Идентификационный код установленного законом субъекта российской федерации вида предпринимательской деятельности патент. Бухучет инфо

Нужен Идентификационный код установленного законом субъекта в заявлении на патент Вид деят-ти:Услуги по прокату,За исключением проката велосипедов водных, водных лыж, лодок, катеров, водных скутеров,Р Крым.Выяснила только 40 91 ___, а последние две цифры в классиф. КВПДП для Крыма не вижу.Стоимость патента зависит от физ показателя-численности. В Листе сведения о виде деят. мне указывать сред числ в целом по ИП или только занятую в этом виде деят-ти?Если в целом по ИП, то завысится ст-ть патента?Т.к всего по ИП -15 чел, а в этом виде 1 наем. работник+сам ИП.

Последние две – 02, так как прокат делится в Законе на две составляющие 01-прокат велосипедов водных, водных лыж, лодок, катеров, водных скутеров, 02- прочий прокат.

В заявлении указывается средняя численность наемного персонала, ИП не является наемным работником по отношению к себе как к работодателю, соответственно, указывается 15.

Обоснование

ПРИКАЗ ФНС РОССИИ ОТ 15.01.2013 № ММВ-7-3/9@

«
2.1. Структура идентификационного блока

Идентификационный блок Классификатора построен с использованием фасетной системы классификации и порядковой системы кодирования. Основным признаком классификации является вид предпринимательской деятельности соответствующий номеру подпункта пункта 2 статьи 346.3 Налогового кодекса .Кодовое обозначение включает три фасеты (код вида предпринимательской деятельности, код субъекта Российской Федерации, порядковый номер (код) вида предпринимательской деятельности, установленных законом субъекта Российской Федерации путем дифференциации того вида деятельности, код которого указывается в первом фасете), состоит из шести десятичных знаков и имеет следующую структуру:

При кодировании:- код вида предпринимательской деятельности присваивается в соответствии с номером подпункта , предусматривающему вид предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения (коды 01, 02, 03,…, 47, 99). Код "99" указывается в случае, если вид предпринимательской деятельности относится к бытовым услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению 002-93 , утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163 (далее - ОКУН), и не указан в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса . Перечень кодов предпринимательской деятельности в соответствии с номером подпункта пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации приведён в разделе 5 описания классификатора;- код субъекта Российской Федерации присваивается в соответствии с Ведомственным справочником ФНС России "Субъекты Российской Федерации" (ССРФ), утвержденным приказом МНС России от 25.03.2002 № БГ-3-13/149; - порядковый номер (код) вида деятельности присваивается в соответствии с порядком следования видов предпринимательской деятельности, установленных законом субъекта Российской Федерации путем дифференциации того вида деятельности, код которого указывается первыми двумя цифрами. Указанные виды деятельности нумеруются по порядку, начиная с 01, 02, 03…99.»

В соответствие с п. 2 ст. 346.26 НК РФ, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности.

Виды бизнеса, подпадающие под ЕНВД, определяют региональные (местные) власти. Но не произвольно, а выбирая из перечня, приведенного в п. 2 ст. 346.26 гл. 26.3 НК РФ:

– оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

– оказания ветеринарных услуг;

– оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

– оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

– оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

– розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

– оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

– оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

– распространения и (или) размещения наружной рекламы;

– оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 кв. м;

– оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей. Во-вторых, подверглись корректировке уже существующие виды предпринимательской деятельности, что можно проследить при сравнении граф следующей таблицы.

Региональные (местные) власти могут облагать единым налогом все перечисленные виды бизнеса либо только некоторые из них.

Региональные (местные) власти не вправе облагать единым налогом виды бизнеса, которых нет в ст. 346.26 НК РФ.

Если вы осуществляете деятельность, которая в вашем регионе облагается ЕНВД, вы обязаны перейти на уплату этого налога.

Если региональный закон о введении ЕНВД нарушает Налоговый кодекс, вы можете не платить налог. Но помните, что признание одного документа противоречащим другому – прерогатива суда (подробнее читайте раздел «Налоговое законодательство» – > подраздел «Чем руководствоваться при уплате налогов» – > пункт «Противоречия между документами о налогах»).

