Нормативно-правовой ресурс в сфере культуры. Нормативно-правовое регулирование социально-культурной сферы общества в рф По юридической силе выделяют



Нормативно-правовое регулирование сферы культуры. Перспективы законопроектной деятельности Минкультуры России / Карякин В.В., Прокш М.Ю.

Социально-экономические и политические преобразования последнего десятилетия оказали существенное влияние на развитие российского общества. Переход к новым формам политического устройства и методам хозяйствования потребовал пересмотра нормативно-правовой базы, поскольку имевшаяся законодательная основа не отвечала существующим потребностям и научно-техническому прогрессу. Наспех принимаемые нормативные акты носили локальный и бессистемный характер, что изначально обрекало их на внутренние и комплексные противоречия.
В такой же ситуации оказалось и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, а также архивного дела.
В настоящее время деятельность учреждений культуры обеспечивают около 60 федеральных законов и более 100 подзаконных актов. Многие из них были приняты в начале 90-х гг. прошлого века, то есть фактически в другую эпоху, что обусловило наличие коллизионных норм, а порой и взаимоисключающих решений тех или иных вопросов.
В этой связи необходимо отметить, что назрела необходимость в пересмотре всего правового пакета, регулирующего общественные отношения в сфере культуры. Большинство нормативно-правовых актов требуют глубокой переработки и приведения в соответствие с современными тенденциями, а также нормами законодательства смежных отраслей права, а некоторые нуждаются в разработке принципиально новых подходов к регулированию отраженных в них социально-общественных отношений.

Корректировка федерального закона об объектах культурного наследия

Необходимо пересматривать и нормативно-правовые акты, разработанные сравнительно недавно. Например, Федеральный закон от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) нуждается в корректировке после вступления в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 04.07.03 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Также с 1 января 2006 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым за счет средств бюджетов субъектов РФ будет осуществляться охрана и сохранение памятников только регионального значения, а за счет средств местных бюджетов – местного (муниципального) значения, что может ухудшить положение памятников федерального значения. Поэтому необходимо разработать правовые механизмы, способные максимально смягчить, а возможно, и нейтрализовать коллизионные моменты, отрицательно влияющие на процесс сохранения объектов культурного наследия.
Параллельно с приведением Закона № 73-ФЗ в соответствие с действующим законодательством специалистами Минкультуры России подготовлены и в скором времени будут представлены в Правительство РФ нормативно-правовые акты, направленные на его реализацию. Эти документы призваны урегулировать следующие вопросы:

  • правовое положение зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • проведение государственной историко-культурной экспертизы;
  • порядок выдачи открытых листов на право проведения работ на объектах археологического наследия;
  • порядок организации историко-культурных заповедников федерального значения;
  • ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Сферы деятельности, требующие законодательной регламентации

В сфере ведения Минкультуры России находится ряд вопросов, до сих пор не имеющих законодательной регламентации. Например, в отношении отнесения объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, к собственности федеральной, субъектов РФ и муниципальной необходимо принятие федерального закона о разграничении прав собственности на объекты культурного наследия, который решит комплекс образовавшихся проблем и снимет имеющиеся противоречия в этой сфере.
Данное решение согласуется с п. 4 ст. 2 Закона № 73-ФЗ, статьями 72 и 76 Конституции РФ, а также п. 5 ст. 214 ГК РФ, согласно которым разграничение государственной собственности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ и производится в порядке, установленном федеральным законодательством.
Следует обратить внимание на необходимость законодательного регулирования деятельности творческих работников и творческих союзов. При разработке профильного законопроекта предполагается рассмотреть широкий комплекс вопросов: от методов корпоративной защиты авторских прав до особенностей социальной защиты данной категории граждан.
Требует разрешения и проблема историко-культурных музеев-заповедников, поскольку подобная форма деятельности учреждений культуры не определена законодательно. В этой связи целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 26.05.96 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ), что позволит ввести действующие и будущие историко-культурные музеи-заповедники в правовое поле.

Изменения в сфере культуры, внесенные Федеральным законом № 122-ФЗ

В марте 2004 г. в Российской Федерации начался новый этап административной реформы, в связи с чем необходимо привести в соответствие с действующим законодательством большое число подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения в отрасли культуры.
Особую обеспокоенность вызывает ситуация, сложившаяся в сфере законодательного регулирования культуры и объектов культурного наследия после вступления в силу Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ*. Рассмотрим основные изменения, внесенные этим документом.
Известный закон о монетизации – Федеральный закон от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Утратила силу норма Закона № 54-ФЗ, устанавливавшая, что Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ могут предоставлять государственным музеям налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством.
Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий не имеют возможности оказывать негосударственной части Музейного фонда РФ и негосударственным музеям следующую поддержку:

  • производить частичную компенсацию затрат на обеспечение безопасности музейных предметов и коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РФ;
  • предоставлять налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством РФ.

Прекратили действие положения Закона РФ от 09.10.92 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее – Закон № 3612-1), устанавливавшие следующие права Российской Федерации:

  • совершенствование системы социального обеспечения и налогообложения творческих работников с учетом специфики их деятельности;
  • обеспечение для творческих работников льготных условий доступа к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, архивам и другим организациям культуры.

Отмена этих норм влечет за собой возможное снижение уровня профессионализма научных работников и работников сферы культуры.
В настоящий момент государство не сможет участвовать в стимулировании творческих работников через соответствующие союзы и ассоциации. Так, в Законе № 3612-1 утратили силу все положения, касающиеся предоставления государством налоговых льгот по кредитам для творческих коллективов.
Федеральным органам государственной власти в области культуры отказано в праве создания федеральных фондов развития культуры, а также исключено прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении.
Действующая в настоящее время редакция Закона № 3612-1 нуждается в незамедлительной переработке в соответствии с существующими реалиями. Комитетом по культуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ совместно с Минкультуры России проводится работа по подготовке проекта Федерального закона ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
С 01.0105 утратило силу положение, устанавливающее в системе Федеральной службы занятости РФ создание специальных подразделений по трудоустройству и переподготовке всех категорий работников культуры (например, театральных и других бирж).
Теперь граждане, имеющие образование в области культуры и искусства, не будут пользоваться преимущественным правом трудоустройства по специальности. Учитывая узкоспециализированные навыки и познания граждан этой категории, можно заключить, что данная норма ставит под угрозу возможность их трудоустройства.
С 01.01.05 специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, не предоставляются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса. Эта отмена влечет за собой снижение уровня социального обеспечения специалистов организаций культуры, а также культурного просвещения сельских жителей.
Для выпускников высших и средних специальных учебных заведений культуры и искусства и других специалистов, прибывших на работу в сельские организации культуры, отменена выдача единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, предназначенная для специалистов, окончивших сельскохозяйственные вузы и техникумы. Необходимо понимать, что именно выдача единовременного пособия и другие льготы были стимулирующими аспектами привлечения специалистов для работы в сельской местности.
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия, организации и общественные объединения лишились возможности за счет собственных ресурсов предоставлять работникам культуры дополнительные льготы, не установленные законодательством РФ и субъектов в составе РФ.

