Предмет правового регулирования жилищного права. Основные принципы жилищного права

Метод жилищного права

Как комплексная отрасль права жилищное право использует методы правового регулирования, заимствованные из других отраслей права. Под методом правового регулирования понимается совокупность приёмов средств и способов, с помощью которых право воздействует на регулируемые общественные отношения.

Под методом жилищного права следует понимать способ регулирования жилищных правоотношений. Поскольку жилищное право в широком смысле - комплексный институт, то у него нет самостоятельного метода правового регулирования: его метод характеризуется чертами, присущими гражданскому праву в целом, а также чертами, характерными для тех отраслей права, нормы которых могут присутствовать в жилищных правоотношениях.

Институт гражданского права является комплексным, поскольку его нормы относятся к различным отраслям российского права. Так, нормы, регулирующие использование жилого помещения, относятся только к гражданскому праву. Нормы, регулирующие распределение, предоставление, бронирование жилого помещения в государственном и муниципальном фондах, относятся только к административному праву. Правоотношения по приобретению жилых помещений регулируются нормами гражданского права (порядок и условия заключения договоров купли-продажи, мены, дарения жилых помещений, порядок наследования жилья) и административного права (государственная регистрация сделок с недвижимостью, переход прав на недвижимость, выдача ордера на жилое помещение социального использования) Правоотношения в области управления, эксплуатации, обеспечения сохранности, ремонта жилого помещения регулируются нормами и гражданского права, и нормами целого ряда других отраслей права: административного, налогового, земельного. Таким образом, хотя формально жилищное право является всего лишь институтом гражданского права, сформировавшимся вокруг договора найма жилого помещения, однако содержание, объем, и значение этого института дают веские основания для придания этому институту статуса подотрасли гражданского права.

Основные принципы жилищного права

Под правовыми принципами понимаются основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора общественных отношений. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. Принципа права пронизывают все отрасли права, однако в каждой отрасли, подотрасли или правовом институте их действие проявляется по-разному.

В жилищном праве наблюдается проявление действия принципов нескольких отраслей права. Например, в сфере жилищных отношений пользования жилыми помещениями на основе договора найма регулирование осуществляется по принципам, свойственным гражданскому праву, и, соответственно, проявляется гражданско-правовой метод регулирования.

1. Принцип недопустимости произвольного лишения жилища - это важнейший принцип жилищного права, имеет большое значение для реализации стабильности, устойчивого права на пользование жилищем. Его можно рассматривать как одно из важных проявлений более общего принципа недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Данный принцип базируется на ч. 1 ст. 40 Конституции РФ.

2. Принцип доступности для граждан условий найма жилых помещений. Содержание данного принципа выражается в том, что гражданин может реализовать своё право на жилище различными способами: на основе договора социального найма, вступления в члены жилищного или жилищно-строительного кооператива либо путём вступления в различные гражданские правоотношения по приобретению жилья и др. Этот принцип реализуется, прежде всего, в результате широкого размаха жилищного строительства, позволяющего большую часть новых жилых помещений предоставлять в наём либо по другим основаниям бесплатно или за доступную плату малоимущим гражданам, военнослужащим, работникам бюджетной сферы и другим, указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище.

3. Принцип неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3 ЖК РФ) предопределяет гарантии охраны права граждан на жилище и направлен на обеспечение стабильного осуществления собственником (нанимателем, арендатором) жилого помещения права пользования им без нарушения или ущемления этого права. В Конституции РФ чётко определено, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Запрещение проникновения в жилище означает не только вхождение в него вопреки воле проживающих в нём граждан, но иные формы получения сведений о том, что происходит в жилище, а незаконное проникновение вопреки воле проживающих в жилом помещении граждан является преступлением (ст. 139 УК РФ).

4. Принцип общедемократического, гуманистического отношения к гражданам - нанимателям и собственникам жилых помещений имеет важнейшее значение для регулирования жилищных отношений в России

5. Принцип цивилизованного использования жилых помещений. Проявление этого принципа, особенно в последние годы, можно наглядно проиллюстрировать на следующих примерах:

В законе закреплено положение о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, как правило, отдельной квартиры на семью;

Вместо ранее действовавшего правила о принудительном изъятии у нанимателя излишней жилой площади и передаче её другому нанимателю установлено новое правило - наниматель сам может ставить вопрос о замене занимаемого им жилого помещения на жилое помещение меньшего размера;

Отменены ранее действовавшие многочисленные ограничения при строительстве и приобретении гражданами в собственность жилых домов.

Отныне частная собственность на недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо его часть, не ограничивается по количеству, размерам и стоимости и обеспечивается правом неприкосновенности (ст. 6 Закона об основах жилищной политики) и др. Осуществление этого принципа можно рассматривать как проявление на практике конституционных прав и свобод человека и гражданина, социальной политики российского государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Принцип неприкосновенности собственности имеет существенное значение для жилищно-правового регулирования в России, вытекает из положений ст. 35 Конституции РФ о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

В соответствии и этим принципом гражданам-собственникам жилых помещений законодательством обеспечивается возможность стабильного осуществления права владения, пользования и распоряжения принадлежащими им жилыми помещениями в соответствии с их назначение (ст. 288 ГК РФ), а членам семей собственников - возможность пользования этими помещениями на условиях, предусмотренных жилищным законодательством (ст. 292 ГК РФ). Действие данного принципа в определенной степени влияет и на жилищные отношения по пользованию жилыми помещениями на основании договора социального найма, который носит бессрочный характер и предусматривает возможность пользования жильём не только нанимателями, но и их детьми, внуками и т.д.

7. Принцип недопустимости ограничения (или лишения) права пользования жилым помещением за такие действия нанимателя или членов его семьи, которые не сопряжены со злоупотреблением ими своими жилищными правами или невыполнением возложенных на них жилищных обязанностей и непосредственно при этом не нарушают права и законные интересы других лиц.

Ограничения права пользования жилым помещением может повлечь за собой такие действия нанимателя или членов его семь, которые сопряжены со злоупотреблением ими своими правами или выполнением возложенных на них обязанностей и непосредственно нарушают при этом права и законные интересы других лиц.

жилищный право регулирование неприкосновенность

1. Жилищное право – это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. Жилищное законодательство имеет своей задачей регулирование жилищных отношений (ст. 2 ЖК РСФСР).

В преамбуле Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" также говорится, что закон устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений.

Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название "жилищные отношения".

В этой связи важное теоретическое и практическое значение имеет прежде всего выяснение вопроса о том, что такое "жилищные отношения" как предмет регулирования жилищного законодательства. В жилищных законах, как известно, не содержится определение понятия "жилищные отношения". В юридической литературе по вопросу о понятии "жилищные отношения" были высказаны разные мнения.

