Виды ценностей человека. Личностные ценности и их основные функции

Личностная ценность – это сфера или аспект жизни, которая имеет важное значение для человека.

Значение

У каждого из нас есть ценности – осознаем мы это или нет. Почему так важно осознать, что для нас в действительности имеет значение? Дело в том, что успешность той или иной сферы жизни во многом определяется нашим вкладом, нашими стараниями и конкретными действиями в каком-то направлении. Что это значит? У каждого секрета успеха есть свой рецепт. Если для вас важно сделать успешную карьеру, необходимо много работать. Если вы хотите быть здоровым, ведите здоровый образ жизни – правильно питайтесь , занимайтесь фитнесом , откажитесь от вредных привычек . Бывают и более простые приоритеты. Например, для чистюли чрезвычайно важно, чтобы кругом всегда была чистота. В таком случае он/она ежедневно, изо дня в день, занимается уборкой с целью поддержания порядка. Если вы стремитесь повидать мир, то даже не рассматриваете вариант отпуска «на диване», а собираете чемоданчик и отправляетесь в круиз , автобусный или другой тур.

Чтобы преуспеть в жизни, важно определиться со своими ценностями. Психологи определили, что у каждого человека от 4 до 6 основных ценностей, которые являются определяющими в его жизни. Разумеется, одни ценности более важны, чем другие. Кстати, ценности – это то, на чем наживаются рекламщики . Они стараются продемонстрировать, что их продукт связан с той или иной ценностью. Например, для женщины важно выйти замуж и обзавестись семьей. Легкость соблазнения потенциального мужа маркетологи связывают с использованием тех или иных духов , шампуня , крема , марки одежды и т.д. И нам начинает казаться, что стоит купить вещь, как наша личная жизнь тут же наладится, а от достойнейшего из представителей сильного пола последует предложение руки и сердца.

Основные ценности

Как определиться с тем, что действительно ценно? Чтобы вам было легче, приведем список из 30 основных ценностей, в котором есть и ваши.

  • Безопасность
  • Благотворительность
  • Богатая духовная жизнь
  • Веселье
  • Власть
  • Внутреннее спокойствие
  • Внутренняя гармония
  • Высокий уровень обслуживания, комфорт, удобство
  • Друзья
  • Духовный рост
  • Здоровье
  • Конфиденциальность
  • Контроль
  • Красота, привлекательная внешность
  • Лидерство
  • Любовь
  • Независимость
  • Новизна
  • Образование
  • Окружающая среда
  • Правда, справедливость
  • Приключения
  • Путешествия , туризм
  • Свобода
  • Семья
  • Счастье
  • Творчество
  • Чистота, порядок
  • Яркие впечатления.

Алгоритм определения ценностей

Итак, это основные ценности. Их список поможет определиться с тем, что для вас имеет наибольшее значение. Как работать со списком? Во-первых, расслабьтесь. Вы не должны ни о чем беспокоиться, куда-то торопиться и думать о чем-то, кроме того, что для вас «глобально важно». Позавтракайте/поужинайте, выпейте чашечку кофе /чая и подумайте.

Во-вторых, будьте честны с самим собой. Возможно, на самом деле вы не стремитесь к славе и претендуете на повышение только потому, что хотите более высокую зарплату или стремитесь соответствовать имиджу успешного человека. А, быть может, и деньги для вас не так уж важны, как кажется и, хорошенько все обдумав, вы примкнете к дауншифтерам . Ведь всех денег не заработаешь, а жизнь проходит. Хочется наслаждаться ею уже сегодня, а не ждать «прекрасного далека».

Вспомните моменты, когда вам было особенно хорошо. С любимым человеком? В кругу семьи? В каком-нибудь экзотическом уголке нашей планеты? Или слушая звук аплодисментов коллег?..

Как только вы определитесь со списком ценностей, запишите их, чтобы не забыть. Знаете, как это бывает… В будничной суете нередко забываешь о том, что действительно важно. И продолжаешь жить по энерции, не получая особого удовольствия и не понимая, в каком направлении двигаешься. Пусть этот список станет напоминанием о том, что сделает вас действительно счастливым. Запишите 4-6 основных ценностей. Если их все-таки оказалось больше, посмотрите, не пересекаются ли они между собой. Объедините их или вычеркните одну из них.

Постановка целей

Определившись со списком ценностей, пришло время поставить перед собой цели. Цель – это то, чего мы хотим добиться.

Между прочим, выявление ценностей и постановка целей могут помочь вам навсегда избавиться от финансовых проблем и разочарований. Ведь теперь, когда вы ясно понимаете, что для вас действительно важно, вы не будете выбрасывать деньги в угоду моде или вслед за своей подругой. Так, если она покупает заграничный тур, гонясь за высоким уровнем обслуживания и комфортом и потому выбирает пятизвездочный отель по бешеной цене (комфорт в списке ее главных ценностей), это не значит, что и вам нужно делать то же самое. Если высокий уровень сервиса не значится в списке ваших приоритетов, а куда важнее объездить большее количество стран, то вы предпочтете более бюджетный вариант , зато сможете себе позволить еще и новогоднюю поездку за рубеж. Если вы мечтаете о двух-трех ребятишках, значит, ваша семья должна подумать о том, как обзавестись просторным жильем.

Каждая из ваших жизненных целей должна соответствовать одной из ценностей. В противном случае либо цель не соответствует ценностям, либо вы забыли о чем-то важном, определяясь со списком ценностей.