Поэтому налоговая инспекция наверняка будет требовать от вас уплаты ЕНВД, даже если противоречие очевидно. Тогда свою правоту вам придется доказывать в суде.

Остановимся подробнее на каждом из видов деятельности.

2.1. Бытовые услуги

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 18.06.2005 N 63-ФЗ), к бытовым услугам относятся следующие платные услуги, оказываемые физическим лицам:

ремонт, окраска и пошив обуви;

ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий;

изготовление и ремонт мебели;

химическая чистка и крашение, услуги прачечных;

ремонт и строительство жилья и других построек;

техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования;

услуги фотоателье и фото-, кинолабораторий, транспортно-экспедиторские услуги;

услуги бань и душевых, парикмахерских. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут «переводиться» не все бытовые услуги, а по решению органов власти муниципальных образований* группы, подгруппы, виды и (или) отдельные бытовые услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (далее – ОКУН). Иными словами, какие-то из бытовых услуг могут остаться непереведенными на ЕНВД.

Отдельно хочется обратить внимание на изменение, внесенное в ст. 346.27 НК РФ, касающееся видов деятельности, использующих в качестве физического показателя при исчислении ЕНВД «количество работников». В настоящее время под ним понимается среднесписочная (средняя) численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Заметим, что такое толкование численности работников противоречит нормам трудового законодательства (согласно статье 15 ТК РФ работник – сторона исключительно трудового договора, в то время как стороной гражданско– правового договора является подрядчик или исполнитель), а также порядку расчета данного показателя для целей статистического наблюдения (постановление ФСГС от 18.10.2004 № 49).

Для предпринимательской деятельности в виде оказания бытовых услуг используются следующие показатели: физические показатели – количество работников, включая индивидуального предпринимателя; базовая доходность – 7500 руб. в месяц.

2.2. Перевозка пассажиров и грузов

Определение такого вида деятельности как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов является одним из видов деятельности, подпадающих под ЕНВД. Сейчас к уплате ЕНВД привлекаются лица, имеющие на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (то есть происходит смещение акцента с факта эксплуатации транспортных средств на факт владения). Однако одного лишь факта наличия транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров и грузов, недостаточно для возникновения обязанности по уплате налога. В соответствии с п. 1 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками ЕНВД являются лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, переводимую на ЕНВД. При отсутствии факта осуществления предпринимательской деятельности, обязанность по уплате ЕНВД возникнуть не может.

Другой немаловажный вопрос – что понимает законодатель под словами «...предназначенных для оказания таких услуг...»? Сомнение сводится к установлению объективного (предназначен – в принципе) или субъективного (предназначен у этого владельца) предназначения для перевозки пассажиров и грузов. Представляется правильным именно второй вариант, поскольку для целей ЕНВД важен факт реального использования транспортного средства для извлечения прибыли, а не заложенная потенциальная возможность. Естественно, неизбежно перед налогоплательщиками возникнет проблема доказывания «предназначения», которая может быть решена путем соответствующего документального оформления приобретения и передачи в эксплуатацию транспортного средства.

Рассчитывать ЕНВД по пассажирским перевозкам в 2008 году надо будет исходя из физического показателя «посадочное место». Минфин в своем письме от 14 августа 2007 г. № 03-11-02/230 разъяснил, что считать места для сидения следует на основании данных технического паспорта завода-изготовителя. При этом учитывать места для водителя и кондуктора не нужно.

2.3.Розничная торговля

Розничная торговля, для целей ЕНВД, подразделяется на розничную торговлю через объекты стационарной и нестационарной торговли, как самостоятельные виды деятельности, что предоставляет муниципальным образованиям большую свободу в отношении установления ЕНВД.

На уплату ЕНВД переводится только розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговли с площадью торгового зала не более 150 м2.

Реализация продукции собственного производства не относится к розничной торговле, и поэтому не подпадает под ЕНВД.

В настоящее время в части регулирования механизма исчисления ЕНВД используется гражданско-правовое понятие «Розничной торговли» (§2 гл. 30 ГК РФ).

