Где взять бланк дтп. Оформление дтп без гибдд по европротоколу: порядок действий

Понятие пришло к нам из Европы и дословно означает «Европейский протокол». Он подразумевает упрощенную процедуру оформления возникшего ДТП, не требующую присутствия сотрудника полиции.

В российскую практику использование вошло с 2009 года. В 2014 году сделаны некоторые изменения, регулирующие размер выплат.

По закону участники аварии по обоюдному согласию могут самостоятельно оформить Европротокол ДТП в документальном виде (страховой случай). Представить документальные и электронные сведения в компанию страховщика и получить возмещение.

Оформление Европротокола экономит время. Участники аварии могут спокойно разъехаться, не создавая заторы на дорогах в ожидании сотрудников полиции.


Текущий Европротокол при ДТП 2019, правила оформления, бланки и прочие аспекты — обо всем подробно в этой статье.

Если участники регистрируют аварию самостоятельно путём оформления Европротокола, то учитываются возможные обстоятельства причинения ущерба третьему лицу.

Следует убедиться в том, что:

  • Нет повреждений сооружений придорожного использования.
  • Нет повреждения соседних транспортных средств.
  • Нет людей, получивших ранения.

В случае присутствия третьей стороны виновник ДТП обязан оплатить расходы. Если не достигнуто обоюдное соглашение, то оформление ДТП невозможно. Европротокол представляет собой бланк извещения, оформив который вы получаете страховые выплаты. Применяется если полис страхования ОСАГО, присутствует у обоих участников.

Процедура Европротокола для страховых случаев КАСКО не применяется, так как выплаты сопряжены с рядом затруднений.

Суммы возмещения

До 2016 года размер возмещения ущерба составлял 25 000 в рублевом эквиваленте. На данный момент оформить европротокол при ДТП пожелала десятая часть людей, попавших в аварию.
Причин несколько:

  • маленькая сумма возмещения;
  • отсутствие полученной выплаты из страховой компании из-за недочетов в документации.

По данным исследования граждане предпочитают подождать приезда сотрудников полиции и получить компенсацию у страховщика без проблем.

После внесения поправок в законодательство о страховании ОСАГО, сумму компенсации по страховому случаю подняли до 50 000 рублей. На территории Москвы, Санкт-Петербурга и окружающих областей до 400 000 в рублевом эквиваленте.

Единственным условием для получения полной суммы выплаты становится запись последствий аварии и места происшествия на специальную фото и видеотехнику. Пока нормативных актов для урегулирования процесса не создали.

В идеале, это устройство, относящееся к ГЛОНАСС. Установка ГЛОНАСС в новых ТС приобрела обязательный порядок на территории России только в 2016 году.

Что снимать и какой использовать ракурс

Съемку делают на протяжении часа после совершения ДТП.

В кадр должны отчетливо попасть знаки регистрации ТС участников, VIN-номера.

Подробно снять повреждения, используя 3–4 ракурса, для определения величины повреждения и степени потребности новых запчастей.

Следом снять расположение ТС относительно друг друга, привязывая расположение к нескольким ориентирам.

Если обнаружены свидетели, снимите номера принадлежащих им машин для подтверждения сведений.

Обязательные условия

В случае самостоятельного заполнения извещения по Европротоколу каждый участник описывает обстоятельства аварии.

Сумма ущерба, превышающая 50 000 для регионов России и 400 000 тысяч для Москвы, Санкт-Петербурга и областей, регистрации по Европротоколу не подлежит.

Если не достигнуто соглашения о степени виновности в аварии пригласите сотрудников ГИБДД для решения вопроса. Присутствие сотрудника обязательно если второй участник в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если второй участник ДТП регистрировал ТС на территории иного государства, то без выданной Грин-карты оформление ДТП по Европротоколу невозможно.

Порядок действий перед заполнением Европротокола

Если случившееся ДТП не отягощено последствиями и пострадавшими, произошло в результате совершения маневра, а не падения дерева на крышу.

А также если сумма ущерба не превышает компенсацию, установленную протоколом, то можно прибегнуть к оформлению Европротокола.