До принятия Жилищного кодекса РСФСР (далее – ЖК РСФСР) под "жилищными отношениями" (жилищными правоотношениями) обычно понимались только гражданско-правовые отношения по пользованию гражданами жилыми помещениями, эти отношения регулировались гражданским законодательством. Другие авторы считали, что жилищные отношения – это отношения, связанные с удовлетворением потребности в жилье, либо отношения, которые складываются в процессе удовлетворения гражданами своих жилищных потребностей. При этом некоторые считали, что жилищные отношения – это отношения по предоставлению гражданам жилищ и права пользования жилыми помещениями.

Было высказано также мнение, что жилищные законы регулируют как собственно жилищные, так и примыкающие к ним в реальной действительности иные имущественные отношения, не являющиеся жилищными.

После кодификации жилищного законодательства и принятия в 1983 г. ЖК РСФСР понятие "жилищные отношения", употребленное в Кодексе и других жилищных законах, обычно рассматривается в более широком смысле, как общее, собирательное понятие, охватывающее все виды жилищных отношений*.

* См.: Вишневская И. В. Советское жилищное право. Изд-во Ростовского университета. 1986. С. 32;Литовкин В. Н. Жилищное право, жилищное законодательство – соотношение с гражданским правом// Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. М., 1995. С. 62.

По смыслу закона "жилищные отношения" – это общее, родовое понятие, которым охватываются различные виды отношений, возникающих по поводу жилища: по пользованию жилыми помещениями, предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, по управлению и эксплуатации жилищного фонда и др.

Необходимость выработки такого понятия обусловлена прежде всего потребностью в комплексном подходе к решению жилищных вопросов в условиях существенного изменения и усложнения характера задач в области обеспечения граждан жильем. Это позволяет решать в комплексе и во взаимосвязи вопросы использования и сохранности жилищного фонда и вопросы обеспечения жилищных прав граждан*.

* Ю. К. Толстой замечает, что "... понятие "жилищные отношения" является собирательным. На это следует обратить внимание, поскольку в обыденном сознании жилищные отношения ассоциируются с отношениями по использованию уже полученного или приобретенного жилья." (Толстой Ю .К. Жилищное право., М., 1996. С. 25). Понятие "жилищные отношения" имеет в жилищном законодательстве примерно такое же значение, как, например, понятие "водные отношения" в водном законодательстве, понятие "лесные отношения" – в лесном законодательстве, где эти понятия охватывают совокупность разных по юридической природе общественных отношений, регулируемых соответственно водным и лесным законодательством.

Провозглашение в Конституции РФ (ст. 40) права на жилище обусловило выделение всех отношений, возникающих по поводу жилого помещения, его пользования и эксплуатации, в самостоятельную группу жилищных отношений, а регулирующих эти отношения правовых актов – в самостоятельную комплексную отрасль – жилищное законодательство.

Общественные отношения, которые по принятой Жилищным кодексом терминологии являются "жилищными", имеют ту характерную особенность, что они складываются, как правило, по поводу готового объекта, которым является жилой дом или иное жилище, включенное в установленном порядке в состав жилищного фонда, предназначенное для проживания. Наличием такого специфического объекта регулирования общественных отношений жилищное законодательство четко отличается от других отраслей законодательства и права*. "Ни один другой институт гражданского права в частности и ни один другой институт или иная отрасль... права не знает такого объекта регулируемых общественных отношений"**.

* Основы советского жилищного законодательства. С. 20.

Литовкин В. Н. замечает: "Объект отношений – вот целесообразный дополнительный систематизирующий критерий, которым следует руководствоваться, чтобы отграничить жилищное законодательство от смежных отраслей системы законодательства"(Литовкин В. Н. Указ. соч. С. 55).

  • ** Как замечает Ю. К. Толстой, "действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и подпадают под собирательное понятие "жилищные отношения"... Их регулирование происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм...". (Толстой Ю. К. Жилищное право. М., 1996. С. 25).
  • 2. Понятие "жилищные отношения" охватывает весьма широкий круг общественных отношений.

Прежде всего это отношения, связанные с пользованием жилищем. Эти жилищные отношения являются главным предметом жилищного законодательства.

В круг общественных отношений, которые являются предметом жилищного законодательства (жилищного права), входят отношения, складывающиеся по поводу управления жилищным фондом, учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; владения и ограниченного распоряжения жилыми помещениями, предоставленными гражданам – нанимателям и членам их семей для проживания за плату; отношения по поводу эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилых домов и жилых помещений и др. Жилищными законами регулируются также некоторые другие отношения (которые в ЖК РСФСР отнесены к "жилищным"), складывающиеся в жилищной сфере по поводу жилищ*,– отношения по поводу собственности на жилище, земельные, кредитные и др.

* См., например: БасинЕ. В. и др. Современная жилищная политика. Комментарий к Закону "Об основах федеральной жилищной политики". М., 1993. С. 8. По мнению В. Н. Литовкина, "собственно жилищные отношения– отношения владения и пользования чужим имуществом, принадлежащим кому-либо другому на праве собственности (вещном праве)". "Отношения, возникающие из потребления собственного жилища" им выводятся за границы жилищных отношений, поскольку владение и пользование жилищем его собственником составляло всего лишь часть его вещных правомочий (см.:Литовкин В. Н. Указ соч. С. 57).

"Жилищные отношения", несмотря на их широкое содержание, не включают некоторые отношения, связанные с реализацией жилищных потребностей граждан.

Закон не относит к жилищным отношения, связанные со строительством жилых домов. Последние (отношения по строительству) согласно ч. 2 ст. 3 ЖК РСФСР регулируются соответствующим законодательством. Такое решение вызывает определенное сомнение.

В Законе об основах федеральной жилищной политики устанавливаются правила, касающиеся всех частей жилищной сферы (области), которую затрагивает жилищная политика, в том числе "строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт" (см. ст. 1 Закона). Отсюда, несомненно, следует один вывод: жилищные отношения образуют общую группу вместе со строительно-жилищными отношениями [организация и деятельность жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), "незавершенное жилищное строительство" и др.], которые обычно выступают в качестве предпосылки возникновения жилищных отношений, поэтому между этими двумя видами отношений нередко трудно провести четкую границу; они образуют "жилищные отношения" в широком смысле.

Жилищные отношения тесно связаны с отношениями собственности на жилой дом, квартиру, находятся с ними в особой связи: право собственности выступает в качестве основания возникновения и существования жилищных отношений.

Жилищные отношения неоднородны*. Большинство этих отношений – имущественные. Они складываются по поводу объектов, имеющих экономическую ценность: квартир, жилых домов, жилищных фондов и др.

* "Жилищное законодательство, – пишет Ю. К. Толстой, – регулирует, с одной стороны, организационные отношения, которые складываются на началах власти и подчинения (например, по управлению жилищным фондом, по учету нуждающихся в жилье граждан и распределению жилых помещений), а с другой, – отношения, которые складываются на началах равенства их участников..." (Толстой Ю. К., Указ. соч. С. 25).