Пункт 1 ст. 492 ГК РФ указывает, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Неотъемлемой частью договора розничной купли-продажи является его публичность – обязанность продавца заключить договор с любым обратившимся к нему лицом на заявленных продавцом условиях (п. 2 ст. 492 ГК РФ). По общему правилу (ст. 493 ГК РФ) договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Однако даже отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий, что говорит о том, что отсутствие указанных выше документов не лишает заключенный сторонами договор юридической силы. Более того, хочется обратить внимание на положения ст. 455 ГК РФ, указывающей на то, что договор купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение о наименовании и количестве товара (в любой форме и выраженное любым способом).

Под розничной торговлей понимается продажа товаров, которые не предполагаются к использованию в предпринимательской деятельности. Вследствие этого, можно сделать вывод, что к розничной торговле можно отнести продажу товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Вместе с тем, решение вопроса о квалификации договора при его заключении с организацией или индивидуальным предпринимателем становится более сложным. Если исходить из факта дальнейшего использования приобретенных товаров, то возникнет ситуация, когда квалификация договора будет зависеть от дальнейших действий покупателя. Поскольку такое субъективное обстоятельство не может быть положено в основу квалификации договора, ВАС РФ в п. 5 Постановления Пленума от 22 октября 1997 г. № 18 указал на то, что даже если организация (индивидуальный предприниматель) приобрела товар у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, то взаимоотношения сторон в любом случае регулируются нормами ГК РФ о розничной купле-продаже. Таким образом, по мнению ВАС РФ, решающее значение при квалификации договора в качестве договора розничной купли-продажи является воля продавца – он продает товар не для предпринимательских целей; а то, что с ним происходит в дальнейшем, уже не может изменить природы заключенного и исполненного сторонами договора. Заключение договора в этом случае оформляется путем выдачи кассового и (или) товарного чека.

Таким образом, основным квалифицирующим признаком при установлении обязанности по уплате ЕНВД при осуществлении торговли является наличие в действиях сторон признаков договора розничной купли-продажи, а не способ расчета как ранее.

Новое легальное определение розничной торговли снимает все вопросы по поводу возможности перевода на ЕНВД оптовой торговли (она не может быть на ЕНВД), розничной продажи товаров в кредит или путем осуществления смешанных расчетов (эти виды подлежит переводу на ЕНВД).

Необходимо отметить, что новое определение розничной торговли не содержит упоминания об услугах, оказываемых покупателям при исполнении договора купли-продажи. При системном толковании положений ГК РФ и ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (утв. постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст, п. 4) под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Исходя из смысла данных документов, можно сделать вывод, что материальные и иные расходы, которые возникают в ходе исполнения продавцом своих обязательств по договору, не могут рассматриваться как самостоятельный вид деятельности, поскольку включены в единый предмет договора купли-продажи.

В новой редакции ст. 346.27 НК РФ законодатель сделал некоторые уточняющие правки, позволяющие более точно определить для целей ЕНВД некоторые из объектов торговли. Бесспорной заслугой новых определений является четкое разграничение объектов торговли, имеющих и не имеющих торговых залов. Отнесение того или иного объекта к стационарной или нестационарной торговой сети снимает споры об определении в отношении них показателя базовой доходности – площадь торгового зала или торговое место. Если объект относится к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, то не имеют смысла и поиски таковых (не секрет, что, по мнению налоговых органов, указание в договоре аренды площади арендуемого имущества является основанием для обязанности по уплате ЕНВД не с торгового места, а с площади предмета аренды).

Под «площадью торгового зала» понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно– кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площадь подсобных, административно– бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, перечень которых также определяется ст. 346.27 НК РФ. Однако практика отчетливо показала, что упомянутых в ст. 346.27 НК РФ документов недостаточно для определения размера площадей, используемых для осуществления розничной торговли. Договором аренды может быть предусмотрено, что предметом таковой является помещение общей площадью 140 м2, однако в качестве торгового используется лишь часть полученных по договору площадей. Для восполнения данного пробела налогоплательщику необходимо оформить внутренние документы (приказ, распоряжение и т.п.), определяющие порядок использования соответствующих площадей. Если данные документы отражают фактическое использование площадей, то такие документы должны учитываться при исчислении ЕНВД (Постановление ФАС СЗО от 21 марта 2003 г. № А05-9999/02-479/10).

