Гражданская процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства. Ст.399 ГПК РФ

Полный текст ст. 399 ГПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 399 ГПК РФ.

1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.

2. Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства.

3. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право.

4. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

5. Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью.

Комментарий к статье 399 ГПК РФ

1. Гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность не следует смешивать с аналогичными понятиями в материальном праве. Этим обстоятельством обусловлена необходимость регулирования вопросов процессуальной правоспособности и дееспособности применительно к иностранным лицам в гражданском судопроизводстве.

Личным законом определяется процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных лиц как предпосылка их участия в гражданском судопроизводстве. Процессуальное же положение иностранных лиц определяется по российскому закону.

2. Дополнительными критериями для определения личного закона гражданина, имеющего несколько иностранных гражданств, по месту его жительства могут служить место его работы, нахождения семьи, принадлежащей ему недвижимости, т.е. личным законом признается закон государства, с которым он наиболее тесно связан.

Аналогичные правила применяются к лицам без гражданства, личный закон которых также определяется местом их постоянного жительства или обычного места пребывания. Этими признаками определяется наиболее устойчивая связь лица без гражданства с тем или иным государством.

Если лицо без гражданства находится на территории Российской Федерации и здесь же обращается за судебной защитой, имея постоянное место жительства в другой стране, то его гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность будут определяться по законам той страны.

При отсутствии у лица без гражданства постоянного места жительства личный закон определяется по месту его обычного, наиболее часто повторяющегося пребывания, определяемого по отметкам таможенных органов.

3. Если личный закон не подтверждает процессуальной дееспособности иностранного лица, а в соответствии с законодательством Российской Федерации оно ею обладает, то иностранное лицо признается обладающим процессуальной дееспособностью. Законодатель при этом исходит из приоритета национального режима регулирования процессуального положения иностранных лиц, участвующих в российском судопроизводстве. В таком виде произведено изъятие из общего правила, связанного с участием в деле, выдачей доверенности и другими процессуальными действиями.

Как уже отмечалось, коллизия связана с тем, что правоспособность и дееспособность иностранных лиц определяется их личным законом, в то время как процессуальное положение устанавливается законодательством Российской Федерации. По личному закону иностранный гражданин может не располагать полной дееспособностью (например, по причине недостаточного возраста), а организация может не иметь статуса юридического лица. При наличии у них процессуальной дееспособности по российскому законодательству названные обстоятельства не могут служить основанием для прекращения производства по делу.

§ 2. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства, процессуальная правоспособность иностранных организаций и международных организаций

1. Предоставление иностранным гражданам, юридическим лицам, лицам без гражданства национального режима
Гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации устанавливает национальный правовой режим в области защиты прав и интересов иностранных граждан, организаций и лиц без гражданства.
Национальный режим означает, что иностранным гражданам, предприятиям, организациям и лицам без гражданства предоставляется такой же режим, как и для физических и юридических лиц РФ, на них распространяются одинаковые процессуальные права.

