Большая энциклопедия нефти и газа. Информационная безопасность личности, общества, государства: понятие и проблемы

Безопасность общества.

Под безопасностью понимается отсутствие опасности (или защита от нее).
Внутренняя безопасность имеет отношение к опасностям, воздействующим на общество или государство изнутри. Внешняя безопасность определяется из отсутствия (или заблаговременных мер против) нападения извне.
В зависимости от возможных последствий, с одной стороны, и активных финансовых затрат - с другой - ныне большую значимость с точки зрения политической безопасности приобретают заблаговременные мероприятия против нападения извне. Существует необходимость предотвращать активные действия, в особенности угрожающие применением или применяющие военную силу и подвергающие опасности самостоятельное развитие общества или существование государства и его граждан.
Национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права.
Понятия безопасности личности, общества и государства не во всем совпадают. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей.
Национальная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.
В современных условиях, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. Всеобщая безопасность вплоть до настоящего времени еще в значительной мере основывается на принципах «сдерживания путем устрашения» противостояния ядерных держав. Подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в ядерной войне.
Террористическая атака на США 11 Сентября 2001 года повлекла за собой изменение в представлениях об обеспечении национальной безопасности. Многолетние усилия в строительстве общей системы безопасности подверглись сомнению. Государства впервые столкнулись с угрозой «из ниоткуда» со стороны «никого». Благоприятные условия для развития опасностей, что создала информационная эпоха и сопутствующая ей глобализация, привела к укрупнению бывших ранее локальными вызовов. Незащищённость государств против вызовов терроризма выявила и другие многочисленные изъяны и слабости не только международной системы, но и современного государства. Рост теневых рынков и свободное передвижение товаров, финансов и людей стали наносить всё больший урон не только мировой системе, но и национальным государствам. Реакция экономически отсталых стран на преимущества, приносимые демократией и рыночными отношениями, выразилась в религиозном экстремизме и стремлением обрести оружия массового поражения. Появление высоких технологий обусловили появление новых видов преступлений, а неоднозначное восприятие угроз исходящих от них препятствуют выработке адекватных мер по их предупреждению. Наряду с этим, возникшие после развала советской системы этнические конфликты и неподконтрольные антидемократические режимы угрожают концепции всеобщей безопасности, а также бросают вызов ценностям демократии. Резкий рост численности населения и связанные с этим проблемы, такие как, миграция, эпидемии, мировой рост уровня бедности, ложатся весьма ощутимым бременем на развитые страны, что тормозит развитие человечества и создаёт дополнительный угрозы безопасности. Чрезмерная свобода распространения информации содействуют дестабилизации региональных и общественных связей, что приводит к внутреннему общественному конфликту и дестабилизации государства. Всё возрастающий уровень добровольного вовлечения молодого населения к употреблению наркотических средств и занятию проституцией, а также скрытая пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации угрожает генофонду человечества и отдельной нации. Загрязнение окружающей среды отходами техногенного происхождения такие, как радиация и химические выбросы, а также негативное воздействие на природу и планету в целом, создаёт опасность не только мутации человеческого вида, но и глобальной катастрофы, которая может уничтожить всё человечество. Проблема нехватки ресурсов, сырья и продовольствия рисует крайне мрачную перспективу для человечества. Каждая из угроз
* Одним из определений термина безопасность личности может быть - состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Это состояние защищённости необходимо определять набором внешних и внутренних факторов. В соответствии с логикой данной работы целесообразно будет рассматривать следующую классификацию факторов влияющих на состояние безопасности личности:

Внутренние факторы:

1. внутренние факторы психического состояния

2. наследственные, генетические особенности

Внешние факторы:

1. факторы межличностного общения

2. факторы взаимодействия с обществом

3. факторы взаимодействия с государством

4. факторы окружающей природы

5. фактор влияния общего, глобального состояния человечества

Любая политика как внешняя, так и внутренняя должна строиться на основе национальных интересов. Важной задачей поддержания стабильности международной системы является не только знать, но и сочетать разнообразные национальные интересы, находить баланс интересов. Баланс интересов включает в себя целый комплекс межгосударственных отношений: экономические, политические, культурные, военные и другие. Баланс интересов основывается на балансе сил. Это положение отметил ещё Моргентау. Он сформулировал понятие «национальную мощь» и определил её структуру следующим образом:
- Географическое положение страны.
- Природные ресурсы.
- Промышленный потенциал.
- Военная подготовленность (уровень военной техники,
военного руководства, количества и качествовооружённых
сил).
- Численность населения.
- Национальный характер (отношение к воине).
- Национальная мораль (отношение к национальной политике).
- Качество дипломатии.

«Война» и «мир» в современную эпоху информационного противоборства стали приобретать иной оттенок, и вопросы военной безопасности все чаще и чаще становятся предметом тревожных научных дискуссий. Военная сфера в XXI в. становится жизненно важной для обеспечения национальной безопасности, которая, как пишет российский исследователь И.В. Бернацких, определяется мощью и военным потенциалом государства и призвана обеспечить защищенность людей от гибели в ходе войн . Как отмечает другой исследователь М.М. Кучерявый, в настоящее время под влиянием использования, прежде всего США, современных информационных и коммуникационных технологий в рамках проведения так называемых информационных операций возникала и набирает силу новая военно-политическая угроза всеобщему миру и международной стабильности .

