Что такое бессрочное пользование земельным участком. Прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком

Основаниями возникновения земельных прав и обязанностей п. 1 ст. 8 ГК РФ признает юридически значимые факты, в качестве которых могут выступать либо события или волевые действия, непосредственно не направленные на юридические цели, но с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий, либо непосредственно направленные на возникновение или прекращение правовых отношений юридически значимые действия граждан юридических лиц.

Последние, в свою очередь, подразделяются на односторонние и двусторонние сделки (договоры), административные акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения. Для земельного права, в отличие от гражданского, не имеют значения в качестве правоустанавливающего юридического факта правонарушения, связанные с причинением вреда другому лицу и неосновательным обогащением25.

Согласно ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) право постоянного бессрочного пользования может быть предоставлено только органам государственной власти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям.26

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком нисколько бы не пострадало и не изменилось бы в своем содержании, если бы было названо как право постоянного (бессрочного) использования. С учетом своих особенностей и тенденции к уменьшению списка титульных прав на землю право постоянного (бессрочного) пользования в действительности представляет собой именно право использования, т.е. право, лишенное своего имущественного оборотного содержания. Применительно к объектам недвижимости, расположенным на земельном участке, этим названием - «постоянное (бессрочное) пользование» - фактически завуалирован режим земельного участка как придатка главной вещи - здания, строения, сооружения. Даже при аренде здания земельный участок с таким правом, как постоянное (бессрочное) пользование, -принадлежность главной вещи и следует ее судьбе.27

С введением в действие ЗК РФ возникает много вопросов об объеме полномочий государственных и муниципальных унитарных предприятий по распоряжению предоставленными им в постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, со дня введения в действие ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п.1 ст.20 этого Кодекса. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут быть предоставлены лишь государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Унитарные предприятия, которым земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу нового ЗК РФ, сохраняют за собой такое право в соответствии с п. 3 ст.20 ЗК РФ. Нормы данной статьи исходят из признания ранее возникших прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в отношении тех лиц, которым в настоящее время предоставление указанных прав не предусматривается. Пункт 4 ст.20 ЗК РФ устанавливает запрет лицам, имеющим земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании, осуществлять распоряжение такими земельными участками. Согласно ст.270 ГК РФ к распоряжению земельным участком прямо отнесены передача земельного участка в аренду и безвозмездное срочное пользование. Кроме того, в силу п.2 ст.209 ГК РФ к распоряжению отнесены продажа и залог вещи.

Статья 3 Федерального закона от 25.10.01 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»28 содержит положение о недопущении внесения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Из изложенного можно сделать вывод, что п.4 ст.20 ЗК РФ запрещает совершение всех указанных юридических действий в отношении , принадлежащих унитарному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п.2 ст.3 Закона №137-Ф3 юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ, обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. В отношении унитарных предприятий речь идет о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды. Приведенная норма Закона № 137-ФЗ не предусматривала судебного порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и не содержала иных санкций для предприятий, которые данную норму не исполнят в установленный законодательством срок. Более того, нигде не говорится о прекращении этого права, за исключением добровольного отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в порядке, предусмотренном ст.53 ЗК РФ. Так как в силу п.3 ст.20 ЗК РФ приобретенные права сохраняются, очевидно, что неисполнение указанной обязанности никак на правовом положении субъектов прав не отразится.

