Сколько можно прирезать земли. Возможны такие мероприятия в отношении

Перераспределение земельных участков - это новый упрощенный порядок, который позволяет прирезать к имеющимся в собственности участкам смежные, что очень удобно для садоводов и огородников, земля которых располагается на границе с муниципальными участками.

Новый закон

По новому федеральному закону от июня 2014 года граждане и организации имеют право на перераспределение земельных участков. Попросту - это возможность прирезать к своей земле еще участок. Его можно использовать не только как приусадебный, но и для постройки дачного дома.

В Земельный кодекс были внесены дополнительные поправки и новая глава, в которой идет речь о перераспределении земель. Главным условием должна быть подходящая категория нужного земельного участка. Если это территории специального назначения или особо охраняемые зоны, то рассчитывать на положительное решение нельзя. Проверить категорию можно на публичной кадастровой карте.

Для этого необходимо пройти упрощенную регистрацию на сайте Росреестра. Если вы с этим справились, то без труда найдете бесплатный сервис, который позволит узнать краткую информацию:

  • собственника земли;
  • кадастровую стоимость;
  • категорию земель.

Запрос на кадастровой карте можно сделать при помощи введения координат участка либо его кадастрового номера. В последнем случае не понадобится даже адрес, поскольку кадастровый номер имеет уникальное значение.

Что такое «прирезки»

С начала 2017 года в Земельный кодекс были внесены еще несколько поправок, которые касаются перераспределения земель. Большинство из тех, кто обращается с подобным заявлением, желают «прирезать» к своему участку часть муниципальной земли. Эти переходящие в частную собственность территории и называют «прирезками».

Эта узаконенная процедура позволяет увеличить площадь своего участка. Фактически были узаконены самовольные захваты смежных участков некоторыми дачниками. Но есть и другие причины, по которым может возникнуть такая необходимость.

Если участок имеет неровную форму, то у собственника может возникнуть желание изменить ее при помощи процедуры перераспределения. Перед тем, как решиться на этот шаг, проверим:

  1. Проведено ли межевание, стоит ли на кадастровом учете ваш участок. Если нет, то эту процедуру придется выполнить.
  2. Потенциально образуемый участок не должен выходить за границу поселения.
  3. Будущий участок не должен оказаться за «красной линией».

Кроме этого, нужно проверить имеющиеся ограничения по площади прирезаемых территорий. Перераспределение земельных участков связано с утратой бывших и появлением новых участков на одной и той же территории. Участки должны иметь общую границу.

Для того, чтобы выполнить эту процедуру, нужно, чтобы были соблюдены следующие условия:

  • земельные участки должны быть смежными, то есть соприкасающиеся хотя бы одной стороной;
  • эти участки не должны находиться под санкциями или арестом;
  • о перераспределении должна быть предварительная устная договоренность между владельцами;
  • необходимо подготовить документы;
  • заявление на процедуру перераспределения нужно подать в местное отделение Росреестра;
  • необходимо пригласить кадастрового инженера для проведения необходимых работ.

Заключение договора

Для того, чтобы заключить письменный договор о перераспределении земли, необходимо обратиться в орган, в собственности которого находится земельный участок. Срок рассмотрения заявления - не больше месяца.

В это время местная администрация выполнит ряд мероприятий:

  • представители администрации при положительном решении утверждают план расположения участка;
  • решение об утверждении плана направляется заявителю.

В случае отказа, его причины указываются в письменном виде. При согласии заявитель обязан поставить полученный участок на кадастровый учет и выполнить на нем все необходимые межевые работы за свой счет.

Стоимость прирезаемого участка зависит от его кадастровой стоимости. Он составит:

  • 15% в том случае, когда площадь не превышает нормативы;
  • полную кадастровую стоимость, когда площадь превысит норматив более, чем на 10%.

Получив кадастровый паспорт, владелец и администрация должны подписать соглашение, предметом которого станет перераспределение участков.

На видео о перераспределении земельных участков

Благодаря Земельной реформе оформление дополнительных участков при помощи процедуры перераспределения стало вполне реальным. Большим плюсом является низкая цена таких «прирезков».

Первое

Что я сделала, это выяснила, что по Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) в моем городе минимальная площадь вновь образованных участков – 6 соток, значит, я могу претендовать на покупку участка 2.4 сотки без торгов, так как площадь меньше норматива.

Второе

Надо было выяснить свободна ли эта земля и не находится ли она в аренде или в общем пользовании, а также в какой зоне использования по ПЗЗ находится этот свободный участок. Для этого я написала заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне Выписку из ПЗЗ на конкретный участок 10 соток с определенным кадастровым номером и прилегающий к нему участок. К заявлению я приложила распечатку с Публичной карты Росреестра со своими рисунками. Каждый должен уметь работать с Публичной кадастровой картой. Ровно через 30 дней я получила официальный ответ со схемами, из которого я поняла, что земля, на которую я претендую абсолютно свободна и можно начинать процедуру оформления.

Третье

Я заказала у кадастрового инженера Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за две тысячи рублей в течение трех дней Схема была готова. Дело в том, что к заявлению о присоединении участка должна прилагаться только Схема установленного образца и никакая друга не принимается во внимание.

