Внутренние и внешние угрозы безопасности личности общества. Внутренние угрозы

    Долговременный экономический спад,

    Криминализация общества на всех его уровнях, включая коррупцию бюрократов,

    Ориентация на торговлю сырьевыми ресурсами с потерей отечественных технологий высокого уровня (авиа- и ракетостроение, станкостроение, информатика и т.п.),

    Отток за рубеж капиталов, специалистов и интеллектуальной собственности,

    Угрожающие государственные долги,

    Резкое нарастание опасностей эколого-техногенных чрезвычайных ситуаций (из-за недостатка средств на их предотвращение при приближении к выходу из строя изношенных производственных и хозяйственных фондов, лишённых технического обслуживания),

    Массовая физическая деградация (из-за развала системы физической культуры и здравоохранения, роста алкоголизма и наркомании),

    Националистический терроризм и опасность дальнейшего распада страны.

Системный анализ позволяет выявить коренные внутренние угрозы, которые служат основой большинства остальных. Так, уровень развития экономики, обеспечивающий достойные условия существования и развития народа в современном мире (согласно Концепции национальной безопасности - это ключевая сфера интересов), определяется показателями общественной производительности труда. Эти показатели (по сравнению с мировыми) зависят от многих факторов, таких как уровень образования, дисциплина труда, капиталовложения, обеспечивающие наличие передовых технологий и т.д. Для того, чтобы в сложившихся условиях выбраться из состояния отставания, народу России необходим подъём общей производительности труда. Одни организаторы (предприниматели, менеджеры, юристы, экономисты) и работники сферы услуг, ставшие процветающими в результате либеральных реформ, вывести страну из кризиса не могут. Необходимы объединённые усилия производителей духовных и материальных ценностей: учёных, деятелей культуры, инженеров, рабочих, обслуживающих «высокие технологии». Их мотивация к труду и производству может базироваться только на безопасности, обеспечиваемой деятельностью государства, а, главное,единством народа. При отсутствии единства народа, как капиталы общества, так и наиболее квалифицированные кадры всегда будут искать лучших условий применения за рубежом, постоянно откачивая потенциал страны за границу. При этом невозможен никакой рост экономики. Примеры эффективности единства, основанного на национальных духовно-нравственных началах и культуре , были показаны немецким и японским народами после поражения их государств во второй мировой войне.

На основе анализа выявляется цепочка зависимостей: национальная безопасность -национальные интересы - интересы большинства - безопасные и достойные условия жизни - общественная производительность труда - мотивация к труду и производству - единство народа - духовно-нравственные начала народа - национальная культура . Поэтому можно сказать, что главная, коренная внутренняя угроза национальной безопасности состоит в утрате национальной культуры в широком смысле этого слова. Она проявляется:

    в утверждении чужих нравственных ценностей, свойственных индивидуалистическому образу жизни (размывании национального духовного мира);

    в отчуждении между людьми при укоренении этих ценностей, недопустимом в суровых условиях северной страны;

    в выделении из народа малочисленного слоя, овладевшего национальными капиталами и использующего эти средства только в целях повышения качества своей жизни;

    в падении престижа производительного труда и знаний (что ведёт к безнадёжной отсталости страны);

    в потере уровня образования молодёжи (что не даст возможности оптимально использовать богатые людские, сырьевые и экологические ресурсы при переходе к устойчивому развитию);

    в разрушении преемственности отечественной истории, веры в способность самим решить задачи возрождения Отечества, что ведёт к необоснованным надеждам на помощь извне, от других, более развитых стран.

Главная угроза осуществляется манипуляцией сознанием людей через СМИ (средства массовой информации) правящей элитой, преследующей свои личные интересы, отличные от интересов большинства - национальных интересов. «Новые русские», стремящиеся жить «как на Западе» за счёт остального населения страны (сам Запад живёт за счёт остального человечества: 5% населения планеты в США используют 40% современных ресурсов Земного шара), сознательно ли, неосознанно ли, но становятся «агентами влияния» конкурирующих государств (цивилизаций). Манипуляция сознанием заключается в пропаганде мифов, искажающих национальные интересы. Так, непрерывно повторяется миф о возможности каждого в России жить «как на Западе» («достойно») в результате определённых реформ, становящихся тогда национальным интересом. Однако, как установила Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, это просто невозможно. Обман масс имеет целью обеспечить такую возможность «избранным», основную часть которых составляет правящая элита.

Краткий итог. Коренная внутренняя угроза России заключается в отсутствии национальной идеи и утрате самобытной культуры. Угроза осуществляется адептами западной цивилизации с помощью манипуляции сознанием и ведёт к потере единства и жизнеспособности нации.

