Педагог профессионального образования профессионального обучения. Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании. Мастер профессионального обучения как педагог начального

Сказать, что я в восторге от обучения - ничего не сказать...
Записалась на обучение с целью узнать что-то новое о методе преподавания, а в результате узнала не только это, а еще очень-очень много интересного о том, как сделать обучение эффективным. Все выполненные задания и прослушанные лекции очень помогли мне изменить что-то в себе. Теперь я чувствую, что знаю намного больше, что стала намного увереннее в себе. Все было очень круто! Материал весь очень доступен, много нюансов для себя уяснила, много новых моментов для себя подчеркнула.
Удобен и тот аспект, что обучение проходит без отрыва от учебного процесса. Обучаться можно как в конце рабочего дня, так и в домашней обстановки (в выходные дни и праздники). Каждый день занятий был один интереснее, познавательнее другого.

Преподаватели профессионально-технической подготовки проводят обучение по техническим предметам для подготовки студентов к определенной карьере. Например, они могут преподавать курсы кулинарного искусства, строительства, гостеприимства или сельскохозяйственной науки. В зависимости от предмета курсы могут быть в основном лекционными, или они могут сосредоточиться на практических занятиях в мастерской или лаборатории. Рабочие места для учителей профессионального обучения доступны в самых разных областях, включая средние школы, колледжи, учебные заведения для взрослых и тюрьмы.

Спасибо Вам большое, что Вы познакомили меня с этой системой. Я хочу пожелать Вам и всей команде творческих успехов и дальнейшего процветания! еще раз СПАСИБО!!!

Еремина Ирина Викторовна

ГАПОУ ИО «Иркутский техникум общественного питания»

Преподаватель профессиональных дисциплин

Успехов Вам и процветания!

Получите степень бакалавра в профессиональном обучении

Ознакомьтесь с приведенной ниже диаграммой, чтобы узнать, как войти в это поле. Некоторые колледжи и университеты предлагают программы бакалавриата для выпускников средних школ, которые могут подготовить вас к обучению лицензированию в профессиональном образовании или карьере и техническом образовании.

Как правило, вы должны начать одну из этих программ, пройдя общеобразовательные курсы по таким предметам, как математика, английский, история, физика, химия и социальные науки. Затем программы для выпускников средних школ будут проходить ряд технических курсов. Некоторые программы бакалавриата позволяют вам выбирать концентрацию, такую ​​как промышленные или технические профессии, информационные технологии или маркетинг, и вам может потребоваться пройти профессиональную стажировку. Вы также получите учебные курсы по принципам преподавания, теории обучения, оценки и оценки, а также практики преподавания студентов.

Отзыв на курсы профессиональной переподготовки по теме «Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании», 19 сентября-26 ноября 2016 г.

Замечательно, что в Иркутске есть образовательная организация, как ГАУ ДПО «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования», которая дает возможность преподавателю профессиональных дисциплин посредством дистанционного обучения пройти профессиональную переподготовку. Ведь известно, что с 1 января 2017 года преподавателю профессиональной образовательной организации, ровно как и ко всем педагогическим работникам предъявляеются очень высокие требования (Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ).

У меня уже есть степень бакалавра

Вы также можете рассмотреть магистерскую программу, например, магистра в области среднего образования с акцентом на науку о потребителях, промышленное призвание или родственное профессиональное поле. Программа мастера также может быть подходящей для вас, если вы получили лицензию учитель, который хочет добавить профессиональные предметы к лицензии вашего учителя. В качестве выпускника вы можете найти учебные должности со средними или средними школами, программы обучения взрослых или программы обучения, проводимые компаниями и организациями в частном секторе.

Уважаемые коллеги! Не упустите свой шанс. Рекомендую пройти дистанционно курс по программе профессиональной переподготовки по теме «Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании».

Программа курса очень насыщенна, но интересна своим содержанием, новизной.

Если у вас есть опыт работы в профессиональной области, но не степень бакалавра, вы можете подать заявку на получение лицензии на профессиональное учительство. Требования варьируются в зависимости от штата, но вам, как правило, потребуется несколько лет документированного опыта работы и диплом средней школы, Вам также может потребоваться лицензирование или сертификация в вашей профессии и возможность пройти письменные и практические тесты, чтобы продемонстрировать свои навыки и знания.

