Незаконная вырубка леса ук. Незаконная рубка лесных насаждений

С принятием Уголовного кодекса РФ 1996 г. существенно изменились условия наступления уголовной ответственности, а также ее размер за незаконную порубку деревьев и кустарников. Если вначале это происходило в направлении либерализации, то с 2003 г., наоборот, в сторону определенного ужесточения. Последнее обусловлено, прежде всего, существенным приростом выявленных фактов преступной деятельности рассматриваемого вида. Если в 1991 г. по стране было выявлено всего 580 случаев незаконных порубок, то в 2001 г. - уже 8114, в 2003г. - 12 052, а в 2005г. - 14641 Тенденции преступности, ее организованности, закон и опыт борьбы с терроризмом. М., 2006. С. 122.. Таким образом, количество зарегистрированных незаконных порубок деревьев и кустарников за указанный период увеличилось в 21,5 раза. Они составляют более 46% в общем количестве экологических преступлений. Причем это происходит в условиях исключительно высокой латентности данного вида противоправной деятельности. Объяснить ее можно целым рядом причин - социально-экономическими, организационно-управленческими, коррупцией, ростом организованной преступности и другими. По оценкам специалистов, она превышает 90%, что наносит невосполнимый ущерб природным ресурсам страны, ее экономической и экологической безопасности.

Ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников предусмотрена в административном и уголовном порядке, хотя диспозиции ст.8.28 КоАП РФ и ст.260 УК РФ существенно различаются. На практике, однако, предпочитают вместо уголовной ответственности привлекать нарушителей к ответственности административной; к тому же большая часть обнаруженных правонарушений вовсе остаются нераскрытыми, а сами правонарушители остаются вне сферы какого-либо государственного реагирования. Так, например, Агентством лесного хозяйства по Вологодской области в 2000 г., было зарегистрировано 777 фактов незаконных порубок, ущерб от которых составил 9163,3 тыс. руб. Однако 446 фактов из их числа остались нераскрытыми. Уголовные дела возбуждались лишь в 9 случаях. Административных штрафов на правонарушителей наложено на сумму только в 1,5 тыс. руб. В 2005г. выявлено 274 факта незаконных порубок на сумму 70 996,2 тыс. руб., нераскрытыми остались 204 факта. Возбуждено 34 уголовных дела, к уголовной ответственности привлечен 41 человек. Административных штрафов наложено на сумму 28 тыс. руб. Аналогичная ситуация складывается в Архангельской. Псковской, Мурманской, Костромской, Ярославской областях и в Республике Карелия.

Изложенное означает, что действенной и целенаправленной борьбы с незаконными порубками лесных насаждений фактически не ведется, реагирование происходит лишь на явные факты правонарушений, в основном со стороны безработных лиц из местного населения, которые таким образом пытаются заработать на свое существование См., например, Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. С.374. Как правило, эти лица совершают порубки эпизодически и в небольших размерах. Крупные расхитители в орбиту правоохранительных и судебных органов практически не попадают.

Такое положение дел обусловливают и существующую судебную практику, которая в основном сводится к применению в отношении виновных условных мер наказания с учетом их социального, имущественного и семейного положения, не применяя в большинстве случаев даже предусмотренную законом конфискацию орудии преступления (бензопил тракторов, автомашин).

Причиненный материальный ущерб от незаконных порубок, как правило, фактически не взыскивается, поскольку у виновных отсутствуют соответствующие финансовые средства и имущество, пригодное к продаже на аукционе. Статья 260 УК РФ в настоящее время предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, однако это наказание реально применяется исключительно редко.

Наказание в виде штрафа (особенно в крупном размере) применяется также редко, так как реально взыскать его с указанных лиц не представляется возможными. Суды чаще применяют наказание в виде исправительных работ, но рабочих мест для трудоустройства таких лиц в сельской местности явно недостаточно, хотя их количество может быть расширено за счет введения работ по обустройству лесов, лесопосадок, их культивированию.

Однако каких-либо мер в этом направлении фактически не предпринимается. Ситуация усугубляется и очередным реформированием государственных структур в области охраны природы. Федеральным законом от 21 декабря 2004г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий" часть функций, ранее выполнявшихся Агентством лесного хозяйства РФ, передана Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Одной из них является составление постановлений о привлечении виновных в порубке лесных насаждений лиц к административной ответственности.

При этом следует иметь в виду, что данная функция в этой службе является не главной. На территории Вологодской области расположены 194 лесничества, в которых ранее практически каждый сотрудник мог составлять такой материал, а в Росприроднадзоре по Вологодской области по этому направлению работают всего 4 сотрудника при этом составление постановлений об административной ответственности в их работе также не является главной функцией. Такой подход к делу, естественно, не может обеспечить его эффективность. Положение дел нужно менять, и кардинально. Охрана леса и борьба с браконьерствующим в нем лицами должна быть возложена на одно ведомство.

В этой связи на повестку дня выдвигается вопрос о необходимости разработки механизма государственного управления в области охраны окружающей среды, исходя из отношений собственности на лесной комплекс. Конституционное положение о совместной (федеральной и региональной) собственности на природные ресурсы зачастую искажается в законодательстве Субъектов Российской Федерации. Но даже там, где подобных фактов не наблюдается, правоприменительная практика часто идет в разных направлениях. В этом отношении особую значимость приобретает единство подходов к определению размера ущерба, причиненного незаконной порубкой лесных насаждений.

