Основания освобождения от уплаты судебных расходов. Глава XII

Ответственность по административному праву

Юридическая ответственность – это возможность применения к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер публично-правовового принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной юридической нормы, в строго определенном для этого процессуальном порядке. В отличие от уголовного права, регулирующего единственный вид юридической ответственности – уголовную (в соответствии с УК РФ), административное право регулирует три вида юридической ответственности: административную, дисциплинарную и материальную.

Административная ответственность – реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Дисциплинарная ответственность наступает при совершении должностным лицом дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него обязанностей.

Виды дисциплинарных взысканий: замечание (устное) – правовых последствий не несет; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

Субъектом материальной ответственности может быть лишь должностное лицо государственного органа, причинившее ущерб государству при исполнении служебных обязанностей.

Из книги Договорное право. Книга первая. Общие положения автора Брагинский Михаил Исаакович

Вина по российскому гражданскому праву Положения дореволюционного российского гражданского законодательства об ответственности должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства критиковались российскими цивилистами в связи с их неопределенностью

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Вина по советскому гражданскому праву В советской гражданско-правовой доктрине в последние десятилетия прочно утвердилось понятие вины как психического отношения лица к своему противоправному поведению и его результату. Такой подход к понятию вины с разными

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

Статья 4. 6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

2. Директивы Совета ЕС по праву компаний В процессе материально-правовой унификации норм о юридических лицах весьма успешно используются «вторичные» источники права ЕС, и прежде всего директивы. Совет ЕС принимает директивы в сфере права компаний, основываясь на ст. 54

Из книги Проверка документов и регистрации в общественном месте. 14 ответов на самые актуальные вопросы автора Дульнев Борис

Из книги Наследственное право автора Гущина Ксения Олеговна

9. Что необходимо помнить, если вас подвергли «доставлению» в отделение милиции и «административному задержанию»? Допустим, что вас все же подвергли «доставлению» в отделение милиции и поместили в «обезьянник», то есть подвергли «административному

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

26. Наследование по праву представления Доля наследника, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, по закону переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях наследования первой, второй и третьей наследственной

Из книги Жилищное право автора Крашенинников Павел Владимирович

Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня

Из книги Административное право автора Автор неизвестен

§ 5 Литература по жилищному праву Литература по жилищному праву достаточно многообразна. В основной своей части, как в прежние годы, так и сейчас, она представляет собой комментирование законодательства либо научно-практические произведения. Реже представлены учебные

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Раздел III ответственность по административному праву

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

21. Дееспособность по римскому праву В современном праве различают правоспособность и дееспособность (то есть права, принадлежащие человеку, и способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римское право такого деления понятий не знало,

Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

81. Комиссия ООН по праву международной торговли По инициативе Венгрии Генеральная Ассамблея ООН рассмотрела меры, необходимые для прогрессивного развития международной торговли, и в 1966 г. был создан специальный орган – Комиссия ООН по праву международной торговли

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

§ 2 Наследование по праву представления

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ПО ПРАВУ ЕВРОСОЮЗА Порядок образования, функционирования и прекращения деятельности Европейской компании регулируется Уставом, в случаях, предусмотренных Регламентом, – учредительными документами компании, в остальных случаях – нормами

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

§ 59. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву Трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения,