Порядок действий:

  • устанавливаются знаки аварийной остановки;
  • место аварии фиксируется на съемочный аппарат;
  • автомобили снимаются с 3–4 ракурсов с обозначением точки привязки;
  • собираются и фиксируются показания свидетелей;
  • после снятия тормозного пути и образовавшихся осколков ТС убирают с проезжей части;
  • заполняется извещение о ДТП обоими участниками, под копирку;
  • составляется схема — расположение ТС, направление движения, вид разметки дороги, наличие знаков движения, улицы, номера домов, положение окружающих объектов.

Как правильно заполнить бланк

Бланки двухсторонние и разделены на две колонки для обязательного заполнения. В заполнении участвуют оба водителя.

На первой стороне вносят информацию об участниках, свидетелях, месте совершения, причине, повлекшей аварию, характере повреждений и иную подобную информацию.

После внесения данных на первой стороне бланк раскрепляют и заполняют обратную сторону.

Заполнение каждого поля обязательно. Если данных нет, то пустые графы заполняются (-) или (Z). Если места на бланке недостаточно для внесения описания, добавляется приложение, которое подписывает второй участник ДТП.

Пункты, в которых чаще допускаются ошибки:

  • 14 - указываются внешние повреждения, которые определяются визуально — трещины, деформации, царапины, разрывы, сколы и иные, внутренние определяет экспертиза;
  • 15 – вносятся дополнительные замечания, описывающие характер случившейся аварии;
  • 16 – внимательно отнестись к понятиям правил ПДД — остановка и стоянка различаются по значению;
  • 17 – вносятся полные схематические изображения — если нет привязки схемы к нескольким объектам, она считается недействительной и будет оспорена страховой компанией;
  • 18 – содержит подписи обоих водителей, если нет одной подписи участника, протокол признается недействительным, подпись должна присутствовать в п. 15.

Бланк не будет принят страховой компанией ОСАГО если: он заполнен неразборчиво, поврежден, содержит исправления, не поставлены подписи участников, отсутствует заполнение некоторых пунктов без информации знаками (-; Z).

В чем могут быть проблемы

  1. При регистрации машины виновника в ином государстве и присутствии у него грин-карты, возможна регистрация аварии без участия полиции. Извещение о ДТП должно регистрироваться на бланке, выданном в российской страховой компании.
  2. Если в бланке указаны разногласия описывающие происшествие, он считается недействительным и будет оспариваться страховщиком.
  3. Если мнения по некоторым моментам аварии расходятся, то необходимо пригласить для регистрации сотрудника полиции.
  4. Если данные в протоколе не определяют виновности лиц, страховая организация вынуждена будет отказать в выплате компенсации. Этого не произойдет, если к бланку прикладывается фото и видеосъемка места происшествия с участием ТС.
  5. Если автомобиль, возвращающийся с места аварии, останавливает сотрудник полиции, то водитель показывает копию извещения, заверенную сотрудником страховой компании.

Действия водителей после оформления ДТП по европротоколу

После оформления ДТП, у каждого участника на руках остается своя часть.

Потерпевший должен на протяжении пяти рабочих дней посетить отделение страховой компании и передать в нее следующие данные:

  1. Часть бланка извещения о ДТП. При этом получить копию, заверенную агентом, для предоставления полиции, в случае остановки поврежденного ТС.
  2. Заявление на возмещение.
  3. Электронный накопитель информации, на который внесена запись о месте происшествия. Переписывать данные и предоставлять на ином носителе нельзя. Если вы неуверенные в признании подлинности данных страховщиком, сделайте независимую экспертизу записи.

Участник, виновный в создании аварийной ситуации, отправляет полученную часть бланка в страховую компанию. Он не имеет права в течение 15 дней заниматься ремонтом своего поврежденного транспорта. Если требуется начало ремонта до этого срока, то нужно разрешение страховой компании потерпевшей стороны.

На месте без присутствия правоохранительных органов, европротокол даже в наши дни вызывает недопонимание и удивление у водителей по всей территории СНГ. Большинство вопросов касается правил оформления бланка и обращения к страховым компаниям за возмещением убытков. Актуальный бланк европротокола при ДТП 2018, а также информацию по его грамотному заполнению вы сможете найти в нашей статье.

Что такое европротокол

Европротокол – международный документ для оформления дорожно-транспортного происшествия без присутствия сотрудников государственной автоинспекции.