Этот размер определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2001 г. № 388 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному фонду и входящим в лесной фонд лесам лесного законодательства Российской Федерации", исходя не из реального ущерба, а его кратности (как устрашающей меры реагирования государства на подобные правонарушения). Однако практика неоднозначно восприняла данное указание. Зубкова В. Проблемы применения законодательства о незаконной порубке лесных насаждений по УК РФ // Журнал уголовное право. 2007. №2. С.243 В одних случаях правоохранительные и судебные органы определяют этот ущерб, исходя из кратности. В других случаях во внимание принимается только реальный ущерб.

Так, было обнаружено достаточное количество уголовных дел о порубках, совершенных в лесах одной и той же категории, в одинаковом объеме (в пределах 14 куб. метров). Одинаковыми были и породы срубленных деревьев (сосна). Но по Архангельской области по одному из таких дел в приговоре сумма ущерба была определена в размере 7320 руб., а в приговоре по аналогичному делу в Вологодской области - 53 615руб. Такая практика не способствует эффективности уголовно-правовой борьбы с незаконными порубками. Как правило, сумма причиненного незаконными порубками ущерба и размеры соответствующих взысканий с виновных суды определяют не полностью, а частично. Как уже отмечалось выше, при этом учитывается их неблагоприятное материальное положение. Исследование показало, что почти все незаконные порубки лесных насаждений осуществляются в целях продажи древесины, извлечения прибыли, добывания средств к существованию (так считает 98% опрошенных сотрудников дознавателей и следователей МВД (опрошено 196 человек) и 100% сотрудников лесничеств (опрошено 60 человек). Это ставит на повестку дня вопрос об ответственности скупщиков заготовленных браконьерами древесины. Практика свидетельствует, что услугами браконьеров в основном пользуются достаточно крупные заготовители и поставщики древесины, не желающие тратить свои средства на законную заготовку древесины, а зачастую и не имеющие разрешений на ее заготовку в лесах определенной категории и на заготовку отдельных пород деревьев. Для таких организаций "деловая" связь с браконьерами является исключительно выгодным и прибыльным делом. Когда изобличают и привлекают к той или иной ответственности браконьера, то процесс, как правило, на этом останавливается, поскольку правоохранительные органы и суды считают свою задачу выполненной.

Судьба изъятой у браконьеров незаконно добытой ими древесины законодательно не определена. Если дело рассматривается в административном порядке, то согласно ст.3.7 КоАП РФ по решению судьи она может быть конфискована как предмет административного правонарушения. Однако согласно ч.1 п.3 этой же статьи заготовленная браконьерским способом древесина должна быть возвращена законному собственнику (хозяину лесного массива, где совершена незаконная порубка), что уже не является конфискацией, рассматриваемой в административно-правовом аспекте.

Таким образом, налицо определенная коллизия норм данной статьи КоАП РФ, которая ставит вопрос: когда заготовленную древесину нужно конфисковать, а когда просто передавать законному собственнику? По нашему мнению, выход из этой ситуации может быть в реализации следующей схемы действий. В случаях обнаружения незаконно срубленных и оставленных на делянке деревьев и кустарников и неустановлении личности браконьера срубленная древесина работниками лесничества должна быть подвергнута клеймению (секвестрированию) и передана собственнику леса, в котором была произведена незаконная порубка. В случае обнаружения браконьера и привлечения его к административной или уголовной ответственности должна вступать в действие норма о конфискации незаконно срубленных деревьев. Это дает законное основание истребовать заготовленную древесину (или ее стоимость) у третьих лиц, которые приобрели ее.

Когда факт незаконной порубки приобретает уголовно-правовую окраску, то в действие вступает ч.1 и 4 ст.81 УПК РФ, в которых речь идет о конфискации орудий преступления и обращении в доход государства денег и иных ценностей, нажитых преступным путем. Согласно этой статье орудия преступления (бензопилы, трактора, машины и др.) конфискуются, а деньги и иные ценности, нажитые в результате совершения незаконных порубок деревьев и их реализации, подлежат обращению в доход государства. Было бы намного справедливее, если бы эти средства и ценности обращались в доход собственника леса, где была произведена незаконная порубка, а не только государству.

В статье 169 УК РСФСР 1960 г. предусматривалась конфискация незаконно добытой древесины. В этом случае конфискация не выступала в виде дополнительного наказания, так как на заготовленную древесину браконьер не имел законного права собственности. По всей вероятности, было бы целесообразно дополнить ст.260 УК РФ примечанием о том, что во всех случаях незаконной порубки деревьев и кустарников незаконно заготовленная продукция подлежит конфискации. . Экологическое правонарушение и ответственность: Учебник. / Под. ред. Жевлакова Э.Н. М., 2006. С. 453 Это соответствовало бы ст.104.1 - 104.3 УК РФ (в редакции Закона от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ) Федеральный закон от 27 июля 2006. № 153-ФЗ // Российская газета. 2006. № 165 (4131). 29 июля. С.213. В этом случае незаконно добытая древесина сразу могла бы быть секвестрирована работниками лесничеств, обнаружившими факт браконьерства, и передана государственным органам или собственнику леса.

