Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях. Отношения по обязательному социальному страхованию работников

1. Нормальная продолжительность рабочего времени относительно законодательства не может превышать …
8 часов в день
8 часов в смену
40 часов в неделю
28 календарных дней в месяц
300 календарных дней в год

2. В случае регистрации брака, рождения ребёнка или смерти близких родственников работник имеет право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до …
3 календарных дней
5 календарных дней
1 недели
10 календарных дней

3. В стаж работы, дающей право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включается время …
вынужденного прогула при незаконном увольнении и последующем восстановлении на работе
болезни работника
отпуска по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста

4. Ночное время продолжается с … часов
23.00 до 6
22.00 до 5
22.00 до 6

5. В рабочее время не включается …
перерыв для кормления женщиной ребенка до полутора лет
перерыв для отдыха и питания
междусменный перерыв

6. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней …
работникам предоставляется дополнительный день отдыха по усмотрению работодателя
выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день
работник использует нерабочий праздничный день, а выходной день добавляется к отпуску

7. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее … часов
12
24
36
42
48

8. В обеденный перерыв (перерыв для отдыха и питания) работник вправе покидать территорию работодателя
да
нет
да, но с разрешения работодателя (его представителя)

9. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается …
трудовым договором
коллективным договором
правилами внутреннего трудового распорядка

10. По письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая … календарных дней
14
21
28

11. Если работник, нуждающийся согласно медицинскому заключению во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, работодатель обязан …
на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности), но без начисления заработной платы (за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством)
на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы
расторгнуть трудовой договор с работником в соответствии с п. 8 ч.77 ТК РФ

12. По причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение условий трудового договора по инициативе работодателя, за исключением изменения …
структурного подразделения, в котором трудится работник
определенных сторонами условий оплаты труда работника
трудовой функции работника

13. В случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника, если это влечет за собой невозможность исполнения им обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, последний …
может уволить работника в соответствии с п. 7 ч.1 ст.77 ТК РФ
может отстранить работника от работы с сохранением средней заработной платы
обязан отстранить работника от работы без начисления заработной платы

14. Если одно из подразделений организации расположено в другой местности, перевод туда работника этой организации …
возможен без согласия работника
возможен только с согласия работника
невозможен

15. Изменение определенных сторонами условий трудового договора …
не допускается
допускается по соглашению сторон трудового договора, заключаемому в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ
допускается только по инициативе работодателя в случаях, установленных ТК РФ

16. Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, являются …
предшествующими трудовым правоотношениям
сопутствующими трудовым правоотношениям
вытекающими из трудовых правоотношений

17. Правоотношения по трудоустройству …
предшествуют трудовым правоотношениям
сопутствуют трудовым правоотношениям
вытекают из трудовых правоотношений

18. Основание возникновения трудового правоотношения
заключение трудового договора
заключение трудового договора или фактическое допущение к работе
заключение трудового договора, избрание на должность и судебное решение о заключении трудового договора

19. Юридическое содержание трудового правоотношения составляет (ют) …
субъективные права и обязанности работника и работодателя
ответственность сторон трудового правоотношения
юридические факты, лежащие в основании указанного правоотношения
выполнение трудовой функции работником
коллективный труд работников организации

20. В качестве работодателя – стороны трудового правоотношения может выступать …
физическое лицо либо любое обособленное подразделение юридического лица (организации)
юридическое лицо (организация) либо физическое лицо в случаях, установленных федеральными законами
физическое лицо либо юридическое лицо (организация), иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры в случаях, предусмотренных федеральными законами

21. По общему правилу вступать в трудовое правоотношение в качестве работника можно с … лет
19
14
15
16
18

22. Работник обязан возместить работодателю причиненный ему …
ущерб, связанный с затратами либо излишними выплатами на приобретение или восстановление уничтоженного (поврежденного) имущества
прямой действительный ущерб
прямой действительный ущерб и упущенную выгоду

23. При нарушении установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, определяемом …
коллективным договором или трудовым договором, но не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных сумм за каждый день задержки
коллективным договором, соглашением, но не ниже 1/365 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки
трудовым договором, но не ниже 1/183 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки

24. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже …
стоимости имущества по бухгалтерским документам с учетом степени износа этого имущества
первоначальной стоимости имущества
минимального размера оплаты труда

25. Обстоятельство, исключающее материальную ответственность работника
его низкая квалификация
возникновение ущерба в случае нормального хозяйственного риска
непродолжительность работы на данном месте
отсутствие договора о полной материальной ответственности

26. По общему правилу, работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб …
в полном объёме
двойном объёме
в объёме прямого действительного ущерба, но не более 100 МРОТ

27. Материальная ответственность сторон трудового договора может конкретизироваться …
локальными нормативными актами
трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему
дополнениями к трудовому договору или прилагаемыми к трудовому договору соглашениями гражданско-правового характера