Жилые дома, жилищные фонды в целом относятся к группе непроизводственных основных фондов. Они непосредственно не участвуют в процессе производства, а предназначены для проживания граждан. В соответствии с этим для жилищных отношений характерно то, что они складываются в основном в сфере общественного распределения и потребления (пользования).

  • 3. Жилищные отношения можно разделить на следующие основные группы:
  • 1) Отношения по найму жилых помещений на основании договора найма либо пользования жилыми помещениями по иным основаниям (иному договору, членству в жилищном кооперативе (ЖК) и др.). Жилищные отношения пользования жилыми помещениями – сердцевина жилищных отношений вообще, поскольку именно в них реализуется конкретная потребность гражданина в жилом помещении.

Отношения пользования жилым помещением неоднородны, их можно условно подразделить на несколько групп:

  • – отношения, возникающие в связи с предоставлением жилого помещения нанимателю для проживания на основании договора найма;
  • – отношения пользования жилым помещением на основе членства в ЖК или ЖСК;
  • – отношения по поднайму жилого помещения и др.

Жилищные отношения пользования жилыми помещениями регулируются главным образом нормами гражданско-правового характера.

Отношения, возникающие по пользованию жилыми помещениями на основании договора найма, подразделяются на две группы: а) отношения найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах социального использования (социальный наем) и б) отношения найма жилых помещений в домах (квартирах) граждан и организаций, осуществляемого, как правило, на коммерческих началах (коммерческий наем). Раньше этот вид договора найма именовался обычно договором аренды жилого помещения (ст. 17 Закона об основах жилищной политики). Однако новый Гражданский кодекс не воспринял понятия "договор аренды" применительно к институту найма жилых помещений.

Для заключения договора коммерческого найма достаточно лишь достижения между сторонами договоренности по всем существенным условиям договора.

Отношения по пользованию жилыми помещениями неоднородны по кругу их участников и объектов, по поводу которых они возникают. В большинстве случаев эти отношения складываются между государственными и другими жилищно-эксплуатационными организациями (а при их отсутствии – соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями), в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые дома (жилые помещения), и гражданами, которым предоставлены жилые помещения.

В качестве нанимателя жилого помещения может выступать только гражданин, а не организация. При этом права и обязанности на основании договора найма жилого помещения возникают не только у нанимателя, но и наравне с нанимателем у совместно проживающих с ним членов семьи. Наниматель и члены его семьи, проживающие в предоставленном по договору помещении, в равной мере наделены правами пользования помещением и несут все обязанности по договору, хотя формально стороной в договоре является лишь один из членов семьи*.

* См.: Аскназий С. И., Брауде И. Л., Пергамент А. И. Жилищное право. М., 1956. (Далее – Аскназий С. И. и др. Указ. соч.). С. 90.

В домах ЖК (ЖСК) отношения по пользованию жилыми помещениями складываются между жилищно-строительными кооперативами, с одной стороны, и членами ЖК (ЖСК), а также членами их семей – с другой; в индивидуальном жилищном фонде – между гражданами.

Отмеченной выше особенностью жилищные отношения отличаются от отношений имущественного найма (аренды), в которых нанимателем может быть как гражданин, так и организация.

Одной из особенностей отношений пользования жилищем является то, что они носят, по общему правилу, длящийся, стабильный характер. Закон предусматривает ряд важных положений, направленных на дальнейшее повышение устойчивости, стабильности жилищных отношений найма жилых помещений, в которых удовлетворяется, как правило, не временная, а постоянная потребность в том или ином жилище.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) жилые помещения предназначены для проживания граждан – собственников жилья, нанимателей и членов их семей, а также сдачи этих помещений их собственниками для проживания других лиц на основе договора (ст. 288 ГК РФ). Таким договором является договор найма жилого помещения. Почти для всех этих отношений характерен гражданско-правовой метод регулирования. Вместе с тем правовой режим предоставления в пользование жилых помещений находится под явным воздействием норм административно-правового характера (наличие ордера на жилье, бронирование жилых помещений и др.).

Следует отметить наличие некоторых особенностей в природе отношений по пользованию жилыми помещениями, перешедшими в собственность граждан в результате их приватизации. С одной стороны, граждане в результате приватизации становятся собственниками жилых помещений, вправе вступать в любые гражданско-правовые отношения, касающиеся данного жилого помещения: заключать договоры купли-продажи, мены, дарения, сдавать внаем, отдавать в залог, завещать и т. д. С другой стороны, отношения по пользованию приватизированными жилыми помещениями сохраняют во многом черты сходства с жилищными отношениями по пользованию гражданами жилыми помещениями на основании договора найма. Например, оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, определенным для обслуживания государственного и муниципального жилищных фондов (ст. 22 Закона о приватизации жилищного фонда). В переходный период создания рынка жилья для собственников приватизированных квартир, участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, сохраняются те же условия, что и для нанимателя жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов*.

* Пункт 4 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Эти и другие особенности пользования приватизированными квартирами позволяют рассматривать отношения по пользованию ими в качестве разновидности жилищных отношений и включать их в, круг отношений, регулируемых жилищным законодательством, а в определенных пределах – гражданским законодательством.

2) Жилищные отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями (по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлению жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов; домах ЖК или ЖСК и др.). Субъектами этих отношений, с одной стороны, являются граждане, которые обращаются с просьбой о предоставлении им жилого помещения в порядке улучшения их жилищных условий, а с другой – государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, которые правомочны решать вопросы о предоставлении жилых помещений как собственники или уполномоченные на то организации, а также общественные (профсоюзные) организации.

Жилищные отношения этого вида регулируются главным образом нормами административно-правового характера, а в некоторых случаях (например, при предоставлении жилого помещения члену ЖК или ЖСК) – гражданско-правового характера. Отношения по предоставлению гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов и в домах ЖСК (ЖК) имеют своей основной социальной функцией обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с установленным порядком распределения жилья в целях удовлетворения их потребности в жилище.

  • 3) Особую группу составляют жилищные отношения по пользованию служебными жилыми помещениями, общежитиями, другими специализированными жилыми помещениями (жилыми домами), так как пользование этими объектами не имеет цели постоянного проживания граждан в них, а подчинено иным целям – проживания по месту работы или вблизи него; временного проживания в связи с учебой, работой, ремонтом квартиры и т. п.
  • 4) Жилищные отношения, возникающие в области управления, эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилищного найма. Жилищные отношения этого вида носят в основном характер управленческих решений и поэтому регламентируются нормами административного, финансового, налогового, земельного права. Вместе с тем часть этих отношений, связанных с ремонтом жилых помещений, может регулироваться нормами гражданско-правового характера.

