Международное публичное право: общие сведения о правовой отрасли. Международное публичное право: состав и нормы регулирования

Введение

1. Понятие международного публичного права и его функции.

2. Основные особенности международного публичного права: особенности объекта, субъекта процессов правотворчества и правоприменения.

3. Причины повышения роли международного публичного права в современном мире.

Заключение

Литература


Введение

Международное право является продуктом длительного исторического развития и одной из важнейших общечеловеческих ценностей, без которой невозможно функционирование межгосударственной системы международных отношений.

Международное право (jus inter dentes - право в отношениях между народами) представляет собой правовую систему, независимую и отличную от внутригосударственной. Как и внутреннее право, международное право делится на публичное и частное право.

Зарождение международного публичного права можно отнести к первобытно-общинному строю, когда отношения между родами, племенами и их союзами регулировались племенными обычаями. К примеру, обычай неприкосновенности посланцев для заключения перемирия.

Возникновение и развития международного права связано с возникновением государств и их развитием. В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай был главным источником международного права. Постепенно по мере расширения связей между древнейшими государствами стали заключаться международные договоры, осуществляться обмен посольствами. Складывавшиеся международно-правовые нормы и институты между древнейшими государствами имели ограниченный региональный характер, тем не менее, уже были признаны такие нормы, как неприкосновенность послов, обязанность соблюдать международные договоры.

В период феодализма международное право получило новый импульс развития. В международно-правовую практику вошли и закрепились такие понятия, как суверенитет, открытое море, нейтралитет. Появились постоянные посольства, более совершенные виды договоров. Благодаря трудам голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645 г.г.) и его последователей международное право возникло как самостоятельная область науки.

Толчок к формированию качественно иных международных отношений дали буржуазные революции XVII-XVIII в.в. Например, французская буржуазная революция принесла в международные отношения идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории.

В процессе развития мирового рынка, экономических, технических международных связей появились международные договоры и много государственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. На основе связей международного сотрудничества возникли и первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный правовой союз (1874 г.) и постоянно действующие международные организации, которые становились субъектами международного права.

После Первой мировой войны была учреждена в 1919 г. первая универсальная международная организация – Лига Наций, призванная стать институтом международного мира. Однако Лига Наций не смогла оправдать своего главного предназначения – стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств, что бы предотвратить новую мировую войну. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций, созданную в 1945 г. после окончания Второй мировой войны. Устав ООН закрепил основополагающие императивные принципы международного права.

Период разрядки международной напряженности, начавшийся в 70-е годы, был ознаменован сотрудничеством государств в области разработки целого комплекса международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействия стран Европы, совершенствованию правовой регламентации ряда отраслей. Так же была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, праве внешних отношений.

В настоящее время процесс универсализации международного права идет полным ходом благодаря активному международному сотрудничеству государств.


1. Понятие международного публичного права и его функции

Международное публичное право является совокупностью юридических принципов и норм, обязательных для его субъектов и областей сходной структуры, и использует практически те же, что национальное право, юридические конструкции и определения.

Однако, международное публичное право, как особая система юридических норм, обладает качественными отличиями от внутреннего права. Если предметом регулирования внутреннего право является отношения между субъектами в пределах государственной территории и в рамках внутренней компетенции государства, то международное публичное право регулирует отношения, между различными государствами.

Отсюда следует, что международное публичное право – это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Так же международное публичное право представляет собой самостоятельную систему права, включающую совокупность институтов и отраслей международного права. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образуют институт международного права. Примером здесь может служить – институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности государств.

Отрасль международного публичного права – это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования и регламентирующих отношения субъектов международного публичного права в широкой сфере сотрудничества. В систему отраслей международного права входят право международных договоров, право международных организаций, право внешних сношений, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное экологическое право, международное уголовное право, право прав человека, международное гуманитарное право.

Функции международного публичного права – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Главной социальной функцией международного публичного права является упрочение существующей системы международных отношений. Главная юридическая функция международного права состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

Международное публичное право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам.

Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.


Организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц. 2. Предмет регулирования международного публичного права Как и любая правовая система, международное публичное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и...

