Принцип коллегиальности. Дознание

Переход от коллегиальной формы исполнительной власти к принципу единоначалия произошел в муниципальном управлении со сменой государственной власти в России. Коллегиальное принятие решений исполкомами практически было прикрытием безответственности местной номенклатуры перед населением. Глава местной администрации осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия, утверждая на деле принцип индивидуальной ответственности в деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Закон, закрепляя коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления, оставляет по существу открытым вопрос о принципах организации и деятельности иных органов местного самоуправления. Данный вопрос должен регулироваться уставом муниципального образования. Органы, осуществляющие управление в системе муниципального управления, могут действовать как на основе коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия. В любом случае эти органы в соответствии с уставом муниципального образования наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в уставе муниципального образования.

Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения он принимает в коллегиальном порядке. Устав муниципального образования закрепляет организационно-правовые гарантии коллективного принятия данным органом своих решений: это, прежде всего требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а также кворума, необходимого для принятия решения. Принцип коллегиальности работы представительного органа проявляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, населения), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом, и т.д.

Принцип единоначалия, на основе которого может быть построена деятельность исполнительных органов в системе муниципального управления, допускает возможность использования коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этого органа, выработке решений по наиболее важным вопросам местной жизни. В практике муниципального управления существуют примеры, когда деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при нем и выполняет совещательные функции.

Коллегиальность - это определенный управленческий метод, с использованием которого функции осуществления руководства определенной организацией, учреждением или даже целой отраслью возлагаются не на одного конкретного человека, а на группу назначаемых либо избираемых лиц, у которых существует одинаковое

История возникновения коллегиальности

Обращаясь к истории данного понятия, можно увидеть, что свое начало оно берет еще с когда значение слова «коллегиальность» приравнивалось к универсальному методу управления, вплоть до армии. Однако с 1918 года Лениным была развернута борьба против такого понимания коллегиальности и выбрано направление на единоначалие.

Сегодня коллегиальность - это определяющее начало в организации деятельности различных органов, в том числе и судебных. При этом в любом оперативном аппарате должен быть строго проведен так называемый «принцип единоначалия».

Единство коллегиальности и единоначалия в управлении

Принцип коллегиальности и единоначалия реализуется в направлении преодоления авторитаризма и субъективности в управлении, например, педагогическим процессом. В общей очень важно опираться на знания и опыт коллег с соответствующей организацией их деятельности, направленной на разработку правил управления с последующим обсуждением и принятием оптимальных решений.

Взаимодействие коллегиальности и единоначалия

В таком аспекте коллегиальность - это не исключение личной ответственности отдельных членов коллектива за порученное им дело. Посредством единоначалия, с управленческой точки зрения, обеспечиваются дисциплина и порядок с четким разграничением и соблюдением полномочий всех участников любого процесса.

У коллегиальности высокий приоритет на этапе обсуждения с последующим принятием решений. Необходимость в единоначалии возникает на следующем этапе - реализация решений, принятых ранее.

В управлении единоначалие и коллегиальность - это отображение единства противоположностей. Так, при помощи единоначалия удается достичь оперативности в исполнении решений, а коллегиальности свойственна некоторая «медлительность». Таким образом, при осуществлении тактических действий целесообразно использовать единоначалие, а при стратегических - описываемый метод управления.

Принцип коллегиальности

Под подразумеваются основополагающие закономерности, идеи и правила поведения руководителей различных уровней для осуществления управленческих функций. Это определенные требования и нормы, которыми руководствуются работники системы, включая руководящий состав организации.

Постулаты в управлении

Предполагают:


Вывод

Необходимо отметить, что коллегиальность способна повысить объективность и обоснованность всех принимаемых решений. Однако принятие их может осуществляться достаточно медленно. Поэтому самым верным решением может быть объединение коллегиальности с единоначалием.

Природе правосудия присущ принцип коллегиальности. В Конституции Республики Беларусь, принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года, сказано, что «дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями» (ст. 113).

Коллегиальность в рассмотрении судом дел может выступать в двух формах: 1) в состав суда входят только профессиональные судьи; 2) состав суда образуют один профессиональный судья и не менее двух народных заседателей.

