Советская власть плюс электрификация. Электрификация всей страны

В Советском Союзе были очень распространены марки. Интересно, что до революции почтовые марки были однотипными - на них печатался государственный герб, и по цвету они варьировались в зависимости от номинала. Исключение составляли благотворительные марки и серия марок, посвященная 300-летию дома Романовых, украшенная портретами монархов. Однако после революции 1917 года ситуация кардинально изменилась, поскольку лидеры молодой страны активно начали использовать марки для пропаганды.

На советских марках изображались сюжеты, демонстрирующие растущую мощь советского государства: сильные и счастливые рабочие и крестьяне, красноармейцы, строительство московского метрополитена, дирежаблестроение, стратостат, советские самолёты и т.д. - всё это было призвано внушать гражданам веру в скорое светлое будущее.

Одной из главных ударных задач молодой республики была глобальная электрификация. Знаменитая фраза В.И.Ленина "Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны" была высказана вождём на Московской губернской конференции РКП(б) 1920 года.

План ГОЭЛРО вызвал целую бурю насмешек и злостной критики со стороны врагов советской власти, однако под руководством Ленина и Сталина план был не только выполнен, но даже перевыполнен.

Известно, что в 1920 году известный писатель-фантаст Герберт Уэллс посетил Россию и, ознакомившись с планом электрификации, счёл его неосуществимым. Однако через 14 лет, когда Уэллс вновь приехал в СССР, он с удивлением констатировал факт перевыполнения плана по целому ряду показателей!

В СССР было выпущено несколько потрясающих почтовых марок, посвящённых плану ГОЭЛРО:

Почтовая марка СССР, 1961 год

Почтовая марка СССР, 1954 год

Марка СССР (1951): Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1666)

Почтовая марка СССР, 1980 год

Почтовая марка СССР. В.И. Ленин у карты ГОЭЛРО

Вот так начиналась история массовой электрификации нашей страны. За 100 лет благодаря электричеству облик всей земли изменился до неузнаваемости: выросли огромные города, построены заводы, метро, мосты. Именно благодаря электричеству стало возможным сначала телевидение, а затем и интернет. Появилась целая индустрия, дающая свет - в том числе и благодаря вдохновляющим и дающим надежду советским маркам!

Елена Кабилова

В советские годы это выражение знали все начиная со школьного возраста. Не менее популярным было и словосочетание «лампочка Ильича». Чтобы понять смысл знаменитого ленинского афоризма, трудно обойтись без небольшого исторического экскурса.

Электричеством в энциклопедических словарях называют совокупность явлений, в которых обнаруживается существование, движение и взаимодействие (посредством электромагнитного поля) заряженных частиц. Электрический заряд – источник электромагнитного поля впервые определил французский физик Ш. Дюфе. Знаки «+» и «-» для положительных и отрицательных зарядов предложил американский ученый Б. Франклин (1747–1754). От электрического разряда погиб сотрудник М. В. Ломоносова Рихман.

Эффект свечения вольтовой дуги открыл русский ученый В. Петров в 1803 году. Первую действующую дуговую лампу сконструировал француз Фуко в 1844 году. Русский исследователь Павел Николаевич Яблочков в 1876 году запатентовал дуговую лампу без регулятора, разработал и внедрил систему электрического освещения на однофазном переменном токе (1876–1878). Первый электрический двигатель постоянного тока в 1838 году создал русский ученый Б. С. Якоби. Первый двухфазный асинхронный электродвигатель создан чехом Н. Теслой в 1888 году, а трехфазный – русским М. О. Доливо-Добровольским в 1889 году. Первый опытный электровоз был построен в Германии Э. В. Сименсом в 1879-м, а в России Ф. А. Пироцким в 1880 году. Первая тепловая электростанция появилась в США в 1880 году, а в Санкт-Петербурге – в 1882 году. Перечень достижений, связанных с освоением и использованием электричества в практических целях в различных сферах экономики и повседневной жизни, можно было бы продолжать. Но даже перечисленного достаточно, чтобы увидеть, как в XIX веке на смену энергии пара, паровым двигателям постепенно приходит электрическая энергия, электрический двигатель. По всем параметрам: высокий коэффициент полезного действия, быстроходность и агрегатная мощность – электрические двигатели намного превосходили паровые.

Что знал об электричестве В. И. Ленин? Насколько он ориентировался в современных ему достижениях науки и техники? Нетрудно заметить, что все основные изобретения в сфере электричества были сделаны уже к тому времени, когда Володя Ульянов (родился в 1870 году) еще учился в гимназии. Он, правда, учился не в реальной, а в классической гимназии, то есть с уклоном в изучение языков и гуманитарных предметов. В его многочисленных трудах имеется достаточно свидетельств о том, что он понимал суть происходившего материально-технического переоснащения экономик передовых стран. Стоит вспомнить, что Ленин знал несколько иностранных языков. Он «проглатывал» большой объем литературы на иностранных языках. С 1895 по 1917 год будущий глава советского правительства бывал, жил в этих самых передовых странах – в Англии, Австро-Венгрии, Германии, Дании, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии.