Протокол европейского образца представлен в виде бланка-извещения из 2 листов, в который заносятся данные водителей и транспортных средств, участвовавших в ДТП, уточняющая информация о происшествии, приводится подробная графическая схема аварии.

Достаточно заполнить первый и последний листы одного бланка, после чего водители разделяют их между собой для обращения к страховщику.

Почему в отдельных случаях оформление европротокола лучше вызова сотрудников ГАИ на место происшествия:

  • Самостоятельное оформление и заполнение бланка;
  • Экономия времени;
  • Освобождение участников ДТП от административной ответственности за нарушение ПДД;
  • Быстрая «расчистка» проезжей части для беспрепятственного движения других транспортных средств;
  • Предупреждение новых дорожных происшествий при затруднённом движении.

Европротокол обладает достаточными полномочиями для возмещения убытков страховыми службами в случае его предъявления.

Страховая компания обязана выдавать оригинальные бланки извещения клиентам при заключении договора на бесплатной основе. Документ также можно скачать с официальных интернет-ресурсов дорожных органов в большинстве государств.

В каких случаях составляется

В какие случаях водители вправе самостоятельно оформить аварию с использованием европротокола:

  • Количество транспортных средств-участников происшествия (в том числе – транспортных средств с прицепами) не превышает 2;
  • Оба водителя имеют страховые полисы в ОСАГО;
  • Количество пострадавших транспортных средств в результате аварии не превышает 2;
  • Среди водителей, пассажиров, пешеходов отсутствуют пострадавшие, погибшие;
  • Водители пришли к соглашению относительно ущерба, причинённого транспортным средствам, и предшествующих событий аварии, что подробно зафиксировано в бланке извещения;
  • Обоим транспортным средствам в результате аварии причинён ущерб на сумму не более 50 000 рублей.

Самостоятельно оформление происшествия возможно также в случае, если одно из транспортных средств зарегистрировано в другом государстве и не имеет полиса ОСАГО, но привязано к «Зелёной карте». Предварительно оформление данной ситуации стоит уточнить у личного страхового агента по телефону.

В остальных случаях необходимо вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Порядок действий перед заполнением бланка

Правильно заполнить европротокол при ДТП можно только в случае выполнения предварительных действий по сохранению данных о происшествии и предоставлении безопасного проезда остальным участникам дорожного движения.

Что должны сделать оба водителя:

  • Остановить свои транспортные средства. После остановки необходимо покинуть транспорт, чтобы визуально оценить место и последствия аварии.
  • Поставить оповещающий – красный треугольник. В городской черте знак устанавливается за 15 метров и более от места аварии, за населённым пунктом – за 30 метров. Расстояние может незначительно меняться в зависимости от государства, на территории которого произошло ДТП.
  • Сохранить визуальные доказательства ситуации на месте. С помощью фото- или видеосъёмки необходимо запечатлеть общую панораму аварии, номерные знаки и внешний вид транспортных средств, полученные повреждения, тормозные следы, ближайшие дорожные знаки.
  • По возможности опросить свидетелей и собрать их контакты. Показания очевидцев помогут разобраться в спорной ситуации. При необходимости стоит взять у понятых номер телефона или адрес электронной почты.
  • Только после выполнения данного алгоритма действий можно приступать к заполнению бланка извещения.

Бланк европротокола 2018 года

Бланк европротокола представляет собой документ из 2 листов – основного и дополнительного, которые скреплены между собой.

Бланк европротокола включает в себя два листа

При заполнении основного листа информация автоматически переносится на дополнительный – он выполнен на копировальной бумаге. Неважно, кому достанутся основной и дополнительный листы – оба экземпляра действительны при обращении в страховую компанию.

Для всех стран СНГ бланк имеет одинаковый внешний вид, различается только язык анкетирования. Загрузить его можно по ссылки ниже:

Образец заполнения бланка

О грамотном заполнении европротокола говорит полностью расписанная анкета обоих транспортных средств, детально описанные обстоятельства происшествия: место, время, свидетели, участники, повреждения.

Образец правильного оформления бланка европротокола

Правила оформления европротокола

Неправильно оформленный протокол затруднит возможность возмещения материального ущерба. Чтобы не допустить ошибки при заполнении, стоит придерживаться следующих правил.

