Могут ли взять на госслужбу без армии. В таком случае, чтобы получить документ, подтверждающий невозможность прохождение военной службы, следует выполнить нижеуказанные действия

В мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить изменения в законодательство, направленные на повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву . Так, отслужившим в армии должны были быть предоставлены дополнительные льготы при поступлении в вузы, гранты на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах, а также преференции при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – госслужба). В целях реализации данного поручения был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ " "(далее – Закон), вступивший в силу с 1 января 2014 года. В нем определено, в частности, что граждане, прошедшие военную службу по призыву, имеют преимущественное право зачисления в вузы для получения второго высшего образования в области экономики и управления. Преференции же при поступлении на госслужбу, предусмотренные Законом, оказались выражены не в том, что при прочих равных условиях преимущественное право отдается отслужившим по призыву, а в том, что факт прохождения военной службы стал обязательным условием для занятия должности госслужащего (). Более того, граждане, которые уже состоят на госслужбе, должны освободить занимаемые должности, в том случае если не служили в армии без законных на то оснований.

Данное положение вызвало неоднозначную реакцию чиновников – вплоть до требования признать его неконституционным. Однако оно не было удовлетворено – в Постановлении КС РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П " "(далее – Постановление) разъясняется, почему.

Фабула дела

НАША СПРАВКА

Реквизиты решения: .

Требования заявителя (Парламент Чеченской Республики): Признать запрет на допуск к госслужбе граждан, не прошедших военную службу без законных на то оснований, противоречащим , так как он нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе.

Суд решил: Сам по себе данный запрет не противоречит Конституции РФ. Однако его бессрочный характер не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ. В связи с этим федеральному законодателю надлежит установить сроки действия этого запрета.

КС РФ по запросу заявителя проверил конституционность (далее – оспариваемое положение), расширяющего перечень связанных с госслужбой ограничений (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ " ", далее – закон о госслужбе). Согласно внесенному им изменению гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на госслужбе, в случае если призывная комиссия признала его не прошедшим военную службу без законных на то оснований.

Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает конституционные принципы равенства граждан (), соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод ( и ), ограничивает право на равный доступ к госслужбе (), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (). Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое положение необоснованно ухудшает положение лиц, поступивших на госслужбу до его вступления в законную силу.

Заявитель также подчеркнул, что в ряде случаев пройти службу по призыву невозможно в силу объективных причин. Он напомнил, что с начала 90-х годов и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а в настоящее время от этого региона призывается лишь небольшое количество молодых людей (в этом году планируется призвать около 500 человек). Получается, что многие граждане не проходят армейскую подготовку в силу не зависящих от них обстоятельств, а не потому что уклоняются от службы по призыву. Однако госслужащими они стать не могут.

Еще один спорный момент, на который указали члены Парламента Чеченской Республики в своем заявлении, – бессрочность запрета на допуск уклонистов к госслужбе. Они подчеркнули, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного (). Таким образом, даже в УК РФ, устанавливающем наказания за наиболее серьезные общественно опасные деяния, определены конкретные сроки действия такого запрета. Получается, что оспариваемая норма противоречит УК РФ и поэтому подлежит пересмотру.

Позиция суда

КС РФ уже неоднократно отмечал, что деятельность госслужащих осуществляется в публичных интересах, поэтому они наделены особым правовым статусом. Федеральный законодатель может устанавливать специальные правила поступления на госслужбу и ее прохождения, а также предъявлять к госслужащим и поступающим на службу лицам специальные требования, причем речь идет не только о деловых, но и о морально-нравственных качествах ( , ). Такие ограничения не ущемляют права граждан, в случае если являются формально определенными, четкими и не допускают расширительного толкования. Кроме того, они не должны иметь обратной силы ( , ).

Защита Отечества – конституционно закрепленная обязанность каждого гражданина России (), которая может быть реализована посредством несения военной службы, напомнил КС РФ. Основной формой последней является военная служба по призыву (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ " "; далее – закон о военной службе). Призыву, напомним, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности или призыва на военную службу. В некоторых случаях мужчинам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а кто-то призыву и вовсе не подлежит ().

