опосредованное правом общественное отношение, оно представляет собой своеобразный синтез фактического и юридического. Соответственно и различают материально-фактический и формально-юридический аспекты содержания правоотношения, последовательно выступающие на первый план в процессе его реализации.

Фактическим содержанием правоотношения является поведение участников общественных отношений. Юридическое содержание правоотношения составляют права и обязанности их субъектов (участников, сторон).

Более аргументированной по этому вопросу представляется точка зрения А. В. Полякова. Он предлагает выделять содержание и форму правоотношений. Содержанием правового отношения является само поведение участников правового отношения, реализующих свои права и исполняющих свои обязанности. Правовое отношение не существует вне поведения его участников. Причем содержанием правоотношения является лишь та часть поведения субъектов, которая имеет юридическое значение. Однако поведение, не имеющее формы , не является содержательным поведением. Содержательное, осмысленное поведение есть поведение соразмерное, соответствующее определенной мере. Такой мерой для субъекта является правовая норма, поэтому поведенческие акты, совершаемые в соответствии с правовой нормой, получают свою правовую форму, форму субъективных прав и юридических обязанностей. Таким образом, субъективные права и юридические обязанности являются формой правоотношения.

Применительно к муниципально-правовым отношениям права и обязанности субъектов (полномочия органов, должностных лиц) возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. К примеру, праву граждан на правотворческую инициативу корреспондирует обязанность органов муниципальной власти рассмотреть вносимые предложения и довести мотивированное решение по результатам рассмотрения в письменной форме до сведения внесшей предложения инициативной группы граждан (ст. 26 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Классификация муниципально-правовых отношений может проводиться по различным основаниям.

В. И. Фадеев с учетом их содержания выделяет следующие группы муниципально-правовых отношений: а) отношения, связанные с организацией местного самоуправления; б) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований; в) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

В зависимости от выполняемых функций можно выделить учредительные, правоустановительные, охранительные муниципально-правовые правоотношения.

Учредительные правоотношения выражают особое правовое состояние субъектов таких отношений, наиболее значимые, универсальные связи между ними. Примером могут служить отношения, возникающие из предписаний ст. 12 Конституции РФ. Таковыми являются отношения самостоятельности и гарантированности института местного самоуправления в правовой связи с государством, общие отношения, вытекающие из закрепленной конституционной нормой обособленности органов местного самоуправления от системы органов государственной власти. Такие отношения некоторые авторы именуют статутными . Эти отношения предопределяют все иные, более конкретные муниципально-правовые отношения.

Правоустановительные (регулятивные) правоотношения возникают при реализации прав и обязанностей субъектов, определенных установительной нормой.

В отличие от учредительных и правоустановительных правоотношений охранительные правоотношения возникают прежде всего в результате неправомерного поведения их субъектов как негативная реакция на это со стороны государства. Таковыми являются, прежде всего, отношения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Они не имеют широкого распространения, но это не умаляет их роль в обеспечении правопорядка. Потребность в них обнаруживается всякий раз, когда права каких-либо субъектов местного самоуправления, интересы местного сообщества нуждаются в государственно-правовой защите.

По характеру действий муниципально-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий, т. е. некая процедура (например, порядок выдвижения инициативы о проведении местного референдума).

Основанием для возникновения, изменения или прекращения муниципально-правовых отношений являются разнообразные юридические факты . Например, основанием учредительных муниципально-правовых отношений является факт признания и закрепления
в Конституции РФ института местного самоуправления. Нередко для возникновения или прекращения правоотношения требуется
не один, а несколько юридических фактов, необходимая совокупность которых называется юридическим составом.

Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормамимуниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, связанные с функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных образованиях.

Юридические нормы, составляющие муниципальное право как отрасль права, регулируют различные по характеру общественные отношения. Это организационные, статусные, процессуальные, материальные и иные отношения. Это общественные отношения в самых различных сферах: экономики, финансов, бюджета, налогов, экологии, земли и других природных ресурсов, социальной сфере и т.д.

Главными объединительными критериями данного круга общественных отношений являются, во-первых, их локально-территориальный уровень, а, во-вторых, специфический характер их содержания (исключительно вопросы местного значения).

Муниципальное право призвано регулировать следующие отношения:

    отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ:

    договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня;

    отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления;

    отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;

    отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;

    отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня;

    отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.;

    отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц.

Муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:

1) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование . Муниципальное образование в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования;

2) отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования . Данные отношения возникают в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения, например устава муниципального образования;

3) отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления . Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.

Субъекты муниципально-правовых отношений

Неотъемлемый признак любых правовых отношений - наличие субъектного состава.

Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на два вида.

К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. В соответствии с ГК РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения, участвовать в принятии решений по вопросам местного значения. Статья 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления гарантирует право населения городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Классификация субъектов муниципально-правовых отношений:

1) муниципальное образование - может являться участником не только муниципально-правовых отношений, но и ряда других публично-правовых отношений - административных, конституционных, международных, а также множества частноправовых отношений - гражданских, трудовых, земельных

2) ассоциации или союзы муниципальных образований - создаются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления их прав и интересов; подлежат государственной регистрации;

3) население муниципального образования - жители муниципального образования, имеющие постоянное либо преимущественное место жительства на территории данного муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Термин «население» понимается широко и включает в себя не только граждан РФ, проживающих на территории муниципального образования, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства либо владеющих имуществом на праве собственности в данном муниципальном образовании. Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации допускает возможность участия иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, в муниципальных выборах, местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В рамках данной группы выделяются следующие субъекты муниципально-правовых отношений:

а) граждане РФ - на основании ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

б) группы граждан - образуются для коллективного выдвижения кандидата на выборную должность в органе местного самоуправления, а также для иных целей;

4) органы местного самоуправления - в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, делегированными от органов государственной власти РФ л ибо субъектов РФ;