Составьте список из 10 целей, соответствующих вашим жизненным ценностям. Так, если одной из ваших ценностей является творчество, подумайте, каким видом творчества вы хотели бы заняться. Если вы стремитесь всегда оставаться стройной и красивой, займитесь фитнесом , сядьте на диету , сходите на консультацию к

Составив такой план и приступив к его воплощению, вы поймете, что съесть слона не так уж и сложно. Особенно если разбить долгосрочную цель на множество мелких задач. Приятно, что приблизиться (пусть даже на шажок) к своей заветной цели вы можете уже на этой неделе. И вам не будет казаться таким уж недостижимым большой красивый дом, диплом о втором высшем образовании, поездка на Кубу , новая стройная фигура, учеба детей в престижном вузе, свободное владением немецким языком и так далее (уж не знаю, какие пункты есть в вашем плане).

Соединив планы по различным целям в единый план, вы увидите, чем вам заняться на будущей неделе, в будущем месяце, году. Не забывайте каждый раз при составлении плана на неделю, месяц, сверяться со своими планами по каждой из целей. И, конечно, включайте кое-что в план на день, записывая в ежедневник . Это расписание позволит вам держать все под контролем и помнить, чем вы действительно должны заниматься в своей жизни, чтобы достичь желаемого.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СУБЪЕКТА

Г. Л. БУДИНАЙТЕ, Т. В. КОРНИЛОВА

В психологических исследованиях проблема ценностей как регуляторов деятельности и общения сохраняла до последнего времени тот методологический контекст аксиологических отношений как субъектобъектных, который сложился в философии и социологии. Оценки субъекта направлены при этом на внешнюю по отношению к нему действительность - физический мир, мир социума, мир идеального (в том числе и объективированных в нем ценностей). Предложенная В. Н. Мясищевым трактовка субъективных ценностей как осуществляемого в субъектобъектном и субъектсубъектном взаимодействиях плана личностных отношений расширила контекст реализации ценностных отношений, включив в него общение людей. В концепции субъектобъектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А. Н. Леонтьева, понятие субъективных ценностей в какойто степени ассоциировалось с понятием значимости, предполагавшим связи индивидуальной представленности значений с эмоциональномотивационной сферой. Разработка понятия личностного смысла не включила ценностные отношения в контекст понятий, описывающих смысловую регуляцию деятельности. На наш взгляд, это было оправданным в силу невозможности рядоположенного соотнесения их с другими личностными структурами. Но переход от понятия субъективных ценностей к понятию личностных ценностей возможен на основе раскрытия их роли в саморегуляции субъекта, активно относящегося не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру. Не случайным поэтому оказалось введение понятия эмоциональноценностного отношения в план самосознания деятельной личности (В. В. Столин). Субъективное принятие или отвержение первоначально лишь переживаемых или лишь знаемых состояний или содержаний сознания могут, как нам представляется, не только сигнализировать о личностных смыслах субъекта, но и становиться для него специальной формой активности, предполагающей в динамике самосознания определенные этапы решений - личностных решений о допустимости и близости этих смыслов к собственному Я.

Активная регулирующая роль самосознания предполагает не только отражение субъектом своих личностных смыслов, но и решения об их принятии или непринятии, т. е. структурирование собственного Я. Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился.

Для введения понятия личностных ценностей в арсенал психологической терминологии необходимо не только установить связи с другими понятиями, используемыми для описания смысловой сферы личности, но и указать соответствующую эмпирическую реальность. В плоскости эмпирических исследований конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает, на наш взгляд, при интерпретациях так называемых моральных решений и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т. д.). В них субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Если предположить, что личностные ценности выступают специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах, то можно указать их психологические корни: они формируются и проявляются именно в актуальной регуляции решений субъекта о его предпочтениях. Таким образом, личностные ценности функционируют как определенный уровень развития, или актуалгенеза смысловых образований личности.

Указанное понимание ценностей содержит в себе возможности: а) установления взаимосвязей понятия "личностные ценности " с уже известным предстоящим ему рядом понятий через углубление представлений об их специфическом качестве именно как осознаваемых образований, б) выявления закономерностей образования личностных ценностей, т. е. прохождения ими разных уровней осознания, включая самосознание личности. Мы предполагаем, что личностные ценности опосредствуют переход на более

высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли и до этого выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности и общения субъекта, но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я.

Рассмотренные Л. С. Выготским взаимопереходы планов внешней речи как речи для других, внутренней речи как речи для себя и мышления, предполагающего зарождение мысли из мотивирующей сферы сознания , являются, на наш взгляд, существенным доказательством того, что планы вербализации не должны пониматься только как внешние формы речевого отражения, выражения или называния мысли. Это верно уже для тех мысленных структур, в которых предполагается мысль о чемто другом, а не о себе. При обращении мысли на себя самого, на свой внутренний мир и свои ценности конструктивная роль планов вербализации должна быть еще более выраженной, поскольку найти критерии осмысления и осознания своих смысловых образований при опоре на них же самих проблематично, если только не сводить план самосознания к самопереживанию. Осмысление собственных личностных смыслов тем более не может быть представлено как их "вызывание " или "называние ", так как решение задачи на смысл несводимо к функции вербализации. Перевод плана индивидуальной представленности значений в план внешней речи предполагает также подключение к личностным смысловым структурам планов надындивидуальных значений, "культурного резерва ", в том числе нормативноценностных шкал, бывших до этого только "знаемыми ". В нерешенности загадки соотнесения в сфере индивидуального сознания субъекта его сугубо интимного содержания и содержания, заданного социумом, и кроется, на наш взгляд, классический упрек Л. С. Выготскому в идеалистическом интеллектуализме (см. ).