ичного права, вторая является предметом регулирования международного частного права (МЧП). 1. Общая характеристика международного публичного права МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное пра­во) - система исторически изменяю­щихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным обра­зом государствами в процессе их со­трудничества и соперничества, выража­ющих относительно...

Ибо консульские отношения между государствами, сохраняя их самостоятельный характер, являются вместе с тем в большинстве случаев составной частью отношений дипломатических. Как и в других отраслях системы международного публичного права, в консульском праве проявляют свое действие основополагающие принципы и нормы международного публичного права. В целом ряде отношений консульское право связано с...

Смертная казнь еще далека от вырождения и что этот путь, по – видимому, будет еще достаточно долгим. Так как работа посвящена разработке проблемы смертной казни в Международном Публичном праве, то стоит обратиться к международно – правовым документам, касающимся применения этой меры наказания. В первую очередь необходимо обратиться к Всеобщей Декларации прав человека, принятой ГА ООН 10 ...

Международное право (как и внутригосударственное право) со­стоит из юридических норм. Международно-правовая норма - это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъекта­ми международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъек­тами.

Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:

2) дача субъектами международного права согласия на юридичес­кую обязательность согласованных правил поведения.

Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор вступает в силу в момент его подписания. В данном случае подписание договора означает окончательное согла­сование текста договора (правила поведения) и одновременно при­дание согласованному тексту силы международной договорной нормы.

Отсутствие в международном правиле поведения юридической обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа создания международно-правовой нормы.

Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, кото­рые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens).

В отличие от внутригосударственного права императивность международно-правовой нормы означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, нося­щей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве междуна­родных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юриди­ческую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.

Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:

1) согласование воль субъектов международного права относи­тельно правила поведения;

2) согласование воль этих субъектов относительно придания дан­ному правилу поведения высшей юридической силы в данной право­вой системе;

3) дача субъектами международного права согласия на юридичес­кую обязательность согласованного правила поведения.

Императивные нормы международного права образуют каркас, своего рода «конституцию» в международно-правовой системе и обеспечивают ее внутреннюю согласованность и непротиворечи­вость. Императивными нормами являются основные принципы меж­дународного права, некоторые положения Устава ООН и другие нормы, отступление от которых в международных отношениях недо­пустимо.

Структура норм международного права

В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипо­теза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при котором норма подлежит примене­нию, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила (С.А. Голунский, М.С. Строгович).

Специфика международных отношений заключается в том, что субъекты международного права сами выполняют роль гаранта при­нятых норм. Меры ответственности и санкции в международном праве отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты международного права чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых международным правом по от­ношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосудар­ственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов - гипотезы и диспозиции.

Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание ус­ловий, при наличии которых применяется правило поведения. Со­гласно, например, ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Диспозиция нормы международного права указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о граж­данских и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверж­дающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, наруше­но, и исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты (гипо­теза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).

Иногда международные нормы состоят лишь из одной диспози­ции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужден­ным переселенцам 1993 г. определяет, что статус беженца и вынуж­денного переселенца подтверждается выдачей соответствующего документа.

Санкция как элемент международно-правовой нормы встречает­ся редко. Международные нормы содержат санкции главным обра­зом применительно к правоотношениям частного характера. Напри­мер, на основании ст. 36 Конвенция ООН о договорах международ­ной купли-продажи товаров 1980 г. продавец несет ответственность по договору и по Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее. Статья 4 Кон­венции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответ­ственность перевозчика за груз.

Международное публичное право самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

Сущность любой отрасли права определяется ее предметом, объектом и методом.

Предмет регулирования международного публичного права – отношения суверенных и независимых друг от друга государств.

Объект регулирования международного публичного права – публичные общественные отношения, касающиеся материальных и нематериальных благ, действий или воздержаний от действий.

Методы международного публичного права – совокупность приемов, способов, применяемых при изучении (исследовании) отношений суверенных и независимых друг от друга государств.

Виды методов международного публичного права:

1) политико-правовой (нормы международного права осуществляются субъектами при помощи политических средств;

2) морально-правовой - использование механизма действия морали для реализации норм международного права;

3) идейно-правовой - воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;

4) организационно-правовой - принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государства, так и в международных отношениях;

5) специально-правовой - применение специфических правовых средств воздействия на международные отношения.

