Деяния совершены в значительном размер. Как классифицируется незаконная вырубка леса, согласно ук рф, куда жаловаться при обнаружении противоправных действий

Лесные богатства нашей страны требуют усиления их правовой охраны. На основе анализа правоприменительной практики автором выявлены проблемы, требующие изменений и дополнений действующего законодательства, в вопросах правовой охраны лесов.

Ключевые слова : лес, лесные насаждения, правоприменительная практика.

Защита биоресурсов в Российской Федерации приобретает особое значение в условиях необходимости активизации и оптимизации данной сферы экономики, отказа от сырьевой составляющей, развития и стимулирования глубокой переработки добываемых природных богатств. Помимо этого, государство вводит различные ограничения для сырьевого экспорта, ставит запреты потребительскому отношению к природе, повышает ответственность за бесхозяйственность, самоуправство и браконьерство .

Однако, чтоб пресекать указанные деликты , необходимо принимать не только организационные и координационные меры, но и иметь четкие представления о правовой базе борьбы с ними. Следует признать, что законодатель вооружил правоохранительные органы правовой базой, однако, по нашему мнению, она имеет ряд недостатков и должна быть скорректирована в целях большего соответствия характеру и опасности экологических преступлений.

Как следствие, количество преступлений в сфере экологии не только не снижается , но возрастает совокупный ущерб от данного вида преступности, а выявляемые преступления, в большинстве случаев, свидетельствуют о наличии совокупности преступлений, квалифицированных составов либо требующих вменения одновременно нескольких квалифицирующих признаков. В итоге, правоохранительные органы сталкиваются с определенными трудностями и в квалификации, и в доказывании, и в поддержании обвинения в суде по экологическим преступлениям. Такая ситуация прослеживается как, в целом, применительно к экологическим преступлениям, так и, в частности, к незаконной рубке лесных насаждений, предусмотренной статьей 260 УК РФ.

В процессе криминологического анализа дел о незаконной рубке леса, рассмотренных судами Дальневосточного федерального округа в течение последних 5 лет, были изучены уголовные дела с квалифицирующими признаками статьи 260 УК РФ, удельный вес которых во много раз превысил количество дел, возбужденных по ч. 1 ст. 260 УК РФ. Данный анализ показывает, что преступления в сфере лесопользования продолжают причинять колоссальные убытки как экономике России , так и рациональному использованию дальневосточного богатства.

Так, в ч. 2 ст. 260 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубку, а равно – повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений либо не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан при отягчающих обстоятельствах. В качестве квалифицирующих признаков выступают признаки совершения преступления группой лиц (в крупном размере) и лицом (с использованием служебного положения).

Преступление, совершенное группой лиц, является одной из форм соучастия, и решение законодателя об отнесении названного обстоятельства к числу отягчающих объясняется тем, что совершение преступления группой лиц всегда более общественно опасно, может повлечь несоизмеримо больший материальный вред и большие общественно-опасные последствия и поэтому учитывается при назначении более сурового наказания. Согласно ч. 1 ст. 35 УК РФ, преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении участвовали два и более исполнителя без предварительного сговора. Эту форму принято называть простым соучастием или соисполнительством , не требующим дополнительной ссылки на ст. 33 УК РФ в квалификации. К сожалению, некоторые работники следствия забывают, что лица, участвующие в выполнении объективной стороны, являются соисполнителями, вне зависимости от их роли или объема совершенного преступного деяния.

Характеризуя преступную группу, В. Быков пишет, что это чаще всего «… случайная, ситуативная группа, члены которой приняли решение о совершении совместного преступления во многом в силу того, что оказались вместе в данном месте в результате внезапно возникшей ситуации» .

Возможен и другой случай образования преступной группы, когда между исполнителями преступления предварительной договоренности о совершении преступления не было. Виновный может начать совершение преступления, в ходе которого к нему может присоединиться другое лицо, и после чего они могут совместными усилиями выполнить объективную сторону преступления. Особенностью рассматриваемой формы соучастия является отсутствие у исполнителей согласованности о совершаемом преступлении или, как отмечается в юридической литературе, она носит «неопределенный и незначительный характер» .

Подобные случаи соучастия крайне редко встречаются в судебной практике, но все же возможны и применительно к ст. 260 УК РФ.