Итак, чтобы как-то отнестись к собственным смыслам, субъекту надо не только прочувствовать или пережить их, но и осмыслить. А осмысление предполагает объективирование их как минимум в плане внутренней речи. При этом план внешней вербализации может давать субъекту те точки опоры, в отнесении к которым решение задачи на смысл приобретает характер отвержения или принятия осознанных смыслов как "своих " или "чужих ", желательных или отвергаемых в контексте более высоких уровней осознания Я-концепции. Таким образом, переход от личностных смыслов к личностным ценностям предполагает осуществление субъектом специальной активности одновременно познавательного и личностного характера, так как в ней трудно развести отдельно когнитивные и личностные усилия по освоению человеком своего внутреннего мира.

Итак, можно утверждать, что становление личностных ценностей связано с динамикой процессов осознания, включающих разные виды вербализации и смещение познавательноличностных усилий на собственную смысловую сферу. Это становление включает как минимум две составляющие - образование самих личностных смыслов и образование личностных ценностей. Представления о формировании смысловых образований неотъемлемы от анализа реальной жизнедеятельности личности и уже традиционно связаны с такими моментами динамики смыслообразования, как сшибка и иерархизация мотивов, решение задачи на смысл, личностные выборы, личностный конфликт , , . На уровнях зрелой, т. е. "самосознающей себя личности " (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), эта динамика воплощается в упорядочивании своего внутреннего мира, когда именно своя смысловая сфера все в большей степени становится точкой приложения сил личности .

Необходимо также повторить, что смыслы не могут сами по себе быть порождены лишь специальными сознательными усилиями; при таком подходе будет утрачена специфика психологической реальности, произойдет упрощение процесса образования личностных ценностей до механизма рационального их продуцирования и усвоения.

Итак, наша общая гипотеза заключается в следующем: ценностный статус личностных смыслов, который они приобретают для самой личности в ходе их осознания, в значительной степени является результатом познавательных и личностных усилий в виде решений субъекта о личностных предпочтениях. Эта активность находит свое выражение в процессах осмысления и взвешивания разных смысловых содержаний и ценностном сопоставлении их близости к собственному Я. В этом следует видеть и истоки понятия ответственности за личностные решения, поскольку в таком контексте решения о приемлемости для себя тех или иных мыслей, мнений и переживаний являются и "моральными " решениями. Направленность на познание и осмысление приемлемости для себя тех или иных ценностных образований, видимо, качественно меняет и структуры личностно значимого, обеспечивая "совестливый " оттенок личностных переживаний. Познание личностных

смыслов принципиально отлично поэтому от вербальнологических процессов, если под последними понимать достаточно отчужденные от собственного Я схемы мышления. Это есть познание значимого в себе и для себя.

При организации эмпирического исследования условий и особенностей процессов становления личностных ценностей содержание этой гипотезы предполагает выявление индикаторов изменений степени их осознанности и приемлемости для личности. Наша вторая и более частная гипотеза заключается в том, что на основе реализуемых личностью выборов возможна оценка субъективных связей между осуществленными предпочтениями, а значит, и психологические реконструкции регулирующей роли личностных ценностей как глубинных критериев этих предпочтений. Не имея возможности структурировать на вербальном уровне сами смысловые образования, личность может, однако, осуществлять сравнения альтернатив как "кандидатов " в личностные ценности. Выборы приемлемости для себя, например, тех или иных суждений, протекающие как вынужденные выборы в методике попарных сравнений, позволяют экспериментатору судить косвенно и о стоящих за этими предпочтениями их ценностных критериях. Соответственно за изменениями личностных предпочтений можно видеть и изменения личностных ценностей, если есть основания утверждать о пройденном субъектом пути по осознанию и принятию приемлемых для себя суждений. Актуализация же такой активности по осознанию возможна, например, в ходе дискуссии, где происходит не только сопоставление разных точек зрения как значимых позиций, но и проигрывание последствий их принятия личностью, не только переоценка личностно значимого, но и определенная игра со смыслами как примеривание к ним роли потенциальных регуляторов своих решений.

В дискуссии важна роль социальнопсихологических эффектов группового взаимодействия. Так, закономерны сдвиги осуществляемых в группе решений по отношению к более стабильным личностным предпочтениям . Однако, на наш взгляд, если предметом анализа станут изменения срезов групповых предпочтений, построенных по индивидуальным показателям сдвигов личностных выборов до и после совместных дискуссионных игррассуждений, то можно будет говорить об обусловленных дискуссией направлениях осознания личностных ценностей. Проверка указанной эмпирической гипотезы будет тогда служить основанием заявленной более общей интерпретации динамики становления личностных ценностей на пути осознания личностных смыслов.

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ

Движение на пути осознания собственных смыслов можно конкретизировать как динамику предпочтений тех или иных суждений, которые субъект выбирает в ситуации принятия решения об их относительной ценности для себя. Задаваемые экспериментатором альтернативы суждений типа "Я считаю, что... " могут представлять темы, в отношении к которым субъект должен самоопределиться. Тогда изменения в предпочтениях выборов одних и тех же суждений до и после инициации их обыгрывания на вербальном уровне могут служить индикаторами сдвигов самих ценностных критериев, на основе которых субъект примеривает допустимость для тебя тех или иных высказываний как осознанно принимаемых мнений. Таким образом, мы хотели создать ситуацию принятия решения как личностного выбора субъекта. Как известно, о ситуации личностного выбора принято говорить, когда совершение его означает поступок. Однако возможно и иное понимание различия между выборами вербальными и реальными. "Люди чаще лгут поступками и говорят правду словами ",- утверждает, анализируя проблему ценностей, американский психолог К. Клакхон .