Освоение студентами (будущими юристами) дисциплины «Международное право» позволяет им понять специфику отрасли права, в которой творцами международно-правовых норм является не какой-то наднациональный орган, а сами субъекты международного права путем свободного согласования воль суверенных государств. Важность дисциплины диктуется и кризисными явлениями в международных отношениях, связанными с формированием элементов однополярного мира.

Учебный курс «Международное публично право» способствует формированию у студентов понимания того, что международное сотрудничество государств в условиях новых глобальных проблем современности (международного терроризма, экологической и продовольственной безопасности, роста народонаселения и др.) возможно только на основе общепризнанных и проверенных временем принципов и норм международного права.

Вплоть до Второй мировой войны международное право аккумулировало нормы международного публичного и частного права. Тем не менее уже в начале XX в. наметился процесс стремительного роста принципов и отраслей международного частного права. После Второй мировой войны международное право как бы распалось на две части: международное публичное право и международное частное право. Термин «международное публичное право» закреплен в ст. 38 Статута Меж­дународного суда ООН, а также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодифика­ции от 11 декабря 1946 г. В преамбуле этой резолюции указывается на необходимость тщательного и всестороннего изучения всего, что было уже достигнуто в области развития международного права и его кодификации, а равно «изучения проектов и деятельности официальных и неофициальных учреждений, направляющих свои усилия для содействия прогрессивному развитию и формулировке публичного и частного международного права» Однако и самом Уставе ООН при­меняется термин «международное право» (ст. 13).



В Положении о Комиссии международного права (КМП), утвер­жденном на II сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 ноября 1947 г., указано, что КМП занимается преимущественно вопросами международного публичного права.

Международное право, можно определить как систему юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, создаваемых путем согласования воль участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением, которое осуществляется государствами, а также международными организациями1. Данное определение является общепризнанным. Отметим вместе с тем, что правом на принудительное обеспечение выполнения норм международного права обладают практически все субъекты международного права.

Международное публичное право наиболее тесно соприкасается с международным частным правом. Выражение «международное частное право» (Private international law) впервые применил американский судья Дж. Сторн в 1834 г. Субъектами обеих отраслей являются государства, международные межправительственные организации и в отдельных случаях транснациональные корпорации и даже индивиды. Источниками международного публичного и частного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Основные принципы международного публичного права являются таковыми и для частного права.

Как и любая отрасль, международное публичное право играет ключевую роль в регулировании общественных отношений. Но в отличие от «внутренних», данная система направлена на регулирование вопросов международного характера.

Понятие международного публичного права .

Правоведы характеризуют любую отрасль права по трем основным признакам: метод и предмет регулирования, а также и совокупность норм, на основе которых определяются первые два признака.

Под предметом рассматриваемой отрасли права понимаются правовые отношения, устанавливающиеся между государствами, народами и нациями, борющимися за самоопределение, государственными образованиями, При этом круг решаемых вопросов ограничивается строго оговоренными в межгосударственных договорах проблемами, выходящими за пределы компетенции и территории конкретной страны.

Международное публичное право обладает особым методом регулирования отношений субъектов данной отрасли - императивным. Объяснятся это тем, что договаривающиеся стороны всегда обсуждают только те вопросы, разрешение которых не может носить дуалистический характер. Ярким примером может служить Киотский протокол 1998 г., на основании которого страны установили нормы по спасению экосистем, обязательные для исполнения всеми странами, являющимися сторонами Конвенции и Протокола.

Международное публичное право характеризуется двумя видами правовых норм , на основе которых в основном может осуществляться регулирование проблем этой отрасли права: договорные и внедоговорные. К договорным традиционно относят те нормы, которые были закреплены в межгосударственных соглашениях, имеющих универсальный локальный (Маастрихтский договор 1992) или двусторонний характер В свою очередь, внедоговорные представлены обычаями, которые возникли и применяются в практике поведения стран между собой. Как правило, договорные правовые нормы становятся обязательными для сторон только в том случае, если они прошли ратификацию в установленном законом и/или Конституцией страны порядке. Относительно обычных норм следует сказать, что они являются необязательными для исполнения. Однако в последнее время отмечается процесс их письменного закрепления и ратификации.