Получить сертификат или лицензию на обучение

Вам может не потребоваться лицензия на обучение в частной школе или в учебном центре для взрослых. Если вы закончите программу бакалавриата, пост-бакалавра или магистра в области обучения профессиональному учителю, вы можете следовать традиционному пути к государственной лицензированию. Этот процесс обычно включает в себя сдачу экзаменов по повышению квалификации учителей, оплату сборов и подачу в уголовное дело Некоторые государства могут потребовать от вас дополнительных курсов или экзаменов.

Данный курс позволил мне получить огромный заряд энергии, по-новому взглянуть на реализацию ФГОС. Задания интересные, хотя были сложности. Некоторые задания переделывала несколько раз. Спасибо преподавателям, которые указали на ошибки и предоставили возможность разобраться во многих вопросах.

Благодаря курсам стало легче работать, строить отношения с обучающимися, коллегами.

Каковы некоторые похожие альтернативные карьеры?

Вместо того, чтобы преподавать курсы профессионального образования в старшей школе, вы могли бы получить работу по преподаванию стандартного академического предмета, такого как биология, история или литература. Чтобы работать в общеобразовательной школе, вам необходимо иметь хотя бы степень бакалавра, и у вас должна быть лицензия на обучение. Если вы предпочитаете работать со взрослыми, вы можете стать инструктором курсов, которые готовят студентов к тест, чтобы получить диплом эквивалентности средней школы.

Большое спасибо организаторам курсов и технической поддержке за их понимание и доброжелательное отношение к слушателям.

Успехов Вам и процветания!

Семенов Владислав Георгиевич

ГБПОУИО «ИАТ»

Директор

С 28.03.2016г. по 17.06.2016 г. 18 преподавателей государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский авиационный техникум» проходили профессиональную переподготовку в ГАУДПОИО «РЦМРПО». Для наших преподавателей была предложена заочная форма обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, что позволило преподавателям совмещать обучение с выполнением своих (трудовых) профессиональных обязанностей.

Вы бы предложили обучение языковым искусствам, математике, науке и социальным исследованиям, а также помогли студентам создать фундаментальные возможности для общения и решения проблем, которые им понадобятся для будущего карьерного успеха. Требования к образованию для этой работы - степень бакалавра.

Обязанности профессионального учителя должны сосредоточиться на подготовке студентов к вступлению в рабочую силу и, возможно, координации возможностей трудоустройства или стажировок. Преподавание степени бакалавра и лицензии на преподавание необходимо для того, чтобы стать профессиональным учителем, а также с занятиями, которые фокусируются на методах обучения и совершенствовании знаний, необходимых для конкретного призвания, которое будет преподаваться.

Организационное собрание со слушателями курсов переподготовки на базе ГБПОУИО «ИАТ» провели сотрудники центра Романов Р.В., Смолина О.Э., Зыков В.Н., оказали преподавателям техникума помощь при регистрации на сайте центра и познакомили с принципами дистанционного обучения. Для оперативной обратной связи были предоставлены адреса электронной почты организаторов обучения и их номера сотовых телефонов.

Что делает профессиональный учитель?

Сегодня профессиональные учителя, также называемые учителями карьеры и технического образования, работают в государственных школах, центрах карьеры, тюрьмах и даже колледжах. Вы можете поручить студентам работать в таких областях, как бизнес, технологии, строительство, производство, ремонт автомобилей, здравоохранение или сельское хозяйство.

Какой бы предмет вы ни преподавали, основное внимание будет уделяться активной подготовке студентов к началу работы. Часть вашей работы может заключаться в том, чтобы координировать стажировку и неполные рабочие места для студентов, поэтому есть хороший шанс, что вы будете регулярно взаимодействовать с местными владельцами бизнеса и профессионалами отрасли.

Программа курсов переподготовки предусматривала рассмотрение следующих вопросов: правовое обеспечение профессиональной деятельности; безопасность жизнедеятельности и охрана труда в образовательной организации; общие основы педагогики, педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и неурочной деятельности; организация профориентационных мероприятий с обучающимися и их родителями; общая и профессиональная психология; информационные технологии в профессиональной деятельности; организация учебного и учебно-производственного процесса; методическое сопровождение учебного процесса и педагогическое сопровождение группы обучающихся.

