Методы осуществления целостного педагогического процесса. В настоящее время используются формы воспитательной работы, классифицированные по количеству участников

Метод в образовании - это «упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели» ].

Словесные методы. Использование словесных методов в целостном педагогическом процессе осуществляется прежде всего с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Эта группа методов включает следующие способы педагогического взаимодействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера.

Рассказ - это «последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме» .

Большое значение имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности учеников. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Беседа как метод - это» тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний» .

При всем разнообразии своего тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечение самих учащихся к оценке тех или иных событий, поступков, явлений общественной жизни.

К словесным методам относятся также учебные дискуссии. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание школьников к противоречивости окружающего их мира, к проблеме познаваемости мира и истинности результатов этого познания. Поэтому для организации дискуссии необходимо прежде всего выдвинуть перед учениками реальное противоречие. Это позволит ученикам активизировать свою творческую активность и поставит их перед нравственной проблемой выбора.

К словесным методам педагогического воздействия относится и метод работы с книгой.

Конечная цель метода - приобщение школьника к самостоятельной работе с учебной, научной и художественной литературой.

Практические методы в целостном педагогическом процессе являются важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность по многократному повторению каких-либо действий в интересах их закрепления в личном опыте ученика.

Относительно самостоятельную группу практических методов составляют лабораторные работы - метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования умений измерять и вычислять, обрабатывать результаты.

Познавательные игры - это «специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс» .

Наглядные методы. Демонстрация заключается в чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью схем, плакатов, карт и пр.

Видеометод. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью наглядных образов. Использование видеометода обеспечивает возможность дать учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, наладить эффективную обратную связь.

Средства педагогического процесса подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д. Также принято разделять средства обучения на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.

Обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той или иной формы организации.

Всевозможные способы организации взаимодействия педагогов и обучаемых нашли свое закрепление в трех основных системах организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.

Традиционной считается классно-урочная форма организации педагогического процесса.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой «педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали знаниями, умениями и навыками, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» .

Особенности школьного урока:

Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

Определенное организационное начало и постановка задач урока;

Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

Объяснение нового материала;

Закрепление или повторение изученного на уроке;

Контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

Подведение итогов урока;

Задание на дом;

Каждый урок является звеном в системе уроков;

Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Выделяю следующие типы уроков:

Урок ознакомление учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;

Урок закрепления знаний;

Уроки выработки и закрепления умений и навыков;

Обобщающие уроки.

Структура урока состоит обычно из трех частей:

1. организация работы (1-3 мин), 2. главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.), 3. подведение итогов и задание на дом (2-3 мин.).

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсия, консультация, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

МОУ Верхнетойденская СОШ

Сообщение

«Методы осуществления целостного педагогического процесса»

Подготовила:

Учитель биологии/химии

МОУ Верхнетойденской СОШ

С. Верхняя Тойда - 2011 г.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится при ведущей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие элементы (части, детали), которые называются методическими приёмами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т. п. По отношению к методу приёмы носят частный подчинённый характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приёмы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать разные приёмы.

Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приёмов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Нередко методические приёмы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой стороны - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература , произведения изобразительного искусства, технические приспособления, СМИ и т. д.).

В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в 3 основные группы:

К словесным методам относятся также учебные дискуссии и диспуты . Обязательное условие дискуссии - наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. В учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции. Диспут основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщённости, стойкости и гибкости.

Работа с книгой - проводится на всех этапах обучения, а не только при закреплении изученного, как считалось до недавнего времени.

К методам формирования сознания школьников относится и метод примера . Путём подражания у школьников формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.

v Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

Центральное место в данной группе методов занимают упражнения , т. е. планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определённых умений и навыков или же их совершенствования. Упражнение изначально опирается на приучение . Приучение представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения детьми определённых действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения. В определённых условиях привычка может стать устойчивым качеством или свойством личности.

Воспитывающие ситуации - в поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает своё поведение, приводите го в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения.

Лабораторные опыты - это метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. В условиях школы обычно проводятся фронтальные и индивидуальные лабораторные работы. Но может быть и групповое их выполнение в тех случаях, когда мало оборудования, сложный монтаж установок и фиксирования результатов опыта. Проведение лабораторного опыта завершается составлением кратких отчётов, содержащих зарисовки, схемы, чертежи, таблицы и теоретические выводы.