Четвертое

Вот только теперь я подала заявление в Администрацию с просьбой о присоединении земельного участка к моему собственному, путем перераспределения из муниципальной площади с приложением на старый участок и Схемой на новый участок. Можно было, конечно сразу же подать заявление в Администрацию, а потом ждать согласия или отказа, но я решила сначала выяснить, что присоединяемый участок подходит для этой цели, а потом начать процедуру оформления в собственность , чтобы быть уверенной в положительном результате.

Пятое

Через 30 дней меня пригласили на подписание Протокола земельной комиссии, из которого я узнала о положительном решении вопроса. Я подписала Протокол, только после этого мне выдали Постановление об утверждении Схемы присоединяемого участка и только потом, на основании этого Постановления кадастровый инженер провел геодезическую съемку и подготовку не на маленький участок 2.4 сотки, а на весь будущий большой участок 12.4 сотки. Прошло еще 45 дней.

Шестое

Я подала новое повторное заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне в собственность участок 2.4 сотки путем перераспределения земли из муниципальной собственности за плату по полной кадастровой стоимости, то есть 55 000 рублей на тот момент за 1 сотку. Уже к этому заявлению я приложила все новые документы, Протокол, кадастровый паспорт на вновь образованный участок 12.4 сотки.

Седьмое

Через 30 дней мне позвонили из Администрации и предложили подписать Соглашение о присоединении участка путем перераспределения муниципальной земли, и оплатить стоимость, выкупаемого участка, в течение 10 дней после подписания Соглашения.

Восьмое

Подача документов на регистрацию права собственности на новый участок 12.4 сотки в Росреестр. Сначала я написала заявление об аннулировании старого участка, и тут же новое заявление на на новый участок 12.4 сотки. Через 30 дней я получила новое Свидетельство о регистрации права собственности на новый участок. Госпошлина составила 2000 рублей, а не 350 как на участок без строения, так как на этом участке уже увеличенном стоит жилой домик.

Вся процедура оформления заняла 9 месяцев, расходы всего вместе с выкупом получились 153 000 рублей, выкуп 137 000 рублей, а остальное побочные расходы на оформление, межевание, аренду. Вот еще есть нюанс, меня, можно сказать, заставили оплатить аренду за выкупаемый участок с 2009 года, так как именно столько я владею этим домом, Администрация посчитала, что я фактически пользовалась этим участком все это время. Так как аренда была недорогая, всего 7 800 рублей я не стала спорить, хотя до сих пор не могу понять насколько это правомочно это со стороны Администрации.

Я поделилась своим личным опытом, который будет полезен всем, желающим присоединить дополнительный земельный участок, а также , занимающимся оформительской деятельностью.

До 2015 года любое использование земли без документов на ее использование, расценивалось законом как самовольный захват. Проблема привела к появлению отдельной главы в кодексе, касающейся «прирезки» и .

Особенности порядка отвода и стоимость увеличения земельного участка зависят от ведомственной принадлежности территории федеральным, муниципальным органам или субъектам федерации, которые принимают соответствующие акты.

Что означает прирезка земельного участка к основному?

Прирезка земельного участка к основному — эффективный способ расширить границы уже переданной во владения земли.

Виды целей прирезки земельных участков:

  • исправление изломанной границы, вкраплений;
  • приведение границ к фактически занимаемым.

Возможны такие мероприятия в отношении:

Образовавшаяся площадь нового земельного участка не должна превышать уровень, установленный для данной категории — огороды, сады, дачи, ведение личного хозяйства в пределах зоны.

Также следует ответить на еще один актуальный вопрос — сколько соток можно прирезать к земельному участку? Согласно тексту Федерального закона №221 «О кадастровой деятельности» , общий размер добавляемой площади не должен увеличивать первоначальную площадь более чем на десять размеров. Это при условии, что предельный минимальный размер земельного участка не был установлен.

Порядок проведения прирезки

В итоге перераспределения основного земельного участка формируется новый и меняются границы государственной территории, часть которой участвует в прирезке. В результате процедуры информация о новых границах должна быть внесена в кадастр, а лицо получить выписку из ЕГРН с новой территорией и границами.

Порядок расширения границ основного земельного участка:

  • Начать следует с консультации с инженерами кадастра, которые дают оценку ситуации в отношении прирезки. Они начнут подготовку схемы расположения объекта, в случае отсутствия проекта межевания территории. При этом территория прирезки не может нарушать требования гражданского, земельного и иного законодательства. На данном этапе выясняется наличие сервитутов, третьих лиц, имеющих право на эту территорию и т. д;
  • Подача заявления о перераспределении наделов;
  • Заявление собственника рассматривается около 10 дней, в течении которых органы власти обязаны выявить основания для отказа.

Если нет причин для отказа, то законом дается 30 дней для вынесения решения:

  • об утверждении плана основного земельного участка с новыми границами;
  • об отказе в перераспределении земельного участка.