В декабре 1920 года на VIII съезде Советов был принят план ГОЭЛРО. Предусматривалось строительство крупных электростанций в течение 10–15 лет. В обеспечении страны электроэнергией Ленин вслед за крупнейшими учеными страны видел ключ к развитию промышленности, всей экономики, производительных сил страны. Только развитая экономика могла обеспечить высокий уровень жизни населения, построить коммунистическое общество. Но гарантией успеха Ленин считал крепкую политическую систему – Советскую власть. Так и родилась его знаменитая формула.

Однако было бы крайне примитивно сводить ленинскую стратегию построения коммунизма только к одной формуле. Ленин хорошо понимал и значительно более важную проблему: «Русский человек – плохой работник по сравнению с передовыми нациями» . Эти слова официальная советская пропаганда не любила цитировать и уж тем более предпочитала не комментировать. А обратить внимание было на что.

Многочисленные данные начала 1920-х годов давали катастрофическую картину падения производительности труда. Экономист А. Гольцман на основании официальных данных подсчитал, что в промышленности было выработано: в 1920 году – 228,3 дня, в 1921 году – 221,5 дня, в 1922-м – 257,9, в 1923-м – 260,7 дня. А должно было вырабатываться без воскресных дней, праздников и двухнедельного отпуска 284 дня! В 1923 году было фактически выработано 1948 часов. Во Франции вырабатывали 3050, в Англии – 3060, а в дореволюционной России – 3100. Автор сделал вывод о том, что потеря рабочего времени в сравнении с дореволюционным периодом составила 37 % . Народный комиссар Рабоче-крестьянской инспекции (советского контрольного органа) и председатель Центральной контрольной комиссии (партийного контрольного органа) В. В. Куйбышев считал, что производительность труда в послереволюционной России в сравнении с дореволюционным периодом составила 50–60 % и меньше. Если с октября 1922 года до января 1924 года зарплата выросла на 90 %, то производительность труда всего на 23,3 %. Нарком РКИ и председатель ЦКК обращал внимание на плохое использование рабочего дня. При формальном 8-часовом рабочем дне производительная работа составляла от 1 часа 45 минут до 4 часов . Инженерам, которые на государственных предприятиях пытались бороться за повышение производительности труда и полноценный рабочий день, нередко приходилось менять место работы. Часть рабочих аббревиатуру нэп стала расшифровывать как «новую эксплуатацию пролетариата».

Думается, что Ленин хорошо понимал все эти проблемы. Он очень рассчитывал на электрификацию как на мощный рычаг модернизации материально-технической базы страны. Он видел в электрификации средство воздействия на сознание трудового населения России. Победу в соревновании с капитализмом Ленин считал возможной только в том случае, если социализму удастся обеспечить более высокую производительность труда.

В том, что советская политическая система обеспечит более рациональное использование производительных сил, в основе которых лежит применение электрической энергии, Ленин, по-видимому, не сомневался. Поэтому казалось, что до коммунизма рукой подать. Обман зрения?

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 189.

Глеб Кржижановский родился на Волге. От монтера дослужившись до заведующего кабельной сетью в «Обществе электрического освещения 1886 года», решил поэкспериментировать с добычей электричества от энергии речных вод в родных местах. Но в начале 1910-х проект строительства гидроэлектростанции в районе Самары остался на бумаге. Его раскритиковали инженеры местного отделения Русского технического общества, а епископ Самарский и Ставропольский Симеон назвал начинание «богоотступника» Кржижановского «крамолой».

Девяносто лет назад, в феврале 1920 года, «богоотступник» мог торжествовать победу: советское правительство назначило его председателем Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). Новые хозяева страны понимали: хозяйство, разрушенное Гражданской войной и военным коммунизмом, надо восстанавливать. У Кржижановского были идеи на этот счет, которые незадолго до назначения он изложил в записке председателю Совнаркома Владимиру Ленину. Размышляя над бумагой, глава советского правительства мечтал: «Примерно: в 10 (5?) лет построим 20–30 (30–50?) станций, чтобы нам всю страну усеять центрами на 400 (или 200, если не осилим больше) верст радиуса… Через 10 (20?) лет сделаем Россию «электрической». (…) Доработаемся до стольких-то (тысяч или миллионов лошадиных сил или киловатт?? Черт его знает) машинных рабов и проч.».

В плане Кржижановского вождя большевиков привлекала, конечно, не только деловая сторона. Идеологическим стержнем плана было утверждение: «Век пара - век буржуазии, век электричества - век социализма». Советская власть несет народу свет: после двух лет холода, голода и разрухи коммунистам нужны были сильные лозунги.

Называть дореволюционную Россию «темным царством» может только ум, ослепленный пропагандой. Царская Россия имела сопоставимую с Европой энергетику, достойный план электрификации страны и уже начатые масштабные проекты.