Законодательное обеспечение реформирования сферы культуры

В соответствии с принципами реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации до 2006 г. поставлена задача перехода от традиционного финансирования потребностей бюджетных учреждений к разнообразию организационно-правовых форм и механизмов финансирования.
В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при непосредственном участии представителей субъектов реформирования подготовлен пакет законопроектов, направленных на увеличение организационно-правовых форм организаций социальной сферы.
Учреждениям предлагается избрать одну из трех форм:

  • бюджетного учреждения;
  • автономного учреждения;
  • государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации.

Организации, избравшие форму бюджетного учреждения, останутся на гарантированном финансировании, но будут лишены свободы хозяйственной деятельности.
Альтернативой служат автономные учреждения. Они станут свободны в своей хозяйственной деятельности и будут иметь право заниматься как основной, так и дополнительной деятельностью в соответствии с целями, обозначенными в уставе. Не исключается и их бюджетное (государственное областное, муниципальное) финансирование, но только для выполнения заданий учредителя.
Для государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации предполагается полная свобода хозяйственной деятельности, однако без гарантий бюджетного финансирования, которое в то же время совсем не исключается и возможно в случае получения на конкурсной основе определенного заказа.
Особо следует отметить, что автономное учреждение и государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что нормативно-правовое регулирование в сфере культуры нуждается в совершенствовании и приведении в соответствие с существующими реалиями и интересами отрасли в целом и каждого ее направления в отдельности.

Карякин В.В., Прокш М.Ю.

Правовые рамки поддержки и развития сферы культуры определяются действующим законодательством. В первую очередь стоит отметить, что в Конституции РФ от 12.12.1993 г. отражены основные права и свободы человека в сфере культуры. Так, статья 44 закрепляет право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В ней же гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания. Статьей 29 гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации, а также запрещается цензура.

Самым важным актом специального законодательства являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре, принятые еще в 1992 году. По мнению некоторых Основы - это устаревший и по форме, и по содержанию акт, не имеющий прямого действия, сборник деклараций ненормативного характера. Это не так. Политическое и регулятивное значение Основ трудно переоценить. Это законодательный акт, в котором не только закрепляются ориентиры государственной политики в области культуры и искусства, но и заложены основы протекционистских мер, которые, по замыслу законодателя, должны получить развитие в иных законах и подзаконных актах разных уровней, выстроен костяк для всей системы специального законодательства в культурной сфере. Необходимость существования специальных норм в рамках актов общего характера для установления особенностей правового регулирования отношений в столь тонкой сфере, каковой является культура, ни у кого не вызывает сомнений. Основы призваны задать вектор развития специальной нормативной базы. Целый ряд статей этого закона ликвидирует монополию государства на управление культурной жизнью. Закон провозглашает обязанности и оговаривает ответственность государственных органов за обеспечение свободы и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, доступность культурных благ для социально-ослабленных групп населения. Государство берет на себя обязанности по ведению статистического учета, информационному и научно-методическому обеспечению культурной деятельности, развитию меценатства, благотворительности, спонсорства по отношению к культуре.

Нормативной базой для определения творческой личности в ее основном статусе является законодательство об авторстве. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", принятый в 1993 г., внес много нового по сравнению с советским периодом, но главные его завоевания состоят в признании изначальным обладателем прав самого автора - физического лица, чьим творческим трудом создано произведение, и в предоставлении автору возможности самостоятельно распоряжаться имущественной частью этих прав. Однако большинство авторов не сумели приспособиться к рыночным условиям в сфере авторско-правовых отношений, а появившиеся после принятия Закона общества по коллективному управлению имущественными авторскими правами не всегда в состоянии в полной мере защитить интересы своих членов.

Федеральный закон "О библиотечном деле" был одним из первых "отраслевых" законов и явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Закон установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права. Действие этого Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов РФ - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Закон РФ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации", принятый в 1996 г., определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии.

Особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ определены в Федеральном законе "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 1998 года №179 были утверждены Положение о музейном фонде РФ, Положение о государственном каталоге Музейного фонда РФ, Положение о лицензировании деятельности музеев в РФ.

Указ Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в РФ" определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы. В соответствии с Указом образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству.

К несомненным достижениям следует отнести принятие в 2002 году Федерального Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который не только заменил очевидно устаревший акт 1978 года, но и реально установил основы правоотношении, связанных с сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной недвижимого наследия нашей страны. Закон в совокупности с более строгой ответственностью за нарушения в этой сфере, нашедшей отражение в Кодексе РФ об административных правонарушениях, введенном в действие в 2002 году, должен установить четкую систему охраны памятников страны, хотя предстоит еще большая работа по созданию подзаконной нормативной базы, обеспечивающей однозначное и неукоснительное применение норм.

Сегодня правовые отношения в сфере культуры регулируются большим количеством нормативных актов. Кроме вышеупомянутых, к ним относится Закон РФ "О ввозе и вывозе культурных ценностей", ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ", ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", ФЗ "О национально-культурных автономиях", ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ" , ФЗ "О народных художественных промыслах" , другие федеральные законы, а также подзаконные акты.

Культурный процесс регулируется не только специальным, но и общим законодательством. Зачастую нормы общего законодательства в гораздо большей степени отражаются на деятельности и организаций культуры, и творческих работников. . Необходимо, чтобы в общем законодательстве максимально учитывалась специфика культурной деятельности.