Л.М.Власова, В.В.Сапронов, Е.С.Фрумкина, Л.И.Шершнев БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Современный комплекс проблем безопасности / Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / Под редакцией Сапронова В.В. Москва 2009

К бремени традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности России прибавляются новые вызовы и угрозы, имеющие глобальный характер, — международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, демографические проблемы, а также нелегальная миграция и др.

Основные внешние угрозы безопасности государства:

а) поддержка международными террористическими организациями и некоторыми исламскими государствами сепаратизма на Северном Кавказе;

б) наркотрафик из Центральной Азии и давление исламского экстремизма на этот регион;

в) приближение НАТО к границам России;

г) демографическое давление Китая на Дальнем Востоке и территориальные претензии Японии на часть Курильской гряды.

В России продолжает снижаться численность населения — с 146,3 миллионов человек в 2001 году до 142,2 миллионов человек в 2007 году. По данным доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005-2015 годах прогнозируется отрицательный ежегодный прирост населения, который составит −0,5%.

Смертность населения в 1992-1994 годах выросла с 12,2 до 15,7 человек на 1 000 жителей и только в 1997-1999 годах стала падать. В 1990-2002 годах рождаемость упала с 16 до 9 новорождённых на 1 000 жителей. Падение рождаемости является следствием как неуверенности в завтрашнем дне, так и вхождения страны в стадию позднеиндустриального общества, для которого вообще характерна низкая рождаемость. В 2000-2001 годах начался рост рождаемости и смертности одновременно. Серьёзными проблемами России являются алкоголизм и наркомания, которыми охвачено до 3 миллионов человек.

После распада СССР административные границы превратились в государственные. В 1990-х годах границы РФ оставались легко проницаемыми для внешних потоков иммигрантов и импортно-экспортных потоков. Это привело к серьёзным демографическим проблемам. Наибольшая волна миграции в Россию со стороны стран СНГ произошла в 1994 году, когда в РФ мигрировали 1,1 миллионов человек. В 2004-2006 годах миграция росла — с 119 157 до 186 380 человек (из стран СНГ — с 110 374 до 177 657 человек). Но с учётом нелегальной иммиграции это число многократно больше. В 2000 году доля иммигрантов в составе населения РФ составляла 9,1 %.

Миграционные процессы в России ведут к росту межнациональной напряжённости как в связи со сложностями, возникающими при взаимодействии разных культур, так и по причине накопления социальных проблем. Тревожной тенденцией стал рост праворадикальных настроений фашистского и шовинистического толка. Насилие со стороны молодёжных националистических группировок (скинхедов) проявлялось в Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах России. Скинхеды встречают сопротивление со стороны молодёжных леворадикальных групп.

Одной из острейших проблем России традиционно является коррупция.

В условиях происходящего с 1990-х годов демонтажа индустриальной системы советского типа и социального государства образуются новые социальные ниши, которые заполняются маргинальными слоями, потерявшими прежние социальные ниши. Темпы этой социальной «перестройки» замедлились в первые годы XXI века, но она не была закончена. Эта ситуация незавершённого, «замороженного» перехода чревата обострением социальных конфликтов.

В условиях территориальной неравномерности экономического развития на постсоветском пространстве происходило накопление межнациональных напряжений. Наиболее болезненным является конфликт на Северном Кавказе, для преодоления социально-экономических и политических последствий которого потребуются долгое время и значительные усилия федеральных и региональных властей.

Сохраняется угроза терроризма, регулярно происходят небольшие вооружённые столкновения на Северном Кавказе, реже — террористические акты в этом регионе и в Москве.

1. На ранних этапах развития культуры в эпоху дорелигиозного сознания и мифологизации окружающего мира, где миф, «как реальность, в которой живут» (Б. Малиновский), отношение человека к опасности можно принять за константу. Опасность подстерегала человека повсюду. В этом мире ещё не существовало самого понятия «безопасность», в самом простейшем его прочтении, как ограждённость от опасности. И лишь с момента зарождения первых цивилизаций, культуры, в основе которой лежит религия не как обособленная культовая система, а уже как мерило жизни общества, отношение к опасности постепенно изменялось.

Так, при завоевании Америки, испанские конквистадоры удивлялись поразительному презрению к смерти, существовавшему у некоторых народов новооткрытого материка, - это было бы невозможно в эпоху до религиозного сознания. У народов же европейских цивилизаций (римляне, эллины) и цивилизаций Ближнего Востока (ассирийцы, персы) отношение к опасности было иным. Человек этих цивилизаций осознавал, почему он пренебрегает опасностью или же страшится её, он осознанно преодолевал опасность, что есть уже становление и дальнейшее обеспечение собственной безопасности и, в силу определённых убеждений, безопасности страны. Хотя до Демокрита , Сократа , Платона , Аристотеля термина «безопасность» в научном языке не существовало.