Отказано может быть если нарушен порядок прирезки, а именно:

  • нет согласия от пользователей земель, арендаторов или иных граждан, правами которых наделен объект недвижимости;
  • на прирезке находится чужая собственность;
  • проектом межевания территории планируется иное использование;
  • кусок входит в территорию переданную на торги для дальнейшего использования в иных целях;
  • нарушен максимально возможный размер земельного надела;
  • часть земельного участка находится в личной собственности или возможно формирование полноценного надела;
  • сама схема подготовлена с нарушениями при наличии проекта межевания.

Уведомление о результате рассмотрения заявления на прирезку, лицо получает в форме, указанной при подаче. В случае выдачи положительного результата, заявитель обеспечивает работы по постановке на кадастровый учет всех новых владений, появившихся в результате перераспределения. Договор о перераспределении подписывается в течение месяца после подачи заявления.

Заявитель получает в Росреестре выписки из ЕГРН с новой площадью и конфигурацией. Фактически лицо, задумавшее процедуру прирезки обязано провести весь комплекс мероприятий которые присущи полноценному отводу основной земли. Дополнительная информация о межевании земельного участка и кадастровых работах имеется .

Необходимые документы

Чтобы процесс перераспределения шел правильно, заявление должно быть заполнено с указанием всей необходимой информации, подано в надлежащий орган власти субъекта федерации и приложенные документы должны отвечать требованиям закона.

В заявлении указывается:

  • ФИО заявителя, адрес, реквизиты паспорта;
  • номер по кадастру основного надела, находящегося в собственности;
  • если действие осуществляется на основе проекта межевания, то необходимо указать его реквизиты;
  • способ получения ответа, адрес для переписки.

К заявлению должны прилагаться:

  • копия документов на недвижимость, если земля не зарегистрирована в ЕГРН;
  • при отсутствии проекта межевания территории, предоставляется схема расположения земельного участка;
  • заверенная копия доверенности если заявление подает доверенное лицо.

В процессе изучения заявления может возникнуть необходимость в дополнительных материалах, например, согласие третьих лиц, о чем сообщается заявителю в отказе, после получения которого документы можно подать повторно.

Можно скачать образец заявления на прирезку земельного участка.

Как рассчитать стоимость прирезки земли?

Единой цены на процедуру прирезки земли нет. Граждане должны рассчитывать ее индивидуально, исходя из ряда конкретных факторов. Ключевым в данном случае является кадастровая стоимость участка, которую можно узнать на сайте Росреестра. Для этого надо пройти в раздел «Публичная кадастровая карта», где и находятся все соответствующие данные.

Так же, для проведения оценки можно обратиться в территориальный офис Россреестра. Это можно сделать лично или по почте. Обращение в электронном виде стоит 150 рублей, а выписка в бумажном виде стоит 400 рублей.

Условия проведения прирезки земельного участка к основному в Московской области

Правила перераспределения участков в Московской области мало чем отличается от установленного для других регионов.

Следует учитывать, что максимально возможный размер основного надела от 1 до 6 соток, но более:

  • 0,25 га для дачного строительства;
  • 0,10 га для огородничества;
  • 40 га для фермерского (крестьянского) хозяйства;
  • 0,15 га для садоводства.

Оплатить придется 50% стоимости по кадастру той части, на которую будет увеличен основной кусок. Данные требования установило правительство Московской области для земель, находящихся в его ведении или тех, на которых не разграничена собственность. Если территория федеральная, то стоить она будет 15% соответственно.

Условия прирезки в Новой Москве

Правительство Москвы в постановлении с изменениями от 17.05.2015 г. установило для земель Москвы (в том числе, Новой Москвы) свой процесс формирования стоимости прирезки участка к основному.

Департамент городского имущества города Москвы рассчитывает, какова будет цена присоединения части к основному наделу по следующей формуле: “Цена = кадастровая стоимость земли с увеличившимся размером – кадастровая стоимость собственности заявителя на день подачи им заявления на перераспределение.”

В рамках перераспределения часть может быть выкуплена правительством Москвы по ее рыночной стоимости для общественных нужд.

Если на территорию в силу каких-либо причин установлен запрет на строительство, то прирезка земельного участка к основному в Новой Москве будет составлять 20% от разницы между кадастровой стоимостью вновь созданного надела и этой же стоимостью территории на момент подачи заявления на перераспределение.

Как оформить прирезку к земельному участку - об этом пойдет речь в нашей статье.
С 1 марта 2015 г. Земельный кодекс РФ дополнен еще одной главой V.4, которая называется "ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, МЕЖДУ СОБОЙ И ТАКИХ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" . В частности, для оформления прирезки представляют интерес статьи 39.27...39.29. Т.е. прирезку можно оформить в рамках переспределения земель.

Что имеется в виду? Допустим, есть участок, принадлежащий Вам на праве собственности. Рядом есть (небольшой) кусок пустующей государственной или муниципальной земли, которой никто не пользуется. И Вы возымели желание - оформить право собственности на этот кусок, т.е., проще говоря, сделать так, чтобы он стал Вашим. Как быть?

