При проведении административного расследования. Административное расследование основание и порядок производства
Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.
Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.
Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.
Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.
Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.
Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.
Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.
1 комментарийСистема и наблюдатель
Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.
Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.
Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.
Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.
Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).
Гипотеза №1. Всевидящее око
Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».
Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.
Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель
Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:
Течение времени
Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.
Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.
71. Административное расследование.
Административное расследование - представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте и др. (ст. 28.7 КоАП РФ).
Административное расследование проводится, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил - на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем . Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, влекущем административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
Решение о возбуждении дела об адм. правонарушении и проведении адм. расследования принимается д/л, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об адм. правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения адм. правонарушения.
В определении о возбуждении дела об адм. правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об адм. правонарушении, данные, указывающие на наличие события адм. правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта РФ, предусматривающая адм. ответственность за данное адм. правонарушение.
Адм. расследование проводится по месту совершения или выявления адм. правонарушения.
72. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
Статья 29.7. КОАП РФ:
1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;
9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.
2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Административное расследование
Комментарий к статье 28.7 КоАП РФ:
1. По смыслу данной статьи Кодекса, административное расследование - особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, однако в своей совокупности еще недостаточных для составления протокола об административном правонарушении. Такой порядок законодатель допускает только при выявлении административных правонарушений в областях законодательства, перечисленных в ч. 1 данной статьи, и при необходимости проведения экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
2. Частью 2 комментируемой статьи определяются должностные лица, уполномоченные назначать административное расследование, а также виды оформляемых при этом процессуальных документов. Указание на немедленное принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, как представляется, направлено на недопущение нарушения установленных сроков составления протокола об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.5).
3. В связи с вышеизложенным следует различать положения ч. 2 ст. 28.2 Кодекса о составлении протокола об административном правонарушении, предусматривающие обязательность описания события правонарушения, и положения ч. 3 комментируемой статьи, устанавливающие, что в определении уполномоченного должностного лица либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются повод для возбуждения такого дела и данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения.
4. При вынесении определения о возбуждении дела и проведении административного расследования участниками производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается соответствующая запись в определении.
Согласно ч. 3.1 комментируемой статьи копия определения в течение суток должна быть вручена под расписку либо выслана физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
5. Положения ч. 4 данной статьи о том, что административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения, предопределяются необходимостью осуществления при административном расследовании экспертизы или иных процессуальных действий. При анализе данных положений следует учитывать, что по завершении расследования административного правонарушения дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5).
По общему правилу в случае возбуждения дела должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, административное расследование по данному делу проводится указанным должностным лицом. Кроме того, по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело, или его заместителя административное расследование может быть проведено другим должностным лицом этого органа, также уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
6. Установленные ч. 5 комментируемой статьи сроки следует рассматривать с учетом положений ст. 28.5 Кодекса. При этом с учетом указания на необходимость немедленного принятия решения об административном расследовании общий срок административного расследования (согласно ч. 5 данной статьи - один, два или семь месяцев) не может быть дополнен двумя сутками на основании ч. 2 ст. 28.5 Кодекса.
Процедура продления срока проведения административного расследования включает подачу письменного ходатайства должностным лицом, в производстве которого находится дело, и принятие решения о продлении (на определенный срок) соответствующим лицом: 1) руководителем органа, в производстве которого находится данное дело, или его заместителем (на срок не более 1 месяца); 2) руководителем вышестоящего таможенного органа или его заместителем либо руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (Федеральной таможенной службы), в производстве которого находится данное дело, или его заместителем (на срок до 6 месяцев); 3) руководителем вышестоящего органа по делам о нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (на срок до 6 месяцев).
7. Процессуальной формой принятого решения о продлении срока проведения административного расследования также является определение. В нем, в частности, указываются основания для продления указанного срока и срок, до которого продлено проведение административного расследования (ч. 5.1 данной статьи).
8. Предусмотренные в ч. 5.2 комментируемой статьи вручение или высылка копии определения о продлении срока проведения административного расследования аналогичны действиям, регламентированным в ч. 3.1 этой же статьи.
9. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) подробно разъяснено содержание административного расследования и подчеркнуто, что оно должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.