28. Состав комиссии по расследованию несчастных случаев утверждается …
приказом (распоряжением) работодателя, если иное не предусмотрено ТК РФ
приказом федеральной инспекции труда
совместным актом работодателя и представительного органа работников, если иное не предусмотрено ТК РФ

29. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты обеспечивается …
представительным органом работников (выборным органом первичной организации)
федеральной инспекцией труда
работодателем

30. Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к травме — это … производственный фактор
вредный
опасный
тяжелый

31. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливаются …
Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Правительством РФ с учетом мнения общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов
Минздравсоцразвития России с учетом мнения общероссийских профсоюзов

32. Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда – это …
аттестация рабочих мест по условиям труда
сертификация рабочих мест по условиям труда
экспертиза условий труда

33. Определение принципов трудового права
приведено в ТК РФ
заимствовано из ГК РФ с учетом специфики трудовых отношений
является доктринальным и сформулировано правовой наукой

34. Коллективный договор, заключенный в муниципальном унитарном предприятии, является …
нормативно-договорным актом
локальным нормативным актом
актом органа местного самоуправления, содержащим нормы трудового права

35. Если нормы вновь принятого федерального закона, содержащего нормы трудового права, противоречат ТК РФ, то они …
применяются только при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ
не применяются
применяются независимо от внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ

36. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если …
об этом есть указание в нормативном акте федерального органа исполнительной власти в области обороны
в установленном ТК РФ порядке они выступают в качестве работодателей
они исполняют свои обязанности во вредных и опасных условиях труда

37. В систему трудового права не входит институт …
договора поручительства
ученического договора
трудового договора

38. Под принципами трудового права понимаются …
правовые приёмы, средства, с помощью которых осуществляется регулирование отношений общественной организации труда
нормативно правовые акты в сфере труда
предмет и метод трудового права в совокупности
нормы общей части трудового права
выраженные в этой отрасли права исходные начала и основные положения, определяющие её единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития системы норм трудового права.

39. Трудовые отношения основаны на …
договоре личного найма
трудовом договоре
договоре подряда

40. В предмете трудового права центральное место занимают …
отношения по заключению трудового договора
трудовые отношения
отношения по организации труда
отношения социального партнёрства

41. Признак метода трудового права
юридическое равенство сторон трудового договора
фактическое равенство сторон трудового договора
отношение власти и подчинения, когда властными функциями обладает работодатель, а обязанным лицом выступает гражданин, сначала поступающий на работу, а в дальнейшем – осуществляющий трудовую деятельность
равенство сторон при заключении трудового договора и подчинение воле работодателя а процессе труда
отношение власти и подчинения, когда властными функциями обладает работник, а обязанным лицом выступает работник

42. Индивидуальный труд на дачном участке …
регулируется трудовым правом
регулируется гражданским правом
не регулируется какой-либо отраслью российского права

43. Решение об объявлении забастовки принимается …
собранием (конференцией) работников по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора
собранием (конференцией) работников по согласованию с вышестоящим профсоюзным органом
выборным органом первичной профсоюзной организации по предложению собрания (конференции) работников

44. Днем начала коллективного трудового спора считается день …
выдвижения работниками своих требований к работодателю
сообщения работникам решения работодателя (его представителя) от отклонении всех или части требований работников
начала работы примирительной комиссии

45. КТС избирает из своего состава председателя …
заместителя председателя и секретаря
и заместителя председателя комиссии
и секретаря комиссии

46. КТС обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение … дней со дня подачи работником заявления
семи календарных
10 календарных
10 рабочих

47. Решение о признании забастовки незаконной принимается …
государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров по заявлению работодателя
судами общей юрисдикции субъекта Федерации по заявлению работодателя или прокурора
арбитражным судом субъекта Федерации по заявлению прокурора

48. Комиссия по трудовым спорам …
назначается работодателем
формируется из разного числа представителей, назначенных работодателем и избранных работниками
избирается на общем собрании (конференции) коллектива работников

49. При разрешении коллективного трудового спора обязательным является его рассмотрение …
примирительной комиссией
посредником
трудовым арбитражем

50. Решение примирительной комиссии по коллективному трудовому спору оформляется …
актом
протоколом
постановлением

51. Решение КТС может быть обжаловано в суд в …
семидневный срок со дня провозглашения
10-дневный срок со дня выдачи копии решения
двухнедельный срок со дня вынесения решения

52. На время проведения забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы …
должность и средняя заработная плата
должность и половина средней заработной платы
и должность

53. Занятость как юридическая категория представляет собой …
способность заниматься тем или иным видом трудовой деятельности
процесс поиска подходящей работы
не противоречащая законодательству РФ деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей
деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, доход, заработок и период осуществления которой включается в трудовой стаж

54. Квота для приема на работу устанавливается для …
лиц, освобожденных из мест лишения свободы
инвалидов
жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

55. Считаются занятыми лица, проходящие курс обучения в образовательных учреждения общего, начального, среднего и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях …
по очной и очно-заочной (вечерней) формах
только по очной форме
по любой форме