Так, в 1991 году гражданин М., житель с. Галечное, Комсомольского района Хабаровского края, решил спилить несколько лиственниц, растущих поблизости от дороги Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. Как он пояснял позже, лес ему нужен был для ремонта бани, а лесорубочного билета у него не было. В результате отсутствия опыта и неправильно сделанного подпила цепь бензопилы зажало в стволе дерева, мотор бензопилы заглох и освободить ее своими усилиями он не смог. В это время к нему подошли грибники, среди которых был его знакомый гр-н Д., работавший вальщиком леса в местном леспромхозе. Именно последний и помог спилить гр-ну М. три лиственницы. При этом, он не спрашивал разрешение на порубку деревьев, так как опытный работник лесозаготовительного предприятия понимал, что никто разрешения М. на рубку деревьев, растущих вдоль дороги, не даст.

Все указанные обстоятельства были отражены в материалах уголовного дела и подтверждали, что какого-либо соглашения на незаконную рубку деревьев между указанными лицами не было .

Следует подчеркнуть, что подобные случаи незаконной рубки леса группой лиц без предварительного сговора в судебной практике встречаются крайне редко , но возможны и должны быть проверены для соблюдения принципа законности.

Следующим отягчающим обстоятельством является незаконная рубка леса лицом с использованием своего служебного положения.

Данному квалифицирующему признаку постоянно уделяется особое внимание, а его характеристика отражена практически во всех Постановлениях Пленума Верховного суда Российской Федерации, касающихся конкретных составов Особенной части УК РФ.

Отражен данный признак и в п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства ответственности за экологические правонарушения » (с изменениями от 6 февраля 2007 г.). В соответствии с указанным пунктом, лицом, совершившим названное деяние с использованием своего служебного положения, признается «… должностное лицо государственного предприятия , учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации» .

Вместе с тем, в постановлении не раскрывается весь перечень специальных субъектов, но для понимания их характеристики, по-нашему мнению, следует дополнительно руководствоваться Примечанием к статье 285 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление должностным положением.

Так, в п.1 Примечания ст. 285 УК РФ перечислены категории лиц, которые признаются должностными. Это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления , государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях , а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Данное примечание, в частности, имеет большое значение при уголовно-правовой оценке действий должностных лиц при допущении ими незаконных рубок на территориях войсковых частей, в приграничной полосе и землях обороны .

Как известно, Дальний Восток России является форпостом всей страны и имеет колоссальные территории, принадлежащие Министерству обороны и Федеральной пограничной службе ФСБ РФ. В результате, экологический контроль за ними осуществляется не всегда на достаточном уровне , а мониторинг и научные исследования в данном направлении не ведутся.

За последние десятилетия не проводилось ни одного диссертационного исследования данного вопроса, в то время как повсеместно происходит сокращение воинских частей, а принадлежавшие им земли (со сложившейся на них экологической обстановкой) передаются муниципальным органам власти.

Также, по ч. 2 ст. 260 УК РФ, за незаконную рубку леса с использованием своего служебного положения могут нести ответственность иностранные должностные лица и должностные лица публичной специальной организации при условии, что такая ответственность предусмотрена международными договорами Российской Федерации . Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации , не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением, согласно примечанию к ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями», признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях .

Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ, применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 260 УК РФ, в случаях, когда виновным в незаконной рубке леса признается должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по статье «за совершение экологического преступления» (в данном случае – по ч. 2 ст. 260 УК РФ). Такое разъяснение правоприменителю понятно, поскольку квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является незаконная порубка лицом с использованием своего служебного положения.

По точному смыслу этой части разъяснения квалифицировать преступление по совокупности со статьями 285 и 201 УК РФ не нужно. Далее Пленум разъяснил, что при наличии в действиях лица «… признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно несет также ответственность, соответственно, по ст. 285 и 201 УК РФ» .

В приведенном разъяснении нет четкой границы – в каких случаях, содеянное нужно квалифицировать по совокупности преступлений, а в каких случаях этого делать не нужно.

При обобщении судебной практики по делам рассматриваемой категории не выявлено ни одного случая, когда должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, самостоятельно осуществляло незаконную порубку леса.

Представляется, что законодатель, устанавливая повышенную ответственность за незаконную рубку с использованием своего служебного полномочия, имел в виду случаи, когда это лицо вопреки интересам службы разрешает рубку в кварталах или на участках, где лесозаготовитель разрешения не получал. К примеру, выдача разрешения на рубку леса в квартале, где экологическая экспертиза не проводилась и рубка леса запрещена. Выдача такого разрешения на рубку леса выходит за пределы распорядительных функций должностного лица, как и разрешение на рубку деревьев более ценных пород, чем это значится в документах.