  • Для заполнения подходит обычная шариковая ручка синего или чёрного цвета. Надписи карандашом можно стереть и подкорректировать после, гелевой пастой – размазать. Страховщики не принимают бланки с нечитабельным текстом.
  • Почерк должен быть разборчивым. В противном случае нужно заполнять бланк печатными буквами.
  • В документе не должно быть ошибок и исправлений. Каждая помарка влечёт дополнительные вопросы по содержанию происшествия, что затягивает разрешение ситуации и выплаты страховыми компаниями.
  • Все поля и рамки заполняются.

В конце заполнения необходимо убедиться в правильности написанной информации и плотности заполнения – если какая-то графа осталась пустой, нужно восполнить пробел.

Порядок заполнения документа:

  • Основные сведения о происшествии – точное время и дата, – указываются в шапке документа. Здесь же – информация о месте аварии (точный адрес или номер трассы и километра, если ситуация произошла за городом);
  • Предоставить информацию о количестве пострадавших транспортных средств (не больше двух) и человек (ни одного);
  • По возможности дать информацию о свидетелях – их ФИО, контактный телефон, адрес;
  • В левой и правой колонках приводится полная информация о водителях и транспортных средствах (ФИО, контактные данные водителя, номер и марка автомобиля, информация о страховой компании);
  • Данные и срок действия страхового договора;
  • Подробная информация о повреждениях (вмятины, сколы, разрывы, нарушения);
  • Графическая схема места происшествия;
  • Оформление обратной стороны протокола (подробное описание аварии каждым ее участником – водителем).

В конце записанные данные тщательно проверяют оба водителя и ставят свои подписи в случае согласия с написанным. Только после этого можно разделить составляющие бланка между участниками ДТП.

Дополнительные правки в документ можно вносить только с разрешения второго участника ДТП и использовать после заверения его подписью.

Как рисовать схему ДТП

Чётких стандартов по прорисовке графических знаков на схеме законодательством не предусмотрено. Главное, чтобы рисунок был чётким, детально отображал ситуацию и понятно читался как обоими участниками ДТП, так и сотрудниками страховых компаний.

  • Необходимо отобразить расположение участка аварии – дорожную разметку, соседние улицы, дорожные знаки и светофоры, другие известные ориентиры (торговые центры, большие магазины);
  • На подготовленное схематическое отображение местности наносится положение транспортных средств в момент столкновения. Каждое транспортное средство маркируется «А» или «В» в зависимости от того, под каким маркером заполнял анкету водитель данного автомобиля;
  • В месте соприкосновения средств передвижения ставится маркер «Х», стрелки на дороге или перед автомобилем указывают направление следования;
  • Расшифровать все условные обозначения на схеме словами под рисунком.

Графа №15 под схемой создана для внесения дополнительных сведений, если таковые не указаны или не предусмотрены в протоколе.

Видео: заполняем европротокол при ДТП

Что делать после составления

После составления европротокола действия участников ДТП разделяются для виновника и потерпевшего.

Виновник аварии должен:

  • Подать заполненный бланк извещения в свою страховую компанию в течение 5 дней для дальнейшего рассмотрения ситуации ее сотрудниками;
  • Сохранить личное транспортное средство, участвовавшее в ДТП, без изменений и ремонта в течение 15 календарных дней (кроме праздников) для осмотра сотрудниками страховой компании;
  • Предъявить для осмотра средство передвижения по требованию страховщика в течение 5 рабочих дней.

Нарушение последовательности действий или их предписания влечёт за собой возможность отклонения страховщиком виновника возмещения компенсации. В данном случае виновник должен будет самостоятельно компенсировать пострадавшему стоимость ремонта.

Потерпевший должен обратиться с заполненным бланком протокола в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Кроме бланка извещения при предъявлении понадобятся:

  • Заявление о компенсации материального вреда, причинённого в аварии;
  • Копию паспорта потерпевшего, заверенную нотариусом;
  • Доверенность;
  • Банковские реквизиты для получения безналичной выплаты компенсации материального вреда или квитанция с суммой для оплаты от станции технического обслуживания;
  • Согласие от попечителей или органов опеки в случае, если потерпевший не достиг совершеннолетнего возраста (18 лет);
  • Заполненный, проверенный и подписанный обеими сторонами бланк европротокола;
  • Документы, подтверждающие, что пострадавшее транспортное средство является собственностью потерпевшего или что потерпевший имеет право на получение компенсационных выплат от лица владельца.