Поэтому переоформление права постоянного (бессрочного) пользования целесообразно осуществлять в отношении тех , которыми в будущем необходимо тем или иным образом распорядиться (например, передать в аренду, залог, в уставный капитал хозяйственного общества и т.д.). Статьей 3 Закона № 137-ФЗ установлено, что переоформление права на земельный участок включает: подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права согласно данной статье или подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном ст. 15 или 22 ЗК РФ, при переоформлении этого права в соответствии с пп.2 и 5 ст.22; принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; государственную регистрацию права в соответствии с Законом № 129ФЗ. На уровне Правительства РФ, а также правительств соответствующих субъектов РФ документ, специально регламентирующий порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные права в соответствии со ст. 3 Закона № 137-ФЗ, еще не разработан. Возникает проблема, которая рассматривалась заседания гражданскоправовой секции научно-консультативного совета при ВАС РФ - переходит ли в случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со ст. 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве? С.В. Сарбаш предложил весьма новаторский подход к толкованию ЗК РФ. В частности, было предложено при анализе положений ст. 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ использовать аналогию субъектов права постоянного (бессрочного) пользования с субъектами права хозяйственного ведения. Возможность такой аналогии обоснованы следующими аргументами: 1) обе группы субъектов (и субъекты права постоянного (бессрочного) пользования и субъекты права хозяйственного ведения) - это субъекты ограниченного вещного права. Более того, субъекты права постоянного (бессрочного) пользования, названные в ст. 20 ЗК РФ, так же как субъекты права хозяйственного ведения - это субъекты с «усеченной» гражданской правоспособностью; 2) закон не устанавливает запрета на совершение сделок такими субъектами с иными участниками гражданского оборота, в том числе с теми, которые имеют или могут иметь право собственности на те или иные вещи. Более того, реализация субъектом права хозяйственного ведения своей продукции иному лицу влечет возникновение у приобретателя именно права собственности, а не иного ограниченного вещного права. Следовательно, указанные лица в силу своего статуса и юридического режима распоряжаются чужой собственностью. Таким образом, используя приведенную аналогию, Сарбаш С.В. делает вывод о том, что в случае отчуждения здания, находящегося на земельном участке, принадлежащем отчуждателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, к приобретателю переходит и право собственности на здание, и право собственности на земельный участок. Такой подход позволил бы полностью снять проблемы, связанные не только с государственной регистрацией перехода вещного права на земельный участок, но и проблемы, связанные с налогообложением29.

Однако, по признанию самого Сарбаша С.В., данный подход является весьма радикальным и не свободен от некоторых недостатков. Таким образом, следует признать, что сегодня право постоянного бессрочного пользования переходит к приобретателю объекта недвижимости и считается перешедшим в силу Закона с момента государственной регистрации покупателем права собственности на недвижимость. По результатам проведенного заседания гражданско-правовой секцией Научно-консультативного совета при ВАС РФ от 8 февраля 2010 года № 9 выработаны следующие рекомендации: 1. В случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него переходит принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, даже в том случае, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со статьей 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве. 2.Следует признать, что исключительно в целях налогообложения, лицо должно признаваться плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации вещного права на земельный участок. При этом с позиций гражданскоправовых отношений, переход права постоянного (бессрочного) пользования считается состоявшимся с момента государственной регистрации перехода права собственности на отчужденный объект недвижимого имущества. Таким образом, ЗК РФ резко сократил правовое регулирование институтов вещных прав на землю. ЗК РФ содержит в себе нормы как публичноправового, так и частноправового характера. На наш взгляд, ЗК РФ взял на себя несвойственную ему функцию регулирования гражданских отношений: регулирование вещных прав и оборот земли следовало бы оставить гражданскому праву.

Вследствие такого подхода законодателя мы получили коллизию между нормами двух отраслей права. Так как Земельный кодекс РФ в п. 3 ст. 3 провозгласил, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, специальными федеральными законами».

Использованные источники: 1. Быстров Г.Е., Гусев Р.К. Земельное прaво: учебник. М.: Проспект, 2009. С. 208. 2. Земельный кодекс Российской Федерaции: федерaльный зaкон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрaние зaконодaтельствa РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. 3. Гермaнов A.В. От пользовaния к влaдению и вещному прaву. М.: Стaтут, 2009. С. 23. 4. О введении в действие Земельного кодексa Российской Федерaции: федерaльный зaкон от 25 октября 2001 г. №137-Ф3 // Собрaние зaконодaтельствa РФ. 2001. № 44. Ст. 2363. 5. Сaрбaш С.В. Испoлнeниe взaимныx oбязaтeльств. М.: Стaтут, 2014. С. 7881.

Суханов Г.В.

