Какие доказательства не рассматриваются судом. Судебное доказывание и доказательства в гражданском процессе


Введение

Понятие и виды внутриличностных конфликтов

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов

Формы проявления и способы разрешения внутириличностных конфликтов

Заключение

Список литературы


Введение


Конфликты занимают особое место в жизни человека и общества. Управление ими в организации является одним з важнейших направлений в деятельности руководителя. От его конфликтологической компетентности зависит успех в решении сложных конфликтологических задач и успех в целом его управленческой деятельности, создании здорового социально-психологического климата в организации.

Конфликт - явление, знакомое каждому человеку, тем более руководителю организации. В переводе с латыни conflictus означает буквально столкновение. Наука, изучающая конфликты (конфликтология) появилась в середина 20 века, но сам феномен конфликта существует столько, сколько живет на Земле человек. Практически ни один мыслитель древности не обходил тему конфликтов. В древнекитайской философии размышления о конфликтах можно найти у Конфуция, Сунь-Цзы и других мыслителей. В древнегреческой философии заслуживают внимания конфликтологические идеи Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля и многих других. Не теряло своей актуальности тема конфликтов в средние века и в эпоху Возрождения, в эпоху Нового времени и эпоху Просвещения. В центре внимания мыслителей и ученых конфликт находился в XIX и XX веках.

Мысль о том, что конфликты-вечный спутник человеческой жизни, очень хорошо выразил один из современных исследователей этой проблемы Чарльз Ликсон: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».

Конфликты с участием человека можно классифицировать как социальные и внутриличностные.

Социальные конфликты: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты.

Внутриличностные конфликты: между «хочу» и «не хочу»; «могу» и «не могу»; «хочу» и «не могу»; «хочу» и «нужно»; «нужно» и «не нужно»; «нужно» и «не могу».

Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения - суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения.

В данной контрольной работе будет рассмотрен один из видов внутриличностного конфликта: нужно - не могу.


.Понятие и виды внутриличностных конфликтов

внутриличностный конфликт

Внутриличностный конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличностных конфликтов. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.

Исходя из этого выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.

Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).

Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями - классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.

Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).

Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов). Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А, Захаров). Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).

Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле - при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека - профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.

Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. (А. Петровский, М. Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова), между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен).

Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.


2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов


Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по 3. Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3. Фрейдом в его взглядах на структуру личности. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), «Я» (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).

Оно - это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.

«Я» - это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.

Сверх-Я - это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает «Я». Если «Я» не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутри-личностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как: проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937)

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Адлер объясняет не только механизмы формирования внутрилич-ностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых - это развитие «социального чувства», социального интереса. Развитое «социальное чувство» в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т. п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т. п.); б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т. п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875-1961)

К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях - экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ощущающий-интроверт; эмоциональ-ный-экстраверт; эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстра-верт; интуитивный-интроверт.

Главным в типологии Юнга является направленность - экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.

Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное - мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт. (

Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900-1980)

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902-1994)

Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. Стадии психосоциального развития личности по Э. Эриксону приводятся в табл. 8.1.

Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890-1947)

Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов, представленная в табл. 8.2.

Кроме изложенных выше психологических концепций внутриличностных конфликтов существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.


3. Формы проявления и способы разрешения внутириличностных конфликтов


Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.


Таблица 1. Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

СтадияВозрастСодержание кризисаПозитивное разрешение10-1год новорожденныйДоверие - недовериеДоверие21-3 года раннее детствоАвтономия - стыд, сомнениеАвтономия33-6 лет «возраст игры»Инициатива- чувство виныИнициатива46-12 лет младший школьный возрастТрудолюбие - чувство неполноценностиТрудолюбие512-19 лет средний и старший школьный возрастЯ- идентичность - смешение ролейИдентичность620-25 лет ранняя зрелостьБлизость - изоляцияБлизость726-64 года средняя зрелостьПорождение, творчество-застойТворчество865 лет - смерть поздняя зрелостьИнтеграция - отчаяниеИнтеграция, мудрость

Таблица 2.

Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину

Тип конфликтаПричинаМодель разрешенияЭквивалентный (приближение-приближение)Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектовКомпромиссВитальный (избегание-избегание)Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектамиКомпромиссАмбивалентный (приближение-избегание)Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороныПримирение

Ниже в таблице 3 мы приводим формы проявления внутренних конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей, а в таблице 4 - способы их разрешения.


Таблица 3. Формы проявления внутренних конфликтов

Форма проявленияСимптомыНеврастенияНевыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные болиЭйфорияПоказное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы»РегрессияОбращение к примитивным формам поведения; уход от ответственностиПроекцияПриписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованнаяНомадизмЧастое изменение места жительства, места работы, семейного положенияРационализмСамооправдание своих поступков, действий

Таблица 4. Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Способ разрешенияСодержание действийКомпромиссСделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализацииУходУход от решения проблемыПереориентацияИзменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблемуСублимацияПеревод психической энергии в другие сферы деятельности - занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п.ИдеализацияПредавание мечтаниям, фантазиям, уход от действительностиВытеснениеПодавление чувств, устремлений, желанийКоррекцияИзменение Я-концепции в направлении достижения адекватного представления о себе

Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего мира, велика, и плохо, если человек к ним не подготовлен. Трудно представить человека, у которого не возникают внутриличностные конфликты. Однако необходимо избегать деструктивных внутренних конфликтов, а если они возникают, то разрешать их с минимальными издержками для здоровья.

Зная причины и факторы, способствующие возникновению внутриличностных конфликтов, особенности их переживания, можно обосновать условия их предупреждения.

Для сохранения внутреннего мира личности важно принимать трудные жизненные ситуации как данность бытия, так как они побуждают к активности, работе над собой, а часто и к творчеству.

Большое значение имеет формирование, каждым человеком жизненных ценностей и следование им в своих делах и поступках. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных с сомнениями в истинности того дела, которому человек служит. Надо стараться не быть человеком-«флюгером».

Однако постоянство, верность себе в определенных условиях проявляются как инертность, консерватизм, слабость, неумение приспособиться к изменившимся требованиям. Если человек находит в себе силы поломать привычный способ существования, убедившись в его несостоятельности, то выход из внутриличностного противоречия будет продуктивным. Необходимо быть гибким, пластичным, адаптивным, уметь реально оценивать ситуацию и, если необходимо, меняться.

Важно, уступая в мелочах, не превращать это в систему. Постоянная неустойчивость, отрицание стабильных установок и схем поведения приведут к внутриличностным конфликтам.

Необходимо надеяться на лучшее развитие событий, никогда не терять надежды на то, что жизненная ситуация всегда может улучшиться. Оптимистическое отношение к жизни - важный показатель психического здоровья человека.

Не быть рабом своих желаний, трезво оценивать свои возможности по удовлетворению своих желаний и потребностей.

Необходимо учиться управлять собой, своей психикой. Особенно это относится к управлению эмоциональным состоянием.

Развитие волевых, качеств во многом способствует предупреждению внутриличностных конфликтов. Именно воля, представляющая собой достигнутый уровень саморегуляции своей деятельности и поведения, предполагающая способность принимать решение со знанием дела, должна сопровождать все виды жизнедеятельности человека. Велика роль воли во внутриличностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолеть сложности ситуации.

Постоянно уточнять и корректировать для себя иерархию ролей. Стремление реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, учесть все пожелания окружающих неизбежно приведет к возникновению внутриличностных конфликтов.

Предупреждению ролевых внутриличностных конфликтов способствует достаточно высокий уровень личностной зрелости. Он предполагает выход за пределы чисто ролевого поведения с его шаблонными реакциями, с жестким следованием принятым стандартам. Подлинная нравственность - это не слепое выполнение общепринятых норм морали, а возможность собственного морального творчества, «надситуативной» активности» личности.

Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка человеком своего «Я» была бы соответствующей его действительному «Я», т. е. обеспечивать адекватность самооценки. Заниженная или завышенная самооценка часто связана с нежеланием или неумением признаться себе в чем-либо. Бывает и так, что человек оценивает себя адекватно действительности, но желает, чтобы другие оценивали его иначе. Подобный оценочный диссонанс рано или поздно приведет к внутриличностному конфликту.

