Видами ответственности за нарушение водного законодательства являются.

Административная и уголовная ответственность. Статья 68 ВдК РФ предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушения водного законодательства, не конкретизируя их. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Основной мерой административной ответственности является штраф. Его наложение не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает следующие составы административных правонарушений. Так, нарушениями правил охраны водных объектов согласно его ст. 8.13 признаются:

нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления;

невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования;

незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов;

нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ;

загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах.

Административная ответственность наступает в соответствии со ст. 8.14 КоАП РФ за нарушения правил водопользования при заборе воды без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, при проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений.

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств ст. 8.15 КоАП РФ рассматривает как административное правонарушение.

Уголовный кодекс РФ устанавливает (ст. 250) ответственность за загрязнение вод. Так, загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до 360 ч, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 ч, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Указанные выше деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Уголовная ответственность наступает и в случае загрязнения морской среды (ст. 252 УК РФ). Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до 480 ч, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, наказываются штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев.

Эти же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Гражданско-правовая ответственность. Статья 69 ВдК РФ предусматривает, что лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Детализирует эти нормы ВдК РФ Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Так, согласно ст. 77 этого Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе субъектом деятельности, на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 78 указанного Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного со-

Панова Е. А.,

соискатель МГЮА

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЯ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

На сегодняшний день проблемы, связанные с охраной и использованием водных ресурсов, остаются одними из наиболее актуальных. В большинстве случаев засорение, загрязнение и истощение водных объектов являются результатом противоправной деятельности человека. Одним из эффективных средств воздействия на такое поведение следует назвать институт юридической ответственности за нарушения водного законодательства.

В силу природных особенностей объектов окружающей среды ответственность за экологические правонарушения, включая водные, не ограничивается традиционными рамками дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой. В юридической литературе уже давно отмечалось наличие специальных форм ответственности: земельно-правовой, водно-правовой и т. д.

Однако в вопросе классификации форм (видов) ответственности нет полного единства мнений. Так, например, В. В. Петров эколого-правовую, или природоохранительную ответственность выделяет в качестве самостоятельного вида1, а по мнению Ю. С. Шемшученко, В. Л. Мунтяна, Б. Г. Розовского, выделение природоохранительной ответственности - в значительной мере условность. «Эта ответственность не может претендовать на роль самостоятельного вида. В плане теоретическом ничто не препятствует выделять новые виды ответственности. Однако постановка вопроса о создании принципиально нового специального механизма ее реализации - трудно решимое и дорогостоящее мероприятие»2.

Специальной ответственности за нарушение водного законодательства присущи все черты, свойственные институту ответственности в правовой системе России. Основанием такой ответственности является правонарушение в сфере охраны и использования водных ресурсов (экологическое водное правонарушение). Составы данных противоправных деяний охватывают нарушения водного законодательства, условий, установленных договором, лицензией или решением о предоставлении водных объектов в пользование, а также причинение или угрозу причинения существенного вреда водным ресурсам, окружающей среде, жизни и здоровью человека. Санкции данной формы ответственности направлены на пресечение экологических водных правонарушений и недопущение дальнейшего ухудшения водных ресурсов.

1 См: Петров В. В. Правовая охрана природы в СССР. С. 146-164.

2 См.: Шемшученко Ю. С., Мунтян В. Л., Розовский Б. Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев: Наукова думка, 1978. С. 30-31.

Меры специальной ответственности за нарушение водного законодательства могут носить постоянный или временный характер и подразделяются на: ограничение, приостановление или прекращение права пользования водным объектом и связанные с ним прекращение действия лицензии и расторжение договора.

Рассматривая меры специальной ответственности, следует обратить внимание на существенные изменения оснований пользования водными объектами, которые произошли в связи с принятием нового Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее - ВК РФ).

В соответствии со ст. 9 ВК РФ основания и порядок приобретения права пользования водными объектами зависят от принадлежности этих объектов к поверхностным или подземным. Согласно п. 1. ст. 9 ВК РФ, физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, установленным гл. 3 ВК РФ, из положений которой следует, что водный объект может предоставляться в пользование:

1) на основании договора водопользования;

2) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, выдаваемого уполномоченными органами (в данном случае закон не требует дополнительного заключения договора);

3) без договора водопользования и без решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование.

