Большая энциклопедия нефти и газа. Военная безопасность общества

Общественная безопасность как социальное явление и как объект уголовно-правовой охраны носит сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Обеспечение общественной безопасности - гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества.

На протяжении всего существования человечества безопасность всегда выступала как необходимое условие нормального функционирования и поступательного развития отдельных социальных групп, государств и мирового сообщества в целом. Безопасность как состояние защищенности присуще человеческому обществу. Понятия безопасности личности, общества и государства не во всем совпадают. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Общественная безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, выраженная в уровне защищенности личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера.

Отождествление общественной и национальной безопасности, несмотря на определенную близость и схожесть этих понятий, необоснованно, поскольку первая является лишь составной частью второй.

Рис. 1.

В Законе РФ "О безопасности" подчеркивается: граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.

Совет безопасности - это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В Законе "О безопасности" сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:

  • - Определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз.
  • - Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства.
  • - Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране.
  • - Разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства и др.

Законом "О безопасности" установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии.

Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением безопасности в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических и социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Внутренняя безопасность имеет отношение к опасностям, воздействующим на общество или государство изнутри. Внешняя безопасность определяется из отсутствия (или заблаговременных мер против) нападения извне. В зависимости от возможных последствий, с одной стороны, и активных финансовых затрат - с другой - ныне большую значимость с точки зрения политической безопасности приобретают заблаговременные мероприятия против нападения извне. Существует необходимость предотвращать активные действия, в особенности угрожающие применением или применяющие военную силу и подвергающие опасности самостоятельное развитие общества или существование государства и его граждан.

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния, причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда. Раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка как самостоятельное структурное подразделение в Уголовном кодексе России выделен впервые. Принимая решение об объединении рассматриваемых преступлений в одну группу, законодатель руководствовался необходимостью обеспечения всесторонней охраны таких важных социальных благ, как безопасность общества и порядок в нем.

В юридической науке до сих пор ведутся дискуссии относительно понимания общественной безопасности, поскольку с одной стороны она является частью родового объекта преступления, а с другой стороны - видовым объектом преступлений предусмотренных главой 9 УК РФ. Отсюда и возникло понимание общественной безопасности, как в широком, так и в узком смысле.

Как видовой объект уголовно-правовой охраны общественная безопасность представляет собой совокупность общественных отношений по обеспечению неприкосновенности жизни и здоровья неопределенного круга граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, пожарной и радиационной безопасности, нормальной деятельности государственных и общественных институтов (общественного порядка).

В широком смысле общественная безопасность включает в себя: безопасность общества в целом, в узком смысле; здоровье населения; общественную нравственность; экологическую безопасность; безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и др. По особенностям объективной стороны преступления против общественной безопасности совершаются путем как действия (большинство преступлений), так и бездействия. Путем бездействия могут совершаться преступления, для которых характерно нарушение каких-либо правил - нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.д. По моменту окончания преступления (способу законодательного описания) выделяются усеченные составы: организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), пиратство, вымогательство общеопасных предметов; формальные: захват заложника, заведомо ложное сообщение о терроризме, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, массовые беспорядки и другие составы.

Таблица 1. Число лиц, признанных потерпевшими от преступных посягательств в РФ, 2000-2011 годы, тысяч человек

Число лиц, потерпевших от преступных посягательств

В результате преступлений погибло

В результате преступлений получили тяжкий вред здоровью

несовершеннолетние

несовершеннолетние

несовершеннолетние

Социально-культурная сфера составляет ядро всей общественной жизни. Она включает области воспроизводства как человека, так и социальных общностей: семьи, трудовых коллективов и других социальных групп. В рамках социально-культурной сферы удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, то есть создаются условия для производства и воспроизводства родовой жизни. В нашем государстве социальные гарантии безопасности личности являются конституционными гарантиями. Так, В Конституции РФ (1993 г.) социальная защищенность выражается в социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также в поддержании достойного уровня жизни граждан, обладающих правом на жилье, медицинскую помощь и охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий. В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек. Разработанная программа "Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг." ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Схема системы стандартов безопасности труда представлено на рис.2.