На наш взгляд, акцент против действия незаконной порубки лесных насаждений должен быть несколько смещен: в обязательном порядке необходимо устанавливать не, сколько самих браконьеров, но и скупщиков древесины и привлекать их к ответственности (в данном случае по ст.175 УК РФ за приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем). В случае, если скупщиком выступает организация любой формы собственности к такой ответственности должны привлекаться ее руководители, иные должностные лица, давшие указание (согласие) на приобретение такой продукции, или конкретные лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В подобных случаях может встать вопрос, о применении ст. 201 (злоупотребление полномочиями) или 285 (злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ. По крайней мере, эти вопросы было бы целесообразно отразить в специальном постановлении Пленума Верховного Суда РФ, что способствовало бы единообразному применению закона и имело бы значительный профилактический эффект.

На практике возникают вопросы, связанные с квалификацией действий лиц, виновных не только в самом факте самовольной порубки лесных насаждений, не и в той ели иной форме их реализации. Наблюдаются различные подходы к их Решению. В одних случаях квалификация деяний идет лишь по ст.260 УК РФ, а в других случаях эти действия дополнительно квалифицируются еще и по ст.174.1 УК как легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения преступления.

В третьих случаях действия виновных рассматриваются как незаконная порубка и кража (ст.158 УК). Такой разнобой в квалификации указанных деяний обусловлен самой конструкцией диспозиции ст.260 УК, где речь идет лишь о факте незаконной порубки деревьев, лесных насаждений, а равно их повреждении до прекращения роста и о размерах причиненного ущерба. Мотивы и цели совершения этих действий диспозиция данной статьи не предусматривает. Ими могут быть корысть, месть, хулиганство и иные, хотя, как уже отмечалось выше, основными побудительными началами выступают корысть, цель извлечения дохода.

Так, Петрозаводским городским судом было рассмотрено уголовное дело по обвинению А и Б, которые в зимний период 2006 г. в квартале 6 лесов г. Петрозаводска, не входящих в лесной фонд и относящихся к городским лесам, совершили незаконную порубку деревьев с причинением особо крупного ущерба в размере 363 937 руб. Полученную в ходе незаконной порубки древесину они реализовали, получив при этом значительную сумму денег.

Приговором суда А и Б признаны виновными в совершении указанных преступлений. Обоим подсудимым назначено наказание в виде штрафа по ч.2 ст.174.1 УК РФ. Окончательное наказание по совокупности преступлений определено в виде штрафа в сумме 53 000 руб. Аналогичное дело было возбуждено 28 апреля 2005г. в отношении Федорова В.Н. также по признакам ч. З ст.260 УК и ч.2 ст.174.1 УК РФ.

В ходе предварительного расследования было установлено, что в апреле 2005г. в квартале 49 Лоуховского лесничества Федоров совершил незаконную порубку деревьев с причинением ущерба в сумме 360 000 руб. Незаконно добытую древесину Федоров реализовывал в ОАО "Кемский лесопильнодеревообрабатывающий завод" Арбитражная практика по делам о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды// Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. 2002. № 5 С.412. В обоих случаях суд согласился с квалификацией содеянного по совокупности ст.260 и 174.1 УК РФ. С такой позицией можно согласиться лишь в случаях, когда речь идет о систематической реализации крупных партий незаконно заготовленной древесины, когда действительно происходит легализация крупной партии имущества (деревьев), которым виновное лицо завладело преступным путем.

В борьбе с незаконными порубками лесных насаждений на практике, как уже отмечено, чаще прибегают к привлечению браконьеров к административной ответственности, нежели к уголовной. В принципе такой подход можно было бы приветствовать, если бы диспозиции статей о незаконной порубке лесных насаждений в УК РФ и КоАП совпадали, за исключением, естественно, размеров причиненного ущерба от этих неправомерных действий. В уголовном законодательстве России в настоящее время отсутствуют составы с административной преюдицией, когда повторное или очередное привлечение к административной ответственности за определенное правонарушение составляло бы состав уголовного преступления.

Но данное обстоятельство не означает, что аналогичные нормы УК и КоАП РФ не должны быть скореллированы и могут иметь разные диспозиции, мало совпадающие или вообще не совпадающие друг с другом. Как уже отмечалось выше, так произошло со ст.260 УК и ст.8.28 КоАП РФ. Прежде всего, даже названия этих статей не совпадают: в УК - это "Незаконная порубка лесных насаждений", а в КоАП - "Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан". Сами диспозиции этих статей разнятся еще больше. Состав административного правонарушения составляют следующие действия: незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников или лиан, уничтожение или повреждение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев в лесных питомниках, на плантациях, либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках и плантациях. Размер причиненного ущерба для наступления административной ответственности значения не имеет. Достаточно наличия самого факта правонарушения. Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст.260 УК РФ Сулейманов А. Уголовно-правовые проблемы незаконной рубки лесных насаждений// Журнал уголовное право. 2006. , составляют деяния в виде незаконных порубок, а равно повреждений до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Как видим, разница объективных сторон административного и уголовно наказуемого правонарушения весьма существенная.

Целый ряд указанных в административном законодательстве незаконных действий, связанных с порубкой в крупном или особо крупном размерах либо причинивших значительный ущерб, не могут подпадать под действие ст.260 УК РФ, хотя логика закона свидетельствуют об обратном. Если бы диспозиции ст.260 УК и 8.28 КоАП РФ совпадали в своих основных чертах и разнились бы лишь величиной причиненного ущерба, то позиция законодателя была бы более четко выражена, что обеспечило бы единство политики по противодействию нарушениям лесного и экологического законодательства.