Важно отметить, что ранее действовавший ВК РФ 1995 г. для использования водных объектов, в большинстве случаев, требовал наличия лицензии. Выделялась даже специальная ст. 48 ВК РФ 1995 г. «Лицензия на водопользование». В тексте нового ВК РФ такие термины, как «лицензия», «лицензирование» не используются. Однако это не означает, что разрешительная система в отношении водопользования отсутствует. Из положений действующего ВК РФ следует, что лицензирование сохраняется в отношении использования подземных водных объектов, а также водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы. Согласно ч. 3 ст. 9 ВК РФ, основания и порядок приобретения права пользования подземными водными объектами устанавливаются законодательством о недрах, которое предусматривает лицензию на право пользования последними.

Следует также обратить внимание на то, что в новом ВК РФ не упоминается о водных сервитутах и о договоре безвозмездного пользования водными объектами.

Из перечисленных выше мер специальной ответственности прекращение права пользования водным объектом является наиболее суровым видом наказания. В соответствии со ст. 10 ВК РФ условия прекращения права

водопользования различаются в зависимости от того, является ли водный объект поверхностным или подземным. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены ВК РФ и гражданским законодательством, а право пользования подземными водными объектами - по основаниям и в порядке, определенными законодательством о недрах.

ВК РФ также допускает и принудительное прекращение права пользования водным объектом, которое можно рассматривать как наиболее радикальную меру специальной ответственности. Согласно ч. 3 ст. 10 ВК РФ, принудительное прекращение права пользования производится только по решению суда и при наличие следующих оснований: 1) нецелевое использование водного объекта; 2) использование водного объекта с нарушением законодательства РФ; 3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

Предъявлению требования о принудительном прекращении права пользования водным объектом, в соответствии со ст. 10 ВК РФ и ст. 54 ЗК РФ1, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, форма которого устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Действовавший ранее ВК РФ 1995 г. предполагал, что право пользования водным объектом прекращается путем аннулирования лицензии на водопользование, которое в свою очередь являлось основанием для расторжения договора пользования водным объектом. В соответствии с новым ВК РФ прекращение права пользования водным объектом означает прекращение действия договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Принудительное прекращение водопользования

1 В соответствии со ст. 5 ВК РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Поэтому правовой режим использования водных объектов во многом зависит от правового режима земель, на которых они находятся, и который определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории, а также разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (например, водный объект может быть расположен на землях сельскохозяйственного назначения). В связи с этим порядок применения мер ответственности за водные правонарушения должен согласовываться с нормами земельного законодательства.

предполагает, что решением суда может быть прекращено действие как договора, так и решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Разрешительная система сохраняется в отношении недропользования. Поэтому предоставление подземных водных объектов в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. В связи с этим прекращение водопользования напрямую связано с прекращением действия указанной лицензии.

Кроме того, как упоминалось выше, лицензирование права пользования существует также для использования природных лечебных ресурсов, к которым, в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»1, относятся, в том числе, минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер.

Наряду с перечисленными случаями лицензирования права водопользования можно упомянуть о разрешительной системе использования объектов, тесно связанных с водными ресурсами. Так, например, лицензирование действует в отношении использования объектов растительного и животного мира. Эти объекты неотделимы от своей среды обитания, в частности, речь идет о водных объектах. Поэтому использование объектов растительного и животного мира предполагает, в данном случае, использование и самих водных объектов. В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»2, одним из видов пользования животным миром являются: охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства (объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации). Объекты животного мира могут предоставляться соответствующими уполномоченными органами в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с уполномоченным органом, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Согласно ст. 47 Федерального закона «О животном мире», прекращение права пользования как мера ответственности устанавливается за нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной

1 Собрание законодательства РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

2 Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром. Право пользования животным миром и соответственно водным объектом, который предоставляется для осуществления этих целей, прекращается путем аннулирования лицензии, что, в свою очередь, влечет прекращение действия договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром.

Приостановление и ограничение права пользования водными объектами являются временными и менее радикальными мерами ответственности за нарушения водного законодательства. Ограничение права пользования водным объектом предполагает продолжение водопользования, но в меньшем объеме, а приостановление водопользования означает его временное прекращение. Данные санкции имеют предупредительно-воспитательный характер и действуют до устранения причин, послуживших основанием для приостановления или ограничения. В случае неустранения последствий и причин совершенного правонарушения данные меры ответственности могут перейти в санкцию, имеющую постоянный характер - прекращение права пользования водным объектом.