Проблемы культуры нашли отражение также во многих базисных законодательных актах, таких как:

Гражданский кодекс РФ: в части вопросов изъятия бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников, установления общих принципов деятельности учреждений и организаций, в том числе некоммерческих, общих принципов гражданского оборота недвижимого имущества, а также вопросов интеллектуальной собственности;

Трудовой кодекс РФ: по вопросам заключения трудовых договоров и особенностей условий труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и исполнении произведений;

Кодекс РФ об административных правонарушениях: в части административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон их охраны.

Уголовный кодекс РФ: по вопросу ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушения авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей;

Земельный кодекс РФ: в части определения и порядка установления земель историко-культурного назначения;

Градостроительный кодекс РФ: по вопросу сохранения исторических населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды;

ФЗ "О некоммерческих организациях": по вопросам правового статуса учреждений и иных некоммерческих организаций культуры;

ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях": в части оказания финансовой и иной помощи религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры;

ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": по вопросу лицензирования работ по проектированию и производству работ по реставрации памятников истории и культуры, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм;

Бюджетный кодекс РФ: в части установления принципа финансирования бюджетных учреждений, разработки долгосрочных федеральных целевых программ;

Налоговый кодекс РФ: в части налоговых льгот для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ;

Таможенный кодекс РФ: в части льгот на ввозимое оборудование для нужд музеев и предметов искусства.

Распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2000 г. №764 разработана федеральная целевая программа "Культура России (2001 - 2005 годы)" в целях создания условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечения преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций; обеспечения единого культурного пространства страны, создания условий для диалога культур в многонациональном государстве, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий России и представителей разных социальных групп; формирования ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

Таким образом, Российское законодательство закрепляет широкий спектр обязанностей государства в области культуры: разработку и реализацию федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, воплощающих культурную политику государства, обеспечение условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создание условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.

Культурная деятельность на территории Хабаровского края осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено регулирование деятельности в отрасли культуры и искусства.

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений и организаций сферы культуры Хабаровского края, кроме федеральной законодательной базы включают в себя: Законы Хабаровского края (принятые Законодательной Думой Хабаровского края), Постановления Правительства Хабаровского края, Постановления Губернатора Хабаровского края.

В целях сохранения и развития культурного потенциала Хабаровского края, а также повышения уровня материального благосостояния творческих работников края, Администрация Хабаровского края 5 декабря 1996 г. приняла Постановление №544 "Об учреждении пожизненных стипендий Губернатора Хабаровского края для творческих работников, внесших значительный вклад в дело развития культуры и искусства края". Этим постановлением было утверждено Положение о порядке присуждения пожизненных стипендий Губернатора Хабаровского края для творческих работников, внесших значительный вклад в дело развития культуры и искусства края, согласно которому в число соискателей пожизненных стипендий включаются деятели культуры и искусства - авторы художественных произведений, научных трудов, педагоги образовательных учреждений культуры и искусства, общественные деятели, имеющие государственные награды, ведомственные знаки отличия, награды Хабаровского края, принимающие активное участие в общественной и культурно-просветительской деятельности.

Законодательной Думой Хабаровского края 11 февраля 1998 г. было принято Постановление №46 "Об утверждении Списка памятников истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране", в котором приведен полный перечень наиболее важных с точки зрения управления объектов, сохранность которых без помощи государства была бы под угрозой.

Постановлением Администрации Хабаровского края от 01.11.99 №375 "О государственной поддержке театрального искусства в Хабаровском крае" определены меры государственной поддержки следующих приоритетных направлений в области театрального искусства: сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализация инновационных проектов организации театрального дела на территории края; обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров, создание условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров, а также создание системы социальной защиты их работников. Это Постановление было принято в целях обеспечения необходимых правовых, социально-экономических и организационных условий для дальнейшего развития театрального искусства в Хабаровском крае.

В целях сохранения и развития народных художественных промыслов на территории Хабаровского края Администрацией Хабаровского края 1 марта 1999 г. было принято Постановление №85 "О создании краевого художественно - экспертного совета по народным художественным промыслам". Задачами такого совета являются организация и проведение экспертизы художественных изделий, представляемых предприятиями, организациями, художниками и мастерами; а также принятие решений и выдача экспертных заключений об отнесении продукции и предприятий к народным художественным промыслам.

До недавнего времени основным документом, регулирующим деятельность учреждений и организаций сферы культуры Хабаровского края являлись "Основные направления культурной политики Хабаровского края на 2001 - 2005 годы", утвержденные Постановлением №46 Главы администрации края от 01.02.2001 года. Этот документ определяет культурную политику Хабаровского края в области сохранения культурного наследия, библиотечного обслуживания, народного творчества и культурно-досуговой деятельности, киновидеообслуживания, профессионального искусства и поддержки юных дарований, подготовки и переподготовки кадров, а также правового обеспечения отрасли культуры. . В настоящее время вступил в силу упомянутый выше "Комплекс мер по развитию культуры Хабаровского края в 2006-2008 годах" утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.02.2006 г.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 27 марта 2002 г. № 186 "Об утверждении Положения о ежегодном краевом конкурсе в области театрального искусства" в целях активизации театральной жизни в крае, моральной и материальной заинтересованности деятелей театрального искусства в профессиональном росте утверждено "Положение о ежегодном краевом конкурсе в области театрального искусства". По мнению законодателя, конкурс должен способствовать творческому росту театральных деятелей, совершенствованию их театрального мастерства, повышению уровня культуры, художественного вкуса, выявлению новых талантов, широкой популяризации театрального искусства среди населения региона.

Законом Хабаровского края от 30.07.2003 № 126 "О специально уполномоченном органе государственной власти Хабаровского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)" установлено, что меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) осуществляет Правительство Хабаровского края в пределах своей компетенции.

В целях формирования полноценного Архивного фонда Хабаровского края как одного из информационных ресурсов края и составной части историко-культурного, информационного и интеллектуального достояния края, а также сохранения и пополнения в интересах настоящих и будущих поколений архивных и библиотечных фондов, являющихся одной из важнейших составляющих духовного и материального богатства, культурного и информационного потенциала нации Постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.11.2004 №270 утверждена Краевая целевая программа "Сохранение культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы Хабаровского края (2005-2007 годы)". К основным задачам Программы относится проведение целенаправленной политики в сфере сохранения архивных и библиотечных фондов в процессе их использования; переход на современные технологии, обеспечивающие увеличение сроков сохранности и пользования информацией документов Архивного фонда Хабаровского края и библиотечных фондов; а также проведение комплекса работ по улучшению физического состояния документов, в первую очередь особо ценных, их страховому копированию и реставрации. Не менее важно обеспечение нормативных условий хранения архивных и библиотечных фондов; создание страхового фонда документов архивов и библиотек края. Также в Программе обращается внимание на создание краевого центра сохранения библиотечных фондов, создание единой распределенной системы - фонда книжных памятников, создание системы подготовки специалистов для работы с архивными и библиотечными фондами, обеспечение архивов и библиотек соответствующими штатными возможностями и квалифицированными специалистами, укрепление их материально-технической базы.