Длительное время в Беларуси все уголовные и гражданские дела рассматривались коллегиально. Рассмотрение дела в суде первой инстанции осуществлялось профессиональным судьей и двумя народными заседателями. Проверка их решений на предмет законности и обоснованности проводилась профессиональными судьями в составе не менее трех человек. Исключением из этого принципа являлось то, что в суде первой инстанции некоторые вопросы, например, связанные с подготовкой дела к слушанию, разрешались судьей единолично. Что касалось суда второй инстанции, то он все дела рассматривал коллегиально. Постепенно сфера действия принципа коллегиальности стала сужаться. К компетенции единолично судьи стали относить все большее количество уголовных и гражданских дел.

В настоящее время согласно ст. 32 УПК коллегия в составе судьи и двух народных заседателей рассматривает дела: 1) о преступлениях, за которые уголовным законом предусматриваются наказания свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь; 2) о преступлениях несовершеннолетних. Остальные уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично судьей. Все гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично, за исключением патентных дел, рассматриваемых Верховным Судом в составе трех судей (ст. 26 ГПК). Проверка законности и обоснованности судебных актов по гражданским и уголовным делам, независимо от того они были рассмотрены единолично или коллегиально, осуществляется судом в составе не менее трех судей.

Такие существенные ограничения принципа коллегиальности, предусмотренные отраслевым законодательством, по-видимому, носят временный характер и больше связаны с состоянием экономики в государстве, с возможностями экономически обеспечить участие народных заседателей, а не отображают существо самого правосудия.

Коллегиальное рассмотрение дел судом является одной из важных гарантий всестороннего, полного и объективного исследования судом всех обстоятельств дела, вынесения законных и обоснованных решений. Надлежащее осуществление принципа коллегиальности возможно только в том случае, если будет обеспечено фактическое равноправие всех членов судебного состава и со стороны председательствующего в судебном заседании не будет попыток оказать какое-либо давление на народных заседателей, даже не умышленное, связанное с профессиональным приоритетом судьи.

Значение принципа коллегиальности состоит в том, что он, во-первых, отражает демократическую сущность государства; во-вторых, является средством привлечения широких слоев общественности к деятельности по осуществлению правосудия, что необходимо для укрепления гражданского общества; в-третьих, обеспечивает обстоятельное обсуждение вопросов, подлежащих разрешению; в-четвертых, оказывает влияние на формирование внутреннего судейского убеждения.

Коллегиальность отнесена к одному из основных принципов деятельности Конституционного Суда РФ наравне с такими, как независимость, гласность, состязательность и равноправие сторон. Коллегиальное рассмотрение дел в Суде способствует наиболее глубокому, всестороннему и объективному их разбирательству и разрешению. Именно коллегиальность обеспечивает возможность тщательного исследования всех доказательств, правильной и всесторонней их оценки, обдуманного и внимательного применения требуемых нормативных актов и норм права и принятия объективного решения дела по существу.

Согласно Закону о Конституционном Суде РФ (ст. 30) разрешение дел осуществляется только коллегиально. В отличие от иных видов судопроизводства конституционное судопроизводство не знает единоличного рассмотрения дел. Более того, Конституционный Суд вправе осуществлять деятельность лишь при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Коллегиальность предполагает непосредственное участие судей в исследовании вопросов дела. Решение принимается только судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Законом устанавливается кворум, при котором Конституционный Суд может принимать решения в заседаниях: при наличии не менее двух третей от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, чьи полномочия приостановлены. Решение Суда считается принятым, если за него проголосовали большинство судей. В случае разделения голосов поровну дело считается решенным в пользу конституционности акта. В ряде случаев Законом о Конституционном Суде РФ установлены иные требования. Например, решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей (п. 4 ст. 72). Таким же большинством решается вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда (п. 5 ст. 18). Следует отметить, что судьи, чьи полномочия приостановлены, а также судьи, отстраненные от участия в деле, не учитываются при определении кворума.