  • 11. Виды и структура органов исполнительной власти в рф.
  • 12. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти.
  • 13. Компетенция Правительства рф.
  • 14. Центральные федеральные органы исполнительной власти.
  • 16. Компетенция органов исполнительной власти субъектов рф.
  • 17Административно-правовой статус юридических лиц.
  • 18Общественные объединения как субъекты административного права
  • Характерные черты общественных объединений:
  • Виды общественных объединений.
  • Административно-правовой статус общественных объединений.
  • Права общественных объединений:
  • Обязанности общественных объединений.
  • Случаи ликвидации общественных объединений.
  • 19Понятие и административно-правой статус должностного лица.
  • 20. Административно-правовой статус граждан рф.
  • 21. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Специальные административно-правовые статусы.
  • 22 Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • § 2. Основные административные права и обязанности граждан
  • 24Формы и методы защиты нарушенных прав и свобод человека от неправомерных действий должностных лиц.
  • 25. Понятие, задачи и принципы государственной службы.
  • 26. Понятие государственной должности и способов зяменения
  • 27. Понятие и виды федеральных государственных служащих.
  • 28 Обязанности и права государственного служащего.
  • 29Прохождение государственной службы: поступление на службу, аттестация, перемещение по службе, классные чины, прекращение служебных отношений.
  • 31Понятие административно-правовых форм и методов деятельности органов исполнительной власти. § 2. Виды административно-правовых форм
  • 32Формы осуществления исполнительной власти. § 2. Виды административно-правовых форм
  • 33Понятие и виды актов исполнительной власти. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
  • 34. Требования, предъявляемые к актам государственного управления, и последствия их несоблюдения. Акты государственного управления
  • 35Методы осуществления исполнительной власти.
  • 36Процессуальная деятельность органов исполнительной власти § 1. Административный процесс: сущность, виды
  • 37. Понятие и сущность убеждений в государственном управлении
  • 38Понятие, признаки и виды административно-правовых режимов Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
  • 39Виды специальных административно-правовых режимов.
  • 3. Виды специальных административно-правовых режимов
  • 40 Чрезвычайное положение. Военное и особое положение. Чрезвычайное положение
  • Военное положение
  • 41 Режим закрытого территориального образования. Режим закрытых административно-территориальных образований
  • 43. Понятие и виды административно-правового принуждения. Административное принуждение и его виды
  • 44. Дисциплинарное принуждение по административному праву.
  • 1. Понятие и признаки дисциплинарно-правового принуждения
  • 45. Понятие, основание и виды юридической ответственности по административному праву. Ее отличие от других видов юридической ответственности. Понятие и признаки административной ответственности
  • 46. Понятие и юридический состав административного правонарушения. Административное правонарушение
  • 47. Субъекты административного правонарушения.
  • 48. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
  • Административные наказания и правила их назначения
  • 50. Виды административных наказаний.
  • 52. Общий порядок (общие правила) наложения административных наказаний.
  • 53. Задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 54. Освобождение от административной ответственности, его основания и условия.
  • Освобождение от административной ответственности
  • 55. Категории дел об административных правонарушениях подведомственные рассмотрению судьям.
  • Подведомственность дел об административных правонарушениях
  • 56. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 57. Предмет доказывания и доказательства.
  • 59. Порядок возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 65. Составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, их квалификация.
  • 66. Составы административных правонарушений, посягающих на социально-экономические права граждан, их квалификация.
  • 67. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
  • 68. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
  • 70. Составы административных правонарушений в сфере регистрационного режима.
  • 71. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.
  • 72. Составы административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, их квалификация
  • 73. Сущность и система способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
  • 74. Государственный контроль и его виды.
  • § 2. Государственный контроль
  • 75. Судебный контроль в сфере исполнительной власти.
  • § 4. Роль судов в обеспечении законности в управлении
  • 76. Надзор прокуратуры за исполнением законов и соответствием актов управления действующему законодательству.
  • 77. Понятие, содержание и виды административного надзора за деятельностью организаций и граждан.
  • 79. Система органов и организация государственного управления в области безопасности.
  • 80. Государственное управление в области обороны. Оборона как отрасль государственного управления
  • 81. Система органов и организация государственного управления в области внутренних дел.
  • 82. Государственное управление в области юстиции.
  • 83. Государственное управление в области иностранных дел
  • 85. Государственное управление в сфере экономики, финансов и банковско-кредитного дела.
  • 86. Система органов и организация деятельности государственной таможенной службы.
  • 87. Система органов и организация государственного управления образованием.
  • Организация управления в области образования и науки
  • 89. Система органов и организация государственного управления культурой.
  • 90. Система органов и организация государственного управления в области здравоохранения.
  • 45. Понятие, основание и виды юридической ответственности по административному праву. Ее отличие от других видов юридической ответственности. Понятие и признаки административной ответственности

    Под юридической ответственностью в теории права понимают "возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права"*(254). Юридическая ответственность, независимо от ее вида, характеризуется рядом признаков, среди которых ключевыми являются: опора на государственное принуждение (на аппарат государственного принуждения), тесная связь с общественным осуждением, применение в процессуальной форме, наступление на основании совершения правонарушения, наступление в виде неблагоприятных личных, имущественных, физических и организационных последствий.