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком возникло с февраля 1990 года, а с принятием ЗК были сформулированы основные положения его реализации. Согласно редакции 91-го года данные полномочия предоставлялись только юридическим лицам. Лица, заключившие договор бессрочного пользования, и получившие соответствующие земли в советское время, согласно реформе 93-го года, должны были переоформить данные надели в частную собственность путем выкупа или перейти на арендные отношения. Впоследствии понятие бессрочного пользования земельным участком получило закрепление в Гражданском Кодексе и остается действительным на текущий момент. Касательно организаций требование переоформления на другие отношения был сохранен.

Понятие права бессрочного пользования

Юридически постоянное (бессрочное) пользование землей представляет собой один из видов реализации вещных прав лиц, и предполагает выделение некоторых территорий из госфонда или от муниципального образования, а также из состава владений казенных учреждений.

Согласно положениям ФЗ-137 2001 года, организации обязываются переоформить данное право двумя способами:

  1. Путем перевода в частное владение;
  2. Взяв землю в аренду, заключив соответствующее соглашение.

Кто предоставляет

К числу органов, наделенных полномочиями выделения земель, относятся следующие организации:

  • компетентными госорганами;
  • муниципалитетами, другими представителями местных властей;
  • казенными предприятиям;
  • госучреждениями.

Касательно физлиц процесс выделения наделов с правом бессрочного пользования больше не производится. Тем не менее, гражданские лица, получившиенаделы домомента утверждения ЗК РФ, данное полномочие сохранено.

  • Граждане, участки земли которым были выделены до вступления нового законодательства;
  • Государственные образования;
  • Муниципальные учреждения;
  • Областные организации.

Так как в отношении гражданских лиц выделение подобных участков прекращено, пользоваться землей по праву постоянного пользования можно при получении его от хозяйствующего субъекта, наделенного такими полномочиями соответственно от государства.

Читайте также Что собой представляет земельный пай, особенности правового статуса

Полномочия

Статьей 269 ГК определяется круг полномочий лица, владеющего наделом в праве постоянного бессрочного пользования земельным участком:

  • Самостоятельное использование в рамках целевого назначения выделенного надела;
  • Возводить на нем постройки, сооружения, объекты недвижимости;

Особенностью такого владения является закрепление за лицом, построившим объекты недвижимости на участке, частной собственности на возведенные постройки.

Недвижимость, построенная силами владельца участка, подлежит законной регистрации в качестве частной собственности на строительной объект при сохранении ограничений в области распоряжения самой землей.

Ограничения

Право бессрочного пользования земельным участком предполагает наличие ограничений, не позволяющих свободно распоряжаться недвижимостью:

  • Невозможность распоряжаться по личному усмотрению;
  • Запрет на передачу в аренду или безвозмездное владение;
  • Недопустимость оформления залоговым обеспечением, внесением в уставный капитал организаций, созданных на коммерческой основе.

Владельцы подобных участков могут переоформить правовые отношения путем перехода на аренду земли.

Наследование

За лицами, сохранившими право пользования землей на бессрочных условиях, сохранена возможностьпередавать его по наследству. Несмотря на факт запрета на любые действия по переоформлению участка на другое лицо, владелец земельного надела может оформить его в наследство своим преемникам. Это полномочие сохранено только за физическими лицами, так как все организации обязаны переоформить землю путем перехода на аренду. Помимо участка, физическое лицо, являющееся завещателем, может передать свои полномочия на использование всего, что находится на данной территории, включая водные ресурсы, произрастающие растения, кустарники, деревья, животные.

ПРАВО ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ

Такая форма использования земельных участков, как право постоянного (бессрочного) пользования, была исключена из норм Земельного кодекса РСФСР 1991 г. (наряду с правом пожизненного наследуемого владения) Указом Президента от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», которым, в частности, была отменена ст. 12 Земельного кодекса РСФСР, предусматривающая право юридических лиц получать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования. Это привело к тому, что на практике органы местного самоуправления вынуждали юридических лиц заключать договоры аренды на земельные участки, которые уже были предоставлены до принятия Указа Президента от 24 декабря 1993 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования (арендные отношения не обладают такой степенью стабильности, как отношения по использованию земли на праве постоянного (бессрочного) пользования, да и размер арендной платы выше, чем размер платежей за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).