Большое место в практике учебно-воспитательной работы занимает такой метод постановки педагогической задачи, как инструктаж . Он применяется, если учащимся предстоит выполнение самостоятельной работы. Инструктаж в полной мере раскрывает свои возможности через методические приёмы или виды инструктажа: предъявление задания, дачу инструкции, ознакомление с правилом. Инструкции содержат перечисление необходимых в определённых ситуациях привычных действий. По месту в учебно-воспитательном процессе инструктаж может быть установочным или параллельным. Установочный предваряет работу учащихся в целом, а параллельный - частных действий, каждой отдельной задачи, из которых состоит вся работа в полном объёме. На практике параллельный инструктаж сопровождает инструктаж установочный.

По форме инструктажи бывают устными, письменными, наглядными и комплексными. Устный инструктаж должен быть предельно ясным и чётким, подчёркнуто лаконичным и деловым. К письменному прежде всего относятся различного рода указания, содержащиеся в учебниках: вопросы, задания, примерные решения задач, формулировки правил. Наглядный инструктаж (показ) может осуществляться с использованием слайдов, красочных таблиц. Однако более эффективным является практический показ исполнения тех или иных действий учителем или кем-либо из учащихся.

Наблюдение широко применяется при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Необходимо различать наблюдения по месту в учебно-воспитательном процессе: при изложении нового материала, при закреплении, при повторении. По другому основанию их можно рассматривать как качественные и количественные. Качественные наблюдения направлены на получение определённых знаний и обычно проводятся с помощью специальных приборов (телескоп, микроскоп, индикаторы, наблюдения за изменениями в природе, за жизнью животных, растений и т. п.). количественные же наблюдения всегда предполагают использование приборов - измерителей температуры, плотности жидкостей, массы тела, давления, напряжения и т. п.

По форме организации наблюдения могут быть самостоятельные, например домашнее задание, и осуществляемые под руководством учителя.

Сущность метода иллюстрации и демонстрации заключается в наглядном представлении (показе) учащимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей и изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач.

В реализации наглядных методов большую помощь оказывают различного рода технические средства, обеспечивая более яркое, живое и образное восприятие (магнитофон, проигрыватель, эпидиаскоп, кино - и диапроекторы, телевидение).

Объяснительно-иллюстративный метод - учитель сообщает информацию различными методами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино - и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, способа решения задачи).

Репродуктивный метод - предполагает воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Применение репродуктивного метода, как правило, предшествует объяснительно-иллюстративный.

Метод проблемного изложения - суть в том, что учитель ставит проблему и сам её решает, показывая тем самым учащимся путь решения в его подлинных, но доступных для учащихся противоречиях, вскрывает ход мысли при движении по пути познания. Учащиеся при этом мысленно следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.).

Частично-поисковый метод (эвристический) - требует от учителя привлечения учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги помощи, а сами шаги выполняют учащиеся. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства (устное слово, таблицы, опыт и т. д.), как и при других методах. По способам, характерным для данного метода, ученик воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Всё это делает учитель.

Исследовательский метод - обеспечивает овладение методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. Он используется как наиболее совершенное средство обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.

v Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Ситуации переживания успеха - связаны с положительными эмоциональными переживаниями. В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определённые затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

К методам стимулирования деятельности относятся познавательные игры и учебные дискуссии . Познавательные игры с учётом возраста широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъём бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперёд. Плохо, если ученик ждёт награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым и неуверенным.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребёнка, даёт ему ясно понять, где и в чём он ошибся, вызывает чувство неудовлетворённости, дискомфорта, стыда. называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить своё поведение.

Средствами наказания выступают замечания учителя, предложение встать с парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной поступок. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива.

Применение порицаний и наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения является исключением и может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

v Методы контроля эффективности педагогического процесса

Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся. Обобщённые и конкретные характеристики педагогического процесса и его главных участников (педагогов и воспитанников) могут быть выявлены с помощью методов специальной диагностики .

Предварительный контроль - направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен знать, кто что может и знает. Это поможет определить ему, на чём следует больше задерживать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чём следует только остановиться, поможет определить индивидуальный подход к каждому ученику.

Текущий контроль - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала т выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Тематический контроль - осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачётам.

Итоговый контроль - проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объёму материала. При фронтальном опросе от учащихся учитель ждёт кратких, лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении, но после состоявшегося ответа их товарища. Недостатки же фронтального опроса очевидны: не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку , биологии. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчётов, графических построений, карточек и т. п.

Практический контроль применяется на уроках рисования, труда, математики, физики, химии, биологии. В старших классах с этой целью проводятся лабораторные работы.

Машинный контроль - когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный.