    Виды юридической ответственности не столь многообразны, как можно было бы себе представить. Собственно специальные виды юридической ответственности выработали лишь несколько отраслей российской системы права: уголовное, гражданское, трудовое и административное. Прочие отрасли права "пользуются" существующими видами юридической ответственности, т.е. нарушение норм данных отраслей права в зависимости от характера общественных отношений, степени и меры причиненного вреда и других обстоятельств квалифицируется как преступление (уголовное правонарушение), административный проступок или деликт, дисциплинарный проступок либо нарушение имущественных прав, влекущее применение мер материальной (в рамках трудового права) или гражданско-правовой ответственности.

    Административное право располагает собственным видом юридической ответственности - административной ответственностью. Данный вид ответственности наиболее широко применим в сфере общественной жизнедеятельности в силу широкого спектра регулируемых административными нормами отношений, а также простоты процессуальных процедур привлечения к ответственности, обозначившейся вследствие небольшой степени ограничительного воздействия на правонарушителя мер административной ответственности.

    Однако следует иметь в виду, что в сфере существования административно-правовых отношений применяется не только административная ответственность. Здесь находят свое применение меры многих видов юридической ответственности. Действительно, нарушение действующих норм административного права может повлечь за собой применение к нарушителю мер дисциплинарной и материальной ответственности (например, в сфере военно-служебных отношений); возникновение обязательств из причинения вреда и, следовательно, применение мер гражданско-правовой ответственности (пени, штрафы и т.п.).

    Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности целым рядом существенных признаков.

    1. Административная ответственность наступает вследствие совершения административного правонарушения, т.е. такого противоправного деяния, состав которого сформулирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях или в принятых на его основе законов субъектов Российской Федерации.

    2. Состав лиц, привлекаемых к административной ответственности, существенно отличает ее от уголовной ответственности. Дело в том, что согласно нормам КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо, в то время как уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности только физических лиц.

    Одновременно чрезвычайно широк и круг лиц, которые вправе налагать административные наказания. Если к уголовной ответственности физическое лицо может быть привлечено исключительно по решению (приговору) суда, то меру административной ответственности своим решением вправе назначить не только суд, но и многие органы исполнительной власти, а также уполномоченные организации и учреждения.

    3. Меры административной ответственности по своему составу также значительно отличаются от мер уголовной ответственности. До введения в действие нового КоАП РФ под наказанием понималась исключительно мера уголовной ответственности. Административная ответственность заключалась в применении административных взысканий. Теперь мерами административной ответственности признаны административные наказания, среди которых предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

    5. Определенную специфику административной ответственности придает и порядок действия законодательства об административных правонарушениях. Так, КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. В то же время производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

    6. Процедура привлечения к административной ответственности значительно проще, нежели аналогичные процедуры привлечения к гражданской или уголовной ответственности. Необходимость оперативного реагирования на нарушение норм административного законодательства обусловила разработку относительно простой, экономичной и непродолжительной процедуры привлечения к административной ответственности. В административном праве возможно привлечение к ответственности на месте совершения правонарушения с минимальным оформлением происшедшего (например, в случае с оплатой штрафа за безбилетный проезд в городском общественном транспорте). Применительно к уголовной или гражданской ответственности это недопустимо.

    В теории мнения о природе и числе оснований расходятся. Так, Д.Н. Бахрах выделяет три основания административной ответственности:

    нормативное (систему норм, регулирующих ответственность);

    фактическое (деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые правовыми санкциями);

    процессуальное (акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение).*(258)

    Указанные рассуждения о многогранности основания для привлечения к административной ответственности имеют под собой определенные основания и правильны по сути. Однако следует учитывать, что с точки зрения закона единственным основанием для привлечения лица к административной ответственности является совершение административного правонарушения. Если мы вникнем в структуру термина "правонарушение", то мы поймем, что он уже подразумевает под собой наличие правового основания для привлечения к ответственности.

    Как уже было отмечено ранее, в Кодексе об административных правонарушениях (далее - КоАП) определения административной ответственности не содержится. В учебнике под редакцией А. П. Алехина и А.А. Кармолицкого дается следующее определение: административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Там же имеется оговорка, что это определение может быть употреблено в том случае, если под термином «лицо» понимаются физические и юридические лица. Так как административная ответственность является частью юридической ответственности, то все признаки последней ей присущи. Учитывая определение юридической ответственности, данное выше, можно сформулировать определение следующим образом. Административная ответственность - это сложное правовое явление, являющееся частью юридической ответственности, которое выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом мер административного воздействия к лицу, совершившему административное правонарушение.