Система отношений по управлению жилищным фондом включает: а) отношения по государственному управлению в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда; б) отношения по непосредственному управлению отдельными объектами жилищного фонда, осуществляемому министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами и организациями, которым принадлежат соответствующие жилищные фонды, а также образуемыми (создаваемыми) ими органами управления и специальными жилищно-эксплуатационными организациями предприятий, учреждений и организаций; в) отношения по государственному учету жилищного фонда и государственному контролю за его использованием и сохранностью.

Особую группу жилищных отношений образуют отношения по эксплуатации, обеспечению сохранности жилищного фонда. Они неоднородны и складываются в связи с эксплуатацией жилищного фонда, его ремонтом, в том числе материально-техническим обеспечением и финансированием затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда.

Отдельную группу "управленческих" жилищных отношений образуют отношения, связанные с передачей жилых домов одним органом управления другому, с исключением жилых домов из состава жилищного фонда, с приватизацией жилых помещений и др. В этих случаях соответствующие государственные и общественные органы управления выступают либо в качестве субъектов имущественных прав, либо как носители государственно-властных полномочий по управлению объектами жилищного фонда.

К этой группе примыкают отношения, возникающие в сфере хозяйственно-технической деятельности жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных служб. Эти отношения регулируются в основном нормами административно-правового характера, а некоторые из них –нормами гражданско-правового и финансово-правового характера.

5) Отношения, возникающие в связи со строительством и приобретением в собственность жилого дома или части его.

Отношения, связанные со строительством дома, регламентируются главным образом нормами административно-правового характера, земельного права и отчасти гражданского права. Отношения по приобретению жилого дома (покупка, мена, дарение, наследование и др.) регламентируются нормами гражданско-правового характера, которые дополняются нормами административного законодательства (например, государственная регистрация недвижимости).

6) С жилищными отношениями тесно взаимодействуют многие другие отношения, связанные с жилищно-коммунальным обслуживанием граждан ("коммунальные отношения"): по обеспечению жилых домов и жилых помещений водой, отоплением, электроэнергией, газом, средствами санитарной очистки и др. Жилищное законодательство регулирует лишь некоторые стороны этих отношений, которые возникают в непосредственной связи с пользованием жилыми помещениями. Например, в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов к обязанностям наймодателя относится обеспечение бесперебойной работы инженерного оборудования домов и жилых помещений, в том числе снабжение водой, отоплением, средствами канализации, а к обязанностям нанимателей – оплата этих коммунальных услуг наряду с оплатой жилья. Эти обязательства входят в состав жилищных отношений в широком смысле.

В других случаях, например, при пользовании электроэнергией, газом, телефоном отношения принимают более сложный характер: в состав их участников наряду с наймодателем и нанимателем входит также соответствующая специализированная организация; каждый из участников несет определенные обязанности перед другими.

Жилищное право – это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.

Предметом регулирования жилищного права являются разнородные общественные отношения, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название «жилищные отношения». К ним можно отнести не только отношения по использованию жилья, но и отношения, связанные с эксплуатацией и управлением жилым фондом, с учетом нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и т.д. Вопросам классификации и рассмотрению такого сложного понятия, как жилищные правоотношения, посвящена отдельная глава, а здесь обратим внимание на следующие основополагающие моменты жилищного законодательства :

1) методы;

2) действие норм жилищного права во времени;

3) применение жилищного законодательства по аналогии;

4) соотношение норм жилищного законодательства и других отраслей права.

Методы жилищного права представляют собой совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается его предмет.

При изучении жилищного права традиционно используются следующие методы:

1) всеобщие – они основаны на общеправовых положениях (государство и право являются теми институтами, которые существуют независимо от воли и сознания человека и находятся в постоянном развитии);

2) общенаучные , к ним относятся анализ (рассмотрение и исследование жилищных правоотношений по составным частям); синтез (объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе), а также системный подход к рассмотрению материала в целом;

3) функциональный , при котором происходит изучение функций государственно-правовых структур, их взаимодействия в жилищных правоотношениях;

4) частнонаучный метод с использованием:

а) юридического подхода к изучению предмета жилищного права, при этом дается необходимое определение общих понятий, производится их классификация и т.д.;

б) сравнительно-правового сравнения, сопоставления положений законодательства в целом, сопоставления требований иных отраслей права;

в) статистического подхода, который основан на конкретной статистической информации, количественных показателях;

г) социологического метода, основанного на исследовании мнений членов общества по вопросам отдельных жилищных проблем.

Традиционно термин «жилищное право» используется в юридической литературе для определения места совокупности правовых норм, регулирующих жилищные правоотношения, в системе российского права, а также в качестве науки, изучающей нормы права, регулирующие жилищные отношения.

Первая трактовка указанного понятия никогда не была однозначной. С одной стороны, принято считать жилищное право подотраслью, составной частью гражданского права (например, данной точки зрения придерживался И.Л. Брау-де). Но, подходя к данной проблеме с позиций других авторов (В.К. Райдер), нужно обратить внимание на тот факт, что хотя жилищное право и использует методы правового регулирования других отраслей, но отношения, составляющие его предмет регулирования, можно выделить в комплексную (выделившуюся из основной) отрасль права, в которой одновременно действуют нормы административного, гражданского, семейного и других отраслей права.

Исходя из этого, рассматривая жилищное право как науку, нужно понять, что оно взаимосвязано с единой системой юридических наук, оно изучает как общие правовые понятия в сфере жилищных правоотношений, так и конкретные юридические проблемы жилищного законодательства.

Согласно Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии с общими правилами, установленными ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим только после введения его в действие . Действие этих актов может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения их в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этими актами. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

То есть в соответствии с общеправовым принципом законодательные акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Если жилищные отношения возникли до вступления в силу ЖК РФ, он подлежит применению только в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Исключения из этого положения должны быть предусмотрены федеральным законом.

Например, это касается следующего:

1) предоставления жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в получении жилья. В связи с тем, что ЖК РФ предусмотрен новый порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, с 1 марта 2005 г. указанные действия уполномоченными органами должны осуществляться в соответствии с его требованиями (ст. 49 ЖК РФ). Названные нормы в соответствии с ЖК РФ вступают в силу с 1 марта 2005 г. и обратной силы не имеют.

Но при этом за лицами, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., сохранено право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», далее – ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»).

Они могут сняться с учета по общим основаниям, предусмотренным в Кодексе для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в следующих случаях:

а) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

б) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

в) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

г) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

д) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;

е) в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ;

2) тех правоотношений, которые возникают по поводу пользования жилыми помещениями в качестве общежитий, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданных органам местного самоуправления, и регулируются нормами раздела 3 ЖК РФ. То есть в отношении указанных помещений должны быть заключены договоры социального найма.