Не копить проблемы, которые требуют разрешения. Сдвигание решения задач «на потом» или позиция «страуса с головой в песке» - далеко не лучший способ избегания трудностей, так как в итоге человек вынужден (будет делать выбор, что чревато конфликтами.

Не стоит браться за все сразу, не следует стремиться реализовать все одновременно. Оптимальный выход - создание приоритетов в реализуемых программах и выполняемых задачах. Сложные проблемы лучше решать по частям. Стараться не лгать. Можно возразить, что нет людей, которые бы никогда никому не лгали. Это действительно так. Но всегда есть возможность в ситуациях, когда нельзя сказать правду, просто уклониться от ответа: изменить тему разговора, промолчать, отделаться шуткой и т.д. Ложь может создать внутриличностные проблемы, неприятные ситуации в общении, которые повлекут переживания, актуализацию чувства вины.

Стараться по-философски относиться к превратностям судьбы, не паниковать, если удача изменяет вам.

Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

Факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов. В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Единого рецепта правильного отношения к внутриличностным конфликтам1 нет. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним.

Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, содержания ее веры, от опыта преодоления себя.

Развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутренних конфликтов. Воля составляет основу всей системы саморегуляции человека. В трудных ситуациях воля, как правило, приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания. Если же воля развита недостаточно, побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху.

Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста Внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии - один из путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины - в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.

Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты. Психологическая защита - нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.

Некоторые исследователи считают психологическую защиту непродуктивным средством решения внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее «собственную активность».


Заключение


В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание внутриличностного конфликта. Он рассматривается исходя из того понимания личности, которое сложилось в рамках определенной научной парадигмы. Внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения. Выделяются показатели внутриличностного конфликта в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Интегральными показателями внутреннего конфликта являются нарушение нормального механизма адаптации и усиление психологического стресса.

Основные виды внутриличностного конфликта: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный и конфликт неадекватной самооценки.

Среди условий возникновения внутриличностного конфликта выделяют личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склонности к самоанализу и рефлексии) и ситуативные (внешние: объективные препятствия, требования общества, окружающих; внутренние: противоречие между значимыми, приблизительно равной силы отношениями, которое воспринимается как неразрешимое).

Переживание внутриличностного конфликта - особая форма активности личности, в которой осознается противоречие и происходит его разрешение на субъективном уровне. Основой переживания является психоэмоциональное напряжение, имеющее субъективное качество и предметное содержание.

Внутренние конфликты могут приводить как к конструктивным, так и к деструктивным последствиям. К последним относится возникновение невротического конфликта.

В современной науке суицидальное поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Центральную роль в возникновении суицидального кризиса личности могут играть конфликты, обусловленные спецификой трудовой деятельности, семейных отношений, связанные с асоциальным поведением человека, обусловленные состоянием здоровья или материально-бытовыми трудностями. Суицидальное поведение строится на основе межличностного или внутриличностного конфликта. Непременным условием для этого служит особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой.

Суицид относится к крайне деструктивному выходу из внутриличностного конфликта. Психологическая структура суицидального поведения представляет собой взаимосвязь мотивационных, аффективных, ориентировочных и исполнительных компонентов деятельности и общения личности в условиях кризисной личностной ситуации. Ориентирами для определения конкретных форм и приемов психотерапевтической коррекции суицидального поведения являются интегральные свойства личности суицидента, которые включают в себя ряд уровней психической деятельности: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий.

Существует ряд условий предупреждения внутриличностных конфликтов. Среди них выделяют такие, как: наличие устойчивой системы ценностей и мотивов личности; адаптивность и гибкость; оптимистическое отношение к жизни; умение управлять своими желаниями и эмоциями; развитость волевых качеств; уточнение иерархии ролей; адекватность самооценки; своевременное решение возникающих проблем; правдивость в отношениях и др. Под разрешением внутреннего конфликта понимается восстановление согласованности компонентов внутреннего мира личности, установление единства психики, снижение остроты противоречий жизненных отношений. На разрешение внутренних конфликтов влияют мировоззренческие установки, волевые качества, темперамент, половозрастные особенности личности. Механизмами разрешения внутриличностных конфликтов выступают механизмы психологической защиты: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублимация, рационализация, реактивное образование, компенсация, идентификация и фантазия.