10. При оформлении процессуальных документов, указанных в ч. 6 данной статьи, необходимо руководствоваться положениями ст. ст. 24.5, 28.2 Кодекса.
Приступая к административному расследованию, офицер обязан:
Прежде всего, получить и внимательно изучить все имеющиеся материалы по делу;
Ознакомиться с законодательством, которое непосредственно относится к расследуемым обстоятельствам.
Ознакомившись с имеющимися материалами дела и законодательством, следует продумать последовательность и характер предстоящих действий, а при необходимости составить план проведения административного расследования.
В плане определяются основные вопросы, подлежащие выяснению, а также доказательства, которые необходимо установить по делу, способы и сроки их сбора. Составлять какой-либо документ о начале административного расследования не требуется.
В ходе административного расследования должны быть достоверно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе расследования выяснению подлежат следующие вопросы:
Действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он выразился;
Где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;
Наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;
Каковы последствия проступка;
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;
Причины и условия, способствовавшие совершению проступка.
Расследование по факту получения травмы проводится в целях определения:
Обстоятельств и причин получения травмы;
Степени вины пострадавшего военнослужащего;
Лиц, непосредственно причинивших травму;
Должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте и при проведении того или иного мероприятия (уборка закрепленной территории, физическая зарядка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);
Наличия прямой причинной связи между действиями (бездействием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).
Под травмой понимается повреждение органа, ткани в результате внешнего воздействия. Расследованию также подлежат факты отравлений, тепловых ударов, утоплений, поражений электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусов насекомых и пресмыкающихся.
При проведении административного расследования по факту утраты, недостачи или порчи материальных средств необходимо установить:
В чем заключается материальный ущерб и его денежная оценка;
Какими конкретными действиями причинен ущерб;
Какие законы, воинские уставы, приказы, инструкции или другие установленные правила были при этом нарушены;
Умышленно или по неосторожности причинен ущерб;
Явились ли действия (бездействие) военнослужащего или гражданина, призванного на сборы, причиной возникновения ущерба;
Степень виновности каждого в случае причинения ущерба несколькими лицами;
Находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;
Какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.
Под материальным ущербом понимается действительный
убыток, причиненный государству порчей, уничтожением, утратой или незаконным расходованием военного имущества, денежных средств или других ценностей.
Командир может привлечь к ответственности военнослужащих и других подчиненных ему лиц лишь при наличии следующих условий:
Причинении действительного материального ущерба;
Наличии причинной связи между неправомерным поведением военнослужащего и материальным ущербом;
Противоправности и виновности действий (бездействия) военнослужащего;
Причинении ущерба при исполнении служебных обязанностей.
Поэтому при расследовании необходимо установить, причинен
ли материальный ущерб в действительности и если да, то в чем он выражается и какова его денежная оценка.
Исчисление размера ущерба, подлежащего возмещению, производится по розничным ценам с учетом износа военного имущества по установленным нормам.
Противоправность действия (бездействия) лица, причинившего материальный ущерб, выражается в нарушении правил и норм, содержащихся в воинских уставах, наставлениях и других актах, определяющих порядок получения, хранения и использования материальных (денежных) средств. Поэтому при проведении расследования необходимо изучить требования нормативных актов для того, чтобы установить, какие конкретно правила нарушены.
Одной из важных особенностей административного расследования по делам о причинении государству материального ущерба является необходимость четкого определения формы вины военнослужащего.
В процессе административного расследования должно быть доказано, что ущерб государству причинен при исполнении военнослужащим служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами.
Фактические обстоятельства устанавливаются с помощью доказательств, получаемых при опросе очевидцев, потерпевших, виновных лиц.
Письменное объяснение дается на имя командира части. В объяснении указываются:
Дата, место составления;
Должность и воинское звание, фамилия, имя и отчество офицера, проводящего расследование;
Анкетные данные, а при необходимости и другие сведения опрашиваемого. Записи делаются в первом лице и дословно. По желанию опрашиваемого ему представляется возможность изложить свои ответы на поставленные вопросы в письменном виде.
Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается о характере расследуемого проступка, данные на лицо, от которого требуется объяснение, и какие перед ним нужно поставить вопросы.
При административном расследовании недопустимо оформление показаний опрашиваемых лиц протоколами допроса свидетеля, а также предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний.
Следует помнить, что запрещается получать объяснения от лиц, находящихся в состоянии опьянения.
Для наглядности к материалам расследования могут прилагаться схемы, таблицы, фотокарточки. В любом случае необходимо соблюдать правила обращения с секретными документами и сведениями.
При проведении расследования по факту получения военнослужащим травмы к материалам расследования в обязательном порядке должна прилагаться справка из медицинского учреждения или выписка из медицинской книжки о характере травмы.
При необходимости расследующий может производить осмотр помещений, местности, техники, предметов, документов и т.п. Для проверки объяснения опрошенных лиц и версий могут проводиться простейшие эксперименты.
Для характеристики лица, привлекаемого к ответственности, необходимо истребовать и приобщить к материалам расследования документы, характеризующие личность военнослужащего, рабочего и служащего.
К таким документам относятся:
Служебная характеристика;
Профессионально-психологическое заключение;
Копия служебной карточки (для военнослужащих) и др.
По решению командира части военнослужащие могут направляться на военно-врачебную комиссию для определения их годности к военной службе.
К расследованию наиболее сложных проступков, происшествий и событий могут привлекаться специалисты и эксперты.
Проведение экспертизы поручается, как правило, научноисследовательским учреждениям Министерства обороны РФ, а в некоторых случаях специальным учреждениям других министерств и ведомств. Решение о проведении экспертизы оформляется в виде направления либо ходатайства.
В качестве специалистов чаще всего привлекаются работники медицинской службы, службы тыла, ракетно-артиллерийского вооружения, автомобильной службы и др.
При административном расследовании не проводятся:
Допросы и некоторые другие следственные действия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Вместе с тем если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора и руководителя следственного органа при военной прокуратуре по месту дислокации воинской части. Все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.
Таким образом, можно сделать вывод, что методически правильно организованное административное расследование обеспечивает выяснение истинных причин проступков, происшествий и т.п. и позволяет командиру принять правильное решение о характере дальнейших действий.
Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.
Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследования.
Рассматривая порядок проведения административного расследования в ВС РФ, необходимо получить представление о порядке назначения и проведения административного расследования по административным правонарушениям, которые предусмотрены КоАП РФ.
В случаях, если после выявления административного правонарушения в области:
Антимонопольного законодательства;
О выборах и референдумах;
Законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
Валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
Законодательства о защите прав потребителей;
Законодательства в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Проведение административного расследования - неотъемлемая часть процесса привлечения к ответственности в определенных законом случаях. Большинство случаев привлечения к ответственности за противоправные деяния административного характера эту стадию не проходят.
Что такое административное расследование
Административное расследование - это этап, следующий за возбуждением дела о правонарушении. Его проведение необходимо в спорных случаях для определения всех обстоятельств дела, позволяющих качественно оформить протокол о правонарушении административного характера.
Проведение административного расследования - необязательная процедура, которая, тем не менее, входит в общий порядок, определяющий правильность привлечения к ответственности.
Проверка административного типа - совокупность характера, проведение которых требует затраты времени должностных уполномоченных лиц.
Сущность глубокой проверки в следующем:
- Установление обстоятельств противоправного деяния административного характера.
- Фиксирование установленных обстоятельств.
- Юридическая квалификация деяния административного характера.
- Оформление процессуальных документов.