Принцип коллегиальности действует и при принятии Конституционным Судом иных решений, не связанных с правосудной деятельностью. Например, коллегиально выносится решение о принятии обращения к рассмотрению или об отказе в этом (ст. 41), решается вопрос о назначении дела к слушанию и устанавливается очередность рассмотрения дел (ст. 47), определяется судья-докладчик (ст. 49), составом Суда может быть предложено компетентным органам приостановить действие оспариваемых актов до вынесения Конституционным Судом решения по делу (ст. 42).

Принцип гласности закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом». Следует отметить, что в результате внесения изменений в Закон о Конституционном Суде РФ рассмотрение дел в нем является открытым, только если они назначены к слушанию в заседании Суда.

Данный принцип также установлен в ряде международных актов. «Каждый человек имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно», - гласит Всеобщая декларация прав человека (ст. 10). Право на публичное рассмотрение дела закреплено в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Гласность - установленный порядок рассмотрения дел, при котором судебные заседания проводятся открыто с предоставлением реальной и равной возможности гражданам присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом судопроизводства и при желании вести необходимые записи; представителям средств массовой информации (пресса, радио, телевидение) - фиксировать все происходящее в судебном заседании для более широкого обнародования содержания и результатов процесса 1 .

Следует согласиться с мнением Ф. А. Ержановой, которая отмечает, что «не совсем оправдано отождествление гласности с информированностью. Во многих аспектах информированность является лишь способом достижения подлинной гласности» . Бесспорно, информирование выступает одним из основных атрибутов реализации принципа гласности. Закон о Конституционном Суде РФ разрешает присутствующим в зале судебного заседания фиксировать ход заседания со своих мест. Интересно отметить: действующий Закон, провозглашая в ст. 31 принцип гласности, устанавливает, что кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседаний допускаются с разрешения Конституционного Суда РФ (ч. 1 ст. 54).

Принцип гласности распространяется не только на свободный доступ желающих в суд, но и на само обсуждение вопросов. Прежде всего, законодатель гарантировал оповещение о заседаниях Конституционного Суда через средства массовой информации (ст. 51). Заседания Суда происходят открыто в помещении, доступном для публики и представителей средств массовой информации. Однако, провозглашая принцип гласности, законодатель вместе с тем обозначил ее пределы. Например, в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда Председатель Суда с согласия судей может распорядиться о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей и личном досмотре.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Закона о Конституционном Суде РФ допускается закрытое заседание, хотя в строго ограниченных случаях. Например:

  • - когда открытое разбирательство противоречит интересам охраны государственной, профессиональной или коммерческой тайны;
  • - при необходимости охраны тайны личной или семейной жизни;
  • - по делам, связанным с усыновлением;
  • - в целях обеспечения безопасности граждан;
  • - по другим делам в целях защиты общественной нравственности.

Применительно к перечисленным основаниям будет уместно сказать, что ограничение гласности допускается и международными актами, названными ранее. В частности, Международным пактом о гражданских и политических правах предусмотрено, что «печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия». Подобные ограничения допускаются и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 6).

Проявить инициативу проведения закрытого заседания по Закону о Конституционном Суде РФ могут стороны, участвующие в деле, либо сам Суд. Закрытое заседание проводится только на основании решения, принятого судьями, причем коллегиально (само решение оформляется определением). Решение о проведении закрытого заседания может быть принято одновременно с назначением дела к слушанию, в начале или уже в ходе заседания. Такой порядок связан с тем, что основания для проведения закрытого заседания могут появиться уже в ходе рассмотрения дела и касаться только части подлежащих рассмотрению в Суде вопросов.

Кроме того, названный Закон устанавливает ограничение гласности при рассмотрении вопросов неприкосновенности судей Конституционного Суда, приостановлении их полномочий (ст. 15, 17-19), при отстранении судьи от участия в деле (ст. 56) и др.

На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда, стороны и их представители. Возможность присутствия иных лиц определяется председательствующим по согласованию с судьями.

Все анализируемые выше нормы международных актов очень требовательно относятся к форме объявления судебного решения. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что «любое судебное постановление... должно быть публичным». Исключение составляют случаи, когда задеты интересы несовершеннолетних, когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми.