Незаконная вырубка леса продолжает занимать большую проблемную нишу в несовершенном российском законодательстве, где этот вопрос регламентируется двумя статьями – 260 УК РФ и 8.28 КоАП РФ, применяемыми с учетом обстоятельств дела и величины причиненного ущерба.

Правонарушители получаю неплохие доходы и постоянный спрос на древесину, а государство в лице его жителей, напротив, – ущерб в области экономики и экологии. Для того чтобы разобраться в этом вопросе подробней, и рассмотреть способы его устранения, предлагаем ознакомиться со следующей статьей.

«Незаконная вырубка леса»: раскрываем понятие

В качестве нелегальной вырубки следует рассматривать рубку леса, которая производится без наличия на такие действия законных оснований, т. е. официальных разрешающих документов, в том числе, договора аренды либо такового купли участка с расположенными на нем лесными насаждениями и приобретенного с целью промышленной заготовки. Заключение договора физическим (частным) лицом должно происходить с Министерством лесного хозяйства области проживания.

К незаконной вырубке также относят повреждение дерева (кустарника, лианы), обусловившее прекращение роста этого растения.

Когда рубка может производиться официально

Если по итогам экспертной оценки было выявлено, что состояние деревьев после пожара либо иной стихии отвечает таковому, что спасти эти насаждения не представляется возможным, владельцу (арендатору) участка может быть дано разрешение осуществлять сплошную рубку главного пользования (санитарную рубку) на законных основаниях.

Угроза для экономики и экологии

С экономической точки зрения ущерб для экономики страны в результате незаконной рубки деревьев является огромным: ежегодно в бюджете Российской Федерации недосчитываются десятков миллиардов рублей.

В промышленных масштабах особенно актуальна эта проблема на Дальнем Востоке и на границе с Китайской Народной Республикой. В последней требования к осуществлению вырубки деревьев достаточно жесткие, что стало причиной активизации серых (полулегальных) лесозаготовок на границе с Россией в больших количествах. К приемке леса китайцы относятся с большим радушием, пренебрегая вопросом, связанным с законностью происхождения вырубленных деревьев.

Если обратиться к вопросу о российской экологии, то здесь серьезный ущерб могут нанести и действия так называемых «черных» (нелегальных) рубщиков леса. А все потому, что для того, чтобы сделать доски, предпочтение отдают дорогим породам сосны, оставляя на месте сруба бесполезные верхушки деревьев и сучья, которые при высыхании часто становятся причиной возникновения лесных пожаров серьезных масштабов.

Наносится вред и животному миру, представители которого начинают мигрировать с мест их привычного проживания. Страдает от нелегальной вырубки и законная лесохозяйственная деятельность. Истощение лесных баз часто становится причиной вынужденного смещения центров лесозаготовок в районы, где слабая лесная инфраструктура, что, в свою очередь, отражается на увеличении стоимости готовой продукции и снижении рентабельности законной заготовки леса.

Кто вправе задерживать правонарушителей

Кроме правоохранительных органов, прерогатива проведения регулярных рейдов по своим территориям отводится также государственным инспекторам от Росприроднадзора и лесных хозяйств.

А вот прием жалоб и сигналов от жителей о незаконной вырубке леса осуществляет Природоохранная прокуратура. По поступившим сигналам проводятся рейды. Если нарушение будет зафиксировано на месте преступления, все предполагаемые нарушители будут задержаны до выяснения обстоятельств произошедшего.

После составления протокола участниками рейда производится расчет нанесенного ущерба. Если таковой согласно предварительной оценке не превышает сумму в 5 тысяч рублей, обращаются к КоАП РФ.

Наказание согласно КоАП РФ

В соответствии со статьей 8.28, с нарушителя может быть взыскан денежный штраф, величиной от 3 до 4 тысяч рублей. Если в преступлении, связанном с незаконной вырубкой леса, задействованы должностные лиц, для них штраф составит от 20 до 40 тысяч рублей. Наибольшие убытки, как правило, несут юридические лица: от 200 до 300 тысяч рублей.

В случае применения при вырубке леса различной техники сумма штрафа для всех категорий увеличивается. Частное лицо в этом случае заплатит уже 4-5 тысяч рублей, должностное – 40-50 тысяч рублей, юридическое лицо – 300-500 тысяч рублей. Все механизмы, техника и транспорт подлежат изъятию, а продукция незаконного природопользования – конфискации.

В случае с приобретением (хранением, перевозкой, сбытом) незаконно вырубленного леса применяются другие штрафы: для граждан – 5 тысяч рублей, должностных лиц – 50 тысяч рублей, юрлиц – от 400 до 700 тысяч рублей.

Наказание согласно УК РФ

Если речь идет о существенном ущербе лесу, всем материалам и доказательствам нарушениям, подготовленным в результате проверки, дается ход в следственные органы, где будет возбуждено уже уголовное дело.

При невозможности установить виновников на месте правоохранителям вменяется обязанность, связанная с инициированием следствия по поиску и установлению виновных лиц.