Оценка актуальной значимости для субъекта тех или иных альтернатив при выборах на уровне вербальных предпочтений, т. е. не отягощенных реальностью совершаемых поступков, строилась посредством задания внешнего критерия в виде возможного реестра мнений, достаточно полно отражающих особенности реальных жизненных позиций испытуемых и сложившиеся противоречия в отношении к заданной проблеме в социуме. Личностная включенность обеспечивалась также содержательной и формальной организацией экспериментальных процедур, разрабатываемых, например, в варианте "экспериментального театра " . Здесь цели самораскрытия испытуемых служат формы организации психологических воздействий, приближающиеся к психотехническим.

В качестве соответствующего методического приема мы выбрали дискуссию. Ее роль как средства управления выборами людей (например на уровне предпочтения в покупках) была продемонстрирована еще К. Левиным. В современной литературе роль дискуссии анализируется в основном в контекстах социальнопсихологических воздействий. Нас же интересовала динамика личностных предпочтений, репрезентирующих общие для участников дискуссии сдвиги в отношении к своим личностным ценностям.

МЕТОДИКА

Экспериментальная процедура включала три этапа: 1) измерение, или диагностика личностных предпочтений до дискуссии; 2) проведение дискуссии на заданную тему; 3) измерение личностных предпочтений после дискуссии.

В основу диагностической процедуры, исходя из заявленных выше методических требований, была положена методика попарных сравнений следующих 14 суждений, включающих различные аспекты возможных отношений людей к познавательной деятельности, а также к творческой личности как ее субъекту:

1. Я считаю, что познание должно являться неотъемлемой частью любой деятельности человека.

2. Я считаю, что познавательная деятельность должна быть конкретной работой по получению знаний, требующей специального времени и усилий.

3. Я считаю, что образование тогда эффективно построено, когда основная, главная часть знаний преподносится непосредственно на занятиях.

4. Я считаю, что в любом обучении основные знания должны быть получены путем самообразования, в преподавании задаются только главные ориентиры.

5. Я считаю, что обучение наиболее эффективно, если получение знаний связано с достижением жизненно важных целей (карьера, более высокое социальное положение и т. д.).

6. Я считаю, что понастоящему эффективно обучение, направленное на получение самих знаний, а не на другие (прагматические) цели.

7. Я считаю, что главный результат обучения хорошего специалиста - компетентность, а не какието особые качества.

8. Я считаю, что настоящий специалист должен сформировать у себя целый ряд необходимых для успешной работы личностных качеств.

9. Я считаю, что сформировавшаяся творческая личность - это прежде всего самостоятельное мышление, над которым не довлеет чужое мнение.

10. Я считаю, что творческому человеку должен быть свойствен особый интерес к противоположному мнению, дискуссии.

11. Я считаю, что творческому человеку, ценному специалисту можно позволить большее, чем рядовому человеку.

12. Я считаю, что самый большой специалист не имеет права оцениваться по какойлибо иной нравственной шкале, нежели другие люди.

13. Я считаю, что главным в обучении должно быть так или иначе воспитание (совершенствование) творческой личности, определенного мировоззрения.

14. Я считаю, что в обучении цель воспитания личности не должна заслонять другую - получение конкретных профессиональных знаний.

Каждый испытуемый осуществлял сравнения суждений индивидуально. Вопрос "Какой должна или может быть творческая личность? " предлагался участникам дискуссии для нахождения группового решения. Чтобы проявить свои личностные предпочтения, испытуемый должен был самоопределиться с точки зрения важности или приемлемости для него каждого из выделенного в экспериментальном материале аспектов отношения к познавательной деятельности. Предложенные суждения могли быть разбиты на пары по их полярному, подчас конфликтному сопоставлению. По частотным предпочтениям заданных альтернатив строились матрицы различий для последующей оценки группировок этих суждений; основания же этих группировок могли быть и не полностью осознаваемыми.

Итак, личностные предпочтения дают лишь косвенные свидетельства о личностных ценностях, в отличие, например, от процедуры прямого ранжирования карточек с наименованиями общепринятых ценностей, на чем построена, в частности, известная методика ценностных предпочтений М. Рокича.

Экспериментатор в качестве ведущего организовывал дискуссию в группе знакомых друг с другом людей - членов учебной группы. Дискуссия служила: а) активизации познавательной деятельности, эксплицирующей возможные обоснования следствий принятия тех или иных мнений, б) обеспечению необходимой полноты круга обсуждаемых тем и достаточной степени обобщенность высказываний испытуемых.

Специальной функцией руководителя дискуссии помимо процедурных - вовлечена всех участников, активизации хода обсуждения, регулирования эмоциональных проявлений и т. п., являлось формулирование краткого резюме после каждого высказывания участников дискуссии. Это имело особое значение, поскольку такое краткое обобщение не только облегчало восприятие дан ной позиции остальными участниками дискуссии, но и одновременно проясняло самому говорившему "внешний ", "звучащий смысл его утверждений. Это могло восприниматься им самим как открытие. Част таким субъективным открытием становило само существование разных мнений или разных следствий из высказывания.