В подобных случаях незаконная рубка, ставшая возможной в результате злоупотребления должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, должна всегда квалифицироваться по совокупности преступлений ч. 2 ст. 260 УК РФ и, соответственно, ст. 285 либо ст. 201 УК РФ.

Обычно подобного рода злоупотребления осуществляются по просьбам лесозаготовителя, который понимает, что удовлетворение его просьбы является нарушением установленного порядка и правил рубки леса, однако, с такой просьбой он все-таки обращается, поскольку ее удовлетворение позволит получить ему больший экономический эффект. Удовлетворение незаконной просьбы лесозаготовителя порой сопровождается подношением материального вознаграждения должностному лицу, удовлетворившему его просьбу. В этих случаях действия должностного лица должны (дополнительно к экологическим преступлениям) квалифицироваться по ч. 2 ст. 290 УК РФ, а лесозаготовителя – по ч. 2 ст. 291 УК РФ.

Ещё одним квалифицирующим признаком, наиболее часто используемым в квалификации для ч. 2 и ч. 3 ст. 260 УК РФ, является рубка лесных насаждений в крупном и особо крупном размерах.

Согласно Примечания к ст.260 УК РФ, крупным размером ущерба признается ущерб, превышающий пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным признается ущерб, превышающий 150 тысяч рублей.

В целом, для правоохранительных органов определение размера ущерба не вызывает затруднений при условии качественного составления протокола осмотра места совершения преступления, указании видов деревьев, их возраста и состояния, учета и отражения в протоколе не только спиленных крупных деревьев, но и поврежденной поросли.

Как уже указывалось, в последние годы законодатель уделяет особое внимание вопросам экологии и совершенствованию законодательства. Помимо корректировки квалифицирующих признаков и размеров ущерба, были внесены изменения и в санкцию ч. 3 ст. 260 УК РФ. Если ранее максимальное наказание не превышало трех лет лишения свободы, то в настоящее время за рассматриваемое преступление может быть назначено наказание от трех до шести лет лишения свободы, что позволяет рассматривать его в качестве иной категории тяжести и, как следствие, – повышенные требования к качеству расследования (предварительному следствию), оперативному сопровождению (заведение дела оперативного учета) и рассмотрению дела в суде.

Законодатель усилил ответственность за незаконную порубку леса при особо отягчающих обстоятельствах, но, в то же время, увеличил разрыв ущерба от размера, признаваемого особо крупным в законодательном порядке до фактически нанесенного ущерба, превышающего многократно установленный законом особо крупный размер.

Безусловно, такие преступления имеют более высокую степень общественной опасности, однако, и в пределах рассматриваемой категории следует выделять преступления, наносящие уже не только особо крупный материальный ущерб, но и ущерб экологической безопасности государства.

К примеру, жители О. и М. одного из поселков района им. Лазо Хабаровского края незаконно валили лес, в результате чего нанесенный ими ущерб составил 170.000 рублей. Они были обоснованно привлечены к уголовной ответственности и осуждены по ч. 3 ст. 260 УК РФ .

11. Архив Мирового суда района им. Лазо, Хабаровского края за 2009 г.

13. Галиакбаров, групповых преступлений. – М., 1980. – С. 26.

14. Наумов, уголовное право. Курс лекций. Т.1.Общая часть / . – М., 2004 г. – С. 297.

15. Архив Свободненского районного суда Амурской области за 2007 г.


Незаконная вырубка леса продолжает занимать большую проблемную нишу в несовершенном российском законодательстве, где этот вопрос регламентируется двумя статьями – 260 УК РФ и 8.28 КоАП РФ, применяемыми с учетом обстоятельств дела и величины причиненного ущерба.

Правонарушители получаю неплохие доходы и постоянный спрос на древесину, а государство в лице его жителей, напротив, – ущерб в области экономики и экологии. Для того чтобы разобраться в этом вопросе подробней, и рассмотреть способы его устранения, предлагаем ознакомиться со следующей статьей.