КС РФ подчеркнул, что отношение гражданина к обязанности пройти военную службу характеризует его как способную или, напротив, неспособную к ответственному осуществлению публичной деятельности личность и поэтому может рассматриваться как особое репутационное требование, предъявляемое к лицам, которые претендуют на занятие должности госслужащего (). Доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии без законных на то оснований, снижает не только престиж военной службы, но и авторитет самой госслужбы. Запрет такого доступа не противоречит , поскольку преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, отметил Суд.

Заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносит призывная комиссия при зачислении его в запас (). Стоит отметить, что данное положение вступило в силу только с 1 января текущего года. Поэтому в отношении тех, кто не служил без законных на то оснований, но был зачислен в запас до 1 января 2014 года, такое заключение выноситься не может. Соответственно, не может распространяться на них и ограничение, установленное оспариваемым положением. В то же время уклонисты, которые поступили на госслужбу до указанной даты, но еще не достигли возраста 27 лет, должны будут оставить занимаемые ими должности. В противном случае они получали бы необоснованные преимущества при реализации права на равный доступ к госслужбе по сравнению с теми, кто только претендует на замещение должностей госслужбы, считает КС РФ ().

Важно отметить, что призывная комиссия может вынести заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований вне зависимости от того, привлекался ли он к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету () или уклонение от призыва на военную службу (). Более того, в законодательстве не закреплена обязанность призывной комиссии ни по установлению факта привлечения гражданина к такой ответственности, ни по оценке фактических обстоятельств, вследствие которых он не прошел военную службу.

Тем не менее, заключение призывной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном . Суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к ограничению права граждан на судебную защиту (см., например, ). Таким образом, причины, в силу которых гражданин не прошел военную службу, все же подлежат исследованию, следовательно установленный оспариваемым положением запрет сам по себе не противоречит , считает КС РФ.

МНЕНИЕ

Сергей Маврин, судья КС РФ:

"Мы истолковали Закон таким образом, что призывная комиссия, принимая соответствующее решение о том, имел человек законные основания, для того чтобы не служить, или не имел, не должна, по сути дела, ограничиваться тем перечнем оснований, которые на сегодняшний день существуют в законе [о военной службе. – Ред. ]. Если, скажем, на конкретной территории не проводился по каким-либо причинам призыв, как это было в Чеченской Республике, то значит было законное основание для того, чтобы человек не служил. И это обстоятельство, разумеется, не может быть ограничением ни для поступления на гражданскую службу, ни для освобождения от должности государственного служащего. В том случае, когда призывная комиссия не воспримет наши аргументы, у гражданина есть возможность обжаловать ее решение в суд. В силу самостоятельности судебной власти суд вправе откорректировать решение комиссии, не будучи связанным теми обстоятельствами, которые на сегодняшний день установлены как основания для освобождения от обязанности несения службы".

В то же время бессрочный характер запрета на допуск к госслужбе тех, кто не служил в армии, ставит их в худшее положение по сравнению с гражданами, для которых запрет на замещение определенных должностей является наказанием за совершение административного правонарушения или преступления, заключил Суд (). Он согласился с доводами заявителя о том, что бессрочность запрета на прохождение госслужбы уклонистами противоречит установленным в уголовном законодательстве срокам лишения права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности. Более того, лица, осужденные за уклонение от призыва, после снятия судимости снова могут претендовать на занятие должностей госслужбы в отличие от граждан, признанных не прошедшими службу без законных на то оснований. Таким образом, в этой части оспариваемое положение не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует , постановил КС РФ.

В связи с этим Суд поручил федеральному законодателю устранить существующее в настоящее время противоречие в нормативных положениях, касающихся ограничения доступа к госслужбе не отслуживших в армии граждан.

После провозглашения Постановления член Парламента Чеченской Республики Хамзат Дадаев сообщил, что полностью удовлетворен решением Суда по данному делу.

***
В заключение отметим, что в ходе рассмотрения дела в Суде представители Президента РФ и Генерального прокурора РФ подняли вопрос о закреплении в законодательстве возможности проверки каким-либо властным органом или должностным лицом решений о признании гражданина не служившим в армии без законных на то оснований. Можно предположить, что такая процедура будет более быстрой по сравнению с обжалованием такого решения в суде. Возможно, положения о такой досудебной проверке решений призывных комиссий будут обсуждаться при разработке рекомендованных КС РФ поправок. ГАРАНТ.РУ продолжит следить за развитием темы.