56. При обращении к работодателю граждан, имеющих направление службы занятости работодатель …
имеет право принимать таких лиц на работу на равных основаниях с гражданами, непосредственно обратившимися к нему
обязан принять таких лиц на работу в приоритетном порядке
должен заключить с такими лицами трудовой договор с установлением испытательного срока

57. Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие возраста … лет
14
15
16
18
20

58. Общественные работы организуются …
органами местного самоуправления
органам исполнительной власти субъектов Федерации
государственной службой занятости

59. Порядок регистрации безработных граждан определяется …
федеральным законом
Федеральной службой по труду и занятости
Правительством РФ

60. Максимальный срок, на который может заключаться срочный трудовой договор
2 года
3 года
5 лет
3 месяца
2 месяца

61. Стороны трудового договора
гражданин и организация
работник и наниматель
работник и работодатель

62. Испытание при приеме на работу устанавливается продолжительностью …
не менее одного месяца, для руководящих должностей – не более трех месяцев
два месяца, для руководящих должностей – не более четырех месяцев
не более трех месяцев, для руководящих должностей – не более шести месяцев

63. В трудовую книжку заносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах…
на другую постоянную работу, увольнениях, основаниях прекращения трудового договора и награждениях за успехи в работе
основаниях прекращения трудового договора, награждениях за успехи в работе и взысканиях за нарушение трудовой дисциплины
на другую постоянную работу и увольнениях работника

64. Трудовой договор заключается в …
устной форме
письменной форме
письменной форме с нотариальным заверением

65. Если работник не приступил к работе в установленный срок, работодатель вправе …
расторгнуть трудовой договор по ст. 81 ТК РФ
расторгнуть трудовой договор в судебном порядке
аннулировать трудовой договор

66. С лицами, поступающими на работу по совместительству, и с лицами, обучающимися по очной форме обучения, срочный трудовой договор заключается …
в обязательном порядке
по соглашению сторон договора
только по инициативе работника

67. Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются …
работодателем с учетом мнения представительного органа работников
работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации
единолично работодателем

68. Под дисциплинарным проступком в трудовом праве понимается неисполнение …
работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей
или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей
или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него служебных обязанностей

69. Срок действия дисциплинарного взыскания
не более 3 месяцев
не более 6 месяцев
не более 1 года
по желанию работодателя

70. Работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, работодатель …
обязан поощрить по просьбе представительного органа работников
имеет право поощрить с учетом мнения представительного органа работников организации
имеет право поощрить по собственному усмотрению

71. Меры дисциплинарного взыскания, которые предусматривает трудовое законодательство
лишение премии
замечание, выговор
понизить в должности сроком на 3 месяца
подвергнуть штрафу
уволить

72. В случае недостижения согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров стороны должны …
подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий
отложить заключение коллективного договора на два месяца и вновь начать коллективные переговоры
продолжить коллективные переговоры еще в течение месяца и затем заключить коллективный договор в обязательном порядке

73. Основные принципы социального партнерства закреплены в …
Конституции РФ
ТК РФ
Конституции РФ и иных федеральных законах

74. При выявлении в процессе регистрации соответствующим органом по труду условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, указанный орган …
сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда
отменяет коллективный договор, соглашение и уведомляет об этом представителей сторон и государственную инспекцию труда
обращается в соответствующий суд с заявлением о признании коллективного договора, соглашения (их отдельных положений) недействительными и неподлежащими применению

75. Стороны социального партнерства
работники и работодатели в лице уполномоченных представителей
работодатели и профессиональные союзы
работники и уполномоченные государственные органы

76. Коллективный договор – это …
соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию
правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей
соглашение, которое регулирует социально-трудовые отношения в коллективе
соглашение между работодателем и физическим лицом о намерение вступить в трудовые отношения

77. Соглашение – это …
соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить надлежащие условия труда, своевременно и в полном объёме выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка;
правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей
правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ним экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом(межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции
гражданско-правовой договор, регулирующий вопросы социального партнёрства

78. Социальное партнёрство – это система взаимоотношений между …
работником (его представителем) и работодателем (его представителем), направленная на обеспечение согласования интересов работника и работодателя по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений
работником (его представителем), работодателем(его представителем), выборным профсоюзным органом, направленная на обеспечение согласования интересов работника и работодателя по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений
работниками (представителями работников), работодателями(представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

79. При смене собственника имущества организации новый собственник может расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителем и главным бухгалтером в …
любой момент по желанию нового собственника
течение 7 дней со дня возникновения у него права собственности
течение 1 месяца со дня возникновения у него права собственности
течение 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности

80. Работник должен письменно предупредить работодателя об увольнении по собственному желанию за …
10 дней
две недели
один месяц

81. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей – за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения на …
своем рабочем месте
своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя
своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию

82. Работники должны быть персонально предупреждены об увольнении по сокращению штатов за …
один месяц
две недели
два месяца

83. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников имеют …
работники с более высокой производительностью труда и квалификацией
одинокие работники при наличии трех и более иждивенцев
работники в возрасте до 18 лет

4.5. СУБЪЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Бородина Е.Н., аспирантка Московского нового юридического института, преподаватель юридических дисциплин в Московском колледже профессиональных технологий

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса, касающегося содержания правоотношений по обязательному социальному страхованию и субъектов отношений по обязательному социальному страхованию.