Дополнительным подтверждением невиновности будет предоставленное видео- или фотоподтверждение непосредственно с места событий. Его также нужно приложить к пакету документов.

Как обжаловать европротокол

В каких случаях европротокол можно оспаривать:

  • В заполненных данных представлена грубая ошибка;
  • Отсутствует подпись одного из водителей;
  • Текст на бланке заполнения не читается, повреждён, размазан;
  • Срок действия страховки одного из участников истёк или подделан;
  • Отсутствует информация в некоторых полях для заполнения;
  • Протокол составлялся под моральным или физическим давлением со стороны одного из участников.

Решить данную ситуацию помогает Гражданский кодекс, согласно которому участник, желающий оспорить действие протокола обязан обратиться в арбитражный суд с таким пакетом документов:

  • Копия бланка извещения;
  • Срок обжалования договора составляет от 1 до 3 лет.

    Грамотное оформление европротокола существенно экономит время и нервы участников дорожно-транспортного происшествия. Вместе с тем, лучше вовсе избегать таких дорожных ситуаций, в которых может понадобиться заполнение бланка извещения об аварии.

Сама идея европротокола имеет свои корни из Европы, где данная система оформления дорожно-транспортных происшествий имеет место быть уже давно. С недавних пор европротокол был официально разрешен и в Российской Федерации. При грамотном подходе и умении, европротокол может заметно облегчить и ускорить оформление дорожно-транспортного происшествия. Поэтому рекомендуется ознакомиться с образцом заполнения европротокола, который размещен в самом конце нашего материала.

Что такое европротокол

Специалисты дают этому термину два значения:

  • Специальный документ, который заполняется участниками дорожно-транспортного происшествия. Эта бумага является доказательством для получения страховых выплат по полису ОСАГО;
  • Целая система, которая открывает перед российскими водителями возможность самостоятельного оформления дорожно-транспортного происшествия, без помощи инспекторов ДПС;

Первый пункт, в данном случае, является элементом второго. Но эксперты пока что скептически относятся к российскому варианту европротокола, так как реализован лишь первый пункт из двух.

При оформлении европротокола по образцу — присутствие сотрудника ДПС не нужно

Что важно знать, если происходит оформление европротокола:

  • Соблюдение ПДД, которые относятся к возникновению дорожно-транспортного происшествия: срочная остановка и выставление специального аварийного знака. В случае наличия пострадавших, необходимо оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую.
  • По возможности, следует максимально сохранить обстановку на месте дорожно-транспортного происшествия.
  • В разговоре с другим участником аварии следует вести себя максимально корректно и сдержанно. Если с его стороны возникает негатив, угрозы, агрессия, то нужно вызвать ГИБДД по телефону 102 или 112.
  • Также следует проверить, можно ли в данном ДТП применить европротокол или нет.

Новые правила оформления европротокола гласят, что виновнику, в случае дорожно-транспортного происшествия, следует произвести следующие действия:

  • Оформить лицевую часть извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с другим участником аварии. После этого, необходимо разделить европротокол на две части (два одинаковых листа) и отдать каждому участнику.
  • Виновник заполняет свой лист европротокола на обратной стороне.
  • Далее виновнику следует отправить заполненный лист в страховую компанию. Адрес можно узнать, взглянув на полис ОСАГО. Отправить европротокол надо как можно быстрее, максимальный срок - пять дней.
  • Нельзя осуществлять ремонт своего транспортного средства до наступления пятнадцати дней с момента аварии. Праздничные и выходные дни в счет этих дней не входят. Это соблюдение необходимо для того, чтобы страховая организация, если потребуется, могла осуществить осмотр ущерба, нанесенного транспортному средству.
  • Если со стороны страховой организации появилось требование предоставить автомобиль для выполнения осмотра, то сделать это нужно за пять дней.

Как заполняется европротокол в 2018 году

Следует напомнить, что образец заполнения европротокола находится в конце нашего материала. С данным образцом можно свободно ознакомиться.