Самоконтроль - учащихся нужно самостоятельно научить находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные проблемы.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотнённого контроля . Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его сущность заключается в том, что к доске для ответа вызываются сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу у классной доски, часть учеников выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он даёт возможность основательной проверки нескольких учащихся за небольшой промежуток времени; применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определённого круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильный и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

Тема 2.5 Методы, средства, формы организации и осуществления педагогического процесса

План:

2. Структура методов обучения.

3. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике.

4. Подход Ю.К.Бабанский к классификации методов обучения.

5. В. А. Сластенин о сущности и закономерностях методов обучения.

6. Выбор методов обучения.

7. Формы организации обучения.

8. Средства обучения.

9. Классификация средств обучения.

Методы обучения:

Слово «метод», в переводе с греческого языка, означает исследование, способ, путь к достижению цели. В области науки «метод» есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь гипотезой. Своими корнями метод восходит к деятельности, выступающей для него родовым понятием. Метод деятельности - это способ ее осуществления, путь, ведущий к достижению цели. От применяемых методов обучения зависит успех всего образовательного процесса. Этим обусловлено особое внимание к методам обучения. Метод в философии - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В педагогике метод - элемент системы действий обучающегося, имеющей целью управление процессами, формирования новых понятий в мышлении обучаемых.

Традиционно методобученияопределяют как способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, или как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения.

При стихийном обучении преобладали методы, основывающиеся на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы. С момента организации школ появились словесные методы, которые особенно доминировали в средние века. Слово, сначала устное, затем письменное и, наконец, печатное, становится главным носителем информации, обучение по книгам, - одним из основных методов. Метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому метод - процессуальная характеристика деятельности. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач. Деятельность, осуществляемая на основе метода, учитывает закономерности и принципы, которые трансформируются в приемы.



Различные виды деятельности имеют свои методы. Обучение предполагает осуществление двух основных видов деятельности: преподавание и учение, проявляемых в их диалектическом единстве. Методы обучения характеризуются тремя признаками: обозначают цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Правомерным является бинарный подход к разработке методов обучения (методов преподавания и учения), который в отечественной дидактике представлен в работах М. М. Левиной, М. И. Махмутова, Т. И. Шамовой и др.

Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических задач. Методы учения должны быть составной частью методов преподавания.

Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими приемами. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Один и тот же метод может включать различные приемы. Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся.

Также необходимо определить понятие «правило», - это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить прием деятельности. Правило выступает описательной, нормативной моделью приема, а система правил для решения определенного типа задач - это уже нормативно описательная модель метода.

Структура методов обучения. Роль и место методов в обучении определяется его функциями:

· информационная (изложение знаний, объяснение материала, рассказ, самостоятельный поиск знаний и их присвоение);

· практическая (формирование умений и навыков, освоение способов деятельности);

· познавательная (обогащение знаний, приобретение опыта, познавательной деятельности);

· управленческая (метод предписывает средства, организует деятельность, обеспечивает результат);

· воспитательная (формирует убеждения, систему взглядов, качества личности, мировоззрение).

Любой метод предполагает осознанную цель, без нее невозможна целенаправленная деятельность.

Можно выделить внешнюю и внутреннюю сторону метода обучения. Внешняя сторона метода представляет деятельность с материальными предметами (слушают, читают, наблюдают, пишут); внутренняя - с идеальными (осмысливают, размышляют, анализируют, усваивают и т. д.).

Существуют различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике. Актуальным вопросом является классификация методов. Наличие разных классификаций обусловлено выбором подхода или признака, выбранного в качестве основания классификации.

Перцептивный подход, при котором за основание берегся источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение: 1) словесных, 2) наглядных,3) практических методов обучения (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко и др.).

Классификация методов в соответствии с концепцией содержания образования, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным. Авторы считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих иобусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся.

Классификация, в которой за основу взяты дидактические цели и соответствующие им виды деятельности, предложенная В. А. Онищук.

Управленческий подход имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или другом этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала педагогом и логику восприятия его обучающимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения (А. Н. Алексюк).

Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т. А. Ильина, Л. Н. Ланда и др.). В основах этих методов лежит управление деятельностью обучающихся в учебном процессе.

Ю. К. Бабанский среди возможных оснований классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и распределил с данной точки зрения все методы обучения на методы:

· репродуктивной деятельности;

· эвристической деятельности, методы исследовательской деятельности;

· стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований;

· организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивные методы;

· контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, методы самоконтроля.