Ключевые слова: субъекты правоотношений по обязательному социальному страхованию, содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию

SUBJECTS AND THE MAINTENANCE OF LEGAL RELATIONSHIP ON OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE

Borodina Elena Nikolaevna, post-graduate student MNUI, the teacher of legal disciplines in the Moscow college of professional technologies

Annotation: Article is devoted consideration of the question, the concerning maintenance of legal relationship on obligatory social insurance and subjects of relations on obligatory social insurance.

Keywords: subjects of legal relationship on obligatory social insurance, the maintenance of legal relationship on obligatory social insurance

Правоотношение - это связь между субъектами права, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Содержание правоотношения составляют права и обязанности субъектов.

Субъектами обязательного социального страхования являются участники соответствующих отношений. К ним относятся страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования.

Центральным субъектом социально-страховых правоотношений является застрахованное лицо, т.к. вся система обязательного социального страхования направлена на реализацию его прав Согласно ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Работающие по трудовому договору граждане как субъекты обязательных социально-обеспечительных

страховых правоотношений и их правомочия, как правило, определены законодательно. Трудовой кодекс РФ в ст. 1 рассматривает отношения по обязательному социальному страхованию в качестве непосредственно связанных с трудовыми, т.е. входящими в предмет трудового права, относя их правовое регулирование к основным задачам трудового законодательства. Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников выступает в качестве одного из принципов регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст.2 ТК РФ). В ст. 21 ТК РФ закрепляет право работника на обязательное социальное страхование, а ТК РФ ст. 22 - обязанность работодателя осуществить обязательное социальное страхование работников. Нормы ТК РФ о социальном страховании являются отсылочными, т.к. данные общественные отношения регулируются специальными федеральными законами.

Работник считается застрахованным лицом с момента начала выполнения трудовой функции. Он автоматически становится субъектом обязательных социально-страховых правоотношений, т.к. они возникают в силу закона независимо от волеизъявления лица. Обязанность по страхованию работников по найму возложена на работодателя как на страхователя в соответствии с ФЗ от 24 июля 1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Адвокаты, индивидуальные предприниматели могут добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию и осуществлять за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ .

Для граждан, работающих по гражданско-правовому договору услуг или подряда, как субъектов данных правоотношений социально-страховые отношения

становятся обязательными при наличии соглашения сторон - заказчика и исполнителя и последующей регистрации в исполнительных органах ФСС РФ .

На иностранцев и апатридов распространяется так называемой иностранный режим т.е. они пользуются всеми правами и несут те же обязанности, что и российские граждане. Привлечение и использование иностранных работников осуществляется на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел при наличии заключения органа занятости населения .

Для того, чтобы стать субъектом правоотношения, застрахованное лицо должно обладать таким юридическим качеством как правосубъектность. Правосубъектность - это способность иметь права и осуществлять обязанности, быть субъектом правоотношений. Дееспособность- это качество субъекта права, необходимое ему для того, чтобы самостоятельно приобретать права и выполнять обязанности, становится участником правоотношений. В основном социальностраховом правоотношении застрахованное лицо выступает как управомоченный субъект. Обязанности, связанные с реализацией права на обеспечение по социальному страхованию, охватываются содержанием процедурных правоотношений по назначению соответствующих выплат. Поэтому недееспособное лицо может выступать субъектом основных социальностраховых правоотношений, которые являются материальными. В процедурных правоотношениях выступает его законный представитель .

Единой позиции среди специалистов по вопросу о моменте возникновения социально-страховой правоспособности нет. Признавая абстрактный характер со-

циально-обеспечительной правоспособности Р.И.

Иванова выделяла специальную правоспособность -видовую и подвидовую.

Если рассматривать социальное страхование как вид социального обеспечения, то социально-страховую правосубъектность граждан можно назвать видовой. Появляется она с того момента, когда гражданин становится застрахованным. Например, для наемного работника - это момент заключения трудового договора, для индивидуального предпринимателя - регистрация в качестве плательщика страховых взносов и т.д. подвидовая правосубъектность застрахованного лица возникает в различные сроки в зависимости от вида страхового риска. Если социальное страхование носит ярко выраженный рисковый характер, что имеет место, например, при страховании на случай инвалидности, то правосубъектность наступает с момента регистрации лица в качестве застрахованного потому что субъективное право на обеспечение по «рисковым» видам социального страхования не зависит от стажа работы или страхования. В других видах страхования правосубъектность как бы «накапливается» в течение трудовой деятельности одновременно с увеличением продолжительности трудового (страхового) стажа и возраста .