С 1 января 2008 г. в абз. 30 ст. 346.27 НК РФ прописано определение торгового места. Торговое место – это место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.

2.4. Услуги общественного питания

В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса РФ, по решению региональных властей на уплату ЕНВД может быть переведена такая деятельность, как «оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв.м.»

То есть должны выполняться три условия:

1. деятельность является услугой общепита;

2. у фирмы есть зал обслуживания посетителей

3. площадь зала не превышает 150 кв. м.

К услугам общественного питания относятся:

1. питание в ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и предприятиях других типов, по ОКУН – коды группы 122100;

2. организация досуга (музыкальное сопровождение, концерты, программы варьете и демонстрация видео, предоставление прессы и настольных игр) – коды группы 122500.

Статьей 346.27 НК РФ установлено, что услуги общественного питания – это услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

Объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, – объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов относятся киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания.

В связи с принятием Федерального закона от 12.10.2005 N 129-ФЗ в случае, если представительные органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 г. не приняли нормативный правовой акт о введении ЕНВД, до 1 января 2007 г. применяются положения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок введения в действие системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный налог, и значения коэффициента К2.

На уплату ЕНВД должны перейти независимо от своего желания организации и предприниматели, оказывающие услуги общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.

При оказании услуг общественного питания через объекты общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, установлен физический показатель «количество работников, включая индивидуальных предпринимателей» с базовой доходностью 4500 руб.

Соответственно к услугам общественного питания применительно к оказанию их через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, можно отнести:

– изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий, в том числе по заказам потребителей;

– реализацию кулинарной продукции вне предприятия;

– комплектацию наборов кулинарной продукции в дорогу, в том числе туристам для самостоятельного приготовления кулинарной продукции;

– доставку кулинарной продукции, кондитерских изделий и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;

– доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам и обслуживание потребителей в пути следования пассажирского транспорта (в том числе в купе, каюте);

– доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам и обслуживание в номерах гостиниц;

Остановимся на проблеме перевода на уплату ЕНВД предприятий общественного питания, расположенных на территории конкретных организаций и обслуживающих только сотрудников данных организаций за символическую плату. Как уже отмечалось выше, налогоплательщиками ЕНВД (п. 1 ст. 346.28 НК РФ) являются лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, переводимую на ЕНВД, то есть при отсутствии факта осуществления предпринимательской деятельности обязанность по уплате ЕНВД возникнуть не может.

В соответствии с пунктом 16 Правил оказания услуг общественного питания (утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036) отличительным признаком услуг общественного питания является их публичность: услуги должны быть оказаны любому потребителю, обратившемуся на предприятие общественного питания.

Таким образом, если создаваемое предприятие общественного питания не имеет своей целью извлечение прибыли и обслуживает ограниченный круг посетителей (сотрудников конкретной организации), то данное предприятие общественного питания не будет являться плательщиком ЕНВД.

С 1 января 2008 г. изменений, внесенных Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» коснулись и вида деятельности «Общественное питание».

С 1 января 2008 г. к услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 181 Кодекса"". Точнее к услугам общественного питания не относится производство и последующая реализация спирта питьевого, водки, ликеро-водочных изделий, коньяка, вина и иной пищевой продукции с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента (за исключением виноматериалов), а также пива.

С 1 января 2008 г. в случае если организация изготавливает перечисленные в п. 3 – 4 ст. 181 НК РФ подакцизные товары и реализует в дальнейшем данные товары через объект общественного питания, то такая деятельность не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и должна облагаться в рамках общего режима налогообложения (Письмо Минфина РФ от 03.07.2007г. № 03-11-01/3/246).