Например, на Северной Двине, по данным переписи 1912–1913 года, числилось 2213 гидросиловых установок. Предвоенный экономический бум с 1910-го по 1914 год увеличил число акционерных обществ в электроэнергетике с 12 до 22, а их капитал на 71%. Активную роль в финансировании электрификации играл иностранный капитал. В 1910 году немецкая компания Siemens & Halske в партнерстве с американской Westinghouse заложила Волховскую ГЭС: основными потребителями электричества должны были стать проектируемое в Петербурге метро и пригородные железные дороги. Финансисты «Частного банка» и «Французского кредита» решили вложиться в строительство электрифицированной дороги Владикавказ - Тифлис. Русские инвесторы учредили в 1912 году общество для электрификации участка Москва - Сергиев Посад. Наиболее масштабным выглядел проект 1912 года по сооружению канала Волга - Дон и перекрытию плотиной порогов Днепра. В этом консорциуме участвовали немцы из Siemens & Halske, французы из Batignolles, русские банки и отечественное «Общество электрической силы водопадов». В большевистских словах о «темной России» сквозила фальшь. По валовой мощности гидроустановок в 1911–1913 годах Россия стояла на третьем месте в мире, уступая только Канаде и США.

В отличие от ленинских разработчиков царские инженеры не грезили фантазиями создать электрический плуг, а в центр электрификации ставили увязанность с энергетикой главных инфраструктур: железных и шоссейных дорог, судоходства, связи. Первые подходы к масштабному проекту сформулировала в 1909–1912 годах Междуведомственная комиссия для составления плана работ по улучшению и развитию водяных сообщений Империи. Ее наработки перешли к Управлению внутренних водных путей и шоссейных дорог Министерства путей сообщения. Зная масштабы страны и обилие водных ресурсов, царские специалисты делали ставку на гидроэнергетику. Конечно, соглашались они, в России пока не удастся получить станций под стать Ниагарской в США или Рейнской в Швейцарии, но в ближайшем будущем можно охватить 15–20 полноводных рек и озер. Ставка делалась не на бездумное извлечение энергии из «белого угля», а на строительство удобных водных путей, коротких маршрутов, шлюзование. По записке МПС от 25 февраля 1917 года планировалось затратить на гидрообъекты до 600 млн золотых рублей, получив 860 МВт мощности; 79% финансирования шло на водные пути и лишь 21% - на саму гидроэнергетику. И доходы от нее не должны были уходить на сторону, их получало только МПС, чтобы электрифицировать железные дороги и, экономя уголь, снижать тарифы.

Провал затеи ГЭС в Самарской луке вызвал у инженера Кржижановского аллергию к гидроэнергетике в целом. К началу революции он преуспел как руководитель первой в России районной электростанции на торфе «Электропередача» на востоке Подмосковья. Сжигать «дары болот» казалось делом более скорым и оправданным, чем строить плотины и шлюзы. В раздел «Электрификация и водная энергия» плана ГОЭЛРО так и записали: «Если обратиться к России, то ее гидросиловые возможности сосредоточены главным образом на периферии государства». На равнинных реках считалось возможным лишь возведение мелких установок в 1100–2000 лошадиных сил и в тех местах, где поблизости нет сухого топлива.

«Электрическим станциям на торфу предстоит громадная будущность», - убеждал соратников Кржижановский. После того как Ленин поставил Глеба Максимилиановича во главе ГОЭЛРО, спорить с ним было все сложнее. Вождь отвел ему всего два месяца на разработку плана. Требования Ленин предъявил жесткие, но комфортом не обделил, оставил, например, в бессрочное личное пользование особняк на Садовнической, который при царе принадлежал «Обществу 1886 года». Навязчивая идея настроить близ городов электростанций, привязанных к местному, пусть даже неэффективному топливу, легла на бумагу как альфа и омега плана.

Потенциальных оппонентов спорной затеи тепловых районных станций пытались ублажить. Приглашенные в комиссию, они обрели не только литерные пайки, но и возможность удовлетворить технические амбиции. Например, Генрих Графтио. Гидроэнергетик до мозга костей и фанатик электрификации железных дорог. Неужели он не понимает, что коптить небо торфом, имевшим низкий КПД, да концентрировать эти станции вблизи городов - не лучшая затея? Но спорить с затеями Кржижановского Графтио не стал, удовольствовавшись тем, что в план вошла достройка Волховской ГЭС, которую он, Графтио, проектировал и начинал. Получая мандат члена комиссии ГОЭЛРО, Генрих Осипович понимал, что бумага спасет его от многих напастей. Когда домком постановил выселить профессора из питерской квартиры, Кржижановский утряс этот вопрос. В 1921 году стряслось дело посерьезнее: бывшего надворного советника Графтио арестовала ЧК. Поначалу руководителю Волховстроя не помогло даже то, что он был автором аббревиатуры ГОЭЛРО. Свобода улыбнулась лишь после персонального звонка Ленина в чрезвычайку.