В. А. Сластенин и его ученики раскрыли сущность и закономерности методов осуществления целостного педагогического процесса. В соответствии с этой концепцией предлагается следующая система общих методов осуществления целостного педагогического процесса:

методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспут, работа с книгой, метод примера);

методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);

методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).

Выбор методов обучения. Каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

Выбор оптимального метода обобщен в алгоритме выбора оптимального метода обучения, предложенного Ю. К. Бабанским. Он состоит из семи шагов:

1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога. Если ученик может без излишних усилий и затрат времени достаточно глубоко изучить материал самостоятельно, то в помощи педагога он нуждаться не будет. В противном случае в той или иной форме она необходима.

2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам.

3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для дедукции и анализа подготовлена, то использовать их целесообразно. Дедуктивные и синтетические методы вполне по силам учащимся старших классов и тем более студентам. В данном случае эти методы предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению.

4. Выбор способов сочетания словесных, наглядных, практических методов.

5. Решение о необходимости введения методов стимулирования учебной деятельности.

6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.

7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.

Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи. Выбор методов обучения и логика их применения характеризует стиль деятельности участников процесса обучения.

Формы организации обучения:

Формы организации процесса обучения раскры­ваются через внешние способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. Деятельность обучения является и коллективной, и индивидуальной, формы обучения объединяют обе эти стороны. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. Главными факторами, определяющими выбор формы обучения является цель, содержание обучения, необходимый уровень усвоения, а также оказывает влияние характер взаимодействия преподавателя и учащихся, численность обучаемых, место формы в общей системе обучения.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок и лекция (соответственно, в школе и вузе).

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В школе, в системе начального профессионального образования наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, экскурсия, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.

В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обуче­ния - семинар, лабораторная работа, НИРС, консультация, дополнительные занятия, самостоятельная учебная работа студентов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зарубежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

Средства обучения:

Средства обучения - это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Вообще под педагогическими средствами понимают «предметы, действия, явления в природе и обществе, в мышлении человека, весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящий в его окружение реально и мыслимо сначала в абстрактном представлении педагога, а затемв педагогическом процессе, соотносимые им с педагогической целью» (В. Б. Ежеленко).

Применение тех или иных средств обучения обусловлено целями, содержанием, методами педагогического процесса, возможностями учебного заведения и учащихся.

В качестве общих для всех средств обучения дидактических функций следует отметить:

наглядность- обеспечивающая осознанность и осмысленность воспринимаемой учащимися информации;

информативность - способность выступать источником информации;

компенсаторность - то есть облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников;

интегративность- рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и вцелом;

инструментальность - безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога.

Классификация средств обучения. В дидактическом плане нам представляется наиболее обоснованной классификация средств обучения по характеру представления в них окружающей действительности, предложенная С. Г. Шаповаленко:

1. Натуральные объекты - включают предметы объективной действительности для непосредственною изучения: образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений, гербарии, животные, чучела, микропрепараты, реактивы и др. К этой группе средств обучения относятся также натуральные наглядные пособия в виде специально обработанных узлов и механизмов оборудования, учебно-производственное, демонстрационное и лабораторное оборудование, а так же учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения.

2. Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов) составляют группу, в которую входят: модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоизображения, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео- звукозаписи, пластинки, радио и телепередачи), мультимедийные средства.

В свою очередь, каждая из указанных подгрупп может быть также классифицирована по определенным основаниям.

Например, модели: 1) по способу замены оригинала - материальные и идеальные (мыслительные, знаковые или символические); 2) по внутренней организации объекта (структурные, функциональные и смешанные); 3) по функциональному назначению (демонстрационные, раздаточные); 4) по способу отображения предмета (динамичные, статичные, плоские, объемные, смешанные); 5) средства обучения, представляющие описания предметов и явлений объективной действительности условными средствами (слова, знаки, графики), включают текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.

Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). Это средства обучения - носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства. К ним относятсятранспаранты, диа- и кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи, компьютерные программы и др.

К группетехнических средств (ТС) относится различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны); тренажеры, универсальные технические средства, лингафонные устройства, электронно-вычислительная техника, если она просто выполняет функцию проявления той или иной компьютерной программы, которая и является в строгом смысле слова средством обучения.

Отдельно следует выделить различного рода информационные среды, например, телекоммуникации (электронная почта, электронные конференции, информационные ресурсы Интернет, мультимедиа системы), которые в прямом смысле средствами обучения не являются, но создают своеобразную среду, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития учащихся.