В соответствии со ст. 41 ВК РФ водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае: 1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека; 2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; 3) причинения вреда окружающей среде; 4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Согласно ч. 2 ст. 41 ВК РФ, приостановление водопользования осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами, однако приостановление водопользования в случаях, предусмотренных КоАП РФ, осуществляется в судебном порядке. Действующий КоАП РФ содержит такую меру ответственности, как административное прекращение деятельности на срок до 90 суток. Она устанавливается в частности:

За нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ч. 2 ст. 8.12 КоАП);

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2 ст. 8.13 КоАП);

За нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (ч. 1 ст. 8.14 КоАП);

Нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения (ст. 9.2 КоАП).

Ограничение права водопользования, в соответствии с ч. 3 ст. 41 КоАП, устанавливается нормативно-правовыми актами исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления или решением суда.

Как меры специальной ответственности приостановление и ограничение встречаются в ряде статей ВК РФ:

1) статья 44 ВК РФ предусматривает в случае нарушения требований, установленных в отношении использования водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод, возможность ограничения, приостановления или запрещения сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

2) статья 60 ВК РФ определяет, что нарушения требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем.

Следует отметить, что меры специальной ответственности за нарушения водного законодательства устанавливаются как нормами ВК РФ, так и другими нормативно-правовыми актами. Например, ст. 12 Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» предусматривает, что в случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов, к которым относятся, в том числе, минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке.

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах»1 (далее - Закон) определяет ряд нарушений, при которых право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными органами. Так, в соответствии со ст. 20 Закона право недропользования может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

Возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

Нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

Систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

1 Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

Если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

Непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах. Согласно ст. 8 Закона, пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»1 также предусматривает возможность применения специальных мер в случае нарушения природоохранных требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Это означает, что правоохранительные органы, водопользователи, собственники водных ресурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе предъявлять к предприятиям-загрязнителям в судебные органы иски об ограничении, приостановлении или прекращении их хозяйственной деятельности.

Интерес также представляет ст. 1065 ГК РФ, которая предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречат общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда. С точки зрения охраны водных ресурсов, норма ст. 1065 ГК РФ также может использоваться как способ правового воздействия на негативную деятельность предприятий-загрязнителей.

В качестве специальной меры могут выступать также дополнительные имущественные обременения. Так, например, в договоре стороны вправе предусмотреть дополнительные меры ответственности, выражающиеся в выполнении определенных работ по очистке и восстановлению водных объектов или денежной компенсации пострадавшей стороне.

Меры специальной ответственности за экологические водные правонарушения не освобождают виновных лиц от иных видов ответственности,

1 Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

предусмотренных законодательством Российской Федерации. Они могут применяться, например, в сочетании с мерами материальной и гражданско-правовой ответственности за нарушения водного законодательства.

Практика применения показывает, что, несмотря на эффективность мер специальной ответственности за нарушения водного законодательства, как правового механизма воздействия, они применяются нечасто. Вероятно, это связано с их законодательной непроработанностью, а также с недостаточно четким процессуальным механизмом применения мер специальной ответственности за нарушения водного законодательства. Поэтому представляется необходимым более подробно закрепить основания, условия и порядок привлечения к мерам специальной ответственности за нарушения водного законодательства.

Перед тем как составлять безотлагательный документ, нужно предварительно разделить документ на 3 разделов. Последние не точно должны быть напечатаны в том же порядке. Прежде всего правильно обдумать к чему вы требуете в итоге, затем соберите причины. Таковыми могут подвернуться нормативные акты, порядки, бизнес обычаи. Вступление очень важный раздел, который производит отпечаток. Также не следует забывать и понять какому решающему лицу адресован готовящийся просительный документ и кто обязан будет проявить реакцию.

Нарушения норм и правил, утвержденных законодательством РФ, о рациональном использовании вод, а также невыполнение мер по их охране, влечет за собой административную, уголовную, гражданско-правовую ответственности. При этом, согласно главы 7 статьи 68 Водного Кодекса РФ, привлечение к какой-либо юридической ответственности не освобождает лиц, виновных в нарушении водного законодательства, от возмещения причиненного ущерба в соответствии с законодательной базы РФ. Согласно со ст.131 Водного Кодекса РФ лица, причинившие ущерб или вред каким-либо водным объектам, обязаны в добровольном порядке или по решению суда, возместить его в полном объеме (также как и те лица, которые несут ответственность за нарушение лесного законодательства). Расчет причиненного ущерба или вреда, причиненного водному объекту, осуществляется посредством специально разработанных методик и аналитических исследований, либо по фактическим затратам, направленным на восстановление этих водных объектов. Иски о возмещении вреда или ущерба, нанесенного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, вправе подавать органы охраны окружающей среды, органы управления водным фондом, органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (в частности, ответственность за нарушение экологического законодательства), эксплуатация коммунальных, сельскохозяйственных и промышленных объектов с неисправными очистными сооружениями, нарушения порядка транспортировки, использования и хранения различных удобрений и препаратов, влекущие за собой загрязнение водных источников и нанесение существенного вреда животному и растительному миру, квалифицируются по статье 250 Уголовного Кодекса РФ. В соответствии с п.9 данной статьи, уголовную ответственность за нарушения водного законодательства могут нести любые лица, в том числе и должностные. Любые деяния, которые были совершены с нарушениями водного законодательства, считаются недействительными и предусматривают ответственность в соответствии с общими положениями Гражданского Законодательства РФ.