Социальная стабильность общества и его национальная безопасность определяются сегодня во многом тем, каким содержанием наполнено информационное пространство, в котором осуществляют свою деятельность как отдельные индивиды, социальные группы, организации, так и государства, политические группировки и силы. Российский социолог М.К. Горшков пишет, что современные способы воздействия на массовое сознание людей стары как мир и надо только создать миф и заставить в него поверить, но в современных условиях информационного общества сделать это стало гораздо легче, проще, и в итоге информационно-сетевые войны стали реальной угрозой безопасности государства .

Поразительно, что огромные перспективы позитивного, связанного с распространением гуманистических ценностей и утверждением ценности мира и миролюбия воздействия информационных технологий человечеством не используются и прекрасная возможность духовного взаимообогащения культур и развития человека в русле мирного сотрудничества остается нереализованной. Но иначе и быть не могло, поскольку создание глобальной сети было подчинено, как написано в «Национальной стратегии для нового столетия» США (1997 г.), созданию «условий, необходимых для процветания наших интересов и ценностей» . Соответственно, ничего удивительного нет в том, что сегодня Всемирная паутина используется США в сугубо личных целях и в выборе средств информационного воздействия и достижения целей нравственные императивы никакой роли не играют.

В этой связи закономерно возникает вопрос: что есть «мир» в условиях, когда в интернет-пространстве разгораются информационные войны, осуществляется массированное информационное воздействие на массовое сознание, и даже происходит виртуальная мобилизация, формирующая так называемые диванные войска . Судьбы целых народов и государств ежечасно находятся под угрозой в тот момент, когда разворачиваются запланированные определенными силами «информационные операции» в угоду господствующим на международной арене политическим силам.

Именно в информационной среде происходит возрастание угроз военно-политического и террористического характера, и сегодня, после воссоединения России с Крымом, новая волна информационной войны Запада против России, никогда еще не принимавшая столь резко негативной и откровенной в своем выражении формы, стала основанием для осознания российским государством важности информационного воздействия на массовое сознание. В Администрации Президента РФ со всей серьезностью был обсужден вопрос о создании комиссии по формированию имиджа России на международной арене . Надо сказать, что информационное освещение процесса воссоединения России и Крыма было проведено на высшем с точки зрения формирования положительного общественного мнения уровне, что сильно изменило не только внешнеполитический, но и внутриполитический имидж России .

Понятие мира в настоящее время стало шатким, неустойчивым и концептуально размытым, поскольку очевидно, что войны, помимо реальных военных действий, которые, к сожалению, имеют место в обществе, вступившем в третье тысячелетие, - переместились также в виртуальное пространство. В нем также разворачиваются военные действия, происходят баталии за господство над массами и их сознанием. Основным оружием в этой войне становятся информационные и коммуникационные технологии.

Не стоит забывать о том, что информационная война может разворачиваться и в пространстве культуры. Через информационные каналы со стороны Запада сегодня интенсивно осуществляется культурная экспансия России, что следует рассматривать не иначе, как проявление угрозы внешнего характера национальной безопасности страны. При этом данная угроза находит отражение в системе внутренних социокультурных связей и отношений, ценностей и норм российского общества. Поразительные с точки зрения их угрожающего характера данные были получены сотрудниками Института социологии РАН в ходе проведения масштабного социологического исследования «О чем мечтают россияне»: рост агрессивности в стране отметили около 80% опрошенных россиян; снижение доброжелательности, искренности во взаимоотношениях между людьми, альтруизма отметили более 70% опрошенных; 67% указали на рост неуважительного отношения к женщине и значительное снижение душевности среди россиян; 64% отметили снижение патриотизма у российского народа; 70% опрошенных россиян считают, что произошло снижение честности; 68% отметили рост цинизма в российской среде .

Россия находится в очень сложной ситуации: с одной стороны, ее поразила внутренняя болезнь под названием «социокультурный кризис», выражающийся в трансформации духовных ценностей и духовном обнищании россиян, перенимающих потребительскую культуру с такой скоростью, с какой разрушается созидательная культура; а с другой стороны, сильное внешнее воздействие со стороны Запада и прежде всего США, которые приняли у Европы эстафету европоцентризма и начали новый этап колонизации незападного мира, навязывая ему свое видение политического устройства и организации социальных отношений. Мирный характер навязываемого Западом господства стал чертой «западнизма», - именно таким термином определяет А.А. Зиновьев свое видение Запада и проводимую им принудительную по отношению к остальному миру политику . США целенаправленно ведут информационную войну уже много десятилетий, подвергая информационной агрессии сознание масс, в результате чего, как пишет М.К. Горшков, сосед превращается во врага, русский - в «кацапа», а вполне нормальные люди начинают действовать во вред себе, заглушая инстинкт самосохранения, т.е. «желанная 1Т-свобода оборачивается антисвободой» .

Иными словами, понятие войны также расширило свои концептуальные рамки с момента формирования глобальной информационной системы, однако распространение виртуальных войн в сети Интернет имеет самые реальные последствия и не только в изменениях на уровне массового сознания и поведения, но и в военно-политических стратегиях государств. Так, сегодня со всей очевидностью следует констатировать возрастание влияния вооруженных сил в политических процессах, и на этом фоне актуализируется проблема наращивания военной мощи РФ и конституционного закрепления применения вооруженных сил в целях регулирования внутренних и международных отношений России .