Классификация средств обучения может быть произведена и по другим признакам, например:

По составу объектов - материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные объекты, препараты, гербарии);

По сложности - простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);

По способу использования - динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

По особенностям строения - плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

По характеру воздействия - визуальные (диафильмы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

По носителю - бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);

По уровням содержания образования - средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);

По отношению к технологическому прогрессу - традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

Вопросы для контроля:

1. Дайте определение метода обучения как педагогической категории.

2. Какова структура методов обучения?

3. В чем состоит различие в подходах к классификации методов обучения в современной дидактике?

4. От чего зависит выбор методов обучения?

5. Перечислите формы организации обучения.

6. Дайте определение средств обучения, какая классификация средств обучения вам наиболее близка?

Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач, а также с целью передачи старшими поколениями младшим социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Метод (греч.- способ, путь к ч-л) – это способ реализации деятельности как системы.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части), которые называются методическими приемами.

Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса:

    Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

    Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

    Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Каждый метод реализует в единстве образовательную, воспитательную и развивающую функции, а его общее назначение состоит в организации и стимулировании педагогически целесообразной деятельности детей.

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

    методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

    методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

    методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

    методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

18.Классификация методов обучения по источнику знаний (словесные, наглядные, практические).

Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

В современной педагогической практике используется большое количе­ство методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со зна­чительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в класси­фикации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особен­ное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Верзи лин Н. М., Перовский Е. И., Лордкипанидзе Д. О.)

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соот­ветственно выделяют словесные методы, наглядные методы; практические мето­ ды .

1.Словесные методы занимают центральное место в системе методов обу­чения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, рабо­ та с книгой. В процессе применения словесных методов педагог посредством слова объясняет учащимся материал, а обучающиеся посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают.

Рассказ – метод, предполагающий устное, повествовательное изложение учебного материала, непрерываемый вопросами к обучающимся. Бывает рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Беседа – разговор педагога с обучающимся. Она организована с помощью продуманной системы вопросов, подводящих обучающихся к понимаю новых фактов, понятий или закономерностей.

Учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся от рассказа большей емкостью логических построений, образов, доказательств. Лекция занимает все занятие, рассказ – часть.

Объяснение – изложение учебного материала, целью которого является раскрытие новых понятий, законов, выведение формул, разъяснение характера предыдущих действий.

2.Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения , при которых основным источником информации являются различные объекты, явления, технические наглядные средства, пособия, схемы, таблицы, рисун­ки, модели, приборы. К таким методам относятся наблюдение, иллюстрации, демонстрации, показ, использование технических средств обучения .

Иллюстрация применяется в целях создания в сознании обучающихся четкого образа изучаемого явления с помощью натуральных или искусственно созданных макетов, моделей, произведений ИЗО, фрагментов фильмов…

Демонстрация – метод который позволяет обучающимся познакомиться с каким-либо явлением или предметом (опыт, показ работы приборов, технических установок..)

Наблюдение – активная форма чувственного познания, проводимая под руководством педагога на уроках Технич. Обучения, а также самостоятельно обучающимися на уроках-экскурсиях.

Показ – метод проф обучения, целью которого является создание в сознании обучающихся четкого зрительного образа.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они применяются вместе со словесными.

3.Практические методы обучения основаны на практической деятельно­сти учащихся. Главное назначение этой группы методов - формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся уп­ ражнения, практические и лабораторные работы, тренировки, поручения.

Упражнения – отработка умения или навыка путем повторения умственных действий, манипуляций, практических операций. Это основной метод.

Тренировка – подготовка обучающихся к максимальному для них проявлению силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения наивысших показателей. Тренировкой могут служить различные системы упражнений для приобретения или совершенствования каких-либо навыков и умений.

Лабораторные работы и практические работы – это взаимодействие педагога и обучающегося на основе воспроизведения ими естественных процессов в условиях лаборатории. Обеспечивает прочное усвоение знаний, формирует умения и навыки.

Поручение – передача обучающемуся определённой функции по выполнению общественно-полезного дела и несение ответственности за него. Происходит формирование мотиваций долга, ответственности, выработка определенных деятельностных умений.

Классификация методов обучения по уровню активности учащихся

К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

Классификация методов обучения по дидактической цели

В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

Методы приобретения новых знаний;

Методы формирования умений и навыков;

Методы применения знаний;

Методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н. Скаткин)

Выделяют следующие методы:

Объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) (сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти) ;

Репродуктивные (преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя);

Проблемного изложения (преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства);

Частично-поисковые (эвристические) (Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания);

Исследовательские (Сущность его состоит в следующем:

Преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;

Учащиеся самостоятельно ее разрешают;

Преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы).