Конституционный суд РФ признал незаконным бессрочный запрет на госслужбу для граждан, не прошедших службу в армии. В законодательство должны быть внесены соответствующие изменения.

Поводом к проверке на соответствие Основному Закону РФ пункта 1 статьи 3 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" послужил запрос парламента Чеченской Республики. Из-за сложной геополитической обстановки в регионе местных юношей долгое время вообще не призывали в армию, а затем ввели весьма ограниченный набор. Но вступившая в силу с 1 января 2014 года норма закона не делает различий между "уклонистами" и теми, кто не служил по иным причинам. Представитель парламента Чечни Хамзат Дадаев, представлявший заявителя, сделал упор не на волеизъявление призывников, которые хотят или не хотят служить в армии, а на общей неконституционности подхода федерального законодателя к повышению престижа службы в армии. Он подчеркнул тот факт, что даже преступники после снятия или погашения судимости получают право занимать государственные должности, в то время как для не служивших в армии запрет фактически налагается пожизненно.

Статья 47 УК РФ предусматривает как дополнительную меру наказания запрет занимать определенные должности на срок до двадцати лет в особых случаях, - отметил Дадаев. - Однако в законе о государственной гражданской службе этот срок не определен, то есть запрет действует бессрочно.

Такое противоречие, по его мнению, влечет за собой нарушение целого ряда статей Конституции РФ, в том числе гарантированное ею равенство граждан перед законом и судом, а также принцип верховенства судебной власти. Как пояснил Дадаев, решение об уклонении от военной службы принимает призывная комиссия военного комиссариата, тем самым подменяя собой функции суда.

Представители Совета Федерации и Госдумы как сторон, принявших и подписавших оспариваемый акт, в свою очередь настаивали на том, что государство имеет право предъявлять особые репутационные требования к гражданам, желающим занимать государственные должности. Служба в армии в этом случае может рассматриваться как свидетельство определенных гражданских качеств и ответственное отношение к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества. В постановлении Конституционного суда РФ, по сути, оказались учтены позиции обеих сторон.

Как пояснил судья КС РФ Сергей Маврин, оспоренный пункт признан соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение устанавливает для лиц, не исполнивших возложенную на них конституционную обязанность, дисквалифицирующее препятствие к государственной службе, сопряженной с повышенными репутационными требованиями. В то же время бессрочный запрет, по решению КС РФ, нарушает конституционный принцип соразмерности наказания. Федеральному законодателю надлежит "устранить имеющее место рассогласование правовых предписаний и исключить возможность несоразмерного ограничения прав граждан".

Бессрочное ограничение на доступ к государственной службе тем, кто не проходил воинскую службу без законных оснований для отсрочки или освобождения от нее, не соответствует Основному закону России. Такое решение Конституционный суд РФ вынес 30 октября.

Дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" было принято к рассмотрению еще 23 сентября 2014 года. Поводом для рассмотрения дела стал запрос парламента Чеченской Республики, где до нынешнего осеннего призыва набора в российскую армию не было. Депутаты посчитали, что оспариваемое положение нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе, отменяет и умаляет права человека и гражданина. Позиция депутатов парламента Чеченской Республики почти совпала с позицией российских правозащитников. Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова прокомментировала Радио Свобода решение Конституционного суда:

– Я практически не сомневалась, что Конституционный суд примет такое решение, потому что наказание без суда, даже не за преступление, а за некоторое непонятное бездействие гражданина не может существовать в законе. Это – популистские "товарищи" из Комитета по обороне Госдумы, и люди, которые их поддерживают в администрации президента, они конституцию не читают, законов не знают, соблюдения прав человека придерживаться не пытаются, поэтому появляются такие законы. Я надеюсь, что все это "отмотают" обратно, и не будет никакого скандала потому, что сейчас, например, ребятам, которым исполнилось 27 лет, в военкоматах говорят: "Военный билет мы вам не выдадим, получите справку". Это – за пределами разумного. Я рада, что Конституционный суд проявил компетентность и профессиональность. Надо защищать права человека, в том числе право на труд и выбор места работы.

