Обязательными субъектами муниципально правовых отношений являются. Муниципально-правовые отношения

М-п отношения – отношения, урегулированные нормами мп и возникающие в процессе организации и деятельности органов мсу в границах муниципального образования при реализации населением права на мсу.

Данные отношения могут возникать как по воле одной стороны, так и по инициативе двух сторон; Носят организационный характер, способствуют организации процессов; Связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий органов мсу в процессе осуществления управленческой деятельности, т. е. складываются в сфере мсу.

Одной из сторон всегда выступает население мо или орган мсу, причем одна из сторон муниципально-правовых отношений выступает от имени населения мо. Споры, возникающие в рамках м-п отношений, могут разрешаться как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке.

Основным элементом м-п отношений являются субъекты правоотношений . В качестве субъектов могут выступать:

1)Муниципальное образование . Например, в соответствии со ст. 126 ГК РФ мо отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юрлицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

2) Граждане РФ . На основании ч. 2 ст. 130 К РФ мсу осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы мсу.

3) Население. В соотв. с ч. 1 ст. 130 К РФ мсу в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно ст. 3 ФЗ № - 131 «Об общих принципах организации мсу в РФ» граждане РФ имеют право на осуществление мсу независимо от пола, расы, национальности……Также предусматривается возможность предоставления права на осуществление мсу негражданами РФ. Так, иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории мо, обладают при осуществлении мсу правами в соответствии с международными договорами РФ и ФЗ.

4) Группы граждан. В соответствии с действующим законодательством выдвигать кандидатов на выборные муниципальные должности могут группы граждан, зарегистрированные в соответствующей избирательной комиссии. Кроме того, группы граждан могут направлять коллективные обращения в органы мсу, выступать с инициативой проведения местного референдума, опроса жителей, иным образом участвовать в осуществлении мсу.

5) Органы мсу. Ст. 132 К РФ гласит, что органы мсу самостоятельно управляют мун. собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. Могут наделяться законом отдельными гос. полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

6) Ассоциации, союзы, иные объединения мо, органов мсу.

7) Органы территориального общественного самоуправления - создаются на части территории мо для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

8) Органы гос. власти – оказывают поддержку мсу, содействие его становлению и развитию. Органы гос. власти и органы мсу могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении к-либо мероприятий.

9) Общественные объединения, некоммерческие организации. Общ. Объединения могут участвовать в выборах, выдвигать кандидатов на выборные муниципальные должности.

10) Государственные и негос. предприятия, учреждения, организации. Органы мсу вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-эк. развитии территории мо.

11) Муниципальные унитарные предприятия и учреждения. В ФЗ-131 закрепляется право органов мсу на создание мун. предприятий и учреждений, участие в создании хоз. обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Субъектов делят на обязательных и иных.

Должны быть обязательно: население; МО и их союзы; органы мсу; депутаты представительных органов, должностные лица, муниципальные служащие.

Иные: это другие физ. и юрлица.

Объекты: Костюков выделяет 3 группы объектов: 1. Объекты, складывающиеся в административно-политической сфере (по поводу власти, издания НА, изменение границ мо). 2. Объекты, складывающиеся в гражданско-правовой сфере (объекты муниципального имущества; муниципальные услуги. 3. Объекты в финансовой сфере (местный бюджет, налоги, финансовый контроль).

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Юридические факты в муниципальном праве – те явления реальной жизни, которые приводят муниципально-правовую норму в движение, вызывают ее реализацию в правовых отношениях, превращают субъекты муниципального права в субъекты конкретных муниципальных правоотношений.
Являясь одним из элементов механизма муниципально-правового регулирования, юридические факты выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение или прекращение муниципальных правоотношений. Они создают переход от общей модели поведения субъектов к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в муниципально-правовом отношении. В этом и состоит их основная задача.

Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отношения) - это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.
Субъектов муниципальных правоотношений, т.е. тех, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления, можно разделить на четыре группы: индивидуальные субъекты; коллективные субъекты; политико-территориальные образования; социальные общности.
В первой группе следует выделить общих и специальных субъектов. К общим субъектам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, к специальным - избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.
В группу коллективных субъектов входят органы местного самоуправления, государственные органы, органы территориального общественного самоуправления, другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие, так и некоммерческие.
В группу политико-территориальных образований входят муниципальные образования, субъекты Федерации, сама Российская Федерация.
В группе социальных общностей - население муниципальных образований (местные сообщества жителей), население (народы) субъектов Федерации, многонациональный народ России.
Объекты правоотношений - то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий. К числу объектов муниципальных отношений относятся территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты.
Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.
По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так, избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право, имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права определяется нормами процессуальными.

Еще по теме § 4. Муниципальные правоотношения:

  1. Вопрос_17. Особенности участия государства и муниципальных образования в гражданских правоотношениях
  2. § 2. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях
  3. 1. Оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.
  4. 24. Объекты аграрных правоотношений. Главные базовые составляющие системы аграрных правоотношений.
  5. § 5. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
Муниципальное право. Шпаргалки Ольшевская Наталья

12. Субъекты муниципально-правовых отношений

Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Абсолютным признаком муниципально-правовых отношений является тот факт, что обязательной стороной этих отношений служит население муниципального образования непосредственно, а также его представители в лице органов местного самоуправления.

Субъекты муниципально-правовых отношений:

Муниципальное образование (может быть участником административных, конституционных, международных, а также множества частноправовых отношений – гражданских, трудовых, земельных и т. д.);

Ассоциации, или союзы, муниципальных образований (подлежат государственной регистрации);

Население муниципального образования;

Органы местного самоуправления;

Органы территориального общественного самоуправления;

Органы государственной власти;

Общественные объединения;

Муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия.

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 7. Международные организации в системе международно-правовых отношений Международные организации влияют на развитие международно-правовых систем через участие в процессе правообразования. Правообразование (формирование права) – объемная категория, включающая в

Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

23. Объекты и субъекты водных отношений Основой регулирования водных отношений (использования и охраны водных объектов) является ВК РФ.Объект водных отношений – водный объект, т. е. сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющее границы,

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

ЛЕКЦИЯ № 6. Субъекты жилищных отношений Под субъектами правоотношения понимают их участников, наделенных законом или договором определенными правами и обязанностями.Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные

Из книги Жилищное право автора Пименова Елена Николаевна

23. Субъекты жилищных отношений Под субъектами правоотношения понимают их участников, наделенных законом или договором определенными правами и обязанностями.Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

Из книги Страхование автора Скачкова Ольга Александровна

56. Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются:1) фонды;2) Пенсионный

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 5. Субъекты градостроительных отношений 1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской

Из книги Гражданский процесс автора Мусин В А

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. Способы защиты административно-правовых отношений Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим

Из книги Налоги и налогообложение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений Муниципальные правовые отношения – специфические общественные отношения, которые выражаются в процессе реализации управленческой деятельности,

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

3. Сущность налогов как финансово-экономической категории. Субъекты налоговых отношений Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного

Из книги Уголовное право. Особенная часть: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

94. Производство по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, – вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих как из

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

95. Порядок производства по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений Судебная защита избирательных прав граждан, вытекающих из конституционных (публичных) правоотношений, направлена на охрану как активного (права избирать), так и пассивного

Из книги Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения автора Кичик Кузьма Валерьевич

Преступления против личности несовершеннолетних, совершаемые вне сферы семейно-правовых отношений Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) . Согласно ч. 1 ст. 150 УК РФ преступлением признается вовлечение несовершеннолетнего в совершение

Из книги автора

13. Виды субъектов муниципально-правовых отношений Субъекты муниципально-правовых отношений – это общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права,

Из книги автора

Глава II Субъекты отношений, связанных с реализацией государственного (муниципального)

Муниципальные правоотношения – фактические отношения в сфере местного самоуправления, участники которых наделены муниципально-правовыми нормами соответствующими правами и обязанностями и реализуют их в рамках того или иного отношения.