Несмотря на то, что сегодня правовые отношения в сфере культуры регулируются большим количеством нормативных актов, основная часть федерального (и соответственно, регионального) законодательства в сфере культуры принималась в тот период, когда речь шла не о регулировании отношений, а о "спасении" и "выживании" культуры. Меры, принятые в то время законодателем, имели бесспорный эффект, однако в настоящее время большинство из этих "экстренных" норм нуждаются в ревизии.

Так, 30 марта 2005 г. был принят Закон Хабаровского края №270 "О реализации полномочий Хабаровского края в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Хабаровского края". Этим Законом определены полномочия Правительства края в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия, порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия краевого или местного (муниципального) значения в реестр, порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия краевого значения, а также порядок установления информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия краевого значения. Кроме того, в Законе устанавливается порядок выдачи задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия краевого значения, порядок организации и режим содержания историко-культурного заповедника краевого значения.

Так же 26 июля 2005 г. был принят Закон Хабаровского края № 287 "О реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края в области культуры" и Постановление Правительства Хабаровского края от 26.09.2005 г. № 114-пр "О мерах по реализации закона Хабаровского края "О реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края в области культуры". В законе прописаны: основные принципы культурной политики края; полномочия органов государственной власти края в области культуры; меры краевой государственной поддержки культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия; организация библиотечного обслуживания населения края; создание и поддержка государственных музеев; организация и поддержка учреждений культуры и искусства; поддержка народных художественных промыслов; поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности; финансирование мероприятий по реализации полномочий органов государственной власти края в области культуры.

Упомянутое выше Постановление Правительства № 114-пр утверждает прилагаемый Перечень краевых государственных учреждений культуры и искусства, которым оказываются меры краевой государственной поддержки; устанавливает, что порядок предоставления льгот при организации платных мероприятий учреждениями культуры утверждает министерство культуры края; утверждает следующие положения, прилагаемые к закону:

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Культурно-досуговое учреждение года";

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Лучший работник культурно-досугового учреждения Хабаровского края";

Положение о ежегодном краевом конкурсе на лучшее библиотечное обслуживание;

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Лучший музей года";

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Лучший кинотеатр года";

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Лучший киномеханик года";

Положение о краевом конкурсе проектов организаций культуры Хабаровского края по поддержке и развитию культуры села;

Положение о ежегодном краевом конкурсе в области театрального искусства;

Положение о премиях Губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства.

Положение о порядке назначения ежемесячных стипендий Губернатора Хабаровского края для творческих работников, внесших значительный вклад в развитие культуры и искусства края, и талантливой молодой творческой интеллигенции;

Положение о порядке назначения пожизненных стипендий Губернатора Хабаровского края для творческих работников, внесших значительный вклад в развитие культуры и искусства края;

Положение о порядке назначения ежемесячных стипендий Правительства Хабаровского края лучшим специалистам учреждений культуры и искусства.

Из приведенного выше материала можно сделать вывод, что в настоящее время существует система законов и других нормативно-правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, регламентирующих деятельность, определяющих нормы, права и обязанности субъектов сферы культуры.

Магомедов М.М.

Соискатель

Нормативно-правовое регулирование социально-культурной сферы общества в РФ

За последние десять лет в нашей стране был принят ряд законов, касающихся культуры, которые отразили перемены, происшедшие в нашей стране в подходе к культуре и человеку. Так, были приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992), Основы законодательства Российской Федерации Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993), О библиотечном деле (1994), О национально-культурной автономии (1996), О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации (1996), О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации. На уровне Правительства РФ были утверждены программы развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации.

Вторым по значимости после Конституции РФ законом, закрепляющим права человека и гражданина в области культуры, является основополагающий Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”, принятый в 1993 году. Основы гарантируют осуществление прав человека в области культуры и определяют обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей, осуществление права на участие в культурной жизни. По принятой концепции его должны были сопровождать отраслевые законы по различным направлениям культуры. Следует отметить, что эта концепция действует до сих пор, она также была поддержана и субъектами Федерации.

В статье 8 Основ законодательства РФ о культуре устанавливается, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Основы закрепляют приоритет прав человека в области культуры по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий , этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений (ст. 9).

Осуществление права на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям зависит от наличия различных видов культурных учреждений: библиотек, театров, картинных галерей, выставочных и картинных залов и т.п.

В 1993-1995 гг. были приняты также важные для культуры и искусства законы: "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах", "Об авторском праве и смежных правах", "Об обязательном экземпляре документов ", "О библиотечном деле".

В последнее время назрела острая необходимость в совершенствовании налогового законодательства и бюджетной политики в отстаивании приоритетов отечественной культуры. С этой целью в последние четыре года не только принимались новые законопроекты, но и вносились поправки в ранее принятые.

В 1994 году был принят Федеральный закон “О библиотечном деле”, который закрепил права граждан в соответствующей сфере деятельности. Закон, развивая положения Основ законодательства Российской Федерации о культуре, устанавливает приоритет прав граждан в области библиотечного обслуживания по отношению к правам в этой области государства, общественных объединений , религиозных и других организаций. Очень актуальным было принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который дополнил базовый закон положением, предоставляющим право бесплатного посещения музеев один раз в месяц лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Хотя принятие данной нормы и затрагивает расходную часть федерального бюджета , рост затрат на сферу культуры будет ничтожно мал и не идет ни в какое сравнение с социальным и образовательным эффектом от введения в данный Закон положения о бесплатном посещении музеев один раз в месяц для лиц школьного возраста.

Как показывает практика, на местах в большинстве регионов принимаются законы в сфере культуры с ориентацией на уже принятые федеральные законы. Это - основы законодательства о культуре, о музеях, кино, библиотеках.