Лица, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Кодекса, и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений при условии, что их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ;

3) системы предоставления определенным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленной до введения в действие ЖК РФ. Данная система базировалась на федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Например, в ст. 3 Федерального закона от 9 января 1997 г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» предусмотрены льготы по предоставлению, строительству, оплате жилья и по оплате коммунально-бытовых услуг, в частности установлено освобождение Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и проживающих совместно с ними членов их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) в домах независимо от вида жилищного фонда. Этот и подобные ему нормативные правовые акты, устанавливающие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, будут действовать до внесения изменений в соответствующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Это вызвано тем, что ст. 160 ЖК РФ предусмотрена иная система – компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, до принятия указанных нормативных актов будет функционировать прежний порядок предоставления указанных льгот.

Статьей 7 ЖК РФ допускается применение жилищного законодательства по аналогии. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Данное положение регулирует возможность разрешения ситуации при возникновении пробелов в правовом регулировании. То есть аналогия закона – это применение в указанных случаях правовых норм, регулирующих сходные отношения. Эта правовая структура используется при рассмотрении ситуаций, когда жилищные отношения не регламентированы ни нормами жилищного права, ни соглашением сторон. Тогда для принятия необходимого решения при наличии конкретных условий допустимо применение закона по аналогии.

При отсутствии соответствующих норм жилищного законодательства для установления прав и обязанностей сторон жилищных отношений возможно применение общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. При отсутствии норм, позволяющих применять аналогию закона (например, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), части первая, вторая и третья), применяются общие начала и принципы права. Данное положение соответствует общим нормам гражданского законодательства, установленным ст. 6 ГК РФ.

Нормы права согласованы между собой и образуют единую систему права, в которой внутренне организованы нормы различных отраслей права, тесно взаимосвязанные между собой. Поэтому говорить, что к жилищным правоотношениям подлежат применению только нормы жилищного законодательства, нельзя.

Как уже говорилось ранее, жилищное право представляет собой отрасль законодательства , совокупность правовых норм, институтов, объединенных однородной сферой общественных отношений. Таким образом, с одной стороны, жилищное право самостоятельно, но, с другой, оно тесно взаимосвязано с другими отраслями права.

В первую очередь необходимо обратить внимание на соотношение норм гражданского и жилищного законодательства . Можно выделить следующие случаи пересечения области регулирования жилищного законодательства с нормами гражданского или иного законодательства.

ГК РФ содержит ряд правил, применяемых к жилищным отношениям. Например, гл. 35 ГК РФ регулирует вопросы найма жилого помещения, в том числе найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования (т.е. те же вопросы, которые рассматриваются непосредственно в ЖК РФ). Несмотря на то что нормы ГК РФ имеют приоритет в регулировании договора найма жилого помещения, законодатель в ст. 672 ГК РФ устанавливает, что договор найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. Однако к такому договору применяются также правила ст. 674, 675, 678, 680, п. 1–3 ст. 685 ГК РФ. Другие положения ГК РФ применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

Таким образом, ряд вопросов регулируется одновременно и жилищным, и гражданским законодательством Российской Федерации. Например, гл. 18 ГК РФ посвящена регламентации права собственности и других вещных прав на жилые помещения. При этом права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан определены в гл. 5 ЖК РФ. В результате этого содержащиеся в гл. 2 ЖК РФ нормы о праве собственности и других вещных правах на жилое помещение являются гражданско-правовыми и применяются с учетом соответствующих положений ГК РФ.

В некоторых случаях, которые перечислены в ЖК РФ, нормы гражданского законодательства применяются в обязательном порядке. Например, ст. 18 ЖК РФ регламентирует порядок государственной регистрации прав на жилые помещения. Согласно этой статье право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ЖК РФ. Правила государственной регистрации недвижимости (а жилые помещения также отнесены к этой категории) закреплены в ст. 131 ГК РФ. В соответствии с ней право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Договор продажи и переход права считаются зарегистрированными со дня внесения записей соответственно о договоре продажи и о переходе права в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2, п. 7 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданское и жилищное право взаимосвязаны и соотносятся друг с другом как общие нормы (содержащиеся в гражданском законодательстве) и более конкретизированные, специальные нормы жилищного права.

Кроме того, в ЖК РФ содержатся нормы, в соответствии с которыми к жилищным отношениям применяется иное законодательство. Это допустимо в случае, когда речь идет о жилищных отношениях, связанных с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги. При этом применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ. Например, правоотношения, возникающие при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, регулируются Градостроительным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Также с проблемами ремонта, переустройства и перепланировки жилых помещений связаны нормы гражданского законодательства, регулирующие отношения в сфере бытового подряда (§ 2 гл. 37 ГК РФ).

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что в сфере регулирования жилищных отношений имеют приоритет нормы ЖК РФ и иных нормативных правовых актов, отнесенных к сфере жилищных правоотношений. Данные акты соотносятся с актами гражданского и иного законодательства как специальное законодательство по отношению к общему. То есть применение положений иной отрасли права должно быть обосновано либо отсылочной нормой жилищного законодательства, либо отсутствием необходимой жилищной нормы права, непосредственно регулирующей спорную ситуацию.

Необходимо также раскрыть место жилищного законодательства РФ в системе международного права .

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 9 ЖК РФ устанавливает правила соотношения положений жилищного законодательства и норм международного права, а также декларирует положение о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.

§ 2. Принципы жилищного права

В ст. 1 ЖК РФ закреплены основные начала жилищного законодательства .

Основные начала представляют собой основополагающие, наиболее значимые принципы и положения, на которых основано жилищное законодательство. Кроме того, при установлении этих принципов законодатель одновременно закрепляет цели, для достижения которых будут реализовы-ваться сформулированные им идеи.

К основным началам жилищного законодательства отнесены в первую очередь конституционные права граждан, такие как право на жилище, на его безопасность, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, а также необходимость беспрепятственного осуществления вытекающих из жилищных отношений прав, признание равенства участников жилищных отношений, необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Принципы жилищного права – это основополагающие положения, выражающие наиболее значимые начала жилищного законодательства и определяющие характер законодательства и практику его применения.

К ним относятся:

1) принцип неприкосновенности жилища – он содержится в ст. 3 ЖК РФ. В соответствии с этой нормой права жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан, иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая. В ст. 12 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (далее – УПК РФ) предусмотрено, что проведение осмотра жилища возможно только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а обыска и выемки в жилище – на основании судебного решения. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 5 ст. 165 УПК РФ (когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения с соблюдением процессуальных требований ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

В качестве примера можно также привести нормы п. 18 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции», согласно которому милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право, в частности, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. При этом обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 ч.