Раньше можно было или писать заявление в местную администрацию с просьбой - предоставить этот (дополнительный) земельный участок в собственность. Или же выкупить этот участок (естественно, это тоже - с разрешения администрации). В некоторых случаях, если дополнительный участок незначительный по площади, можно было подать заявление в Кадастровую палату (Росреестр) об уточнении границ (в сторону увеличения площади) земельного участка - с учетом прирезки. Существуют определенные нормативы. Поэтому если Вы захотите уточнить границы на 20...30% (а то и более) площади своего участка, то, конечно, ничего не получится.

Но вот с 1 марта 2015 г. стал действовать Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который и дополнил Земельный кодекс указанной главой V.4. Которая позволяет оформить прирезку, как результат . Т.е. у землевладельцев, появилась, вроде бы, дополнительная возможность.

Посмотрим, что имеем теоретически, т.е. исходя из норма Федерального закона №171-ФЗ. П.1 ст. 39.28 дает закрытый перечень оснований для перераспределения:

  • 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
  • 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Для того, чтобы оформить прирезку, необходимо составить соглашение между собственником земли и администрацией. Естественно, бесплатно такие вещи уже НЕ ДЕЛАЮТСЯ (п.5 ст. 39.28), придется платить, т.е. фактически - выкупать дополнительный участок. Стоимость (проценты от кадастровой стоимости: от нескольких процентов до 100%) выкупа должна фигурировать в соответствующем региональном законодательном акте.

В п.9 ст. 39.29 закона №171-ФЗ приведен перечень оснований для отказа в заключении соглашения между заявителем (например, гражданином, решившим узаконить прирезку к своему участку). Перечень, как видно из содержания данной нормы, является закрытым. Т.е. надо полагать, что если ни одно из оснований не имеет места в действительности, то администрация не вправе отказать (гражданину или юридическому лицу) в перераспределении, т.е. в узаконении прирезки.

Весь список основания для отказа мы перечислять не будем, их можно прочесть, например, открыв систему Консультант . Но хочется обратить внимание на те, что бросаются в глаза. Итак, подпункты:

3. на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием

Проще говоря, если муниципалитет (администрация) укажет, что на спорном земельном участке она намеревается построить здание (например, склад для хранения неизвестно чего, сделать ненужную в данном месте детскую площадку или, еще проще - капитальный забор), то это будет законным основанием для отказа. Причем, если раньше для такой постройки требовался проект (что мешало администрациям строить то, что не нужно, а также мешало им отказывать людям в узаконении земель), то теперь вовсе необязателен (в силу п. 3 ст. 39.28 закона №171-ФЗ). Ибо теперь достаточно утвержденной (т.е. подписанной полномочным должностным лицом) схемы.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, конечно, гражданам не следует "замахиваться" на чужое, т.е. на муниципальные или государственные земли. С другой же стороны - бывают всякие ситуации...

4. Проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Опять же, если администрация имеет хотя бы утвержденную схему (проект, как уже говорилось, необязателен), то при попадании спорного участка в состав земель, которые будут перераспределяться, он, конечно же, не будет предоставлен.

5. Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Тоже весьма хороший повод для отказа. Правда, здесь ключевым моментом идет резервирование, в отличие от предыдущего пункта. Т.е. еще раз: резервирование - это одно. А перераспределение (новация законодательства) - это другое.

8. В результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.

Дело в том, что в каждом регионе (или муниципалитете) могут быть свои нормы, устанавливающие максимальный размер земельных участков. Понятно, что если в результате присоединения прирезки площадь будет превышать норму, то она будет невозможна. Конечно, отказ администрации в таком случае будет полностью правомерен и объясним.

9. Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Иными словами, если спорный участок, на который претендует гражданин (или юридическое лицо) в качестве прирезки, может являться самостоятельным земельным участком с соблюдением норм 11.9 Земельного кодекса, то администрация выдаст отказ в ее узаконении. Кстати, эти нормы устанавливают требования к образуемым и измененным земельным участкам. Если в целом, в них идет речь о:

  • предельных (минимальных и максимальных) размерах земельных участков, которые должны соблюдаться
  • том, что границы не должны пересекать границы населенных пунктов или муниципальных образований
  • недопустимости образования земельных участков, если это приводит к невозможности объектов недвижимости, расположенных на них
  • недопустимости вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице

Таким образом, если спорный (на предмет прирезки) земельный участок может использоваться самостоятельно, без нарушений установленных требований, то закон №171-ФЗ не дает оснований для его узаконения гражданами или юридическими лицами. Правда, это не касается пп. 1, 4 п. 1 ст. 39.28; но там идет речь о перераспределении в пользу администрации. Т.е. нормы ст. 11.9 Земельного кодекса ее не касаются.

Вместе с тем, на практике бывают случаи, когда нормы ст. 11.9 не выполняются. Например, если речь идет о тупиковом участке, которым (на данный момент...) не имеет возможности пользоваться неограниченный круг лиц.