Национальный режим не предусматривает введение каких бы то ни было условий в виде требования о проживании на определенной территории и проч. В некоторых государствах существует правило, согласно которому иностранец, предъявляя иск в суд, должен внести денежный залог в обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик, если в удовлетворении иска будет отказано*(243). В российском процессуальном законодательстве подобных требований не содержится.
Положение о национальном режиме отражается как в российском гражданском процессуальном законодательстве, так и в международных договорах. Так, в соответствии с ГПК иностранные граждане, лица без гражданства имеют право обращаться в суды Российской Федерации и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами. Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны (ч. 1 ст. 1). И далее в рассматриваемой Конвенции отмечается, что граждане каждой Договаривающейся Стороны, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, иные учреждения других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны (ч. 2 ст. 1).
Национальный режим устанавливается двусторонними международными договорами. Например, в Договоре между РСФСР и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам отмечено, что граждане одного из государств договора пользуются на территории другого государства в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этого государства. Следовательно, граждане имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы и иные учреждения другого государства, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и собственные граждане (ст. 1)*(244). Аналогичным образом определяется национальный режим в других двусторонних договорах*(245).
Национальный режим может быть установлен и применительно к отдельным видам отношений. Так, национальный режим в наследовании установлен Договором между СССР и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. В названном Договоре отмечается, что граждане одного государства приравниваются в правах к гражданам другого государства, проживающим на его территории, в отношении приобретения по наследству имущества, находящегося на территории другого государства, и прав, которые должны быть там осуществлены, а также в отношении способности составления и отмены завещания на такое имущество и такие права. Имущество и права переходят к ним при наследовании по закону и по завещанию на тех же условиях, какие установлены для собственных граждан, проживающих на территории этого государства (ст. 24УЧ246).
В силу наличия национального режима на иностранных граждан, лиц без гражданства распространяются положения внутреннего гражданского процессуального законодательства, а также положения международных договоров. Однако действует правило о преимуществе положений международных норм над нормами внутреннего, российского права. Ответные ограничения могут быть установлены в отношении граждан, предприятий и организаций тех государств, в которых допускаются специальные ограничения гражданских процессуальных прав российских граждан, предприятий и организаций.
2. Терминология
Для изложения гражданских процессуальных прав иностранцев, лиц без гражданства необходимо определить субъектов, подпадающих под действие разд. V ГПК.
В соответствии со ст. 11 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР»
иностранными гражданами признаются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ, лицами без гражданства — лица, не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
Применительно к иностранным предприятиям, учреждениям российское законодательство не использует термин «юридическое лицо».
Новый ГПК, определяя гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства, процессуальную правоспособность иностранных организаций и международных организаций, вводит понятие личного закона: «Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом» (ч. 1 ст. 399 ГПК). Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью (ст. 399 ГПК).
Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации также определяется личным законом. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена. На основе личного закона иностранной организации определяется ее процессуальная правоспособность. Иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, может быть на территории Российской Федерации признана правоспособной в соответствии с российским правом. Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации (ст. 400 ГПК).
3. Осуществление процессуальных прав иностранцами, лицами без гражданства
Иностранные граждане, лица без гражданства могут участвовать в гражданском судопроизводстве лично или через представителя. Если представителем является российский гражданин, то он наделяется полномочиями в общем порядке, установленном ГПК. В Российской Федерации действует Инюрколлегия, которая осуществляет представительство по делам с «иностранным элементом». Однако иностранцы и лица без гражданства вправе привлечь к процессу адвоката другой страны либо любого российского адвоката, обладающего полномочиями на ведение дела в суде. В этом случае вопрос о допуске такого представителя решается в каждом случае индивидуально судьей в порядке, установленном ГПК.
Полномочия представителя во всех названных случаях оформляются доверенностью. В связи с этим представитель может быть наделен как общими, так и специальными полномочиями.

2. Гражданская процессуальная дееспособность иностранцев и лиц без гражданства определяется их личным законом.

3. Личным законом иностранца является право государства, гражданином которого он является.

4. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается закон государства, с которым он наиболее тесно связан, в том числе в котором гражданин имеет место жительства.

5. Личным законом лица без гражданства считается закон государства, в котором лицо имеет постоянное место жительства, а при отсутствии такового - закон государства его обычного местопребывания.

6. Лицо, не являющееся по своему личному закону процессуально дееспособным, может быть на территории Республики Казахстан признано дееспособным, если оно в соответствии с законом Республики Казахстан обладает процессуальной дееспособностью.

1. Реализовать право на судебную защиту может только лицо, обладающее гражданской процессуальной дееспособностью.

Понятие о гражданской процессуальной дееспособности в отношении граждан Республики Казахстан дано в части первой статьи 45 ГПК: способность своими действиями самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.

Специальная статья, посвященная гражданской процессуальной дееспособности, служит реальной гарантией осуществления права иностранных граждан и лиц без гражданства на судебную защиту в Республике Казахстан.

2. В рассматриваемом случае «личный закон» определяет критерии, по которым у иностранного гражданина возникает способность лично или через представителя осуществлять процессуальные права, выполнять обязанности. К примеру, по общим требованиям законодательства Республики Казахстан гражданская процессуальная дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-ти летнего возраста, со времени вступления в брак до достижения 18-ти лет (пункт 1 статьи 17 ГК) и в иных случаях.