Схема эксперимента включала ее поставление матриц близости, построенны по результатам попарных сравнений карте чек с суждениями, в экспериментально группе (лиц, участвовавших в дискуссии и контрольной (наблюдавших за дискуссией). Тем самым задавалось два уровня

включенности субъекта с точки зрения необходимости вербализации (и обоснования своих мнений в дискуссии) или отсутствия таковой. Выделялись: 1) индивидуальные иерархии личностных предпочтений каждого испытуемого (на основе частотных показателей подсчитывались суммарные баллы близости суждений); 2) по средним частотам определялись срезы групповых предпочтений и присваивались ранги предпочтений (наиболее часто выбираемое высказывание получало первый ранг и т. д.); 3) на основе использования процедур кластеранализа выявлялись группировки суждений до и после дискуссии.

В результате были определены группировки высказываний, которые могли качественно интерпретироваться с точки зрения имплицитного основания их объединения. Для кластеранализа пока не отработаны процедуры проверки на значимость , поэтому в дальнейшем мы обсуждаем только сам факт сдвигов в кластерах до и после дискуссии.

Эмпирическое исследование проводилось на группах слушателей (всего 51 человек) спецпотоков факультетов психологии МГУ и МГПУ. В качестве экспериментальных выступили четыре группы испытуемых: две группы учащихся МГУ по 10 человек и две группы учащихся МГПУ по 11 человек. В качестве контрольной (наблюдение за дискуссией) выступила группа учащихся МГПУ - 9 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Данные процедуры измерения, осуществленной после проведения дискуссии во всех четырех экспериментальных группах, продемонстрировали наличие качественных изменений, или сдвигов в иерархии предпочтений относительно первого измерения (до дискуссии). Столь же общим результатом для всех четырех групп явилось наличие изменений в группировках высказываний, получаемых при проведении кластеранализа.

В табл. 1 представлены результаты одной из экспериментальных групп - МГПУ. При сравнении полученных до и после дискуссии порядковых иерархий (построенных путем ранжировки средних частот предпочтений каждой из 14 карточек) видно, что после дискуссии в группировку наиболее приемлемых для групп высказываний переместилось бывшее ранее нейтральным (т. е. занимавшее одно из средних мест) высказывание о важности соотнесения собственной точки зрения с противоположным мнением, причем получившее теперь первый ранг. Из группы же наименее приемлемых в предпочитаемую группу попало высказывание о важности самообразования; значительным является сдвиг в неприемлемую группу ранее предпочитавшегося высказывания о важности прагматических целей для познавательной деятельности.

Таблица 1

Результаты кластеранализа предпочтений суждений студентовучастников до и после дискуссии

До дискуссии После дискуссии

1. Связь познавательной направленности с

личностными качествами

1. Широта ориентиров

познавательной

деятельности

2. Отрицание роли самообразования и

профессионализации для успешности творческой деятельности

2. Отрицание как роли прагматической

направленности, так и

ориентировки на получение специальных знаний

3. Отрицание роли гностической направленности целей и оснащенности познания при

"автономности " моральных

3. Связь личностного аспекта познания с активностью мышления

4. Приоритет факторов мышления

5. Роль прагматичной

направленности и моральных "послаблений " для творческой

личности

4. Отрицание возможности "послаблений " для творческой

личности

В этой же таблице представлены группировки высказываний, полученные методом кластеранализа, а также интерпретации группировок, объединяющих конкретные темы. Именно прослеживающиеся в группировках изменения позволяют отнести перестановки в иерархиях за счет развернутых в дискуссии процессов, поскольку способ объединения высказываний до и после дискуссии демонстрирует прежде всего изменение содержательного видения испытуемыми предложенных утверждений.

Сопоставимые данные по характеру происшедших после дискуссии изменений получены и по трем другим экспериментальным группам, а также путем перепроверки кластеризации предпочтений на основе использования коэффициентов корреляции. При этом необходимо отметить также различие иерархических перестановок во всех четырех группах. Это демонстрирует, на наш взгляд, решающий вклад в перестановки самого группового взаимодействия, подчиненного внутренним закономерностям его протекания, а не только направленного влияния ведущего дискуссии, которое выразилось бы в однозначности сдвига предпочтений во всех четырех группах. О наличии содержательной обоснованности, неслучайности инициированных экспериментальным воздействием изменений свидетельствуют и общие особенности кластеризации высказываний, отмечаемые после дискуссии - возможность более четкой интерпретации оснований выделения группировок, их большая тематическая дифференцированность.

Индивидуальные протоколы попарных сравнений суждений, особенности хода дискуссии, принятые общие групповые решения, фиксировавшиеся письменно в каждой группе, позволяют анализировать содержательные основания происшедших в каждой группе изменений предпочтений как результат динамики осознания их личной значимости, сравнения тех же суждений в их новом статусе - как выражающих собственные ценности. За этими изменениями стоят происшедшие в ходе дискуссии личностные открытия относительно собственных смыслов, реализуемых в построении субъектом определенного образа творческой личности.

Принятие эмпирической гипотезы о роли дискуссии может основываться на самом факте качественных изменений в кластерах. Прослеживающаяся общая тенденция последискуссионных изменений позволяет считать их результатом квазиэкспериментального эффекта дискуссии. В свою очередь, изменения в кластерах, отмеченные для всех групп испытуемых, подтверждают возможность интерпретации этих сдвигов как обусловленных активизацией процессов осознания личностных предпочтений и экспликации субъектом критериев их ценностного принятия.

Однако интерпретировать изменения личностных предпочтений в экспериментальных группах как действительно связанные с необходимостью отстаивания собственного Я и осознанием своих личностных смыслов можно лишь в сопоставлении с результатами контрольной группы (см. табл. 2).