«Незаконная вырубка леса»: раскрываем понятие

В качестве нелегальной вырубки следует рассматривать рубку леса, которая производится без наличия на такие действия законных оснований, т. е. официальных разрешающих документов, в том числе, договора аренды либо такового купли участка с расположенными на нем лесными насаждениями и приобретенного с целью промышленной заготовки. Заключение договора физическим (частным) лицом должно происходить с Министерством лесного хозяйства области проживания.

К незаконной вырубке также относят повреждение дерева (кустарника, лианы), обусловившее прекращение роста этого растения.

Когда рубка может производиться официально

Если по итогам экспертной оценки было выявлено, что состояние деревьев после пожара либо иной стихии отвечает таковому, что спасти эти насаждения не представляется возможным, владельцу (арендатору) участка может быть дано разрешение осуществлять сплошную рубку главного пользования (санитарную рубку) на законных основаниях.

Угроза для экономики и экологии

С экономической точки зрения ущерб для экономики страны в результате незаконной рубки деревьев является огромным: ежегодно в бюджете Российской Федерации недосчитываются десятков миллиардов рублей.

В промышленных масштабах особенно актуальна эта проблема на Дальнем Востоке и на границе с Китайской Народной Республикой. В последней требования к осуществлению вырубки деревьев достаточно жесткие, что стало причиной активизации серых (полулегальных) лесозаготовок на границе с Россией в больших количествах. К приемке леса китайцы относятся с большим радушием, пренебрегая вопросом, связанным с законностью происхождения вырубленных деревьев.

Если обратиться к вопросу о российской экологии, то здесь серьезный ущерб могут нанести и действия так называемых «черных» (нелегальных) рубщиков леса. А все потому, что для того, чтобы сделать доски, предпочтение отдают дорогим породам сосны, оставляя на месте сруба бесполезные верхушки деревьев и сучья, которые при высыхании часто становятся причиной возникновения лесных пожаров серьезных масштабов.

Наносится вред и животному миру, представители которого начинают мигрировать с мест их привычного проживания. Страдает от нелегальной вырубки и законная лесохозяйственная деятельность. Истощение лесных баз часто становится причиной вынужденного смещения центров лесозаготовок в районы, где слабая лесная инфраструктура, что, в свою очередь, отражается на увеличении стоимости готовой продукции и снижении рентабельности законной заготовки леса.

Кто вправе задерживать правонарушителей

Кроме правоохранительных органов, прерогатива проведения регулярных рейдов по своим территориям отводится также государственным инспекторам от Росприроднадзора и лесных хозяйств.

А вот прием жалоб и сигналов от жителей о незаконной вырубке леса осуществляет Природоохранная прокуратура. По поступившим сигналам проводятся рейды. Если нарушение будет зафиксировано на месте преступления, все предполагаемые нарушители будут задержаны до выяснения обстоятельств произошедшего.

После составления протокола участниками рейда производится расчет нанесенного ущерба. Если таковой согласно предварительной оценке не превышает сумму в 5 тысяч рублей, обращаются к КоАП РФ.

Наказание согласно КоАП РФ

В соответствии со статьей 8.28, с нарушителя может быть взыскан денежный штраф, величиной от 3 до 4 тысяч рублей. Если в преступлении, связанном с незаконной вырубкой леса, задействованы должностные лиц, для них штраф составит от 20 до 40 тысяч рублей. Наибольшие убытки, как правило, несут юридические лица: от 200 до 300 тысяч рублей.

В случае применения при вырубке леса различной техники сумма штрафа для всех категорий увеличивается. Частное лицо в этом случае заплатит уже 4-5 тысяч рублей, должностное – 40-50 тысяч рублей, юридическое лицо – 300-500 тысяч рублей. Все механизмы, техника и транспорт подлежат изъятию, а продукция незаконного природопользования – конфискации.

В случае с приобретением (хранением, перевозкой, сбытом) незаконно вырубленного леса применяются другие штрафы: для граждан – 5 тысяч рублей, должностных лиц – 50 тысяч рублей, юрлиц – от 400 до 700 тысяч рублей.

Наказание согласно УК РФ

Если речь идет о существенном ущербе лесу, всем материалам и доказательствам нарушениям, подготовленным в результате проверки, дается ход в следственные органы, где будет возбуждено уже уголовное дело.

При невозможности установить виновников на месте правоохранителям вменяется обязанность, связанная с инициированием следствия по поиску и установлению виновных лиц.