Список литературы


1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.

2.Громова О.Н. Конфликтология. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000. - 320 с.

Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

Ковешников Ю. Урегулирование конфликтов: творческий подход // Учительская газета. - 1996. - № 31. - с.15.

Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Лань, 2001. - 448 с.

Практическая психология/ Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб: Дидактика Плюс, 1998. - 336 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Человек – сложное существо, которое требует изучения. Ученые не только уделяют внимание тому, чтобы изучить организм человека, но также понимают важность внутреннего психологического мира. Человек может сам с собой конфликтовать. Статья рассматривает понятие , его типы, причины появления, способы разрешения и последствия.

Что такое внутриличностный конфликт?

В жизни каждого человека возникают внутриличностные конфликты. Что это такое? Это противоречие внутри самого себя, которое основывается на равнозначных и в то же время противоположных потребностях, желаниях, интересах.

Очень легко запутаться в собственных желаниях. С одной стороны, человек может желать мстить, с другой, он понимает, что его действия навредят его спокойному существованию. С одной стороны, человек хочет быть богатым, с другой, он боится оказаться в глазах окружающих плохим.

Когда человек встает перед выбором, где следует выбрать что-то одно, которое равнозначно по значимости другому, но противоположно ему, тогда он вступает во внутриличностный конфликт.

Развитие событий может идти в одном из двух направлений:

  1. Человек стремительно начнет развиваться, если мобилизирует собственный потенциал и начнет решать свой вопрос.
  2. Человек окажется в «тупике», куда сам себя загонит, поскольку не сможет сделать выбор и не начнет действовать.

Вполне нормально, что у человека возникает борьба внутри самого себя. Каждый живет в мире, где существует столько много правды. С самого детства каждого приучают к тому, что правда может быть одна, а все остальное – ложь. Человек привыкает жить однобоко. Однако он не является «слепым котенком», он видит, что есть много реальностей, в которых живут люди.

В противоречие часто вступают мораль и желания, убеждения и действия, мнение общества и собственные потребности. Так, человек может хотеть быть пианистом, а его родители, которых он сильно любит, желают его видеть бухгалтером. В такой ситуации нередко человек выбирает путь «родительский», а не собственный, что приводит к несчастной жизни.

Понятие внутриличностного конфликта

Понятие внутриличностного конфликта – это конфронтация, которая возникает внутри личности между двумя равнозначными и противоположными по направленности мотивами. Все это сопровождается различными переживаниями (страхом, депрессией, дезориентацией), при которых человек может не замечать либо отрицать их, замещая свое состояние активной деятельностью.

Достаточно много психологов изучали данную тему, чтобы понять мотивы и механизмы развития внутриличностного конфликта. Все началось с З. Фрейда, который определил данное понятие как борьбу между инстинктивными желаниями и социокультурными устоями, между сознательным и подсознательным.

Другими понятиями внутриличностного конфликта являются:

  • Столкновение между реальным «Я» и идеальным представлением о себе.
  • Борьба между равнозначными ценностями, среди которых самой наивысшей является самореализация.
  • Кризис перехода в новое состояние, когда старое борется с новым и отторгается.

Психологи считают, что внутриличностный конфликт – вполне нормальное состояние для человека, который по своей природе является противоречивым существом. У каждого в жизни происходят периоды, когда он неизбежно сталкивается с тем, что у него уже имеется, и тем, что у него может быть в случае, если он потеряет то, что имеет.

Итогом разрешения является переход человека на новый уровень, где он пользуется старым опытом и нарабатывает новый. Однако нередко люди отказываются от развития ради сохранения того, что уже имеют. Это называется деградацией. Это тоже может быть выходом из ситуации, если человек увидел в «новой жизни» нечто такое, что может значительно ухудшить его целостность, сохранность, самостоятельность.