На уровне общественного мнения, как показало исследование Левада-Центра, фиксируется ощущение роста военной угрозы России со стороны других стран: в январе 2015 г. 68% россиян высказали уверенность в том, что эта угроза реально существует, в то время как в 2013 г. такого мнения придерживались 51% опрошенных жителей России (для сравнения: в 2000 г. - 48%, в 2003-м - 55%, в 2005-м - 44%, 2007-м - 49%, в 2011-м - 53%) . Как видим, в 2015 г. ощущение военной угрозы достигло самой высшей точки. При этом большинство россиян (82%) верят в то, что наша армия в случае реальной военной угрозы со стороны других стран способна защитить страну (для сравнения: в 2013 г. таких было 57%) , что говорит о повышении имиджа государства, его мощи и силы в газах российских граждан, и информационные технологии сыграли в этом далеко не последнюю роль.

Национальная безопасность напрямую связана с имиджем государства, который в современном информационном обществе во многом формируется под воздействием СМИ. Россия утратила статус сверхдержавы после распада СССР, а вместе с ним и все основания, выступавшие предметом гордости россиян, которых долгие годы постсоветского периода преследовал комплекс цивилизационной неполноценности по причине резкого снижения международного имиджа России и осознания того, насколько она далека от стандартов высокого качества жизни, принятых в сообществе экономически развитых стран. Сегодня ситуация значительно изменилась, и чувство стыда за страну испытывает уже меньшая часть россиян - 25%, в то время как в 1999 г. таковых было 65%

Россия постепенно приходит в себя, ощущая свою духовную мощь, базирующуюся на многовековой российской культуре, духовности, но полномасштабная информационная война, которую ведет против нашей страны Запад, формируя во всем мире анти-российские позиции и настроения, заставляет принимать меры и российскому государству. Оно демонстративно повернулась на Восток в противовес западному давлению, обозначив тем самым евразийское направление в имиджевой политике России как стратегически важное и приоритетное в сложившихся условиях, что неудивительно, поскольку именно на Востоке Россия нашла политическую поддержку после присоединения Крыма и связанных с этим событием агрессивных информационных нападок Запада .

Совершенно очевидно, что сильная, самодостаточная и самостоятельная в проведении международной политики Россия Западу не нужна, но зато Восток она вполне устраивает. Несмотря на то, что позиции России значительно укрепились на международной арене с точки зрения проявления ее политической субъектное-ти, способности проводить самостоятельную политику и противостоять США и западному миру в целом, опасность информационных угроз, а следовательно и угроз национальной безопасности России, сохраняется. М.М. Кучерявый считает, что информационное оружие против России может быть использовано в военнополитических целях для осуществления враждебных действий и актов агрессии; в террористических целях, а также в целях разжигания межнациональных конфликтов и пропаганды расистских и ксенофобских настроений и идей; для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерным программам и распространением вредоносных компьютерных программ .

Поскольку военная безопасность обеспечивается прежде всего политикой безопасности государства, механизмами политического контроля и политической воли, отражаясь на уровне обороноспособности страны, правомерно употреблять термин «военнополитическая безопасность» как значительно расширяющий и углубляющий перспективы научной рефлексии по вопросу обеспечения национальной безопасности страны, под которой, напомним, понимается специально созданная в стране и конституированная совокупность установлений, институтов и учреждений, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов государства . В контексте данного понимания национальной безопасности военная безопасность предстает как структурный элемент национальной безопасности, отвечающий за способность государства и его вооруженных сил успешно противостоять внешним и внутренним рискам, угрожающим обеспечению надежной защиты национальных интересов государства.

Обеспечение военной безопасности невозможно вне развития военной сферы общества и совершенствования ее основных структурных компонентов, к которым И.В. Бернацких относит следующие: институционально-управленческий (военно-политическое руководство страны); военно-силовой (военная организация государства); ресурсно обеспечивающий (оборонно-промышленный комплекс); профессионально-кадровый (система военного образования, обучения и воспитания военнослужащих); военно-научный (военная наука); инфраструктурный, будучи убежденным в том, что развитие указанных компонентов военной сферы необходимо для ее укрепления как ключевого фактора обеспечения военной и национальной безопасности России .

Видимо, в условиях возрастающей угрозы национальной безопасности России, пока явно фиксируемой на уровне информационной агрессии со стороны стран Запада, наращивание военной силы становится оправданной стратегией, но решит ли это задачу, тысячелетиями и веками стоявшую перед человечеством, которое так и не выработало иной траектории цивилизационного развития, кроме той, что вписывается в так хорошо знакомую фразу «война и мир». Однако в современной реальности она уже не означает то, что прежде, когда «мир» означал отсутствие военных действий, соответствовавших понятию «война». Мирное и военное переплелось в виртуальном пространстве, породив страшное явление «информационная война», которая способна втянуть в ареал военноинформационных действий миллионы людей за крайне сжатый период времени. Расстояния, границы, временные и иные препятствия мира реального в виртуальном мире ничего не значат, а следовательно, информационное оружие стало мощным оружием XXI в., под прицелом которого находится как отдельный индивид, так и человечество в целом.

  • Бернацких И.В. Военная сфера общества и пути ее развития // Власть. 2014. № 9. С. 83.

Cтраница 1


Защита общества, граждан и окружающей природы от опасной продукции является одной из важнейших задач государства. Именно для решения этой задачи устанавливаются требования к безопасности продукции и услуг и вводятся регулирующие меры на пути движения товара от изготовителя к потребителю.  

Государство есть система защиты общества от насилия, и поэтому государство терпится людьми. Другое дело, что властью в государстве можно злоупотреблять во вред обществу.  

В системе разделения труда страхование выполняет функцию защиты общества от стихийных бедствий.  

Более того, православного мировоззрения, к сожалению, будет совершенно недостаточно для защиты общества и веры от постоянных и агрессивных внешних угроз.  