В отличие от пассажиров «философского парохода» инженеров из бывших большевикам приходилось терпеть. Известный электротехник профессор Карл Круг не скрывал враждебности к Советской власти, но был приглашен в комиссию ГОЭЛРО и с 1920 года возглавил Государственный экспериментальный электротехнический институт. Вместе с Леонидом Рамзиным и Александром Коганом Круг написал самый толковый раздел плана ГОЭЛРО «Электрификация и промышленность». Три предшествующих ему главных раздела, вышедших из-под пера Кржижановского, оказались куда менее конкретны, расплывчаты и наивны.

В мозгу шефа комиссии технократическая извилина переплеталась с идеологической: как-никак автор русского текста революционной «Варшавянки» Кржижановский числился членом РСДРП с 1893 года. Идеологическая «обработка» и «проработка» спецов воспринималась начальником ГОЭЛРО как одна из должностных обязанностей. На заседании ГОЭЛРО 26 июля 1920 года слушали доклад Льва Литошенко «Экономические условия электрификации сельского хозяйства». Кржижановский не скрывал возмущения: «Литошенко… строит свой доклад на том положении, что основную ставку нужно делать на крепкого хозяина, т. е. на кулака-предпринимателя… Наша агрономическая группа является в целом сторонником создания социалистического типа хозяйства… Мы проектируем электрификацию земледелия не такую, как предполагает т. Литошенко…»

Мысль годилась для всех сфер жизни: энергетика нужна не сама по себе, а как изменение уклада. Ленин, прочитав в 1920 году книгу Бухарина «Экономика переходного периода», жирным карандашом подчеркнул строчки: «Даже в самых мощных капиталистических странах применение электрической энергии… наталкивалось на границы, указываемые частной собственностью» и «отмена частной собственности, патентного права и коммерческой тайны, единство плана и т. д. делают возможным переход на электрическую энергию». Здесь председатель правительства сделал пометку: «Об этом надо бы больше!» И уже Кржижановский без ложной скромности заимствует идеи немецкого профессора Карла Баллода из книги «Государство будущего»: через план и электричество сделать новый тип хозяйства - сначала в России, а повезет с мировой революцией, и в Германии.

Нет 11-часовому рабочему дню, монотонным работам, индивидуальной интенсификации! Нет алкогольным напиткам и пивоварению! Перекуем крестьян в сельскохозяйственных рабочих! Условия труда и быта, культуру изменим коренным образом! Все эти заманчивые вещи записываются в план ГОЭЛРО. Похоже на отдушку. Ну а где же начинка пирога? От какой печки плясать? «Районные станции, - заклинает Кржижановский, - должны сделаться теми оазисами, теми центрами, которые будут обрастать новыми промышленными и культурными ценностями, строя совершенно новую карту промышленной и экономической географии». Вот когда перед жителями страны замаячили трубы от ТЭЦ в городах плюс гниющие под землей теплоцентрали.

Поддержать идею «районок» перед Лениным взялся председатель Главторфа Иван Радченко. Кржижановский, обличая Троцкого за трудовые армии, не имел ничего против использования подневольного труда при строительстве своих любимых станций. «Неизбежно придется, - настаивал он, - декретировать трудовую повинность». Его не смущало, что в разгар сельхозработ из окрестных деревень предстоит сгонять на неоплачиваемые заготовки тысячи баб и девушек-подростков. В план ГОЭЛРО запишут строительство 20 районных тепловых станций общей мощностью 1 110 000 кВт. Большая часть из них на местном топливе - угле, сланцах, торфе, древесине.

Чтение доклада об электрификации на VIII съезде Советов в декабре 1920 года было триумфальным. Большой театр был недоосвещен и недоотоплен, но депутаты бурно аплодировали и выкрикивали лозунги. Тон задал председатель правительства. Показывая на томик «Плана ГОЭЛРО», Ленин не оставил ни у кого сомнений: «На мой взгляд, это - наша вторая программа партии». И добавил фразу, ставшую крылатой: «Коммунизм - это есть советская власть плюс электрификация всей страны… Мы доведем дело до того, чтобы хозяйственная база из мелкокрестьянской перешла в крупнопромышленную».

Из плана ГОЭЛРО было ясно: молодое советское государство делает ставку на госкапитализм. Частнику в обновленном хозяйстве места не оставалось. В остальном план имел много нестыковок и туманностей. Например, карта на сцене Большого, где лампочками подсвечивались 27 новых электростанций, четко показывала закольцовку энергосистемы. Правое полукольцо проходило по Волге. Но гидроэлектростанции здесь никто строить не собирался! По крайней мере в отведенные планом ГОЭЛРО 10 лет. Забыв про энергию реки, авторы плана располагали станции на твердом топливе от Царицына до Нижнего Новгорода. Или взять электрификацию железной дороги Кривой Рог - Царицын. Ее затевали, чтобы быстрее возить уголь на Волгу. И на годы отодвинули рожденный при царе проект Волго-Донского канала, по которому доставлять уголь было в разы дешевле.