    О понятии административной ответственности в теории административного права имеются различные точки зрения. Одной из них является концепция "санкционной" административной ответственности.

    Михаил Борисович Смоленский определяет административную ответственность как разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

    Другие авторы полагают, что мерами административной ответственности следует считать только наказания. По мнению В.М. Манохина и других ученых, административная ответственность есть реализация мер наказания, мер пресечения и восстановительных мер.

    Другие ученые видят административную ответственность как реализацию мер наказания и мер пресечения. По мнению ряда авторов (И.А. Галаган, В.А. Юсупов), это понятие охватывает меры административно-принудительного характера.

    Сущность административной ответственности, на наш взгляд, состоит в предусмотренной административным законодательством обязанности правонарушителя дать отчет о своих виновных, неправомерных действиях и в надлежащих случаях понести наказание в виде административного наказания, налагаемого компетентными органами, в соответствии с характером совершенного административного правонарушения. Это государственная принудительная «ответная мера» за совершение правонарушения, применение в установленном порядке санкций норм административного права, сопровождаемое государственным и общественным осуждением и порицанием личности нарушителя и его противоправного деяния.

    Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности. Вместе с тем административная ответственность имеет свои характерные признаки:

    • 1. Административная ответственность представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений. Она сопровождается осуждением противоправного поведения от имени государства в лице его уполномоченных органов и должностных лиц.
    • 2. Административная ответственность является правовой ответственностью, выступающей за административные правонарушения, совершаемые в различных отраслях и сферах государственной деятельности (законодательство об административных правонарушениях охраняет нормы земельного, финансового, таможенного и других отраслей права).
    • 3. Административная ответственность регулируется актами высших органов государственной власти РФ, нормативными актами субъектов федерации, издаваемыми в пределах предоставленной компетенции.
    • 4. Административная ответственность применяется многими государственными органами и должностными лицами на основе административно-процессуальных норм, которые определяют порядок рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении, обжалование, опротестование и исполнение постановления по делу.
    • 5. Административная ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью и более коротким сроком давности (в отличие от уголовной ответственности).
    • 6. Административная ответственность не связана с подчиненностью, служебными отношениями правоприменителя и правонарушителя (в отличие от дисциплинарной ответственности).
    • 7. Административная ответственность может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба (в отличие от гражданско-правовой ответственности).

    Административная ответственность базируется на следующих основных принципах: законности; целесообразности ответственности; ответственности за вину; неотвратимости наказания в случае привлечения ответственности; индивидуализации мер ответственности; гуманизме; гласности.

    Суммируя все, сказанное выше, юридической ответственности можно дать следующее определение. Юридическая ответственность - это сложное правовое явление, состоящее в применение к субъекту (физическому или юридическому лицу), совершившему какое-либо правонарушение, предусмотренных законодательством мер государственного принуждения в установленном процессуальном порядке. Субъектом юридической ответственности может быть как физическое, так и юридической лицо, так как юридическая ответственность - собирательное понятие, включающее все виды ответственности.

    Право регулирует и охраняет от нарушений различные отношения и разнородными методами. Это отражается и на видах ответственности. Известно множество классификаций ответственности по различным основаниям.

    Обычно ответственность подразделяется на виды в зависимости от отраслей права: гражданскую, уголовную, административную и т.д.

    Отдельные исследователи отмечают, что виды юридической ответственности соответствуют видам правонарушений:

    Но данное деление не совпадает с отраслевой структурой права уже по той причине, что видов ответственности меньше, чем отраслей права, причем за нарушение норм права различных отраслей может применяться ответственность одного и того же вида.

    Отраслевая классификация не объясняет также, почему в пределах одной отрасли права могут существовать различные виды ответственности, и наоборот, разные отрасли права регулируют один вид ответственности (уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое право).

    Если отталкиваться от отраслевой классификации ответственности, то в литературе различают следующие виды ответственности: конституционную, гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную и т.д.

