Государственное устройство - это что такое? Признаки государственного устройства. Что такое национально-государственное устройство

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства - унитарная и федеративная Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. - 2002. - №1. - С. 92.. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. М. - С.127. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств Чиркин. В.Е. Государствоведение. - С. 159.

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

1. Унитарное государство - единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенностью и представляют собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

В унитарном государстве единая законодательная, исполнительная и судебная власть. Для него характерны наличие единого законодательства и правовой системы, наличие единой системы налогообложения. В административно-территориальное образование назначается чиновник из центра, который отчитывается перед центральной властью (чаще - перед правительством). Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

В демократических унитарных государствах развивается местное самоуправление.

  • 2.Федеративное государство . В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. - СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. - С.18.. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др Чиркин В.Е. Современное федеративное государство./ Чиркин В.Е. М.: Издательство МНИМП. 2007. - С.7.. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:
    • · Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.
    • · Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.
    • · В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.
    • · В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации.
    • · Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.

Распределение объема полномочий между федерацией и субъектами федерации зависит от того, как складывается федерация:

  • 1 вариант . Независимые суверенные государства объединяются в федерацию и часть своих суверенных полномочий передают образуемому новому федеральному государству (это те полномочия, которые лучше осуществлять сообща). Примером такого способа образования федерации является США.
  • 2 вариант . Либо единое государство разделяется на части, либо мощное государство подчиняет себе иные окружающие его суверенные государства. В этом случае центральная власть передает образуемым субъектам федерации часть своих полномочий, - те, что по её мнению, субъекты могут осуществлять самостоятельно.

При 1 варианте объем полномочий субъектов федерации будет выше.

Существует два вида федераций: национальная и территориальная . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.

Территориальная:

  • 1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;
  • 2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;
  • 3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза;
  • 4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

Примером территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.

Национальная:

  • 1. Субъекты - национально-государственные образования;
  • 2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
  • 3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций;
  • 4. Утверждения права на самоопределение. Клименко С.В., А.Л. Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М., 2000. С. 27.

В настоящее время национальной федерацией является Индия.

Отдельно при рассмотрении вопроса о государственном устройстве выделяют конфедерации.

3. Конфедерация - межгосударственное образование, это временный союз государств, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономических, политических).

Конфедерация - неустойчивое образование, она либо распадается, либо преобразуется в федерацию, поэтому ее часто именуют переходной формой государственности. Существует различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация не имеет единых органов власти (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятельности, а не являются органами власти государства); она не обладает единой территорией, суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства. Все государства-члены конфедерации остаются суверенными и обладают правом выхода из конфедерации.

4. Ассоциативная форма государственного устройства - это нечто меньшее чем федерация, но большее, чем конфедерация - это союз государств, образующийся на договорной основе, со временем они ассоциируются (Европейское Сообщество, Парламентское Сообщество, Европейское Содружество по правам человека).

Конфедерации, ассоциативные формы объединения - это не государства, поэтому точнее называть их не формой государственного устройства, а формой государственности. Форм объединения государств может быть множество, так, кроме названных, бывают содружества, блоки, коалиции и др. Теоретически четких и однозначных критериев разделения этих форм объединения не разработано. Различные авторы придерживаются различных точек зрения.

государственный устройство федеративный унитарный

Понятие. Государственное устройство характеризует одну из сторон организации государства, связанных с его формой. При определении формы государства принято выделять три основных элемента: форму правления, государственный (политический) режим и форму государственного устройства. Государственное устройство - это присущая данному государству его внутренняя территориальная структура, территориальный (или национально-территориальный) состав, деление территории данного государства на территориально-государственные или (и) национально-государственные или административно-территориальные части, характер взаимоотношений их как между собой, так и с государством в целом. По форме государственного устройства государства, как известно, могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными.

В настоящее время подавляющее большинство государств являются по форме государственного устройства унитарными и около трех десятков - федеративными.

Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей: примирение единства и разнообразия; защита от тирании центральных властей; создание условий для участия населения в политическом процессе на нескольких уровнях власти; создание условий для повышения эффективности функционирования центральной власти через региональную конкуренцию и выступление в качестве формы или пути к стимулированию новаторских идей на уровне региональных и местных властей.

Государственному устройству современной РФ посвящена специальная глава (третья) Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Эта глава называется «Федеративное устройство».

Конституция РФ определяет территориальную организацию современного Российского государства. Его составными частями являются как национально-государственные, так и территориально-государственные образования, территория которых, в свою очередь, подразделяется на административно-территориальные единицы. Основой взаимоотношений национально-государственных и территориально-государственных образований как между собой, так и с Российским государством в целом является принцип федерализма. Иначе говоря, по форме государственного устройства Россия является федеративным государством, в состав которого входят субъекты РФ.