Как показано на рисунке. Здесь, конечно же, речь идет о сравнительно небольшом участке, который может быть оформлен в качестве прирезки одному из собственников или всем - в долях по договоренности. Если же участок будет достаточно большой, администрация может, несмотря на то, что к нему, вроде бы, нет доступа для посторонних лиц, установить... сервитут, т.е. ограничение на одного или нескольких собственников участков, обязав их обеспечить бепрепятственный проход (или даже проезд) к пустоте. Проход будет осуществляться по ИХ участкам, естественно (в самом деле, не по воздуху же). Судебная практика полна случаями, когда на земельный участок добросовестного собственника (землевладельца) накладывался сервитут и он обязан был открыть соответствующий проход. Например, если взять приведенный рисунок, это могут быть собственники №1 и №3. Или №1 и №2 (именно им может не повезти). Причем суды в большинстве случаев заявляют, что, мол, такое дело (сервитут) не нарушает законных прав собственников на пользование своими участками. К тому же, продать, завещать, обменять или подарить свой участок собственник также может совершенно свободно, сервитут этому не помеха, т.е. и здесь его права "не ущемляются". Несмотря на, разумеется, все протесты со стороны собственников. Несмотря на обжалования, доходящие аж до Верховного Суда РФ в лице его председателя.

Поэтому юридически грамотные собственники земли заблаговременно пытаются защищаться. Как? Очень просто: используя законом разрешенные средства. Например, поставить близко к границе (но так, чтобы сосед не возмущался; здесь, нередко, люди договариваются, ибо вышеупомянутая участь грозит им обоим) жилой дом, большой сарай, оранжерею или еще что. Впрочем, нам известны и иные способы - в судебной практике они тоже фигурируют.

К примеру, случай не очень хороший в плане этики, но все же стоит рассказать о нем. Было небольшое озеро и к нему выходили зады огородов землевладельцев, участки которых расположились вокруг этого озера. Тогдашнее водное законодательство (90-х годов прошлого столетия) позволяло так располагать частные участки. Разумеется, до озера у каждого из них была оставлена нейтральная полоса, т.е. границы не выходили напрямую к воде, отстоя от нее метров на 10. Жилые дома, а также прочая недвижимость собственников были расположены, естественно, на противоположных концах их участков. Со временем они там много чего настроили - и так, что проходы были минимальные. Потом администрация спохватилась. В самом деле - ведь муниципальное озеро, а доступа к нему для всех желающих (остальных жителей поселка) НЕТ. Сервитут наложить не получилось, ибо для этого пришлось бы сносить постройки одного или нескольких собственников. Ну, а строить мост администрация, видимо, посчитала слишком накладным. Правда, неясно, чем закончилась эта ситуация с учетом вступления в силу закона №171-ФЗ: ведь теперь администрация может изготовить схему, утвердить ее (даже не тратя время на создание проекта и не особенно обосновывая, для чего она так поступает) и "попросить" одного из собственников продать ей свой земельный участок - в порядке перераспределения земель.

Итак, как видите, прирезку можно оформить далеко не во всех случаях. Как правило, это возможно лишь тогда, когда спорный (прирезаемый) участок не представляет интереса для администрации, если он находится в тупике (например, как на рисунке выше) или же если прирезка делается в целях спрямления границы Вашего участка.

Законом установлено, что для оформления прирезки необходима, в частности, схема. Однако, кто ее должен составлять? Если это сделает сам гражданин, не будучи специалистом в землеустройстве и не имея необходимого оборудования и приспособлений, то, скорее всего, схема будет выполнена неточно (за исключением уж совсем очевидных случаев). Поэтому, скорее всего, придется обратиться к кадастровым инженерам, которые и сделают соответствующий межевой план. Для администрации такой план будет более весомым аргументом по сравнению со схемой, выполненной неспециалистом, к тому же, имеющим заинтересованность. Тогда как кадастровый инженер - лицо нейтральное, поэтому доверия к его плану будет больше. Кстати, он же может, при составлении межевого плана, учесть большинство деталей, СНиПов и иных требований и нормативов к расположению новой границы земельного участка. Возможно, он сможет дать некоторые полезные советы (но не все, ка показывает практика).

Вместе с тем, обращение к кадастровому инженеру далеко не всегда является застрахует от неприятностей. Например, под землей может проходить газопровод или водопровод. В судебной практике были случаи, когда человек покупал участок. Администрация была, разумеется, в курсе. Но когда он (через несколько лет) начинал там строительство, то вдруг получал претензию на предмет того, чтобы немедленно и за свой счет снести свои постройки. Так как, "оказывается", под землей в том месте проходит газопровод высокого давления. Соответственно, зона около него является охранной и не подлежит застройке (т.е. нельзя ставить никакую недвижимость... даже туалет; даже забор!). И кто виноват в такой ситуации?