В случае причинения ущерба, величина которого превышает сумму в 5 тысяч рублей, частному нарушителю уже грозит штраф до 500 тысяч рублей либо с него высчитают доход, размером такового осужденного за трехлетний период. 260-я статья УК РФ также предусматривает применение в отношении нарушителя, попавшегося на незаконной вырубке леса, более внушительных штрафов (до 200 рублей) наряду с присуждением исправительных либо принудительных работ вплоть до лишения свободы до двух лет.

Эти меры наказания могут быть применены в отношении нарушителей, действующих в одиночку. Если же нарушение было совершено с привлечением других лиц (использованием служебного положения, в крупном размере), размеры штрафа могут достигать полутора миллиона рублей. Аналогично могут применяться принудительные и исправительные работы либо лишение свободы до 4-х лет плюс штраф – 300 тысяч рублей.

Особо крупные нарушения, т. е. промышленного масштаба, влекут за собой и значительные последствия. Речь идет о штрафах, достигающих 3-х миллионов рублей, исправительных и принудительных работ, охватывающих большие временные отрезки. Тюремный срок в этом случае может составлять 7 лет.

Как применяется закон на практике

При обвинении в нелегальной вырубке за получением квалифицированной юридической помощи подозреваемые обращаются часто.

Это обусловлено, в частности, тем, что закон в рассматриваемой области является не совершенным и имеет много слабых мест. К примеру, единое значение при применении термина «вырубка» в судебной практике так и не появилось.

Отличается трактование этого термина и в регионах. Согласно одной точке зрения, пребыванию под уголовно-правовым запретом подлежит только рубка деревьев, а к нарушителям относят только тех лиц, которые непосредственно участвовали в вырубке (спиливании) деревьев.

Что касается тех лиц, которые занимаются вспомогательной деятельностью, т. е. заняты на работах первичной разделки деревьев, их подготовке к вывозу и самим вывозом леса, их могут отнести к пособникам, в случае их осведомленности в совершении незаконных действий.

В соответствии со второй точкой зрения, к нарушителям относят всех зафиксированных лиц без учета их функции в бригаде при вырубке деревьев. Это могут быть как простые водители, так и грузчики.

Такое отсутствие общности мнений обуславливает появление хорошей площадки для адвокатской деятельности и использования различных маневров, что приводит к определенным сложностям при применении доказательств в отношении нарушителей. Вывоз заготовленного леса, например, не всегда осуществляется в тот же день, что и рубка деревьев: временной промежуток между этими действиями может достигать одного месяца. Поэтому задержанные при вывозе деревьев водители зачастую утверждают, что к вырубке они не имеют никакого отношения, а на момент обнаружения занимаются перевозкой брошенных деревьев.

У адвокатов могут возникать серьезные вопросы и в отношении применяемой методологии по сбору сведений о причиненном ущербе. К тому же, поиск и доказательства вины главных нарушителей часто становится непосильной задачей.

Такими пробелами в системе, безусловно, пользуются не только частные, мелкие рубщики, но и полулегальные промышленники, не обращая внимание на предстоящие последствия.

Все это влечет за собой большой рост нарушений, связанных с незаконной вырубкой леса, по всей стране. Действенная мерой для исправления ситуации может стать только серьезные доработки нормативно-правовых актов и единый подход к применению наказания, утвержденный на федеральном уровне.


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 26] [Статья 260]

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

а) группой лиц;

б) утратил силу;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.


3 комментария к записи “Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений”

    Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

    Комментарий к статье 260

    1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.
    Отношения по поводу использования и охраны лесных и иных насаждений регулируются Законом об охране окружающей среды, ЛК, правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также гражданским и земельным законодательством.
    2. Предметом преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах (ст. 16 ЛК), а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.
    Леса располагаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), и землях иных категорий. К последним следует отнести земли транспорта, населенных пунктов (поселений), земли водного фонда и др. Границы земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с лесным, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
    ———————————
    СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

    В соответствии со ст. 5 ЛК лес рассматривается как экологическая система и как природный ресурс. С учетом этого не являются предметом преступления деревья и кустарники (фруктовые, ягодные и др.), произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.
    Комментируемая статья устанавливает ответственность за незаконную рубку деревьев, кустарников и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, которые выросли сами по себе, а также высаженных человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов. Завладение деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как хищение имущества (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).
    Хищением является рубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку в этих случаях деревья и кустарники являются продукцией товарного производства, заготавливаются для продажи и выполняют экономическую, а не экологическую функции.
    Рубка не входящих в государственный лесной фонд защитных и озеленительных насаждений на землях обороны, транспорта, водного фонда и землях иных категорий квалифицируется как незаконная рубка лесных насаждений.
    Исходя из природоохранного, экономического, экологического и социального значения леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся по целевому назначению на защитные, эксплуатационные, резервные (ст. 10 ЛК). Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным. Особенности охраны, использования, воспроизводства лесов указанных категорий и содержание категорий лесов изложены в ст. ст. 102 — 109 ЛК.
    3. С объективной стороны преступление состоит в незаконной рубке, а равно повреждении лесных насаждений и деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к таковым.
    Рубками лесных насаждений ЛК признает «процессы их спиливания, срубания» (ст. 16). Однако по смыслу комментируемой статьи рубкой следует считать и любой иной способ отделения дерева, кустарника, лианы от земли (корчевание, выпалывание, выдергивание и др.). Виды рубок, виды допустимых к порубке насаждений определяются ст. ст. 16, 17 ЛК.
    Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 2 ст. 16 ЛК).
    Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29.12.2012) (ч. 3 ст. 25 ЛК). Виды лесов, в которых допускается предпринимательская деятельность, и допустимые к порубке общие объемы древесины устанавливаются ст. 29 ЛК. Перечень видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается Правительством РФ.
    ———————————
    СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722; 2007. N 7. Ст. 834; N 30. Ст. 3754; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1942; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 19, 20, 23; N 29. Ст. 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 21. Ст. 2526; N 31. Ст. 4196; N 49. Ст. 6409; N 52 (ч. 1). Ст. 7002; N 27. Ст. 3883; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7061; 2012. N 14. Ст. 1553; N 31. Ст. 4322.