Извещение о дорожно-транспортном происшествии состоит из двух частей - лицевой и оборотной. Благодаря копирующей бумаге, все данные, которые будут нанесены на лицевую сторону, отразятся на нижнем листе. Рекомендуется писать шариковой ручкой, так как при использовании гелиевой или чернильной ручки есть риск попадания воды, что приведет к размазыванию.

Каждый из участников ДТП может выбрать любую из граф А и В и внести туда данные по своему автомобилю. Следует обратить особенное внимание на четырнадцатый пункт: там содержатся описания повреждения деталей автомобиля. Это поле требует особенно тщательного заполнения, вплоть до мельчайших подробностей. Также следует обратить внимание на то, чтобы другие участники ДТП не вписали туда повреждения, которые не относятся к данной аварии. Описать повреждения можно словами: трещины, разрывы, вмятины, царапины и так далее. Те повреждения, которые не видимы снаружи, зафиксируются при осмотре автомобиля экспертами.

Шестнадцатый пункт предназначен для освещения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. В более крупных клетках, которые располагаются снизу, нужно записать итоговую цифру пунктов, которые были отмечены. Также нужно корректно характеризовать маневры авто. Основные ошибки касаются следующих пунктов:

  • Остановку ошибочно называют стоянкой и наоборот. В том случае, если, к примеру, транспортное средство было остановлено из-за красного сигнала светофора, то отмечать цифру один «на стоянке» будет неверно. Здесь подходит пункт двадцать второй.
  • Смену полосы путают с обгоном. При этом, в зависимости от ситуации, нужно использовать правильно либо двенадцатый пункт, либо тринадцатый.

Семнадцатый пункт представляет из себя схему дорожно-транспортного происшествия. На этой схеме следует отметить все важнейшие элементы: светофоры, направление движения, положение автомобилей, дорожные знаки.

Пятнадцатый пункт содержит в себе замечания. Здесь можно привести дополнительную информацию, которая не указывалась в шестнадцатом пункте. Восемнадцатый пункт должен содержать подписи обоих водителей-участников дорожно-транспортного происшествия. Важным моментом является наличие подписей обоих участников на обеих частях европротокола.

Если получилось так, что на обратной стороне европротокола одному из водителей не хватило места для записей, то недостающие данные можно вписать в приложенном чистом листе бумаги. Данный дополнительный лист прикладывается к основному документу с отметкой «с приложением». Тут же следует прописать, кто составил приложение, а также проставить все необходимые подписи сторон.

Также следует предупредить, что в том случае, когда обязательные данные не прописываются вовсе или прописываются, но неразборчиво, то страховая компания будет в самостоятельном порядке собирать информацию. Данный факт может негативно повлиять на размер выплаты и вообще на вероятность выплаты в целом. Поэтому следует отнестись к европротоколу со всей серьезностью, писать разборчиво, не забывать проставить подписи, ставить прочерки, если в поле отсутствует информация.

Скачать образец заполнения европротокола

Приведем несколько примеров заполнения бланка извещения о ДТП, именно их и нужно заполнять при оформлении Европротокола.

Образец европротокола при ДТП (пример 2) — обратная сторона

Европротокол позволяет оформить ДТП без вызова сотрудников полиции, что стоит знать и каким образцам стоит следовать.

Всё большее распространение получает оформление аварий без участия сотрудников ГИБДД, когда водителям приходится действовать самостоятельно.

Но к сожалению, не все автовладельцы знают, как правильно самим оформить ДТП. И зря. Потому что это очень удобная вещь, но неграмотное оформление аварии чаще всего приводит к невозможности получить возмещение по страховке.

Европротокол что это, как он работает, как проходит возмещение и какие подводные камни могут быть – всё это вы узнаете из этой статьи. Готовы? Поехали!

Европротокол – это оформление водителями документов о ДТП без вызова автоинспекторов. То есть это возможность для водителей самостоятельно для получения возмещения по . Действует на всей территории Российской Федерации.

Главный плюс европейского протокола – не надо ожидать приезда ГИБДД и заполнения бумаг. А также не придётся платить за нарушение ПДД . От этого выигрывают и другие водители, ведь попавшие в аварию могут практически сразу освободить дорогу, а значит, не будет пробки.