Важной составляющей государственной социально-культурной политики является принятие специальных законов. В частности, таких, как закон «О театре и театральной деятельности» и закон «О государственных музеях-заповедниках». Потребность в специальных законах вызвана еще и тем, что многие нормы, определяющие отношения государства и театра в Конституции Российской Федерации в Законе о культуре не подкрепляются конкретными механизмами реализации. Такие механизмы могут быть учтены только в специальных законах.

Одним из важнейших положений, которые закрепил Закон, является право на библиотечное обслуживание, которое предоставляется каждому гражданину, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений и отношения к религии. Это право обеспечивается созданием сети государственных и муниципальных библиотек, обслуживание в которых осуществляется бесплатно.

Граждане имеют право принимать участие в деятельности объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями .

В статье 7 Закон закрепляет права пользователей библиотек. Так, все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами, право пользования библиотечным фондом.

Сегодня в Российской Федерации охрана историко-культурного наследия остается одним из основных направлений правовой регламентации в области культуры . Действующим законодательством его регулирование отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Общим законодательным актом в этой области являются «Основы законодательства о культуре». Интересующее нас направление оформлено также отдельными законами и подзаконными актами, включая Положения о министерствах и ведомствах, в компетенцию которых наряду с другими органами сегодня входит охрана историко-культурного наследия. Таким образом, сегодня в созданной системе законодательных актов, направленных на регламентацию исследуемого института, доминирующую роль играют законы, хотя по-прежнему вместе с ними большое место отводится правовым актам органов исполнительной власти . До сегодняшнего дня актуальной остается проблема уточнения понятийного аппарата. Прежде всего речь идет о памятниках истории и культуры. В течение более чем двух столетий (XVIII - нач. XX в.) закреплялись такие синонимичные термины, как «древности», «памятники древности», «памятники старины», наконец, «исторические памятники». Формально же ни понятие «памятник», ни понятие «памятник истории и культуры» на начало XX в. не получило четкого научного определения и законодательного закрепления. Оно появилось позже, в советском законодательстве. Но и сегодня работа по определению и закреплению сущности и структуры понятийного аппарата в рамках исследуемого института не завершена. Большинство понятий дается через перечисление, которое порой создает правовые коллизии. Так, в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к памятникам истории и культуры относят только объекты недвижимого имущества . В Федеральном законе «О библиотечном фонде» памятники истории и культуры рассматриваются и как движимые вещи . Кроме того, в содержание понятия «памятники» в базовом законе включены отдельные захоронения, но не упоминаются акрополи и т.д. Имея длительную историю становления и развития, охрана памятников истории и культуры и сегодня остается важнейшим правовым институтом, требующим дальнейшей детализации и разработки с учетом проводимых в российском государстве реформ . При этом государственно-правовая охрана - это деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц . И только государство, его органы обладают средствами и возможностью в масштабах государства осуществлять регулирование исследуемой области для обеспечения баланса частного и публичного интересов в ней.

Следует отметить и права граждан закрепленные в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах (1993). Важным является закрепленное и гарантированное в "Основах" право юридических и физических лиц на создание архивов. Право лица, создавшего архив (собственника), на хранящиеся в архиве документы обеспечивается законодательством Российской Федерации. Это означает, что ни один архивный документ не может быть без согласия собственника или уполномоченного им лица изъят иначе, как на основании решения суда (ст.9).

Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах устанавливают, что документы государственной части Архивного фонда РФ и справочники к ним предоставляются для пользования всем юридическим и физическим лицам. Наряду с этим Основы содержат ряд ограничений на использование архивных документов и доступ к ним. В частности, к архивным документам, содержащим сведения о личной жизни граждан (об их здоровье, семейных отношениях, имущественном положении и т.п.) и могущим создать угрозу для их жизни и безопасности жилища, доступ может быть ограничен на срок до 75 лет со времени создания документов, аналогично в отношении архивных документов, связанных с сохранением государственной или иной, охраняемой законом тайной. Допускаются ограничения на доступ к подлинникам особо ценных и уникальных документов, а также к документам, имеющим неудовлетворительное физическое состояние.

Вопросы доступа к произведениям культуры решаются и в Федеральном законе “О музейном фонде Российской Федерации” (1996).

Закон устанавливает, что для доступа граждан открыты музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и находящиеся в музеях. Доступ может быть ограничен собственником или владельцам только по следующим основаниям:

Неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

Однако все это - болезни роста. Избавление от них - в движении вперед, а не в возврате к старому, многие постыдные черты которого мы порой слишком быстро забываем. Великая культура не вправе пугаться неизбежных трудностей рождения нового. Она в состоянии освоить и обратить себе на пользу все изменения, привносимые максимальной открытостью общества и культуры, свободой поиска и самовыражения. Так было уже много раз в истории нашей культуры, уникальной особенностью которой была и остается ее открытость, способность воспринимать чужое и новое, не утрачивая своих традиций.

Государственная стратегия в сфере культуры должна строиться на следующих базовых принципах:

Законодательное, организационное и материальное закрепление уникальной и первостепенной роли культуры в системе приоритетов национального развития;

Формирование открытой и последовательной культурной политики государства на основе идей и принципов, согласованных с общественным мнением и позицией профессионалов;

Последовательное разгосударствление сферы культуры при обеспечении разумного патернализма, основанного на ответственности государства за те сферы культуры, которые не могут существовать и конкурировать с другими без адекватной государственной поддержки;

Возрождение лучших российских традиций меценатства и благотворительности, привлечение частных средств к финансированию культурных программ.

Государственная культурная политика осуществляется по следующим главным направлениям.

Сохранение культурного наследия:

Разработка и реализация системы мер по сохранению недвижимых памятников истории и культуры, государственного архивного, музейного и кинематографического фондов, книжных памятников, ограждения их от физического разрушения, криминальных посягательств, незаконного вывоза;

Создание единых систем выявления и учета памятников культурного наследия, хранения предметов музейного фонда и книжных памятников;

Внедрение современных технологий в области реставрации памятников истории и культуры;

Сохранение традиционных видов художественного творчества - музыкального, хореографического и литературного фольклора, художественных промыслов и ремесел;

Формирование последовательной государственной национальной культурной политики, направленной на сохранение самобытности национальных культур народов Российской Федерации, поддержку национально-культурных форм самоорганизации граждан.