Право постоянного (бессрочного) пользования может возникнуть только в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Основной категорией лиц, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, являются юридические лица. В ряде специальных нормативных актов было прямо предусмотрено, что земельные участки за отдельными видами юридических лиц должны закрепляться на праве постоянного (бессрочного) пользования (в частности, на указанной форме используются соответствующие участки органами пограничной службы, пограничными войсками Федеральной пограничной службы РФ, организациями федерального железнодорожного транспорта, государственными и муниципальными образовательными учреждениями, государственными научными учреждениями и др.).

Земельный кодекс РФ вернулся к существовавшему в Земельном кодексе РСФСР положению о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования исключительно юридическим лицам, правда, значительно ограничив их круг государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, центрами исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование вообще не предоставляются. При этом право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Основаниями приобретения права постоянного (бессрочного) пользования являются:

  • 1. Административный правовой акт - решение уполномоченного государственного или муниципального органа о предоставлении земельного участка указанным в законе лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования.
  • 2. Правопреемство права постоянного (бессрочного) пользования законом при реорганизации юридического лица.
  • 3. Возможно приобретение права постоянного (бессрочного) пользования субъектом при переходе к нему права собственности на здания, сооружения, если прежний собственник указанных объектов недвижимости использовал передаваемый участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Законодатель установил, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующего земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Таким образом, у приобретателя недвижимости автоматически возникает право пользования земельным участком независимо от надлежащего оформления этого права пользователем.

В целом же можно отметить тенденцию современного земельного законодательства к сокращению оснований предоставления земель на иных, кроме права собственности, вещных правах. По сути, законодатель стремится к установлению в отношении прав на земельные участки положения, существующего во многих зарубежных странах, законодательство которых определяет два основных вида прав на землю: право собственности и аренду. Указанная тенденция проявляется и в том, что граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, так же как и землевладельцы, наделены правом оформления их в собственность.

Таким правом обладают граждане, которым земельные участки были предоставлены для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования. Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования принятие решения о предоставлении такого земельного участка в собственность не требуется. Государственная регистрация права собственности на указанные земельные участки производится на основании ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В регистрации права собственности должно быть отказано, если в соответствии с федеральным законом такой участок не может предоставляться в частную собственность. Оформление в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков сроком не ограничивается.

С точки зрения возможности обладания земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования все юридические лица могут быть разделены на три категории:

  • юридические лица, которым и после введения в действие земельного кодекса могут быть предоставлены земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование и которые продолжают использовать ранее предоставленные на этом праве земельные участки;
  • юридические лица, которые могут продолжать использовать предоставленные им до введения в действие земельного кодекса земельные участки и вправе переоформить принадлежащее им право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • юридические лица, которые обязаны переоформить принадлежащее им право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса.

К первой категории юридических лиц относятся государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они не могут быть собственниками земельных участков, и право постоянного (бессрочного) пользования является единственным вещным правом, которое позволяет им на постоянной основе использовать земельные участки (см. п. 1 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

С 16 мая 2008 г. перечень лиц, которые могут использовать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, был расширен за счет включения в него центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий. Такие центры являются юридическими лицами, созданными в организационно-правовой форме фонда, и целями их деятельности являются изучение и публичное представление исторического наследия Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий .

С 25 июля 2008 г. законодатель особо выделил государственные или муниципальные учреждения, учреждения, созданные государственными академиями наук и (или) подведомственные им, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Особые правила предусмотрены для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан или организациям, при которых до 23 апреля 1998 г. были созданы (организованы) садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками. Эти организации вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности в порядке, установленном ст. 28 ФЗ от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Законодательно срок реализации права переоформления не установлен. Решение о переоформлении принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого участка.

Также переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается. Такое переоформление производится в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ.