Согласно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «судебное решение объявляется публично» (ст. 6). Аналогичное требование закреплено в Законе о Конституционном Суде РФ. Независимо от формы проведения заседания (открытое или закрытое) решения Конституционного Суда в любом случае провозглашаются публично и обнародуются в официальном издании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Сокращенная форма обучения

Направление подготовки - Юриспруденция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Правоохранительные органы

Тема: Вариант №1

Слушатель Бумагина Наталья Александровна

Группа ЮЗ-3841

Номер зачетной книжки 318159

Преподаватель Шлыгина Анна Юрьевна

Курган 2011

Задача №1

По представлению прокурора области президиум областного суда рассмотрел в порядке надзора дело о признании Ч. недееспособной вследствие душевной болезни. В рассмотрении дела приняли участие трое из семи членов президиума. Нарушен ли в данном случае принцип коллегиальности? Раскройте содержание и значение этого принципа. В каком составе рассматриваются гражданские и уголовные дела:

А) в суде первой инстанции;

Б) в суде второй инстанции: в порядке апелляции и кассации;

В) в порядке надзора?

В данной задаче принцип коллегиальности не нарушен, так как в рассмотрении дела приняли участие трое из семи членов президиума а должно более 5 и не менее 3 человек.

Коллегиальность -это принцип коллективного обсуждения и (или) решения вопросов, относящихся к компетенции данного органа. К. позволяет при обсуждении вопросов учесть весь спектр мнений, вариантов проектов управленческих решений, аккумулировать знания и коллективный опыт членов коллегиального органа, учитывать интересы структурных подразделений органа и социальных групп, представители которых входят в состав коллегиального органа. Коллективными органами являются правительство, государственные комитеты и другие структуры государственной власти. К.представительной и судебной власти - конституционный принцип законотворчества и отправления правосудия. По правовому статусу коллегии являются совещательными органами. Решения коллегий.как правило,проводятся в жизнь приказами (распоряжениями) руководителей. Численность коллегии федеральных органов государственной власти определяется Правительством РФ. В состав коллегии по должности входят руководители и их заместители. Коллегия формируется Правительством РФ по представлению руководителя из числа заведующих (начальников) ведущих структурных подразделений органа. его территориальных подразделений, ведущих ученых и специалистов отрасли в количестве не более 5 человек. Полномочия между членами коллегии распределяются ее председателем, которым по должности является руководитель органа. Одна из форм К. в государственном управлении - создание консультативных и координационных органов.

При Президенте РФ могут создаваться в качестве консультативных коллегиальных органов комиссии и советы, которые предварительно рассматривают вопросы и готовят по ним в соответствии с их компетенцией предложения для Президента. Коллегиальные совещательные органы формируются и при коллегиальных органах. Например, при Правительстве РФ могут создаваться консультативные и координационные органы в виде комиссий со статусом правительственных и межведомственных. Министерства и другие федеральные органы исполнительной власти вправе образовывать коллегиальные совещательные координационные органы в виде межведомственных комиссий и межведомственные советы.

Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел. 1. Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.

2. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

3. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.

4. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально.

1. Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения гражданских дел претерпел существенные изменения по сравнению с ГПК РСФСР. Из нового Кодекса исключено право лиц, участвовавших в деле, ходатайствовать о коллегиальном рассмотрении дела при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

В ГПК РФ преобладает принцип единоличного рассмотрения дел. Так, единолично рассматриваются дела:

1)мировыми судьями;

2) районными судами - по первой инстанции и апелляционной инстанции;

3) судами субъектов РФ - по первой инстанции;

4) Верховным Судом РФ - по первой инстанции.

2. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется:

1) в судах первой инстанции (районных, судах субъектов РФ, Верховном Суде РФ) только в случаях, предусмотренных законом;

2) в судах кассационной инстанции (судах субъектов РФ, Верховном Суде РФ);

3) в судах надзорной инстанции (судах субъектов РФ, Верховном Суде РФ).