Рост в странах Европы товарного производства; недостаток драгоценных металлов и связанные с этим поиски новых земель, где надеялись найти золото, серебро и самоцветы, пряности и слоновую кость (в тропиках), ценные меха и моржовые бивни (в северных странах); поиски новых торговых путей из Европы в Индию и Восточную Азию, вызванные стремлением западноевропейских купцов избавиться от посредников и наладить прямую связь с азиатскими странами (турецкие завоевания почти полностью закрыли дорогу на Восток через Малую Азию и Сирию), - относятся к общим причинам снаряжения экспедиций, одним из условий которых было поддержание безопасности.

А благодаря успехам науки и техники, с развитием кораблестроения (создание каравелл), стали возможны великие географические открытия, уменьшилась опасность мореплавания. Естественно, безопасность требовала знаний, в частности, географических. Более того, не только научные, но и донаучные знания всегда соотносились с географией, со знанием об окружающем мире, о земле. Незнание уже содержит в себе скрытую угрозу, скрытую опасность. Получив первоначальные географические сведения об окружающем мире, человек встал на путь преодоления существующей, либо возможной опасности, что влекло за собой развитие общих знаний и практических навыков. Знание рождало новое знание, знание для знания. А вместе с ним - безопасность для безопасности. Из самого развития вытекает их взаимосвязь.


Так, с древнейших времён и до наших дней прослеживается постоянство: открытие > новое знание > безопасность, что подчёркивает гуманистический или образовательный аспект безопасности. Безопасность - понятие динамическое, гибкое, никогда не постоянное, способное к саморазвитию и самореализации.

Безопасность как неотъемлемое естественное право человека

Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя: формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства.

Защиту государственного строя;

Защиту общественного строя;

Обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

Обеспечение политической и экономической независимости нации;

Обеспечение здоровья нации;

Охрана общественного порядка;

Борьба с преступностью.

Обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, — армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

Субъекты и объекты безопасности

Основными объектами национальной безопасности законом установлены: личность — ее права и свободы; общество — материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй , суверенитет и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной , исполнительной и судебной власти .

Закон определяет силы и средства обеспечения безопасности в структуре силовых ведомств, органов, обеспечивающих безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранных органов, органов охраны здоровья населения и других государственных органов обеспечения безопасности, действующих на основании законодательства.

В законе говорится также, что граждане, общественные и иные организации и объединения, являясь субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Главным объектом и субъектом национальной безопасности сейчас мы считаем человека — самое ценное, но и наиболее опасное и для себя, и для окружающей среды существо на Земле. При этом человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. С другой стороны, положение личности определяется состоянием общества, государства.

Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе лишь частично, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные организации, действующие на общественных началах, могут обеспечить в какой-то степени безопасность отдельных групп населения. Основным же инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и исключительная обязанность.

Однако, с одной стороны, имеются факты недостаточной ответственности государственных органов, в частности за жизнь и безопасность граждан. С другой стороны, значительная часть населения России не умеет или скорее не желает сочетать свои личные интересы с государственными. В результате растет правовой нигилизм, дискредитируются государственные начала в различных сферах жизни общества, забывается, что кроме прав у человека есть и обязанности. В связи с этим серьезную угрозу национальной безопасности России представляет несбалансированность интересов государства, общества, различных социальных групп и личности.

Принципы обеспечения национальной безопасности — это руководящие и наиболее важные идеи, направленные на реализацию национальных целей.

Уровни безопасности

Предметная область безопасности определяется следующими первоочередными интересами и целями:

Достижения политической стабильности (управляемости, поддержания порядка, необходимого для нормального функционирования всех общественных и государственных институтов, защиты конституционной законности, прав и свобод граждан);

Обеспечения целостности государства (такой его структуры и политического режим, которые исключают угрозу распада под воздействием внутренних противоречий);

Обороны (защиты независимости и территориальной целостности страны от вооруженной агрессии извне);

Техноэкологической безопасности (предупреждения техногенных катастроф, преодоления последствий стихийных бедствий);

Экономической безопасности (обеспечения экономической самостоятельности страны как условия выживания и развития народа);

Выбора внешнеполитических приоритетов (способствующих созданию максимально благоприятной для России международной среды).

Указанные цели могут быть распределены по уровням, которые определяются в соответствии с общим принципом взаимосвязи личности, общества и государства.

На личностном уровне - это:

Надежная защита личной и имущественной безопасности;

Обеспечение научно обоснованного и гарантированного государством минимума материальных и экологических условий существования при тенденции к их улучшению;

Реальное обеспечение конституционных прав и свобод личности.

На уровне гражданского общества:

Преодоление конфронтационности в обществе, достижение и поддержание национального согласия по жизненно важным проблемам политического, экономического, социального, этнонационального развития страны;

Выход из кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечение здоровья населения;

Ускорение процессов формирования институтов самоорганизации гражданского общества;

Повышение созидательной активности населения;

Преодоление экономического кризиса и обеспечение поступательного экономического развития на началах рыночной экономики;

Формирование политической и правовой культуры населения, соответствующей принципам гражданского общества;

Обеспечение признанных международным правом интересов и прав граждан России, проживающих в зарубежных странах;

Обеспечение экономических, социальных, политических, информационных условий всестороннего развития личности.