Создатели поделили план ГОЭЛРО на две программы. «Программа А» оказалась реалистичной, она предусматривала восстановление и объединение существовавших с царских времен электростанций в Петрограде, Московском районе, Донбассе, Урале и была выполнена к 1926 году.

«Программа Б», намечавшая новые, частью далекие от энергетики стройки, оказалась более путаной. Чего стоит одна смета затрат на ГОЭЛРО за 10 лет. Из 17 млрд золотых рублей на саму электрификацию выделялось лишь 1,2 млрд. Куда должно было пойти остальное? На увеличение выпуска в обрабатывающей промышленности до 80% от довоенного уровня направлялось 5 млрд рублей, на добывающую промышленность - 3 млрд, на восстановление транспорта - 8 млрд рублей.

На строительство объектов ГОЭЛРО не хватало 6 млрд рублей. По рецепту государственной комиссии дефицит «может быть покрыт путем концессий и кредитных операций, вывоза сельскохозяйственной продукции, леса и нефтепродуктов». Ленин добавил к этому еще идею: сплавление северного леса за границу «могло бы дать до полумиллиарда валютных рублей в ближайшее же время». Концессий в энергетике так и не допустили. Зато сэкономили на рабочей силе: в «стройтрудармиях» на объектах ГОЭЛРО работали не только вольнонаемные, но и десятки тысяч заключенных.

Индустриализация выползала из утробы ГОЭЛРО. Никто не спорил о ее необходимости. Члены комиссии по электрификации в 1923 году рапортовали, что «Электросила» изготовила четыре гидрогенератора мощностью по 7,5 МВт для Волховской ГЭС. В газетных передовицах, правда, старались не упоминать, что питерский завод, конфискованный большевиками у Siemens & Halske, и до революции выпускал подобные агрегаты с фирменным клеймом качества. Сумела бы сделать «Электросила» турбины для затевавшейся тогда Днепровской гидроэлектростанции? Руководители советского государства рисковать не стали. Заказ разместили на американской корпорации General Electric.

Средств и жизней на ДнепроГЭС не жалели. Еще бы: станция обещала стать самой мощной в мире! И опять, выпячивая ее как жемчужину социализма, старались забыть, что первый проект перекрытия днепровских порогов появился еще в 1905 году в чертежах Генриха Графтио. Кстати, и тогда, и позднее, в 1912 году, когда за проект взялся бизнес-консорциум, хотели построить три плотины. Затопление выходило более бережным. В случае же с гигантским ДнепроГЭСом, начерченным гоэлровцем Александровым, под воду уходили десятки тысяч гектаров украинских черноземов.

Качество строительства и монтажа оборудования обеспечили американские специалисты. Заливала бетон рабочая сила, свезенная в запорожские бараки со всего СССР. В сроки, записанные в ГОЭЛРО (10, максимум 15 лет), ДнепроГЭС не уложился: только в 1939 году станция вышла на проектную мощность 
560 МВт.

Но в те годы партийные боссы озвучивали совсем иные итоги ГОЭЛРО. Исключительно триумфальные. По утверждению наркома Серго Орджоникидзе, план был выполнен к 1930 году, а к 15-летию ГОЭЛРО (1935 год) страна построила вместо тридцати районных электростанций - сорок и мощностью втрое выше, чем предусматривал план. Правда, баланс по гидроэлектростанциям ораторы обходили стороной. Из запланированных ГОЭЛРО восьми (по другому варианту десяти) плотин относительно в срок появились лишь Волховская, Нижне-Свирская и Днепровская ГЭС.

Канонизация плана, освященного «лампочкой Ильича», не утихала все советские годы. Профессионалы, конечно, знали, что история российской энергетики начинается значительно раньше 22 декабря 1920 года, но предпочитали об этом не говорить. Ритуальное слово «ГОЭЛРО» настолько въелось в умы, что даже реструктуризацию российской электроэнергетики под руководством Анатолия Чубайса назвали ГОЭЛРО-2.

В настоящее время воплощаются в жизнь самые заветные народные мечты и чаяния.

Теперь, когда я бываю в ослепительно освещенном зале Большого театра и оглядываю золото и пурпурный бархат ярусов с нарядно одетой публикой, я невольно вспоминаю этот зал в зиму 1920 года...

22 декабря 1920 года здесь заседал VIII Всероссийский съезд Советов, в порядке дня которого стоял ленинско - сталинский план электрификации России. Об обстановке этого заседания можно судить по описанию Алексея Толстого:

«В пятиярусном зале Большого театра в тумане, надышанном людьми, едва светились сотни лампочек красноватым накалом. Было холодно, как в погребе. Когда вспыхивала карта электрификации России, тусклое золото ярусов в зале начинало мерцать, и становились видны напряжённые, худые лица, с глазами, расширенными вниманием... Люди в зрительном зале, у которых в карманах военных шинелей и простреленных бекеш было по горсти овса, выданного сегодня вместо хлеба, не дыша, слушали о головокружительных, но вещественных перспективах революции, вступающей на путь творчества».

