Лекция финансовые правоотношения. Особенности финансовых правоотношений

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации. Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

  • 1) бюджетные;
  • 2) налоговые;
  • 3) в области страхования;
  • 4) кредита (государственного и банковского);
  • 5) расчетов, регулируемых финансовым правом:
  • 6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;
  • 7) контрольные.

По способу реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные - основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования госу­дарственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные - возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонаруше­ния, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

По характеру финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания». Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности. финансовое правоотношение бюджет субъект

Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены:

по структуре их юридического содержания -- простые и сложные;

по объекту -- имущественные и неимущественные;

по юридическому характеру взаимоотношений участников -- на вертикальные и горизонтальные;

по форме проявления -- двусторонние и многосторонние и т.д.

Финансовые правоотношения являются одним из постоянных объектов правовых исследований финансового механизма. Их природа, особенности возникновения и существования предопределяют во многом диапазоны возможностей использования финансового права в деле управления как экономической, так и социально-политической жизнью общества.

Его можно сформулировать следующим образом: Финансовые правоотношения -- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.Финансовоеправо: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- Ф59 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004. -- 68 с.

Правовое регулирование данных отношений необходимо для того, чтобы государство, его органы, а также органы местного самоуправления могли достичь определенных целей в области финансовой деятельности.

За счет того, что отношения в области финансовой деятельности, регулируются нормами права, они становятся финансово-правовыми отношениями.

Также следует учесть, что не все отношения в области финансовой деятельности нуждаются в правовой регламентации, к таким относятся: организационная, подготовительная и информационная и иная деятельность государства, его органов и органов местного самоуправления. Но именно финансовые правоотношения определяют основное содержание этой деятельности, привносят ей целенаправленность и структурированную организованность.

Вне рамок правовых отношений финансовая деятельность осуществляться не может, поскольку получение государственными органами и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам было бы невозможным. Это возможно лишь в том случае, если данные отношения находятся под полным контролем государства, если юридические права и обязанности субъектов данного правоотношения четко прописаны в законодательстве, если законодательством предусмотрена их взаимосвязь, а их реализация гарантируется мерами государственного принуждения

Однако Крохина Ю.А., основываясь на учениях Ровинского Е.А., выделяет несколько иное понятие финансовых правоотношений, делая акцент на том, что финансовые отношения является определенной формой экономических отношений.

Исходя из этого, Крохина Ю.А. указывает следующее понятие финансовых правоотношений: Финансовые правоотношения -- это являющиеся по сути экономико-правовыми общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно- имущественный характер и выражающие публичные интересы.Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. -- 3е изд., перераб. и доп. -- М. : Норма, 2008. -- 109 с.

Финансовые правоотношения определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений. К этим отношениям, прежде всего, относятся отношения, связанные с уплатой налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды, а также отношения, связанные с получением бюджетных кредитов и отношения по контролю за использованием финансовых ресурсов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что все финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и его органов являются не только правовыми отношениями, но и также по своей сущности являются экономическими.

Финансовые правоотношения являются разновидностью правовых отношений, в связи с чем, они обладают общими признаками любого правоотношения. К этим признакам относятся:

  • 1. правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм;
  • 2. участники каждого конкретного отношения индивидуально определены;
  • 3. эти отношения осуществляются через субъективные права и субъективные обязанности
  • 4. правоотношения носят волевой характер, в этих отношениях требуется сознательная волевая деятельность людей.
  • 5. отношения охраняются государством.

Однако у финансовых правоотношений есть ряд специфических особенностей. К отличительным признакам финансового правоотношения относятся:

  • 1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства, его органов и органов местного самоуправления. К финансовой деятельности относятся: выпуск денежных средств, организация денежного обращения, плановое собирание денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды, распределение и использование государственных денежных фондов с целью реализации задач, поставленных перед государством и т.д.
  • 2. Финансовых правоотношения относятся к числу публично-правовых отношений, поскольку эти отношения складываются в сфере публичных интересов и регулируются нормами публичного права. Помимо финансовых правоотношений, к таким отношения также относятся: административные, уголовные, конституционные и др.
  • 3. Эти отношения носят государственно-властный, императивный характер. Императивный характер финансово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу?команда -- исполнение?, где команды издает государство (или муниципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллективные и другие субъекты финансового права. Финансовое право Российской Федерации: Учебник/Отв. ред. М.В. Карасева -- М.: Юристъ, 2004. -- 124 с.В этих отношениях стороны не являются юридически равноправными, одной из таких сторон всегда выступает государство или его органы (напр. Правительство РФ, Централый банк, Министерство финансов и др), должностные лица, а также органы местного самоуправления, которые наделены властными полномочиями.