Страхователи (работодатели) в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах социального страхования»- это организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодатель - это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. По нашему мнению, в основу классификации работодателей на виды должна быть положена совокупность признаков, установленных трудовым законодательством, для признания лица возможным носителем работода-тельской правосубъектности и позволяющих отделить его от работодателей другого вида. Этот термин необходим науке современного трудового права для отражения всего многообразия субъектов, могущих выступать в качестве стороны работодателя при заключении трудового договора. Именно в данном значении можно приравнивать его к термину «носители работо-дательской правосубъектности», т.к. в данном случае он не будет сведен к термину «организационноправовые формы», который пригоден только для характеристики юридических лиц, в силу чего не охватывает всех субъектов, имеющих возможность на основании ст. 20 ТК РФ выступать в качестве работодателя. То же самое можно сказать о филиалах и представительствах, которые не признаются юридическими лицами и не обладают самостоятельной гражданской правосубъектностью, но это не означает, что они лишены и трудовой правосубьектности.

Таким образом, к числу работодателей отнесены:

Юридические лица (организации) вступившие в трудовые отношения;

Физические лица, вступившие в трудовые отношения;

Иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры, которые вступили в трудовые отношения.

Как правило, в качестве работодателя выступают юридические лица независимо от их организационноправовых форм собственности. Для классификации юридических лиц используют такой критерий, как организационно-правовая форма. Под организационноправовой формой понимают совокупность признаков, определяющих структуру и деятельность предусматриваемых законом видов юридических лиц. Современное законодательство предусматривает следующие организационно-правовые формы юридических лиц: полное товарищество, коммандитное товарищество, ООО, ОДО, АО (ЗАО, ОАО), производственный кооператив (артель), федеральное государственное унитарное предприятие, государственное унитарное предприятие субъекта федерации и.т.д.

В современной литературе по трудовой праву высказываются различные точки зрения по вопросу о моменте возникновения трудовой правосубъектности работодателя, - юридического лица. Среди них можно выделить 2 основные:

1. Этим моментом является момент издания административного акта государства, констатирующего наличие трудовой правосубъектности у конкретного лица. В частности, таким актом является акт государственной регистрации работодателей в качестве юридического лица

2. Согласно другой точке зрения, регистрация юридических лиц - это момент возникновения не трудовой, а гражданской правосубъектности, которая является лишь предпосылкой возникновения трудовой правосубъектности. Трудовая правосубъектность возникает с момента официальной регистрации работодателя в качестве плательщика обязательных страховых взносов за нанимаемых работников во внебюджетные фонды .

Момент возникновения гражданской правоспособности юридического лица определен в законе четко - это момент государственной регистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ.

Возникновение работодательской правосубъектности у иностранного физического лица закон связывает с получением специального разрешения на работу (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан) .

Не изменяя существа понятия трудового договора, сформулированного в ст. 56 ТК РФ, Закон от 30 июня 2006г. №90-ФЗ внес важные изменения в правовой статус сторон и содержание. Поэтому в ст. 20 ТК РФ в редакции Закона от 30 июня 2006г. №90-ФЗ проводится ветхое разграничение работодателей на две категории: физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и физические лица, заключающие трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (секретари, водители, няни и.т.п.).

Основные изменения касаются первой категории. В нее входят несколько групп работодателей. Во-первых, это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - важное условие законности их

предпринимательской деятельности, вытекающее из ст. 2 ГК РФ. Во-вторых, это частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Хотя эти лица впервые названы в ТК РФ работодателями, их право выступать в таком качестве уже было закреплено в других актах федерального законодательства. В -третьих, это лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками для осуществления указанной деятельности.

Вторая группа работодателей - физических лиц -это физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (водители, секретари, няни, и.т.п.) Поскольку эти работодатели не занимаются предпринимательской деятельностью, их правовой статус существенно отличается. Работодатели, входящие в группу индивидуальных предпринимателей по своему статусу фактически приравнены к работодателям - юридическим лицам. Они лично представляют свои интересы при проведении коллективных переговоров, обязаны вести трудовые книжки на каждого работника, и.т.д. словом, наделены правами и обязанностями, характерными для работодателя при коллективном кооперированном труде. Естественно, что эти правомочия отсутствуют у физических лиц, наделенных правом заключать трудовые договоры в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста 18 лет, но ограниченные судом в дееспособности, вправе заключать трудовые договоры с работниками для личного обслуживания этих лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства, но с письменного согласия их попечителей. В этих же целях могут заключаться трудовые договоры от имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших 18 лет, но признанных судом недееспособными. Договоры в этом случае от имени недееспособных заключают их опекуны . Что касается возможности несовершеннолетнего лица (как являющегося индивидуальным предпринимателем, так и нет) принимать наемных работников на основании трудового договора, то по мнению большинства ученых, такое право гражданин может приобрести только при условии достижения 18-летнего возраста .