Я живо помню делегатов съезда - солдат, рабочих и крестьян - и на трибуне - Владимира Ильича, который, поднимая перед собой план ГОЭЛРО, говорил: - «На мой взгляд, это наша вторая программа партии...

Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».

В суровых условиях зимы 1920 года Ленин и Сталин выдвинули электрификацию как главную ударную задачу молодой республики.

Принятие плана ГОЭЛРО было мировым событием и вызвало в стане врагов советской власти целую бурю злонамеренной критики и насмешек.

Руководя на фронтах разгромом белогвардейцев и интервентов, Сталин совместно с Лениным не только отстоял план ГОЭЛРО от врагов, но поставил его реализацию на практические рельсы.

Отношение Сталина к плану ГОЭЛРО видно из его замечательного письма Ленину, которое теперь хорошо известно каждому советскому человеку.

«Превосходная, хорошо составленная книга, - писал Сталин. - Мастерский набросок действительно единого и действительно государственного хозяйственного плана без кавычек. Единственная в наше время марксистская попытка подведения под советскую надстройку хозяйственно - отсталой России действительно реальной и единственно возможной при нынешних условиях технически - производственной базы... начать немедленный практический приступ к делу...».

В своём письме товарищ Сталин наметил целую программу практических мер, обеспечивающих развёртывание работ по осуществлению плана ГОЭЛРО.

Почти тридцать лет прошло со дня написания этого замечательного письме, и всегда при начинаниях крупного масштаба учёные и инженеры снова и снова обращаются к этому тексту, в котором Сталин с величайшим мастерством и решительностью в то суровое время перебросил мост от теории к практике, предусмотрев все необходимые начальные мероприятия для великой стройки.

Учение Ленина и Сталина об электрификации является богатейшим вкладом в мировую прогрессивную науку. Никто ещё не осмеливался поколебать основные положения этого учения. Вот основные его принципы: электрификация всей страны как основа для создания самых передовых производительных сил; планомерное перевооружение всех отраслей народного хозяйства, культуры и быта на основе их электрификации; производство электроэнергии на центральных, районных электростанциях; широкое использование для производства электроэнергии местных низкосортных видов топлива; строительство гидроэлектростанций с учётом комплексного решения водохозяйственных задач (энергетика, транспорт, орошение и т. д.); создание энергетических систем, постепенно вырастающих в единую электроэнергетическую систему страны; равномерное и рациональное размещение электроэнергетического хозяйства и производительных сил в стране с учётом подъёма отсталых районов и т. д.

Товарищ Сталин, глубоко оценивший значение и роль плана электрификации для судеб Советской республики, последовательно развивает его целее и добивается не только его выполнения, но и перевыполнения.

Уже на XIV съезде партии товарищ Сталин в политическом отчёте ЦК, подводя первые итоги, говорил:

«Особо нужно отметить вопрос об электрификации. Планом ГОЭЛРО в 1921 году намечена была постройка в течение 10 - 15 лет 30 электростанций мощностью в 1500 тыс. киловатт и стоимостью в 800 млн.

золотых рублей. До Октябрьской революции мощность электростанций составляла 402 тыс. киловатт. Нами построены до настоящего времени станции мощностью в 152,35 тыс. киловатт и намечено к пуску в 1926 году 326 тыс. киловатт. Если развитие пойдёт таким темпом, то в 10 лет, т.е. примерно к 1932 году (минимально намеченный срок), план электрификации СССР будет осуществлён».

Слова товарища Сталина блестяще оправдались.

По основным показателям план электрификации выполнен в 1931 году. В максимально же намеченный срок, т.е. через 15 лет (1936 год), он был перевыполнен почти в 3 раза.

КОММУНИЗМ ЕСТЬ СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ

Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно. Эта задача длительная, не менее, как на 10 лет, при условии привлечения к этой работе массы техников, которые дадут съезду Советов целый ряд печатных документов, где разрабатывается детально этот план. Меньше, чем через 10 лет, мы не можем осуществить основы этого плана, создать 30 крупнейших районов электрических станций, которые дали бы возможность перевести всю промышленность на современные основания. Понятно, что без этой перестройки всей промышленности, с точки зрения условий крупного машинного производства, социалистическое строительство останется только суммой декретов, останется политической связью рабочего класса с крестьянством, останется спасением крестьянства от колчаковщины, деникинщины, останется примером для всех держав мира, но не будет иметь своей основы. Коммунизм предполагает Советскую власть, как политический орган, дающий возможность массе угнетенных вершить все дела, — без этого коммунизм немыслим. И во всем мире мы видим доказательство этого, потому что идея Советской власти, ее программа во всем мире одерживает безусловную победу. Это мы видим из каждого эпизода борьбы против II Интернационала, который держится помощью полиции, попов и старых буржуазных чиновников рабочего движения.