Своевременная подготовка претензий и исков в суды общей юрисдикции и арбитражный суд в интересах защиты Общества.  

Теория регулирования в интересах общества (public interest theory of regulation) - допущение, согласно которому цель регулирования отрасли заключается в защите общества (потребителей) от злоупотребления естественными монополиями своей властью.  

ТЕОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ОБЩЕСТВА (public interest theory of regulation) - допущение, согласно которому цель регулирования отрасли заключается в защите общества (потребителей) от злоупотребления властью, какой обладают естественные монополии.  

Тот факт, что при его подготовке был максимально учтен международный и отечественный опыт, позволил российской метрологии достойно выполнять главную задачу - обеспечить защиту общества и государства от недостоверных результатов измерений.  

В целом ограничения на свободу печати в целях борьбы с возможными злоупотреблениями идут во французском законодательстве по трем основным направлениям: защита частных лиц от клеветы, диффамации и оскорблений: защита общества от распротранения непристойностей (хотя в последующие годы в этой области допущена значительная либерализация, в частности, разрешена исключительно для взрослых-порнография в виде печатных изданий), защита государства от распространения публикаций и устных заявлений, способных поставить под угрозу внутренний порядок и внешнеполитические интересы страны.  

Настоящий Регламент разработан в целях систематизации основ нормативного регулирования процессов управления, определения ответственных подразделений за оперативное управление личным, имущественным и другими видами страхования в ООО Баштрансгаз, поддержания деловых отношений со страховыми компаниями; оказания помощи работникам, членам их семей, неработающим пенсионерам в поддержании здоровья, материального положения; защиты Общества от последствий чрезвычайных ситуаций.  

Поскольку существует насилие, существует и необходимость защиты от него. Для защиты общества от всех видов насилия создается система защиты, которую мы называем государством.  

У нас в Америке существуют Акт о ценных бумагах 1933 года, Акт о биржах 1934 года, соответствующие подзаконные инструкции КЦББ и сама Комиссия по ценным бумагам и биржам. Эти законы и инструкции предназначены для защиты общества от введения людей в заблуждение, махинаций и прочей незаконной практики при покупке и продаже ценных бумаг. В соответствии с ними, определенные инвестиции могут быть доступны только для аккредитованных и искушенных инвесторов и должны быть максимально прозрачны. КЦББ была создана, чтобы стоять на страже этих законов.  

Когда в каком-либо обществе возникает озабоченность по поводу последствий, если таковые предвидятся, воздействия опасных и потенциально токсичных веществ, в оценке таких опасностей для здоровья человека эпидемиология занимает центральное место. Научный метод, привносимый эпидемиологией в изучение экологических факторов заболеваемости, может быть основным для защиты слаборазвитых обществ, как от опасных факторов, существующих в окружающей среде, так и от разрушения самой окружающей среды. Оценка риска, проведенная до транспортировки отходов, скорее всего, попадает в сферу легальной торговли. Оценка риска после транспортировки отходов проводится уже только для того, чтобы определить, оправданы или нет любые тревоги по поводу вреда для здоровья людей, связанных с данной поставкой, которая, если бы эти опасения оправдались, становилась бы нелегальной.  

Специфические особенности присущи банковским системам мусульманских государств. Статья 15 Всеобщей исламской декларации прав человека в частности закрепила, что для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский закон запрещает... Ростовщичество (получение ссудного процента риба) в Исламе занимает третье место в иерархии грехов после вероотступничества и дружбы с врагами бога. II Всемирный конгресс исламской экономики, подтвердив запрещение риба, указал на необходимость перестройки валютно-финансовой системы мусульманских стран на беспроцентной основе.  

Для профилактики преступлений должна существовать угроза перерегистрации или лишения прав деятельности. Приостановка, аннулирование прав деятельности и даже гражданская и уголовная ответственность за нарушение должны стать частью целой системы защиты общества. Человеческая натура такова, что на нее следует оказывать постоянное давление. Таким образом, для усиления существующего этического кодекса контролирующим механизмом должны служить дисциплинарные меры.  

Классическое определение социальной безопасности - это совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений.

Дополняя это энциклопедическое определение можно уточнить, что социальная безопасность - это, прежде всего, часть более общей категории - национальной безопасности, что социальная безопасность - это состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.

Таким образом, социальная безопасность - это, в конечном итоге, бережное отношение государства к главному своему богатству - человеку.

Национальная безопасность наряду с такими составляющими как экономическая безопасность, обороноспособность страны, защита от техногенных и экологических катастроф, также включает и социальную безопасность. Рассматривая узко безопасность страны только как экономическую, нельзя забывать, что социальная стабильность играет ключевую роль и во всей системе национальной безопасности. Безусловно, что вся система взаимосвязана и каждая составляющая не может рассматриваться изолированно от других. Так, например, не может быть эффективной реформы экономики без развития системы социальной защиты населения.

Социальная безопасность имеет сложную систему внешних и внутренних связей, среди которых выделяется основная.

Этот термин сравнительно недавно вошел в нашу жизнь. Тем не менее, он быстро вписался в международную и национальную лексику, нашел свое конкретное развитие в ряде международных документов. Прежде всего, во Всемирной социальной декларации, принятой в 1995 году на Всемирной конференции по социальному развитию. В ней, в частности, говорится:

«Мы предлагаем построить такое общество, где право на пищу столь же священно, как и право голоса, где право на начальное образование столь же уважаемо, как и право на свободу печати, и где право на развитие рассматривается, как одно из фундаментальных прав человека».