Чтобы работать в системе государственных школ, вам может потребоваться степень бакалавра и лицензия на обучение. Чтобы преподавать на коллегиальном уровне, чаще всего в колледжах, вам может потребоваться только обладание значительным опытом работы в своей области. То же самое касается работы в центрах карьеры или исправительных учреждениях, вы можете найти работу без лицензии на обучение, пока вы испытаете профессиональный опыт.

Каждое государство устанавливает свои собственные правила в отношении лицензирования учителей, поэтому требования сильно различаются. В дополнение к степени бакалавра вам может потребоваться пройти несколько учебных курсов, сдать экзамен и либо стать учеником, либо помощником учителя, либо быть лидером в классе. Все штаты требуют, чтобы вы имели диплом средней школы или его эквивалент Многие штаты требуют, чтобы вы проходили тесты по математике и чтению, а если вы не являетесь носителем английского языка, вам тоже нужно будет сдать экзамен по языку.

Преподаватели техникума отметили, что все представленные учебные материалы были хороню структурированы, содержание материалов выстроено в соответствии с требованиями ФГОС и Законом об образовании, отражают современное состояние педагогической науки.

Для проработки и усвоения теоретического материала слушателям курса предлагалось выполнение практических заданий. Формулировки заданий были чёткие и понятные. Выполненные задания преподаватели центра проверяли и оценивали своевременно, а так же предоставляли подробный комментарий по выполненной работе с указанием положительных сторон и указаний недочётов, которые необходимо исправить.

Чтобы следовать этому маршруту, вам понадобится обширный профессиональный опыт в своей области, и вы должны заполнить учебную программу и сдать экзамен по оценке профессиональной компетентности. Вы также можете принять ряд учебных курсов, охватывающих различные методы и теории образования.

Как правило, есть несколько практических курсов по программам образования, в которых вы и другие учащиеся учатся преподавать и выступать как студенты. Во многих программах вам потребуется пройти контролируемую практику обучения, где вы будете работать с фактическими учениками в классе, чтобы развивать свои навыки преподавания.

Сотрудниками центра был организован индивидуальный подход к каждому слушателю, преподаватели работали в приемлемом для себя темпе и своевременно получали необходимую для себя информацию. Во время прохождения стажировки преподаватели получили практические навыки подготовки современного урока с учётом возрастных особенностей обучающихся, а так же организации и проведения различных внеурочных мероприятий.

Учителя профессионального образования требуют некоторого формального образования. Узнайте о программах обучения, должностях и лицензиях, чтобы узнать, подходит ли вам эта карьера. Профессиональные учителя работают в средних школах и колледжах, которые обучают студентов навыкам в своем специальном призвании. Положения как профессиональные учителя требуют опыта или обучения в областях, которые они учат. Они часто также требуют завершения степени бакалавра с магистерской степенью в качестве дополнительного образовательного варианта.

Учителя профессионального образования, которые часто называются учителями карьеры и технического образования, развивают профессиональные или технические навыки ученика. Карьера в профессиональном образовании можно найти в средних и послешкольных учебных заведениях, а также в отраслевых программах. требования к лицензированию, учителя профессионального образования в государственных школах должны заполнить сертификат или дипломную программу, чтобы получить опыт обучения в классе и развития курса. Возможно, им нужно будет доказать свою компетентность в области обучения.

По мере освоения всех дисциплин слушателям курсов переподготовки была предложена дистанционная форма сдачи итогового междисциплинарного экзамена, с которым они успешно справились.

Выражаем благодарность сотрудникам Регионального центра мониторинга и развития профессионального образования, желаем новых творческих и профессиональных успехов.