К истории вопроса (краткий экскурс). Российское государство было таковым по форме государственного устройства не всегда. До 1917 г. это было унитарное, централизованное, единое государство. После октября 1917 г. и на протяжении более чем 70 последующих лет Россия по форме государственного устройства являлась (по крайней мере, формально) федерацией, построенной на базе автономии. 31 марта 1992 г. в России завершился один из важнейших этапов ее государственно-правового реформирования - был подписан и инкорпорирован в действующую Конституцию РСФСР в качестве ее составной части Федеративный договор - договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов РФ:

  • - республик в составе РФ;
  • - краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в составе РФ;
  • - автономной области, автономных округов в составе РФ - с другой, то есть фактически были подписаны три федеративных договора и два специальных протокола к первым двум договорам.

С принятием в 1993 г. Конституции РФ федеративное устройство нашего государства получило достаточно прочную (по крайней мере, с формальной точки зрения) конституционную основу.

В Конституции нашли свое отражение следующие особенности государственного устройства современной РФ. Во-первых, Конституцией признается асимметричная федерация, хотя формально закреплено равноправие субъектов РФ. Во-вторых, фактически отношения субъектов РФ и федерального центра поставлены на строго правовую основу. В-третьих, в Конституции заложена идея сохранения целостности РФ в сочетании с правом народов на самоопределение. В-четвертых, Конституция решает еще одну важную задачу, а именно - преодоление слабой государственной власти путем создания единой системы органов исполнительной власти Федерации и субъектов по предметам их совместного ведения и исключительного ведения.

Государственное устройство РФ на определенных принципах

Принципы государственного устройства РФ - это основополагающие идеи, закрепленные в нормах конституционного права, на которых строится, функционирует современная Российская республика как федеративное государство, базируется один из важных институтов российского конституционного права.

К этим принципам относятся:

  • - принцип приоритета и равенства прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации;
  • - принцип равноправия и самоопределения народов в рамках РФ;
  • - построение РФ по смешанному национально-территориальному и территориальному принципу;
  • - строительство РФ как демократического, правового и социального государства;
  • - принцип разграничения властей в РФ как по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная), так и по вертикали (между органами государственной власти РФ и ее субъектов);
  • - государственная целостность РФ;
  • - принцип равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях как между собой, так и с РФ в целом;
  • - принцип разнопорядковости (асимметричности) субъектов РФ по их государственно-правовому статусу;
  • - принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ.

конституционный правовой государство

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - административно-территориальная и территориально-политическая Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 , 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине и т.д. она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации (ст. 5 Конституции РФ 1993 г.) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования. Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов. Равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов Российской Федерации включает в себя организационных, правовых и экономических, условий, позволяющих, прежде всего, малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными среди народов РФ. В соответствии с Конституцией тот или иной на основе своего волеизъявления вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в других словарях:

    НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - административно территориальная и территориально политическая организация Российской Федерации, способ существования ее субъектов. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том,… … Юридическая энциклопедия

    Государственное устройство - (от гр politeia конституция; англ. state organization, form of government) 1) в широком смысле система государственно правовых отношений, включающих организацию гос ного строя в целом, устройство всего государства (социально экономические и… … Энциклопедия права

    Форма государственного устройства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части административно территориальные единицы,… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО - внутренняя территориальная (или национально территориальная) организация государства, т. е. деление его на области, губернии, провинции и другие единицы. Г. у. в федеративном государстве его деление на субъекты федерации. В таких случаях понятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    государственное устройство - в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования… … Большой юридический словарь

    Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система Конституция России … Википедия - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Проходили 20 22 октября 2012 года. Координационный совет был избран на один год, после чего будут проведены новые выборы. Регистрация кандидатов и избирателей велась на сайте cvk2012.org. Выборы в КС были организованы после многократных массовых… … Википедия

Революция 1905–1907 гг. сплотила буржуазию и землевладельцев национальных регионов вокруг царской власти как самой надежной своей защиты. Классовый страх был сильнее естественного национализма буржуазии. После краха монархического центра положение изменилось, стало преобладать стремление наций к самоопределению. Начался распад империи.

Прежде всего, сепаратизм поразил армию. Еще до февраля 1917 г. были созданы национальные части – латышские батальоны, Кавказская туземная конная дивизия (или Дикая дивизия), Сербский корпус. После Февраля был сформирован Чехословацкий корпус и вдруг "все языки" стали требовать формирования национальных войск.

Командование и правительство не имели определенной установки и не были готовы к этому.