В Декларации сформулированы минимальные задачи обеспечения социальной безопасности:

Всеобщее начальное образование как для девочек, так и для мальчиков;

Сокращение вдвое уровня неграмотности среди взрослого населения, причем женская неграмотность не должна превышать мужскую;

Элементарная медицинская помощь для всех с приоритетной вакцинацией детей;

Ликвидация случаев острого недоедания;

Предоставление услуг по планированию семьи для всех желающих;

Безопасная питьевая вода и санитария для всех;

Кредит для всех в целях обеспечения возможностей самозанятости.

В одном из своих выступлений генеральный секретарь ООН отметил, что социальная безопасность женщин не обеспечена ни в одной стране мира. В международных документах, в частности в Пекинской программе действий, провозглашаются права женщин, обеспечивающие их безопасность. К сожалению, на практике эти законы не работают.

Украина, Россия и ряд других стран бывшего СССР продолжают оставаться одними из немногих стран в мире, где отсутствует национальный механизм реализации принципа равноправия полов. А ведь это предусмотрено Конвенцией ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, принятой в 1979 году. Доклады, которые в соответствии с ее регламентом правительства периодически представляет (один раз в четыре года) в Секретариат ООН о выполнении документа, носят, как правило, декларативный характер и не отражают реальной ситуации.

Недостаточно представлены женщины в законодательных органах власти практически всех государств мира, а в Советах Обороны и Советах Безопасности многих стран их нет вообще.

В этой ситуации гарантией обеспечения социальной безопасности женщин являются: повышение их самосознания и юридической грамотности; изучение международного опыта; консолидация действий в защиту своих прав.

Главной задачей государства является обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения путем реализации комп­лекса целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера, обеспечение личной безопасности каждого гражданина, защита его прав и свобод, здоровья и собственности.

Социальная защита - это деятельность государства по воплощению в жизнь приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.

Для современной Украины, также как и других постсоветских государств, социальная безопасность приобретает особую актуальность, поскольку на фоне экономического кризиса, ухудшения положения большинства населения развиваются такие социально опасные явления, как криминализация политики, экономики, общественного сознания, коррупция чиновников госаппарата, правовой нигилизм и пренебрежение общественной этикой. Все это создает существенную угрозу безопасности украинских граждан, общества в целом.

Поэтому необходимо стремиться к созданию всеобъемлющей системы социальной безопасности личности и общества, включающей самые различные аспекты повседневной жизни людей.

Под социальной безопасностью многие понимают также безопасность производства и труда на каждом рабочем месте, безопасность обслуживания и потребления, экологическую безопасность. Во всех государствах стремятся создать такую систему экологической безопасности, которая не только устраняет последствия безответственного хозяйствования, но, в первую очередь, укрепляет способность природы к воспроизводству своих ресурсов. Экономически целесообразным должно быть только то, что является экологически безопасным.

Социальная безопасность - это и общественный порядок, преодоление преступности. Эта острейшая проблема может быть решена только тогда, когда общественная безопасность станет делом всех граждан, их общественных организаций, а также предприятий и предпринимателей. Главным направлением их деятельности должна быть профилактика правонарушений, повседневная воспитательная работа в школе и семье, совершенствование деятельности культурно-просветительных учреждений и организация досуга граждан, в первую очередь, молодежи.

Решение проблемы преступности в конечном счете зависит от повышения благосостояния граждан и преодоления критического разрыва в доходах различных слоев населения. Необходимо проводить широкую правовую пропаганду, создавать условия для реализации прав граждан на самооборону в соответствии с действующим законодательством.

Назрела реформа системы исправительных учреждений. Наказание следует расценивать не как расплату за совершенное преступление, а как проявление гражданского осуждения, средство изоляции социально опасных лиц от общества. Места заключения должны помогать отбывающим наказание гражданам находить путь возвращения в общество.

Реальную угрозу развитию любого государства представляет организованная преступность. Необходимо добиваться ужесточения санкций за организацию и активное участие в преступных группировках путем принятия специальных законов о борьбе с коррупцией, организованной преступностью и терроризмом, которые учитывают передовой европейский и мировой опыт.

Самые решительные меры должны быть предприняты по предупреждению коррупции в правоохранительных органах. Критерием подбора кадров для правоохранительных органов и служб безопасности должны стать преданность делу, высокие моральные качества и квалификация.

Для обеспечения реальной безопасности граждан и общества, государство должно, прежде всего, усилить правовой режим, контроль за исполнением законов как в центральном государственном аппарате, так и на местах. Любые правонарушения, не говоря уже о злоупотреблениях со стороны чиновников любого ранга, должны находить немедленную, жесткую и гласную оценку как государства, так и общества.

Государство должно обеспечивать безусловное соблюдение законности и порядка, строже наказывать за должностные преступления, за взяточничество и сокрытие доходов. Для достижения этого не исключена и возможность применения чрезвычайных мер, не выходящих, однако, за правовые пределы, определенные Конституцией и действующим законодательством Украины.

Женщина как объект и субъект социальной безопасности

Постоянным объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее жизненно важные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества: право на жизнь; на труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства. Однако сами объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества.

Поэтому можно говорить не только об общем, но и приоритетных объектах социальной безопасности, т.е. таких социальных группах и общностях, которые в конкретных социально-экономических условиях являются наиболее ущемленными и нуждающимися в социальной защите и усилении степени безопасности.

Приоритетные объекты социальной безопасности во всех государствах - это женщины.