В случае причинения ущерба, величина которого превышает сумму в 5 тысяч рублей, частному нарушителю уже грозит штраф до 500 тысяч рублей либо с него высчитают доход, размером такового осужденного за трехлетний период. 260-я статья УК РФ также предусматривает применение в отношении нарушителя, попавшегося на незаконной вырубке леса, более внушительных штрафов (до 200 рублей) наряду с присуждением исправительных либо принудительных работ вплоть до лишения свободы до двух лет.

Эти меры наказания могут быть применены в отношении нарушителей, действующих в одиночку. Если же нарушение было совершено с привлечением других лиц (использованием служебного положения, в крупном размере), размеры штрафа могут достигать полутора миллиона рублей. Аналогично могут применяться принудительные и исправительные работы либо лишение свободы до 4-х лет плюс штраф – 300 тысяч рублей.

Особо крупные нарушения, т. е. промышленного масштаба, влекут за собой и значительные последствия. Речь идет о штрафах, достигающих 3-х миллионов рублей, исправительных и принудительных работ, охватывающих большие временные отрезки. Тюремный срок в этом случае может составлять 7 лет.

Как применяется закон на практике

При обвинении в нелегальной вырубке за получением квалифицированной юридической помощи подозреваемые обращаются часто.

Это обусловлено, в частности, тем, что закон в рассматриваемой области является не совершенным и имеет много слабых мест. К примеру, единое значение при применении термина «вырубка» в судебной практике так и не появилось.

Отличается трактование этого термина и в регионах. Согласно одной точке зрения, пребыванию под уголовно-правовым запретом подлежит только рубка деревьев, а к нарушителям относят только тех лиц, которые непосредственно участвовали в вырубке (спиливании) деревьев.

Что касается тех лиц, которые занимаются вспомогательной деятельностью, т. е. заняты на работах первичной разделки деревьев, их подготовке к вывозу и самим вывозом леса, их могут отнести к пособникам, в случае их осведомленности в совершении незаконных действий.

В соответствии со второй точкой зрения, к нарушителям относят всех зафиксированных лиц без учета их функции в бригаде при вырубке деревьев. Это могут быть как простые водители, так и грузчики.

Такое отсутствие общности мнений обуславливает появление хорошей площадки для адвокатской деятельности и использования различных маневров, что приводит к определенным сложностям при применении доказательств в отношении нарушителей. Вывоз заготовленного леса, например, не всегда осуществляется в тот же день, что и рубка деревьев: временной промежуток между этими действиями может достигать одного месяца. Поэтому задержанные при вывозе деревьев водители зачастую утверждают, что к вырубке они не имеют никакого отношения, а на момент обнаружения занимаются перевозкой брошенных деревьев.

У адвокатов могут возникать серьезные вопросы и в отношении применяемой методологии по сбору сведений о причиненном ущербе. К тому же, поиск и доказательства вины главных нарушителей часто становится непосильной задачей.

Такими пробелами в системе, безусловно, пользуются не только частные, мелкие рубщики, но и полулегальные промышленники, не обращая внимание на предстоящие последствия.

Все это влечет за собой большой рост нарушений, связанных с незаконной вырубкой леса, по всей стране. Действенная мерой для исправления ситуации может стать только серьезные доработки нормативно-правовых актов и единый подход к применению наказания, утвержденный на федеральном уровне.

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена ст. 260 УК РФ.

Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к ст.

260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, т.е. отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Следует обратить внимание на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо бы-

ли вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

В части первой ст. 260 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы (заповедников, лесопарков, городских, водоохранных и т.п.), а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к рубке, если эти деяния совершены в значительном размере.

Под значительным размером следует понимать ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей.

Часть вторая ст. 260 УК РФ предусматривает совершение указанных действий группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере. Крупным размером является ущерб более пятидесяти тысяч рублей.

Под лицами, совершившими преступление с использованием своего служебного положения, полагаются должностные лица органов управления лесами и лесной охраны, а также должностные лица юридических лиц - лесопользователей.

В части третьей данной статьи предусмотрена ответственность за совершение указанных деяний, если они совершены в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Под особо крупным размером следует понимать ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, превышающий сумму в сто пятьдесят тысяч рублей.

Предметом преступного посягательства могут быть деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

Поводами к возбуждению уголовного дела о незаконной порубке леса могут быть: заявления граждан; сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников: от сотрудников лесных хозяйств, лиц, занимающихся охотничьим промыслом, а также непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления.