Исходя из представленных характеристик, определяем:

Международное публичное право - это объединение обычных и договорных норм, регулирующих проблемы и взаимоотношения между странами, государственными образованиями, нациями, борющимися за самоопределение, и межправительственными организациями и являющихся обязательными для всех сторон, подтвердивших их легитимность в установленном законом порядке .

Международное публичное и точки расхождения .

Как и во внутреннем праве, в международном разные по характеру субъектов отношения регулируют особые правовые институты. Они и складываются в международное публичное и (далее по тексту МЧП). Несмотря на то, что обе отрасли регулируют проблемы, связанные с участием представителями разных государств, расхождение между ними значительно.

В первую очередь, само понятие международного публичного права ограничивает список своих субъектов: государства, межправительственные организации, государственные образования, а также нации, борющиеся за самоопределение. В отличие от вышеуказанного, МЧП расширяет список участниками частноправовых отношений, например физическими лицами и/или акционерными обществами.

Во-вторых, отличаются отрасли и предметом регулирования. МЧП направлено на регулирование проблем частноправового характера. В отличие от него, международное публичное право направлено на рассмотрение вопросов административного, публичного, характера.

В-третьих, отличается метод Императивность регулирования характерна в основном для публичного направления международного права. МЧП, напротив, предоставляет своим субъектам определенные модели поведения и позволяет участникам выбирать наиболее приемлемый вариант для конкретной ситуации.

В-четвертых, основы регулирования действий участников МЧП, в большинстве случаев, устанавливаются международным публичным правом, за исключением И именно поэтому зачастую некоторые правоведы исключают из определения «международное публичное право» характеристику «публичное», относя частное право к разделу международного публичного.

Международное публичное право

Международное публичное право

С одержание

Введение

1. Понятие международного публичного права и его функции.

2. Основные особенности международного публичного права: особенности объекта, субъекта процессов правотворчества и правоприменения.

3. Причины повышения роли международного публичного права в современном мире.

Заключение

Литература

В ведение

Международное право является продуктом длительного исторического развития и одной из важнейших общечеловеческих ценностей, без которой невозможно функционирование межгосударственной системы международных отношений.

Международное право (jus inter dentes - право в отношениях между народами) представляет собой правовую систему, независимую и отличную от внутригосударственной. Как и внутреннее право, международное право делится на публичное и частное право.

Зарождение международного публичного права можно отнести к первобытно-общинному строю, когда отношения между родами, племенами и их союзами регулировались племенными обычаями. К примеру, обычай неприкосновенности посланцев для заключения перемирия.

Возникновение и развития международного права связано с возникновением государств и их развитием. В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай был главным источником международного права. Постепенно по мере расширения связей между древнейшими государствами стали заключаться международные договоры, осуществляться обмен посольствами. Складывавшиеся международно-правовые нормы и институты между древнейшими государствами имели ограниченный региональный характер, тем не менее, уже были признаны такие нормы, как неприкосновенность послов, обязанность соблюдать международные договоры.

В период феодализма международное право получило новый импульс развития. В международно-правовую практику вошли и закрепились такие понятия, как суверенитет, открытое море, нейтралитет. Появились постоянные посольства, более совершенные виды договоров. Благодаря трудам голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645 г.г.) и его последователей международное право возникло как самостоятельная область науки.

Толчок к формированию качественно иных международных отношений дали буржуазные революции XVII-XVIII в.в. Например, французская буржуазная революция принесла в международные отношения идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории.

В процессе развития мирового рынка, экономических, технических международных связей появились международные договоры и много государственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. На основе связей международного сотрудничества возникли и первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный правовой союз (1874 г.) и постоянно действующие международные организации, которые становились субъектами международного права.

После Первой мировой войны была учреждена в 1919 г. первая универсальная международная организация - Лига Наций, призванная стать институтом международного мира. Однако Лига Наций не смогла оправдать своего главного предназначения - стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств, что бы предотвратить новую мировую войну. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций, созданную в 1945 г. после окончания Второй мировой войны. Устав ООН закрепил основополагающие императивные принципы международного права.

Период разрядки международной напряженности, начавшийся в 70-е годы, был ознаменован сотрудничеством государств в области разработки целого комплекса международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействия стран Европы, совершенствованию правовой регламентации ряда отраслей. Так же была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, праве внешних отношений.