К жизненно важным социальным интересам женщин относятся: пересмотр законов с целью обеспечения равенства прав женщин и их доступа к экономическим ресурсам; создание равноправных условий для повышения квалификации и профессиональной подготовки; охрана материнства и детства; ликвидация профессиональной сегрегации и всех форм дискриминации при трудоустройстве; содействие сбалансированному распределению рабочих и семейных обязанностей женщин и мужчин; участие женщин в принятии решений; предотвращение насилия в отношении женщин и насилия в семье; учет гендерных особенностей в актах органов власти; укрепление роли семьи в обществе; проведение исследований по женской проблематике и гендерным вопросам.

Уровень социальной безопасности женщин зависит от того, к каким социальным статусным группам, сложившимся в условиях плюрализма форм собственности, они относятся.

Эта структура, объединяющая основные статусные группы женщин (на примере России), следующая.

Образовался слой собственников предприятий и фирм, как правило, профессионально занятых бизнесом. Женщины представлены в группе слабо - не более одной пятой ее части.

Мелкие предприниматели. Около 25% среди них - женщины. Это в подавляющем большинстве случаев (четыре пятых) владельцы «собственного дела». Социальный статус у них значительно ниже, чем у женщин - крупных предпринимательниц. Половина группы занята в торговле, финансовой сфере и только 20% - в промышленности. До 20% женщин, занимающихся мелким бизнесом, вынуждены совмещать его с управленческим трудом по найму. Такое сочетание объясняется объективными причинами.

Полупредприниматели. Среди них женщины составляют около 40%. Это в основном молодые женщины в возрасте до 30 лет. Группа наиболее выиграла от либерализации экономики и поэтому активно участвует в рыночных преобразованиях.

Руководители производства (менеджеры). Соотношение женщин и мужчин в группе: 40 к 60. Они работают по найму. Каждая вторая, входящая в группу, обладает высоким уровнем благосостояния.

Администраторы социальной сферы. Это самая феминизированная социально-профессиональная группа: соотношение женщин и

мужчин составляет 5: 1 в пользу женщин. В составе группы руководители учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, управленцы среднего звена. 80% женщин- руководительниц возглавляют государственные учреждения, 12% - приватизированные, 6% - частные организации. Уровень благосостояния этой группы - низкий: две трети ее состава испытывает материальные трудности.

Интеллектуалы, т.е. преимущественно представители творческих профессий, связанных с созданием культурных и научных ценностей. Женщин большинство в этой группе - 57%. По национальному составу в подавляющем большинстве случаев (свыше 80%) - русские женщины среднего возраста.

Массовая интеллигенция. В составе этой группы 70% женщины. Ее характерная черта - высокий уровень образования: 75% имеют высшее образование. 50% женщин заняты в учреждениях социальной сферы, 40% - в промышленности, а остальные - в торговле и сельском хозяйстве. В государственном секторе экономики работает абсолютное большинство - 4/5, остальные - на приватизированных предприятиях. Группа социально-обделенная: 44% ее состава живут на уровне бедности, 7% - за гранью нищеты и всего 9% - в относительном достатке. Представители этой группы жизненно заинтересованы в проведении последовательной социальной политики и повышении социальной безопасности семьи, способных обеспечить условия для нормальной жизнедеятельности.

«Полуинтеллигенция». Термин, возможно, неблагозвучный, но целесообразный для анализа стратификации. Входят в эту группу в основном работники со средним образованием. Соотношение женщин и мужчин 5 к 1. Большинство (60%) заняты в организациях социальной сферы, около 30% - в промышленности. По уровню жизни - группа, живущая на «уровне бедности» (50%), из которых 11% «за чертой нищеты». Обладают относительным достатком около 20% состава группы. Уровень ее социальной безопасности - низкий.

Рабочая элита. Образовалась в результате расслоения рабочего класса. В ее составе рабочие высокой квалификации, как правило, высокооплачиваемые. Женщин в группе мало (6 к 1), но они сравнительно обеспеченные.

Неквалифицированные работники. Женщин в группе - преобладающее большинство: 70%, каждая пятая из которых

находится в пенсионном возрасте. Две третьих группы проживает «за чертой бедности», зажиточных и состоятельных практически нет. Это - группа низкого уровня социальной защищенности.

Работники массовых профессий сфер торговли и обслуживания. Самая феминизированная социальная группа: женщин в ней 80%, половина из которых живет в условиях нищеты и бедности.

В условиях утверждения института частной собственности, приватизации эта группа стала, с одной стороны, - сильно менять свою социальную базу за счет притока рабочих, служащих, ИТР, массовой интеллигенции, потерявших работу. С другой стороны - снижать свой уровень жизни, терять негласные, «теневые» льготы за посреднические услуги в распределении. Группа нуждается в последовательной социальной защите по всем основным параметрам: от правового обеспечения до разумных налогов.

Формирующаяся новая социальная структура постсоветских государств на примере российского общества в целом, и женской части его конкретно, обуславливает углубляющуюся дифференциацию подходов различных социальных групп к проводимым экономическим преобразованиям и социальным последствиям.

Отношение женского социума к экономическим реформам можно считать ключевой проблемой, от состояния которой зависят ослабление или усиление социальной напряженности в обществе, возможности возникновения конфликтных ситуаций и протестных акций с участием женщин.

Безопасность женщины в обществе зависит от социальной политики государства

Социальная политика и социальная безопасность - две стороны одной медали. Чем реалистичнее социальная политика государства, тем выше уровень социальной безопасности каждого члена общества, каждой семьи. Более того, социальная политика - это своего рода инструмент обеспечения социальной безопасности общества как стратегической цели государства.