В соответствии со ст. 250,252 УК РФ, уголовная ответственность за нарушения водного хозяйства, наступает в следующих случаях:

Водный кодекс Украины

Ст. 110 ВКУ от 06.06.1995 № 213/95-ВР

Нарушение водного законодательства влечет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательству Украины.

1) самовольном захвате водных объектов;

2) загрязнении и засорении вод;

3) нарушении режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и на землях водного фонда;

4) разрушении русел рек, ручьев и водотоков или нарушении естественных условий поверхностного стока при строительстве и эксплуатации автодорог, железных дорог и других инженерных коммуникаций;

5) вводе в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без очистных сооружений или устройств надлежащей мощности;

6) несоблюдении условий разрешения или нарушении правил специального водопользования;

7) самовольном проведении гидротехнических работ (строительство прудов, дамб, каналов, скважин);

8) нарушении правил ведения государственного учета вод или извращении или внесении недостоверных сведений в документы государственной статистической отчетности;

9) повреждении водохозяйственных и гидрометрических сооружений и устройств, нарушении правил эксплуатации и установленных режимов их работы;

10) незаконном создании систем сбрасывания обратных вод в водные объекты, городскую канализационную сеть или сливную канализацию и несанкционированном сбросе сточных вод;

11) использовании земель водного фонда не по назначению;

12) несообщении (сокрытии) сведений об аварийных ситуациях на водных объектах;

13) отказ от предоставления (укрывательстве) проектной документации и выводов относительно качества проектов предприятий, сооружений и других объектов, которые могут влиять на состояние вод, а также актов и выводов комиссий, которые принимали объект в эксплуатацию;

14) нарушении правил охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения.

Законодательством Украины может быть установлена ​​ответственность и за другие правонарушения относительно использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.

Ответственность за нарушение водного законодательства

Нарушения норм и правил, утвержденных законодательством РФ, о рациональном использовании вод, а также невыполнение мер по их охране, влечет за собой административную, уголовную, гражданско-правовую ответственности. При этом, согласно главы 7 статьи 68 Водного Кодекса РФ, привлечение к какой-либо юридической ответственности не освобождает лиц, виновных в нарушении водного законодательства, от возмещения причиненного ущерба в соответствии с законодательной базы РФ. Согласно со ст.131 Водного Кодекса РФ лица, причинившие ущерб или вред каким-либо водным объектам, обязаны в добровольном порядке или по решению суда, возместить его в полном объеме (также как и те лица, которые несут ответственность за нарушение лесного законодательства). Расчет причиненного ущерба или вреда, причиненного водному объекту, осуществляется посредством специально разработанных методик и аналитических исследований, либо по фактическим затратам, направленным на восстановление этих водных объектов. Иски о возмещении вреда или ущерба, нанесенного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, вправе подавать органы охраны окружающей среды, органы управления водным фондом, органы санитарно-эпидемиологического надзора.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (в частности, ответственность за нарушение экологического законодательства), эксплуатация коммунальных, сельскохозяйственных и промышленных объектов с неисправными очистными сооружениями, нарушения порядка транспортировки, использования и хранения различных удобрений и препаратов, влекущие за собой загрязнение водных источников и нанесение существенного вреда животному и растительному миру, квалифицируются по статье 250 Уголовного Кодекса РФ. В соответствии с п.9 данной статьи, уголовную ответственность за нарушения водного законодательства могут нести любые лица, в том числе и должностные. Любые деяния, которые были совершены с нарушениями водного законодательства, считаются недействительными и предусматривают ответственность в соответствии с общими положениями Гражданского Законодательства РФ.