Землевладелец, естественно, ничего не знал об этом и действовал как добропорядочный приобретатель. Однако, суды указывали, что вне зависимости от порядочности приобретателя, он не имел права возводить постройки непосредственно над трубой газопровода. Тот факт, что при покупке участка он не знал о его наличии, не дает ему прав нарушать его охранную зону. Ну, а с администрацией, как всегда, все еще проще. Она может заявить, что, мол, не знала о том, что участок приобретается для капитального строительства (а может тот, кто его купил, будет там цветы сажать или сделает зону отдыха). И что она не несет ответственности за сделки между владельцами участков. Или что-нибудь подобное. Что же касается продавца участка - он, понятное дело, не обязан вникать в такие тонкости. Это вот при продаже автомобиля, жилого здания - продавец обязан предупредить покупателя об имеющихся недостатках, неисправностях. Тогда как наличие газопровода, согласно законодательству, недостатком не является (ну, не предусмотрено такого недостатка ни в законе, ни в подзаконных нормативно-правовых актах). Нет в законе таких норм, из которых следовало бы, что наличие сетей коммуникаций, газопроводов, электрических сетей и т.п. является недостатком земельного участка (за исключением, разве что, электрических сетей высокого напряжения выше 35 кВ - но там ни один нормальный человек сам не будет покупать участок). Поэтому продавец, в общем-то, необязан сообщать покупателю о скрытых сетях коммуникации, проходящих по его участку или под землей. Вместе с тем, покупатель может, конечно, оргументировать свои претензии к продавцу (и только к нему), что, мол, наличие сервитута, обусловленного прохождением газопровода или чего аналогичного, является существенным фактором, снижающим стоимость земельного участка. Поэтому в подобных случаях можно вести речь о выплате компенсации покупателю со стороны продавца. Однако, суды подходят к подобным делам по-разному, да и мало таких дел на практике.

В любом случае, согласна ли администрация дать "добро" на перераспределение и включение спорного земельного участка в состав Вашего - уже имеющегося, или нет - в срок до 30 дней должна направить Вам ответ. Он будет положительным или отрицательным - в зависимости от мнения администрации. Если ответ положительный, то нужно получить постановление об утверждении схемы расположения земельного участка в составе кадастрового плана территории Вашего муниципального образования. Это постановление, вместе со схемой расположения земельного участка следует предоставить в кадастровую палату с целью постановки (вновь сформированного, т.е. вместе с прирезкой) участка на кадастровый учет и оформления права собственности на него. По времени, процесс оформления прирезки может занять не менее, чем 4...5 месяцев. Это, разумеется, если без обращения в суд.

С уважением к Вам.

Самовольное занятие чужого земельного участка может быть умышленным или неумышленным, может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Но при выявлении фактов самозахвата территории нужно принять меры по приведению ситуации в легальное правовое поле. Если вас каким-либо образом коснулась проблема захвата земли (захватили ваш участок или вы обнаружили, что нарушили чужие границы), рекомендуем ознакомиться со следующим материалом.

1. Заняли участок целиком или частично: ваши действия и правовые последствия

Для большинства земельных участков в России до сих пор не определены точные границы. Переоформление прав собственности на землю часто проходит без межевания. Таким образом, ни собственники, ни соседи не имеют возможности узнать точную площадь и конфигурацию участков. Возникают ошибочные представления о месте прохождения границ, на основании чего могут возникнуть споры и причины для судебных разбирательств.

Пока ситуация со сложившимся землепользованием устраивает все стороны и кто-нибудь из соседей не стал расширять свои владения за счет чужой земли (часто если участок давно не используется) - существует мир. Но если возникает конфликтная ситуация, стороне, которая считает себя пострадавшей, в случае отсутствия четко установленных границ между участками, становится сложно доказать свою правоту.

Таким образом, если вы хотите препятствовать захвату вашего земельного участка другим лицом, критически важное значение имеет установление точных границ участков в результате межевания.

Рассмотрим две возможных ситуации конфликта относительно границ земельных участков:

Случай 1. Границы земельного участка установлены в процессе межевания.

Если для вашего земельного участка проводилось межевание и вы считаете, что сосед занял часть вашей территории, проверьте, чтобы в кадастровом паспорте были указаны в точности соответствующие результатам межевания данные. В этом случае спор сводится к противоречиям между официальными документами на землю (материалы межевания и кадастровый паспорт) и представлениями соседей о реальном прохождении границы. В этом случае существует очень большая вероятность решения спора в вашу пользу.

Порядок действий следующий (рис.1):


Рисунок 1. Порядок действий, если сосед занял ваш участок

Случай 2. Точные границы земельного участка не определены.

Если границы вашего земельного участка указаны неточно, доказать, что сосед занял часть вашего участка, будет намного сложнее. Посмотрите в кадастровый паспорт вашего участка. Если на первом листе в строке № 16 «Особые отметки» написано что-то вроде: «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства» или «Площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании» - дела плохи. Для предъявления претензий соседу необходимо начинать с процедуры межевания участка. Более детально об этом вы можете прочитать в .

При этом в случае межевания земельного участка обязательным приложением к межевому плану является с соседями. Как вы понимаете, если конфликт уже возник, и вы захотите уточнить границы участка в свою пользу, соседи ни за что не подпишут акт согласования. В этом случае кадастровые инженеры в акт согласования вносят отметку, что границы не согласованы, и излагают суть предоставленных в письменной форме возражений заинтересованных лиц, то есть ваших соседей. Бывает, что надлежащим образом уведомленные заинтересованные лица письменно не предоставляют возражений и не подписывают акт согласования, в этом случае акт считается согласованным.