Второй стороной этих отношений выступают любые субъекты: граждане, организации, общественные объединения и т.д.

В рамках такого правоотношения властный субъект, используя полномочия и государственное принуждение, может устранять возникающие противоречия между публичными и частными интересами в пользу первых в процессе осуществления финансовой деятельности государства.Финансовое право: учебник/отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юридическая фирма «Контракт»:ВолтерсКлувер, 2011.- 64 с.

В некоторых случаях финансовые правоотношения могут возникать между органами государственной власти и местного самоуправления.

  • 4. По своей сущности финансовые правоотношения являются экономическими.
  • 5. Финансовые правоотношения носят имущественный характер. В роли имущественных благ выступают денежные средства.

Подчеркивая имущественный характер финансового правоотношения, стоит учитывать, что эти отношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процедурные (процессуальные) отношения. К материальным стоит отнести те отношения, в которых происходит непосредственная передача денежных средств (финансовых ресурсов) от одних субъектов в распоряжение других. К процедурным (процессуальным), отношениям относятся те, которые направлены на организацию, планирование; которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованиемФинансовое право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. М.В. Карасева -- М.: Юристъ, 2004. -- с. 124. Процедурные отношения не обслуживают движение денежных средств, однако это не означает, что процедурные отношения не могут характеризоваться как имущественные, поскольку конечной целью этих отношения является движение денежных средства. Учитывая вышесказанное можно утверждать, что финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств.

В науке финансового права признак властности финансового отношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим, финансовые отношения принято характеризовать как властно-имущественные.

Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско-правового отношения. Гражданско-правовые отношения часто возникают в сфере финансовой деятельности государства и носят имущественный, но не властно-имущественный характер, что и отличает его от финансового правоотношения.

Некоторые административно-правовые отношения также имеют властно-имущественный характер (например, наложение и взыскание административных штрафов). Однако эти отношения отличаются от финансовых тем, что административные отношения возникают в сфере деятельности исполнительных органов государства, когда как финансовые возникают в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Структура финансовых правоотношений.

В структуру финансовых правоотношений входят следующие элементы: субъект, объект, содержание, а также основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Обязательным субъектом финансовых отношений всегда является государство и муниципальные органы, вторым участником таких отношений может выступать любой субъект: физические лица, организации, предприятия и т.д.

Объектом данных отношений выступают денежные фонды государства (муниципальных образований), а также юридических и физических лиц, под которыми понимаются специально выделенная обособленная часть денежных средств, которая имеет свое предназначение для определенных целей.

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, такими условиями выступают юридические факты.

Под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие у субъектов финансовых правоотношений возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей.

Традиционно юридические факты подразделяются на события и действия, последние в свою очередь делятся на правомерные и неправомерные действия. К правомерным действиям относят юридические акты и поступки.

Основное место в системе правомерных юридических действий в финансовом праве занимают юридические акты, именуемые финансовыми правовыми актами.

Под финансовыми правовыми актами понимаются принятые в определенной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, которые входят в их компетенцию. Финансовые правовые акты бывают двух видов: акты, носящие индивидуальный характер и акты, носящие нормативный характер. Как пример индивидуального финансово-правового акта можно указать выдачу лицензии юридическому лицу на право осуществления какой-либо деятельности. Примером нормативного акта в области финансовой деятельности выступает закон о федеральном бюджете.

3.3. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и их классификация. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений

Реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством обязанности.

Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие между субъектами финансового права по поводу образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Финансовые правоотношения, как и любые другие правоотношения, обладают определенными признаками. Финансовые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм; участники каждого конкретного правоотношения индивидуально определены; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.

Финансовые правоотношения в то же время имеют свои особенности.

1. Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства , т. е. деятельность, регламентируемую нормами финансового права и направленную на образование, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Указанный признак является определяющим для характеристики финансовых правоотношений и используется в качестве основного при разграничении финансового правоотношения от смежных правовых отношений.

2. Они являются разновидностью имущественных правоотношений , имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей.

3. Одной из сторон данных правоотношений всегда выступает государство (его уполномоченный орган) или органы местного самоуправления. При этом отсутствует равенство сторон, т. к. государственные органы наделены властными полномочиями; только они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, учреждениями и гражданами.

Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название "юридические факты". Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.