Этим обеспечена политическая сторона, но экономическая может быть обеспечена только тогда, когда действительно в русском пролетарском государстве будут сосредоточены все нити крупной промышленной машины, построенной на основах современ-ной техники, а это значит — электрификация, а для этого нужно понимать основные условия применения электричества и соответственно понимать и промышленность и земледелие. Задача громадная, срок для ее осуществления требуется гораздо более значительный, чем тот, в течение которого мы отстояли свое существование против военного нашествия. Но мы этого срока не боимся, мы считаем завоеванием то, что мы привлекли десятки и сотни инженеров и представителей науки, пропитанных буржуазными взглядами, дали им задание реорганизации всего хозяйства, промышленности и земледелия, вызвали в них интерес и получили множество материала, который сводится в целый ряд брошюр. Каждый район по электрификации освещен отдельной брошюрой… К съезду Советов будут изданы брошюры, посвященные каждому району и дающие весь план реорганизации. Задача в том, чтобы со всех концов, в каждой партийной ячейке, в каждом советском учреждении по этому единому плану, рассчитанному на долгий ряд лет, систематически велась работа, чтобы в недалеком будущем мы могли представить конкретно, насколько и как мы двигаемся вперед, не впадая ни в какой самообман и не скрывая трудностей, которые стоят перед нами. Эта задача единого хозяйственного плана, его осуществление во что бы то ни стало становится перед всей республикой.

ПЛАНЫ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Идея разработки плана ГОЭЛРО, его концепция, программа и конкретные характеристики восходят к уровню и обстоятельствам развития и энергетики России, и вообще всей ее промышленности на рубеже XIX-XX веков.

Россия, как известно, вступила на капиталистический путь позже ряда стран Западной Европы и США и значительно отставала от них по многим важнейшим характеристикам. Обладая, например, огромными природными богатствами, она добывала во много раз меньше полезных ископаемых - угля, железной руды и даже нефти, чем США, выплавляла гораздо меньше чугуна и стали. Но темпы промышленного развития России были более высокими, чем на Западе: за одно только последнее десятилетие XIX века ее промышленное производство выросло вдвое, а в тяжелой промышленности - почти втрое. Но несмотря на это, а также на дешевый рынок рабочей силы и мощный приток иноземного промышленного капитала, Россия даже в 1913 году продолжала отставать от ведущих стран мира.

Примерно таким же, как в промышленности, было и положение в электроэнергетике. В том же 1913 году в России на душу населения вырабатывалось всего 14 кВт.ч, тогда как в США - 236 кВт-ч. Но если по количественным характеристикам дело обстояло именно так, то по качественным мы нисколько не уступали передовым зарубежным странам.

Уровень оснащенности российских электростанций и их мощность вполне соответствовали западным и росли одновременно с ними. Интенсивное развитие российской электроэнергетики в начале ХХ века определялось появлением, а затем и внедрением в промышленность электропривода, зарождением электрического транспорта, ростом электрического освещения в городах.

Однако все строившиеся в России электростанции - в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Баку, Риге и т.д. имели ограниченное (от одного до нескольких десятков) число потребителей и энергетически связаны между собой не были. Мало того: значения величин их тока и частот имели колоссальный разброс, поскольку никакой единой системы при разработке этих станций не существовало.

Между тем отечественная электротехническая школа считалась одной из лучших в мире. Деятельность ее координировалась VI (электротехническим) отделом Русского технического общества, а также всероссийскими электротехническими съездами, которых с 1900 по 1913 год состоялось целых семь. На этих съездах рассматривались как технические, так и сугубо стратегические проблемы. В частности, вопрос о том, где лучше строить тепловые электростанции: непосредственно в промышленных регионах - с тем, чтобы подвозить к ним топливо, или, напротив, - в месте добычи этого топлива, чтобы затем передавать электроэнергию по линиям электропередач. Большинство российских ученых и инженеров -электротехников склонялись ко второму варианту - главным образом потому, что в центральной России имелись крупнейшие запасы бурых углей и особенно торфа, для перевозки непригодного и в качестве топлива практически не применявшегося.

Опыт по созданию таких районных станций, работавших на местном, а не на привезенном издалека топливе и обеспечивавших электроэнергией крупный промышленный регион, был впервые реализован под Москвой в 1914 году. Близ Богородска (впоследствии г. Ногинск) соорудили торфяную электростанцию "Электропередача", энергия от которой передавалась потребителям в Москве по высоковольтной линии напряжением 70 кВ. Кроме того, впервые в России эту станцию включили параллельно другой. Ею стала работавшая в Москве с 1897 года электростанция на Раушской набережной (ныне 1-я МОГЭС). В 1915 году на совещании по проблемам использования подмосковного угля и торфа выступил с докладом директор станции "Электропередача" Г. М. Кржижановский. В его докладе уже содержались все те главные принципы энергостроительства, которые через пять лет стали основой будущего плана ГОЭЛРО.