Если же организация реализует через объект общественного питания готовые, то есть приобретенные для последующей реализации перечисленные в п. 3 – 4 ст. 181 НК РФ подакцизные товары, то такая деятельность может быть отнесена к услугам общественного питания и, соответственно, переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 101-ФЗ, с 1 января 2006 года из состава видов деятельности, переводимых на уплату ЕНВД, исключена рекламная деятельность с использованием световых табло, при этом законодатель добавляет в список потенциально возможных к переводу на ЕНВД «деятельность по распространению и (или) размещению рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах– роспусках, речных судах».

Введение данного вида деятельности стало достаточно логичным, поскольку в настоящий момент распространение рекламы таким способом стало довольно распространенным, однако для налогового администрирования данный вид деятельности еще более сложен (по сравнению со стационарной рекламой) как раз именно в силу своей мобильности.

2.6. Гостиничные услуги и сдача в аренду торговых мест

Последними изменениями, внесенным Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 года № 101-ФЗ «О внесении изменений в гл. 26.2 и 26.3 части второй НК РФ в гл. 26.2 и 26.3 и некоторые законодательный акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в п. 2 ст. 346.26 НК РФ является включение в список видов деятельности, подлежащих переводу на уплату ЕНВД, услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров, а также услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей (письмо Минфина России от 28.10.2005 № 03-11-04/3/123.).

С 1 января 2008» внесены некоторые изменения, которые коснулись деятельности в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию. Так, вместо довольно некорректного термина «площадь спального помещения» в подп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ будет значиться площадь помещений для временного размещения и проживания. Причем из этой площади следует исключать размер помещений общего пользования (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, помещений ресторанов, баров, столовых и т. п.). Также при определении площади помещений для временного размещения и проживания объектов гостиничного типа не учитывается площадь административно-хозяйственных помещений.

С 1 января 2008 г. в случае если организация или индивидуальный предприниматель передает в доверительное управление имущество, используемое для осуществления одного из видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, то в отношении такой предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках договора доверительного управления имущества, организация или индивидуальный предприниматель не признаются налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (письмо Минфина РФ от 04.07.2007г. № 03-11-04/2/250).

2.7. Деятельность в рамках простого товарищества

Министерство финансов РФ письмом от 15 марта 2006 г. N 03-11-02/62 дал подробные разъяснения в отношении видов предпринимательской деятельности, в случае осуществления их деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность, облагаемую данным налогом.

При этом согласно пункту 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Учитывая, что простое товарищество представляет собой объединение лиц для участия в совместной деятельности, которое не приводит к образованию юридического лица, оно не может являться самостоятельным налогоплательщиком единого налога на вмененный доход на основании пункта 1 статьи 346.28 Кодекса.

Поэтому, учитывая вышеизложенное, осуществляемая в рамках простого товарищества предпринимательская деятельность не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход и облагается налогами в общеустановленном порядке.

Участникам простого товарищества следует учитывать прибыль, полученную от совместной деятельности, согласно правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса.

2.8. Ремонт автотранспортных средств

С 1 января 2008 года, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ ""О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской», из услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, облагаемых ЕНВД, исключаются гарантийный ремонт и обслуживание.

С одной стороны, согласно действующей редакции абзаца 9 статьи 346.27 НК РФ к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. По коду ОКУН 017619 указано «Гарантийное обслуживание и ремонт». То есть в 2007 году гарантийный ремонт и обслуживание транспортных средств могут быть переведены на уплату ЕНВД.

С другой стороны, точка зрения контролирующих органов противоречива. Сначала Минфин России утверждал, что предпринимательская деятельность по гарантийному обслуживанию и ремонту автотранспортных средств также является «вмененной». Однако в недавнем письме от 19.02.2007 № 03-11-04/3/49 финансовое ведомство поставило необходимость уплаты ЕНВД в зависимость от того, кто гарантийный ремонт оплачивает. Так, если его полностью оплачивает производитель, подобная услуга ЕНВД не облагается. Если же за гарантийный ремонт рассчитывается потребитель (организация-производитель не возмещает его стоимость), то такая деятельность переводится на уплату ЕНВД. Свои последние выводы сотрудники Минфина России основывают на том, что если услуги оплачивает производитель, то они являются бесплатными для потребителя.