Таблица 2

Результаты кластеранализа предпочтений суждений наблюдателей до и после дискуссии

До дискуссии

После дискуссии

объединившая группировку

Кластеры, объединившие карточки с номерами

объединившая

группировку

1. Связь познавательной направленности личности с саморегуляцией мышления

1. Познавательная направленность творческой деятельности определением

2. Отрицание роли получения знаний в обучении и чисто гностической направленности целей

2. Учитывается связь профессионализации с широкими ориентирами познания при отрицании как чисто гностической

направленности целей творчества, так и прагматического

отношения к получению знаний в обучении

3. Широкие ориентиры в познании, личностная включенность и активность мышления как характеристики творческой личности

3. Личностная включенность в познание

4. Утверждение роли прагматической направленности целей творческой деятельности при возможности "послаблений " субъекту как в компетентности, так и в нравственных вопросах

4. "По отрицанию " объединены факторы широкого контекста регуляции познания

5. Реалистичность познавательной направленности

6. "Автономность " познания от моральных качеств субъекта

В ней сравнение иерархий предпочтений первого и второго измерения не позволяет сделать вывод о наличии существенных различий: перестановки в порядке средних предпочтений ограничены зоной наиболее приемлемых высказываний (лишь высказывание о важности получения конкретных профессиональных знаний - 5й ранг - занимало до дискуссии 7е место). Это же относится и к зоне наименее приемлемых высказываний (за исключением занимавшего

11е место высказывания о недопустимости нравственных послаблений тем, кто успешно проявляет себя в познавательной деятельности- 12й ранг). При этом сравнение последискуссионных результатов экспериментальных и контрольной групп позволяет выделить ряд особенностей.

К ним относится феномен обратного знака, когда высказывания попадают у наблюдателей в группу наиболее предпочитаемых, в то время как во всех экспериментальных группах именно эти высказывания как раз отвергаются большинством. Можно предположить, что это отражение самого факта особой значимости представленной в суждении проблемы, смысловое отношение к которой не "отреагировано ", не обыграно на уровне самосознания без участия в дискуссии и которая в силу этого в группе наблюдателей получает иную смысловую нагрузку.

При сравнении повторных группировок суждений у участников дискуссии и наблюдателей можно отметить их большую раздробленность у последних. За их личностными выборами реконструируются более явно заданные в экспериментальном материале оппозиции, т. е. критерии сравнений более внешнего плана, чем смысловые. У наблюдателей как бы прерывается начатый процесс осознания личностных ценностей; это осознание не получает должного оформления без опробования разных позиций самоопределения в игре с разными "кандидатами " в ценности. Без этого не происходит: а) такого полного осознания личностных смыслов, как в экспериментальной группе и б) соответственно осознанного принятия их как личностных ценностей. Участники дискуссии продвигаются дальше в динамике осознания критериев последующих личностных предпочтений, и их новые кластеры оказываются более рельефными и более интерпретируемыми как ценностносмысловые объединения суждений. Эти результаты, очевидно, ставят проблему более детального анализа значений действенной роли обсуждений и функций вербализации в актуалгенезе самосознания, или процессов осознания как обсуждаемого пути становления и проявления личностных ценностей.

Гипотеза о зависимости изменений при повторном измерении личностных предпочтений как эффекта экспериментального воздействия и уровня включенности в дискуссию может считаться подтвержденной. Психологическим следствием этой роли блокировки личностной включенности в обсуждение значимых тем является хорошо известный каждому телезрителю эффект, заключающийся подчас в прямо противоположной оценке той или иной позиции, принимаемой дискутирующими (например в зале заседаний) и зрителями, имеющими возможность слышать их аргументы, но не отстаивать прямо свою позицию по тому или иному дебатируемому вопросу. Отмеченное менее существенное изменение иерархий предпочтений в группе наблюдателей, а также особенности реконструируемых оснований кластеров высказываний в этой группе действительно позволяют связать их с тем, что актуалгенез процессов осознания собственных смыслов протекает у них менее активно по сравнению с участниками дискуссии.

1. В исследовании выявлена возможность косвенного управления динамикой осознания личностных ценностей. Активизация этой динамики в дискуссии, которая требует от личности актуализации субъективных ценностных отношений к собственным смыслам, предполагает развертывание особой познавательной деятельности по их осознанию и переводу смыслов на уровень принятых личностных ценностей.

2. Измерения групповых срезов в динамике личностных предпочтений и разыгрывание управления ими в процессе дискуссионного взаимодействия могут рассматриваться как возможные подходы к операционализации в психологическом исследовании индикаторов проявления смысловых структур личности.

1. Артемьева Е. Ю., Парамей Г. В. Структура мотивировок воспитательной деятельности абитуриентов педагогического вуза (методика) // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1989. № 1. С. 52 57.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

4. Брушлинский А. В. Культурноисторическая теория мышления. М., 1968.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.

6. Галам С., Московиси С. Теория принятия коллективных решений в иерархических и неиерархических группах // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 6. С. 93-104.

7. Ким Дж. О., и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М., 1989.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

9. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

10. Сталин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

11. Kluckhohn С. et al. Value and valueorientations in the theory of action // Towards a general theory of action. Harvard University, 1951.

12. Sloma S. Experimental theater // Polish Psychol. Bull. 1983. V. 19. N 34.

Поступила в редакцию 1. VI 1992 г.