ГПК РФ предусматривает единичный случай рассмотрения дел коллегиально в судах первой инстанции - согласно абз. 2 ч. 3 ст. 260 дело о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума рассматривается судом в коллегиальном составе.

3. ГПК РФ исключил институт народных заседателей. Правосудие в сфере гражданского права в силу его специфики должно осуществляться только профессиональными судьями, т.к. отсутствие у народных заседателей необходимых знаний и подготовки может привести к судебной ошибке. В судах первой инстанции в случаях, предусмотренных законом, дела в коллегиальном составе будут рассматриваться тремя профессиональными судьями. Упоминание о народных заседателях сохраняется в ст. 1 Закона о судебной системе.

4. Коллегиальное рассмотрение дел в кассационной инстанции осуществляется в составе трех профессиональных судей, а также в порядке надзора - в составе не менее трех судей.

5. Когда дело рассматривается судьей единолично или совершаются отдельные процессуальные действия, то судья действует от имени суда. Например, решения и иные судебные постановления принимаются от имени суда.

Задача №2

Укажите в приведенном перечне судебные органы, которые действуют в качестве:

а)кассационной инстанции;

б)первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд..

Судебная коллегия по гражданским" делам областного суда.

Пленум Верховного Суда РФ.

Мировой судья.

Президиум Верховного Суда РФ.

Судебная коллегия по уголовным делам окружного военного суда.

Ответ должен быть дан на основе норм права

Что понимается под. судом первой - инстанции и кассационной инстанции? Чем отличается кассационная инстанция от суда первой инстанции?

Суд 1-й инстанции - принимает решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. Это может делать любой суд.

Суд 2-й кассационной инстанции призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Этим могут заниматься все суды, кроме судов основного звена и кассационные коллегии в арбитражных судах.

Согласно статья 337 ГПК РФ Порядок подачи кассационных жалобы, представления:

1. Не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке:

1) решения районных судов, решения гарнизонных военных судов - соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд;

2) решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов - в Верховный Суд Российской Федерации;

3) решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

2. Кассационные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.

Статья 393. ГПК РФ Суды, пересматривающие по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ) Вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, постановлений президиумов судов надзорной инстанции, на основании которых изменено решение суда первой инстанции или принято новое решение, производится судом, изменившим решение суда или принявшим новое решение.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 94-ФЗ)

Вступившие в законную силу приговор суда, приговор мирового судьи, приговор суда апелляционной инстанции, определение и постановление суда могут быть отменены по вновь открывшимся обстоятельствам.

Дела по вновь открывшимся обстоятельствам возобновляются:

1) в отношении приговоров (постановлений) мировых судей - судьей районного суда;

2) в отношении приговоров и определений районных (городских) народных судов - президиумом соответствующего вышестоящего суда;

3) в отношении приговоров, определений и постановлений Верховных судов краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов - Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ;

4) в отношении приговоров, определений и постановлений, вынесенных в первой инстанции Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, - Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации;

5) в отношении определений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Задача 3

Областным судом за убийство по предварительному сговору был осужден Петренко И.Д. Какое структурное подразделение и какого суда будет рассматривать жалобу осужденного, если приговор не вступил в законную силу?

Ответ должен быть дан на основе норм права

Согластно ст.337 ГПК РФ Порядок подачи кассационных жалобы, представления, рассматривать жалобу осужденного будет Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. По ФКЗ №1 от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ О Судебной системе Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Судебные коллегии Верховного Суда России рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве первой инстанции, в кассационном порядке (по жалобам и представлениям на приговоры, определения и постановления судов областного (военных судов окружного) уровня), в порядке надзора (по жалобам и представлениям на приговоры, определения и постановления нижестоящих судов) и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Понятие и виды дознания

К органам дознания ст. 117 УПК относит: полицию; командиров воинских частей; соединений и начальников воинских учреждений (по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнение служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения); Федеральную службу безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению; начальников исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториев (по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений); органы Государственного пожарного надзора (по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил); органы пограничной охраны (по делам о нарушениях государственной границы); капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным к ее ведению, таможенные органы РФ - по делам о преступлениях, отнесенных законом к их ведению (ст. 188, 189, 193, 194 УК РФ).