    Юридические лица и граждане могут заготовить древесину на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовок без предоставления лесных участков — на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок предоставления лесных участков в пользование гражданам и юридическим лицам определяется ст. ст. 71 — 80 ЛК. Заготовка древесины гражданами для отопления, строительства и иных собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 30 ЛК). Порядок и нормативы таких заготовок устанавливаются законами субъектов РФ.
    Рубка насаждений не в соответствии с изложенными требованиями является незаконной.
    Незаконной признается рубка хотя бы и при наличии разрешительного документа, но с нарушением указанных в нем условий: произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в документе, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
    Преступным повреждением лесных насаждений и не отнесенных к таковым деревьев, кустарников и лиан считается повреждение до степени прекращения их роста, т.е. приводящее к гибели.
    Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста, если эти деяния совершены в значительном размере (5000 руб.).
    Из примеч. к комментируемой статье следует, что размер порубки отождествляется с ущербом, причиненным лесным насаждениям и не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам. Для ч. 1 ст. 260 УК — это значительный размер, а следовательно, состав сформулирован как материальный.
    При определении размера рубки или повреждения следует иметь в виду, что Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства» (в ред. от 26.11.2007) утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, вследствие нарушения лесного законодательства заготовка древесины которых допускается (приложение N 1), и Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается (приложение N 2), а также Методика исчисления размеров вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение N 3), и Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (приложение N 4). При расчете ущерба, причиненного незаконной рубкой или повреждением деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, теперь следует руководствоваться только централизованно утвержденными таксами, без учета региональных норм, поскольку в приложении N 2 названного Постановления они изложены применительно к каждому субъекту РФ. Полагаем, что при определении размера незаконной рубки так же, как и при определении ущерба вследствие незаконной добычи водных животных и растений и незаконной охоты, следует учитывать не только экономический ущерб, но и ущерб экологического характера.
    ———————————
    СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2437; N 49. Ст. 6167.
    См.: Жевлаков Э.Н. Об исчислении размера ущерба, причиненного незаконной порубкой деревьев и кустарников // Законность. 2002. N 10.

    Обязательным является установление причинной связи между незаконной рубкой или повреждением предмета преступления и значительным размером ущерба.
    4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
    5. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, производящее рубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен ущерб в значительном размере, и желает наступления этих последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.
    6. Квалифицирующие признаки в ч. 2 комментируемой статьи:
    — группа лиц (п. «а») (см. коммент. к ст. 35);
    — лицо, использующее свое служебное положение (п. «в»). Под ним понимаются как должностные лица государственных учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющие пользование лесным фондом или производящие какие-либо работы;
    — крупный размер (п. «г») (50 тыс. руб.).
    Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в негосударственных организациях, по распоряжению которых производится незаконная рубка лесных насаждений при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 комментируемой статьи. Квалификации по ст. ст. 201 и 285 УК по совокупности не требуется.
    7. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены особо квалифицирующие признаки:
    — особо крупный размер (150 тыс. руб.);
    — группа лиц по предварительному сговору или организованная группа (см. коммент. к ст. 35).
    8. Незаконную рубку лесных насаждений следует отграничивать от административных проступков, предусмотренных ст. ст. 8.25, 8.28, 11.21 КоАП.
    Различие проступков, предусмотренных ст. 8.25 КоАП, и преступления состоит в том, что предусмотренные в ней виды лесопользования, включая проведение рубок, осуществляются на основе законно полученных разрешительных документов, но с нарушением указанных в них условий. Комментируемая статья предполагает незаконную рубку лесных и иных насаждений при наличии указанных в ней признаков состава.
    Статья 8.28 КоАП применяется, если указанные в ней деяния не содержат признаков преступления: значительный размер, группой лиц и т.д. Правонарушения, указанные в ст. 11.21 КоАП, от рассмотренных выше отличаются по месту их совершения, а от преступной незаконной рубки (ст. 260 УК) по тем же признакам состава, что и деяния, указанные в ст. 8.28 КоАП.

    Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) – осуществляемая без законных оснований и в существенном объёме деятельность по полному уничтожению (методом спиливания, вырубки, срезания) либо повреждению многолетних насаждений (кустарников, лиан и деревьев) до состояния гибели.

260 статья УК РФ в современной редакции содержит исключительный перечень действий, являющихся незаконной рубкой, а также условий, при которых наступает уголовная ответственность.

В широком смысле делинквентные поступки, запрещаемые ст. 260 УК РФ, посягают на стабильность экологии как одной из составляющих общей безопасности.

