Процессуальный порядок судебного разбирательства. Судебное разбирательство: понятие, значение, пределы

Регламент судебного заседания определен законом (ст. 257 УПК) таким образом, чтобы обеспечить полное и объективное исследование обстоятельств дела, руководящую роль и авторитет суда, равенство сторон и прав участников судебного разбирательства.

При входе суда в зал судебного заседания все присутствующие встают. Все участники судебного процесса обращаются к суду, дают показания и делают заявления стоя. Отступление от этого правила допускается лишь с разрешения председательствующего.

Участники судебного разбирательства, а также иные лица, присутствующие в зале судебного заседания, обращаются к суду со словами «Уважаемый суд», а к судье - «Ваша честь». Присутствующие в зале, равно как и участники судебного разбирательства, обязаны беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка в зале судебного заседания. В случаях нарушения он вправе делать замечания участникам процесса и присутствующим. При неподчинении или повторном нарушении порядка в судебном заседании суд принимает меры, указанные в ст. 258 УПК.

Лица моложе 16 лет, если они не являются обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями по данному делу, в зал судебного заседания не допускаются.

Судебный пристав обеспечивает порядок судебного заседания, выполняет распоряжения председательствующего. Требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания.

§ 6. Процессуальные документы, составляемые во время судебного разбирательства

Во время судебного разбирательства помимо приговора судом выносятся определения, судьей при единоличном рассмотрении дела - постановления, а также ведется протокол судебного заседания.

Определения (постановления) выносятся судом (судьей) в ходе судебного разбирательства. Статья 256 УПК предусматривает два порядка выне-

ia XXIII. Общие условия судебного разбирательства

ния определений (постановлений). Все они подлежат оглашению в судебном заседании.

Определение или постановление о возвращении уголовного дела прокурору в соответствии со ст. 237 УПК, о прекращении уголовного дела, об избрании, изменении или отмене меры пресечения в отношении подсудимого, о продлении срока содержания его под стражей, об отводах, о назначении судебной экспертизы выносится в совещательной комнате и излагается в виде отдельного процессуального документа, подписываемого судьей или судьями, если уголовное дело рассматривается судом коллегиально. Все иные определения или постановления по усмотрению суда выносятся в зале судебного заседания и подлежат занесению в протокол.

Во всех случаях вынесения определений или постановлений об этом делается отметка в протоколе судебного заседания.

Протокол судебного заседания (ст. 259 УПК) может быть написан от руки или напечатан на машинке, или изготовлен с использованием компьютера. Для обеспечения полноты протокола при его ведении могут быть использованы стенографирование, а также технические средства.

В протоколе судебного заседания обязательно указываются:

1) место и дата заседания, время его начала и окончания;

2) какое уголовное дело рассматривается;

3) наименование и состав суда, данные о секретаре, переводчике, обвинителе, защитнике, подсудимом, а также о потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике, их представителях и других вызванных в суд лицах;

4) данные о личности подсудимого и об избранной в отношении его мере пресечения;

5) действия суда в том порядке, в каком они имели место в ходе судебного заседания;

6) заявления, возражения и ходатайства участвующих в уголовном деле лиц;

7) определения или постановления, вынесенные судом без удаления в совещательную комнату;

8) определения или постановления, вынесенные судом с удалением в совещательную комнату;

9) сведения о разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав, обязанностей и ответственности;

10) подробное содержание показаний;

11) вопросы, заданные допрашиваемым, и их ответы;

12) результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других Действий по исследованию доказательств;

Раздел III.

Производство в суде

13) обстоятельства, которые участники уголовного судопроизводства просят занести в протокол;

14) основное содержание выступлений сторон в судебных прениях и последнего слова подсудимого;

15) сведения об оглашении приговора и о разъяснении порядка ознакомления с протоколом судебного заседания и принесения замечаний на него;

16) сведения о разъяснении оправданным и осужденным порядка и срока обжалования приговора, а также о разъяснении права ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

В протоколе также указывается о мерах воздействия, принятых в отношении лица, нарушившего порядок в судебном заседании.

Если в ходе судебного разбирательства проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, то об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. Материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются к материалам уголовного дела.

Протокол должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарем судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Протокол в ходе судебного заседания может изготавливаться по частям, которые, как и протокол в целом, подписываются председательствующим и секретарем. По ходатайству сторон им может быть предоставлена возможность ознакомиться с частями протокола по мере их изготовления.

При наличии письменного ходатайства стороны об ознакомлении с протоколом судебного заседания председательствующий обеспечивает ей возможность ознакомления с протоколом в течение 5 суток с момента его подписания. Председательствующий вправе предоставить возможность ознакомления с протоколом и иным участникам судебного разбирательства по их ходатайству и в части, касающейся их показаний. В исключительных случаях председательствующий по ходатайству участника судебного разбирательства может продлить время ознакомления с протоколом. Если участник судебного разбирательства явно затягивает время ознакомления с протоколом, то председательствующий вправе своим постановлением установить определенный срок для ознакомления с протоколом.

Копия протокола изготавливается по письменному ходатайству участника судебного разбирательства и за его счет (ст. 259 УПК).

Стороны в течение 3 суток вправе подать замечания на протокол-Замечания могут касаться любых действий суда, сторон, показаний и заявлений любых участников процесса относительно неправильного

Глава XXIII. Общие условия судебного разбирательства

фиксирования, по мнению сторон, того, что происходило в судебном заседании.

Замечания на протокол рассматриваются председательствующим незамедлительно. В необходимых случаях председательствующий вправе вызвать лиц, подавших замечания, для уточнения их содержания. По результатам рассмотрения замечаний председательствующий выносит постановление об удостоверении их правильности либо об их отклонении. Замечания на протокол и постановление председательствующего приобщаются к протоколу судебного заседания (ст. 260 УПК).