Черты муниципальных правоотношений:

1. Данные отношения представляют собой отношения местного самоуправления (МС);

2. Они осуществляются в локальных границах, установленных законодательным путем;

3. Муниципальные правоотношения носят властный характер. Это объясняется тем, что эти отношения возникают между населением и образуемыми им органами.

4. Особый субъектный состав. Субъектами МПО выступают отдельные граждане, проживающие на территории МО, всё население МО, органы местного самоуправления соответствующего МО, органы государственной власти и иные субъекты, способные осуществлять полномочия в интересах МО и населения.

Виды МПО:

1. По субъектам

2. По основаниям возникновения

Субъекты МПО

Субъекты МПО – физическое или юридическое лицо, наделенное нормами МП субъективными правами и обязанностями и реализующее их в конкретном правоотношении.

1. Граждане РФ, обладающие муниципальной правосубъектностью. В соответствии с Конституцией РФ гражданам гарантируется вся полнота прав по участию в местном самоуправлении и не допускаются какие-либо ограничения данных прав по каким-либо основаниям. Конкретное содержание права на участие в местном самоуправлении гражданина состоит в возможности:

a. Участвовать в решении вопросов местного значения непосредственно в составе территориального коллектива;

b. Избирать и быть избранным в ОМС;

c. Доступа к государственной службе;

d. Получать информацию о деятельности ОМС и депутатов;

e. Принимать участие в деятельности ОМС;

f. Обращаться с иском в суд о восстановлении нарушенного права.

2. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, с государством гражданства которых у РФ имеется соответствующий договор.

3. Территориальный коллектив. Им признается определенная социальная общность, объединяющая на основе общих интересов граждан, проживающих на территории МО и осуществляющих полномочия в различных сферах жизнедеятельности. В этот коллектив входят: граждане РФ, постоянно проживающие в данном МО, ИГ, постоянно проживающие в данном МО, с государством гражданства которых у РФ заключен соответствующий договор, а также граждане, преимущественно проживающие в данном МО.

Черты территориального коллектива:

1. Это социальная общность …

2. В основе формирования территориального коллектива находятся местные интересы и обусловленные ими вопросы местного значения;

3. Территориальные коллективы образуются с учетом экономических, социально-исторических и природно-географических факторов;

4. ТК выполняют в обществе специфические функции, т.к. в них присутствуют все элементы структуры общества.

1. Первичный, складывающийся на части территории МО.

2. ТК, объединяющий жителей всего МО и являющийся основным субъектом местного самоуправления.

Правовой статус ТК – его место в системе местного самоуправления, определяемое нормами МП.

Элементы статуса ТК:

1. Права и обязанности (полномочия, правомочия) – они составляют основное содержание правового статуса и могут быть реализованы либо непосредственно самим коллективом, либо опосредованно через образуемые органы.

2. Гарантии ТК – определенные условия, обеспечивающие правомерную реализацию прав и обязанностей данного коллектива. Гарантии могут быть финансовыми, юридическими и др.

3. Ответственность ТК выражается в осознании им и принятии на себя возможных, в т.ч. неблагоприятных, последствий, которые могут возникнуть вследствие неправомерности, нецелесообразности экономической или социальной неоправданности тех или иных решений.

Источники МП

Понятие источника в материальном и юридическом смыслах.

Выделить особенности источников (комплексный характер и достаточно высокий уровень децентрализации).

Выделить виды источников, дать характеристику (не забыть про обычай).

В формально-юридическом смысле под источниками МП понимаются формы внешнего выражения и существования норм МП.

Особенности источников МП заключаются в том, что на природу и содержание источников МП оказывают существенное влияние как минимум два обстоятельства:

1. Комплексный характер МП;

2. Высокий уровень юридической децентрализации в муниципально-правовой сфере, а соответственно и в системе источников.