Указанный основополагающий принцип жилищного законодательства соответствует нормам, содержащимся в ст. 25 Конституции РФ: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

За нарушение неприкосновенности жилища предусмотрена уголовная ответственность. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, наказывается в соответствии со ст. 139 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. (далее – УК РФ). Под жилищем в указанной статье понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания;

2) недопустимость произвольного лишения жилища – никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами. Данный принцип гарантирует стабильность жилищных прав граждан, в первую очередь устойчивость в положении нанимателей жилых помещений по договорам социального найма. Он также соответствует конституционному принципу, который содержится в ст. 40 Конституции РФ: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». То есть с указанным принципом непосредственно связан принцип, в соответствии с которым за каждым закреплено конституционное право на жилище. В отношении защиты права собственности действует также ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Об этом говорится в ст. 242 ГК РФ, которая допускает осуществление такого правового акта, как реквизиция. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

При этом необходимо обратить внимание на нормы ст. 243 ГК РФ о конфискации. В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). Определение понятию конфискации дано также в Сводном законе РСФСР от 28 марта 1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества», который хотя и применяется со значительными ограничениями, но тем не менее допускает принудительное и безвозмездное отчуждение имущества в пользу государства, производимое по приговорам суда, а равно в случаях, особо указанных в законе, по распоряжениям уполномоченных на то государственных органов;

3) свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации – в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании ЖК РФ или федерального закона. Согласно п. 4 ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании ЖК РФ, другого федерального закона. Статья 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит перечень оснований ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, а также на выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России может быть ограничено:

а) в пограничной полосе – данное положение регулируется Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации». Статья 17 этого Закона предписывает осуществлять въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами и пограничными войсками на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений;

б) в закрытых военных городках;

в) в закрытых административно-территориальных образованиях – в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» на указанных территориях установлен особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов. Он включает в себя ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории. Граждане, проживающие, работающие и вновь прибывающие в закрытое административно-территориальное образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение;

г) в зонах экологического бедствия – например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ст. 6 основывается, в частности, на следующих требованиях:

– на необходимости завершения обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы;

– на положении о том, что гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства;

д) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

е) на территориях, где введено:

– чрезвычайное положение согласно ст. 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». В этом случае должны быть установлены ограничения на свободу передвижения по указанной территории, а также введен особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

– военное положение в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». На территории, на которой введено военное положение, вводится и обеспечивается особый режим въезда и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

4) доступность пользования жилым фондом – принцип, содержащийся в ст. 40 ч. 3 Конституции РФ, гласит, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Кроме того, в соответствии с этим принципом граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Но при этом граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан;

5) целевое использование жилых помещений – жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ;

6) недопустимость ограничения жилищных прав – жилищные права могут быть ограничены только на основании федерального закона и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. То есть цели предусмотренных ограничений перечислены в ЖК РФ и не могут толковаться расширительно.

Вышеназванные принципы, содержащиеся в ст. 1 ЖК РФ, свойственны только жилищному праву. Именно они способны оказать влияние на жилищные правоотношения в целом, а также на применение норм жилищного законодательства.

Они проявляются в жилищных отношениях независимо от оснований их возникновения и категории жилого фонда.

Регулирование жилищных отношений должно осуществляться в целях обеспечения указанных выше конституционных прав граждан, которое повлечет укрепление законности в области жилищных отношений.

Жилищное законодательство – это совокупность нормативных правовых актов, система правовых норм, с помощью которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы. То есть именно посредством законов, подзаконных актов, входящих в систему жилищного законодательства, осуществляется регулирование жилищных правоотношений.

Таким образом, систему жилищного законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения (источники жилищного права).

Эти нормативные правовые акты, которые изданы органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации и содержат указанные правоотношения, являются источниками жилищного права .

До декабря 2004 г. действующее на тот момент жилищное законодательство было фактически сформировано в 1984 г. с утверждением Жилищного кодекса РСФСР с учетом внесенных в него поправок (далее по тексту – ЖК РСФСР) и принятием на его основе законов и подзаконных актов. Их устаревшие положения, не соответствовавшие требованиям времени и сформировавшейся в стране правовой, экономической и политической ситуации, явились причиной реформирования жилищного законодательства. Этот процесс должен был стать длительным, так как было необходимо не только изменить или внести соответствующие поправки в тот или иной документ.

В результате предпринятых действий должна была сложиться иная концепция жилищного законодательства.

Она была сформирована после принятия ряда нормативных документов, в корне изменивших правовое регулирование в жилищной сфере :

1) основные направления реформы жилищного законодательства содержались в пакете из 27 законопроектов (проекты нового ЖК РФ, законов о внесении необходимых изменений в Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, в федеральные законы «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и другие нормативные правовые акты), принятых Государственной Думой в 2004 г.;

2) в конце 2004 г. законодатель принял пакет законов, в котором значительную долю составили жилищные акты, во многом существенно изменившие правоотношения в данной сфере.

При подготовке ЖК РФ законодателем был проделан большой объем работы по приведению в соответствие с ним всего блока жилищного, гражданского, земельного законодательства Российской Федерации. В результате были оставлены в силе нормативные акты, соответствующие требованиям времени, начата реформа жилищных правоотношений.

Новый ЖК РФ был введен в действие с 1 марта 2005 г. в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». С введением его в действие произошли значительные изменения в нормативной базе. С этого дня:

1) утратили силу ЖК РСФСР, законы «Об основах федеральной жилищной политики» и «О товариществах собственников жилья», признаны недействующими на территории РФ Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 1981 г., так как в этих актах имеются положения, противоречащие новому ЖК РФ. Таким образом, в результате этих действий была отменена часть нормативных документов, законов, подзаконных актов, содержащих нормы, регулирующие взаимодействие его с иными нормами жилищного законодательства, а также ряд подзаконных актов, касающихся порядка введения в действие ЖК РСФСР. Необходимо учесть, что указанные документы на территории РФ уже фактически не применялись по причине несоответствия их положений сложившейся в стране политической и экономической ситуации;

2) другие нормативные правовые акты, регулировавшие правоотношения в жилищной сфере до вступления в действие нового ЖК РФ, подлежат применению до приведения их в соответствие с новым ЖК РФ, а пока применяются в части, ему не противоречащей. К ранее возникшим жилищным отношениям ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие;

3) до 1 марта 2010 г. продолжают действовать некоторые нормы жилищного законодательства Российской Федерации. На период с 1 марта 2005 г. и до 1 марта 2010 г. будет иметь юридическую силу, например, раздел 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», содержащий основные принципы и условия приватизации жилых помещений.

Действующий в настоящее время ЖК РФ и принимаемые в соответствии с ним подзаконные акты представляют собой новые, основополагающие нормативные документы, формирующие единый, цельный подход законодателя к регулированию жилищных вопросов.