Причины внутриличностного конфликта

Существует множество причин для развития внутриличностного конфликта. Основными из них являются три причины:

  1. Причины, которые таятся в противоречиях личности.
  2. Причины, связанные со статусом индивида в социуме.
  3. Причины, связанные со статусом индивида в конкретной социальной группе.

Данные причины являются взаимосвязанными между собой. Нередко внутренние конфликты зарождаются на фоне возникновения внешних факторов, как и наоборот. Чем более рассудительным, понимающим и сложным по своей структуре является человек, тем больше он склонен к внутренним конфликтам, поскольку будет стремиться сочетать несочетаемое.

Приведем противоречия, на основе которых возникают внутриличностные конфликты:

  • Между социальными нормами и потребностями.
  • Противостояние социальных ролей (к примеру, отвести ребенка в детский садик и в то же время выполнить работу).
  • Рассогласованность мотивов, интересов, потребностей.
  • Несогласованность между моральными принципами (например, пойти на войну и придерживаться принципа «не убей»).

Самым главным фактором, который провоцирует внутриличностный конфликт, является равнозначность для человека тех направлений, на перепутье которых он находится. Если для индивида один из вариантов не играет важной роли, тогда конфронтации не возникнет: он быстро сделает выбор в пользу того варианта, который наиболее значим для него. Конфликт начинается тогда, когда оба варианта являются важными, значимыми и практически равнозначными.

Противоречия, которые возникают внутри человека по причине статуса в группе:

  • Физические препятствия, которые организованы другими людьми и мешают удовлетворять свои личные потребности.
  • Биологические проблемы, которые не позволяют человеку проявить весь свой потенциал.
  • Отсутствие возможности реализовать свою потребность для достижения желаемых ощущений.
  • Чрезмерная ответственность и ограниченность прав человека, которые мешают ему осуществлять работу.
  • Между условиями труда и требованиями к выполнению работы.
  • Между профессионализмом, культурой, нормами и личными потребностями, ценностями.
  • Между несовместимыми заданиями.
  • Между желанием прибыли и моральными ценностями.
  • Между четко поставленной задачей и расплывчатостью ее выполнения.
  • Между карьерными амбициями и личными способностями человека в пределах рамок организации.

Типы внутриличностного конфликта

Классификацию внутриличностного конфликта предложил К. Левин, который выделил такие типы:

  1. Эквивалентный – необходимость выполнения двух и более значимых задач. В данном случае эффективен компромисс, когда происходит частичное замещение.
  2. Витальный – необходимость принятия одинаково непривлекательных решений.
  3. Амбивалентный – когда совершаемые действия и достигнутые результаты одинаково привлекательные и отталкивающие.
  4. Фрустрирующий – когда совершаемые действия или принимаемые решения помогают в достижении желаемого, однако противоречат моральным ценностям, социальным нормам и правилам.

Другая классификация типов внутриличностных конфликтов основана на ценностно-мотивационной сфере человека:

  • Мотивационный конфликт возникает, когда в противоборство вступают две одинаково равнозначные тенденции, которые противоречат друг другу.
  • Нравственное противоречие (нормативный конфликт) возникает, когда противоборствуют личные потребности и моральные устои, внутренние стремления и внешний долг.
  • Конфликт нереализованных желаний – когда человек не может осуществить свою цель из-за внешних преград.
  • Ролевой конфликт возникает, когда необходимо выполнять сразу несколько ролей, а также когда внешние требования не согласуются с внутренним пониманием выполнения одной роли.
  • Адаптационный конфликт появляется, когда в противоречие вступают внутренние потребности и внешние социальные требования.
  • Конфликт неадекватной самооценки формируется, когда мнение окружающих не совпадает с мнением человека о самом себе.

Разрешение внутриличностного конфликта

Психологи не только рассматривали механизм развития внутриличностного конфликта, но и искали способы его разрешения. Считается, что человек формируется первые 5 лет своей жизни. В этот период он сталкивается со множеством негативных внешних факторов, которые развивают в нем комплексы, или чувство неполноценности.