Из этого перечня органов дознания видно, что дознание осуществляется различными органами и связано с основными функциями этого органа.

Капитаны морских судов, начальники зимовок выполняют деятельность по дознанию эпизодически, в связи с возникшей необходимостью.

На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных угловно-процессуальным законом мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК). Устанавливая обязанности органа дознания, закон имел в виду прежде всего милицию как постоянно действующий орган дознания.

Полиция занимается оперативно-розыскной деятельностью и осуществляет процессуальное расследование по большинству уголовных дел в форме дознания.

Оперативно-розыскная деятельность, имея важное значение для успешного осуществления уголовно-процессуальной деятельности, в понятие дознания как процессуальной деятельности не входит.

Основная обязанность полиции при производстве дознания состоит в выполнении неотложных следственных действий в целях обеспечения необходимых условий для производства предварительного следствия по делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 119 УПК) и в расследовании в полном объеме в форме дознания по делам, не требующим предварительного следствия (ст. 120 УПК).

Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, распространяет на них правила производства предварительного следствия, за некоторым исключением (ст. 119, 120 УПК). Закон предусматривает два вида дознания (ст. 118 УПК), а именно:

1. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 119 УПК).

2. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 120 УПК).

В соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Статья 119 относит к числу следственных действий, которые в качестве неотложных может производить орган дознания, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Законом СССР от 12 июня 1990г. «О внесении изменений и дополнений в ст. 29 Основ» перечень неотложных следственных действий, производимых органом дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, дополнен прослушиванием телефонных и иных переговоров, наложением ареста на имущество и в случае необходимости назначением экспертизы.

К неотложным следственным действиям относятся такие действия по обнаружению и закреплению доказательств, которые совершаются по горячим следам, то есть незамедлительно, так как промедление с их производством может повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Это означает, что по делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе производить другие следственные действия. коллегиальность дознание кассационный жалоба

В целях обеспечения прокурорского надзора за законностью орган дознания обязан немедленно уведомить прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании (ст. 119 УПК). В соответствии со ст. 121 УПК дознание в этой форм должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит. Прокурор может дать указание о направлении дела следователю и до истечения десятидневного срока. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно направить дело следователю, не ожидая указания прокурора или истечения десятидневного срока.

После того как дело передано следователю, орган дознания действует в зависимости от результата проведенного дознания. Если в ходе дознания было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания может производить розыскные или следственные действия по делу только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе дознания установить не представилось возможным, орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия для установления преступника, уведомляя следователя об их результатах (ст. 119 УПК). Следственные же действия орган дознания может производить во всех случаях только по поручению следователя.

Анализ закона, регламентирующего дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, позволяет прийти к выводу о факультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел орган дознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит дознание, когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности и по нему требуется производство неотложных следственных действий по горячим следам, а следователь по объективным причинам не может приступить к расследованию дела с самого начала. Если же следователь сам возбудил уголовное дело и приступил к расследованию, дознание по этому делу не производится, а орган дознания может выполнять лишь поручения и указания следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий (п. 4 ст. 119 УПК; п. 3 и 4 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности).

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю (ст. 124 УПК).

Таким образом, дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, состоит:

· В возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий, когда в этом возникает необходимость, в целях установления и закрепления следов преступления;

· В выполнении поручений и указаний следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий;

· В оказании содействия следователю при производстве им отдельных следственных действий.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Это дознание состоит в полном расследовании дела.

К расследуемым в форме дознания относятся дела о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторым перечисленным в этой статье преступлениям возможны в соответствии со ст. 414 протокольная форма досудебной подготовки материалов или производство в порядке частного обвинения.

В форме дознания расследуются, например, дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст. 112, ст. 121, 122, ч. 2 ст. 213 и др. УК РФ.

В соответствии с законом (ст. 120 УПК) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 68 УПК).

При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:

1. Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела им для ознакомления не предъявляются.