Стимулирование и поддержка художественного творчества:

Завершение законодательного обеспечения и создание дееспособной системы правоприменения в сфере авторского права и прав интеллектуальной собственности ;

Достижение высокого уровня экспертного обеспечения действий государства в сфере культуры. Главным критерием проведения политики культурного плюрализма в отношении профессионального искусства должно служить художественное качество;

Социально-культурное партнерство, предполагающее сотрудничество государственных структур со всеми профессиональными художественными объединениями при полной самостоятельности их деятельности. По мере создания устойчивой системы таких общественных институтов государство начнет постепенно передавать им часть своих функций по поддержке и организации культурной жизни в стране;

Развитие практики заказа и приобретения произведений, создание системы государственных грантов как своеобразной формы кредитования профессионального художественного творчества, а также гастрольно-выставочной деятельности;

Реализация федеральных инвестиционных программ в сфере культуры в целях укрепления материально-технической базы, сохранения и развития инфраструктуры профессионального художественного творчества - театральных, концертных, выставочных площадок, киностудий, репетиционной базы исполнительских коллективов, систем сбора и распространения информации, создание условий для обеспечения деятелей искусств необходимым профессиональным инструментарием;

Развитие системы государственных стипендий одаренным молодым художникам и исполнителям, специальных пенсий деятелям культуры и искусства, создание профессиональных служб трудоустройства актеров театра, кино и цирка, исполнителей;

Повышение качества профессионального образования в сфере культуры и искусства; создание целостной системы подготовки, переподготовки менеджеров и социальных работников в сфере культуры; поддержка науки о культуре и искусстве на основе субсидирования базисных исследований в области фундаментальных наук и максимальной актуализации прикладных исследований;

Формирование наиболее благоприятных условий для создания и распространения художественных произведений, адресованных детям. Обеспечение доступности ценностей культуры для всех граждан России:

Создание правовых, организационных и экономических условий для работы и развития сети театров, библиотек, архивов, музеев, центров российской кинематографии, всей системы кинопроката, концертных и выставочных залов, цирков, культурно-досуговых учреждений всех форм собственности ;

Государственный протекционизм (главным образом путем дифференциации налогообложения) в отношении произведений отечественного искусства (в первую очередь кино- и книжной продукции), поддержка их распространения внутри страны; создание ”узлов” стабильности отечественной культурной жизни под патронажем государства - регулярных фестивалей, конкурсов, периодических выставок и т.п.;

Максимальная открытость культурной политики, обеспечение доступности для граждан информации о публичной культурной деятельности в стране и за ее пределами; создание из средств бюджетов различных уровней системы компенсации затрат малоимущих и социально незащищенных групп граждан на пользование учреждениями культуры;

Полнота ответственности за практическое осуществление субъектами Российской Федерации государственной культурной политики, за состояние и развитие сферы культуры должна быть возложена на региональные и муниципальные органы власти. Именно на местах по мере создания правовых условий будет осуществляться структурная перестройка сети учреждений культуры, направленная на устранение монополии в предоставлении культурных услуг , развитие конкуренции , что в конечном счете обеспечит доступность культуры для всех слоев граждан.

Кармин А.С. Основы культурологии. СПб., 1997. С. 42.

Семашко Л.М. Социология для прагматиков. От монизма к тетрализму. СПб., 1999. С. 187.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 23..

Конституции зарубежных государств. М., 2004. С. 73.

Семашко Л.М. Указ.соч. С. 86-94.

Кармин А.С. Основы культурологии. СПб., 1997. С. 54.

Речь идет о Законе Российской Федерации "Основы законодательства РФ о культуре", Гражданском кодексе РФ, "Основных положениях перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования", одобренных Государственной комиссией при Совете Министров СССР от 25 мая 1989 года (Протокол 13 раздел 1), а также Постановлении Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 609 “Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства”)

См.: Концепция развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. С. 737.

Пункт «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.

Федеральные законы «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «Об особо охраняемых природных территориях», «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; Указ Президента «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ «Вопросы деятельности особо ценных объектов культурного наследия народов РФ»; Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия» от 17 июня 2004 г. №301 и др.

Подробнее: Михеева И.В. К проблеме формирования понятия «памятники истории и культуры» в законодательстве Российской империи // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: в 2 т. / Под ред. проф. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2001. Т. 1. С. 528-535.

Охрана памятников истории и культуры государством (вопросы становления). Михеева И.В. Культура, управление, экономика, право. № 3, 2005. С.34.

Орлова Э.А. Указ. Соч. С. 167.

Государственная культурная политика на национальном и региональном уровнях является макроинструментом управления культурным процессом в стране. Культурная политика закладывает систему координат - идейных ориентиров, в соответствии с которыми выстраивается собственно управленческая деятельность государства по отношению к культуре. Эта деятельность осуществляется с помощью ряда инструментов.

Законодательство - система законодательных и нормативных актов, действующих в сфере культуры и регулирующих общественные отношения в сфере культуры. Законодательство включает постановления, указы, приказы, письма, распоряжения, решения и иные законодательные и нормативные акты, принятые федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными органами исполнительной власти.

Собственность - государственное имущество в виде недвижимости (здания, сооружения, земельные участки) и других материальных ценностей, которое государство предоставляет создаваемым (учреждаемым) им учреждениям культуры для использования в их деятельности.

Финансирование - обеспечение денежными средствами из федерального, регионального и местного бюджетов деятельности учреждений культуры и искусства, направленной на выполнение государственного задания, а также на осуществление специальных государственных программ и проектов.

Контроль и организационная поддержка - деятельность государственных органов управления культурой, направленная на методическую, правовую, экспертно-аналитическую, информационную и другую помощь учреждениям культуры и на проверку соответствия их деятельности заявленным целям.

Подготовка кадров - система профессионального обучения и профессиональной переподготовки специалистов в сфере культуры и искусства, осуществляемая в государственных образовательных учреждениях (средних и высших специальных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации), и контроля за соблюдением соответствующих государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях и организациях вне зависимости от формы их собственности и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитация).

Стимулирование меценатства (благотворительности ) - предоставление государством налоговых и иных льгот коммерческим предприятиям и частным лицам, способствующее оказанию организациям и деятелям культуры и искусства финансовой и материальной помощи.