Страховщиками, в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», являются некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Страховщиками выступают Фонд социального страхования РФ, Пенсионный Фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования. Последние формально не являются страховщиками, но фактически выполняют часть их функций - аккумулирование и распределение денежных средств на ОМС. Указанные фонды реализуют не частную, а публичную (в том числе публичную налоговую) правосубъектность . Как отмечает В. П. Галаганов, страховщики в отношениях по обязательному социальному страхованию преследуют исключительно публичные, т.е. общественно значимые цели. Наступление страхового случая отличается высокой степенью вероятности, что затрагива-

ет интересы значительного числа граждан. . В последние годы круг субъектов организационно-управленческих отношений в сфере обязательного социального страхования расширился. Помимо традиционных его участников (страхователи, страховщики, органы государственной власти) в отношения включены органы налоговые и федерального казначейства, НПФ и управляющие компании.

В настоящее время законодательство определяет фонды как некоммерческие организации. Однако, правовой статус фондов, их статус как субъектов оперативного управления социального страхования вызывает множество вопросов.

В соответствии с ч. 2 ГК РФ и положениями ФЗ от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях», для целей своей деятельности некоммерческим организациям разрешено вступать в различные договорные отношения. . Фонды социального страхования в такие отношения вступать не могут, поскольку гражданским законодательством это запрещено. Например, п.2. ст. 143 БК РФ говорит, что правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации фондов определяются федеральным законом в соответствии с кодексом. Соответствующие федеральные законы о подобных фондах не приняты. Отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом. Учредителями фонда согласно ГК РФ могут быть граждане и (или) юридические лица, но не органы государственной власти, так как передача государственного имущества фондам означала бы отчуждение его в частную собственность, что возможно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством о приватизации (ст. 217, 235 ГК РФ). Социально-страховые фонды действуют в организационно-правовой форме учреждения, а не фонда как такого. Наименование фондов государственными учреждениями не соответствует их организационно-правовой форме .

Таким образом, социально-страховые фонды с точки зрения норм гражданского права в силу специфики своей деятельности не могут быть отнесены к коммерческим или некоммерческим организациям, фондам.

Все вышеуказанное позволяет говорить о наличии особого, двоякого рода статуса рассматриваемых фондов: финансово-правовой и условно-правовой статус. Под финансово-правовым статусом понимается правовое положение социально-страховых фондов в финансовых правоотношениях, содержанием которого является совокупность прав и обязанностей, реализуемых через свои органы управления как субъектов права. Правовой статус указанных средств фондов также имеет свои особенности. Они только формально находятся в федеральной собственности, не входят в состав общей бюджетной системы и не подлежат изъятию, имеют строго целевое назначение, установленное законом, хранятся на счетах Центробанка. Правовой режим распоряжения денежными средствами со стороны фондов определяется как «оперативное управление». Также особенностью статуса фондов можно считать наличие у них бухгалтерского баланса, общего финансового плана, что отличает их от других юридических лиц, которые в соответствии со ст. 48 ГК РФ должны иметь или самостоятельный баланс, или смету расходов. Несмотря на то, что фонды обязательного социального страхования имеют особый правовой статус, отличающийся от статуса органов исполнительной власти и других государственных учре-

ждений, в них имеется много сходных черт с административно-правовым статусом органов государственного управления. Поэтому их статус условно можно назвать административным . Социальностраховые фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти России, состоящей из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Но несмотря на то, что они не признаны органами государственного управления официально, фактически исполняют функции государственного управления в финансовой сфере.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время организационно-правовые основы деятельности фондов нуждаются в совершенствовании. Термин «фонд» в законодательстве РФ многозначен, используется в гражданско-правовом и финансово-правовом аспектах. Статус социально-страховых фондов в качестве финансово-кредитных учреждений не подпадает ни под одно из определений форм некоммерческих организаций, предусмотренных гражданским законодательством.

На современном этапе необходимо создать правовую модель внебюджетных социальных фондов, которая объединяла бы все особенности, необходимые для надлежащего осуществления фондами полномочий в системе социального страхования. Определяющим звеном в правовом статусе фондов должно быть их признание страховщиками в системе социального страхования. Все остальные элементы правового статуса являются второстепенными и призваны обеспечить надлежащее выполнение фондами функций страховщиков .

Необходимо отметить также, что существуют правоотношения, связанные с осуществлением социального страхования, в которых субъектом выступает непосредственно государство. К их числу относятся, например, международно-правовые отношения, опосредующие заключение и реализацию международных договоров и соглашений о социальном страховании.

Основным субъективным правом застрахованного лица в сфере социального страхования является право на страховое обеспечение. В настоящее время система социального страхования включает несколько его видов и обеспечение предоставляется дифференцировано по видам страхования, субъективные права на предоставление тех или иных видов обеспечения по страхованию могут возникать у застрахованного лица в разное время при наличии различных условий. Например, при наступлении страхового случая застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением социально-страхового обеспечения, а страховщик (страхователь) обязаны рассмотреть заявление гражданина в течение определенного срока и принять решение о назначении выплаты или отказе в ней. При принятии положительного решения возникает материальное социально-страховое правоотношение, предусматривающее право гражданина на страховые выплаты, услуги и обязанность страховщика или иного субъекта их предоставить. При отказе в назначении страховых выплат или предоставлении услуг у застрахованного лица возникает право на обжалование решений страховщика в его вышестоящие инстанции, которые обязаны принять заявление и рассмотреть его по существу. В данном случае возникают процессуальные правоотношения.