Виды источников:

1. Нормативно-правовые акты;

2. Нормативные договоры;

3. Юридические прецеденты (судебные, административные и др.);

4. Правовые или муниципальные обычаи.

Требования, предъявляемые к НПА как источникам МП:

1. Формальная определенность;

2. Общеизвестность и доступность данных актов. Муниципальные НПА, как и любые другие, должны быть обнародованы для всеобщего сведения. КС РФ в Определении от 04.10.2004 указал, что обнародование может быть не только по каналам официального опубликования, но и иными способами;

3. Обязательность муниципальных НПА, вне зависимости от их уровня;

Можно выделить 4 группы источников МП с учетом уровней регулирования отношений МС:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры (например, Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г., ратифицированная РФ в 1998 г.);

2. НПА, принимаемые на федеральном уровне (Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

a. Нормы Конституции (ст.12, гл.8);

b. Федеральные законы, содержащие нормы муниципального права;

c. Иные федеральные НПА (подзаконные);

3. НПА, принимаемые на уровне субъектов РФ:

a. Устав субъекта РФ;

b. Иные законы субъекта;

c. Иные региональные НПА (подзаконные);

4. Муниципальные правовые акты – письменные документы, принятый непосредственно населением МО и (или) органом МО или ДЛ по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМС ФЗ или РЗ, обязательные для исполнения всеми субъектами права на территории МО, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила.

Иные классификации

По юридической силе;

По предметам ведения МС, которые в данных источниках регламентируются;

По кругу субъектов, принявших эти акты;


Похожая информация.


Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормамимуниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, связанные с функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных образованиях.

Юридические нормы, составляющие муниципальное право как отрасль права, регулируют различные по характеру общественные отношения. Это организационные, статусные, процессуальные, материальные и иные отношения. Это общественные отношения в самых различных сферах: экономики, финансов, бюджета, налогов, экологии, земли и других природных ресурсов, социальной сфере и т.д.

Главными объединительными критериями данного круга общественных отношений являются, во-первых, их локально-территориальный уровень, а, во-вторых, специфический характер их содержания (исключительно вопросы местного значения).

Муниципальное право призвано регулировать следующие отношения:

    отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ:

    договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня;

    отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления;

    отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;

    отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;

    отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня;

    отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.;

    отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц.

Муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:

1) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование . Муниципальное образование в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования;

2) отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования . Данные отношения возникают в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения, например устава муниципального образования;

3) отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления . Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.

Субъекты муниципально-правовых отношений

Неотъемлемый признак любых правовых отношений - наличие субъектного состава.

Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на два вида.

К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. В соответствии с ГК РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения, участвовать в принятии решений по вопросам местного значения. Статья 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления гарантирует право населения городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Классификация субъектов муниципально-правовых отношений:

1) муниципальное образование - может являться участником не только муниципально-правовых отношений, но и ряда других публично-правовых отношений - административных, конституционных, международных, а также множества частноправовых отношений - гражданских, трудовых, земельных

2) ассоциации или союзы муниципальных образований - создаются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления их прав и интересов; подлежат государственной регистрации;

3) население муниципального образования - жители муниципального образования, имеющие постоянное либо преимущественное место жительства на территории данного муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Термин «население» понимается широко и включает в себя не только граждан РФ, проживающих на территории муниципального образования, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства либо владеющих имуществом на праве собственности в данном муниципальном образовании. Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации допускает возможность участия иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, в муниципальных выборах, местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В рамках данной группы выделяются следующие субъекты муниципально-правовых отношений:

а) граждане РФ - на основании ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

б) группы граждан - образуются для коллективного выдвижения кандидата на выборную должность в органе местного самоуправления, а также для иных целей;

4) органы местного самоуправления - в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, делегированными от органов государственной власти РФ л ибо субъектов РФ;