Административное расследование, по КоАП РФ, проводится в сферах, закрепленных в части 1 статьи 28.7:
- законодательство антимонопольной сферы;
- законодательство в области патентования;
- монополии естественного типа;
- рекламное законодательство;
- законодательство в сфере акционерных обществ;
- рынок ценных бумаг и инвестиционные фонды;
- законодательство страховой сферы;
- сфера выборов и референдумов;
- сфера противодействия отмыванию и легализации доходов, которые были получены незаконными путями;
- сфера финансирования террористических организаций и их действий;
- законодательство о противодействии в Российской Федерации терроризму по противоправным деяниям административного характера, установленным статьей 15.27.1 Кодекса;
- законодательство, определяющее методы борьбы с коррупцией;
- законодательство трудовой сферы;
- сфера рыночного манипулирования и неправомерного использования информации инсайдеров;
- законодательство о средствах и веществах наркотического или психотропного типа или прекурсорах этих веществ;
- законодательство о предотвращении использования допинга, о борьбе с допингом в сфере спорта и физической культуры в целом;
- сфера нарушений требований к содержанию положений и регламентов, устанавливающих порядок проведения соревнований спортивного характера;
- коммунальные тарифы, антимонопольное законодательство;
- сфера рекламной деятельности;
- сфера азартных игр и развлечений;
- законодательство в сфере охраны окружающей среды.
Законодательство регулирует много других сфер, при которых необходимо проводить глубокой проверки административного характера.
Проверка по нарушениям законодательства проводится в несколько этапов:
- Принятие решения о проведении глубокой проверки сообщения о нарушениях в сфере законодательства.
- Установление всех необходимых и имеющихся обстоятельств рассматриваемого дела.
- Приостановление проведения глубокой проверки (если в этом есть объективная необходимость).
- Оформление в процессуальной форме результатов глубокой проверки о нарушении законодательства.
- Направление составленного должностным уполномоченным лицом протокола о правонарушении административного характера для рассмотрения вышестоящему компетентному должностному лицу или органу.
- Дополнительное проведение глубокой проверки совершенного противоправного деяния административного характера (если вышестоящий орган вернул дело на доследование).
- Повторное направление составленного должностным уполномоченным лицом протокола о правонарушении административного характера для рассмотрения вышестоящему компетентному должностному лицу или органу.
- Вынесение Постановления о привлечении виновного лица к ответственности.
Повод для глубокой проверки
Повод для административного расследования - это поступившие в правоохранительные или иные уполномоченные органы сообщения или обращения, в которых содержится достаточно данных о наличии события противоправного деяния административного характера. Это могут быть сообщения информационного типа, не включающие жалобы граждан или сведения о вреде, причиненном несоблюдением соответствующего законодательства.
Если поступившее сообщение информативное и не считается основанием для проведения глубокой проверки внепланового характера, оно в любом случае является поводом для осуществления расследования.
Виды поводов для глубокой проверки и перечень проводящих проверку лиц обширны в связи с большим числом регулируемых сфер.
Виды поводов
Определение о проведении административного расследования
Если в процессе рассмотрения дела необходимо возбудить административное расследование, должностное, уполномоченное на составление протоколов, лицо составляет определение о проведении расследования.
Если решение принимается прокурором, он составляет постановление для проведения расследования административного типа, ссылаясь на статью 28.3 Кодекса. Кроме того, выносить определение вправе больше девяноста категорий должностных лиц.
Документ составляется сразу после получения информации о совершении противоправного деяния административного характера.
Элементы определения
Составленное определение или постановление должно содержать необходимые данные, подтверждающие законность и обоснованность проведения расследования дела административного характера. Элементы определения:
- Повод для проведения административного расследования и возбуждения дела с подробным описанием полученных данных, согласно которым было совершено правонарушение административного характера.
- Запись о том, что физическому, юридическому лицу и иным лицам разъяснены права в отношении проводимого расследования.
- Подпись лица, которое вынесло определение или постановление.
Порядок проведения расследования
Согласно установленному порядку КоАП, расследование необходимо проводить в месте выявления или совершения правонарушения административного типа. Задачи производства по подобным делам определяют необходимость привлечения виновного лица к ответственности с соблюдением принципов полноты, объективности и справедливости.
Расследование правонарушения административного характера необходимо проводить тщательно, с исследованием всех обстоятельств и места его совершения. После произведения всех необходимых действий потерпевшие и правонарушители вправе знакомиться с собранными в процессе глубокой проверки материалами, давать пояснения и объяснения по делу, представлять материалы для изучения со своей стороны.