В будущем человек только ищет удобные для себя способы компенсации данного чувства. Адлер выделил два таких способа:

  1. Выработка социального интереса и чувства, которое может проявляться в развитии профессиональных навыков, алкоголизме, наркомании и т. д.
  2. Стимуляция собственного потенциала, достижение превосходства над окружением. Это осуществляется такими способами:
  • Адекватная компенсация – соответствие превосходства с социальными интересами.
  • Сверхкомпенсация – гипертрофированное развитие конкретного качества.
  • Мнимая компенсация – внешние обстоятельства компенсируют чувство неполноценности.

М. Дойча выделил открытые и латентные формы разрешения внутриличностного конфликта:

  • Открытые:
  1. Принятие решения.
  2. Фиксация на решении проблемы.
  3. Прекращение сомнений.
  • Латентные:
  1. Симуляция, истерия, мучения.
  2. Уход от реальности в мечты, фантазии.
  3. Компенсация – замещение недостигнутого другими целями.
  4. Регрессия – отказ от желаний, избегание ответственности, переход к примитивным формам существования.
  5. Сублимация.
  6. Номадизм – смена ПМЖ, работы.
  7. Неврастения.
  8. Проекция – незамечание своих отрицательных качеств, приписывая их другим людям.
  9. Рационализация – самооправдание, нахождение выборочных логических умозаключений.
  10. Идеализация.
  11. Эйфория – надуманное веселье.
  12. Дифференциация – отделение мышления от автора.

Понимание данных механизмов необходимо для успешного выхода из внутриличностного конфликта, который возникает абсолютно у всех людей.

Последствия внутриличностного конфликта

В зависимости от того, какими способами человек выходит из своего внутриличностного конфликта, данный период может знаменоваться самосовершенствованием личности либо ее деградацией. Последствия условно делятся на положительные и отрицательные.

Положительные последствия возникают, когда человек решает свой внутриличностный вопрос. Он не убегает от проблемы, познает самого себя, понимает причины возникновения конфликта. Иногда получается удовлетворить две стороны одновременно, порой человек идет на компромисс либо должен полностью отказаться от одного ради реализации другого. Если человек решает свой конфликт, тогда он становится совершеннее, достигает положительных результатов.

Отрицательными (деструктивными) последствиями становятся результаты, когда человек начинает психологически подавляться. Происходит расщепление личности, возникают невротические качества, наступают кризисы.

Чем больше человека задевают внутренние конфликты, тем больше он подвержен не только последствиям в виде разрушения отношений, увольнения с работы, ухудшения деятельности, но и качественным изменениям в своей личности:

  • Раздражительности.
  • Беспокойству.
  • Тревоги.

Нередко такие конфликты становятся причинами появления психологических заболеваний. Все это говорит о том, что человек не решает проблему, а страдает от нее, избегает, старается убежать или не замечать, однако она его тревожит и беспокоит.

Человек не способен убежать от самого себя, поэтому необходимость решения внутриличностного конфликта является основной. В зависимости от принятого человеком решения, он получит тот или иной результат.

Итог

Человек – это комплекс убеждений, правил, рамок, желаний, интересов, потребностей и прочих установок, часть из которых является инстинктивной, часть – лично выработанной, а остальное – социальной. Обычно человек старается удовлетворить все потребности одновременно, которые в него заложены. Однако итогом такого стремления становится внутриличностный конфликт.

Человек борется с собственными желаниями, интересами или потребностями, потому что старается быть везде и повсюду, жить в угоду всех желаний, никого не огорчать, в том числе и себя. Однако это становится невозможным в пределах реального мира. Именно осознание собственной неспособности удовлетворить все свои потребности провоцирует негативные чувства.

Человек должен справиться с собственными переживаниями, чтобы начать заниматься возникшей проблемой, а не еще больше взращивать в себе чувство неполноценности.. Следует начать с изучения тех двух противоборствующих сил, которые вызывают внутренний конфликт, а потом уже решать, как его устранять.

и основные способы его разрешения.

Способы разрешения внутри личностных конфликтов

Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем.