Найти школы, которые предлагают эти популярные программы

Бюро статистики труда. Сельское образование для учителей Искусство Преподаватель Образование Биология Образование для учителей Бизнес Преподаватель Образование Химия Преподаватель Образование Драма и танцы Преподаватель Образование Водитель Безопасность Преподаватель Образование Английский Преподаватель Образование Иностранный язык Образование для учителей Французский язык Преподаватель Образование География Преподаватель Образование Немецкий язык Преподаватель Образование Здравоохранение Занятия Педагог Образование Здоровье Преподаватель Образование История Преподаватель Образование Главная Экономика Преподаватель Образование Промышленное искусство Преподаватель Образование Латышский Преподаватель Образование Математика Преподаватель Образование Музыка Преподаватель Образование Физическое воспитание и коучинг Физика Преподаватель Образование Психология Преподаватель Образование Продажи и маркетинг Преподаватель Образование Наука Преподаватель Образование Социальные науки Преподаватель Образование Общественные науки Преподаватель Образование Испанский Образование для преподавателей Речь Преподаватель Образование Преподавание, Компьютеры Обучение, Чтение Техническое образование Педагог Профессиональное образование учителя.

Требования к образованию для обучения программам профессионального образования

Путь к тому, чтобы стать учителем профессионального образования, как правило, начинается со степеней или подготовки учителей в области карьеры и технического образования.

Ермаков Андрей Викторович

ГБПОУ "Химико-технологический техникум г. Саянска"

Преподаватель

Когда я начал обучение по данному курсу, то основным мотивом для меня являлось получение документа об окончании данного курса, дающего право преподавания в системе СПО и дающего возможность в карьерном росте.
В ходе обучения, могу сказать совершенно искренно, мое отношение к обучению и мои мотивы изменились! Я увидел, что знания, получаемые в ходе прохождения курса реально помогают в моей недавно начатой педагогической деятельности.
Дело в том, что со стороны более опытных коллег, администрации техникума, методистов оказывается реальная помощь и методическое сопровождение моей педагогической деятельности. Но в отличие от этого, знания и навыки, полученные во время прохождения данных курсов носят более системный, упорядоченный характер.
Значение обучения невозможно заменить никакими подсказками и помощью.
Я остался удовлетворенным работой преподавательского состава. По отношению к себе, я встретил уважительное и отзывчивое отношение.
На меня очень благотворно влияли положительные отзывы преподавателей на правильно выполненные задания. Считаю это немаловажным.
Признаюсь откровенно, когда я начал выполнять в самом начале обучения без особого энтузиазма задания и начал получать ободрительные, положительные и в тоже время объективные отзывы от Поповой Ольги Леонидовны меня это очень вдохновило, и подвигнуло к дальнейшему успешному выполнению заданий.
В целом считаю для себя очень полезным прохождение данного курса.
Организация данного курса поставлена на достаточно высоком уровне.

Перспективные профессиональные учителя могут найти программы бакалавриата и магистратуры, а также программы сертификации преподавателей. Тем не менее, многие штаты позволяют перспективным профессиональным учителям, имеющим передовой опыт в этой области, вступать в обучение с получением диплома о высшем образовании или степени бакалавра без преподавательского опыта.

Потенциальные профессиональные учителя, поступающие в магистерскую степень или программу подготовки учителей, должны продемонстрировать профессиональные навыки в своей области через степень, сертификат или лицензию. Экзамен по компетентности также предлагается через Национальный институт тестирования профессиональной компетентности.

Программа профессиональной переподготовки проведена на высоком профессиональном уровне. Информация курсов соответствовала заявленной теме и была представлена коллективу в доступной и интересной форме. Информационно-техническая поддержка курсов соответствовала современным требованиям. Сочетание различных видов работ – лекции, практикоориентированные задания, участие в обсуждениях, самостоятельная работа позволили разнообразить образовательный процесс и сделать его ненавязчивым, что позволило педагогическим работникам техникума эффективно совмещать учебу с текущей работой. Качественное сопровождение результатов обучения на каждом этапе способствовало высокой мотивации к обучению всех без исключения педагогов.

Обучение по программе профессиональной переподготовки предоставило возможность педагогическим работникам ознакомиться с актуальными направлениями современного образования, освоить некоторые инновационные образовательные технологии, услышать авторитетное мнение по проблемам современного образования, пересмотреть собственные подходы к преподаванию, поменять приоритеты.

Курсы хорошо организованы и предельно содержательны.

Отмечаем доброжелательное отношение, высокий профессионализм организаторов, умение продуктивно взаимодействовать с обучающимися и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

В России с начала XX века практически не осуществлялась целевая специальная подготовка преподавателей профессионального обучения для профессиональных учебных заведений. Преподавателями реальных училищ, профессиональных школ, как правило, становились выпускники университетов и отраслевых институтов, не имевшие педагогического образования.