На государственном уровне:

Неуклонное обеспечение суверенитета и территориальной целостности России;

Обеспечение социально-политической и экономической стабильности страны;

Защита и обеспечение законных прав, свобод и интересов гражданина;

Совершенствование федеративного государственного устройства: повышение эффективности защиты конституционного строя, правопорядка, борьбы с организованной преступностью и коррупцией;

Развитие эффективной системы международных связей на основе партнерства и сотрудничества;

Создание надежного оборонного потенциала, способного к отражению любой внешней агрессии;

Развитие всесторонних взаимовыгодных связей со странами СНГ , участие в развитии интеграционных процессов между ними на взаимной основе.

Угрозы безопасности (внешние и внутренние)

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

1. Снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

2. Снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

3. Усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО ;

4. Наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

5. Повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

6. Ослабление процессов интеграции (сплочения, объединения) и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

7. Создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

8. Территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

10. Ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

11. Активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

12. Резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Внутренние угрозы безопасности России

В течение веков национальная безопасность России, а затем и СССР обеспечивалась, прежде всего, военной мощью и жесткой государственной идеологией.

Время перестройки и начало рыночных реформ породили в обществе необоснованные надежды на легкое решение проблем национальной безопасности. Вовремя была не осознана специфика положения России в геополитическом пространстве, не разработана современная концепция ее безопасности. Отсюда затянувшееся понимание действительных национальных интересов России, промедление с определением приоритетов и факторов национальной безопасности. Развитие России в 90-х гг. прошлого века показало, что проблема обеспечения безопасности России остается актуальной и обостряется.

Так, ее экономический аспект до известной степени ослаблен неоднозначными последствиями социально-экономических реформ. В ходе процесса экономической либерализации границы страны оказались надолго открытыми для контрабанды отечественных ценностей, оружия, наркотиков и даже реактивных материалов. Возникла почва для развития сепаратизма. Одновременно с этим многие страны принялись осуществлять экспансию в пределы нашей страны.

Появились претенденты на значительные участки территории; стали заполняться чуждой российскому менталитету продукцией кинотеатры и телепрограммы. Вследствие разрушения производственно-технологического потенциала стала увеличиваться реальная опасность технологической зависимости страны. Реальность такова, что влиятельным силам ряда развитых стран выгоднее иметь Россию в качестве сырьевого придатка, нежели в качестве сильного конкурента в науке и технологиях.

Одна из важнейших проблем, стоящих сегодня перед Россией, - это отсутствие глубоко продуманной, охватывающей все основные аспекты общественной жизни концепции национальной безопасности. В то же время следует отметить, что определенные шаги в этом направлении уже сделаны законодательной и исполнительной властями, а также научным сообществом нашей страны.

Оценивая некоторые внутренние проблемы безопасности России, следует признать, что национальная безопасность страны далеко не по всем параметрам обеспечивается на должном уровне. Так, с образованием СНГ Россия потеряла ряд своих исконных земель, морских портов, объектов стратегического назначения.

Весьма непростой период качественного реформирования переживает российская армия, столкнувшаяся с необходимостью перехода на новые типы вооружений в условиях дефицита бюджетных средств и тяжелого социального положения рядового и офицерского состава.

В непростом состоянии находится и отечественный военно-промышленный комплекс, поскольку государственные и даже зарубежные заказы не задействуют всех имеющихся у него мощностей, а конверсия не может планомерно и эффективно осуществляться из-за дефицита финансовых средств.

В тяжелом положении пребывает отечественная наука: в 90-х гг. страну покинули около 300 тыс. специалистов. Подобная "утечка мозгов " означает ежегодный ущерб для страны в размере 60-70 млрд долл. США.

Поистине угрожающих масштабов достигла криминализация российского общества. Преступный мир насчитывает сегодня в своих рядах десятки тысяч вооруженных людей. Объединившись, они способны решать не только локальные задачи, но и влиять на формирование государственной политики. По оценкам криминологов, ежегодно в России осуществляется 10-20 млн преступлений. Опросы населения показывают, что страх перед преступностью ставится респондентами на первое место, опережая подчас традиционные страхи перед ростом цен и обнищанием.

Безопасность личности терпит ущерб, прежде всего, от насильственных посягательств.

По данным экспертов-криминологов, изменилось не только количество, но и "качество" убийств, их общественная опасность. Ведущая мотивация - корыстная, которая в недалеком прошлом не превышала 3-8% мотиваций умышленных убийств. Одновременно с появлением слоя "новых русских" появились новые виды корыстных убийств, так называемые "заказные", совершаемые на почве купли-продажи либо аренды недвижимости.