По делам о преступлениях, предусмотренных частью первой ст. 260 УК РФ предварительное следствие необязательно, поэтому предварительную проверку осуществляет орган дознания, в других случаях - следователь органов внутренних дел.

Согласно статье 144 УПК РФ срок производства проверки не должен превышать трех суток; прокурор, руководитель следственного органа или органа дознания вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить его до десяти суток.

Если из заявления сразу же усматриваются признаки преступления, независимо от того, задержаны преступники или нет, истечения указанного срока дожидаться не нужно, следует принять решение о возбуждении уголовного дела.

В ходе проверки в таком случае можно опросить заявителя и провести осмотр места происшествия.

В других ситуациях в ходе предварительной проверки:

1) опрашивается заявитель, работники полиции (или от них истребуются рапорты), лесного хозяйства, задержавшие нарушителей;

2) производится осмотр места происшествия;

3) опрашиваются нарушители; изучаются имеющиеся у них документы (договор аренды, решение о предоставлении лесного участка, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договор купли-продажи лесных насаждений, государственный или муниципальный контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов);

4) при необходимости опрашиваются родственники, знакомые, сослуживцы нарушителей;

5) производится исследование документов, имеющихся у нарушителей (при наличии данных, свидетельствующих о подделке);

6) при необходимости производятся трасологические исследования - составляли ли ранее единое целое фрагменты пней и фрагменты срубленного леса, а также исследования следов распила, разруба и орудий совершения преступления;

7) запрашиваются из лесного хозяйства справки о характере и размере причиненного ущерба, который определяется сотрудниками лесного хозяйства путем замера остатков пиломатериала по пенькам в присутствии нарушителя, а также замера пиломатериала, находящегося у нарушителя и покупателей (при их наличии); о выдаваемых нарушителям документах, истребуются копии данных документов в целях изучения и сравнения с документами, имеющимися у нарушителей.

У заявителя выясняется, при каких обстоятельствах, кем был обнаружен факт незаконной порубки леса; в каком месте осуществлялась порубка, известны ли личности нарушителей; при каких обстоятельствах были задержаны нарушители, кто участвовал в задержании; имелись ли у нарушителей какие-либо документы; какими орудиями (бензопилами, топорами и т.д.) осуществлялась порубка, и где данные орудия в настоящее время; каким транспортом пользовались нарушители; где находится срубленная древесина. Результаты опроса заявителя отражаются в объяснении.

В ходе осмотра места происшествия необходимо точно установить место незаконной порубки (населенный пункт, лесничество, конкретный квартал лесного массива), отметить, леса какой группы произрастают в данном месте, определить размеры вырубки, точное количество вырубленных деревьев, давность вырубки. Для участия в осмотре целесообразно пригласить специалиста в области лесного хозяйства. Это могут быть работники лесничества. При осмотре места происшествия могут быть обнаружены следы распила, разруба (на деревьях, пнях), орудия совершения преступления (топоры, пилы), следы транспортных средств, конных повозок, саней; транспортные средства с загруженным лесом, срубленный лес и следы распила, разруба на нем; следы ног, курения, приема пищи и т.д. В целях повышения наглядности протокола осмотра места происшествия могут быть применены фотосъемка, видеозапись.

Опрос задержанных нарушителей целесообразно производить следователю или дознавателю самостоятельно, не ограничиваясь объяснениями, полученными сотрудниками полиции, задерживающими преступников. Целесообразно при этом предложить задержанному написать объяснение собственноручно, что даст впоследствии возможность более успешно использовать данный документ в ходе допроса с целью склонения допрашиваемого к даче правдивых показаний. Однако следует помнить, что объяснение не является доказательством.

При необходимости, в целях установления в деянии признаков преступления, причастности конкретных лиц к совершенному преступлению на этапе предварительной проверки могут проводиться экспертизы по технико-криминалистическому исследованию документов, а также трасологические экспертизы. Данные экспертизы проводятся в экспертных учреждениях: в ЭКЦ при ГУ МВД по Алтайскому краю, ЭКО при отделах полиции. Результаты отражаются в заключении эксперта, которое является доказательством. Сотрудникам органов дознания (УР, БЭПиПК, УУП) можно поручить проведение следующих оперативноразыскных мероприятий: установление личности задержанных; опрос лиц, производивших задержание, а также родственников, знакомых задержанных; обследование участков местности, помещений и транспортных средств в целях обнаружения следов преступления.