Исходя из вышесказанного можно выделить следующие группы источников жилищного законодательства на основании их юридической силы в соответствии со ст. 5 ЖК РФ:

1) Конституция РФ – ее нормы служат правовой основой развития российского законодательства в целом, в систему которого входит и жилищное законодательство. Она имеет высшую силу и прямое действие. Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2) ЖК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти) – в соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Необходимо уточнить содержание таких понятий, как закон, федеральный закон, подзаконный акт. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в предусмотренном порядке представительным органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения. Основными видами законов в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются:

а) федеральные законы , которые подразделяются на федеральные законы, которые принимаются Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ и являются основным видом законов, и федеральные конституционные законы, которые регулируют только вопросы, указанные в Конституции. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта Федерации, о референдуме, о судебной системе и др.;

б) законы субъектов Федерации. Они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и Федерации законодательными органами субъектов Федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставах соответствующего субъекта.

Взаимодействие указанных нормативных актов осуществляется в следующем порядке. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Подзаконные нормативные правовые акты являются следующей разновидностью источников российского права.

К ним относятся:

а) на федеральном уровне – указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 20 апреля 2005 г. № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»), постановления Правительства РФ (например, постановление Правительства РФ от 17 сентября 2006 г. № 675 «О федеральной целевой программе “Жилище” на 2002–2010 годы»);

б) на уровне субъектов Федерации – акты органов государственной власти субъектов Федерации (согласно ст. 65 Конституции РФ в составе Российской Федерации находятся отдельные субъекты, например республика Адыгея, республика Алтай, Алтайский край, Краснодарский край, Рязанская область, Самарская область, города федерального значения, Еврейская автономная область, а также автономные округа), акты органов местного самоуправления, уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Подзаконные акты подчиняются нормам закона и должны соответствовать друг другу. Структура системы права и соотношение закона и подзаконного акта обеспечивает верховенство закона и сокращает сферу регулирования подзаконных актов.

Указы Президента РФ, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить ЖК РФ, другим федеральным законам. Правительство РФ вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (например, постановление Госстроя РФ от 27 февраля 2004 г. № 11 «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2004 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета»).

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие правила, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.