По мере роста энергостроительства в России специалисты все больше убеждались в том, что стране нужна единая общегосударственная программа, которая увязала бы развитие промышленности в регионах с развитием энергетической базы, а также с электрификацией транспорта и жилищно-коммунального хозяйства. На электротехнических съездах неоднократно принимались резолюции о государственном значении электроснабжения, о необходимости сооружения крупных электростанций вблизи топливных месторождений и в бассейнах рек и связывании этих станций между собой при помощи развитой сети электропередач.

Нельзя, однако, сказать, чтобы российские государственные власти хоть как-то реагировали на эти резолюции, тогда как у местной общественности энергостроительство вызывало порой весьма своеобразные реакции. К примеру, разработка Г. М. Кржижановским проблемы использования гидроресурсов Волги в районе Самарской Луки стала причиной следующего письма:

"Конфиденциально. Стол № 4, № 685. Депеша. Италия, Сорренто, провинция Неаполь. Графу Российской Империи его сиятельству Орлову-Давыдову. Ваше сиятельство, призывая на вас Божью благодать, прошу принять архипастырское извещение: на ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии. С истинным архипастырским уважением имею честь быть вашего сиятельства защитник и богомолец. Епархиальный архиерей преосвященный Симеон, епископ Самарский и Ставропольский. Июня 9 дня 1913 года".

Все это вместе взятое не могло не влиять на настроения инженеров-электротехников и, возможно, стало одной из причин того, что многие из них, и в том числе Аллилуев, Красин, Кржижановский, Смидович и другие, были причастны к революционному расшатыванию страны. Тем более, что вожди мирового пролетариата оказались в этом отношении куда прозорливее властей царской России и предвидели ту ключевую роль, которую предстояло сыграть в социальном преобразовании общества электричеству…

В. Гвоздецкий. План ГОЭЛРО. Мифы и реальность.

КРЕМЛЕВСКИЙ МЕЧТАТЕЛЬ?

Мы начали беседу с обсуждения будущего больших городов при коммунизме.

Мне хотелось узнать, как далеко пойдет, по мнению Ленина, процесс отмирания городов в России. Разоренный Петроград навеял мысль, которая раньше не приходила мне в голову, что весь внешний облик и планировка города определяются торговлей и что уничтожение ее, прямо или косвенно, делает бессмысленным и бесполезным существование девяти десятых всех зданий обычного города. "Города станут значительно меньше», - подтвердил Ленин. "И они станут иными, да, совершенно иными". Я сказал, что это означает снос существующих городов и возведение новых и потребует грандиозной работы. Соборы и величественные здания Петрограда превратятся в исторические памятники, как церкви и старинные здания Великого Новгорода и храмы Пестума. Огромная часть современного города исчезнет. Ленин охотно согласился с этим. Я думаю, что ему было приятно беседовать с человеком, понимавшим неизбежные последствия коллективизма, которых не могли полностью осознать даже многие его сторонники. Россию надо коренным образом перестроить, воссоздать заново...

А как промышленность? Она тоже должна быть реконструирована коренным образом?

Имею ли я представление о том, что уже делается в России? Об электрификации России?

Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех "утопистов", в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает все, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района. Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверх фантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром. Он видит, как вместо разрушенных железных дорог появляются новые, электрифицированные, он видит, как новые шоссейные дороги прорезают всю страну, как подымается обновленная и счастливая, индустриализированная коммунистическая держава. И во время разговора со мной ему почти удалось убедить меня в реальности своего предвидения.

Г. Уэллс. Россия во мгле.

НАШ ОТВЕТ УЭЛЛСУ

— …Приезжайте через десяток лет и посмотрите, что у нас будет! — сказал на прощанье кремлевский мечтатель знаменитому английскому писателю.

Но писатель не приехал. А жаль. Пока он писал свою книгу «Россия во мгле», пока книга издавалась, переводилась на европейские и восточные языки, пока смаковалась поклонниками-читателями, «кремлевские мечты» превращались в действительность, план — фантастический план — ГОЭЛРО был выполнен.

«Взъерошенные» люди, вызывавшие у великого писателя одно презрительное сожаление, извлекали из недр земли лежавшие под спудом рудные сокровища и превращали их в машиностроительные заводы, в генераторы, трансформаторы, гигантские турбины. Они научились делать это — «дикие, некультурные» люди! Они рыскали всюду, от полярного круга до горячего песчаного Туркестана, и в этой «равнинной стране с вялым течением рек» нашли бурные, стремительные реки, водопады, низвергающиеся с четырехсотметровой высоты, и сковывали их цепями железа и бетона. План ГОЭЛРО превратился в генеральный план электрификации СССР.

Два миллиона киловатт ГОЭЛРО казались электрификацией. Но когда эти два миллиона потекли по проводам, завертели колеса машин, засветились огнями — первыми огнями среди вековой тьмы российских просторов, — уже никому не кажутся фикцией шестьдесят миллионов киловатт генерального плана.