2. На органы дознания не распространяются правила, установленные ч. 2 ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

Эти различия не имеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о равенстве прав участников процесса, которое должно иметь место при любой форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права не согласиться с указаниями прокурора по основным вопросам направления расследования противоречит принципу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК), которым должно руководствоваться и лицо, проводящее дознание.

В соответствии со ст. 47 УПК защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела (ст. 121 УПК). Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам ст. 133 УПК, установленным для предварительно следствия.

Дознание в указанных в законе случаях может производиться по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка материалов для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляется в протокольной форме. Это может иметь место в случаях: возбуждения уголовного дела начальником органа дознания, если в десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления; возвращения судом дела для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании; возвращения прокурором либо судом материалов для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения дела (ст. 416 УПК). В этих случаях дознание должно быть закончено не позднее двадцатидневного срока со дня возбуждения или возвращения уголовного дела.

Дознание может проводиться и по делам, возбуждаемым по жалобам потерпевших, если прокурор найдет необходимым возбудить дело по основаниям, указанным в законе.

Начертите схему системы органов прокуратуры

Список литературы

1. Беленков Р.А. Правоохранительные органы (конспект лекций в схемах). -- М.: Приор-издат, 2004.

2. Гриненко А. В. Правоохранительные органы Российской Федерации. Краткий учебный курс. -- М.: Норма, 2005.

с последующими изменениями и дополнениями

4. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. с последующими изменениями

5. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. -- М.: Юрайт-Издат, 2005.

6. Правоохранительные органы: Учебн. пособ. / Под ред. A.M. Артемьева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7. Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского. - М: ИТК Дашков и К 0 , 2005.

8. Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы: Учебник для образоват. учрежд. ср. проф. образ. -- М.: Юристъ, 2005

9. Судебная система России: Учебн. пособ. -- М.: Дело, 2000

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Дознание в российском уголовном судопроизводстве. Содержание уголовно-процессуальной компетенции органа дознания. Сущность, сроки и полномочия органов дознания при производстве дознания. Избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2012

    Надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении органами дознания, производстве дознания, приостановления и прекращения уголовных дел органами дознания. Порядок обжалования решений прокурора органами дознания.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2014

    Деятельность полиции по производству дознания. Взаимоотношения полиции как органа дознания с иными участниками уголовного судопроизводства. Выполнение процессуальной функции обвинения. Формы предварительного расследования. Возбуждение уголовных дел.

    реферат , добавлен 19.11.2013

    Понятие, правовые формы взаимодействия следователя и органа дознания. Организация своевременного обмена информацией. Формирование следственно-оперативных групп. Взаимодействие следователя и органа дознания при производстве отдельных следственных действий.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2011

    Понятие, сущность и виды дознания. Уголовно-процессуальные функции органов дознания. Правовая оценка деятельности Федеральной службы безопасности. Особенности процедуры проведения дознания. Процессуальный порядок окончания дознания с обвинительным актом.

    презентация , добавлен 01.05.2015

    Дознание как вид процессуальной деятельности и форма предварительного расследования. Процесс дознания - упрощенная форма следствия по определенным категориям уголовных дел. Учреждения, являющиеся органами дознания и его основные должностные лица.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    История развития дознания в уголовно-процессуальном праве. Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в системе МВД России и содержание их уголовно-процессуальной компетенции. Дознание как форма расследования преступлений в уголовном процессе.

    дипломная работа , добавлен 10.01.2013

    Структура отдела дознания и должностные инструкции сотрудников Отдела полиции "Кировский" УМВД РФ в г. Кемерово; правовая база. Порядок приёма и регистрации заявлений и жалоб граждан. Процессуальный порядок окончания дознания и предварительного следствия.

    отчет по практике , добавлен 16.04.2014

    Система органов дознания. Виды дознания. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно и не обязательно. Функции и обязанности органов дознания. Милиция как основной орган дознания. Обеспечение законности при производстве дознания.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2004

    История создания отдела полиции в селе Плешаново, основные направления его деятельности и нормативно-правовая база организации. Виды и задачи дознания, порядок и срок его проведения. Особенности профессиональной этики сотрудников отдела внутренних дел.