Каждый частный случай нелегальной вырубки объектов многолетней флоры наносит ущерб конкретному (непосредственному) объекту – отношениям по предотвращению неконтролируемого потребления лесных резервов, а также иных составляющих экологической устойчивости в РФ.

В практической деятельности по применению юридических норм, науке и отрасли уголовного права с категорией объекта преступления связывается также его предмет.

Предмет правонарушения – многолетние озеленительные насаждения; как располагающиеся в лесах, так и вне их.

Исключением из этого правила являются насаждения:

  • растущие на территориях, отведённых для сельскохозяйственных нужд, если они не включены лесозащитную категорию;
  • растущие на территориях, выделенных для строительства частного (индивидуального) жилья или гаражей;
  • произрастающие на частных (приусадебных) территориях;
  • произрастающие на дачных и садовых участках;
  • бурелом, сухостой и т. п.

В зависимости от конкретных обстоятельств вырубки действия по ликвидации или нанесению урона перечисленной выше растительности (деревьям, кустарниковым культурам) могут квалифицироваться как составы иных криминальных проступков.

Постановление Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18.10.2012 г., касающееся рассматриваемых вопросов, содержит официальные разъяснения, которыми обязаны руководствоваться все нижестоящие суды, а также органы дознания и предварительного следствия.

Этот нормативный акт содержит официальную дефиницию «рубки» и разъясняет наиболее важные моменты, имеющие решающее значение для единообразного толкования и применения правовых норм.

Рубкой лесных насаждений и деревьев (кустарников, лиан), не относящихся к лесным насаждениям, признаётся любое действие по разделению основной части (ствола) объекта и корневой системы, в том числе спиливание, срезание или срубание.

Помимо прочего, незаконными такие действия будут в следующих случаях:

  • когда они производятся в отсутствие надлежаще оформленных правоустанавливающих документов;
  • когда они произведены сверх разрешённого лимита;
  • когда они произведены с нарушением разрешённого возраста или породы вырубленного дерева;
  • когда они произведены за границами выделенного участка, указанными в оформленных документах.

Судебная практика. Заместитель директора коммерческого предприятия У. без необходимого положительного заключения уполномоченного органа государственного контроля, поручив выполнение соответствующих работ подчинённым сотрудникам, нелегально вырубил многолетние озеленительные насаждения разного породного состава в пределах г. М-кого. Осуждён по ст. 260 УК РФ.

Повреждение может быть также соответствующим образом квалифицировано, если его результатом стала гибель многолетнего насаждения.

Такое деяние должно:

  1. Быть необратимым.
  2. Исключать возможность дальнейшего роста.

Закон предусматривает значительность размера противоправной деятельности по вырубке деревьев необходимым элементом объективной стороны основного состава (ч. 1 ст. 260 УК РФ). Примечанием к статье значительный размер определяется как ущерб на сумму более пяти тысяч, но не более пятидесяти тысяч рублей.

Ущерб вычисляется по специальным таксам и методикам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 (в ред. от 26.11.2007).

Криминальное деяние признаётся оконченным:

  • по завершении ликвидации или причинения фатального вреда многолетнему озеленительному объекту;
  • если ущерб от таких деструктивных действий составил или превысил 5тыс. рублей.

В ситуациях, когда ущерб составляет менее 5 тыс рублей и отсутствуют отягчающие обстоятельства, лицо подлежит ответственности за административный проступок по ст. 8.25 или 8.28 КоАП России.

Орудиями рассматриваемого правонарушения могут быть любые конструктивно приспособленные предметы, механизмы и транспортные средства (топоры, пилы, бензомоторные пилы, специализированная техника для валки дерева и другое). Такие предметы и транспортные средства могут быть обращены в доход государства (конфискованы) по соответствующему приговору суда.

Судебная практика. Т., Ч. и М., предварительно договорившись об обстоятельствах планируемой преступной рубки леса и приготовив необходимые орудия, прибыли к месту правонарушения – в лесной массив. Там Ч. принадлежащей ему бензомоторной пилой марки «Husqvarna» приступил к отделению стволовой части деревьев различных пород от корней, Т. посредством специально приспособленной вилки валил стволы деревьев в выбранном направлении, а М. с помощью самоходного транспортного средства трелевал их от места незаконной рубки на край деляны. По итогам судебного разбирательства бензопила марки «Husqvarna» была конфискована. Самоходный транспорт, не принадлежавший осуждённым, был возвращён собственнику.

Уголовная ответственность за неоконченную вырубку наступает при следующих условиях:

  1. За покушение – по обстоятельствам, не зависящим от злоумышленника (кто-то помешал, в момент спиливания отказала бензопила, физически оказался не в состоянии срубить дерево и прочее), криминальный деликт не был завершён.
  2. За приготовление к незаконной рубке, предусмотренной ст. 260 УК РФ, ч. 3 – поиск орудий, соучастников, создание иных условий для незаконной вырубки, если криминальное деяние не было завершено по не зависящим от субъекта обстоятельствам.

Неоконченное криминальное правонарушение предполагает менее суровое наказание в установленных законодателем пределах.

Статья за незаконную рубку предусматривает возможность совершения преступного деяния только с прямым умыслом.

Такая форма вины обязательно включает:

  • осознание противоправности и наказуемости своего деструктивного поведения;
  • предвидение неизбежности наступления последствий;
  • желание совершить запрещённое деяние.