По мнению депутатов парламента Чеченской Республики, если бы КС не принял такое решение, то в республике мог бы наступить кадровый кризис. Дело в том, что здесь с 1990 года ни разу не проводился призыв. Эксперты объясняют это двумя причинами – сложной "военно-политической обстановкой" и особенностями местной молодежи, не желающей подчиняться армейской дисциплине.

– На грани дисквалификации оказались тысячи людей, хотя пока еще никто не уволен, заявил 23 сентября, в день внесения поправки в Конституционный суд, журналистам "Фонтанки" депутат парламента Чечни кандидат юридических наук Хамзат Дадаев. – На всю оставшуюся жизнь лишить человека возможности работать в органах государственной власти! Сейчас говорить о том, что это не наказание, было бы неправильно.

С 1 октября в российскую армию начали призывать юношей Чеченской Республики. До конца года, как заявил президент Рамзан Кадыров , будет призвано 500 человек, а в последующие призывы численность призывников из этой республики будет возрастать.

Валентина Мельникова считает это неправильным:

– Сейчас хотят направить на срочную службу из Чечни в армию "детей войны", которые родились и выросли под звуки бомбежек, в голод, в холод. То, что люди в военной форме – их враги, заложено в сознание этих юношей с рождения. Пока это поколение не пройдет призывной возраст, не станет старше, никого из Чечни призывать в российскую армию нельзя. Это – обычный человеческий опыт, который был всегда. Хотите, чтобы они проходили военную службу, и сами они хотят –прекрасно: они имеют право проходить ее по контракту. А там тщательно отбирают. Если у призывника нет внутренних предубеждений, если он готов носить форму, присягать России, он может служить по контракту. А призыв – история массовая. Никто ни к кому не присматривается, никто ни с кем не считается. Зачем копить конфликты? Тяжелые конфликты, может, даже, трагические…

После принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", в котором и было определено ограничение доступа к государственной службе для тех, кто не служил в армии, правозащитная организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга" опубликовала свои замечания с резкой критикой этого ограничения.

Представитель "Солдатских матерей Санкт-Петербурга" Александр Передрук перечислил те юридические особенности закона, с которыми правозащитники были не согласны:

– Надо сказать, что в самом названии этого федерального закона есть слова "реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву". У меня же складывается впечатление, что этот закон, наоборот, закрепляет запретительные функции государства, мол, "непривлекательно – не служить в армии, а если служить не будешь, то введем против тебя различные запреты". Сами ограничения на занятие должности на государственной службе не носят временных рамок. На всю жизнь, что ли, получается? Это – проблема. Сложно понять, кто принимает решение о введении такого ограничения. Призывная комиссия? То есть она наделяется квазисудебными функциями по установлению объективной стороны деяния, которое в УК РФ квалифицируется как преступление. С какой стати? Кроме того, если человек уклонялся незаконно от военной службы, то его действия подпадают по статью 328 УК РФ "Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы". В случае, если на него распространяется действие еще и этого ограничительного закона, получается, что нарушается принцип запрещения двойного наказания. Еще вопрос: а кого признавать не служившим в армии, не имеющим на то законных оснований? Если, например, призывная комиссия в течение нескольких лет отказывала призывнику в праве проходить военную службу по надуманному основанию, призывник несколько лет судился с призывной комиссией, таких случаев достаточно, но так в армию и не попал, он что – не может служить на государственной службе? И таких вопросов – множество. Получается, что цель этого ограничительного закона – наказать человека за то, что он не был призван в армию, причем, не разбираясь в том, по каким причинам это произошло. Так что мы приветствуем решение Конституционного суда.

В решении Конституционного суда от 30 октября, в частности, закреплено: "Неявка по повесткам военкомата является административным правонарушением, а уклонение от военной службы – уголовным преступлением. Между тем, согласно оспариваемому положению, не отслужившим без уважительной причины может быть признан и тот гражданин, который не привлекался к ответственности за подобные деяния. Кроме того, закон не обязывает призывную комиссию принимать во внимание причины, по которым молодой человек не исполнил воинский долг. Тем самым, не предусмотрена ситуация, когда непрохождение военной службы обусловлено объективными обстоятельствами (в частности, если на соответствующей территории призыв не проводился). Согласно постановлению Конституционного суда, отныне призывная комиссия обязана всесторонне изучать вопрос и принимать во внимание весь комплекс причин, в силу которых гражданин не смог исполнить свой воинский долг. Ее решение может быть обжаловано в судебном порядке, при этом суд также обязан учесть все обстоятельства дела".