    Отраслевую ответственность также можно классифицировать по разным признакам:

    • 1. по основанию (например, договорная и деликатная ответственность в гражданском праве);
    • 2. по цели (штрафная, правовосстановительная),
    • 3. по характеру содержания мер ответственности (ответственность в виде лишения свободы, штрафа и т. д.)

    По административному праву выделяется три вида ответственности: административная ответственность, дисциплинарная ответственность и материальная ответственность. Целесообразно рассмотреть каждый из данных видов и дать им краткую характеристику.

    1 C какого возраста возникает административная дееспособность у гражданина РФ
    1. С 16 лет
    2. С 18 лет
    3. С 21 года
    4. С момента рождения

    2 Административная дееспособность – это
    1. общие правила поведения индивидуальных субъектов
    2. правовое положение индивидуальных субъектов с момента достижения возраста совершеннолетия в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами административного права
    3. способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренными административно-правовыми нормами и нести ответственность в соответствии с этими нормами
    4. возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера

    3 Что не используется в качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность?
    1. Совершение административного правонарушения группой лиц
    2. Совершение административного правонарушения при исполнении трудовых обязанностей

    4. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения

    4 Что не может применяться в отношении юридического лица
    1. Лишение специального права
    2. Предупреждение
    3. Административный штраф
    4. Возмездное изъятие предмета административного правонарушения

    5 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, которые влекут за собой административное выдворение за пределы РФ
    1. Судьи арбитражных судов
    2. Мировые судьи
    3. Судьи районных судов

    6 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими
    1. Судьи арбитражных судов
    2. Мировые судьи
    3. Судьи районных судов

    7 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами, которые призваны на военные сборы
    1. Судьи арбитражных судов
    2. Мировые судьи
    3. Судьи районных судов
    4. Судьи гарнизонных военных судов

    8 Кто рассматривает дела об административных правонарушениях, которые совершены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
    1. Судьи арбитражных судов
    2. Мировые судьи
    3. Судьи районных судов
    4. Судьи гарнизонных военных судов

    9 На какой срок назначается дисквалификация
    1. До 15 суток
    2. До 1 месяца
    3. До 30 суток
    4. От 6 месяцев до 3 лет

    10 В течение какого времени должна быть подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
    1. Срок не ограничен
    2. В течение 10 дней
    3. В течение 1 месяца
    4. В течение 3 месяцев

    11 Что может устанавливаться законами субъектов РФ в качестве меры административного наказания
    1. Административный штраф
    2. Предупреждение
    3. Конфискация предмета административного правонарушения
    4. Верны ответы 1 и 2

    12 Кто является законным представителем физического лица, который является потерпевшим
    1. Законные представители
    2. Эксперт
    3. Свидетель
    4. Прокурор

    13 Что относится к обстоятельствам, которые исключают производство по делу об административном правонарушении
    1. Совершение административного правонарушения в состоянии эффекта
    2. Состояние административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения
    3. Отмена закона, который устанавливает административную ответственность
    4. Совершение административного правонарушения несовершеннолетними

    14 Что относится к обстоятельствам, которые смягчают административную ответственность
    1. Раскаяние лица, которое совершило административное правонарушение
    2. Совершение административного правонарушения в состоянии эффекта
    3. Совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения
    4. Повторное совершение административного правонарушения

    15 На какой срок назначается лишение специального права
    1. От 1 месяца до 3 лет
    2. От 6 месяцев до 3 лет
    3. От 3 месяцев до 2 лет
    4. Верного ответа нет

    16 К кому применяется лишение специального права
    1. К юридическому лицу
    2. К должностному лицу
    3. К физическому лицу
    4. Верны ответы 1 и 3

    17 Что из перечисленного не является административным наказанием
    1. Административный арест
    2. Административный штраф
    3. Предупреждение
    4. Обязательные работы

    18 Как называется обращение граждан в государственные органы в связи с нарушением их прав и интересов
    1. Предложение
    2. Заявление
    3. Письмо
    4. Жалоба

    19 Что из перечисленного не входит в структуру правонарушения
    1. Субъект
    2. Субъективная сторона
    3. Объективная сторона
    4. Виновность

    20 В течение какого времени по общему правилу составляется протокол об административном правонарушении
    1. В течение 2 суток с момента выявлении административного правонарушения
    2. В течение 10 суток с момента выявления административного правонарушения
    3. По окончании административного расследования
    4. Немедленно