Стандарты подсистемы 12.1 регламентируют допустимые пределы нормируемых параметров, требования к методам их измерения и безопасной работы с ними.

Стандарты подсистемы 12.2 устанавливают требования безопасности как к конструкции, оборудованию в целом, так и к его отдельным частям и регламентируют методы контроля.

Стандарты подсистемы 12.3 определяют требования к режимам работы, к размещению элементов технологических процессов, к рабочим местам и режимам труда и к методам контроля безопасности труда.

Стандарты подсистемы 12.4 устанавливают конструктивные, эксплуатационные, гигиенические средства защиты и методы контроля эффективности защитных средств.

Стандарты подсистемы 12.5 устанавливают требования к зданиям и сооружениям. безопасность общество личность национальная

Рис. 2.

Одним из показателей безопасности в экологической сфере являются выбросы загрязняющих веществ, исходящих из стационарных источников загрязнения. Следует отметить, что уменьшение выбросов загрязняющих веществ происходило за счет спада объема производства промышленной продукции. Вместе с этим наблюдалось неуклонное снижение объемов улавливания загрязняющих веществ, исходящих из стационарных источников. Таким образом, поскольку снижение выбросов загрязняющих веществ произошло не за счет оснащения предприятий современными очистными сооружениями, а улавливание их сократилось, то можно ожидать, что по мере роста производства экологическая опасность будет возрастать. Важным показателем социальной безопасности является уровень экологического сознания населения.


Рис. 3.

Преступление против основ общественной безопасности террористической направленности:

Терроризм - одно из самых опасных и негативных явлений современного общества. В науке до сих пор не выработано окончательного и признаваемого всеми определения понятия терроризма, несмотря на то, что общее количество определений терроризма предлагавшихся в юридической, социологической, политологической и иной научной литературе перевалило за несколько сотен. Все имеющиеся на сегодняшний день определения понятия терроризма имеют те или иные недостатки, поскольку полностью раскрыть социальную сущность терроризма достаточно непросто.

Представить это можно следующим образом. Террористическая деятельность это деятельность, включающая в себя:

  • а) организацию, планирование, подготовку, финансирование, и реализацию террористического акта;
  • б) подстрекательство к террористическому акту;
  • в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
  • г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
  • д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
  • е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма . Основными признаками заведомо ложного сообщения об акте терроризма, являются: Сообщение должно содержать сведения о тех взрывах, поджогах или иных действиях, которые могут иметь место в будущем; сообщаемые сведения должны быть ложными; лицо, сообщающее сведения заранее, то есть до самого акта сообщения знает о том, что они не соответствуют действительности; сообщение должно включать в себя только конкретные сведения: о месте совершения теракта.

Захват заложника . Состав преступления-многообъектный. Его основным непосредственным объектом является общественная безопасность. В качестве дополнительного непосредственного объекта выступает свобода человека.

Массовые беспорядки . В юридической литературе массовые беспорядки определяются как согласованные действия большого количества людей, грубо нарушающих установленный порядок поведения на определенной территории.

Поджог. Это действия, приведшие к воспламенению или пожарам зданий или иных сооружений, автомашин, иных средств транспорта.

Погром . Погромами следует признавать действия, приводящие к разрушению или повреждению служебных и жилых помещений, транспортных средств, средств коммуникаций их разорение или разграбление.

Применение оружия. Понятием применения оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств охватывается их использование для причинения вреда здоровью человека, уничтожения имущества, угроза использования этих предметов.

Хулиганство. Объективная сторона хулиганства характеризуется двумя признаками: грубым нарушением общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу.

Вандализм. Основным непосредственным объектом вандализма является общественный порядок. Дополнительным объектом выступает общественная нравственность и отношения собственности.

Состояние и уровень общественной безопасности характеризуется удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности. Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Выводы

Активная роль общественной безопасности находит свое выражение в функции предотвращения, устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных институтов, общества и государства от общественно опасных форм поведения человека, а также в поддержании такого уровня защищенности указанных благ, который является достаточным для выполнения людьми и обществом своих социальных функций.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них - необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления.