С корыстными посягательствами на жизнь стали конкурировать политические и националистические убийства. Вновь совершаются террористические акты, постепенно превращающиеся в повседневные явления нашей жизни: терроризм, захват заложников, похищения людей, массовые убийства при межрегиональных военных конфликтах - печальные приметы сегодняшнего дня. Убийства и насилия, совершенные чеченскими и международными террористами на территории Чечни и остальной России, еще ждут своей уголовно-правовой квалификации.

Характерной особенностью убийств и насилий последнего времени является применение военного снаряжения, нередко оружия массового поражения. Со времени окончания Великой Отечественной войны не было столь высокой оснащенности оружием и взрывными устройствами преступных группировок. В руках преступников - новейшие образцы, которые по законам криминального рынка продаются и покупаются повсеместно на территории бывшего СССР и за его пределами.

Экономическая безопасность личности, общества и государства терпит колоссальный ущерб от корыстной преступности. Последняя достигла уровня 70-75% удельного веса ко всей преступности, хотя в недалеком прошлом она не превышала 50%. Ее масштабы исчисляются миллиардами и триллионами рублей.

Структурные показатели корыстной имущественной преступности также носят новые формы. Хищение государственной и общественной собственности производится сегодня путем приватизации, "искусственных банкротств", финансовых, внешнеэкономических, сырьевых сделок.

Масштабов национального бедствия достигла наркомания. Так, по примерным подсчетам, доход от теневого бизнеса составляет 50-60 млрд руб. в год. Как следствие, более 3 млн россиян вовлечены в потребление наркотиков в немедицинских целях, что является серьезной угрозой для генофонда и самого будущего страны.

Во внешнеэкономической преступности становятся заметными хищения и контрабанда стратегических материалов, в том числе ядерных. Распространенный характер приобрело неизвестное прежде преступление в виде "отмывания" денег и ценностей.

Государственная безопасность подрывается интернационализацией преступности, ее коррумпированием и политизацией, а также криминализацией политики. Скандальные заказные убийства (например, произошедшее совсем недавно в Москве убийство магаданского губернатора В.Цветкова), скандалы вокруг региональных выборов - тому яркие подтверждения.

Интернационализация преступности происходит в форме роста преступлений международного характера и транснационального объединения организованной преступности.

Преступления, затрагивающие интересы двух и более государств, чаще всего связаны с наркобизнесом, контрабандой, незаконным переходом границы, угоном самолетов, наемничеством, пиратством, браконьерством. Борьба с ними требует широкомасштабного сотрудничества силовых ведомств и правоохранительных органов различных стран.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции

Крушение биполярного мира и отражение его на глобальной структуре безопасности.

После краха биполярного мира и окончания холодной войны (в ноябре 1990 г. обе сверхдержавы подписали Парижскую хартию, после чего последовал крах «народных демократий»), складывается геополитическая структура мира, которая является отражением иной системы международной безопасности.

Характерная особенность современной системы международной безопасности — это противостояние двух тенденций:

1) фрагментация и регионализация международной безопасности, результатом чего является напряженность и соперничество;

2) стремление к глобальной стратегической взаимосвязанности.

На наличие первой тенденции указывают следующие факты:

1. После краха биполярной системы мира произошла децентрализация системы международной безопасности, последствием которой стала фрагментация мира на относительно самостоятельные комплексы региональной безопасности.

2. Соединенные Штаты остались единственной в мире военной сверхдержавой, геополитическим амбициям которой трудно противостоять. Военные кампании США в Афганистане и Иране не дают минимально необходимых гарантий безопасности и стабильности.

3. После окончания холодной войны великие державы (кроме США), решая проблемы безопасности, прежде всего, руководствуются региональными интересами.

4. Возросло соперничество между крупными державами в регионах и мире.

Как отмечает Ч. Капхен: «Возобновление соперничества и конфликтов между крупнейшими мировыми державами, без сомнения, предопределено. И более всего Америка этому поспособствует, если примется насаждать свои взгляды на терроризм, полагаясь на то, что всеобъемлющий мир продолжается. Вместо этого, Америке следует осознать, что превосходство и стабильность, вскормившие ее, уже начинают ускользать. Европа находится в середине революционного процесса политической и экономической интеграции, которая постепенно упраздняет важность внешних границ и ведет к концентрации власти в Брюсселе.

Общее благосостояние Европейского Союза скоро составит конкуренцию царящему в Соединенных Штатах изобилию. Россия в конечном счете воспрянет и, возможно, займет свое место в интегрированной Европе. Азия отстала не намного. Китай уже представляет целый регион, и его экономика быстро растет. И Япония со второй по величине экономикой в мире преодолевает экономический спад и постепенно расширяет свое политическое и военной влияние» .