Берут ли на госслужбу без службы в армии? Этим вопросом задаются многие потенциальные призывники. Не так давно президентом РФ был подписан приказ, который сделал срочную службу более привлекательной для молодых людей. Теперь армия стала еще более манящей для молодежи! Сегодня солдаты, отдав Родине свой законный долг, будут иметь особые привилегии при поступлении в Высшие Учебные заведения. Кроме этого, за ними будет сохраняться право претендовать на пост в государственных органах самоуправления.

Уклонистов ждет участь совершенно противоположная: государственные должности для них будут закрыты насовсем. Уклонистами считаются граждане, которым удалось избежать призыва к военной обязанности без законных на то оснований. На получение военного билета они также могут не рассчитывать. Уклонение от призыва чревато вручением соответствующей «справки уклониста».

Данный законопроект был одобрен большинством представителей законодательной власти и вступил в юридическую силу с 1 января 2014 года.

Как сотрудники военкомата будут вычислять уклонистов

Вместе с упомянутым ранее законопроектом был принят ряд поправок в положении «О воинской обязанности». В документе появился новый раздел, в котором детальным образом оговорен алгоритм действий сотрудников военных комиссариатов, направленных на выявление уклонистов. В возрасте 27 лет каждый гражданин, который не проходил службу в вооруженных силах по призыву в силу определенных обстоятельств, должен обратиться в военкомат по месту постоянной регистрации для получения военного билета. Как известно, без этого документа весьма проблематично найти достойную работу по официальному трудовому договору, а в некоторых регионах и вовсе невозможно. Поэтому военник для молодого человека жизненно необходим.

Члены военной комиссии будут детально изучать биографию обратившегося молодого человека. Особое внимание при этом будет уделяться обстоятельствам, которые послужили причиной для игнорирования военной службы по призыву. К законным основаниям относятся следующие:

  • состояние здоровья, препятствующее исполнению воинского долга;
  • обучение в институте и аспирантуре вплоть до 27 лет;
  • если молодой человек имеет докторскую или кандидатскую степень.

Помимо этого, уклонистами на официальном уровне не считаются граждане, которые без уважительной причины получили военный билет в 27 лет до 01.01.2014.

Остальные будут подозреваться в уклонении от воинской обязанности и для них государственная служба будет заказана в соответствии с новым постановлением.

Важно! Решение военной комиссии можно обжаловать в конституционном суде. Такой сценарий развития событий будет иметь смысл, если в течение призывного возраста призывник не состоял на учете ни в каком военкомате и не получал повесток. Данное обстоятельство не может служить полноценным оправданием, однако оно дает право молодому человеку защитить свои права и отстоять свое честное имя. Шансы на успешный исход существенно возрастут, если удастся доказать личную непричастность к этой бюрократической ошибке.

Мнение конституционного суда

Новое законопроект и поправки в положение «О воинской обязанности» включают в себя важное противоречие действующим конституционным нормам, из-за чего конституционный суд настаивает на необходимости корректировки данного закона. Некоторые представители парламента утверждают, что закон носит антиконституционный характер, поскольку в нем нарушается ряд статей:

  • Пожизненный запрет на возможность замещения государственной должности уклонистам по факту может трактоваться как дискриминация отдельной социальной группы.
  • Дисквалификация, в соответствии с действующими правовыми нормами, является временной мерой наказания нарушения действующего законодательства. Исходя из этого, она не может быть применена на пожизненный срок (такая мера наказания в виде запрета на возможность замещения государственной должности на временный период может быть назначена только в результате судебного решения и применяется только в отношении судимых граждан).

Принимая во внимание эти обстоятельства напрашивается вывод, что по сравнению с уголовными преступниками и административными правонарушителями уклонисты находятся еще в более плохом положении, поскольку для первых запрет на поступление на государственную службу является временным, а для вторых — пожизненным. Многим это кажется несправедливо, поэтому не исключено, что в новый законопроект будут внесены соответствующие коррективы, однако точная дата этого процесса неизвестна.