Страховщик, страхователь исполняют обязанности по формированию фонда денежных средств социального страхования, по предоставлению социальнострахового обеспечения и т.д. Данные обязанности реализуются как в материальных, так и процедурных правоотношениях по социальному страхованию, корреспондируя правам соответствующих субъектов .

Однако, права работника по существу не являются гарантированными, т.к. в законе нет норм об ответственности работодателя, не выполняющего надлежащим образом своих обязанностей как страхователя, перед работником. Хотя в КЗоТ такие нормы также отсутствовали, государство гарантировало каждому работнику по трудовому договору как застрахованному лицу социальное страхование в силу закона, а не фактической уплаты страхователем страховых взносов за него .

Если бы прежнее правило сохранилось в Трудовом кодексе в порядке преемства, то право на обязательное социальное страхование являлось бы действительно гарантированным, а не производным от воли работодателя, который, как показывает практика, является экономически сильной стороной и, как страхователь в обязательном социальном страховании, не считает себя связанным таким обязательством и обязанной стороной правоотношения данного страхования . В правовом регулировании отношений в сфере обязательного социального страхования обозначилась тенденция наступления на права застрахованных .

Таким образом, субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования. Необходимо отметить, что статус страховщиков недостаточно четко определен в действующем законодательстве. В связи с этим считаем необходимым принять федеральный закон, регулирующий их специфический правовой статус, более конкретно определяющий их права и обязанности в данной сфере общественных отношений.

Основным субъективным правом застрахованного лица в сфере социального страхования является право на страховое обеспечение. Однако, как отмечалось ранее, это право в настоящее время не является гарантированным ввиду отсутствия норм об ответственности работодателя не выполняющего надлежащим образом своих обязанностей как страхователя, перед работником. Для того, чтобы устранить данную негативную тенденцию, предлагается внести в законодательство изменения, в соответствии с которыми работник будет считаться застрахованным лицом в силу закона, а не фактической уплаты за него страховых взносов и соответственно определить ответственность работодателя за невыполнение обязанности по уплате страховых взносов, например, в виде денежного взыскания.

Список литературы:

1. Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: дис. док.юр.наук., Спб., 2003.

2. В.П. Галаганов Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию (проблемы теории и практики) дис. д.ю.н., 2009г.

3. Трудовое право России: Учебник/под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. - М., Юристъ. 2002.

4. Лушникова М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства, - Ярославль, 1997.

5. Глазырин В.В. Договоры о труде с иностранными гражданами в России// Справочник кадровика. 2004. №5.

6. Стороны и содержание трудового договора в обновленном Трудовом кодексе РФ В.В. Глазырин// «Цивилист», 2007, №1.

7. Бойченко Т.А. Правовой статус работодателя. Автореферат канд. юрид. наук. - М. 2003.

8. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. - М.: Норма, 2000.

9. Тучкова Э.Г. Обеспечение права работников на обязательное социальное страхование// Новый Трудовой кодекс Российской Федерации (материалы Всероссийской научно-практической конференции)/ отв. ред. К.Н. Гусов. - М., 2004.

1. Fedorova M. Ju. Theoretical problems of legal regulation of social insurance: The dissertation of the doctor of jurisprudence, Spb., 2003.

2. V.P.Galaganov Legal regulation of relations on obligatory social insurance (a theory and practice problem) The dissertation of the doctor of jurisprudence, 2009г.

3. The labor law of Russia: S.P.Mavrina, E.B.Hohlova"s

Textbook/under the editorship of.-М, Jurist. 2002.

4. Lushnikova M.V.State, employers and workers: history, the theory and practice of a legal mechanism of social partnership, -Yaroslavl, 1997.

5. Glazirin V.V.Contracts about work with foreign citizens in Russia//the Directory of the personnel officer. 2004. №5.

6. The parties and the maintenance of the labor contract in the updated Labour code of the Russian Federation of V.V.Glazyrin//"Tsivilist", 2007, №1.

7. Boichenko T.A. Legal status of the employer. The author"s abstract the candidate of jurisprudence. - M. 2003.

8. Vinnickii D.V. Subjects of the tax right. - М: Norma, 2000.

9. Tuchkova E.G.Maintenance of the right of workers to obligatory social insurance//the New Labour code of the Russian Federation (materials of the All-Russia scientifically-practical conference) / the editor-in-chief K.N.Gusov. - М, 2004.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью Е.Н.Бородиной «Субъекты и содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию».

Рецензируемая статья посвящена актуальной теме современного российского трудового права. Легальное включение в предмет трудового права отношений по обязательному социальному страхованию породило целый ряд проблем, связанных с разграничением предмета трудового права и права социального обеспечения. К сожалению, в науке трудового права этой проблеме посвящено незначительное число исследований. В этой связи представляется весьма важным поддержать курс юридической науки на продолжение этой работы.