5. После распада биполярной системы мира увеличилось количество конфликтов и локальных войн (вспышка национальных конфликтов и рост напряженности в Европе и на Балканах, на Ближнем Востоке, на границе между Индией и Пакистаном, в Южной Азии, в Африке), так как исчезли механизмы, сдерживающие их в период холодной войны. В эпоху биполярного мира большинство локальных конфликтов не разрешались, накапливался их отрицательный потенциал, а когда исчез «надзор» в образе противостоящих друг другу США и СССР, конфликты обнажились угрожающе.

Процессам фрагментации и регионализации противостоят мощные центростремительные силы, усиливающие стремление к глобальной стратегической взаимосвязанности.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию различных угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: 1) внешние, 2) внутренние и 3) трансграничные , нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

Основныевнешние угрозы:

1. наращивание группировок войск вблизи границ РФ или границ ее союзников, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил;

2. вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

3. наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

4. территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

5. осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

6. демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

7. нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

9. деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

10. ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

11. вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

12. действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

13. дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

14. распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

Основные внутренние угрозы :

1. попытки насильственного изменения конституционного строя;

2. планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. деятельность незаконных вооруженных формирований;

4. незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

6. деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Трансграничные угрозы совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз . Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними . Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ. Основные трансграничные угрозы :

1. создание, подготовка и оснащение на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

2. поддержка из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

4. ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

6. деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза . Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей.

2. Угроза распространения оружия массового поражения (ОМП) . Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР). Близки к его созданию еще 8 государств.

3 . Угрозой является гонка вооружений, выходящая на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5 . Угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защититься якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО.Состав блока НАТО: 1949г. – 12 государств; 1982г. – 16 государств; 1999г. – 19 государств; 2004г. – 26 государств.

6. Угрозы в экономической сфере :

− сокращение наукоемких производств;

− снижение инвестиционной и инновационной активности;

− разрушение научно-технического потенциала страны;

− увеличение вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности;%

− увеличение в промышленности доли топливно-сырьевого сектора;

− формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления , т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Угрозы в социальной сфере:

− увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности;

− расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан.

8. Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя и наркотических веществ. Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей.

9. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природно-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

10. Увеличение вероятности возникновения катастроф техногенного характера. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

11. Угрозы в международной сфере проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Угрозы в военной сфере . Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза – морское пиратство.

В современном мире в свете последних событий, все чаще поднимаются темы, объясняющие факторы риска и в целом все военные угрозы национальной безопасности России. Чтобы рассмотреть эту проблему шире, необходимо для начала разобраться с самим понятием. Удовлетворение любых национальных интересов в современном мире происходит благодаря обоюдному и взаимному действию стран, находящихся на мировой арене при содействии сил непосредственно внутри страны. Такие отношения находятся на грани сотрудничества и противоборства - одновременно. можно рассматривать такое положение дел, как обыкновенную борьбу за выживание. Поэтому, так или иначе, но страны должны учитывать обоюдные интересы. Но при несоблюдении правил игры или наплевательском отношении одного государства к другому это может быть расценено, как угроза безопасности или целостности государства, как минимум в экономическом плане.

Что такое угроза безопасности

Таким образом, военные угрозы национальной безопасности России могут быть определены, как косвенные или прямые возможности нанесения рисков свободе, конституционным правам, территориальной ценности, уровню и качеству жизни граждан, развитию, безопасности и обороне государства.

Такие столкновения на почве удовлетворения своих национальных интересов и являются первым шагом к проблемам, связанным с безопасностью. Так выглядит трактовка понятия, но исходя из этого, нужно отметить следующее. При отсутствии национального интереса угрозы как таковой не существует, таким образом, это может быть классифицировано как опасность, которая сама по себе может появиться не только вследствие деятельности человека, но и природных, техногенных и стихийных катастроф.

Классификация угроз

Перед тем как рассмотреть, насколько национальная безопасность РФ крепка и откуда необходимо ожидать опасность, стоит разобрать виды угроз.

Потенциальная угроза всегда рассматривается во время разработок и создания любой программы. Несмотря на план и его направленность, такие риски должны обязательно просчитываться. В это же время непосредственные угрозы требуют немедленного задействования специальных систем и «рычагов» для кризисного принятия адекватной ответной меры. Чаще всего очагом таких проблем являются именно потенциальные угрозы. Источники могут иметь целенаправленный характер, для какой-то определенной цели и относительно географической направленности. Последние, в свою очередь, могут быть обусловлены не только внешними, но и внутренними источниками, о которых мы поговорим подробнее на конкретном примере.