К административной ответственности за нарушения водного законодательства привлекают в соответствии с нормами и правилами Кодекса РФ об административных нарушениях. Штрафы за нарушения водного законодательства налагаются государственными органами управления и охраной водного фонда, и имеют следующие виды категорий:

За самовольное использование водных объектов, переуступку права их использования, а также иные сделки, нарушающие в той или иной форме право государственной собственности на эти водные объекты;

За умышленное загрязнение вод, нарушения режима на водосборах, влекущие загрязнения и иные вредные явления;

За разрешение на ввод в эксплуатацию промышленных, производственных и жилых объектов без устройств и сооружений, предотвращающих засорение и загрязнение вод;

За умышленное повреждение водохозяйственных устройств и сооружений, а также нарушения правил их эксплуатации;

За бесконтрольное использование воды, а также забор воды с нарушением планов водопользования;

За отсутствие регистрации в судовых документах, должностными лицами, об операциях, связанных с вредными выбросами, которые могут повлиять на здоровье людей и живых ресурсов водного мира.

В соответствии со ст. 250,252 УК РФ, уголовная ответственность за нарушения водного хозяйства. наступает в следующих случаях:

За умышленное засорение, загрязнение или истощение подземных и поверхностных вод, источников питьевого водоснабжения;

За умышленное загрязнение морских вод источниками, находящимися на суше, либо вследствие нарушения правил выброса и захоронения вредных веществ и минералов.

Глава 23. Ответственность за нарушение водного законодательства.

Статья 110. Ответственность за нарушение водного законодательства.

Нарушение водного законодательства влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно законодательству Украины.

Водопользователи освобождаются от ответственности за нарушение водного законодательства, если они возникли вследствие действия непреодолимых сил природы или военных действий.

Ответственность за нарушение водного законодательства несут лица, виновные в:

  1. самовольном захвате водных объектов;
  2. загрязнении и засорении вод;
  3. нарушении режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и на землях водного фонда;
  4. разрушении русел рек, ручьев и водотоков или нарушении естественных условий поверхностного стока во время строительства и эксплуатации автодорог, железных дорог и других инженерных коммуникаций;
  5. введении в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без очистительных сооружений или пристроил надлежащей мощности;
  6. несоблюдении условий разрешения или нарушении правил специального водопользования;
  7. самовольном проведении гидротехнических работ (строительство прудов, дамб, каналов, скважин);
  8. нарушении правил ведения государственного учета вод или извращении или внесении недостоверных ведомостей в документы государственной статистической отчетности;
  9. повреждении водохозяйственных и гидрометрических сооружений и пристроил, нарушении правил эксплуатации и установленных режимов их работы;
  10. незаконном создании систем сбрасывания обратных вод в водные объекты, городскую канализационную сеть или сливную канализацию и несанкционированном сбрасывании обратных вод;
  11. использовании земель водного фонда не по назначению;
  12. неуведомлении (утаивании) ведомостей об аварийных ситуациях на водных объектах;
  13. отказу от предоставления (утаивании) проектной документации и выводов относительно качества проектов предприятий, сооружений и других объектов, которые могут влиять на состояние вод, а также актов и выводов комиссий, которые принимали объект в эксплуатацию;
  14. нарушении правил охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорение.
Законодательством Украины может быть установлена ответственность и за другие правонарушения относительно использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов.

Статья 111. Возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушений водного законодательства.

Статья 130 ВК предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушение водного законодательства, не конкретизируя их. Лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность. Основной мерой административной ответственности является штраф. Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами Минприроды РФ в пределах их компетенции, установленной законодательством РФ, на должностных лиц и граждан. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривает следующие составы административных проступков.

Нарушение права государственной собственности на воды согласно ст. 47 КоАП представляет собой самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступка права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды.

Статья 57 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны водных ресурсов. Состав административного правонарушения в этих случаях выражается в загрязнении и засорении вод, нарушении водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления. Кроме того, к этому же составу административного правонарушения относится ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие.

Забор воды с нарушением планов водопользования, самовольные гидротехнические работы, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил ведения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод ст. 59 КоАП рассматривает как нарушение правил водопользования.

Административным проступком считается повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации согласно ст. 60 КоАП.

Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за загрязнение вод (ст. 250) и за загрязнение морской среды (ст. 252).