Еще по теме § 5. Незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ):

  1. Іванов В.М.. Історія держави і права України: Навч. посіб. - K.: МАУП,2002. - Ч. I - 264 с. - Бібліогр.: с. 257-260., 2002
  2. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННОГО НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ, - см. "Легализации денежных средств, приобретенных незаконным путем".
  3. 6.1. Нарушение п. 1 ч. 4 ст. 6 (принятие заведомо незаконного поручения)

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

В России спил деревьев регулируется законом. За нарушения закона предусмотрена административная и уголовная ответственность. Чтобы избежать неприятной ситуации нужно разобраться в этом вопросе.

Всегда ли имеет место незаконная вырубка деревьев?

Удаление деревьев без соответствующей разрешительной документации* не всегда влечет нарушение норм охраны природы. Дело в том, что отсутствие разрешения, выданного местными территориальными органами лесной охраны и органами самоуправления, не является само по себе нарушением.

Внимание! Объект незаконной вырубки — это категория зеленых насаждений, находящихся в государственной, муниципальной и иных формах собственности, а именно:

  • деревья, кустарники и лианы, входящие в лесной фонд;
  • деревья, кустарники и лианы, не входящие в лесной фонд (насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города, в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов).

При этом неважно, высажены ли данные объекты искусственно или они произросли без участия человека.

К объектам незаконной вырубки не относятся деревья, кустарники и лианы, находящихся на землях сельскохозяйственного назначения, на приусадебных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного дачного и подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, в лесопитомниках, питомниках ягодных, декоративных и плодовых культур и т. д.

Обращение в соответствующие ведомства за разрешением на вырубку дерева, если оно произрастает на муниципальной территории, обязательно. Также необходимо заручиться поддержкой чиновников, если земельный участок территориально относится к землям с особым статусом, например, к особо охраняемой природной территории.

Проще говоря, можно вырубить сад и разбить газон, если деревья произрастают на дачном или приусадебном участке с соответствующим статусом земли. В то же время, если существуют некоторые ограничения, то вырубку любого дерева в любом состоянии необходимо обосновать. Чтобы узнать, существуют ли какие-либо ограничения во владении или пользовании земельным участком, следует заглянуть в регистрационные документы на него.

Какова ответственность за незаконную вырубку?

Как вы уже поняли, в ряде случаев удалять деревья самостоятельно либо с привлечением сторонних лиц, включая арбористов, можно только после получения официального документа. Иначе к нарушителю будут применены меры наказания, содержащиеся в Кодексе об административных правонарушениях РФ и Уголовном кодексе РФ.

Административная ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ подразумевает наложение штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000 рублей, на организации — от 200 000 до 300 000 рублей. Если незаконная рубка совершена с помощью специальной техники, денежное взыскание возрастает для физических лиц от 4000 до 5000 рублей, для организаций — от 300 000 до 500 000 рублей. В последнем случае высока вероятность конфискации не только незаконно полученного древесного сырья, но и специальной техники, применявшейся при совершении правонарушения.

Важно понимать, что в ряде случаев за незаконный спил деревьев и кустарников нарушитель привлекается к уголовной ответственности. Например, согласно ст. 260 УК РФ, за нанесение ущерба в значительном размере виновный обязан оплатить штраф от 500 000 рублей, но в пределах дохода за трехлетний период. В качестве альтернативного наказания возможно привлечение к принудительному труду (до 480 часов), исправительным работам (до 2 лет), а также лишение свободы (до 2 лет) со штрафом.

Еще более жесткие меры воздействия на виновных предусмотрены ч. 2 и 3 ст. 260 УК РФ, если правонарушение совершено группой лиц, с использованием служебного положения или в крупном размере. К сведению, под значительным размером понимается ущерб, эквивалентный 5000 рублей, а под крупным — 50 000 рублей.

Незнание закона не освобождает…

Привлечь к ответственности за незаконный спил деревьев может и участковый, и лесник, и сотрудник экологической полиции. К ответственности привлекаются причастные лица: заказчик и исполнитель. Именно поэтому организации, оказывающие услуги по удалению деревьев, перестраховываются, изучая разрешительные и регистрационные документы клиента.

В Москве разрешительный документ выдается Департаментом природопользования и окружающей среды. Акт носит название «порубочный билет».