Список литературы

  • 1. Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru Управление экономической безопасностью общества Коротков Э.М., Беляев А.А. 2008 г.
  • 2. Аверин А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения. - М.: РАГС, 2009.
  • 3. Барлыбаев Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. - М.: РАГС, 2007.
  • 4. Гудков И.А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод // Государство и право, 1998. №8.
  • 5. www.Grandars.ru "Основы Безопасности жизнедеятельности".
  • 6. Институт демографии Национального исследовательского института "Высшая школа экономики". Демоскоп Weekly № 505-506 2-15 апреля 2012.

Личность непрерывно связано с обществом. В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения.

Все общественные процессы - экономические, политические, духовные и другие - складываются из деятельности людей, представляющие собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развитии общества.

Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, определенных форм социальных отношений представляет собой общество.

В широком смысле, общество – это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия.

В узком смысле общество – это исторически конкретный тип социальной системы.

Общество - главный фактор жизнеспособности каждого человека, и каждый человек находится в сложной системе общественных отношений. Безопасность людей и общества укрепляется по мере роста его производительных сил и возрастает тем более чем выше становятся уровни развития и чем рациональнее организованы взаимосвязи потенциалов защищённости различных аспектов жизни общества: экономического, оборонного, потенциала государственной защищённости, трудового, производственного, продовольственного, правоохранительного, потенциала здравоохранения, социального, бытового, коммунальной инфраструктуры, информационного, образовательного, природоохранного.

По классификации ООН безопасность человека независимо от страны его проживания определяется уровнем экономической, продовольственной, общественной, политической, экологической, личной безопасности, охраны его здоровья и т.д. Важное значение имеет разработанный специалистами ООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Эта категория в международном научном лексиконе появилась во второй половине 1980-х гг. В число ведущих его показателей входят ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и реальный душевой валовый внутренний продукт (ВВП), которые в совокупности отражают три главных качества жизнедеятельности общества - здоровье человека, его знания и достойный уровень жизни.

Общество не может существовать без производства необходимых для жизнедеятельности людей материальных благ, средств жизнеобеспечения и духовных ценностей. Поэтому не случайно объектом безопасности общества, (согласно Федеральному закону РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ), являются его материальные и духовные ценности.

В связи с этим к опасностям и угрозам обществу относятся :

    посягательства на его экономические (базисные) устои, на социальное положение граждан;

    подавление свободы, прав;

    социальные конфликты;

    пренебрежение общественным мнением со стороны органов власти; подавление или уничтожение оппозиции;

    насаждение идеологии индивидуализма;

    терроризм, организованная преступность, коррупция и др.

Безопасность общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, закона и порядка, упрочение демократии, достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия.

Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Поэтому основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы безопасности, выступают сферы , в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов. Это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага.

Социальную сферу представляют этнические общности людей, различные классы и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии, политические движения), управляющие людьми. Это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными). Так, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все сферы общества сохраняют возложенные на них функции.

Субъектами безопасности общества , так же как личности и государства, выступают органы различных ветвей власти, общественные и иные организации, граждане.

Основными принципами обеспечения безопасности общества, так же как личности и государства, являются:

Законность;

Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

Интеграция с международными системами безопасности.

Таким образом, естественное разнообразие интересов отдельных личностей и общества, в целом, имеет общий интерес в решении проблемы безопасности жизнедеятельности. Общий интерес требует общих действий.

Безопасность общества обеспечивается предотвращением опасностей и защитой от угроз. Предотвращение опасностей происходит в результате преобразовательной жизнедеятельности общества. Достигнутый обществом уровень безопасности реализуется мерами защиты.

Безопасность общества и личности

Объединение людей, образование социальных связей повышает безопасность каждого участника этого объединения. И возникает общий интерес участников в безопасности образованного сообщества, В результате накопления исторических форм совместной жизни и жизнедеятельности сообщество объединялось сначала неписаными обычаями, традициями, моралью, а затем ещё и формальными правилами поведения, законами и т.п.


Под безопасностью общества следует понимать способность социальных групп защищать и отстаивать свои права, свободы и другие ценности


Объектом безопасности общества является общественная жизнь страны. Субъектами - органы власти, а также общественные организации (институты, фонды, центры и т.д.).


Критерием обеспеченности безопасности общества является наличие общественной системы безопасности и ее влияние на деятельность международных организаций, государств, внутренних политических и общественных институтов.