Судебное разбирательство — это стадия уголовного процесса, которая следует за предварительным расследованием и назначением дела к слушанию в суде. Судебное разбирательство представляет собой рассмотрение уголовного дела в заседании суда первой инстанции. Только в результате судебного разбирательства подсудимый может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию либо признан невиновным и оправдан. Решение суда о признании лица виновным и назначении ему меры наказания либо об оправдании невиновного излагается в приговоре.

Делится на ряд последовательно сменяющих друг друга этапов (частей). Оно начинается с подготовительной части, где проверяется возможность рассмотрения дела в данном судебном заседании и принимаются меры по его подготовке и организации. Затем проводится судебное следствие, представляющее собой непосредственное исследование судом . Далее следуют судебные прения, в ходе которых участники судебного разбирательства обосновывают свои позиции по делу, а затем — последнее слово подсудимого. Завершающим этапом судебного разбирательства является постановление и провозглашение . В УПК РФ регламентируется порядок судебного разбирательства дела на каждом из этих этапов.

Значение судебного разбирательства в системе отношений и взаимосвязей уголовного судопроизводства характеризуется его многофункциональностью: именно в этой стадии решаются основные задачи уголовного процесса; осуществляется проверка законности и обоснованности решений и действий органов предварительного расследования; получают окончательную оценку собранные на досудебных этапах производства по делу ; лишь в судебном разбирательстве приобретает наиболее явное выражение весь комплекс демократических правосудия; должны обеспечиваться реализация прав участников процесса и завершаться выполнение установленных законом обязанностей государственных органов и должностных лиц по уголовному преследованию виновных в совершении лиц.

Пределы судебного разбирательства ограничены личностью данного подсудимого и объемом предъявленного обвинения. Подсудимому не может быть вменено в вину то, чего не содержится в трех взаимосвязанных единой линией уголовного преследования важнейших уголовно-процессуальных актах: а) постановлении о привлечении в качестве обвиняемого; б) обвинительном заключении (обвинительном акте); в) постановлении судьи о назначении судебного заседания.

Судебное разбирательство проводится только в отношении и лишь по предъявленному ему обвинению.

Изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

Председательствующий — судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также рассматривающий дело единолично (п. 26 ст. 5 УПК РФ). В судебном разбирательстве он исполняет свои обязанности с момента открытия судебного заседания и до провозглашения приговора.

Председательствующий обеспечивает соблюдение распорядка судебного заседания, разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, порядок их осуществления, а также знакомит с регламентом судебного заседания, установленным ст. 257 УПК РФ.

Возражения любого участника судебного разбирательства против действий председательствующего заносятся в протокол судебного заседания.

Участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и , а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем, либо дознавателем с согласия прокурора.

По уголовным делам частного обвинения обвинение в судебном разбирательстве поддерживает .

Государственное обвинение могут поддерживать несколько . Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. По ходатайству прокурора суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, либо иные судебные действия.

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому .

Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.

Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения путем:

  • исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;
  • исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму Уголовного кодекса Российской Федерации, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;
  • переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание.

Судебное разбирательство уголовного дела проводится при обязательном участии подсудимого, за исключением случаев, когда судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть допущено в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие, и в исключительных случаях по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях когда подсудимый находится за пределами территории Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу.

Подсудимого участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства, излагает суду свое мнение по существу обвинения и его доказанности, об обстоятельствах, смягчающих наказание подсудимого или оправдывающих его, о мере наказания, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства.

Судебное разбирательство происходит при участии потерпевшего и (или) его представителя.

При неявке потерпевшего суд рассматривает уголовное дело в его отсутствие, за исключением случаев, когда явка потерпевшего признана судом обязательной.

По уголовным делам частного обвинения неявка потерпевшего без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

В судебном разбирательстве участвуют гражданский истец, гражданский ответчик и (или) их представители.

Суд вправе рассмотреть гражданский иск в отсутствие гражданского истца, если:

  1. об этом ходатайствует гражданский истец или его представитель;
  2. гражданский иск поддерживает прокурор;
  3. подсудимый полностью согласен с предъявленным гражданским иском.

В остальных случаях суд при неявке гражданского истца или его представителя вправе оставить гражданский иск без рассмотрения. В этом случае за гражданским истцом сохраняется право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства.

Производство в суде первой инстанции. Судебное разбирательство: Видео

Гражда́нский процессуа́льный ко́декс Росси́йской Федера́ции (ГПК РФ ) — (), устанавливающий правила рассмотрения и разрешения в .

Является основным источником гражданских процессуальных норм. Иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок гражданского судопроизводства в Российской Федерации, принимаются в соответствии с кодексом и применяются в части, не противоречащей ему. Однако акты конституционного и международного характера доминируют над ГПК РФ, поэтому, в частности правила, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет перед национальными гражданскими процессуальными, если между ними в ходе практического судебного правоприменения обнаруживаются противоречия. На это прямо указывает ст. 1 ГПК РФ и разъяснения, которые даются в постановлении по вопросам применения норм международного права и международных договоров.

История принятия

Действующий Гражданский процессуальный кодекс — третий для . Первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР действовал с 1923 по 1964 годы, второй Гражданский процессуальный кодекс РСФСР действовал с 1964 года по 1 февраля 2002 года .

24 октября 1992 года была принята «Концепция судебной правовой реформы», одной из задач которой было приведение гражданского процессуального законодательства в соответствие с изменениями в общественно-политической и экономической жизни страны.

С 1995 года по инициативе велась активная работа по изменению действовавшего ГПК РСФСР. В кодекс были внесены новые институты ( , и и другие), существенно модифицированы процессуальные правила. Планомерное изменение процессуальных норм позволило провести их практическую оценку и выявить недостатки.

Одновременно рабочей группой, созданной приказом Министерства юстиции РФ от 23 мая 1993 года, велась работа по подготовке проекта нового кодифицированного источника. В состав рабочей группы наряду с практическими работниками входили учёные , . При окончательной доработке проекта ГПК РФ был учтён опыт применения новых , введённых в ГПК РСФСР 1964 года, а также последовательно решены многие процессуальные вопросы, такие как действие принципов диспозитивности, состязательности, объективной (судебной) истины, степень активности суда, процессуальное положение , порядок , и надзорного судопроизводства и многие другие.