Как видим, вопрос действительно неоднозначный. Так что благодарим законодателей, которые четко прописали в НК РФ: с нового года гарантийный ремонт и обслуживание автотранспортных средств ЕНВД не облагаются. Хотя, конечно, в связи с подобными поправками для большинства автосервисов особо актуальной станет проблема совмещения ЕНВД с другим режимом налогообложения (письмо Минфина России от 29.11.2006 № 03-11-04/3/513).

С 2013 года предприниматели могут использовать новый спецрежим - патентную систему налогообложения (ПСН). Для применения этого режима необходимо подать заявление с указанием для выбранного патента идентификационного кода вида предпринимательской деятельности. Заявление подается по установленной форме 26.5-1.

Применение ПСН

Применять ПСН могут только индивидуальные предприниматели. Требования для применения патентной системы установлены в гл. 26.5 НК РФ , и по сути их только два - лимит доходов (60 млн руб. в год) и не более 15 наемных работников. Условие - применять можно, если в классификатор видов предпринимательской деятельности субъектом введен этот вид деятельности. При этом действует патент только для указанной в патенте территории муниципального образования, за исключением патентов на разные виды перевозки и торговлю, развозную и разносную. Патент можно приобрести не на весь год, а на несколько месяцев. Но прежде всего необходимо проверить, есть ли код вида предпринимательской деятельности для патента в 2017 году.

ПСН удобна тем, что декларации сдавать не надо, сумма налога не зависит от фактического дохода и известна сразу, более того, рассчитывается в налоговом органе и указана в патенте со сроками уплаты. Есть и минусы - платить надо практически авансом, страховые взносы вычесть нельзя. Поэтому все эти минусы предпринимателю надо взвесить.

Классификатор видов предпринимательской деятельности по патенту 2017

Для того чтобы определить, можно ли применить ПСН к деятельности, которую ведет предприниматель, необходимо обратиться к "Классификатору видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения (КВПДП)", утв. Приказом ФНС России от 15.01.2013 N ММВ-7-3/9@ .

В этом документе указаны те виды деятельности, которые можно вести на патенте с указанием кодов и ссылки на соответствующую норму закона субъекта, в которой указан этот вид деятельности. Для применения ПСН необходимо указать код вида объекта в заявлении на патент. Код состоит из шести цифр, сгруппированных в три группы:

  • первые группа цифр - код вида деятельности согласно п. 2 ст. 346.43 НК РФ ;
  • следующие - код субъекта РФ;
  • последняя часть отражает номер, который присвоен законом субъекта этому виду предпринимательской деятельности. Если деятельность дифференцирована, то присваивается несколько номеров; если нет, то указывается 01.

В 2017 году КВДП значительно изменился — субъектам предоставлено право детализировать виды деятельности, указанные в п. 2 ст. 346.43 НК РФ , с целью установления потенциально возможного дохода, это разъяснено и в Письме Минфина РФ от 03.11.2016 N 03-11-10/64499 .

И субъекты пользуются такой возможностью, в связи с чем вносятся изменения в классификатор видов предпринимательской деятельности по патенту 2017, например, деятельность по сдаче в аренду помещений в Московской области разделена на сдачу жилых помещений (код 195001) и нежилых, причем в этот вид вошли и земельные участки (код 195002).

Таким образом, коды 19 50 01 и 19 50 02 расшифровываются:

19 - код деятельности по сдаче в аренду жилых и нежилых помещений;

50 - код Московской области;

01 и 02 - порядковые номера, соответственно п. 74 и п. 75 таблицы в законе Московской области.

Кроме того, субъекты вправе установить дополнительные виды деятельности (п. 8 ст. 346.43 НК РФ), если по ОКУН они относятся к бытовым услугам (Письмо Минфина РФ от 01.09.2016 N 03-11-10/51238). В этом случае код начинается с 99.

Кроме того, могут быть установлены налоговые каникулы, то есть ставка будет равна 0%, но каникулы устанавливаются только для определенных видов деятельности региональными властями, поэтому необходимо проверять.

И при выборе ПСН учесть все моменты, которые могут повлиять на общую сумму уплачиваемых налогов и взносов.