3. Применительно к «двойному» гражданству (пункт 3) комментируемая статья предусматривает особенности: если гражданин наряду с гражданством иностранного государства имеет и гражданство Республики Казахстан, его личным законом считается закон Республики Казахстан. Принадлежность такого лица к гражданству иностранного государства не признается судами Республики Казахстан. Такая особенность определена требованием статьи 3 Закона «О гражданстве Республики Казахстан», где прямо предусмотрено, что за гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства.

Имеет эта статья и практическую значимость, поскольку договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам тоже не регулируют вопросы гражданской процессуальной дееспособности. Они включают только норму о гражданской дееспособности, которая определяется по закону страны, гражданином которой является это лицо.

Комментируемая статья предусматривает, что при наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается закон государства, с которым он наиболее тесно связан.

Это относится к тем случаям, когда гражданин не имеет гражданства Республики Казахстан. Неоднозначное толкование в контексте части третьей комментируемой статьи может вызвать словосочетание «тесно связан».

Пункт 1 статьи 1094 главы 62 «Коллизионные нормы» ГК предусматривает, что «Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. При наличии у лица двух или более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано». В гражданском праве эта норма отнесена к коллизионной, особенность структуры которой определяет ее понимание и толкование.

Представляется, что в рассматриваемом случае закон государства, с которым гражданин тесно связан, будет определяться в зависимости от гражданско-правовых отношений, рассматриваемых в судебно-процессуальном порядке.

К примеру, рассматриваемые судом правоотношения носят обязательственный характер, основанный на двухстороннем договоре. Для определения «тесной связи» гражданина и государства следует подвергнуть тщательному анализу договор, к примеру - по признакам места заключения, исполнения и других условий, с целью установления того, на основе законов какого государства заключался этот договор.

Следовательно, эти законы будут являться личными законами иностранного гражданина применительно к комментируемой норме.

4. Процессуальная дееспособность лица без гражданства в силу комментируемой статьи определяется по закону государства постоянного места жительства, при отсутствии постоянного места жительства - по закону государства его обычного пребывания. Представляется, что при отсутствии у лица без гражданства постоянного места жительства личный закон определяется по месту его обычного, наиболее часто повторяющегося пребывания, определяемого, к примеру, по отметкам таможенных органов.

5. Часть пятая комментируемой нормы особенно подчеркивает демократичность судебной защиты в Республике Казахстан, допускающей судебную защиту не по критерию, предъявляемому личным законом лица, а позволяет осуществить судебную защиту по критериям процессуальной дееспособности гражданина Республики Казахстан.

Доказывая, что вправе получить судебную защиту в судах Республики Казахстан, иностранный гражданин обязан представить документ, свидетельствующий о его процессуальной недееспособности по личному закону. Такой документ оценивается судом с точки зрения наличия оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан для признания лица процессуально дееспособным.

К примеру, возраст, с которого гражданин Японии вправе осуществлять судебную защиту самостоятельно - 20 лет (статья 28 Гражданского процессуального кодекса Японии и статья 4 Гражданского кодекса Японии), в Казахстане 19-летний японец будет вправе самостоятельно осуществлять судебную защиту, поскольку возраст дееспособности, в том числе процессуальной, в Казахстане - с 18-и лет.

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства предопределяется размерами их правоспособности и дееспособности, основополагающими частями которых выступают гражданская и гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность.

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность являются необходимым условием для возникновения гражданских процессуальных правоотношений независимо от гражданства их участников. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела представителю в разных странах может возникать с разного возраста.

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяются, в соответствии со ст. 399 ГПК РФ, их личным законом (lexpatria), т.е. правом страны, гражданство которой он имеет, или соответственно правом страны, в которой лицо имеет место жительства. Такое правило устанавливает исключение из общего правила (lexfori) о неприменимости иностранного права в гражданском судопроизводстве.

Гражданская процессуальная дееспособность для иностранных граждан определяется законом страны гражданства, а в отношении лиц без гражданства - законом страны, в которой это лицо имеет место жительства.

В то же время судам нет необходимости в каждом случае определять, является ли иностранный гражданин или лицо без гражданства полностью дееспособным в соответствии с личным законом, поскольку его гражданская процессуальная дееспособность может быть определена ст. 37 ГПК РФ (ч. 5 статьи).