Несмотря на новое разрешение многих процессуальных вопросов, ГПК РФ сохранил преемственность , выработанных в период советской власти, что позволило избежать существенных трудностей при его введении в действие.

Структура кодекса

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации состоит из 7 разделов, 47 глав.

  • Раздел I «Общие положения» включает главы 1—10. Устанавливает правила действия , требования к составу и компетенции , правовой статус , порядок осуществления и , расчёта и распределения и , течения процессуальных сроков, а также нормы оповещения заинтересованных лиц о процессуальных действиях.
  • Раздел II «Производство в суде первой инстанции» посвящён рассмотрению и разрешению гражданских дел по существу. Включает 4 подраздела.
    • Подраздел I «Приказное производство» (глава 11) регламентирует порядок выдачи .
    • Подраздел II «Исковое производство» содержит главы 12—22. Посвящён вопросам предъявления и его , подготовки дела к судебному разбирательству и осуществления , институту , а также процессуальным правилам приостановления, прекращения производства по делу, оставление без рассмотрения. Подразделом установлены правила оформления суда и процессуальных действий, а также порядок осуществления заочного производства.
    • Подраздел III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» состоит из глав 23—26. Устанавливает правила рассмотрения дел о признании недействующими , об оспаривании решений, действий (бездействия) , и служащих, а также дел о защите избирательных прав. Данный подраздел полностью утратил силу с вступлением в силу 15 сентября 2015 года
    • Подраздел IV «Особое производство» включает главы 27—38. Посвящён широкому кругу вопросов, не являющихся спорными, но требующих принятия властного решения, в том числе по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, усыновлении (удочерение) ребенка, признании гражданина безвестно отсутствующим или , ограничении , признании недееспособным, объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным. Кроме того, подраздел устанавливает правила признания вещи бесхозяйной, восстановления прав по утраченным , принудительной госпитализации гражданина в , внесения исправлений или изменений в записи , восстановления утраченного судебного производства .
  • Раздел III «Производство в суде второй инстанции» включает главу 39. Посвящён пересмотру решений, не вступивших в силу.
  • Раздел IV «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений» включает главы 41, 41.1, 42. Посвящён производству в судах и инстанций, а также пересмотру действующих судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
  • Раздел V «Производство по делам с участием иностранных лиц» состоит из глав 43—45. Устанавливает процессуальные особенности рассмотрения дел, осложнённых участием иностранного элемента.
  • Раздел VI «Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений » включает главы 46,47, устанавливающие правила осуществления действий, указанных в названии раздела.
  • Раздел VII «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов» не содержит обособленных глав. Посвящён вопросам , требующим принятия решения суда.

а. протокол допроса свидетеля

б. протокол обыска

в. протокол добровольной выдачи

г. протокол контроля и записи переговоров

2. УПК РФ не регламентирован процессуальный документ:

а. постановление об освидетельствовании

б. постановление о производстве следственного эксперимента

в. постановление о производстве обыска

г. постановление о принятии дела к производству

Укажите правильную последовательность осуществления стадий уголовного судопроизводства 1) предварительные расследования 2) возбуждение уголовного дела 3) подготовка к судебному заседанию 4) судебное разбирательство

4. Стадия «Апелляционного рассмотрения уголовного дела» осуществляется:

а. по постановлению и приговору мирового судьи

б. по постановлению и приговору районного судьи

в. по вердикту суда присяжных

г. по приговору, вынесенному коллегией судей федерального суда общей юрисдикции

5. В число основных стадий уголовного процесса входит стадия:

а. возбуждение уголовного дела

б. предварительное расследование

в. пересмотр дела по новым или вновь открывшихся обстоятельствам

г. Пересмотр дела в кассационном порядке

6. К принципам уголовного судопроизводства не относятся:

а. неприкосновенность личности

б. состязательность сторон

в. участие общественности в уголовном процессе

г. презумпция невиновности

7. Обвиняемый считается невиновным, пока его невиновность в совершении преступления не будет установлена:

а. обвинительным заключением, составленным следователем

б. обвинительным актом, составленным дознавателем

в. приговором суда, не вступившим в законную силу

г. приговором суда, вступившим в законную силу

8. Бремя доказывания обвинения лежит:

а. на стороне защиты

б. на самом обвиняемом

в. стороне обвинения

г. на представителях обеих сторон

9. В принципе состязательности функции обвинения и защиты:

а. возлагаются на один и тот же орган



б. возлагаются на одно и то же должностное лицо

в. возлагаются на суд-орган правосудия

г. отделены друг от друга

10. Уголовное судопроизводство ведется:

а. на русском языке

б. на языке большинства участников уголовного процесса

в. на английском языке, как язык международного общения

г. на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации

11. Свобода оценки доказательств включает:

а. оценку по внутреннему убеждению

б. оценку по предположению

в. оценку по догадке, слуху

г. оценку по инструкции

12. Суд, установив по уголовному делу несоответствие нормативного правового акта Уголовно-процессуальному кодексу РФ, принимает решение в соответствии:

а. с этим правовым актом

б. с Уголовно-процессуальным кодексом РФ

в. с международным договором

г. не принимает ни каких решений

13. Уголовными делами частного обвинения считаются:

а. преступления о нанесении побоев

б. о клеве

в. об изнасиловании

г. о краже без квалифицирующих признаков

14. Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам частного обвинения возможно:

а. до вступления приговора в законную силу

б. до подачи потерпевшим заявления мировому судье

в. до удаления суда в совещательную комнату

г. для постановления приговора

д. примирение вообще не возможно

15. Обязанность осуществления уголовного преследования по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения лежит на:

а. прокуроре

б. следователе

в. частном обвинителе

г. дознавателе

16. Только суд правомочен принимать решения:

а. об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу

б. о продлении срока содержания под стражей

в. о контроле и записи телефонных и иных переговоров

17. Только суд правомочен принимать решения:

а. об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста

б. о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц

в. о производстве обыска и выемки в жилище

г. о производстве следственного эксперимента

18. Только суд правомочен принимать решения:

а. о признании лица виновным в совершении преступления

б. о назначении лицу наказания за преступление

в. о задержании лица в качестве подозреваемого

г. о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия

19. К федеральным судьям общей юрисдикции не относятся:

а. районный суд

б. Верховный суд

в. мировой суд

г. областной (краевой) суд

20. Какими полномочиями не обладает прокурор:

а. давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий

б. давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий

в. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования в случае нарушения им требований УПК РФ

г. отстранять следователя от дальнейшего производства расследования в случае нарушения им требований УПК РФ

21. Кто не является стороной в уголовном процессе:

а. представитель потерпевшего

б. законный представитель гражданского ответчика

в. судья районного суда

г. обвиняемый

22. К стороне защиты относятся:

а. обвиняемый

б. гражданский ответчик

в. гражданский истец

г. защитник

23. К стороне обвинения относятся:

а. прокурор

б. следователь

в. частный обвинитель

г. представитель гражданского ответчика

24. Следователь имеет право:

а. возбуждать уголовное дело

б. самостоятельно направлять ход расследования

в. давать органу дознания письменные поручения

г. без судебного решения производить выемку заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи

25. По истечению срока предварительного следствия следователь обязан:

а. самостоятельно продлить срок

б. обратиться за продлением срока к прокурору

в. обратиться с постановлением о продлении срока к руководителю следственного органа

г. вынести постановление о прекращении уголовного дела

26. Для дознавателя указания прокурора являются:

а. обязательными

б. не обязательными во всех случаях без исключения

в. только в случае наличия согласия начальника органа дознания

г. если указания прокурора и начальника органа дознания совпадают

27. К органам дознания относятся:

а. органы службы судебных приставов

б. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений

в. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы

г. дознаватели таможенных органов РФ

28. Условия, при которых лицо признается потерпевшим:

а. причинение любого вида вреда физическому лицу при выясненных обстоятельствах

б. причинения любого вида вреда физическому лицу преступлением

в. причинение юридическому лицу вреда его имуществу и деловой репутации преступлением

г. причинение юридическому лицу вреда его имуществу в результате стихийного бедствия

29. По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего переходят:

а. к любому лицу из числа его знакомых

б. к любому родственнику, не входящему в число близких родственников

в. к одному из близких родственников

г. к органам опеки и попечительства

30. Какого права нет у потерпевшего:

а. иметь представителя

б. получать копию постановления о возбуждении уголовного дела

в. получать копию обвинительного заключения (обвинительного акта)

г. получать копию постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого

31. Меры процессуального принуждения, которые могут быть применены к потерпевшему:

а. избрание меры пресечения

б. обязательство о явке

в. привод

г. денежное взыскание

32. Кто из участников процесса не подлежит отводу:

а. дознаватель

б. специалист

в. свидетель

г. защитник

33. Основаниями признания лица подозреваемым в уголовном процессе являются:

а. возбуждение в отношении конкретного лица уголовного дела

б. отказ лица давать показания по поводу подозрения

в. задержание лица по подозрению в совершении преступления

г. избрание лицу любой меры пресечения до предъявления обвинения

34. В ниже следующем перечне прав укажите права, принадлежащие подозреваемому:

а. знать о сущности подозрения

б. получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела

в. давать объяснения и показания по поводу подозрения

г. знакомиться по окончании расследования со всеми материалами уголовного дела

35. В ниже следующем перечне прав укажите права, принадлежащие обвиняемому:

а. возражать против предъявленного обвинения

б. отказаться от дачи показаний

в. пользоваться помощью защитника

г. отказаться от помощи защитника в любой момент производства по делу

36. У кого из участников нет права давать показания:

а. у подозреваемого

б. у свидетеля

в. у потерпевшего

г. у подозреваемого

37. Кого из участников следственного действия не должны предупреждать от ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ:

а. потерпевшего

б. свидетеля

в. переводчика

г. подозреваемого

38. Какого права нет у свидетеля:

а. заявлять отвод переводчика, участвующему в его допросе

б. давать показания

в. отказаться свидетельствовать против самого себя

г. приносить жалобы на действия и решения следователя

39. Укажите определение, являющееся правильным о признании лица обвиняемым:

а. лицо, которое обвиняется в совершении преступления

б. лицо, которому предъявлено обвинение

в. лицо, застигнуто при совершении преступления или непосредственно его совершения

г. лицо, в соотношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого

40. Какого права нет у подозреваемого:

а. приносить жалобы на действия дознавателя

б. получать копию постановления о применении к нему меры пресечения

в. отказаться от дачи показаний

г. участвовать в суде кассационной инстанции

41. Протокол задержания должен быть составлен после доставления подозреваемого в орган дознания в срок:

а. не более 1 часа

б. не более 3 часов

в. не более 48 часов

г. немедленно

42. Какого права нет у эксперта:

а. давать заключение в пределах своей компетенции

б. участвовать с разрешения следователя в процессуальных действиях

в. самостоятельно собирать материал для экспертного исследования

г. ходатайствовать о привлечении к производству экспертизы других экспертов

43. Назначение защитника:

а. реализация принципа состязательности в уголовном процессе

б. защита прав и интересов подозреваемых и обвиняемых

в. оказание юридической помощи подозреваемому, обвиняемому

г. представление интересов потерпевшего, гражданского истца

44. Защитник может участвовать в уголовном процессе:

а. по приглашению подозреваемого, обвиняемого

б. по назначению дознавателя, следователя, суда

в. по приглашению законного представителя подозреваемого, обвиняемого

г. по собственному желанию без соглашения обвиняемого

45. Случаи, когда отказ обвиняемого от защитника для дознавателя, следователя, суда не обязательны:

а. подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним

б. подозреваемый обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять право на защиту

в. уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей

г. обвиняемый согласен с предъявленными ему обвинением и ходатайствует о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства

46. При наличии признаков душевного заболевания у лица, совершившего общественно-опасное деяние, защитник допускается к участию в деле:

а. с момента совершения лицом общественного деяния

б. с момента установления следователей признаков душевного заболевания

в. с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления о назначении судебно-психиатрической экспертизы

г. с момента получения заключения судебно-психиатрической экспертизы

47. С момента допуска к участию в уголовном деле защитник имеет право:

а. иметь свидания с подзащитным

б. присутствовать при предъявлении объявления

в. допрашивать подозреваемого, обвиняемого на предварительном следствии

г. давать подзащитному в присутствии следователя краткие консультации

48. С составлением какого документа предметы считаться вещественными доказательствами:

а. протокола осмотра места происшествия

б. протокола осмотра предмета

в. заключение эксперта

г. постановления о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств

49. Чтобы признать лицо свидетелем необходимо:

а. вызвать его на допрос, направить повестку

б. убедиться в тои, что ему известны обстоятельства, имеющие значение для расследования дел

в. предупредить его от уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний

г. принудительно подвергнуть к судебной экспертизе

50. Кто не может выступать в качестве понятых:

а. несовершеннолетние

б. свидетели

в. потерпевшие

г. родственники потерпевших

51. Прокурор подлежит отводу в случаях:

а. если он является гражданским истцом по уголовному делу

б. если он участвует в качестве понятого при проведении следственного действия

в. если он является родственником потерпевшего по данному уголовному делу

г. если он ранее участвовал в судебном разбирательстве по данному уголовному делу

52. Переводчик подлежит отводу в случаях:

а. если он является свидетелем по данному уголовному делу

б. если он является близким родственником следователя, дознавателя

в. если он ранее участвовал в качестве переводчика по данному делу

г. если обнаруживается недостаточная степень владения языком, знание которого необходимо для перевода

53. Эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу:

а. если он участвует в качестве защитника

б. если он участвовал в производстве по делу в качестве специалиста

в. если он находится в материальной зависимости от обвиняемого

г. если обнаруживается его некомпетентность

54. Недопустимые доказательства – это такие доказательства, которые получены:

а. при допросе обвиняемого с применением физического насилия

б. при допросе подозреваемого с возложеннием на него обязанности доказывания своей невиновности

в. при допросе свидетеля, сославшегося на предположения

г. при производстве выемки в жилище без судебного разрешения

55. Уголовно-процессуальный закон функцию собирания доказательств путей проведения следственных и иных процессуальных действий возлагает на:

а. следователя

б. дознавателя

г. защитника

56. Кто в праве признавать доказательства недопустимыми:

а. прокурор

б. следователь

в. защитник

57. Последствия признания доказательств недопустимыми:

а. невозможность использования для доказывания обстоятельств, связанных с событием преступления

б. отсутствие у доказательств юридической силы

в. не подлежат включению в обвинительное заключение или обвинительный акт

г. невозможностью использования для доказывания наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств

58. Что не является мерой процессуального принуждения:

а. задержание

б. привод

в. допрос

г. обязательство о явке

59. Какую меру процессуального принуждения нельзя применить к подозреваемому:

а. меру пресечения

б. обязательство о явке

в. денежное взыскание

г. наложение ареста на имущество

60. Кто из указанных лиц не уполномочен составлять протокол задержания подозреваемого:

а. дознаватель

б. следователь

в. прокурор

г. орган дознания

61. Какие меры пресечения избираются по решению суда:

б. заключение под стражу

в. личное поручительство

г. домашний арест

62. Что не относится к мерам пресечения:

а. подписка о невыезде

в. задержание

г. присмотр за несовершеннолетним обвиняемым

63. Мера пресечения отменяется по:

а. ходатайству обвиняемого

б. ходатайству защитника обвиняемого

в. постановлению следователя, дознавателя

г. определению суда

64. Как именуется порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда:

а. амнистия

б. реабилитация

в. прекращение уголовного преследования

г. прощение вины

65. Что не служит поводом к возбуждению уголовного дела:

а. явка с повинной

б. анонимное заявление о преступлении

в. сообщение о преступлении, поступившее из СМИ

г. непосредственное обнаружение правоохранительными органами признаков преступления

66. В какой срок заявителю направляется копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела:

а. незамедлительно с момента вынесения

б. в течение 12 часов

в. в течение 24 часов

г. в течение 48 часов

67. Что не относится к общим условиям предварительного расследования:

а. подследственность

б. соединение уголовных дел

в. меры попечения об иждивенцах обвиняемого

г. допрос обвиняемого

68. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия устанавливается срок, не превышающий одного месяца. Кем определяется данный срок:

а. прокурором, возвратившим дело

б. вышестоящим прокурором

в. руководителем следственного органа

г. самим следователем

69. Какие органы Российского государства не имеют следователей:

а. органы федеральной службы безопасности

б. таможенные органы

в. органы внутренних дел

г. органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

70. Какие органы государственной власти не имеют дознавателей:

а. органы пограничной службы

б. таможенные органы

в. органы прокуратуры

г. органы службы судебных приставов

71. Что не относится к общим условиям предварительного расследования:

а. выделение уголовного дела

б. формы предварительного расследования

в. обязательность рассмотрения ходатайства

г. предъявление обвинения

72. Что не является основанием соединения нескольких уголовных дел в одно производство:

а. совершение одного или нескольких преступлений разными лицами

б. совершение одним лицом нескольких преступлений

в. обвинение лица, в заранее не обещанном укрывательстве расследуемого преступления

г. обвинение лица, в совершении преступления, не связанного с расследуемым делом, когда об этом стало известно в ходе расследования

73. Укажите правильную последовательность производства процессуальных и следственных действий в отношении лица, привлекаемого в качестве обвиняемого: 1) вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 2) избрание меры пресечения; 3) допрос обвиняемого; 4) предъявление обвинения:

74. В какой срок со дня вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого должно быть предъявлено обвинение:

а. не позднее 7 суток

б. не позднее 3 суток

в. не позднее 5 суток

г. не позднее 14 суток

75. Следственное действие, производство которого возможно до возбуждения уголовного дела:

а. освидетельствование

б. выемка

в. допрос подозреваемого

г. осмотр места происшествия

76. Следственное действие, при производстве которого требуется вынесение постановления:

а. освидетельствование

б. допрос

в. судебная экспертиза

77. Срок рассмотрения судом ходатайства о производстве следственного действия с момента его поступления составляет:

а. не позднее 3 часов

б. не позднее 7 часов

в. не позднее 24 часов

г. не позднее 48 часов

78. Следственное действие, которое может быть произведено без участия понятых:

а. проверка показаний на месте

б. предъявление для опознания

в. запись и прослушивание телефонных переговоров

г. освидетельствование

79. Срок производства контроля и записи телефонных переговоров составляет:

а. до 3 месяцев

б. до 12 месяцев

в. до 2 месяцев

г. до 6 месяцев

80. Максимальная продолжительность допрос несовершеннолетнего обвиняемого без перерыва составляет:

а. не более 1 часа

б. не более 2 часов

в. не более 3 часов

г. не более 4 часов

81. Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать:

б. 6 часов

в. 8 часов

г. 10 часов

82. Укажите верное утверждение:

а. основанием производства обыска является необходимость изъятия точно определенных предметов и документов

б. в случаях, не терпящих отлагательства, допускается производство обыска до возбуждения уголовного дела

в. обыск в жилище производится только по постановлению суда

г. при обыске в жилище не может быть проведен личный обыск находящихся в нем лиц

83. Следственное действие, которое проводится для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значения для уголовного едал, именуется:

а. опознание

б. судебная экспертиза

в. освидетельствование

г. следственный эксперимент

84. Следственное действие, при котором воспроизводятся действия, обстановка или иные обстоятельства определенного события, проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, либо определяется механизм образования следов, именуется:

а. следственный осмотр

б. проверка показаний на месте

в. следственный эксперимент

г. опознание участка местности

85. Кто не вызывается для удостоверения факт невозможности подписания обвиняемым, потерпевшим или свидетелем, в силу наличия у них физических недостатков, протокола следственного действия:

а. защитник

б. законный представитель

в. понятой

г. специалист

86. Контроль и запись переговоров допускается по уголовным делам о преступлениях:

а. небольшой тяжести

б. средней тяжести

в. тяжких

г. особо тяжких

87. Фонограмма телефонных переговоров приобщается к материалам уголовного дела в качестве:

а. протокола следственного действия

б. иного документа

в. вещественного доказательства

г. приложения к протоколу о произведенной записи переговоров

88. В допросе потерпевшего какого возраста обязательно участие педагога:

а. до 14 лет

б. до 11 лет

в. до 13 лет

г. до 18 лет

89. Следственное действие, которое производится в случае, если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия, именуется:

а. повторный допрос

б. очная ставка

в. проверка показаний

г. уточнение показаний

90. Укажите хронологический порядок процессуальных действий следователя при назначении экспертизы: 1) допрос эксперта; 2) вынесение постановления о назначении экспертизы; 3) направление руководителю экспертного учреждения постановления материалов для экспертизы; 4) предъявление заключения эксперта участникам уголовного дела:

91. Повторная экспертиза проводится в случаях:

а. недостаточной ясности заключения эксперта

б. возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта

в. при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела

г. при наличии противоречий в выводах эксперта

92. Что не может являться основанием приостановления предварительного следствия:

а. неустановление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого

б. обвиняемый скрылся от следствия

в. временное тяжелое заболевание потерпевшего, препятствующее его участию в следственных действиях

г. временное тяжелое заболевание обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением и препятствующее его участию в следственных действиях

93. Кто из указанных лиц вручает обвиняемому, находящемуся на свободе, копию обвинительного заключения:

а. следователь

в. прокурор

г. защитник обвиняемого

94. Ранее какого срока со дня вручения обвиняемому обвинительного заключения не может быть начато рассмотрение уголовного дела в судебном заседании:

а. ранее 3 суток

б. ранее 5 суток

в. ранее 7 суток

г. ранее 10 суток

95. Кто не вправе ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда:

а. оправданный

б. свидетель

в. гражданский истец

г. представитель потерпевшего

96. Какое решение не может принимать прокурор по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением:

а. об утверждении обвинительного заключения и о направлении дела в суд

б. о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия

в. о приостановлении производства дополнительного следствия

г. о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения

97. В течение какого срока прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и принимает по нему решение:

а. в течение 3 суток

б. в течение 7 суток

в. в течение 5 суток

г. в течение 10 суток

98. В течение какого срока прокурор рассматривает поступившее с обвинительным актом и принимает решение по нему:

а. в течение 2 суток

б. в течение 5 суток

в. в течение 7 суток

г. в течение 10 суток

99. В течение какого срока мировой судья вызывает лицо, в отношении которого подано заявление для назначения судебного заседания:

а. в течение 2 суток

б. в течение 5 суток

в. в течение 7 суток

г. в течение 10 суток

100. В течение какого срока может быть обжалован приговор мирового судьи со дня его провозглашения:

а. в течение 5 суток

б. в течение 7 суток

в. в течение 14 суток

г. в течение 10 суток

15 сентября 2015 года в России вступит в силу (далее – КАС РФ). Документом будет введен новый порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений (обжалование действий и бездействия госорганов, их должностных лиц, нормативных актов). Одновременно соответствующие положения ГПК РФ () утратят силу. Та же участь ждет главу о присуждении компенсаций за длительное судебное разбирательство ().