Статья раскрывает правовой статус субъектов правоотношений по обязательному социальному страхованию, а также раскрывает их содержание. Материал основан на научной литературе, новейшем законодательстве. Представляются конструктивными и предложения автора, направленные на совершенствование действующего законодательства.

Полагаю, что представленная работа может быть опубликована в научном журнале.

Профессор,

д.ю.н. М.О. Буянова


В ст. 1 ТК РФ вносятся изменения, согласно которым отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами, включены в предмет трудового права. Данные отношения также являются сопутствующими применительно к трудовым. Такой вывод позволяет сделать действующее законодательство, которое обязывает работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ с целью обеспечения работников пособиями по временной нетрудоспособности и иными социальными пособиями и льготами.

Трудовое право. тест для самопроверки

Внимание

Невыполнение данной обязанности работодателем не может влечь неблагоприятных последствий для работника, поскольку он не может нести ответственность за неправомерное поведение работодателя. Поэтому моментом возникновения отношений по обязательному социальному страхованию работников является возникновение трудовых отношений. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов по данным видам страхования позволяет органам, осуществляющим социальное страхование, взыскать с работодателя взносы за весь период работы, а также применить к работодателю установленные законодательством санкции за ненадлежащее исполнение им обязанностей по обязательному социальному страхованию работников, состоящих с ним в трудовых отношениях.

Трудовое право

Система социального партнерства включает сотрудничество на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организации (ст. 26 ТК). Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений. Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.

Инфо

На федеральном уровне могут заключаться: генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения. На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения. На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение.


На уровне организации заключается коллективный договор. Следует отметить, что перечисление названных уровней в ТК не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях.

§ 10. отношения по обязательному социальному страхованию работников

Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒ 36. Понятие и основные принципы социального партнёрства. Система (уровни) и формы осуществления социального партнёрства. Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между работниками (представителями работников) и работодателем представителем работодателя) – бипартизм, так и трехсторонние отношения: работники – работодатели – орган государственной власти или орган местного самоуправления – трипартизм. Стороны социального партнерства.

Правоотношение по обязательному социальному страхованию

Социальное партнерство осуществляется на: федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации; региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей. Статья 34.

Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях предусмотренных трудовым правом

Ведь если признать, что данные отношения возникают с момента уплаты взносов работодателем за работника, то невыполнение работодателем своих обязанностей по страхованию работников приводит к лишению их права на получение страховых выплат. Хотя, например, в ст. 5 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями) прямо сказано, что обязательному социальному страхованию полежат лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, в роли которого выступает работодатель. Следовательно, после заключения трудового договора у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному страхованию работника, а у работника — корреспондирующее данной обязанности право на указанное страхование.

Независимо от классификации, работодатель выполняет обязанности страхователя в тех случаях, если использует наемный труд в рамках трудовых, либо гражданско-правовых договоров.Страховщиками в этой классификации выступают лица, трудоустроенные в организации или компании страхователя официально. На всех застрахованных лиц распространяется действие федеральных законодательных нормативов, регламентирующих принципы пенсионного и социального обеспечения. Правоотношения между субъектами в финансовых вопросах Каждый из упомянутых субъектов должен выполнять свою часть обязательств, соблюдая условия по срокам и объемам финансовых отношений.
Страховщик обязуется беспрепятственно выплачивать страховую сумму в случае наступления оговоренного риска застрахованному лицу. При этом страховщику отводится установленное время для рассмотрения обстоятельств и определения размера денежной выплаты.
Отношения по обязательному социальному страхованию работников непосредственно связаны с трудовыми, так как работодатель обязан уплачивать страховые взносы только за работников, которые состоят с ним в трудовых отношениях. В ч. 2 ст. 22 ТК РФ к числу обязанностей работодателя отнесено осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами. Следовательно, у работника возникает право на данное страхование, реализация которого обеспечивается не только действиями работодателя, но и деятельностью полномочных государственных органов.
Таким образом, содержанием отношений по обязательному социальному страхованию работников являются права и обязанности работодателя, работника, органов, осуществляющих страхование.

Правоотношения по обязательному социальному страхованию в случаях являются

Важно

Методы и принципы социального страхования предполагают тесное взаимодействие всех участников этого вида государственной защиты. Правоотношения по обязательному социальному страхованию регламентируются государственными нормативами и основаны на соблюдении прав и выполнении обязанностей всеми участниками соглашения. Что такое правоотношения в соцстраховании? Поскольку финансовая защита застрахованного лица в рамках деятельности ФСС организуется с участием нескольких сторон, то между ними устанавливаются определенные отношения.


Они должны соответствовать интересам всех участников страхового договора и отражать его фактическую цель. В практике соцстрахования правоотношения определяются как организационная и экономическая связь между субъектами страхового договора в рамках правового поля.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.