ФЗ от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» перечень юридических лиц, которые могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность был расширен. Такое право приобрели юридические лица, имеющие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). До 1 января 2015 г. указанные лица могут переоформить принадлежащее им право в соответствии с правилами, установленными ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» все остальные юридические лица (за исключением перечисленных выше) были обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на ранее предоставленные земельные участки на право аренды или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 г. Религиозные организации, кроме того, могут переоформить на право безвозмездного срочного пользования. В данном случае для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на ранее предоставленный земельный участок заинтересованное юридическое лицо подает заявление о предоставлении ему земельного участка на выбранном им праве. Порядок рассмотрения такого заявления и принятия решения установлен в ст. 36 ЗК РФ.

По общему правилу приобретение юридическими лицами земельных участков в собственность в результате переоформления ранее предоставленного права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется за плату. Согласно п. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъекты РФ вправе установить случаи бесплатного предоставления религиозным организациям в собственность земельных участков, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование. Во всяком случае религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно. Кроме того, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие ЗК РФ в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, бесплатно предоставляются в собственность указанных организаций. Также земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

Действующее в настоящее время законодательство позволяет сделать вывод, что с истечением срока переоформления прав (1 июля 2012 г.) право постоянного (бессрочного) пользования не прекращается и нет оснований для заявления требований о принудительном прекращении этого права (право постоянного (бессрочного) пользования является вещным правом, и основания для его принудительного прекращения могут быть установлены исключительно федеральными законами ). Поскольку землепользователю предоставлена возможность определиться с правовым титулом, приобретаемым в результате переоформления постоянного (бессрочного) пользования, то до выбора землепользователем права, на котором он желает использовать принадлежащий ему земельный участок, нельзя его принудить к переоформлению принадлежащего ему постоянного (бессрочного) пользования. Для стимулирования деятельности юридических лиц, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, по переоформлению принадлежащих им прав КоАП РФ дополнен статьей, предусматривающей ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (ст. 7.34). Также необходимо расширить перечень оснований для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования (см. п. 2 ст. 45 ЗК РФ).

Владение и пользование земельным участком землепользователем осуществляется в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актами о предоставлении участка в пользование.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке здания, сооружения и другого недвижимого имущества. Здание, сооружение, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Если нормы ГК РФ закрепляли право лица, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, ограниченно распоряжаться участком (передавать его с согласия собственника участка в аренду или безвозмездное срочное пользование), то ЗК РФ определил, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (ч. 4 ст. 20). Более того, в ч. 6 ст. 3 Закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» подчеркивается, что не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке.

На земельные участки, включая и постоянное (бессрочное) пользование ими, с 01.03. 2015 внесены принципиальные изменения. Зачем это сделано, каковы истоки права бессрочного пользования землей – все эти вопросы рассматривает предлагаемая статья.

Когда возникло право на постоянное бессрочное пользование земельным участком

В советский период, когда господствовала исключительно госсобственность на землю, использовать ее как гражданам, так и юрлицам можно было только по праву пользования, причем бесплатного. Вспомните, кто жил в СССР, как в ее Конституции говорилось о земле, переданной колхозам в «вечное пользование».

Собственно же титул "постоянное бессрочное пользование земельным участком" впервые был введен в союзное законодательство о земле в феврале 1990 г., а затем повторен в ЗК РСФСР от 1991 г. Само его появление было следствием той сложной политической борьбы, которая велась между реформаторскими силами во главе с Б. Ельциным и приверженцами старой советской системы. Последние, понимая неизбежность грядущей приватизации госсобственности, стремились создать условия для передачи новым собственникам только объектов недвижимости без земельных участков под ними, что могло стать базой для возврата к прежним порядкам в случае реванша.

Как развивалось рассматриваемое право в РФ до принятия ЗК РФ

Российские власти изначально рассматривали его как пережиток советской системы и неоднократно предпринимали попытки исключить из российского земельного законодательства.

В ЗК РСФСР от 1991 г. право бессрочного пользования земельным участком давалось только юрлицам. Граждане же, получившие землю по нему еще по советскому законодательству, законом РФ о земельной реформе от 1993 г. обязывались переоформить ее в собственность или взять в аренду. Тем же законом запрещалось предоставление земельных участков на этом виде права.