На что указывает статистика

Вырубка деревьев, как осознанно незаконное действие, в трех случаях из четырех осуществляется в утреннее и дневное время. В 90% случаев следы правонарушения первыми обнаруживают лесники, в остальных случаях — рядовые граждане. Как правило, преступление носит умышленный характер, то есть заранее планируется (присматриваются деревья к спилу, подыскиваются инструменты и специальная техника для перевозки, подготавливаются места хранения древесины и т. п.).

Очевидно, что правонарушение в большинстве случаев осуществляется не одним, а несколькими людьми, так сказать, по предварительному сговору. Участников события объединяет желание быстрой наживы. Лесникам стоит быть начеку в осенне-зимний период, когда совершается до 80% правонарушений оговариваемого вида. Распространенным мотивом является банальная подготовка населения к отопительному сезону.

Незаконный спил деревьев раскрывается в 95% случаев, поскольку правонарушители выбирают лесные участки вблизи мест проживания или сбыта. Дальняя перевозка сырья нецелесообразна, поскольку древесина — ресурс распространенный.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников. 1. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены:
а) группой лиц;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) лицом с использованием своего служебного положения;
г) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(часть третья введена Федеральным законом от 29.12.2001 N 192-ФЗ)
Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий десять тысяч рублей, крупным размером - сто тысяч рублей, особо крупным размером - двести пятьдесят тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2001 N 192-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 260
1. Объект преступления - экологическая безопасность дикорастущей флоры в виде лесов и насаждений как компонента окружающей среды.
2. Предмет преступления - деревья, кустарники и лианы (вьющиеся древесные и травянистые растения, использующие в качестве флоры другие растения и предметы) в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревья, кустарники и лианы, не входящие в лесной фонд или запрещенные к порубке.
3. Понятия лесного фонда, группы лесов и их видов, особо защитных участков лесов определяются в Лесном кодексе Российской Федерации 1997 г. Лесной фонд образуют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и не лесные земли). В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности. В местном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных категорий. К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования. К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение.
В лесах указанных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения диких животных, растений и другие).
4. Объективная сторона преступления характеризуется действиями, т.е. незаконной порубкой или повреждением до степени прекращения роста указанных в диспозиции ч. 1 ст. 260 УК предметов, совершенными в значительных размерах.
5. Требования, предъявляемые к законности порубок, определяются в Лесном кодексе Российской Федерации и других нормативных актах. Так, порубка является незаконной, если она осуществляется без лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
6. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. На основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозки древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов.
7. Таким образом, в соответствии с ЛК РФ незаконной является порубка не только без лесорубочного билета, ордера или лесного билета как таковых, но и при их наличии, если нарушены определенные условия. К ним относятся: выдача лесорубочного билета (ордера, билета) с нарушением действующих правил рубок; осуществление порубок не на том участке или за его границами; осуществление порубок сверх установленного количества; осуществление рубки не тех пород деревьев, кустарников и лиан, которые указаны в лесорубочном билете (ордере) или не подлежат рубке; осуществление порубок не в указанные в лесорубочном билете (ордере) сроки рубки; осуществление порубки после решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда. Кроме того, незаконной признается рубка деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. (см. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения").
8. Под повреждением деревьев, кустарников, лиан до степени прекращения роста понимается причинение им такого вреда (любым способом), который препятствует их дальнейшему развитию и росту.
9. Понятие значительного размера незаконной порубки деревьев и кустарников определяется в примечании к ст. 260. Им признается ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий минимальный размер 10 тыс. руб.
10. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
11. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.
12. Часть 2 ст. 260 предусматривает повышенную ответственность за незаконную порубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены: а) группой лиц, б) неоднократно, в) лицом с использованием своего служебного положения, г) в крупном размере.
13. Крупный размер незаконной порубки конкретизирован в примечании к комментируемой статье. Им признается ущерб, превышающий 100 тыс. руб. Остальные квалифицирующие признаки понимаются так же, как и в других составах преступлений (т.е. с учетом положений ч. 2 ст. 35, ст. 16, примечания 1 к ст. 285 и примечания 1 к ст. 201 УК РФ).
14. В ч. 3 ст. 260 сконструирован состав преступления при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой.
15. Особо крупный размер рассматриваемого деяния (также конкретизированный в примечании к ст. 260) - это причинение им ущерба, превышающего 250 тыс. руб. Понятия совершения данного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой определяются (как и в других случаях) с учетом содержания ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.