Безопасности общества могут угрожать следующие опасности: пренебрежение общественным мнением со стороны органов власти; поддержка властью только приспособленческих общественных сил, подавление, унижение, уничтожение оппозиции, политика дробления общества на мелкие части; запрещения и ограничения собраний, шествий, митингов, демонстраций; гонения на демократические и народные партии, организации, СМИ, противоречия между интересами (потребностями) социальных групп, стремление одних осуществить свои интересы за счёт других, подчинить себе другие группы, получить преимущества и привилегии.


Общество - совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей, определенных форм социальных отношений. Человек, как известно, находится на высшей ступени развития живых организмов на Земле и является субъектом общественно-исторической деятельности. Таким образом, понятие «безопасность общества» оказывается тесно связанным с другим термином - «безопасность личности (человека)».


В определении В.И. Ярочкина (2000) безопасность личности - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека. Т.е. оно совпадает с определением понятия «здоровье».


Безопасность личности определяется внутренними и внешними факторами. К числу внутренних факторов, связанных с самим человеком, относятся наследственность и образ жизни человека.


Внешние факторы являются средовыми. Это воздействия естественной (природной) среды, антропогенной (созданной человеком) среды, техносферы, производственной деятельности, а также факторы социального характера.


Объектом обеспечения безопасности личности является человек, а субъекты многочисленны: государство, его институты, организации, чиновники; общество, социальные группы, производственные и территориальные корпорации; семья и другие личности. Следует помнить, что и сам человек является субъектом обеспечения своей безопасности.


Критериями обеспечения безопасности личности на государственном уровне является высокая продолжительность жизни граждан, низкий уровень социальной напряженности в обществе. Если же говорить о показателях безопасности конкретного человека, то в качестве таковых можно назвать отсутствие хронических соматических и психических заболеваний, а также субъективную удовлетворенность человека своим уровнем жизни, работой, обстановкой в семье и обществе.


Перечень угроз безопасности человека (личности) включает:

  1. лишение жизни, здоровья, дееспособности;
  2. насильственное разрушение сложившегося и навязывание чуждого мировоззрения;
  3. манипулирование сознанием и поведением;
  4. нравственное развращение и физическое растление;
  5. ограничение или лишение международно признанных прав и свобод;
  6. насильственное подчинение преступным группировкам,
  7. использование человека как средства обогащения другого;
  8. формирование покорности любым порядкам;
  9. опасности, свойственные другим направлениям безопасности (политические, экономические, экологические и др.);
  10. отсутствие государственного и международного контроля за разработкой и использованием энергоинформационного оружия и психотропных средств;
  11. отсутствие законодательства по защите от несанкционированного энергоинформационного воздействия на мозг человека.

Анализ перечисленных угроз показывает, что на безопасность личности оказывает влияние не только возможность причинения физического вреда организму человека, но и широкий спектр различных воздействий именно на его личность.


В этой связи выделяют несколько типов угроз Энергоинформационные опасности - это воздействия на мозг человека какими-либо физическими полями, методами или средствами, например, электромагнитными, магнитными или акустическими. Психологические факторы связаны с применением различных методов воздействия на сознание и подсознание (нейролингвистическое программирование, гипноз, зомбирование). Информационно-психологические угрозы основаны на использовании определенной информации, ее структурирования, средств и способов ее подачи для обеспечения некритического восприятия в качестве регулятора поведения.


Психотропные средства - это фармакологические препараты, наркотические вещества, воздействующие на биохимические процессы в нервной системе человека и задающие уровни бодрствования, активности или пассивности, характеристики психического здоровья. К числу опасностей психотронного типа относятся технические устройства, способные генерировать и направленно излучать электромагнитные волны со спектром частот, нарушающих биоэлектрические процессы головного мозга и вызывающие сбои в психической деятельности человека.


Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев обеспечить безопасность того и другого невозможно. Тогда возникает трагическая ситуация - нужно жертвовать либо безопасностью общества, либо жизнью (здоровьем) человека. Т.е. в ряде случаев необходимость обеспечения общества и государства становится угрозой безопасности конкретных людей.