источник неизвестен

В них выражаются цели, которые движут человеком, и соответствующие способы их достижения. Устойчивая природа ценностей и их центральная роль в обусловила их значение для понимания многих ситуаций . К числу последних относятся выбор продукта и марки, а также сегментирование рынка. Концепция ценностей в явном или скрытом виде присутствует в психологических теориях , Янга, Эрикссона.

Ценности могут быть личными или . Ценности групп, к которым принадлежит потребитель (социальные ценности), оказывают значительное влияние на личные ценности. Ценности отражают задачи (и способы их решения), многие из которых определяются тем , в котором родился человек. Ценности, господствующие в стране, называются национальным характером, это устойчивые личностные характеристики, присущие нации. Человек выбирает личные ценности из многих социальных или других систем ценностей, с которыми он сталкивается.

В исследованиях ценностей может использоваться подход, в основе которого лежит шкала ценностей. Существует шакала ценностей Рокича (ШЦР). Американский исследователь считал, что ценности связаны как с задачами (желаемыми состояниями – комфортная жизнь, увлекательная , успех, жизнь в мире, равноправие, свобода, счастье, внутренняя гармония …), так и со способами поведения (инструментальными компонентами – честолюбие, талант, бодрость, чистота, смелость, логика, послушание …), с помощью которых можно выполнить задачи. Ценность, по его определению, − это устойчивое убеждение в том, что какая-либо форма поведения или конечного состояния существования является для человека или общества более предпочтительной, чем противоположная форма поведения или конечного состояния. ШЦР представляет собой наборы задач и способов поведения, которые респонденты должны ранжировать по степени важности. Результаты могут быть проанализированы с точки зрения пола, возраста, этнической принадлежности или любой другой переменной, по которой проводится .

В нескольких исследованиях предпринималась попытка увязать личные ценности с выбором торговой марки, использованием продукта и сегментированием рынка. В прошлом во многих работах, использовавших ШЦР для описания различий между , определялись априорные показатели для многих демографических и других переменных. Современные исследователи поведения потребителей используют ценности как критерий разделения всего населения на однородные группы, имеющие сходные системы ценностей.

Как понять, в чем различие духовных и материальных ценностей? Какие есть варианты развития личности в этом плане и чего ожидать на каждом пути развития? Рассмотрим эти актуальные в наши дни вопросы более подробно далее статье.

Ценности человека: общее понятие

Для начала стоит разобраться с понятием «ценность» вообще: что это такое в общечеловеческом понимании? Слово «ценность» произошло от слова «цена», то есть это нечто, имеющее цену, значимость, весомое предпочтение, выражающееся в различных объектах как материального, так и тонкого духовного мира.

Основные виды ценностей человека подразделяются на три группы:

  1. Духовные - то, что не имеет явно выраженной физической формы, но при этом существенно влияет на качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Они обычно подразделяются на личностные, то есть имеющие важность для конкретного индивидуума, групповые - имеющие вес для какой-то определенной группы людей (общины, касты, национальности), а также общечеловеческие, на значимость которых не влияет уровень сознания или жизни человека.
  2. Социальные - вид ценностей, который важен для определенного круга людей, но существуют отдельные личности, для которых он абсолютно не важен, то есть не является чем-то необходимым для полноценной жизни. Отличный пример - аскеты в горах Тибета, отшельники, уединенно живущие в лесах или путешествующие по миру.
  3. Материальные - этот вид ценностей является для большей половины человечества преобладающим, так как стал основой для еще одного статуса - социального. Основу материальной ценности составляют не только объекты личного имущества, но и окружающего мира.

Все виды ценностей имеют в себе основную причину и движущую силу для развития человека, группы, общества или человечества в целом, которая является показателем успеха и прогресса.

В различных жизненных ситуациях человек иногда вынужден сделать выбор между развитием и подпиткой материального или духовного мира, что и определяет дальнейшее развитие индивида, а значит, и преобладающего большинства общества.

Духовные ценности - лакмус нравственности общества

Видов духовных ценностей несколько, и все они имеют в основе одну цель: сделать индивида более развитой личностью с точки зрения нематериального мира.

  • Основополагающие жизненные ценности - это свобода, любовь, вера, добро, мир, дружба, природа и жизнь в целом. Отсутствие этих факторов ставит под вопрос дальнейшее развитие человека даже на примитивном уровне.
  • Моральные ценности определяют отношения между людьми с позиции нравственности. Это честь и честность, совесть, гуманность и сострадание ко всему живому, уважение к возрасту и опыту.
  • Эстетические - сопряжены с переживанием красоты и гармонии, умением наслаждаться моментом, звуком, цветом и формой. Музыка Бетховена, Вивальди, картины Леонардо да Винчи, Собор Парижской Богоматери и Василия Блаженного - это эстетические ценности человечества вне времени. Для отдельного конкретного человека таким важным объектом может стать статуэтка, подаренная родным человеком, или картинка, нарисованная трехлетним малышом.

У человека, живущего духовными ценностями, никогда не будет сомнения, что выбрать: посетить концерт любимого исполнителя или купить пятые по счету, но очень модные сапоги. Для него долг перед стареющими родителями всегда первичен, он не сможет удовлетворить свой эгоизм и отправить их в дом престарелых.

Общественные или коллективные ценности человека

Социальные ценности человека двояки: для некоторых они первичны и важны в высшей степени (политики, актеры, духовенство, научные исследователи мирового уровня), для других, напротив, никакой роли не играют, и человеку абсолютно неважно, что о нем думают окружающие и какое положение он занимает на социальной лестнице.