В любом случае, если конфликт окончательно не решен на стадии согласования результатов межевания, единственным выходом из сложившейся ситуации будет судебное разбирательство. При этом такие судебные споры очень сложные и зачастую требуют сбора максимально возможной доказательной базы. При этом судом будут рассматриваться не только результаты межевания, но и фактическое землепользование, экспертные заключения, результаты геодезических съемок, другие документы на землю, где указаны площади участков и их границы.

Оптимальный вариант - если ваши соседи со всех сторон также согласятся провести межевание и уточнение границ. В результате межевания может оказаться, что урезка вашего земельного участка произошла вовсе не в том месте, в котором вы предполагали.

Правовые последствия в случае самозахвата земельного участка или части земельного участка лицом, которое не имеет на него предусмотренных законодательством прав, определены в ст. 7.1 КоАП РФ. Далее приведена сетка (рис. 2) административных штрафов для различных категорий правонарушителей. Размеры штрафов также разнятся в зависимости от того, определена или не определена для участка кадастровая стоимость.


Рисунок 2. Размер штрафов за самовольное занятие земельного участка

Уплата штрафа не освобождает правонарушителя от устранения правонарушения. Т.е. если по решению суда или ответственных органов правонарушителю был назначен штраф за самовольное занятие земельного участка и он его оплатил, дополнительно он должен освободить незаконно занимаемый участок или его часть. В случае отказа по решению суда правообладатель может самостоятельно выполнить снос построек и расчистку участка, а расходы истребовать у правонарушителя.

2. Что делать, если вы неумышленно заняли чужой участок (или его часть)

Ситуации, когда люди умышленно или неумышленно занимают часть территории, которая им не принадлежит, случаются довольно часто. Например, в сельских населенных пунктах, где много земли, в оборот могут быть задействованы свободные земли в конце огородов, в тупиковых улицах, «ничейные» островки земли между соседними участками и пр. В садовых и дачных товариществах, где планы территории были утверждены несколько десятилетий назад, прирезки к земельным участкам за счет общей или государственной земли носят массовый характер. Встречаются и прирезки за счет соседских территорий.

Но сложившаяся ситуация до определенного момента считается скорее положительной, чем негативной. Ведь за счет того, что свободные островки земли (часто между соседними участками) или захламленные тупики используются (например, обрабатываются для сельскохозяйственных целей или для обустройства зоны отдыха), выигрывают все. Территория поселения или дачного (садового) товарищества становится ухоженной, отсутствуют сорняки и дикие заросли на ничейной земле.

Однако такая ситуация устраивает до тех пор, пока кто-либо не захватил часть чужого земельного участка либо на один бесхозный участок претендует несколько человек. Бывает так, что приватизированный земельный участок долгое время не использовался, но когда собственник решает возобновить его обработку, оказывается, что часть территории уже занята соседом, и он не хочет ее отдавать. В этом случае, если вы неумышленно заняли часть чужой территории, ее лучше вернуть или договориться с соседом о предоставлении ему части своего участка.

В целом сценарий оформления прирезки к земельному участку может развиваться по двум сценариям:

1) Перераспределение земельных участков , находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков в частной собственности. В соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ, граждане, в чьей собственности находятся земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства (ИЖС), могут оформить прирезку к своему участку за счет перераспределения земель и/или земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

При этом площадь образованных земельных участков не должна превышать установленных предельных размеров земельных участков определенной категории и вида разрешенного использования. Данные предельные размеры устанавливаются нормативными актами органов местной власти, муниципалитетов. Они содержатся также в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) для каждой градостроительной зоны. Кроме того, разумеется, прирезку нельзя оформить (рис. 3):

За счет соседской земли;

За счет земли территории общего пользования;

За счет территорий другой градостроительной зоны (например, если ваш участок предназначен для ИЖС, его нельзя расширить за счет земли для размещения торговых и промышленных объектов и пр.);

Если образованный участок будет выходить за пределы красных линий.


Рисунок 3. Возможные варианты расширения участка

Допустимый вариант оформления прирезки к участку за счет земли в муниципальной собственности изображен на рисунке 4. Синим цветом обозначена возможная прирезка к участку.


Рисунок 4. Прирезка к участку за счет земли в муниципальной собственности

В этом случае для оформления прирезки к участку нужно подготовить схему расположения земельного участка . Ее можно сделать как самостоятельно, так и с помощью кадастровых инженеров. Более профессионально будет выглядеть проект межевания территории, но на первом этапе подачи заявления его подготавливать не обязательно.

2) Оформление прирезки к учстку с целью исключения изломанности границ, вкрапливания, вклинивания, чересполосицы земельных участков. Перераспределение участков может осущетвляться как между несколькими участками в частной собственности, так и за счет земли в государственной или муниципальной собственности. При этом такому перераспределению могут подвергаться участки не только граждан, но и юридических лиц вне зависимости от целевого назначения.