Отдельные виды деятельности ИП могут быть переведены на патентную систему налогообложения . Самый большой плюс такого спецрежима заключается в фиксированной сумме налога и отсутствии какой-либо отчетности. То есть предприниматель просто оплачивает государству положенную сумму за право заниматься определенной деятельностью в конкретном регионе страны, и работает в данном направлении в течение заявленного срока.

Разумеется, те области бизнеса, по которым можно приобрести патент, строго регламентированы как Налоговым кодексом, так и региональным законодательством. Дополнительно данные направления идентифицируются с помощью классификатора видов предпринимательской деятельности.

КВПДП - 2017

Классификатор кодов по видам предпринимательской деятельности , используемых в связи с применением патентной системы налогообложения, утвержден приказом ФНС России от 15 января 2013 года № ММВ-7-3/9@. Сокращенно его еще называют аббревиатурой КВПДП.

Фактически он представляет собой некий свод региональных нормативных актов, которыми вводится сам факт возможности работать на патенте в соответствующих субъектах РФ, а также утверждается перечень видов патентной деятельности, переводимой на ПСН.

Сам же код вида предпринимательской деятельности на патенте в 2017 году представляет собой шестизначный набор цифр формата ХХ ХХ ХХ.

Первая пара цифр – это код самого вида деятельности для патента, который был утвержден к переходу на ПСН местным законом. Каждому виду деятельности соответствует свой код, причем это не зависит от региона применения патента. Так, например, парикмахерские и косметические услуги – это всегда код 03, ветеринарные услуги – 18, деятельности по письменному и устному переводу соответствует код 58, а ремонту компьютеров и коммуникационного оборудования - код 63.

Если региональные власти вводят на своей территории дополнительные, не прописанные в Налоговом кодексе направления деятельности, по которым можно применять ПСН, то для них в качестве кода видов предпринимательской деятельности для патента применяется значение 99.

Вторая пара цифр – это код субъекта РФ, в котором действует закон о возможности применения патентной системы налогообложения. Кодировка в данном случае общепринятая, например, 77 – Москва, 50 – Московская область, 78 – Санкт-Петербург, 71 – Тульская область.

Наконец, последняя пара цифр – это порядковый номер конкретного направления бизнеса в соответствии с установленным региональным законом перечнем. Смысл этой части идентификационного кода вида предпринимательской деятельности на патенте заключается в том, что законодательным актом могут быть установлены разные условия применения ПСН по одному и тому же виду деятельности. В этом случае различаться будет и сама стоимость патента. Если дополнительных условий по конкретному виду патентной деятельности не установлено, то в последней паре цифр указывается 01. Но если закон предполагает подобную дифференциацию зависимости от каких-либо дополнительных факторов, то варианты будут нумероваться 01, 02, 03 и так далее. Самый яркий тому пример – размер патентного платежа в зависимости от количества работников у индивидуального предпринимателя. Такая дифференциация установлена не для всех видов деятельности и не во всех регионах, но где-то применяется, и в таких субъектах РФ при переходе на патент ИП должен будет указать в этой части кода соответствующее значение исходя из того, под какую позицию в региональном законе он подпадает.

Дополнительно идентифицируются в последних двух цифрах и те виды деятельности, которые в начале имеют значение 99. Проще говоря, если региональные власти ввели несколько своих уникальных патентных направлений бизнеса, то они будут иметь последовательно кодировку формата 99 ХХ 01, 99 ХХ 02, и так далее.

Где применяются коды вида предпринимательской деятельности по патенту

Так или иначе сам классификатор видов предпринимательской деятельности по патенту 2017 года содержит все возможные варианты. Бизнесмену не нужно самому выстраивать значение из шести цифр, достаточно лишь найти в списке необходимый для его конкретного случая код. А используются данные коды видов деятельности для патента при заполнении заявления о переходе на ПСН. Исходя из указанного значения ИФНС и ставит предпринимателя на учет в рамках данного спецрежима.