Верховный главнокомандующий генерал А. А. Брусилов разрешил создание "Украинского полка имени гетмана

Мазепы". Началась "украинизация" армии. В конце лета 1917 г. разгорелась борьба за Черноморский флот, на кораблях поднимали украинские флаги, с них списывали матросов-неукраинцев.

Начался территориальный распад империи. После февраля 1917 г. Польша и Финляндия (две территории с развитым национальным господствующим классом) потребовали независимости, Польша к тому моменту была оккупирована Германией, и Временное правительство туманно пообещало признать ее независимость, а Финляндии отказало в самоопределении (разогнав в июне заседание сейма).

Временное правительство провозгласило курс на сохранение "единой и неделимой" России. Однако вся практическая политики Временного правительства способствовала децентрализации и сепаратизму не только национальных окраин, но и русских областей.

Резко усилилось сибирское "областничество" – движение за автономию Сибири. Конференция в Томске (2–9 августа 1917 г.) приняла постановление "Об автономном устройстве Сибири" в рамках федерации с самоопределением областей и национальностей и даже утвердила бело-зеленый флаг Сибири. 8 октября 1917 г. открылся I Сибирский областной съезд. Он постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. Предусматривалась возможность преобразовать саму Сибирь в федерацию. Ожесточенными противниками областничества были большевики.

I и II Всероссийские мусульманские съезды (с 1 по 11 мая и с 21 по 31 июля 1917 г.) заявили, что не помышляют о выходе из России, но обнаружили две тенденции: на национально-культурную автономию при унитарном государстве и на территориально-федеративное устройство (с созданием автономных республик). Председатель Юридического совещания и Государственный контролер Временного правительства Ф. Ф. Кокошкин разрабатывал даже проект двух Дум – Государственной и Союзной.

Временное национальное управление мусульман внутренней России и Сибири провело всеобщие, прямые и тайные выборы в национальный парламент (миле-меджлис), который должен был собраться 17 ноября 1917 г. в Уфе.

Наиболее неудачно сложились отношения Временного правительства с Украиной.

Уже 4 марта 1917 г. на собрании ряда социалистических партий в Киеве была образована Центральная рада, которая требовала территориально-национальной автономии Украины. Юридическое совещание дало на это отрицательное заключение. В ответ Рада 10 июня 1917 г. провозгласила автономию, что было объявлено "открытым мятежом". В целом политика Временного правительства была непоследовательной, тактика все откладывать "на потом" (до созыва Учредительного собрания) привела к отделению Украины, хотя позиции сепаратистов там были исключительно слабы.

До самого последнего момента вопрос национальногосударственного устройства игнорировался Временным правительством, о нем не упоминается ни в декларациях, ни даже в постановлении о провозглашении России демократической республикой. Лишь в середине октября 1917 г. Особая комиссия (по разработке конституции) подготовила для будущего Учредительного собрания проект законодательного акта об автономии Финляндии и областной автономии.

Парадокс в том, что, заявляя о сохранении "единой и неделимой" России, либерально-буржуазное государство культивировало сепаратизм, а большевики, заявляя о праве наций на самоопределение, везде выступали непримиримыми противниками сепаратизма.

Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также с центральными органами власти.

Известны три основные формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам. Унитарное государство имеет единую территорию, единое гражданство, бюджет и т.д. Административно-территориальные единицы как составные части унитарного государства суверенитетом не обладают. В некоторых Унитарных государствах имеются национальные автономные образования, которые также не являются суверенными.

Федерация представляет собой добровольное объединение государств, обладающих определенной самостоятельностью, в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектных территорий, гражданства, конституций, государственных органов, бюджета и т.д.

Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

Конфедерация это временный союз "суверенных государств, образованный на основе международных договоров, создаваемый для обеспечения общих целей и интересов. Через такую форму государственного устройства в свое время прошли Швейцария, США, Германия, Канада к др. Конфедерация не имеет единых государственных органов, гражданства, конституции, территории, бюджета и т.д. Весьма близким к конфедерации является в настоящее время СНГ (Союз Независимых Государств).

Национально-государственное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения в той или иной форме государственности.

Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов - всего 89 субъектов Федерации.

Конституционные основы национально-государственного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции РФ, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Более детально конституционные основы национально-государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения "границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного язы­ка; гарантии прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Анализируя конституционные основы национально-государственного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному договору"; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Феде­рации" и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти

Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от. 31 марта 1992 г.

Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства Российской Федерации являются:

  • 1. Добровольность объединения наций и народностей.
  • 2. Суверенность и равноправие наций.
  • 3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.
  • 4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.
  • 5. Государственная целостность Российской Федерации.
  • 6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.
  • 7. Равноправие субъектов Федерации. Рассмотрим содержание этих принципов.