Если участники сообщества в критических ситуациях могут поставить безопасность большинства (безопасность сообщества) выше личной безопасности, то сообщество устойчиво, долговременно, жизнеспособно. Можно считать, что такое сообщество и его участники духовно здоровы. Духовное здоровье основывается на потребности человека в уважении, но только в том случае, если сообщество создало эффективный механизм преобразования общественных интересов в первые личные интересы. Этим механизмом являются мораль и законы, обеспечивающие почёт и привилегии личностям, жертвующим личной безопасностью ради безопасности сообщества, и - немаловажно - их потомкам.


В противном случае, когда сообщество не имеет (или лишается) господства морали и соответствующих законов, когда личная безопасность для участников сообщества становится всегда важнее безопасности сообщества, оно будет существовать до первой критической ситуации. Оно нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство его участников, которых покорит другое, более сплочённое сообщество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые сообщества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определения понятиям «опасность» и «угроза». В чем разница между ними?
2. Приведите классификацию видов ущерба, охарактеризуйте каждый из них.

«Война» и «мир» в современную эпоху информационного противоборства стали приобретать иной оттенок, и вопросы военной безопасности все чаще и чаще становятся предметом тревожных научных дискуссий. Военная сфера в XXI в. становится жизненно важной для обеспечения национальной безопасности, которая, как пишет российский исследователь И.В. Бернацких, определяется мощью и военным потенциалом государства и призвана обеспечить защищенность людей от гибели в ходе войн . Как отмечает другой исследователь М.М. Кучерявый, в настоящее время под влиянием использования, прежде всего США, современных информационных и коммуникационных технологий в рамках проведения так называемых информационных операций возникала и набирает силу новая военно-политическая угроза всеобщему миру и международной стабильности .

Социальная стабильность общества и его национальная безопасность определяются сегодня во многом тем, каким содержанием наполнено информационное пространство, в котором осуществляют свою деятельность как отдельные индивиды, социальные группы, организации, так и государства, политические группировки и силы. Российский социолог М.К. Горшков пишет, что современные способы воздействия на массовое сознание людей стары как мир и надо только создать миф и заставить в него поверить, но в современных условиях информационного общества сделать это стало гораздо легче, проще, и в итоге информационно-сетевые войны стали реальной угрозой безопасности государства .

Поразительно, что огромные перспективы позитивного, связанного с распространением гуманистических ценностей и утверждением ценности мира и миролюбия воздействия информационных технологий человечеством не используются и прекрасная возможность духовного взаимообогащения культур и развития человека в русле мирного сотрудничества остается нереализованной. Но иначе и быть не могло, поскольку создание глобальной сети было подчинено, как написано в «Национальной стратегии для нового столетия» США (1997 г.), созданию «условий, необходимых для процветания наших интересов и ценностей» . Соответственно, ничего удивительного нет в том, что сегодня Всемирная паутина используется США в сугубо личных целях и в выборе средств информационного воздействия и достижения целей нравственные императивы никакой роли не играют.

В этой связи закономерно возникает вопрос: что есть «мир» в условиях, когда в интернет-пространстве разгораются информационные войны, осуществляется массированное информационное воздействие на массовое сознание, и даже происходит виртуальная мобилизация, формирующая так называемые диванные войска . Судьбы целых народов и государств ежечасно находятся под угрозой в тот момент, когда разворачиваются запланированные определенными силами «информационные операции» в угоду господствующим на международной арене политическим силам.

Именно в информационной среде происходит возрастание угроз военно-политического и террористического характера, и сегодня, после воссоединения России с Крымом, новая волна информационной войны Запада против России, никогда еще не принимавшая столь резко негативной и откровенной в своем выражении формы, стала основанием для осознания российским государством важности информационного воздействия на массовое сознание. В Администрации Президента РФ со всей серьезностью был обсужден вопрос о создании комиссии по формированию имиджа России на международной арене . Надо сказать, что информационное освещение процесса воссоединения России и Крыма было проведено на высшем с точки зрения формирования положительного общественного мнения уровне, что сильно изменило не только внешнеполитический, но и внутриполитический имидж России .