Законодательная база сферы культуры

Государственная культурная политика есть осуществление согласования интересов художника, публики, общества и государства. Основой такого согласования, гарантирующей закрепление прав и обязанностей сторон, являются законодательные акты в сфере культуры и искусства: законы, указы, постановления и другие документы, имеющие силу закона.

Указ Президента от 24.12.2014 № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" является документом, ознаменовавшим собой начало нового исторического этапа во внутренней политике нашего государства, когда культура возводится в ранг ее приоритетов. Культура признается основой экономического процветания и государственного суверенитета, а государственная культурная политика входит как неотъемлемая часть в стратегию национальной безопасности.

Такая постановка вопроса возвращает культурную политику нашего государства в ее традиционное русло и указывает на совершающийся исторический поворот в оценке культуры, в самой ее трактовке в контексте государственного строительства, особенно в сравнении с предыдущим периодом - от развала СССР в 1991 г. до принятия настоящего закона в 2014 г.

Период становления постсоветского государства был тяжелым для всех сфер жизнедеятельности общества, при этом социально значимые сферы - образование, здравоохранение и культура - оказались в особенно критическом состоянии. Определенные положительные сдвиги в экономике наметились в 2000-х гг. В 2008 г. была принята Концепция долгосрочного развития РФ (Концепция-2020), которая провозгласила переход страны на инновационный, социально ориентированный путь развития. В Концепции говорится о важности развития человеческого потенциала, при этом основной упор делается на науку и образование. Программа антикризисных мер Правительства РФ, принятая вслед за Концеицией-2020, не содержит раздела, посвященного антикризисным мероприятиям в сфере культуры. Проблема дефицита бюджета регулярно оборачивалась сокращением расходов на культуру и искусство.

Отношение к сфере культуры ярко выразилось в том факте, что деятельность организаций культуры и искусства была отнесена в разряд услуг. В результате возникла просто анекдотическая ситуация: в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) "услуги" учреждений культуры попали в раздел "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг".

В течение всего постсоветского 20-летнего периода финансово-экономические ведомства настойчиво пытались оценивать культуру исключительно с точки зрения ее экономической составляющей, втиснуть ее в рамки рыночных отношений. Сфера культуры воспринималась как убыточная для государственного бюджета и обременительная для государства.

Новый законодательный акт преодолевает эти опасные для общества и государства тенденции, освобождает культуру от прокрустова ложа утилитарных рыночных категорий и указывает на ее истинную роль: "Россия - страна великой культуры, огромного культурного наследия, многовековых культурных традиций и неиссякаемого творческого потенциала".

Будущее страны тесным образом связывается в документе с будущим ее культуры: "Современный этап развития России требует максимального вовлечения потенциала культуры в процессы общественного прогресса. Культура России - такое же ее достояние, как и природные богатства. В современном мире культура становится значимым ресурсом социально- экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире".

Указ о государственной культурной политике появился на свет в тот момент, когда в мире углубился кризис капиталистической системы, которая пытается продлить свое существование за счет подавления и подчинения развивающихся стран и стран бывшей социалистической системы. Назревает новый геополитический передел, в котором территория России является для так называемой мировой элиты самым желанным "куском".

В этой связи для нашей страны чрезвычайно возросла необходимость укрепления государственности и национальной безопасности, единения всего народа, сознания собственной цивилизационной самобытности и собственного достоинства. Все эти идеи нашли отражение в Указе Президента "Об утверждении Основ государственной культурной политики". Культура в ее фундаментальном понимании лежит в основе самоидентификации народа, т.е. в отождествлении гражданином себя с историей страны, с ее героическими военными и трудовыми подвигами, нравственными и духовными идеалами. В "Основах" указывается на ценностно-формирующее влияние православия, русского языка и русской культуры на традицию дружественных межнациональных отношений в нашем многонациональном государстве. Путь к более высокому качеству общества видится через "формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности", воспитание патриотизма, через передачу новым поколениям "свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности".

В Указе Президента "Об утверждении Основ государственной культурной политики" излагаются цели и принципы государственной культурной политики, а также ее задачи в следующих областях:

культурное наследие народов Российской Федерации;

осуществление всех видов культурной деятельности и развитие связанных с ними индустрий;

гуманитарные науки;

русский язык, языки народов Российской Федерации, отечественная литература;

расширение и поддержка международных культурных и гуманитарных связей;

воспитание;

просвещение;

детское и молодежное движение;

формирование информационной среды, благоприятной для становления личности.

Для реализации поставленных целей и задач Указ предусматривает комплексное совершенствование системы управления, создание новых структур (институтов). Одним их главных новообразований станет координационный орган , на который будет возложено организационное, аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики. Ресурсное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики будет возложено на Российский фонд культурного развития.

Важно запомнить!

Наличие законодательной основы в управлении сферой культуры трудно переоценить, особенно в переходные моменты истории государства.

Огромную роль в сохранении культурного наследия страны сыграли в свое время постановление Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 № 447-1 "О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР" (о запрете на приватизацию ценностей, хранящихся в государственных музеях, архивах и библиотеках, а также на их безвозвратный вывоз за рубеж) и постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.04.1991 № 1045-1 "О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям" (о сохранении всех видов налоговых льгот для творческих союзов).

В 1992 г. был принят ключевой документ в законодательной базе сферы культуры - "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". В нем впервые закреплены в развернутом виде права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры, установлены обязанности государства в области культуры, разделены компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы государственного финансирования и регулирования экономической деятельности сфере культуры, установлены принципы участия в международных культурных обменах.

В Законе РФ от 09.07.1992 № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - Закон № 3612-1) четко прописаны права и свободы граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации в области культуры (разд. II, III): граждане страны имеют право на культурную деятельность, творчество, личную культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование. Государство гарантирует гражданам право собственности в области культуры, право создавать организации, учреждения, предприятия, общественные объединения в области культуры, вывозить за границу результаты своей творческой деятельности, на культурную деятельность в зарубежных странах. Иностранные граждане и лица без гражданства уравниваются с гражданами Российской Федерации в правах в области культуры.

Народам и иным этническим общностям Российской Федерации гарантируется право на сохранение и развитие их культурно-национальной самобытности, право на культурно-национальную автономию. Государство гарантирует свой протекционизм (покровительство) в отношении культур малочисленных этнических общностей, моральную, организационную и материальную поддержку культурно-национальным организациям соотечественников за пределами Российской Федерации.