Так, в соответствии со ст. 250 УК загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния причинили существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Эти же деяния, причинившие вред здоровью человека или повлекшие массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Такие деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Эта статья УК РФ устанавливает простой и квалифицированные составы преступления, именуемого «загрязнение вод». Составы преступления определяются в зависимости от обстоятельств совершения уголовного правонарушения и наступивших вредных последствий.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 250 УК РФ, охватывает действия или бездействие, выражающиеся в нарушении требований водного законодательства об охране водных объектов. Поверхностные, подземные воды, источники питьевого водоснабжения - предмет данного преступного посягательства.

Последствиями этого уголовного правонарушения являются причинение существенного вреда животному или растительному миру, которое может выразиться в виде заболеваний или гибели водных животных и растений, рыбным запасам и т.д., а также существенного вреда лесному либо сельскому хозяйству.

Квалифицирующими признаками являются наступление последствий: причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных или причинение по неосторожности смерти человеку. К числу этих же признаков относится совершение деяния в зоне экологического бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, или на территории заповедника или заказника.

Субъективная сторона преступления выражается в форме косвенного умысла. Лицо осознает противоправность действий, которые оно совершает, однако допускает наступление вредных последствий или безразлично относится к их наступлению. По отношению к такому последствию, как смерть человека, субъективная сторона выражается в виде неосторожности.

Уголовная ответственность наступает и в случае загрязнения морской среды (ст. 252 УК). Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам, наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца.

Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 252 УК, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Предмет этого преступления - морская среда, к которой относятся внутренние морские воды, территориальные море Российской Федерации и живые ресурсы моря.

Объективная сторона преступления выражается в действиях по сбросу загрязняющих веществ с судна, захоронению неотработанного ядерного топлива, сливу в морскую среду нефтепродуктов и др. и в бездействии, которое может выразиться в непринятии мер по предотвращению сброса загрязняющих веществ, и т.д.

Существенный вред здоровью человека выражается в причинении вреда любой степени тяжести. Существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам предполагает массовую гибель рыбы, морских млекопитающих и иных морских животных, морских организмов и растений и т.п.

Преступление признается оконченным либо с момента наступления вредного последствия, т.е. загрязнения морской среды, либо с момента наступления указанных в них последствий, выразившихся в причинении существенного ущерба. Субъективная сторона преступления выражается в форме косвенного умысла. Что же касается смерти человека, то - в неосторожности.

Гражданско-правовая ответственность. Статья 131 ВК предусматривает, что граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Эта статья ВК дублирует норму, предусмотренную в ст. 87 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», согласно которой вред, причиненный окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, возмещается добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в надлежащем порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Таким образом, размер ущерба, причиненного водным объектам, исчисляется по специальным методикам или по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков в полном объеме.

В настоящее время разработаны и утверждены нормативно-методические документы, на основе которых исчисляется размер ущерба, причиненного водным объектам. Например, Методика подсчета убытков, причиненных загрязнением морской среды в экономической зоне СССР, утвержденная Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР (1987 г.); Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденная приказом Госкомэкологии РФ, Минприроды РФ, Минфина РФ 11 февраля 1998 г., 31 мая, 1 июня 1999 г.

Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства РФ, вправе предъявлять органы Минприроды РФ, органы санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ.

Суммы возмещения ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, перечисляются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ в установленном порядке и расходуются на восстановление водных объектов.

Статья 132 ВК признает сделки, совершенные с нарушением водного законодательства РФ, недействительными. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением связанных с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Последствия недействительности сделки предусмотрены в ст. 167 ГК.

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального ис­пользования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответ­ственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. 47, 57- 60).

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномочен­ного государственного органа управления использованием и охраной водно­го фонда за следующие виды водных нарушений:

Самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собствен­ности на воды;

Загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на во­досборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вред­ные явления;

Ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;

Забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное про­изводство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил первич­ного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;

Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации;

Невыполнение лицами командного состава судна или другого плавуче­го средства обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря веществами и смесями.

Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:

Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природ­ных свойств (ст. 250);

Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и мате­риалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятст­вующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).

Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязне­ние, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подоб­ных же административных проступков осуществляется по квалифицирую­щим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне эко­логического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О прак­тике применения законодательства об ответственности за экологические пра­вонарушения» эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, комму­нальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспор­тировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и при­чинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица (п. 9).

Привлечение к уголовной или административной ответственности не ос­вобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками ис­числения ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом поне­сенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результа­те нарушения водного законодательства, вправе предъявлять органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Сделки, совершенные с нарушением водного законодательства, призна­ются недействительными и влекут за собой последствия, предусмотренные общими положениями гражданского законодательства о недействительных сделках.