По волевому признаку юридические факты классифицируются на: юридические действия и юридические события. Юридические действия – это поведение физических и юридических лиц, иных субъектов согласно их воле и желаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные и неправомерные (финансовые правонарушения). Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица).

Юридические события – обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (например, рождение ребенка дает право на льготу по подоходному налогу).

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также приме классифицируются нения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, которые выделяются в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права на предмет получения, распределения и использования определенных финансовых ресурсов. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма и порядок получения государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий. Между материальными и процессуальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в финансовой сфере.

Финансовые правовые отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды : бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Всем перечисленным финансовым правоотношениям присущи особенности, характеризующие их субъектный состав; объекты, по поводу которых они возникают; права и обязанности их участников. Поэтому указанные виды финансовых правоотношений урегулированы нормами отдельных подотраслей и институтов финансового права.

Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав- совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов) : субъект , объект , содержание (права и обязанности сторон). При отсутствии хотя бы одного их названных элементов становится невозможным наличие самого финансового правоотношения. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства и обусловлены спецификой этой деятельности.

Субъект финансового правоотношения – лицо, участвующее в конкретном правоотношении и являющееся носителем финансовых прав и обязанностей. В большинстве случаев субъект финансового правоотношения совпадает с субъектом финансового права. В то же время следует разграничивать данные понятия "субъект финансового права" и "субъект финансового правоотношения". Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Таким образом, субъект финансового права – понятие более широкое. Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на:

1. Государство и его территориальные образования . К данной группе относятся: Республика Беларусь и административно-территориальные единицы – области, города, районы, поселки, населенные пункты. Такой круг субъектов свойственен бюджетным отношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами.

2. Коллективные субъекты , к которым относятся органы государственной власти и управления, а также предприятия, организации и учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти, а также органы местного управления и самоуправления. Предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношения, как правило, имеют статус юридического лица.

3. Индивидуальные субъекты , которые представлены гражданами. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения. Все объекты финансового правоотношения делятся на отделимые , которые в той или иной степени зафиксированы и существуют как явления окружающего мира (например, налоги и сборы) и неотделимые , которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования (например, финансовый контроль).

Финансовые правоотношения являются одним из видов общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами.

1 Стимулирование здесь должно пониматься не как простое выделение каких-то благ, а как содействие развитию (или, наоборот, сдерживанию) с помощью финансов какой-либо сферы деятельности в государстве.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; в) они почти всегда возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.".

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства, не несут на себе стимулирующую функцию, и имеют целью не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей.

Поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный; 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование госу-

" В настоящее время по некоторым налогам можно аккумулировать материальные ресурсы, которые, однако, оцениваются в денежном эквиваленте.

дарством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются вла- стно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с финансовой деятельностью, с поступлением денежных средств в доход государства.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам: 1)

бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) в области расходов; 5) кредита (государственного и банковского); 6) расчетов, регулируемых финансовым правом; 7) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства".

Во всех этих правоотношениях субъектами являются: с одной стороны - государство, с другой - хозяйствующие субъекты, а также граждане. Государство в целом становится субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует финансовые отношения между РФ и субъектами Федерации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов государственной власти, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституциями субъектов Федерации, а также законодательными и другими подзаконными нормативными актами.

Как субъект финансового права, государство выступает также через специальные управомоченные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие интересы государства.

Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений - государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо.

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, также являются участниками финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители и получатели бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетных средств в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.

* Субъектами финансового права являются отдельные граждане, физические и юридические лица.

Основным признаком правосубъектности гражданина и юридического лица в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории РФ). Дополнительными признаками, особенно в налоговых правоотношениях, служат возраст, гражданское состояние, гражданство. В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как субъекта инансового правоотношения.

Отношения, возникающие по поводу выпуска, реа- изации и погашения государственных внутреннего и нешнего займов, регулируются на основе общих поло- ений финансового права, предусматривающих добро- ольное участие гражданина в качестве кредитора государства, или на основе договора, или межгосударственного соглашения, где кредитором выступает иностранное государство.