Внутренние угрозы национальной безопасности России

На данный момент основные угрозы военной безопасности можно разделить на следующие:

  • в обществе может являться одним из самых опасных рисков. Это так называемая бомба замедленного действия, которая может разорваться в любой момент, как только пропасть между богатыми и бедными достигнет критического предела. Отсюда следует рост напряженности в обществе, проституция, алкоголизм, наркомания, криминальная составляющая.
  • Ресурсная ориентация, в данном примере нефть и газ, безусловно, позволяет иметь высокий доход для всего государства, но при этом, стоит отметить, что ни о каком устойчивом и стабильном экономическом росте речи и идти не может.
  • Усиление разрыва роста экономики между разными регионами. В условиях, когда один регион живет лучше другого, разрушаются связи, и это однозначно не способствует интеграции между регионами.
  • Криминогенная обстановка всего общества в России. В последнее время участились случаи нетрудового дохода, причем это может наблюдаться как среди обычного населения, так и верхушки власти, что сказывается на общей нестабильности и неустойчивости экономики. В такой ситуации вывести национальную экономику из сложившегося кризиса практически невозможно.
  • Проблемы, связанные с уменьшением научно-технического потенциала, как основы роста экономики. На самом деле национальная безопасность РФ находится перед достаточно серьезной угрозой, из-за того, что в последнее время Россия не делала достаточного вклада в наукоемкие отрасли, поэтому необходимого научного потенциала просто нет.
  • Сепаратистские взгляды отдельных территорий, что функционируют по принципу федеративного устройства.
  • Межнациональная и межэтническая напряженность, которая в последнее время только усиливается.
  • Демографический кризис и снижение физического здоровья населения.

Если рассматривать в купе все вышеприведенные угрозы безопасности, видно, что они достаточно тесно связаны. При возникновении одной может стать актуальной следующая, и так далее по цепочке. Ликвидация всех этих проблем необходима для того, чтобы обеспечить сохранение государственности. Но помимо внутренних угроз, особенное внимание стоит уделить и внешним.

Внешние угрозы национальной безопасности России

Что касается проблем извне, то тут все намного проще, и они кажутся более очевидными, так как в основном от их действия страдает вся страна целиком. Среди таких угроз можно отметить следующие:

  • Международный терроризм.
  • Уменьшение роли РФ в мировой политической и экономической жизни, из-за целенаправленных действий как конкретных государств, так и организаций (пример ОБСЕ и ООН).
  • Территориальная экспансия относительно Китая и Японии.
  • Постоянное увеличение военного присутствия НАТО.
  • Размещение вблизи границ России военных сил, в частности США.
  • Повсеместное распространение оружия массового поражения.
  • Ухудшение отношений со странами СНГ, в частности Беларусью и Украиной.
  • Кризис оборонного потенциала страны.
  • Постоянное возникновение военных вооруженных противостояний вблизи границ и стран СНГ, яркий тому пример и военный переворот 2013-2015 гг.
  • Ослабление позиции в сфере телекоммуникаций, из-за ряда стран, которые вкладывают в информационную войну просто колоссальные средства.
  • Активизация на территории РФ иностранных организаций, шпионов и так называемой

Таким образом, внутренние и внешние угрозы обязательно требуют постоянного наблюдения для того, чтобы безопасность была под контролем.

Проявление угрозы со стороны США (Холодная война)

На самом деле, попытки проявления недружественного отношения со стороны США были постоянно, и об этом свидетельствует много фактов, и такие маневры от этой стороны будут продолжаться и далее. этой проблемы вряд ли можно найти, так как интересы РФ и Америки лежат в абсолютно разных плоскостях и понимании происходящего. Но, как уже успели отметить эксперты, Холодная война на самом деле не закончилась, а всего лишь был взят небольшой перерыв, чтобы с новой силой ударить по России.

Многое может пролить свет на последние шахматные рокировки в Восточной Европе и интерес Соединенных Штатов во всем этом. Несмотря на то что ЦРУ имеет 4 базы за пределами Америки, в планах, скорее всего, построить еще одну прямо у границ с Россией, а именно на Украине.

Как видно из последней ситуации в этой стране, украинские структуры некомпетентны, сумасбродны, лживы и ко всему прочему видны откровенные элементы неуважения ни к президенту России, ни к государству в целом. В случае если база ЦРУ будет открыта, то Америка сможет вести разговор с РФ, уже если не на повышенных, то на уверенных тонах. Таким образом, у границ появится опытная, высоко отлаженная структура, которая устанавливала свой порядок более чем в 40 странах.

Конфликт на Украине как прямая угроза

Затрагивая тему "врага у ворот", безусловно, стоит отметить, что военные угрозы национальной безопасности России стали критическими после конфликта на Украине, и это отмечают компетентные службы всего мира.