Социальная политика регулирует отношения между обществом и личностью в целом; между обществом и женским социумом, в частности. Основой этой регуляции может быть система социальных гарантий (подчеркнем: гарантий, а не льгот), которые обеспечивают реализацию социальных прав личности: права на жизнь, на труд, на отдых, на охрану здоровья, на образование.

На практике это означает, что государство проводит патерналистскую политику по отношению к разным социальным группам населения, и среди них на первом месте женщины и дети. Патернализм в переводе с латинского - отцовский, отеческий. «Патерналистская доктрина» означает, что в основе социальной политики лежит забота и ответственное, «отеческое» отношение государства к гражданам, занятым в сфере труда и не занятым в ней, но выполнившим свой трудовой долг перед обществом.

От системы социальных гарантий, в равной мере распространяющихся на всех граждан, государство отказалось. Оно практически стремится переложить на социальные институты, включая неправительственные организации, фонды, в том числе гуманитарные, заботу о защите и выживании населения. Объектами политики социальной защиты стали социально обездоленные, или, как принято говорить, - социально незащищенные группы, к каким относятся и женщины. Произошла подмена понятий: вместо «социальной политики», например, в России с 1992 г. появилась «социальная защита» населения. Институционализация этой новации была осуществлена в форме образования Министерства социальной защиты населения, функционировавшего до 1996 г. Главным рычагом политики социальной защиты стали не социальные гарантии, а отдельные пособия, индивидуальная помощь. Между тем численность социально незащищенных групп в обществе, особенно женщин и детей, значительно расширилась.

Общественная безопасность как социальное явление и как объект уголовно-правовой охраны носит сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Обеспечение общественной безопасности - гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества.

На протяжении всего существования человечества безопасность всегда выступала как необходимое условие нормального функционирования и поступательного развития отдельных социальных групп, государств и мирового сообщества в целом. Безопасность как состояние защищенности присуще человеческому обществу. Понятия безопасности личности, общества и государства не во всем совпадают. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Общественная безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, выраженная в уровне защищенности личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера.

Отождествление общественной и национальной безопасности, несмотря на определенную близость и схожесть этих понятий, необоснованно, поскольку первая является лишь составной частью второй.

Рис. 1.

В Законе РФ "О безопасности" подчеркивается: граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.

Совет безопасности - это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В Законе "О безопасности" сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:

  • - Определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз.
  • - Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства.
  • - Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране.
  • - Разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства и др.

Законом "О безопасности" установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии.

Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением безопасности в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они осуществляют агрегирование жизненно важных экономических и социальных интересов, осуществляют защиту экономических прав и свобод различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Внутренняя безопасность имеет отношение к опасностям, воздействующим на общество или государство изнутри. Внешняя безопасность определяется из отсутствия (или заблаговременных мер против) нападения извне. В зависимости от возможных последствий, с одной стороны, и активных финансовых затрат - с другой - ныне большую значимость с точки зрения политической безопасности приобретают заблаговременные мероприятия против нападения извне. Существует необходимость предотвращать активные действия, в особенности угрожающие применением или применяющие военную силу и подвергающие опасности самостоятельное развитие общества или существование государства и его граждан.

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния, причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда. Раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка как самостоятельное структурное подразделение в Уголовном кодексе России выделен впервые. Принимая решение об объединении рассматриваемых преступлений в одну группу, законодатель руководствовался необходимостью обеспечения всесторонней охраны таких важных социальных благ, как безопасность общества и порядок в нем.

В юридической науке до сих пор ведутся дискуссии относительно понимания общественной безопасности, поскольку с одной стороны она является частью родового объекта преступления, а с другой стороны - видовым объектом преступлений предусмотренных главой 9 УК РФ. Отсюда и возникло понимание общественной безопасности, как в широком, так и в узком смысле.

Как видовой объект уголовно-правовой охраны общественная безопасность представляет собой совокупность общественных отношений по обеспечению неприкосновенности жизни и здоровья неопределенного круга граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, пожарной и радиационной безопасности, нормальной деятельности государственных и общественных институтов (общественного порядка).

В широком смысле общественная безопасность включает в себя: безопасность общества в целом, в узком смысле; здоровье населения; общественную нравственность; экологическую безопасность; безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и др. По особенностям объективной стороны преступления против общественной безопасности совершаются путем как действия (большинство преступлений), так и бездействия. Путем бездействия могут совершаться преступления, для которых характерно нарушение каких-либо правил - нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.д. По моменту окончания преступления (способу законодательного описания) выделяются усеченные составы: организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), пиратство, вымогательство общеопасных предметов; формальные: захват заложника, заведомо ложное сообщение о терроризме, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, массовые беспорядки и другие составы.

Таблица 1. Число лиц, признанных потерпевшими от преступных посягательств в РФ, 2000-2011 годы, тысяч человек

Число лиц, потерпевших от преступных посягательств

В результате преступлений погибло

В результате преступлений получили тяжкий вред здоровью

несовершеннолетние

несовершеннолетние

несовершеннолетние

Социально-культурная сфера составляет ядро всей общественной жизни. Она включает области воспроизводства как человека, так и социальных общностей: семьи, трудовых коллективов и других социальных групп. В рамках социально-культурной сферы удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, то есть создаются условия для производства и воспроизводства родовой жизни. В нашем государстве социальные гарантии безопасности личности являются конституционными гарантиями. Так, В Конституции РФ (1993 г.) социальная защищенность выражается в социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также в поддержании достойного уровня жизни граждан, обладающих правом на жилье, медицинскую помощь и охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий. В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России существующая тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных отраслях производства, сохранится, и в ближайшие 10-15 лет она составит 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых будет занято на работах с вредными и опасными условиями труда. При этом общие потери рабочей силы за 2006-2015 гг. составят более 10 млн. человек. Разработанная программа "Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг." ориентирована на поэтапный переход к обеспечению здоровых и безопасных условий труда, формирование системы охраны и медицины труда, адаптированных к организационно-правовым формам учреждений. Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время технически осуществимо ликвидировать производственную опасность или снизить ее до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (2006) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Схема системы стандартов безопасности труда представлено на рис.2.