Однако вновь принятый в 1994 г. ГК РФ снова ввел этот титул применительно к гражданам, который и сохраняется в нем по настоящее время. Достаточно вспомнить, что это были за годы, чтобы понять, как политическая борьба отражалась в изменениях законодательства.

Что внес в рассматриваемое право ЗК РФ в год его принятия

Во-первых, он сохранил его в главе 4, посвященной ограниченным правам земельной собственности. Во-вторых, ЗК РФ подтвердил запрет передачи на этом праве новых участков гражданам, подтвердив при этом его сохранение у граждан и юрлиц, если оно возникло до введения ЗК. При этом было специально подчеркнуто отсутствие права у граждан и юрлиц распоряжаться такими участками.

Одновременно был издан специальный закон о процедуре введения ЗК РФ в действие, которым гражданам была предоставлена возможность переоформить бесплатно земельные участки в бессрочном пользовании в полную собственность. Юрлица этим же законом обязывались переоформить такие же свои участки в арендуемые или выкупить их. Сроки на переоформление бессрочного пользования земельным участком для юрлиц несколько раз сдвигались, пока в 2013 г. в КоАП РФ не была введена ответственность за срыв этих сроков в виде админштрафа от 20 тыс. до 100 тыс. рублей. Эта мера наконец заставила большинство российских юрлиц переоформить свое устаревшее земельное право.

Как изменилось рассматриваемое право в 2015 году

Итак, многолетняя борьба российских властей против права граждан на постоянное бессрочное пользование земельным участком наконец завершилась. Этот титул с 01.03.2015 года исключен из наименования главы 4 ЗК РФ, а все ее пункты, в которых упоминалось о нем применительно к гражданам и юрлицам, аннулированы. Однако ЗК РФ не исключил его окончательно из системы земельных прав.

В новой его статье 39.9 перечислены органы и организации, которые по-прежнему могут получать землю исключительно на этом виде права. Среди них отсутствуют граждане и юрлица с негосударственной формой собственности.

Другие виды пользования земельными участками по ЗК РФ

Обновленный ЗК оставил в силе такой вид права пользования землей, как сервитут. Одновременно были несколько модифицированы и некоторые статьи ГК РФ, относящиеся к нему. Так, теперь заключать соглашение о сервитуте можно не только с собственником участка, но и с его землепользователем (арендатором), если срок сервитута не превышает срока аренды. В ГК введена новая глава 5.3 с порядком заключения и содержанием соглашения о сервитуте для участков, принадлежащих государству.

Также ЗК РФ оставил в силе положения, относящиеся к такому виду права, как безвозмездное пользование земельными участками.

О терминологии в отношении пользования землей

В ЗК РФ отсутствует понятие «безвозмездное бессрочное пользование земельным участком», так как на все виды безвозмездного использования государственной или муниципальной земли ст. 39.10 установлены определенные сроки. Этот термин, не являющийся выражением какого-либо нового вида права на землю, используется в двух законах, принятых в августе 1996 года и относящихся к научной политике, а также к высшему и профобразованию. Некоторые специалисты считают его введение свидетельством низкой правовой культуры тогдашних законодателей. По мнению автора, он может применяться к тем участкам (дачным, садовым, огородам), которыми пользуются (по документально подтвержденному праву) граждане, не торопящиеся зарегистрировать свою собственность на них. Ведь физлица не ограничены в этой процедуре ни сроками, ни штрафами. Пользоваться своими участками безвозмездно они могут, а распоряжаться - нет. Законодатель, принимая во внимание нерасторопность граждан, согласен с тем, что право пользования в принципе существует, рассчитывая в дальнейшем на исключение его из сферы земельных отношений.

Бездоговорной характер пользования землей на бессрочной основе

Термин «бессрочное» в названии этого вида земельного права означает использование земли (эксплуатация ее согласно целевому назначению) без какого-либо ограничения сроков такого использования. И в этом заключается его различие с безвозмездным пользованием землей, для всех видов которого ЗК РФ устанавливает конкретные сроки, хотя «безвозмездность» характеризует и бессрочное пользование также. Она отграничивает этот правовой институт от «возмездной» аренды земли; при этом осуществление бессрочного в отличие от безвозмездного пользования и от аренды происходит на недоговорной основе.