Страница 1 из 2

Глава 1. Понятие жилищного права

1. Понятие жилищного права, его предмет и метод
2. Принципы жилищного права

1. Понятие жилищного права, его предмет и метод

Понятие "жилищное право" можно рассматривать в трех аспектах: 1) как отрасль права, регулирующая определенную группу общественных отношений; 2) как отрасль юридической науки (область правоведения); 3) как учебную дисциплину, связанную с преподаванием жилищного права. Перечисленные разновидности понятия "жилищное право" взаимосвязаны, но каждая из них имеет собственное содержание.
Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины.
Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования, т.е. определенным видом общественных отношений, на которые направлено воздействие норм данной отрасли права.
Общим предметом жилищного права являются общественные отношения по поводу жилища. Внутри этого предмета выделяются несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах деятельности государства по реализации права граждан на жилище, обеспечения их в тех или иных формах жилыми помещениями и связанных с ними иных отношений.
Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название "жилищные отношения".
Понятие "жилищные отношения" является собирательным, охватывающим различные виды отношений, возникающих по поводу жилища: по предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, приобретению и строительству жилых помещений, по пользованию жилыми помещениями, по управлению жилищным фондом, эксплуатации жилищного фонда и т.д. Таким образом, жилищные отношения - это общее родовое понятие по отношению к отдельным их видам.
С одной стороны, к жилищным отношениям относятся организационные отношения, которые складываются на началах власти и подчинения (управление жилищным фондом и учет нуждающихся в жилых помещениях фонда социального использования и др.), а с другой - отношения, которые складываются на началах равенства их участников и, в свою очередь, подразделяются на имущественные (например, наем жилого помещения и др.) и личные неимущественные.
ЖК РФ (ст. 4) перечисляет основные группы жилищных отношений, относя к ним отношения по поводу:
1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
3) пользования общим имуществом собственников помещений;
4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
5) учета жилищного фонда;
6) содержания и ремонта жилых помещений;
7) переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) управления многоквартирными домами;
9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
10) предоставления коммунальных услуг;
11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Жилищные отношения, урегулированные правом, приобретают форму жилищных правоотношений.
Жилищное право - это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения.
К жилищным отношениям применяются различные методы правового регулирования. Регулирование жилищных отношений происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм: государственного, административного, гражданского и иных отраслей права. Жилищное право заимствует методы правового регулирования, используемые в других отраслях права: гражданско-правовой метод - равенство сторон и имущественная самостоятельность - при пользовании жилыми помещениями; метод административного права - метод власти и подчинения - для отношений распределения (предоставления) жилья по договору социального найма, управления жилищным фондом социального использования и т.д.
Среди юристов отсутствует единое понимание жилищного права как отрасли права.
Ряд авторов считают жилищное право подотраслью гражданского права. Однако при этом необходимо иметь в виду, что, кроме собственно гражданско-правовых норм, жилищные отношения регулируются и нормами других отраслей права (прежде всего речь идет о жилищно-правовых нормах): например, отношения по предоставлению жилых помещений фонда социального использования регулируются с помощью административно-правовых методов. На ближайшую перспективу в России такой подход сохранится, хотя следует отметить, что с течением времени фонд социального использования будет сокращаться, что неизбежно приведет к перераспределению отношений: увеличению частноправовых и уменьшению публично-правовых начал в жилищной сфере.
Ряд других ученых придерживаются иной точки зрения. В Российской Федерации действует значительное количество норм, которые нельзя отнести к той или иной традиционной отрасли права. Такие нормы содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, ЖК РФ, ГК РФ (гл. 35), большом количестве федеральных законов, регулирующих вопросы социальных гарантий в жилищной сфере отдельных категорий граждан (например, "О статусе военнослужащих" (ст. 15), "О милиции", "О прокуратуре Российской Федерации"), и ряде других, в том числе подзаконных, актов. Указанные обстоятельства ставят перед учеными вопрос о рассмотрении жилищного права как комплексной отрасли права, в которую наряду с нормами собственно жилищного права входят нормы, относящиеся к другим отраслям права - административному, финансовому, жилищному, земельному и др. Однако существование в системе права комплексных отраслей права правовой наукой до настоящего времени всеми учеными однозначно не признано. В то же время заслуживает внимания позиция И.А. Фаршатова, который жилищное право относит к комплексно-специализированной отрасли, формируемой на базе основных отраслей в связи с необходимостью специализированного регулирования отдельных специфических участков общественных отношений, которыми являются жилищные отношения.
Отрасль права - это относительно обособленная внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную однородную область общественных отношений. Однако в рамках единой системы права все отрасли права взаимосвязаны, не существует отраслей права, абсолютно изолированных одна от другой.
В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.
Под предметом правового регулирования понимается качественно однородная совокупность общественных отношений, на которую воздействуют нормы определенной отрасли права. Иными словами, предмет правового регулирования - это сфера, на которую распространяет свое действие отрасль права. Предмет регулирования является главным, объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права.
Следует иметь в виду, что право не сводится лишь к нормативному массиву, т.е. своду законов и других правовых актов. Любая отрасль права призвана отражать достижения общества, передовые идеи и концепции, воплощая их в той или иной совокупности правовых норм (законе, кодексе и др.). Следует также обратить внимание на имеющее место определение отрасли права как связанной едиными принципами и функциями подсистемы правовых норм, которые с использованием свойственных им специфических юридических способов и средств регулируют определенную широкую сферу (область) однородных общественных отношений. Для жилищного права, как, впрочем, и для некоторых других отраслей права, характерным является наличие "приграничных зон", т.е. регулирование одних и тех же вопросов различными отраслями права при отсутствии при этом дублирования. Так, например, правовое регулирование жилищных отношений военнослужащих происходит как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и ЖК РФ. Жилищные отношения регулируются также административным, налоговым, бюджетным и финансовым правом и рядом других отраслей права, входящих в публичное право.
Таким образом, налицо отсутствие четкой дифференциации системы права (разграничение отраслей права), предусматривающей четкий и исчерпывающий "раздел" территории. Такое положение объясняется тем, что регулирование жилищных отношений силами и средствами одной отрасли права в настоящее время невозможно в силу их большой дифференциации. В то же время объективно требуется использование возможностей нескольких отраслей права, из арсенала которых берется то, что в данный момент наиболее адекватно соответствует целенаправленному и эффективному правовому регулированию. Речь идет об интеграции отдельных отраслей права, которая в своей перспективе может привести к "легализации" новой отрасли права (например, жилищного права). В то же время все нормы жилищного права характеризуются единством, внутренней согласованностью и органической взаимосвязью в целях реализации гражданами конституционного права на жилище.
Объектом жилищного права является особый материальный объект - жилое помещение, т.е. помещение, специально предназначенное для проживания физических лиц.
Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования, под которым понимаются способы воздействия (совокупность юридических приемов и средств) отрасли права, с помощью которых производится регулирование определенного вида общественных отношений. Главной чертой, определяющей различия в способах воздействия права на общественные отношения, является характер взаимного положения участников общественных отношений.
В одних отраслях преобладает метод властного обязывания. Так, в административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать служебную и управленческую деятельность. В других отраслях преобладает метод равенства сторон (дозволения). Например, в гражданском праве используется диспозитивный метод правового регулирования, который предусматривает для субъектов известную альтернативную возможность поведения в рамках правовой нормы. В жилищном праве в различных видах жилищных отношений действуют оба указанных метода в различных вариациях, своеобразие которых определяется конкретными способами регулирования: дозволение (использовать жилое помещение для проживания), запрет (например, использовать жилое помещение не по назначению), позитивное обязывание (например, платить за жилое помещение и коммунальные услуги). В структуру метода правового регулирования входят такие элементы, как установление границ регулируемых отношений, определение границ должного и возможного поведения субъектов (физических лиц и организаций), определение мер ответственности и ряд других элементов, посредством которых правовые нормы оказывают необходимое воздействие на общественные отношения.
Для понимания жилищного права как самостоятельной отрасли права можно использовать также следующие аргументы:
1) наличие потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании жилищной сферы в силу специфики объекта и значимости жилищной проблемы для становления в России социального правового государства, т.е. необходимы специальные источники права, которыми являются ЖК РФ и иные источники жилищного права (жилищное законодательство);
2) конституционное и законодательное закрепление принципов жилищного права;
3) наличие специфической, присущей только жилищному праву, системы понятий, категорий и институтов, которые будут рассмотрены далее.
Таким образом, в самом общем виде жилищное право можно определить как систему общеобязательных норм (правил поведения), установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений в жилищной сфере в интересах человека, общества и государства.
Жилищное право как отрасль юридической науки следует рассматривать как систему знаний о правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в жилищной сфере деятельности государства, иных публичных институтов, организаций и граждан. Жилищное право изучает понятие права на жилище, формы его реализации, механизм жилищного обеспечения из фонда социального обеспечения и других жилищных фондов, понятие договора социального найма, вопросы пользования и распоряжения жилыми помещениями, правовое положение жилищных кооперативов и иных организаций, действующих в жилищной сфере; вопросы юридической ответственности в жилищной сфере и другие вопросы. Все это составляет основной предмет науки жилищного права.
Среди ученых, занимавшихся исследованием и изучением жилищно-правовых отношений, необходимо отметить следующих: С.И. Аскназий, Ю.Г. Басин, И.Л. Брауде, П.В. Крашенинников, В.Н. Литовкин, И.Б. Марткович, А.И. Пергамент, П.И. Седугин, Ю.К. Толстой, И.А. Фаршатов и др.
Жилищное право как учебная дисциплина предусматривает изучение курса жилищного права. В основе построения учебного курса жилищного права лежит внутренняя взаимосвязь общественных отношений, составляющих предмет жилищного права, и последовательность регулирующих их правовых норм. В ходе изложения тем курса жилищного права значительное место отводится анализу законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих в сфере жилищного обеспечения граждан и соответствующей деятельности отдельных субъектов.

Жилищное право, являясь одной из отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе использования жилых помещений в соответствии с их предназначением, а также изменения их правового режима, проведения с жилыми помещениями определенных законом правовых действий (регистрации прав на них, купли-продажи, найма, аренды и др.). Названные отношения являются предметом жилищного права.

Метод права включает основные направления, как регулируется правовые отношения в данной отрасли, т. е. это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Можно говорить о двух методах правового регулирование жилищных отношений:

1) диспозитивный – при соблюдении равноправия сторон, основан на дозволениях;

2) императивный – основан на предписаниях власти, выполнении обязанностей, наказаниях при нарушении запретов.

В тоже время, по критерию самостоятельности принятия решений субъектами жилищных правоотношений в данной отрасли права используется как метод автономии (предоставляется возможность самостоятельного определения поведения в отношениях сторон), так и авторитарный метод (использование властных правовых предписаний).

Так как жилищное право является частью (обособленной в полной мере или нет – вопрос до конца неразрешенный) гражданского права, оно подчинено основным его принципам (Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с посл. изм. и доп.) (далее по тексту – ГК РФ ч.1):

Равенства участников регулируемых отношений;

Неприкосновенности собственности;

Свободы договора;

Необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав;

Обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Неприкосновенность жилища определена в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. – «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» (ст. 25 Конституции РФ, п. 2 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с посл. изм. и доп.) (далее по тексту – ЖК РФ).

Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в т. ч. в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в т. ч. распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании жилищного законодательства.