    21 Согласно общему правилу срок административного задержания должен быть не более
    1. 1 суток
    2. 2 суток
    3. 3 часов
    4. 6 часов

    22 Согласно общему правилу срок давности назначения административного наказания составляет:
    1. 3 месяца
    2. 6 месяцев
    3. 1 год
    4. 2 года

    23 Административное выдворение не может осуществляться к
    1. К военнослужащим – иностранным гражданам
    2. К государственным служащим РФ
    3. К иностранным гражданам
    4. Верны ответы 1 и 2

    24 К числу каких мер относится предупреждение как мера административного наказания
    1. имущественного характера
    2. пресекательного характера
    3. морального характера
    4. верного ответа нет

    25 Кто обязательно должен присутствовать при опросе свидетеля, который не достиг 14 лет
    1. Органов опеки и попечительства
    2. Законных представителей
    3. Адвоката
    4. Педагога или психолога

    26 Кто подписывает протокол об административном задержании
    1. Лицо, которое его составило и задержанное лицо
    2. Лицо, которое его составило и потерпевшее лицо
    3. Лицо, которое его составило, задержанное лицо и свидетель
    4. Лицо, которое его составило, задержанное лицо, потерпевшее лицо и свидетель

    27 Как называется специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности
    1. Сертификат
    2. Регистрационное свидетельство
    3. Технический регламент
    4. Лицензия

    28 Какой срок составляет погашение административного наказания
    1. 6 месяцев
    2. 1 год
    3. 3 года
    4. 6 лет

    29 Кто не является субъектом административной юрисдикции
    1. Федеральные органы исполнительной власти
    2. Комиссии по делам несовершеннолетних
    3. Судьи
    4. Верного ответа нет

    30 Что может применяться только в качестве административного наказания
    1. Административный штраф
    2. Конфискация орудия административного правонарушения
    3. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина
    4. Возмездное изъятие орудия совершения административного правонарушения

    31 В чем разница между административным и прокурорским надзором
    1. Полномочиями надзорных органов
    2. Субъектами надзора
    3. Все ответы верны
    4. Правильного ответа нет

    32 Что является документом, удостоверяющим личность гражданина на территории РФ
    1. Вид на жительство
    2. Паспорт гражданина РФ
    3. Свидетельство о рождении
    4. Разрешение на временное проживание

    33 Что не признается документом, удостоверяющим личность, при выезде из РФ
    1. Паспорт
    2. Паспорт моряка
    3. Дипломатический паспорт
    4. Водительское удостоверение

    34 Чем отличается административная ответственность от уголовной
    1. Различий нет
    2. Одинаковы
    3. применяется только уполномоченными органами, не влечет судимости, имеет применяется судом и другими уполномоченными органами, не влечет судимости, имеет другие сроки давности и процессуальные порядки
    4. применяется только уполномоченными органами, не влечет судимости, имеет другие сроки давности

    35 Каков порядок назначения административной ответственности
    1. применение административного наказания к физическому лицу освобождает от ответственности юридическое лицо
    2. применение административного наказания к физическому лицу не освобождает от ответственности юридическое лицо
    3. в случае привлечения к административной ответственности юридическое лицо, физическое лицо не привлекается к той же самой ответственности
    4. юридическое лицо не подлежит административной ответственности

    36 Что означает обратная сила закона
    1. Вновь принятый закон не ступает в силу
    2. Вновь принятый закон распространяет свое действие на отношения, возникшие после его вступления в силу
    3. Вновь принятый закон распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу
    4. Утративший силу закон действует на определенные общественные отношения после утраты им юридической силы

    37 Кто является законным представителем физического лица
    1. Родители, опекуны
    2. Адвокат
    3. органы опеки
    4. прокурор

    38 Кто является лицом, которому причинен физический, моральный или имущественный вред
    1. Свидетель
    2. Законный представитель физического лица
    3. Потерпевший
    4. Верного ответа нет

    39 В какую систему входит милиция
    1. ФСБ РФ
    2. Министерство юстиции РФ
    3. Министерство обороны
    4. Министерство внутренних дел РФ

    40 Свидетель вправе
    1. Пользоваться бесплатной помощью переводчика
    2. Составлять протокол
    3. Не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников
    4. Верны ответы 1 и 3