На что рассчитывать уклонистам

В конечном счете конституционный суд поддержал идею о наложении запрета на возможность замещения государственных должностей уклонистам, но из-за не состыковки с конституционными нормами был вынужден отклонить данный законопроект. Представители конституционного суда призывают власти смягчить меру наказания для уклонистов, после чего данный закон будет беспрепятственно принят и вступит в конституционную силу. На сегодняшний день поправки признаны не действительными.

Исходя из всего выше изложенного можно сделать вывод, что уклонист может претендовать на государственный пост, и госслужба без службы в армии возможна! Если в подаче заявления на вакантное место ему будет отказано из-за наличия справки уклониста, а не военного билета, то он сможет подать исковое заявление в суд, который примет его сторону из-за отсутствия законных оснований, препятствующих поступлению на государственную службу.

Ключевым фактором для успешного исхода является правильно составленное исковое заявление в соответствующие инстанции. Для этого рекомендуется воспользоваться услугами высоко квалифицированного адвоката. Также можно заблаговременно позаботиться о том, чтобы юрист представлял интересы гражданина на заседании суда.

Правообладатель иллюстрации Anton vergun/tass Image caption Служить в армию признаннных уклонистами чиновников не отправят

Российским чиновникам, уклонившимся от обязательной службы в армии, запретят занимать государственные посты в течение десяти лет, говорится в поправках к закону о воинской обязанности, подписанных Владимиром Путиным.

В случае если военкомат, проверив того или иного чиновника, выяснит, что тот без законных на то причин не прошел военную службу по призыву, начальник организации, где работает уклонист, должен будет его уволить, говорится теперь в законе.

Кого считать уклонистом?

Подписанный Путиным документ вводит дополнительные пункты в несколько статей федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", который регулирует воинский учет, призыв на военную службу и другие аспекты взаимоотношений граждан России с обязательной службой в армии.

Уклонистом в соответствии с нынешним законом считается любой мужчина, не прошедший службу в армии либо альтернативную службу до достижения 27 лет без законных на то причин.

Законными причинами освобождения считаются, в частности, случаи, когда человек признан негодным или ограниченно годным к прохождению службы. Также от службы освобождаются люди с ученой степенью и родственники военнослужащих, погибших при исполнении обязанности.

Кто и как будет проверять чиновников?

Первый пункт поправок в закон возлагает ответственность за проверку чиновников на военкоматы. В ближайшее время в государственные и муниципальные ведомств из военкоматов начнут приходить повестки с требованием проверить сотрудников, которых военные считают уклонившимися от военной службы.

При получении такой повестки глава ведомства теперь обязан уведомить военкомат об увольнении сотрудника с должности либо предоставить военным информацию о том, на каком основании сотрудник не служил, в том числе дату и номер заседания призывной комиссии, на котором призывник был освобожден от службы.

Если таких доказательств ведомство предоставить не может и чиновник признается уклонистом на специальном заседании комиссии военкомата, то он теряет работу и право занимать государственные посты в течение следующих 10 лет.

При этом чиновникам, рискующим потерять работу, разрешено присутствовать на заседаниях комиссий и на основе имеющихся у них официальных документов доказывать, что уклонистами они не являются. Также уже признанный уклонистом чиновник может подать жалобу на решение комиссии.

Подписанные Путиным поправки полностью доступны на портале правовой информации .

Со второй попытки

Правообладатель иллюстрации Anna isakova\tass Image caption Среди авторов законопроекта указан сенатор Франц Клинцевич

Изначально законопроект был внесен в Госдуму в 2015 году. Среди его инициаторов помимо прочих указаны сенатор Франц Клинцевич, в 2015-м работавший заместителем председателя думского комитета по обороне, нынешний председатель комитета Виктор Заварзин, заместитель председателя комитета Андрей Красов.

Похожие поправки в закон о воинской обязанности уже пытались внести в 2014 году. Тогда они вводили пожизненный запрет на госслужбу для чиновников-уклонистов. Поправки были приняты, но затем отменены решением Конституционного суда после того, как на нее пожаловались члены чеченского парламента.

В 2016 году в комитете Думы по обороне отчитались о сокращениии числа уклонившихся от службы в армии россиян. Андрей Красов в беседе с агентством ТАСС тогда заявил, что их количество сократилось с 235 тысяч до 104 тысяч человек за 2014-2015 годы.