Формирование системы специального педагогического образования начинается с 1920 г., когда Совнаркомом был утвержден при Наркомпросе Главный комитет по профессионально-техническому образованию (Главпрофобр), которому было поручено решение всех вопросов по подготовке педагогических работников (технопедагогов) для средних и низших профессиональных учебных заведений. С этой целью в составе педагогической секции Главпрофобра выделяется отдел технопедагогических курсов и учреждений, в задачи которого входила организация учебных заведений по подготовке преподавателей общетехнических и специальных дисциплин.

В 20-30-е годы сложились два направления подготовки инженерно-педагогических кадров для профтехобразования: преподавателей и инструкторов (в будущем – мастеров производственного обучения)

Первым учебным заведением по подготовке преподавателей для техникумов, средних и низших технических школ и курсов стал Петроградский технико-педагогический институт, открывшийся 15 декабря 1920 г. и имевший социологический, технической математики и физики, электромеханический, инженерно-строительный и другие факультеты. В 1923 г. в Москве открывается индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта, имевший также несколько отделений по подготовке преподавателей по общетехническим и специальным дисциплинам. В этот же период открываются курсы по подготовке педагогов данного профиля при различных технических высших учебных заведениях.

В 1921 году в Москве были открыты первые курсы инструкторов – мастеров производственного обучения. На курсы набирались опытные рабочие с производства, иногда не имевшие даже начального образования. В 1925-1926 годах курсы были преобразованы в индустриально-педагогический техникум.

Как видим, 20-30 годы были чрезвычайно плодотворными для становления инженерно-педагогического образования. Этому периоду свойственны активный поиск, разнообразные формы, признание необходимости специальной подготовки технических и педагогических кадров для любых видов профшкол.

На этом начальном этапе развития инженерно- педагогическая подготовка называлась системой специального педагогического образования . Система специального педагогического образования включала подготовку педагогов профессионального образования по различным специальностям: инженеров-педагогов (технопедагогов), агрономов-педагогов, педагогов-экономистов, инструкторов производственного обучения и др.


В разработке теоретических основ подготовки педагогов для профтехнической школы приняли участие такие ученые-педагоги, М.А. Алексинский, И.А. Анкудинов, С.Е. Гайсинович, А.Ф. Евстигнеев-Беляков, И.А. Каиров, С.Я. Купидонов, М.М. Рубинштейн и др., давшие в своих трудах научное обоснование содержания и организационных форм подготовки преподавателей специальных дисциплин и инструкторов производственного обучения.

В 40-е годы продолжают активно создаваться индустриально-педагогические техникумы по подготовке мастеров производственного обучения. В 1960 году количество таких техникумов достигло 60. В 60-х годах создаются инженерно-педагогические факультеты при вузах, к 1975 году их насчитывалось 24.

Начало новому этапу в подготовке педагогов для профессиональных учебных заведений положила организация инженерно-педагогического института в Свердловске (1979 г.). Открытие специализированного высшего учебного заведения имело целью подготовку педагогических кадров для профессиональных учебных заведений системы профтехобразования. Это было вызвано, прежде всего, преобразованиями, которые происходили в системе народного образования и в промышленности. Все это предъявляло высокие требования к профессиональной компетентности педагогов, работавших в системе профессионального образования и, в первую очередь, в профтехобразовании.

Так постепенно росло не только количество учебных заведений, осуществляющих подготовку инженерно-педагогических кадров, но и совершенствовалось методическое и техническое обеспечение этой профессии. Были разработаны профессионально-квалификационные характеристики инженеров-педагогов и мастеров производственного обучения, возросла роль психолого-педагогической подготовки.