Главная цель, которая декларировалась при разработке КАС РФ, – обеспечить равенство в административном процессе граждан и госорганов. Несмотря на то, что кодекс примерно на 70% содержит нормы, которые уже присутствуют в российском законодательстве, в нем есть и ряд совершенно новых положений. Главные особенности и наиболее важные новеллы документа – в материале.

Административные дела смогут рассматривать только ВС РФ и суды общей юрисдикции, кроме мировых в соответствии с правилами подсудности (). Это дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (). Среди них, в частности:

  • об оспаривании нормативных правовых актов и решений, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, их должностных лиц и служащих;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) НКО, наделенных публичными полномочиями, в том числе СРО;
  • о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (например, налогов);
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (далее – избирательные права);
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (по делам судов общей юрисдикции);
  • о приостановлении деятельности, ликвидации, запрете общественных объединений, НКО, исключении сведений о них из государственного реестра, о прекращении деятельности СМИ;
  • о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания в таком учреждении;
  • о госпитализации граждан в медицинские организации в недобровольном порядке и ряд других.

При этом административные дела, вытекающие из предпринимательской или иной экономической деятельности, а также связанные с интеллектуальными, патентными правами и тому подобные будут по-прежнему рассматривать арбитражные суды и суд по интеллектуальным правам в соответствии с . Данное обстоятельство вызвало широкие споры, так как нормы, регулирующие административное производство, не просто оказываются разбросанными по двум разным кодексам, но и устанавливают разные процедуры рассмотрения одинаковых, по большому счету, дел.

"Такой подход ущемляет субъектов предпринимательской деятельности в защите их прав от произвола и беззакония со стороны субъектов публичной администрации", – отмечает руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса юридической компании "Пепеляев Групп" .

Также и КС РФ будет работать в рамках Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ " ". Кроме того, несмотря на название, КАС РФ не регулирует судопроизводство по делам об административных правонарушениях. В этой части по-прежнему будут применяться и . Между тем, например, в доктрине существует мнение, что в под административным судопроизводством понимается как раз производство по делам об административных правонарушениях. Такую , в частности, высказали представители кафедры гражданского процесса Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

Новые лица, участвующие в деле

В соответствии с КАС РФ суды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному же ответчику. Процессуальное положение указанных участников дела практически идентично статусу сторон в гражданском процессе. Тем не менее, применительно к сторонам процесса, есть и ряд нововведений.

Наряду с предусмотренным сегодня ГПК РФ процессуальным соучастием, в КАС РФ появился институт коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц. Основанием для обращения с таким иском КАС РФ признает наличие следующих условий ():

  • многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований в индивидуальном порядке и в порядке процессуального соучастия;
  • однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
  • наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
  • использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Подобные дела будут рассматриваться, если ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему. При этом если в суд обратится другое лицо с аналогичным иском, суд должен предложить ему присоединиться к поданному коллективному заявлению. Если истец откажется, то суд приостанавливает производство по его заявлению до принятия решения по коллективному иску.

Точно также, если в результате вступления в дело соистцов будет установлено наличие обстоятельств, предусматривающих подачу коллективного иска, то суд по ходатайству лица, участвующего в деле, и с учетом мнения сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела в порядке коллективного иска. При этом рассмотрение дела должно будет начаться сначала.

Не обошлось в КАС РФ и без упоминания о новых технологиях: лица участвующие в деле, с их согласия смогут получать судебные извещения по СМС или электронной почте. Согласие лица на извещение в такой форме с указанием соответствующих контактных данных должно быть подтверждено распиской ().

Обязательное высшее образование представителя

Одной из наиболее обсуждаемых и спорных особенностей КАС РФ является требование о наличии высшего юридического образования представителей (). Данное правило резко контрастирует с применяемыми на данный момент положениями ГПК РФ, согласно которым представителем может быть любое дееспособное лицо (с). Тоже касается и АПК РФ, который ориентирован не на граждан, а на финансово более состоятельных субъектов – предпринимателей, но даже при этом не устанавливает такой "обязаловки" ().

Таким образом, представитель по КАС РФ является неким усредненным вариантом: и не обычный гражданин, но и не адвокат, как в уголовном судопроизводстве (). Разработчики объясняют эту новеллу сложностью административных споров. Однако на деле она может расцениваться как попытка государства отбить у граждан желание лишний раз судиться с ним, так как услуги юристов, естественно, стоят денег. Представители общественных правозащитных организаций, которые далеко не всегда имеют юридическое образование, от участия в делах, рассматриваемых по КАС РФ, фактически отсекаются.

Так, участие представителя обязательно при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов. Исключение составляют случаи, когда гражданин имеет высшее юридическое образование и ведет дело сам (). Это же касается принудительного помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и психиатрического освидетельствования в недобровольном порядке (). Однако в двух последних случаях при отсутствии представителя суд сам назначает адвоката ().


"Активная роль суда"

Одна из главных причин по которой, согласно позиции Администрации Президента РФ, стоило принимать КАС РФ, – это необходимость обеспечить равноправие сторон в административном судопроизводстве. В связи с эти очень много говорилось об активной роли суда.

По факту в КАС РФ она выражается в праве суда истребовать доказательства по собственной инициативе, а также в возможности выходить за пределы заявленных требований. Правда, все эти "новеллы" уже были ранее предусмотрены в и .

Кроме того, суд получит право не утвердить соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону либо взаимные уступки недопустимы (критерии допустимости в КАС РФ не прописаны) или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц ().

В отличие от гражданского процесса в случае, если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим, суд сможет без его согласия все равно привлечь это лицо, но в качестве второго административного ответчика ().

Также активность суда увеличилась, безусловно, за счет введения мер процессуального принуждения, которых не было в ГПК РФ. В остальном, говорить о существенно повысившейся роли суда по сравнению с аналогичными положениями гражданского процессуального законодательства не представляется возможным.