Понятие мира в настоящее время стало шатким, неустойчивым и концептуально размытым, поскольку очевидно, что войны, помимо реальных военных действий, которые, к сожалению, имеют место в обществе, вступившем в третье тысячелетие, - переместились также в виртуальное пространство. В нем также разворачиваются военные действия, происходят баталии за господство над массами и их сознанием. Основным оружием в этой войне становятся информационные и коммуникационные технологии.

Не стоит забывать о том, что информационная война может разворачиваться и в пространстве культуры. Через информационные каналы со стороны Запада сегодня интенсивно осуществляется культурная экспансия России, что следует рассматривать не иначе, как проявление угрозы внешнего характера национальной безопасности страны. При этом данная угроза находит отражение в системе внутренних социокультурных связей и отношений, ценностей и норм российского общества. Поразительные с точки зрения их угрожающего характера данные были получены сотрудниками Института социологии РАН в ходе проведения масштабного социологического исследования «О чем мечтают россияне»: рост агрессивности в стране отметили около 80% опрошенных россиян; снижение доброжелательности, искренности во взаимоотношениях между людьми, альтруизма отметили более 70% опрошенных; 67% указали на рост неуважительного отношения к женщине и значительное снижение душевности среди россиян; 64% отметили снижение патриотизма у российского народа; 70% опрошенных россиян считают, что произошло снижение честности; 68% отметили рост цинизма в российской среде .

Россия находится в очень сложной ситуации: с одной стороны, ее поразила внутренняя болезнь под названием «социокультурный кризис», выражающийся в трансформации духовных ценностей и духовном обнищании россиян, перенимающих потребительскую культуру с такой скоростью, с какой разрушается созидательная культура; а с другой стороны, сильное внешнее воздействие со стороны Запада и прежде всего США, которые приняли у Европы эстафету европоцентризма и начали новый этап колонизации незападного мира, навязывая ему свое видение политического устройства и организации социальных отношений. Мирный характер навязываемого Западом господства стал чертой «западнизма», - именно таким термином определяет А.А. Зиновьев свое видение Запада и проводимую им принудительную по отношению к остальному миру политику . США целенаправленно ведут информационную войну уже много десятилетий, подвергая информационной агрессии сознание масс, в результате чего, как пишет М.К. Горшков, сосед превращается во врага, русский - в «кацапа», а вполне нормальные люди начинают действовать во вред себе, заглушая инстинкт самосохранения, т.е. «желанная 1Т-свобода оборачивается антисвободой» .

Иными словами, понятие войны также расширило свои концептуальные рамки с момента формирования глобальной информационной системы, однако распространение виртуальных войн в сети Интернет имеет самые реальные последствия и не только в изменениях на уровне массового сознания и поведения, но и в военно-политических стратегиях государств. Так, сегодня со всей очевидностью следует констатировать возрастание влияния вооруженных сил в политических процессах, и на этом фоне актуализируется проблема наращивания военной мощи РФ и конституционного закрепления применения вооруженных сил в целях регулирования внутренних и международных отношений России .

На уровне общественного мнения, как показало исследование Левада-Центра, фиксируется ощущение роста военной угрозы России со стороны других стран: в январе 2015 г. 68% россиян высказали уверенность в том, что эта угроза реально существует, в то время как в 2013 г. такого мнения придерживались 51% опрошенных жителей России (для сравнения: в 2000 г. - 48%, в 2003-м - 55%, в 2005-м - 44%, 2007-м - 49%, в 2011-м - 53%) . Как видим, в 2015 г. ощущение военной угрозы достигло самой высшей точки. При этом большинство россиян (82%) верят в то, что наша армия в случае реальной военной угрозы со стороны других стран способна защитить страну (для сравнения: в 2013 г. таких было 57%) , что говорит о повышении имиджа государства, его мощи и силы в газах российских граждан, и информационные технологии сыграли в этом далеко не последнюю роль.