В настоящее время процесс универсализации международного права идет полным ходом благодаря активному международному сотрудничеству государств.

1. Понятие международного публичного права и его функции

Международное публичное право является совокупностью юридических принципов и норм, обязательных для его субъектов и областей сходной структуры, и использует практически те же, что национальное право, юридические конструкции и определения.

Однако, международное публичное право, как особая система юридических норм, обладает качественными отличиями от внутреннего права. Если предметом регулирования внутреннего право является отношения между субъектами в пределах государственной территории и в рамках внутренней компетенции государства, то международное публичное право регулирует отношения, между различными государствами.

Отсюда следует, что международное публичное право - это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Так же международное публичное право представляет собой самостоятельную систему права, включающую совокупность институтов и отраслей международного права. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образуют институт международного права. Примером здесь может служить - институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности государств.

Отрасль международного публичного права - это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования и регламентирующих отношения субъектов международного публичного права в широкой сфере сотрудничества. В систему отраслей международного права входят право международных договоров, право международных организаций, право внешних сношений, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное экологическое право, международное уголовное право, право прав человека, международное гуманитарное право.

Функции международного публичного права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Главной социальной функцией международного публичного права является упрочение существующей системы международных отношений. Главная юридическая функция международного права состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

Международное публичное право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам.

Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

2. Основные особенности международного публичного права: особенности объекта, субъекта процессов правотворчества и правоприменения

Международное публичное право как система права отличается от национальной правовой системы (внутригосударственного права) по субъекту, по объекту, способу разработки и обеспечения норм права.

Объект международного публичного права точно не закреплен и не является стабильным. Объектом международного публичного права является все то, что, по мнению государств, может быть предметом международно-правового регулирования. Иными словами, все, что не относится к внутренней компетенции государства, может, по согласию государств, стать объектом международного публичного права. По этому объект международного публичного права не стабилен, он расширяется за счет включения в него вопросов, по усмотрению государств, ранее относившихся к их исключительно внутренней компетенции.

Субъекты международного публичного права - это коллективные образования, наделенные нормами международного права правами и обязанностями и являющиеся или могущие стать участниками международных правоотношений.

К субъектам международного публичного права относятся: государства, нации или народы, международные организации.

Государства - первоначальные и основные субъекты международного публичного права, обусловившие его возникновение и развитие. Определяющая роль государств в международном праве объясняется наличием у них суверенитета - способность самостоятельно осуществлять внешнюю политику на международной арене и власть над населением своей территории. Отсюда можно сделать вывод, что все государства равны в правосубъектности. Государства является субъектом международного права с момента возникновения. Правосубъектность государства не ограничена временем и наибольшая по объему. Государства могут создавать новые субъекты международного права (например, международные организации).

Нация, или народ, - общий термин, относящийся к многонациональному населению, - сравнительно новый субъект международного публичного права, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения народов» (п. 2 ст. 1).

К производным субъектам международного права относятся международные межправительственные организации. Производными субъектами они называются потому, что создаются государствами путем заключения договора - учредительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъективности, как и её предоставление, зависит от воли государств-учредителей и закрепляется в уставе международной организации. В связи с этим объем правосубъективности у международных организаций не одинаков.

Из выше сказанного можно сделать вывод. Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка. Международное публичное право регулирует исключительно межвластные отношения между государствами. Международное публичное право действует только в отношениях между государствами.

Существует и другая особенность международного публичного права - это отсутствие в системе международного права какого-либо надгосударственного аппарата принуждения к соблюдению правовых предписаний. Государства добровольно соблюдают нормы международного публичного права, исходя из заинтересованности в их соблюдении своими партнерами по международным отношениям.

Нужно отметить, что международное публичное право имеет согласительную природу.

3. Причины повышения роли международного публичного права в современном мире

Современное международное публичное право существенно отличается от классического по субъектам, содержанию и территориальной сфере действия. Субъектом классического международного права признавались только цивилизованные европейские народы и государства. Весь афро-азиатский регион находился вне сферы регулирования международного права. Колонии и протектораты рассматривались как легальные формы эксплуатации слаборазвитых народов, а война считалась правомерным средством разрешения международных споров.