В случае если иностранный гражданин или лицо без гражданства не являются полностью дееспособными по российскому праву, их гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность определяются их личным законом, в соответствии с которым они могут обладать гражданской процессуальной право- и дееспособностью.

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.

Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства.

Нормы статьи не следует путать с нормами об определении материальной право- и дееспособности.

Порядок определения гражданской правосубъектности установлен ст. 1195 ГК РФ, в соответствии с которой личным законом физического лица считается право той страны, в которой это лицо имеет гражданство. Если лицо вместе с гражданством России имеет и иностранное гражданство, его личным законом выступает право России. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право.

Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

Гражданская дееспособность физического лица в соответствии со ст. 1197 ГК РФ определяется его личным законом. Место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства подтверждается соответствующим документом (паспортом и т.п.).

Регулируется главной 43 ГПК. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее также в настоящем разделе - иностранные лица) имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Производство по делам с участием иностранных лиц осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом. Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена. На основе личного закона иностранной организации определяется ее процессуальная правоспособность. Иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, может быть на территории Российской Федерации признана правоспособной в соответствии с российским правом. . Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации. АПК: Статья 254. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц Иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации. Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации по правилам подведомственности и подсудности, установленным настоящим Кодексом, для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. . Иностранные лица, участвующие в деле, должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан. В праве большинства государств определение гражданско-правового и гражданско-процессуального положения иностранцев основано на принципе национального режима. Практически везде закреплено право иностранцев на судебную защиту и свободный доступ в суды. Однако в праве западных государств уже давно существует институт cautio iudicatum solvi (судебный залог), т. е. возложение на истца-иностранца обязанности предоставить обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик в случае отказа истца от иска или проигрыша им процесса (Франция, Испания, Австрия, ФРГ, Великобритания, Польша, Чехия). Во всех этих государствах предусмотрена возможность освобождения иностранцев от внесения залога на основе принципа взаимности, закрепленного в международных соглашениях. Основания освобождения иностранцев от внесения залога закреплены и в национальном законодательстве: на основе принципа взаимности; при наличии у истца-иностранца имущества на территории страны суда (в первую очередь – недвижимости); постоянное проживание в стране суда; «право бедности». В российском законодательстве отсутствует институт cautio iudicatum solvi – истцы-иностранцы освобождены от бремени судебного залога в российских судах независимо от взаимности. Процессуальное положение государства как участника гражданского процесса основано на его суверенитете. Суверенитет государства предопределил появление теории государственного иммунитета. Перечислим виды иммунитетов государства: иммунитет от иностранной юрисдикции; иммунитет от предварительного обеспечения иска и принудительного исполнения иностранного судебного решения; иммунитет от применения иностранного права; иммунитет собственности государства и доктрина акта государства. В настоящее время в мире применяются две теории государственного иммунитета: доктрина абсолютного иммунитета и доктрина функционального (ограниченного) иммунитета. Доктрина абсолютного иммунитета государства закреплена в законодательстве РФ (ст. 401 ГПК, ст. 251 АПК). Эти процессуальные положения признают абсолютный иммунитет иностранного государства на территории РФ и устанавливают возможность привлечь любое иностранное государство к ответственности в судебных органах РФ при наличии явно выраженного согласия этого государства. Таким образом, российское процессуальное право основано на концепции «договорного, дипломатического» отказа от иммунитета. Это противоречит положениям ст. 124 и 1204 Гражданского кодекса – государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных началах со своими частными партнерами. В договорной практике РФ используется доктрина функционального иммунитета. В двусторонних международных соглашениях о взаимной защите иностранных инвестиций закреплен добровольный и явно выраженный отказ российского государства от своего иммунитета (договоры Российской Федерации с Венгрией, США, Южной Кореей). Привилегии и иммунитеты дипломатических и консульских должностных лиц закреплены в МПП и неразрывно связаны с суверенитетом государства. Официальные представители государства должны иметь в другом государстве возможность свободно выполнять свои функции как представители суверенного государства. На этом основано их освобождение от гражданской юрисдикции в государстве пребывания. Однако в международном праве предусмотрены и изъятия из дипломатических и консульских иммунитетов. Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и консульских сношениях 1963 г. содержат перечень оснований для отказа в предоставлении иммунитетов по гражданским делам.