Национальная безопасность напрямую связана с имиджем государства, который в современном информационном обществе во многом формируется под воздействием СМИ. Россия утратила статус сверхдержавы после распада СССР, а вместе с ним и все основания, выступавшие предметом гордости россиян, которых долгие годы постсоветского периода преследовал комплекс цивилизационной неполноценности по причине резкого снижения международного имиджа России и осознания того, насколько она далека от стандартов высокого качества жизни, принятых в сообществе экономически развитых стран. Сегодня ситуация значительно изменилась, и чувство стыда за страну испытывает уже меньшая часть россиян - 25%, в то время как в 1999 г. таковых было 65%

Россия постепенно приходит в себя, ощущая свою духовную мощь, базирующуюся на многовековой российской культуре, духовности, но полномасштабная информационная война, которую ведет против нашей страны Запад, формируя во всем мире анти-российские позиции и настроения, заставляет принимать меры и российскому государству. Оно демонстративно повернулась на Восток в противовес западному давлению, обозначив тем самым евразийское направление в имиджевой политике России как стратегически важное и приоритетное в сложившихся условиях, что неудивительно, поскольку именно на Востоке Россия нашла политическую поддержку после присоединения Крыма и связанных с этим событием агрессивных информационных нападок Запада .

Совершенно очевидно, что сильная, самодостаточная и самостоятельная в проведении международной политики Россия Западу не нужна, но зато Восток она вполне устраивает. Несмотря на то, что позиции России значительно укрепились на международной арене с точки зрения проявления ее политической субъектное-ти, способности проводить самостоятельную политику и противостоять США и западному миру в целом, опасность информационных угроз, а следовательно и угроз национальной безопасности России, сохраняется. М.М. Кучерявый считает, что информационное оружие против России может быть использовано в военнополитических целях для осуществления враждебных действий и актов агрессии; в террористических целях, а также в целях разжигания межнациональных конфликтов и пропаганды расистских и ксенофобских настроений и идей; для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерным программам и распространением вредоносных компьютерных программ .

Поскольку военная безопасность обеспечивается прежде всего политикой безопасности государства, механизмами политического контроля и политической воли, отражаясь на уровне обороноспособности страны, правомерно употреблять термин «военнополитическая безопасность» как значительно расширяющий и углубляющий перспективы научной рефлексии по вопросу обеспечения национальной безопасности страны, под которой, напомним, понимается специально созданная в стране и конституированная совокупность установлений, институтов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов государства . В контексте данного понимания национальной безопасности военная безопасность предстает как структурный элемент национальной безопасности, отвечающий за способность государства и его вооруженных сил успешно противостоять внешним и внутренним рискам, угрожающим обеспечению надежной защиты национальных интересов государства.

Обеспечение военной безопасности невозможно вне развития военной сферы общества и совершенствования ее основных структурных компонентов, к которым И.В. Бернацких относит следующие: институционально-управленческий (военно-политическое руководство страны); военно-силовой (военная организация государства); ресурсно обеспечивающий (оборонно-промышленный комплекс); профессионально-кадровый (система военного образования, обучения и воспитания военнослужащих); военно-научный (военная наука); инфраструктурный, будучи убежденным в том, что развитие указанных компонентов военной сферы необходимо для ее укрепления как ключевого фактора обеспечения военной и национальной безопасности России .

Видимо, в условиях возрастающей угрозы национальной безопасности России, пока явно фиксируемой на уровне информационной агрессии со стороны стран Запада, наращивание военной силы становится оправданной стратегией, но решит ли это задачу, тысячелетиями и веками стоявшую перед человечеством, которое так и не выработало иной траектории цивилизационного развития, кроме той, что вписывается в так хорошо знакомую фразу «война и мир». Однако в современной реальности она уже не означает то, что прежде, когда «мир» означал отсутствие военных действий, соответствовавших понятию «война». Мирное и военное переплелось в виртуальном пространстве, породив страшное явление «информационная война», которая способна втянуть в ареал военноинформационных действий миллионы людей за крайне сжатый период времени. Расстояния, границы, временные и иные препятствия мира реального в виртуальном мире ничего не значат, а следовательно, информационное оружие стало мощным оружием XXI в., под прицелом которого находится как отдельный индивид, так и человечество в целом.

  • Бернацких И.В. Военная сфера общества и пути ее развития // Власть. 2014. № 9. С. 83.

Безопасность общества.