Мотивация, побудившая к преступлению, особого значения не имеет. Как правило, субъектами, преступающими закон, в таких случаях движет желание незаконного обогащения (корысть).

Основной состав (ч. 1. ст. 260 УК РФ) не указывает на какие-либо специальные требования к лицу, совершающему деликт. Это предполагает, что субъект является общим – психически полноценное (вменяемое) лицо, достигшее на момент совершения правонарушения возраста шестнадцати лет.

Часть 2 статьи 260 УК РФ предусматривает особый (специальный) субъект, признаки которого будут рассмотрены ниже. Девиантное поведение таких лиц представляет большую степень общественной опасности, в связи с чем для них предусмотрена более строгая мера наказания.

Алкогольное или наркотическое опьянение в момент деликта на ответственность или квалификацию не влияют.

Если злоумышленник не принимает непосредственного участия в вырубке объектов многолетней флоры, а привлекает к противозаконным действиям лицо, не отвечающее за свои поступки (малолетнего, страдающего психическими отклонениями), он подлежит ответственности как исполнитель.

Потерпевший

Как показывает анализ уголовных дел, потерпевшими при расследовании случаев противозаконной вырубки признаются:

  1. Сотрудники ведомственных лесных хозяйств, обслуживающих территорию, на которой имел место деликт.
  2. Иные собственники земельных участков, где вырублены объекты многолетней флоры (представители администрации соответствующего муниципального образования и др.).

Решение вопроса о признании потерпевшим отнесено к компетенции следователей и дознавателей, которые по получении сведений о нанесении урона и после предъявления необходимой доверенности обязаны вынести соответствующее постановление.

Части 2 и 3 статьи 260 УК РФ включают квалифицированные составы:

  • совершение групповой противозаконной вырубки;
  • совершение деликта лицом, наделённым особыми полномочиями;
  • нелегальная вырубка в крупном и особо крупном размерах.

Такие составы криминальных правонарушений, будучи опаснее по своему характеру и последствиям, наносят больший урон и наказываются строже.

Групповая порубка может совершаться в следующих формах:

  1. Группой лиц без предварительного сговора. Представляет минимальную общественную опасность, характеризуется отсутствием организационной составляющей.
  2. Группой лиц по предварительному сговору. Криминальным действиям предшествует планировка: распределяются роли между участниками, берутся в расчёт возможные обстоятельства (время, место, способ) и т. п.
  3. Организованной группойустойчивой группой лиц, целенаправленно сплотившихся для единичного или систематических преступных деяний. В таких преступных «ячейках» более детально прорабатываются преступные планы, участникам отводятся конкретные роли с определением характера и круга действий в планируемых мероприятиях, предполагается довольно продолжительное существование.

Судебная практика. Ю., нарушая законодательство Российской Федерации и И-кой области в сфере заготовки древесины, создал сплочённую группу для совершения систематических криминальных действий по рубке многолетних насаждений на территории М-ого лесничества. К участию в преступлениях Ю. привлёк Б. и Д. Будучи руководителем, Ю. осуществлял контроль за поведением других участников, занимался организацией транспортировки и реализации лесоматериала, добытого преступным путём, осуществлял распределение полученных от запрещённой деятельности доходов. По итогам судебного рассмотрения уголовного дела Ю., Б. и Д. были осуждены за незаконную вырубку леса по ст. 260 (ч. 3) УК РФ.

Совершение запрещённой вырубки лицом, наделённым особыми полномочиям, возможно:

Судебная практика. Г., занимая должность ведущего специалиста-эксперта территориального отдела департамента лесного хозяйства администрации Б-кой области, пользуясь своим должностным положением, в нарушение закона произвёл вырубку объектов многолетней флоры на обслуживаемой им территории. Осуждён по п. «в» ч. 2 ст. 260 УК РФ.

Крупным размером незаконной вырубки деревьев признаётся ущерб на сумму от пятидесяти до ста пятидесяти тысяч рублей. Особо крупным – свыше ста пятидесяти тысяч рублей.

Так как составы незаконной рубки отличаются уровнем угрозы для общества, законодатель варьирует наказание за них:

  1. По первой части – до двух лет лишения свободы (преступление небольшой тяжести).
  2. По второй части – до четырёх лет лишения свободы (преступление средней тяжести).
  3. По третьей части – до семи лет лишения свободы (тяжкое преступление).

Как показывает практика, по ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ суды редко назначают наказание в виде реального лишения свободы с последующим направлением в исправительные учреждения.

В значительном числе случаев уголовное преследование по делам о нелегальной добыче лесоматериалов вообще прекращается в связи с примирением или деятельным раскаянием.

Правонарушитель может избежать санкций, предусмотренных законом по ч. 1 и 2 ст. 260 УК РФ, если:

  • преступление совершено впервые;
  • состоялась добровольная явка с повинной, оказывалось содействие в расследовании, возмещён ущерб (ст. 75 УК РФ);
  • возмещён ущерб и получено согласие пострадавшего на примирение (ст. 76 УК РФ).

При соблюдении указанных условий лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, или его защитник могут обратиться с заявлением (ходатайством) о прекращении уголовного дела.

Стоит отметить, что прекращение уголовного преследования по таким основаниям исключает возможность реабилитации. То есть у субъекта не будет права требовать компенсации за издержки, связанные с расследованием и судебным разбирательством, за утрату репутации и т. п.