Субъектами правоотношений наряду с гражданами РФ могут быть иностранцы (или лица без гражданства), проживающие и работающие в РФ или имеющие на территории РФ законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов на основе принципа взаимности в отношениях с другими государствами.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юриди ческие факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Так, возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Как событие может рассматриваться, например, увеличение числа иждивенцев в семье, что ведет к уменьшению налога на физических лиц, т.е. данное событие изменяет финансово-правовое отношение.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях, из них наиболее часто встречающимися являются: 1)

погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа); 2)

выполнение задания по государственным доходам, по бюджету или внебюджетным фондам; 3)

использование выданных бюджетных ассигнований; 4)

осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам; 5)

прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с выходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

Таким образом, рассматривая финансы и финансовое право с различных точек зрения, автор еще раз предлагает использовать системные кибернетические подходы при разработке закона о финансах, который станет первоосновой для осуществления прямых и обратных связей не только для финансовых фондов и денежных потоков, но и поможет в целом в государстве и в обществе понять картину развития всех явлений, поможет осуществлять управление как в экономике,так и в социальной сфере, опираясь на добротный научный анализ.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права специфические общественные отношения, которые возникают в процессе формирования, распределения и использо-вания денежных фондов и направлены на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.? 1) Финансовые правоотношения направлены в первую очередь на процесс создания фондов денежных средств, следовательно, являются денежными отношениями, которые представляют собой отношения материального, имущественного характера. Однако деятельность по формированию денежных фондов и сферы денежного обращения в целом подлежит жесткому государственному регулированию, поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественные отношения свойственны и административным правоотношениям (денежные штрафы, конфискация и др.), но они возникают и действуют в процессе управленческой функции государства.

При осуществлении управленческой функции государства в определенной степени обеспечивается поступление денежных фондов в доход государства, однако эта деятельность непосредственно не связана с финансовой деятельностью, поскольку ставит целью не формирование денежных фондов, а наказание правонару-шителей.

Финансовые правоотношения тесно связанны также с граж-данско-правовыми отношениями, поскольку приобретение имущества, выполнение работ или оказание услуг в большинстве своем сопровождается обязанностью по уплате определенного вида налога.

Таким образом, первая отличительная особенность финансовых правоотношений состоит в том, что эти отношения возникают только в процессе осуществления финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Второй особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из участников всегда будет выступать высший или местный орган власти, а также уполномоченный государством орган (финансовый орган, кредитная организация).

В определенных случаях финансовые отношения могут возникать и между органами государственной власти и местного самоуправления.

Финансовые правоотношения также отличаются тем, что объектом этих отношений является денежное обязательство (денежный платеж) перед государством, которое необходимо исполнить (например, уплата налога).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются:

Юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у субъектов финансовых прав и обязанностей;

Финансовые правовые акты (финансово-плановые акты) нормативного или индивидуального характера.

Нормативным актом в области финансовой деятельности го-сударства является федеральный закон о федеральном бюджете, а индивидуальным - выдача лицензии юридическому или физическому лицу на право осуществления какой-либо деятельности.

Финансовые правоотношения можно классифицировать по их материальному содержанию (что в свою очередь зависит от определенной сферы общественных отношений) на следующие виды:

бюджетные правоотношения;

Налоговые правоотношения;

финансовые правоотношения в области государственного и муниципального кредита;

Финансовые правоотношения в области страхования;

финансовые правоотношения в области банковского кредитования;

финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;

валютные правоотношения и др.

Субъектов финансовых правоотношений можно объединить в три группы.

Первая группа субъектов финансовых правоотношений включает в себя государство, государственные и административно- территориальные образования. Государство вступает в финансовые отношения с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, а также через специальные уполномоченные финансовые органы, которые представляют интересы государства.

Вторую группу субъектов финансовых правоотношений составляют хозяйствующие субъекты, т.е. предприятия, организации и учреждения различных организационно-правовых форм собственности. К хозяйствующим субъектам относятся и крестьянские (фермерские) хозяйства, а также индивидуальные предприниматели.

Субъектами финансовых правоотношений третьей группы являются отдельные граждане (в том числе иностранные и лица без гражданства), проживающие на территории Российской Федерации.

В отдельную группу субъектов финансовых правоотношений входят межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства в Российской Федерации; постоянные представительства иностранных юридических лиц и само-стоятельные структурные подразделения иностранных организаций, не являющиеся юридическими лицами и находящиеся на территории Российской Федерации.

Субъекты данной группы являются участниками отдельных видов финансовых правоотношений (например, налоговых и валютных).

Контрольные вопросы и задания

Раскройте понятие «финансово-правовая норма».

Какова структура финансово-правовой нормы?

По каким основаниям классифицируются нормы финансового права?

Дайте определение финансового правоотношения.

Каковы особенности финансовых правоотношений?

Назовите виды финансовых правоотношений.

Перечислите субъектный состав финансовых правоотношений.