Процессуальные действия при расследовании
При проведении глубокой проверки по правонарушениям административного характера необходимо осуществить некоторые процессуальные действия, позволяющие исследовать дело со всех сторон. К процессуальным действиям относятся:
- Получение должностным уполномоченным лицом объяснений от лица, которое привлекается к ответственности административного характера (статья 26.3 Кодекса).
- Получения показаний от потерпевших и присутствующих свидетелей в отношении рассматриваемого дела.
- Проведение экспертизы уполномоченным лицом (статья 26.4 Кодекса).
- Взятие образцов и проб (статья 26.5 Кодекса).
- Фиксирование вещественны и прочих доказательств с помощью фотографирования, видеосъемки и т.д. (статья 26.6 Кодекса).
- Изучение документов обвиняемого в административном противоправном деянии лица (статья 26.7 Кодекса).
- Снятие необходимых показаний специальными средствами технического типа (статья 26.8 Кодекса).
- Направление запросов в соответствующие органы территориального значения (статья 26.9 Кодекса).
- Дача поручений иным лицам для совершения необходимых действий (статья 26.9 Кодекса).
- Истребование необходимых сведений, включая данные о расчете штрафа за правонарушение административного характера (статья 26.10 Кодекса).
Помимо действий, указанных в КоАП, могут быть совершены и другие действия процессуального характера.
Срок проведения расследования административного характера
Как и для любого юридически значимого действия, для расследования дел о противоправных деяниях существуют определенные законом сроки. Такой срок для административного расследования - это один месяц со дня вынесение Постановления о возбуждении дела. Но он может варьироваться.
В некоторых случаях срок расследования дела о правонарушениях административного характера может продляться. Для этого должностное, проводящее расследование лицо обязано написать письменное ходатайство.
Дать разрешение на продление срока вправе один из четырех руководителей:
- Руководитель органа (или заместитель руководителя), которому подчинено должностное лицо, рассматривающее дело о правонарушении в административной сфере. Максимальный срок продления составляет один месяц.
- Руководитель таможенного вышестоящего органа (или заместитель руководителя) либо руководитель исполнительного органа власти, наделенного полномочиями решать вопросы о противоправных деяниях в сфере таможни. Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
- Руководитель вышестоящего органа, занимающегося расследованием дел о нарушении законодательства в сфере Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, если эти нарушения привели к причинению потерпевшему легкого вреда здоровью или вреда средней тяжести. Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
- Руководитель вышестоящего органа, (или заместитель руководителя), наделенного полномочиями решать вопросы о правонарушениях административного типа в сфере организации или проведения игр (азартных). Максимальный срок продления составляет шесть месяцев.
Определение о продлении срока
Определение о продлении срока расследования - это утвержденный вышестоящим руководителем официальный документ, позволяющий увеличить срок рассмотрения дела о противоправном деянии административного типа.
Составленное определение должно содержать необходимые данные, подтверждающие законность и обоснованность увеличения срока расследования дела о правонарушении административного характера. Составные части определения:
- Место и дата составления документа.
- Фамилия с инициалами и должность составляющего документ лица.
- Основание для увеличения срока расследования о противоправном деянии административного характера.
- Конечная дата продления расследования.
- Ссылка на статью закона, на основании которой проводиться расследование.
- Подпись лица, которое вынесло определение и подпись утвердившего определение руководителя.
Копию составленного документа об увеличении срока глубокой проверки в двадцатичетырехчасовой период выдают под роспись или направляют физическому, юридическому лицу, которое является подозреваемым в совершении правонарушения административного характера, и потерпевшему.
Результаты рассмотрения дела
В результате проведения глубокой проверки о правонарушении административного характера выявляются реальные факты. После проведения административного расследования по ст. КОАП, должностным уполномоченным лицом составляется один из двух документов:
- Протокол о привлечении к ответственности за совершение противоправного деяния, предусмотренного статьей Кодекса (статья 28.2).
- Постановление о прекращении рассмотрения дела о правонарушении административного характера (статья 24.5).
Судебная и иные виды применяемой практики подтверждают, что лицо, которое не старается защитить свои интересы и оправдаться за совершение противоправного деяния административного характера, чаще всего привлекается к ответственности, даже если в отношении него имеются основания прекратить дело.