По способу изложения

Репродуктивные (формируют опр. круг представлений о мире)

Объяснительно-иллюстративное изложение

Образно-ассоциативная лекция

Повествовательное изложение

Продуктивные (активное формируют познавательные способности, проф интерес, мировоззрение, опыт творческой деятельности)

Проблемное изложение

Диалогическое изложение

Персонифицированное изложение

Контрольное изложение

Педагогический процесс

3. Методы, формы, средства педагогического процесса

Метод в образовании - это «упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели» ].

Словесные методы. Использование словесных методов в целостном педагогическом процессе осуществляется прежде всего с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Эта группа методов включает следующие способы педагогического взаимодействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера.

Рассказ - это «последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме» .

Большое значение имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности учеников. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Беседа как метод - это» тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний» .

При всем разнообразии своего тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечение самих учащихся к оценке тех или иных событий, поступков, явлений общественной жизни.

К словесным методам относятся также учебные дискуссии. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание школьников к противоречивости окружающего их мира, к проблеме познаваемости мира и истинности результатов этого познания. Поэтому для организации дискуссии необходимо прежде всего выдвинуть перед учениками реальное противоречие. Это позволит ученикам активизировать свою творческую активность и поставит их перед нравственной проблемой выбора.

К словесным методам педагогического воздействия относится и метод работы с книгой.

Конечная цель метода - приобщение школьника к самостоятельной работе с учебной, научной и художественной литературой.

Практические методы в целостном педагогическом процессе являются важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность по многократному повторению каких-либо действий в интересах их закрепления в личном опыте ученика.

Относительно самостоятельную группу практических методов составляют лабораторные работы - метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования умений измерять и вычислять, обрабатывать результаты.

Познавательные игры - это «специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс» .

Наглядные методы. Демонстрация заключается в чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью схем, плакатов, карт и пр.

Видеометод. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью наглядных образов. Использование видеометода обеспечивает возможность дать учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, наладить эффективную обратную связь.

Средства педагогического процесса подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д. Также принято разделять средства обучения на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.

Обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той или иной формы организации.

Всевозможные способы организации взаимодействия педагогов и обучаемых нашли свое закрепление в трех основных системах организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.

Традиционной считается классно-урочная форма организации педагогического процесса.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой «педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали знаниями, умениями и навыками, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» .

Особенности школьного урока:

Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

Определенное организационное начало и постановка задач урока;

Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

Объяснение нового материала;

Закрепление или повторение изученного на уроке;

Контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

Подведение итогов урока;

Задание на дом;

Каждый урок является звеном в системе уроков;

Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Выделяю следующие типы уроков:

Урок ознакомление учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;

Урок закрепления знаний;

Уроки выработки и закрепления умений и навыков;

Обобщающие уроки.

Структура урока состоит обычно из трех частей:

1. организация работы (1-3 мин), 2. главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.), 3. подведение итогов и задание на дом (2-3 мин.).

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсия, консультация, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Адаптация младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Существуют различные методики и методы, которые используют в своей работе воспитатели дошкольных учреждений, учителя начальных классов. Рассмотрим некоторые из них. Методы диагностической деятельности...

Влияние занятий футболом на физическое состояние детей 10-12 лет

Физическая подготовка начинается с силовой подготовки: во-первых, наличие определенного уровня развития силы является обязательным условием любого движения, во-вторых, сила лежит в основе проявления других физических качеств ...

Вспомогательные формы организации работы в школе (туристический клуб)

К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями...

Интерактивные методы преподавания

Второй раздел "Методика использования интерактивных методов в процессе преподавания информатических дисциплин" также включает в себя 3...

Методическая система обучения военнослужащих

методическая обучение военнослужащий учебный Анализ современной войсковой и флотской практики профессиональной подготовки военнослужащих показывает...

Определение основных принципов организации педагогического процесса

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа...

Организация педагогического процесса

Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление...

Формы обучения Основной формой изложения теоретического материала мы предлагаем видеолекцию. Благодаря этому учащийся может в любое время вернуться к теме, которую не понял или по каким-либо причинам пропустил занятие...

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин...

Система приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике

Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения. Рассмотрим базовые понятия дидактики. Обучение -- это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование...

Современные средства обучения

Средства целостного педагогического процесса -- совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции...

Формирование основ экономической культуры дошкольников

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно...

Формирование у школьников навыков пользователя ЭВМ

Для формирования навыков работы с помощью компьютера с различными видами представления информации (числовой, текстовой, графической) необходимы системы прикладного программного обеспечения...