Под безопасностью понимается отсутствие опасности (или защита от нее).
Внутренняя безопасность имеет отношение к опасностям, воздействующим на общество или государство изнутри. Внешняя безопасность определяется из отсутствия (или заблаговременных мер против) нападения извне.
В зависимости от возможных последствий, с одной стороны, и активных финансовых затрат - с другой - ныне большую значимость с точки зрения политической безопасности приобретают заблаговременные мероприятия против нападения извне. Существует необходимость предотвращать активные действия, в особенности угрожающие применением или применяющие военную силу и подвергающие опасности самостоятельное развитие общества или существование государства и его граждан.
Национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права.
Понятия безопасности личности, общества и государства не во всем совпадают. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей.
Национальная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.
В современных условиях, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. Всеобщая безопасность вплоть до настоящего времени еще в значительной мере основывается на принципах «сдерживания путем устрашения» противостояния ядерных держав. Подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в ядерной войне.
Террористическая атака на США 11 Сентября 2001 года повлекла за собой изменение в представлениях об обеспечении национальной безопасности. Многолетние усилия в строительстве общей системы безопасности подверглись сомнению. Государства впервые столкнулись с угрозой «из ниоткуда» со стороны «никого». Благоприятные условия для развития опасностей, что создала информационная эпоха и сопутствующая ей глобализация, привела к укрупнению бывших ранее локальными вызовов. Незащищённость государств против вызовов терроризма выявила и другие многочисленные изъяны и слабости не только международной системы, но и современного государства. Рост теневых рынков и свободное передвижение товаров, финансов и людей стали наносить всё больший урон не только мировой системе, но и национальным государствам. Реакция экономически отсталых стран на преимущества, приносимые демократией и рыночными отношениями, выразилась в религиозном экстремизме и стремлением обрести оружия массового поражения. Появление высоких технологий обусловили появление новых видов преступлений, а неоднозначное восприятие угроз исходящих от них препятствуют выработке адекватных мер по их предупреждению. Наряду с этим, возникшие после развала советской системы этнические конфликты и неподконтрольные антидемократические режимы угрожают концепции всеобщей безопасности, а также бросают вызов ценностям демократии. Резкий рост численности населения и связанные с этим проблемы, такие как, миграция, эпидемии, мировой рост уровня бедности, ложатся весьма ощутимым бременем на развитые страны, что тормозит развитие человечества и создаёт дополнительный угрозы безопасности. Чрезмерная свобода распространения информации содействуют дестабилизации региональных и общественных связей, что приводит к внутреннему общественному конфликту и дестабилизации государства. Всё возрастающий уровень добровольного вовлечения молодого населения к употреблению наркотических средств и занятию проституцией, а также скрытая пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации угрожает генофонду человечества и отдельной нации. Загрязнение окружающей среды отходами техногенного происхождения такие, как радиация и химические выбросы, а также негативное воздействие на природу и планету в целом, создаёт опасность не только мутации человеческого вида, но и глобальной катастрофы, которая может уничтожить всё человечество. Проблема нехватки ресурсов, сырья и продовольствия рисует крайне мрачную перспективу для человечества. Каждая из угроз
* Одним из определений термина безопасность личности может быть - состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Это состояние защищённости необходимо определять набором внешних и внутренних факторов. В соответствии с логикой данной работы целесообразно будет рассматривать следующую классификацию факторов влияющих на состояние безопасности личности:

Внутренние факторы:

1. внутренние факторы психического состояния

2. наследственные, генетические особенности

Внешние факторы:

1. факторы межличностного общения

2. факторы взаимодействия с обществом

3. факторы взаимодействия с государством

4. факторы окружающей природы

5. фактор влияния общего, глобального состояния человечества

Любая политика как внешняя, так и внутренняя должна строиться на основе национальных интересов. Важной задачей поддержания стабильности международной системы является не только знать, но и сочетать разнообразные национальные интересы, находить баланс интересов. Баланс интересов включает в себя целый комплекс межгосударственных отношений: экономические, политические, культурные, военные и другие. Баланс интересов основывается на балансе сил. Это положение отметил ещё Моргентау. Он сформулировал понятие «национальную мощь» и определил её структуру следующим образом:
- Географическое положение страны.
- Природные ресурсы.
- Промышленный потенциал.
- Военная подготовленность (уровень военной техники,
военного руководства, количества и качествовооружённых
сил).
- Численность населения.
- Национальный характер (отношение к воине).
- Национальная мораль (отношение к национальной политике).
- Качество дипломатии.