Итак, предположим, что в планах правительства самой «демократической» страны в мире (по версии ее же самой), действительно стоит строительство баз на Украине. Зачем это нужно и что это даст по факту? На самом деле ответ кроется не только в геополитическом контроле этого региона. Естественно, в этой стране первым делом будет создан специальный центр по подготовке радикалов и террористов, для того чтобы впоследствии они были переброшены в Россию для наведения беспорядков. В данном случае речь идет о тех молодых людях, которых идеологически обрабатывали еще с начала 90-х. Теперь практически большая половина дружественной, братской и когда-то единой страны в составе СССР считает Россию корнем всех бед и главным врагом, поэтому с радостью пойдет обучаться убивать врага на американские полигоны.

Радикалы и террористические организации

Не меньшей проблемой может быть отмечена угроза терроризма и радикализма. Первоочередной задачей таких организаций является обострение градуса напряжения, наведение хаоса, беспорядков и страха в обществе, необходимость раскачивать ситуацию и напрягать обстановку.

Как известно, прямых доказательств того, что США в промышленных масштабах создает террористов, достаточно много, но вот мировая общественность почему-то постоянно закрывает на это глаза (по непонятным причинам). В Афганистане это была Аль-Каида, и ее действия прямым образом были направлены против СССР. После распада необходимость в ней спала, а после был убит и двойной агент ЦРУ Усама Бен Ладен, как лишний и уже ненужный свидетель, но в СМИ он подавался как террорист №1.

Что мы видим в современном мире? Ливия, Сирия, Украина, а дальше кто? А следующей будет Россия, и поможет Америке в этом ИГИЛ. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что угроза терроризма в основном идет только от одного «демократического» государства, которое под прикрытием ярого борца с этими структурами само и создает опасность.

НАТО

Несмотря на то что базы НАТО заполонили весь мир, прямые военные действия с РФ практически исключены. Поэтому со стороны этого блока военные угрозы национальной безопасности России близки к нулю. Об этом может говорить много фактов, и, конечно же, не последнюю роль играет Российский «ядерный кулак». Никто не хочет обрекать всю планету на смерть, а открытие Южного и Восточного фронта как раз может привести к этому. Конечно же, не исключается вероятность активного участия этого блока, если РФ все-таки сможет выдержать экономическую блокаду и санкции, но все же это опять-таки будет не открытая, а подпольная деятельность в подготовке боевиков, террористов и переброска их на территорию. Но, так или иначе, такие внешние военные угрозы, как можно смело расценивать, как потенциальные

Экономическая угроза (санкции)

В ходе последних событий, хочется понять, почему такая крупная, богатая и сильная страна страдает от намеренного экономического воздействия? А проблема в следующем, как говорится, «пришла беда, откуда не ждали». Современная Россия — это сырьевой придаток экономики, но только не собственной, речь идет про экспорт. Удар санкций был настолько спланированным и ощутимым, что были задействованы все мировые рычаги. Это и искусственное снижение цен на нефть со стороны арабских государств, и те ограничения, которая ввела Европа. Современная экономика РФ в большей степени игнорирует потребности гражданина, как и 20 лет назад. Современный бизнес сам по себе производит недостаточно, а зачастую просто торгует своим сырьем или, и того хуже, импортными товарами. Поэтому был сделан упор на самые уязвимые и жизненно необходимые отрасли. Это надо расценивать как толчок к перепрофилированию на восточный рынок, вот только не поздно ли, разве нельзя было предвидеть этот ход?

Современные угрозы

Безусловно, терроризм - угроза национальной безопасности России №1, но если посмотреть в недалекое будущее, то к этой проблеме может прибавиться еще несколько, не менее важных. Уже начиная с 2015 года, РФ может оказаться в самом центре схватки "насмерть" за природные богатства. Мир стал перестраиваться от многополярности к полицентризму, начался рост нестабильности, ожесточение конкуренции между новыми центрами силы. Современный мир вступает в один из самых сложных демографических, экологических и сырьевых периодов. Россия в этой ситуации - очень важный игрок, благодаря своему И никакая военная угроза не страшна лишь тогда, когда с тобой считаются как с равным, а в случае с Россией - когда боятся. Поэтому, сколько бы попыток для ослабления ее геополитических и географических позиций ни проводилось, все они будут сведены на нет. Но благодаря тому, что рост на сырьевое топливо постоянно растет, а газ и нефть, будут оставаться основными источниками энергии и иметь прогнозированную долю 84% до 2030 года, время России еще впереди. Единственная опасность в том, что РФ граничит с 16 государствами, которые то и дело стараются пересматривать свои границы.

Прогноз на будущее

Конечно, отношения Кремля с Брюсселем и Вашингтоном уже никогда не станут прежними. И в ответ на все угрозы НАТО, систем НПРО США, постоянных «цветных» революций в ряде постсоветских стран и у границ России правительство обновило доктрину, где говорится про обеспечение национальной безопасности государства. По этому документу, в ответ на действие сразу будет следовать противодействие, благодаря чему вся страна может спать спокойно и не волноваться за свое будущее.