Инженерно-педагогическая профессия относится к сложной группе профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек-человек», «Человек-техника» и их модификациях. В связи с этим деятельность мастера производственного обучения складывается из двух видов: профессиональной (отраслевой) и педагогической, которая в итоге определялась как профессионально-педагогическая деятельность . Мастер производственного обучения, помимо подготовленности к педагогической деятельности, является специалистом в той отрасли народного хозяйства, для которой готовят кадры в профессиональных училищах. Следовательно, можно говорить об интеграционной деятельности мастера производственного обучения: профессиональной (отраслевой, т.е. соответствующей определенной отрасли народного хозяйства) и педагогической. Таким образом, в процессе профессионально-педагогической подготовки мастера производственного обучения преследуется следующая цель: подготовка специалиста по обучению профессиональным знаниям и умениям в профессиональных училищах, а также непосредственно на производстве . Мастер производственного обучения должен знать особенности технологии отрасли и отдельной специальности в ней, иметь практические профессиональные навыки. Мастер производственного обучения, осуществляющий практическое (производственное) обучение, должен иметь уровень квалификации по рабочей профессии, превышающий планируемый для выпускников учреждений начального профессионального образования.

В 80-е годы XX столетия происходило укрепление системы высшего инженерно-педагогического и среднего индустриально-педагогического образования. Инженерно-педагогическое образование, как государственная система, сформировалось в 1970-80 годах в единый организационный и методический центр на базе СИПИ. В 90-ых годах происходит реорганизация индустриально-педагогических техникумов в колледжи. Затем последовало преобразование СИПИ в Уральский государственный профессионально-педагогический университет (с 2002 года – Российский государственный профессионально-педаго­гический университет), а индустриально-педагогических техникумов и колледжей - в профессионально-педагогические. Это связано с тем, что профессионально-педагогическое образование было признано новым специфическим видом образования. Содержание профессионально-педагогического образования регламентируется Государственным образовательным стандартом. В 1997 году разработан и принят временный Государственный образовательный стандарт СПО по специальности 0308 Профессиональное обучение (по отраслям); в 2002 году утверждена новая редакция этого госстандарта, где ранее существовавшая квалификация «мастер производственного обучения» заменена на квалификацию «мастер профессионального обучения».

Переход от образования инженерно-педагогического к профессионально-педагогическому привел к тому, что под профессионально-педагогическим образованием (ППО) стали считать более широкое профессионально-образовательное поле, нежели существовавшее до этого поле инженерно-педагогического образования.

В профессионально-педагогическое пространство, кроме профтехшколы, попадает подготовка педагогов для любых ступеней и направлений профессиональной школы: и начальной, и средней и высшей, что кардинально меняет структуру этого вида образования.

Условия развития системы ППО определяются общественно-политическими и социально-экономическими процессами в обществе. Наиболее принципиальными являются: демократизация общественной жизни, переход к рыночным отношениям в экономике и свободному предпринимательству, возрастание самостоятельности регионов и их автономизация. Эти процессы порождают комплекс факторов, которые влияют на ППО и должны учитываться при разработке структуры многоуровневой подготовки специалистов.

Профессионально-педагогическое образование связано с подготовкой специалистов, способных осуществлять социально-профессиональную и производственно-технологическую деятельность в профессиональных учебных заведениях начального, среднего и высшего уровня, а также на предприятиях.

Система профессионально-педагогического образования – это сеть государственных высших и средних педагогических учебных заведений, которые выпускают специалистов, обеспечивающих подготовку человека к деятельности по профессии.

Профессионально-педагогическое образование – это формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций.

Профессионально-педагогические колледжи и техникумы готовят сегодня мастеров профессионального обучения, в первую очередь, для образовательных учреждений начального профессионального образования, а также для других уровней профессионального образования. Подготовка ведется в соответствии с классификатором специальностей среднего профессионального образования и по образовательным программам этого уровня обучения.

Подготовка в профессионально-педагогических колледжах и техникумах заканчивается присвоением выпускникам квалификации мастер профессионального обучения; техник.

Согласно ГОС СПО по специаль­ности «Профессиональное обучение (по отраслям)» выпускник колледжа (техни­ку­ма) должен быть готов к профессиональной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (служащих) в качестве мастера профессионального обучения в образовательных учреждениях различных типов и видов. Кроме того, выпускник имеет и вторую квалификацию, согласно которой может заниматься профессиональной деятельностью в качестве специалиста среднего звена по соответствующей специальности среднего профессионального образования на предприятиях (организациях).