Все виды социальных ценностей подразделяются еще на несколько типов:

Политические + уровень социальной лестницы: для некоторых людей крайне важно стоять у руля власти, быть уважаемым и почитаемым всеми.

Коммуникативные - преобладающему большинству людей важно принадлежать к какой-либо группе или ячейке, будь то "Сознание Кришны" или кружок любителей вышивки крестиком. Общение по интересам дает ощущение востребованности, а значит, важности для мира.

Религиозные: для многих людей вера в божественные силы и связанные с этим ритуалы в повседневной жизни дают основу для дальнейшей жизни.

Природно-экономические (ориентированные на окружающую среду): мало кому хочется жить в экологически опасных районах, местах с сильной загазованностью или сейсмически опасных зонах - это показатель личных природных ценностей. При этом забота человечества в целом об окружающей среде так же входит в данный раздел, как и сохранение редких животных видов.

Материальные ценности - главный стимул современного мира потребителей

Все физические предметы, которые делают жизнь человека максимально комфортной - это и есть материальные ценности, которые якобы делают жизнь счастливее и разнообразнее.

К сожалению, современность слишком поглощена заботой о внешнем, материальном мире, и мало кто на самом деле осознает, что дома, крутые машины и шкафы, забитые одеждой, так же как и айпады - это лишь временные и мнимые ценности, которые актуальны только в ограниченном привычном быту. И если переместить человека без его «игрушек» в независимое от них пространство, то ему, возможно, удалось бы осознать, что эти вещи, по сути, ничего не стоят и первичными ценностями не являются.

Личные ценности отдельного индивида

Этот вид ценностей является совокупностью всех указанных выше аспектов, но с учетом индивидуальных приоритетов человека.

Так, у одного человека на первом месте будет желание добиться высокого положения в обществе. Значит, его основная ценность - социальная. У другого будет истовое желание понять истинный смысл бытия - это показатель духовной ценности, стоящей превыше всего.

Приоритеты человека в выборе личных ценностей - это показатель высокоразвитого существа

Все виды ценностей отдельной личности отлично показывают, кем на самом деле является человек и что его ждет в дальнейшей перспективе, ведь предшествующий опыт многих тысяч людей игнорировать бессмысленно. Если человек выбрал в приоритет материальные блага, считая, что они сделают его счастливым на всю жизнь, то он в итоге поймет (если не глуп!), что все эти приходящие и сменяющие друг друга «игрушки» дают ощущение счастья и удовлетворенности на небольшой срок, а далее снова хочется чего-то еще.

А вот люди, избравшие духовный путь и высокие ценности, не только знают, но и чувствуют, что их жизнь полноценна, интересна и без капитальных вложений: им не особо важно, будет у них автомобиль популярной марки или старенький "Москвич" - ведь их счастье исходит не от обладания вещами, а заключается в любви к жизни или Богу.

Могут ли все три вида ценностей мирно сосуществовать в сознании одного человека?

Эту идею очень хорошо иллюстрирует басня Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: если рваться сразу на все стороны, то в итоге ничего никуда не смещается, остается на месте. Но вот группе единомышленников или нации, да и всему человечеству в целом, такая задача вполне по плечу: одни будут отвечать за материальные ценности, используя их для блага всех, а другие будут поднимать духовный уровень, не давая обществу морально разлагаться.

Ориента ́ции ли ́чности це ́нностные, Це ́нности ли ́чности, Це ́нности субъекти ́вно-ли ́чностные

1. Верность, доброта, патриотизм, честность и др.

2. Осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни.

3. Осознанные, «отрефлексированные» наиболее общие смысловые образования.

4. Понятия или убеждения, имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению, организованные в системы и упорядоченные по степени важности.

5. То, к чему неравнодушен, небезразличен, что волнует, беспокоит, что хочется защищать, отстаивать как собственные убеждения.

6. То, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей.

7. Ценности, отражающие характерный рисунок личности.

Пояснения:
Истоки Ценностей личностных - в культуре, обществе и личности.
По функциональному значению Ценности личностные могут быть разделены на две основные группы: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Каждой личности присуща индивидуально-специфическая иерархия Ценностей личностных. При этом общее число ценностей, являющихся достоянием одного человека, сравнительно невелико. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей. Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей. Ценности личностные могут быть и типовыми, отражающими определенный тип личности.
Все люди обладают одними и теми же ценностями, но в различной степени.

Ценности личностные формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Они должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни.

Ценности личностные характеризуются высокой осознанностью, отражаясь в сознании в форме ценостных ориентаций. Возможно как неполное, неадекватное отражение Ценностей личностных в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами деятельности личности.

Влияние Ценностей личностных прослеживается практически во всех социальных феноменах. Они имеют ситуативный характер и управляют выбором или оценкой поведения, событий.
Влияние Ценностей личностных на поведение конкретного человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с чёткой и очевидной системой ценностей.
Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации Ценностей личностных. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовности идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Ценности личностные выступают связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием, являются механизмом детерминации индивидуальной жизнедеятельности, социокультурными регуляторами, формой представленности последних в психологической структуре личности.

Процесс интериоризации ценностей социальных, превращения их в Ценности личностные и вытеснения последними потребностей может идти с отклонениями, порождая девиантные структуры Ценностей личностных. Как нормальное, так и девиантное развитие Ценностей сферы личности происходит под опосредующим влиянием ценностей первичных малых групп, в которые индивид включен на ранних этапах развития, в первую очередь семьи.