Жесткие меры процессуального принуждения

В отличие от ГПК РФ, в КАС РФ предусмотрен широкий спектр мер процессуального принуждения, характерных скорее не для гражданского, а уголовного законодательства и КоАП РФ. Для начала к любому лицу, участие которого в деле обязательно или если суд сочтет его обязательным, может быть применено обязательство о явке (). Это письменное обязательство лица своевременно являться по вызову суда в судебное заседание и сообщать о перемене места жительства или места пребывания (нахождения).

В качестве более жесткой меры, в том числе в случае нарушения обязательства о явке, к любому лицу может применяться привод силами судебных приставов (). Напомним, что сегодня по ГПК РФ привод может применяться только к надлежащим образом извещенному свидетелю, который повторно не явился на заседание (в КАС РФ это положение тоже есть, оно содержится в ).

Из других мер процессуального принуждения, предусмотренных КАС РФ, можно выделить ограничение выступления или лишение участника процесса слова, предупреждение и удаление из зала судебного заседания и штрафы ( , ).

Определение суда о применении меры процессуального принуждения может быть обжаловано отдельно от решения суда (). Исключением является только ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение его слова – такое определение можно обжаловать только при обжаловании решения суда (). Таким образом любого участника процесса можно будет "выключить" до самого конца рассмотрения дела, и оспорить он это в ходе процесса не сможет.

Увеличенные сроки рассмотрения исков

В ряде случаев КАС РФ пересмотрены сроки подачи и рассмотрения исков по сравнению с ГПК РФ. Так, увеличивается срок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов судами общей юрисдикции с одного до двух месяцев (). А также общий срок рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействий) государственных и муниципальных органов, иных органов, организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих – месяц вместо 10 дней по ГПК РФ ().

Однако по некоторым делам сохранены сроки, которые сегодня закреплены в ГПК РФ. Так, иски по вопросам о согласовании места и времени проведения публичного мероприятия, предупреждения в отношении целей мероприятия и формы его проведения рассматриваются в течение 10 дней. Если иск подан до начала мероприятия – не позднее дня предшествующего его проведению (). По делам об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске и об удалении в отставку главы муниципального образования также установлен срок в 10 дней – с момента принятия соответствующего решения ().

Так же как и в ГПК РФ, по общему правилу обжаловать в суд действия (бездействие) можно в течение трех месяцев с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав или свобод (). Однако в КАС РФ снова есть исключения: по делам о публичных мероприятиях срок для обжалования – 10 дней с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав (). Аналогичный срок установлен для инициирования дел об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске и об удалении в отставку главы муниципального образования – 10 дней с момента принятия решения.

Ограничение права на обжалование результатов выборов

Согласно положениям КАС РФ гражданин, как и сейчас, имеет право оспаривать решения, действия и бездействие государственных и муниципальных органов, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица. Однако по КАС РФ он может сделать это только в том случае, если были нарушены именно его права. Аналогичные нормы по принципу "каждый сам за себя" закрепляются в отношении членов избирательных комиссий, наблюдателей, кандидатов, доверенных лиц. Предъявлять иски в связи с нарушением избирательного законодательства РФ смогут только избирательные комиссии и прокурор. Последний также получит право обращаться в суд в защиту избирательных прав граждан России ().

Напомним, что сегодня все эти лица имеют право оспаривать в суде соответствующие решения, действия (бездействие), если считают, что нарушаются избирательные права граждан России в целом (). Иными словами, им предоставляется право выступать как в своих интересах, так и в интересах неопределенного круга лиц. Однако поскольку норма сформулирована в общем, эти разные возможности из нее четко не следуют, что создает путаницу при правоприменении. На это, в частности, указал КС РФ, попросив законодателя уточнить данный вопрос, так как гражданское законодательство не предусматривает право граждан выбирать по своему усмотрению ту или иную процедуру судебной защиты ().

Правда, вместе с тем Суд указал, что допускается возбуждение гражданского дела по заявлению лица в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц, но только в случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами. Соответственно, законодатель имел возможность предусмотреть эти случаи и прописать возможность для защиты как своих прав и свобод, так и прав и свобод других лиц. Также он мог, напротив, сузить существующую норму и представить возможность каждому субъекту защищать только свои права. Именно последний вариант и был реализован в КАС РФ, что ограничивает право на обжалование итогов выборов, например, тех же наблюдателей.

Упрощенное (письменное) производство

Еще одной новеллой КАС РФ является возможность рассмотрения административного дела судом в порядке упрощенного (письменного) производства – без проведения устного разбирательства и присутствия сторон в зале заседания (). Судом исследуются только доказательства в письменной форме (например, отзыв, объяснения и возражения на иск, заключение прокурора).

По общему правилу, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

  • все участники дела заявили ходатайства о его рассмотрении в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;
  • ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства заявлено административным истцом и административный ответчик не заявил возражений;
  • указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб. ().

Приостановление деятельности, запрет, ликвидация общественных объединений

Коллегиальное рассмотрение дел

В отличие от ГПК РФ, особенно сложные споры уже в суде первой инстанции будут рассматриваться коллегиально (). Это административные дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;
  • о расформировании избирательных комиссий;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, депутатов Госдумы или о результатах федерального референдума;
  • направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;
  • решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;
  • рассматриваемые Дисциплинарной коллегией ВС РФ.

Суды апелляционной инстанции будут рассматривать дела, как и сегодня, коллегиально в составе трех судей ().

***

Оценивая КАС РФ в целом, можно сказать, что основная часть его положений заимствована из ГПК РФ с незначительными и порой весьма спорными нововведениями. Говорить о каком-либо реальном уравнивании граждан и организаций в правах с государством при рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений, не приходится. Положения об "активной роли суда" ничего существенного в судопроизводство по сравнению с нормами ГПК РФ не привносят.

Плюс все споры с государством из экономической деятельности продолжат рассматриваться по правилам АПК РФ, а его нововведения не коснулись. Поэтому даже если предположить, что революция в административном судопроизводстве свершилась, то предпринимателей она не затронет. Правда, кому в этой ситуации больше повезло – им или рядовым гражданам – покажет практика.