Основными видами деятельности выпускника являются:

учебно -воспитательная – осуществление целостного учебного производственного процесса в соответствии с образовательной программой профессиональной подготовки рабочих (служащих), формирование личностных и профессиональных качеств будущего рабочего (служащего); создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального обучения; осуществление профессиональной ориентации обучающихся; личностно-ориентированного подхода в работе с ними;

учебно -методическая – проектирование и разработка комплексного учебно-методического обеспечения процесса профессионального обучения и практики учащихся (обучающихся); изучение передового производственного опыта и инновационных образовательных технологий, использование их в учебно-воспитательной и производственной деятельности;

организационно-управленческая – организация учебно-про­изводственного и воспитательного процесса, практики обучающихся; руководство деятельностью учебной группы, производственного коллектива – исполнителей; выбор оптимальных решений в нестандартных педагогических и производственных ситуациях; обеспечение выполнения требований программы производственного обучения, техники безопасности и режима работы обучаемых в учебных мастерских и на производственных объектах: учет, отчетность и анализ учебной и производственной деятельности;

производственно-технологическая (конструкторско-техноло­гическая, опытно-экспериментальная и другие виды деятельности) – виды деятельности и их содержание устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки.

Выпускник среднего профессионального образования по квалификации мастера профессионального обучения должен

уметь:

формировать и развивать профессиональные умения и навыки обучаемых;

– проектировать (конструировать) занятия по профессиональной подготовке, воспитательную работу, несложные технические и дидактические средства обучения;

– организовывать и осуществлять образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучаемых и на основе современных технологий профессионального обучения и воспитания;

– обеспечивать связь теории с практикой;

– разрабатывать планирующую и учебно-методическую документацию по производственному обучению и практике обучающихся (студентов);

– формировать профессионально важные качества личности рабочего (служащего) и проводить профориентационную работу;

– использовать достижения профессиональной педагогики и психологии при совершенствовании процесса профессионального обучения и воспитания обучающихся (студентов);

– пользоваться нормативно-справочной, научно-технической, педагогической и учебно-методической литературой;

– разрабатывать планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест в учебно-производственных мастерских, в учебных хозяйствах, на полигонах и других учебных базах;

– нормировать и организовывать производственные и учебно-производственные работы, деятельность учебной группы с соблюдением правил безопасных условий труда и противопожарной защиты;

– вести учет, отчетность и на их основе проводить анализ, оценку и корректировку учебно-производственной деятельности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению эффективности образовательного процесса и производства;

– внедрять инновационные технологии профессионального обучения, передового отечественного и международного опыта в профессионально-педагогической сфере;

– применять в профессиональной деятельности информационно-телекоммуникационные технологии, автоматизированные средства обучения и тренажерные комплексы;

знать :

– основополагающие документы Правительства Российской Федерации, отраслевых министерств, Минобразования России и Минтруда России по вопросам кадровой политики и профессионального образования;

– государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования в части профессионального обучения и практики обучающихся (студентов);

– учебно-программную документацию подготовки рабочих (служащих);

– анатомию, возрастную физиологию и гигиену;

– общую и профессиональную психологию;

– общую и профессиональную педагогику;

– основы педагогического мастерства;

– методику профессионального обучения и воспитания;

– основные показатели и методы оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

– средства информационных технологий и методы работы с ними;

государственную систему метрологии, стандартизации и сертификации;

– основы рыночной экономики и менеджмента;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

По квалификации техника, технолога и т.д. требования к умениям и знаниям выпускника устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности профиля подготовки.

Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем отличие педагогической деятельности преподавателя и инструктора?

2. Чем характеризуются 30-е годы становления инженерно-педагогического образования в СССР?

3. Назовите учебные заведения, в которых до 1979 года готовили преподавателей и мастеров производственного обучения для системы начального профессионального образования?

4. Чем знаменателен 1979 год в системе подготовки кадров для начального профессионального образования?

5. Почему деятельность мастера производственного обучения называется профессионально-педагогической?

6. В чем суть реорганизации инженерно-педагогической системы подготовки кадров в 90-е годы?

7. В чем сущность профессионально-педагогического образования?

8. Что представляет собой система профессионально-педагогического образования?

9. Перечислите виды деятельности выпускника профессионально-педагогического (индустриально-педагогического) учебного заведения на производстве, в профтехучилище, определяемые Государственным образовательным стандартом.