Стандарты подсистемы 12.1 регламентируют допустимые пределы нормируемых параметров, требования к методам их измерения и безопасной работы с ними.

Стандарты подсистемы 12.2 устанавливают требования безопасности как к конструкции, оборудованию в целом, так и к его отдельным частям и регламентируют методы контроля.

Стандарты подсистемы 12.3 определяют требования к режимам работы, к размещению элементов технологических процессов, к рабочим местам и режимам труда и к методам контроля безопасности труда.

Стандарты подсистемы 12.4 устанавливают конструктивные, эксплуатационные, гигиенические средства защиты и методы контроля эффективности защитных средств.

Стандарты подсистемы 12.5 устанавливают требования к зданиям и сооружениям. безопасность общество личность национальная

Рис. 2.

Одним из показателей безопасности в экологической сфере являются выбросы загрязняющих веществ, исходящих из стационарных источников загрязнения. Следует отметить, что уменьшение выбросов загрязняющих веществ происходило за счет спада объема производства промышленной продукции. Вместе с этим наблюдалось неуклонное снижение объемов улавливания загрязняющих веществ, исходящих из стационарных источников. Таким образом, поскольку снижение выбросов загрязняющих веществ произошло не за счет оснащения предприятий современными очистными сооружениями, а улавливание их сократилось, то можно ожидать, что по мере роста производства экологическая опасность будет возрастать. Важным показателем социальной безопасности является уровень экологического сознания населения.


Рис. 3.

Преступление против основ общественной безопасности террористической направленности:

Терроризм - одно из самых опасных и негативных явлений современного общества. В науке до сих пор не выработано окончательного и признаваемого всеми определения понятия терроризма, несмотря на то, что общее количество определений терроризма предлагавшихся в юридической, социологической, политологической и иной научной литературе перевалило за несколько сотен. Все имеющиеся на сегодняшний день определения понятия терроризма имеют те или иные недостатки, поскольку полностью раскрыть социальную сущность терроризма достаточно непросто.

Представить это можно следующим образом. Террористическая деятельность это деятельность, включающая в себя:

  • а) организацию, планирование, подготовку, финансирование, и реализацию террористического акта;
  • б) подстрекательство к террористическому акту;
  • в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
  • г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
  • д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
  • е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма . Основными признаками заведомо ложного сообщения об акте терроризма, являются: Сообщение должно содержать сведения о тех взрывах, поджогах или иных действиях, которые могут иметь место в будущем; сообщаемые сведения должны быть ложными; лицо, сообщающее сведения заранее, то есть до самого акта сообщения знает о том, что они не соответствуют действительности; сообщение должно включать в себя только конкретные сведения: о месте совершения теракта.

Захват заложника . Состав преступления-многообъектный. Его основным непосредственным объектом является общественная безопасность. В качестве дополнительного непосредственного объекта выступает свобода человека.

Массовые беспорядки . В юридической литературе массовые беспорядки определяются как согласованные действия большого количества людей, грубо нарушающих установленный порядок поведения на определенной территории.

Поджог. Это действия, приведшие к воспламенению или пожарам зданий или иных сооружений, автомашин, иных средств транспорта.

Погром . Погромами следует признавать действия, приводящие к разрушению или повреждению служебных и жилых помещений, транспортных средств, средств коммуникаций их разорение или разграбление.

Применение оружия. Понятием применения оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств охватывается их использование для причинения вреда здоровью человека, уничтожения имущества, угроза использования этих предметов.

Хулиганство. Объективная сторона хулиганства характеризуется двумя признаками: грубым нарушением общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу.

Вандализм. Основным непосредственным объектом вандализма является общественный порядок. Дополнительным объектом выступает общественная нравственность и отношения собственности.

Состояние и уровень общественной безопасности характеризуется удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности. Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Выводы

Активная роль общественной безопасности находит свое выражение в функции предотвращения, устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных институтов, общества и государства от общественно опасных форм поведения человека, а также в поддержании такого уровня защищенности указанных благ, который является достаточным для выполнения людьми и обществом своих социальных функций.

Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них - необходимое условие безопасности жизнедеятельности. Отсутствие естественных механизмов защиты от них требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Поэтому все больше возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных не только обеспечить личную безопасность, но и выработать мероприятия по защите персонала объекта экономики, а также организации их выполнения в чрезвычайных ситуациях различного характера в качестве руководителя объекта или члена одного из органов управления.

Список литературы

  • 1. Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru Управление экономической безопасностью общества Коротков Э.М., Беляев А.А. 2008 г.
  • 2. Аверин А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения. - М.: РАГС, 2009.
  • 3. Барлыбаев Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. - М.: РАГС, 2007.
  • 4. Гудков И.А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод // Государство и право, 1998. №8.
  • 5. www.Grandars.ru "Основы Безопасности жизнедеятельности".
  • 6. Институт демографии Национального исследовательского института "Высшая школа экономики". Демоскоп Weekly № 505-506 2-15 апреля 2012.