Ведь в основание пользования земельным участком в тот период, когда это право предоставлялось гражданам, ложились не договоры, а решения (акты) различных органов власти о передаче сельхозугодий садоводческим и дачным товариществам и кооперативам. Именно тогда миллионы граждан получили в свои руки заветные 6 соток. При этом на руках у большинства из них до сих пор нет никаких правоустанавливающих документов, тем более каких-либо договоров. Поэтому понятие "договор бессрочного пользования земельным участком" относится к юридически бессодержательным.

Требования ЗК РФ к гражданам, бессрочно пользующимся землей

Гражданам, осуществляющим постоянное бессрочное пользование земельным участком, предоставлена возможность регистрации права собственности на него. Она устанавливается вышеупомянутым законом 2001 года о вводе в действие ЗК РФ. При этом не имеет значения указание или отсутствие в документе (акте, свидетельстве), который устанавливает первоначально или удостоверяет действующее право гражданина на пользование участком, вида самого права, на котором он ему предоставлен.

Граждане, осуществляющие фактическое пользование земельным участком, принадлежащим государству или муниципалитету, с расположенными на нем их собственными объектами недвижимости, также могут зарегистрировать свою собственность на сам этот участок.

"Дачная амнистия"

Поскольку после прошедших с момента принятия ЗК РФ нескольких лет процесс регистрации гражданами своей собственности на земельные участки в их пользовании явно не приобрел нужного размаха, а государству нужно было расширять базу для сбора земельного налога, то было принято решение упростить процедуру такой регистрации и изложить ее в специальном законе. Он был принят в 2006 году и получил в народе емкое наименование «дачной амнистии». Он позволял оформить в собственность по упрощенной процедуре не только дачные и гаражные земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании, но и дома и гаражи на них.

Срок завершения «дачной амнистии» неоднократно продлевался. Последний раз это было сделано уже в текущем году. Окончательный срок ее проведения установлен до 1.03.2018 года.

Почему тормозится «дачная амнистия»

Дело в том, что для регистрации права собственности на дачный или гаражный участок требуется, кроме любого правоустанавливающего документа, предоставлять еще и кадастровый план участка в двух экземплярах. Стоимость и продолжительность кадастровых работ и стали тем основным фактором, который сделал граждан маловосприимчивыми к радужным возможностям «дачной амнистии».

Кроме того, хоть какой-нибудь, но все же правоустанавливающий документ на участок предоставлять нужно. Им может быть акт о предоставлении участка в постоянное пользование, любое постановление/распоряжение/решение о предоставлении участка, наконец выписка из похозяйственной книги. Однако у большинства садоводов и дачников никаких документов нет, кроме, может быть, книжек садовода.

Все эти обстоятельства и тормозят процесс, вынуждая власти изобретать новые стимулы для населения вроде так называемой новой дачной амнистии.

Переоформление собственности на земельные участки в пользовании юрлиц

Как уже отмечалось, законом о введении ЗК РФ юрлица обязываются выкупить или взять в аренду такие участки до 01.01.2012. За нарушение сроков переоформления предусмотрена админответственность в виде штрафа. Для товариществ садоводов, огородников или объединений дачников, а также гаражных кооперативов срок переоформления бессрочного пользования неограничен.

Если бессрочное пользование переоформляется на аренду, то плата за нее устанавливается в размере 2 %, а для участков из состава сельхозземель - 0,3 % от кадастровой стоимости арендуемых участков. При изъятии или ограничении участка в обороте плата за его аренду равна 1,5 % той же стоимости. Изменять эти величины можно только при изменении кадастровой стоимости.

Тем лицам, которые пользовались участками с различными линейными объектами, срок переоформления бессрочного пользования установлен до 01.01.2016. Если они успели переоформить право пользования участками на право их аренды до 01.01.2012, то они также могут выкупать арендуемые участки по льготной цене в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости. Для Москвы и Санкт-Петербурга эта льготная цена увеличена до 20 % от кадастровой стоимости.