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации развита и поэтому внедрить что-то новое достаточно трудно. Для успешного развития бизнеса предприниматели привлекают в свою деятельность инвесторов. Благодаря инвестициям у любого бизнеса есть шанс выиграть в конкурентной борьбе на рынках РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации предпринимателем может быть юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Для урегулирования отношений, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности, был создан закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», речь о котором пойдет ниже.

Описание ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства»

Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 26 июля 2017 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.

ФЗ №209 был создан для регулирования отношений между:

  • Физическими и юридическими лицами;
  • Органами гос. власти РФ;
  • Органами гос. власти субъектов РФ;
  • Органами местного самоуправления, работающие над развитием среднего и малого бизнеса.

В статье 3 настоящего ФЗ о предприятиях и предпринимательской деятельности подробно перечислены следующие понятия:

  • Субъекты малого и среднего бизнеса;
  • Инфраструктура поддержки субъектов;
  • Формы и виды поддержки.

В ФЗ №209 присутствуют статьи, на основании которых осуществляется сбор статистических данных о деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства. Собранные статистические данные сортируются по ежемесячным и ежеквартальным отчетам. Если малый бизнес еще не развит, но продолжает работать, то руководители организации должны предоставить в бюро статистики данные каждые 12 месяцев. Иногда проводятся выборочные статистические наблюдения о деятельности бизнеса по решению Правительства Российской Федерации.

Скачать закон о частном предпринимательстве РФ

Для развития деятельности в сфере бизнеса в РФ применяется отдельная государственная политика, которая реализуется местными властями. Она направлена на достижение целей и принципов, установленных Федеральным законом №209.

Цели государственной политики:

  • Формирование конкурентной среды в экономике РФ;
  • Обеспечение благоприятных условий для ведения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Обеспечение конкурентоспособности;
  • Оказание помощи субъектам предпринимательской деятельности в области продвижения товаров и услуг;
  • Увеличение количества субъектов среднего и малого предпринимательства;
  • Увеличение доли налогов, уплаченных субъектами предпринимательства.

Принципы государственной политики:

Чтобы скачать Федеральный закон с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по .

Изменения в законе о развитии предпринимательства

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 26 июля 2017 года. Речь идет о 4 статье закона №209.

П 2 статьи 4

В п 2 говорится о численности работников на малых предприятиях. В подобной организации могут работать до 100 сотрудников. Руководство микропредприятия может устроить на работу до 15 человек. Численность сотрудников в средних предприятиях не должна превышать 200 человек.

П 2.1 статьи 4

П 2.1 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» гласит о том, что депутаты Государственной Думы могут самостоятельно установить предельный порог численности сотрудников на предприятии.

Ч 3 статьи 4

В этой части описываются правила, по которым определяется категория субъекта среднего и малого предпринимательства. Если физическое или юридическое лицо (гражданин в качестве индивидуального предпринимателя) в течение предшествующего года не трудоустраивал других граждан РФ на трудовую деятельность, то категория определяется исходя из размера прибыли за предшествующий год. Другие категории субъектов определяются в зависимости от численности сотрудников на предприятии.

Категория субъекта предпринимательской деятельности может быть изменена в случае, если в показатели сортировки были внесены изменения. Если индивидуальный предприниматель снова регистрируется в государственном реестре, то категория субъекта остается прежней.

Все ФЗ о предпринимательской деятельности в РФ

Под Федеральными законами понимаются законодательные акты, которые содержат нормы и права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или непосредственно с их участием в предпринимательской деятельности.

Список Федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

  • — описывает состояние рынка на территории Российской Федедерации;
  • — описывает правовое положение предпринимательской деятельности;
  • — описывает законодательные положения, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности;
  • — содержит правильный порядок ведения предпринимательской деятельности.

Несмотря на немалое количество Федеральных законов, ни одно законодательное положение не содержит принципы взаимодействия между государством и бизнесом. В статьях Гражданского кодекса РФ в качестве правил по торговому обороту присутствует указание о том, что государство не может вмешиваться в частные дела предпринимательской деятельности без каких-либо оснований.

Но если бы закон содержал принципы взаимодействия между государством и предпринимательством, каких-либо противоречий между несколькими ФЗ не было.

Чтобы скачать изменения и дополнения настоящего Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», перейдите по .