В этом случае перераспределение границ оформляется на основании проекта межевания территории. Это уже более сложный документ, чем схема расположения участка. Его имеют право разрабатывать только квалифицированные кадастровые инженеры. Проект межевания терриитории охватывает не только один участок, но и несколько смежных участков, между которыми происходит перераспределение. Проект межевания проходит процедуру публичных слушаний и обязательно должен быть согласован всеми заинтересованными лицами.

В случае перераспределения участков с целью исключения изломанности границ окончательные размеры участков также не должны превышать максимальных размеров участков определенной категории и вида разрешенного использования.

Пример оформления прирезок за счет перераспределения участков с целью устранения изломанности границ изображен на рисунке 5.

Рисунок 5. Схематичный проект межевания территории с целью устранения изломанности границ

Как узаконить прирезку к участку?

В общих чертах порядок оформления прирезки к участку выглядит следующим образом (рис. 6):

Рисунок 6 - Порядок оформления прирезки земельного участка

Примечание: Если по результатам кадастрового учета (в кадастровом паспорте) площадь земельного участка, на который претендует лицо, более чем на 10% превышает площадь, согласованную в схеме расположения участка или в проекте межевания, уполномоченный орган может отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Соответственно, превышение до 10% допускается.

Детально порядок заключения соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, описан в ст. 39.29 ЗК РФ. Отметим, что хотя в случае отсутствия проекта межевания территории предусмотрена подача схемы расположения участка, она может быть использована только на первом этапе оформления прирезки в собственность.

Для заключения соглашения необходимо провести межевание и обеспечить проведение кадастровых работ. Поэтому для грамотного оформления прирезки рекомендуется сразу же обратиться к кадастровому инженеру. Он проконсультирует относительно возможности узаконивания прирезки, правильно составит схему расположения участка и проведет межевые работы.

Кадастровый инженер проследит, чтобы выполнялись все условия для беспроблемного предоставления в собственность дополнительной прирезки к участку. Это и максимальная площадь, и возможные права на участок других лиц, и отношение земли к определенной градостроительной зоне, и наличие ограничений в использовании, и прохождение красных линий. Если заниматься оформлением земли самостоятельно, вы, возможно, не сможете учесть всех нюансов.

Сроки и стоимость оформления в собственность прирезок к земельному участку

Подготовка схемы расположения участка, проведение межевания, ожидание ответа госорганов, постановка на кадастровый учет занимают много времени. Поэтому даже с участием кадастровых инженеров процедура оформления прирезок к участку занимает порядка 5-6 месяцев.

Относительно стоимости оформления прирезки стоит отметить, что все издержки по межеванию и проведению кадастрового учета несет лицо, которое хочет оформить прирезку. Также расширение территории происходит не бесплатно. За дополнительные квадратные метры или сотки земли придется заплатить. Порядок расчета выкупной цены участков определяется субъектами РФ. Чаще всего выкупная стоимость равняется кадастровой стоимости участков.

Если вы хотите на законных основаниях использовать расширенную территорию вашего участка, лучше один раз провести процедуру оформления прирезки в собственность, чем ожидать штрафов за самовольное занятие земли или претензий на используемый вами участок со стороны государства или соседей.

3. Мирное урегулирование вопроса незаконного занятия участка

В любом случае, на какой бы стороне вы не оказались (захватили ваш земельный участок или вы нарушили соседские границы), всегда лучше попытаться мирно урегулировать конфликт, без обращения в суд. Попытка мирного урегулирования вопроса незаконного занятия участка должна всегда предшествовать подаче искового заявления в суд.

На каких условиях вы договоритесь с соседом, будет зависеть от многих факторов, в том числе и от таких неуловимых, как характер соседа и ваше умение вести переговоры. Но начинать разговор следует не с претензий, а с выяснения как можно большей информации. Пока конфликт не зашел в стадию обострения, сосед может согласиться показать вам свои документы на землю, рассказать, когда и на каких основаниях он занял участок.

Если вы уверены, что сосед неправильно понимает реальное прохождение границ, предложите за свой счет вызвать кадастрового инженера, который разметит границу на местности. Если у вас есть кадастровый паспорт на участок с точным указанием границ, объясните соседу, что ему лучше вернуть незаконно занимаемую часть вашего участка. В противном случае, когда вы выиграете суд, он будет вынужден оплатить все судебные издержки, заплатить штраф и расчистить участок.

Если в собственности соседа на незаконно занимаемой части вашего участка находится здание или эта часть участка имеет для него важное значение (например, по незаконно занимаемой части участка обеспечивается заезд в гараж), вы можете предложить соседу предоставить вам взамен часть его участка. Такое решение также может принять и суд.

Очень желательно, чтобы устные договоренности были закреплены документально. Иначе в случае смены собственников какого-либо из участков все договоренности забудутся, и конфликт возникнет вновь. Для документального оформления перераспределения участков или уточнения их площади (например, если вы согласились отдать часть своей земли соседу, но не хотите за эту часть платить налоги) необходимо заказать повторное межевание участков для уточнения их площади и конфигурации. Согласованный проект межевания будет основанием для внесения изменений в ГКН.