Государство в лице Правительства РФ закрепляет в Законе свои обязанности по сохранению культурного достояния народов Российской Федерации, в том числе общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных фондов (разд. IV).

Закон регулирует отношения государства и творческих работников (разд. V), гарантируя творческим работникам свободу, моральные, экономические и социальные права, содействуя созданию творческих союзов и других организаций творческих работников, предоставляя им возможность участвовать в разработке культурной политики. Закон гарантирует невмешательство государства в деятельность этих организаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Закон закрепляет обязанности государства в области культуры (разд. VI), которые включают разработку и ресурсное обеспечение федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, преодоление монополии в области культуры, создание условий для самореализации талантов, особенно по отношению к творческой молодежи, обеспечение приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации, ведение статистики культуры, обеспечение независимой оценки качества услуг и информационной открытости организаций культуры.

В разд. VII "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" разграничиваются полномочия в сфере управления культурой между тремя уровнями государственной власти: федеральными органами, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Экономическое регулирование в области культуры (разд. VIII) осуществляется государством с помощью учредительных функций органов государственной власти. При этом Закон предоставляет право учредительства как органам государственной власти (Правительству Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям), так и юридическим и физическим лицам. Особенности управления организацией культуры должны быть изложены в уставе организации культуры.

Закон отрицает возможность приватизации в отношении культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе культурных ценностей, хранящихся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, в картинных галереях, на предприятиях художественной промышленности и традиционных народных промыслов, а также в отношении помещений и зданий, где они расположены.

В отношении финансирования организаций культуры сказано, что организация покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.

В данном разделе отражены также такие вопросы, как приносящая доходы деятельность государственных и муниципальных организаций культуры, внешнеэкономическая деятельность в области культуры, цены и ценообразование в области культуры, взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности, социальная поддержка работников культуры.

Раздел IX посвящен вопросам культурных обменов Российской Федерации с зарубежными странами.

В разделе X говорится об ответственности за нарушение законодательства о культуре.

Важно запомнить!

"Основы законодательства Российской Федерации о культуре" стали стимулом интенсивной нормотворческой деятельности в сфере культуры.

Закон многократно редактировался, последняя редакция была проведена в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования".

Среди других важнейших законов в сфере культуры и искусства следует назвать следующие:

Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей";

Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Закон "О библиотечном деле");

Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";

Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации";

Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации";

Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах"; постановление Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации";

Федеральный закон РФ от 25.06.2002 № 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия".

Кроме специальных законов в сфере культуры и искусства, законодательная деятельность в этой области опирается на основополагающие российские законы, такие как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ, "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 № 174-ФЗ, "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 № 24-ФЗ и др.

Большое значение в законотворческом процессе имеет Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, созданный Указом Президента РФ от 01.07.1996 № 1010. Данный Совет "является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, созданным для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства" .

В положении о Совете выделяются его основные задачи:

"выработка предложений Президенту Российской Федерации но определению приоритетных направлений государственной политики в области культуры и искусства и мер, направленных на ее реализацию;

систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в сфере культуры и искусства в России и за рубежом;

проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам культуры и искусства и подготовка соответствующих предложений;

рассмотрение вопросов, касающихся присуждения Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства, и подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

выработка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции;

обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, относящихся к сфере культуры и искусства и имеющих важное государственное значение".

В подготовке законов используется практика парламентских слушаний". согласно Конституции РФ (ч. 3, ст. 101) обе палаты Федерального собрания (высшего органа законодательной власти) - Совет Федерации и Государственная дума - проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

В парламентских слушаниях участвуют ведущие деятели культуры и искусства, представляющие все регионы страны, представители министерств и ведомств сферы культуры. Итоги парламентских слушаний формулируются в рекомендациях, которые но окончании слушаний отправляются по всем субъектам Федерации для обсуждений на местах. Поступившие предложения тщательно анализируются и учитываются в работе над законом.

Таким образом, законотворческая деятельность в сфере культуры опирается на демократические принципы и волеизъявление самой широкой общественности.

  • Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (Указ Президента РФ от 30.08.2004 № 1132).

Курс будет интересен работникам сферы культуры и искусства, которые хотят развить навыки административно-управленческой работы.

Эта программа для вас, если вам нужно:

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 недель (108 часов).

Вы узнаете и научитесь

Работникам культурно-досуговой сферы предстоит изучить вопросы:

  • Виды досуга в зависимости от организации и форм проведения.
  • Система государственного регулирования деятельности учреждений культуры и досуга.
  • Особенности функционирования коммерческих и некоммерческих организаций культуры и искусства.
  • Способы и источники финансирования деятельности культурно-досуговых организаций. Реализация принципов хозяйственного расчета и самофинансирования.
  • Нормативно-правовое регулирование порядка оплаты труда работников бюджетных учреждений культуры.
  • Методы и принципы формирования цены на досуговые продукты и услуги.
  • Подходы к управлению организациями культуры.
  • Управление продвижением услуг и продуктов культурно-досуговой деятельности.
  • Особенности маркетинговой политики досуговых организаций.

Методы обучения

После зачисления на курс вы получаете доступ к системе дистанционного обучения (СДО). Вы будете изучать текстовые лекции, участвовать в вебинарах, пользоваться учебниками и видео виртуальной библиотеки. Результаты обучения отображаются в электронной зачётке. Общаться с преподавателями можно на форуме, в чате во время вебинаров или по «Skype» (при необходимости). Завершает процесс итоговое тестирование.

Как проходит процесс дистанционного обучения, вы можете узнать в этом разделе сайта.

Результаты и перспективы

  • Вы знаете нормативно-правовые основы регулирования деятельности в сфере культуры и досуга.
  • Вы способны решать финансово-экономические вопросы функционирования организаций досуга и культуры.
  • Вы готовы участвовать в управлении культурно-досуговой организацией, создавать, совершенствовать и продвигать её продукты и услуги.

Применение результатов обучения

Деятельность культурно-досуговых организаций направлена на эстетическое и морально-нравственное воспитание, удовлетворение творческих потребностей. Это определяет особенности в управлении учреждениями культуры и искусства.

Сформированные в ходе обучения компетенции позволят вам успешно претендовать на занятие руководящих позиций. Вы сможете диагностировать проблемы в системе менеджмента и разработать стратегию развития культурно-досуговой организации.

Требования к Слушателям:

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.


Посмотреть удостоверение

Ознакомиться с учебным планом