В социальной психологии есть понятие рефлексия — способность индивидума взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.
Известный психотерапевт Максуэлл Мольц в книге «Я — это Я, или Как стать счастливым» предлагает массу полезных советов, способных помочь человеку решить личностные конфликты. Большинство из этих советов основаны на феномене саморефлексии. Рассмотрим некоторые из них:
создавать правильный образ собственного «Я». Знать о себе всю правду. Уметь смотреть правде в глаза;
реагировать на факты, а не на представления о них;
не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как они вас оценивают;
не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию на них («я буду волноваться только завтра»);
не культивировать в себе чувство обиды, жалости к себе;
уметь прощать себя и других, прощение действует исцеляюще;
уметь направлять свою агрессию в нужное русло.

Для излишков эмоционального «пара» нужно иметь предохранительный клапан (физические нагрузки, творчество, пешие прогулки и т. д.) :
не «сражаться с ветряными мельницами». Эмоционально реагировать только на то, что реально существует здесь и теперь;
не раздувать «из мухи слона», реально оценивать ситуацию со всеми вытекающими из нее последствиями;
иметь четко выраженную цель и неуклонно стремиться к ее достижению. По возможности ставить перед собой реальные цели;
действовать решительно, целеустремленно, наступать, а не обороняться.

Во время конфликта эмоции переполняют человека и мешают ему действовать рационально.

Чтобы не носить в себе ненужный и обременительный груз, необходимо научиться управлять своими эмоциями и периодически «очищаться» от избытка таких чувств, как обида, гнев, страх, ненависть и др. Для этого можно использовать самые разнообразные способы и приемы, к примеру: высказаться в кругу друзей, «разрядиться» в спортивных играх, устроить истерику наедине (чтобы не слышали посторонние), разорвать в клочья старые журналы, поколотить кулаками матрац и т. д.1 Освободившись от груза эмоций, человек получает дополнительные ресурсы для решения своих проблем.
Д. Карнеги рекомендует в конфликтных ситуациях (для преодоления стресса) не паниковать, а принимать случившиеся как свершившийся факт и действовать, отбросив эмоции. «Мне кажется, — пишет Д. Карнеги, — 50% моих волнений исчезают, когда я принимаю ясное, осмысленное решение; еще 40% обычно улетучиваются, когда я приступаю к его осуществлению.
Итак, я преодолеваю свое беспокойство примерно на 90% благодаря выполнению следующих принципов:
Точное описание волнующей меня ситуации.
Запись возможных действий, которые я могу предпринять.
Принятие решения.
Немедленное осуществление этого решения».

В случае если препятствие, вызывавшее внутриличностный конфликт, преодолеть не удается, то фрустрирующий индивид может найти другие выходы:
заменить средства достижения цели (найти новый путь;
заменить цели (найти альтернативные цели, удовлетворяющие потребностям и желаниям;
оценить ситуацию по новому (потеря интереса к цели в результате получения новой информации, аргументированный отказ от цели и др.
.

Особый подход нужен при разрешении неосознанного внутреннего конфликта. Проблема заключается в том, что такой конфликт существует на подсознательном уровне и его причины не ясны для самого носителя конфликта. Человек может болезненно реагировать на определенные жизненные ситуации, его могут раздражать какие-то события или действия окружающих, он может испытывать неприязнь к определенного типа людям.

Причины таких конфликтов надо искать прежде всего в самом человеке. Для этого необходимо тщательно проанализировать несколько типичных ситуаций, которые вызывают вашу негативную реакцию и задать себе несколько вопросов:
Что меня раздражает в этом...?
Почему я так реагирую на это...?
Как я себя веду при этом...?
Почему другие на это... реагируют иначе?
Насколько адекватно я реагирую на это...?
В чем причина моего раздражения?
Не случалось ли со мной нечто подобное прежде?

Возможны и другие варианты вопросов, которые помогут лучше разобраться в себе. В случае если человек сумеет осознать реальные источники своих внутренних конфликтов, он освободится от груза старых проблем и будет реагировать на кризисные ситуации адекватно. В случае если же самому разрешить такие проблемы не удастся, то необходимо обратиться к психотерапевту.

Внутри личностные конфликты и стрессы активизируют процессы расходования физических и духовных сил человека. Для их восстановления и мобилизации, а также для сбрасывания» повышенного внутреннего напряжения существуют различные способы: к примеру, йога, медитация, аутотренинг и др.