Сущность современного международного публичного права выражается в его общедемократичности, универсальности, антидискриминационности.

К функциям современного международного публичного права относятся:

поддержание и обеспечение международного мира и безопасности;

регулирование сотрудничества государств в политических, экономических и социальных областях;

международная защита прав человека.

В настоящее время роль международного публичного права значительно усиливается. В современном взаимозависимом мире, где интеграционные процессы стали объективной необходимостью, односторонние действия государства, не учитывающие интересы других стран, способны поставить под угрозу существование человечества в целом. Под влиянием научно-технического прогресса непрерывно расширяются и углубляются международные отношения, усиливаются процессы интернационализации мирового хозяйства, растет взаимозависимость государств. Возникли качественно новые международные проблемы: проблемы охраны окружающей среды, энергетическая, сырьевая, продовольственная, борьба с организованной преступностью и международным терроризмом. Все эти проблемы требую согласованных усилий всех государств.

Все это повышает роль международных отношений в жизни человеческого общества. Соответственно возрастает и роль международного публичного права. Развитие международных отношений способствует появлению и формированию новых отраслей международного права. В свою очередь международное публичное право оказывает все усиливающееся влияние на международные отношения, на всю международную систему в целом. Примером здесь может быть, становление отрасли международного экономического права непосредственно влияет на укрепление международной экономической безопасности всех стран.

Задача

Правительство государства А распространило в средствах массовой информации своей страны сведения о том, что оно назначило г-на Х своим Чрезвычайным и Полномочным Послом в государстве В. МИД государства В заявил в этой связи протест, поскольку правительство государства В не давало своего предварительного согласия на упомянутое назначение. Правомерен ли протест? Каков порядок назначения посла?

Решение:

На мой взгляд протест государства В является правомерным, поскольку из содержания статьи 4 и 13 Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. правительство государства В должно было дать свое согласие. ?

Право принять или не принять какое-либо лицо в качестве главы дипломатического представительства иностранного государства - суверенное право государства. Поэтому общепризнанной нормой в международном праве является получение агремана. Агреман - согласие правительства или министерства иностранных дел принимающего государства на назначение определенного лица в качестве главы дипломатического представительства (п. 1 ст.4). ? Если правительство принимающего государства дает согласие на назначение указанного лица, то оно рассматривается как persona grata (желательное лицо), если же получен отказ по каким-то мотивам неприемлемо для правительства принимающей страны, оно считается persona non grata (нежелательное лицо).

Глава дипломатического представительства перед отъездом в страну своего назначения получает верительную грамоту. Верительная грамота - это документ, удостоверяющий особый статус посла как представителя главы аккредитующего государства. Она подписывается главой государства и скрепляется подписью министра иностранных дел аккредитующего государства. По прибытии в страну назначения глава дипломатического представительства (посол или посланник) лично вручает верительную грамоту главе государства, а поверенный в делах - министру иностранных дел.

Глава представительства считается приступившим к исполнению своих функций в государстве пребывания либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министру иностранных дел государства пребывания (п. 1 ст. 13).?

Таким образом, в соответствии с ст. 4 п. 1 и ст. 13 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. протест государства В правомерен.

Заключение

Современный мир характеризуется многообразием международных отношений, регулируемых многочисленными международными договорами, которые заключаются между государствами - это составляет содержание международного публичного права. Именно международное публичное право устанавливает принципы и нормы поведения государства на международной арене. В настоящее время абсолютное большинство стран руководствуется международным публичным правом при выработке и реализации внешнеполитического курса и развития сотрудничества во всех областях с иными государствами.

В Конституции Республики Беларусь закрепляется признание приоритета «общепризнанных принципов международного права» и обеспечения «соответствия им национального законодательства» (ст. 8).?

Литература

1. Блатова Н.Т., Мелков Г.М. Международное право в документах.: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 696 с.

2. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право: Учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2002. - 592 с.

3. Конституция Республики Беларусь 1994 г.: с изменениями и дополнениями. - Мн.: Беларусь, 2004.

4. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное право: Учебник. - М.: Международные отношения, 2000. - 720 с.

5. Тихиня В.Г., Павлова Л.В. Основы международного права: Учебное пособие. - Мн.: Книжный Дом, 2006. - 320 с.