В каких случаях можно применять Европротокол

Оформить без участия работников ГАИ можно не всякую аварию. Должны быть соблюдены все следующие условия:

  • в аварию попало только два автомобиля , и кроме них ничего не повреждено;
  • нет пострадавших людей;
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО или «Зелёной карте»;
  • участники происшествия имеют одинаковый взгляд на обстоятельства случившегося, виновность, размер ущерба.

А также стоит вызвать полицию, когда оппонент ведёт себя не адекватно, угрожает или . Кроме того, существует ограничение по сумме, необходимой на ремонт повреждений. Об этом читайте в подзаголовке: «Какая сумма выплаты».

Возможно оформление аварии с участием аварийного комиссара, но при этом теряется смысл Европротокола: сделать всё быстро и самостоятельно, и разъехаться.

Как выглядит документ для оформления ДТП самостоятельно

Единственным документом о ДТП для получения компенсации по «автогражданке» при Европротоколе является Извещение о ДТП, из-за чего часто сам документ называют не «Извещением», а «Европротоколом». Кстати, заполнять его необходимо и при оформлении ДТП сотрудниками полиции.

Форма его утверждена приказом МВД №155. Стандартный комплект включает в себя два соединённых бланка, с самокопирующейся стороной и инструкцию по заполнению. Как правило, синего цвета.

Лицевая сторона – самокопирующаяся, заполняется участниками ДТП совместно. Оборотная – каждым водителем по отдельности. В документе указывается сведения об участниках аварии, обстоятельства случившегося, схема ДТП, характер повреждений. Обязательны подписи участников, а при Европротоколе – и признание вины одним из них.

Где взять бланк Европротокола

Два комплекта бланков Извещения бесплатно выдаются каждому страхователю при покупке полиса ОСАГО. Если у вас почему-либо сейчас нет этих бланков, вы можете их также бесплатно получить в любом представительстве СК.

Для фиксации одного ДТП достаточно одного комплекта Извещения, причём неважно, кто из водителей его предоставит. В случае необходимости, его можно попросить у проезжающих мимо водителей или взять в ближайшем офисе СК.

Можно ли распечатать Европротокол самому

Образцы бланков находятся в свободном доступе. Их можно скачать с официального сайта РСА или . Причём самостоятельно распечатанные бланки имеют такую же силу, как и выданные СК, потому что нет никаких нормативных документов по внешнему виду и способу заполнения бланков, за исключением приказа, утвердившего форму.

То есть ДТП можно оформить и на самостоятельно распечатанных бланках. Но делать так я не советую, потому что:

  1. оригинальные бланки – самокопирующиеся , то есть писать придётся на них в два раза меньше, и отсутствует вероятность расхождения информации между двумя листами;
  2. СК может придраться к «неправильным» документам . Конечно, такие придирки незаконны, но вам ведь не нужны лишние проблемы, верно?

Какая сумма выплаты

Сейчас при самостоятельном оформлении документов по аварии страховая компания выплатит сумму, не превышающую 50 000 р. Исключение сделано для аварий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской области и Ленинградской области, когда может применяться так называемый безлимитный Европротокол.

Водители, попавшие в аварию на территории упомянутых субъектов, могут рассчитывать на возмещение до 400 000 руб., если они предоставят СК фото или видеозаписи происшествия и повреждений, а также координаты происшествия, зафиксированные с использованием системы ГЛОНАСС. Стоит отметить, что регион регистрации ТС или его владельца значения не имеет.

Примечание. С октября 2019 года безлимитный Европротокол будет действовать на таких же условиях уже по всей стране.

Чем опасен Европротокол?

Водители, зафиксировавшие аварию оформлением Европротокола, не могут требовать от страховой компании свыше указанных сумм. Ну разве что докажут в суде, что их заставили подписать Европротокол против их воли, что, поверьте, непросто. Поэтому очень важно помнить до какой суммы без ГИБДД составляется извещение. Если возмещения на восстановление авто не хватит, требования можно предъявлять только к виновнику.

Поэтому и виновнику, и потерпевшему нужно как следует подумать, покроет ли выплата в 50 тыс. руб. повреждения или нет. Если есть сомнения, пусть аварию оформят должностные лица.

Примечание. Стражи порядка вполне законно могут отказаться выехать на место происшествия, если нет пострадавших. Обычно участникам мелких аварий предлагаются два варианта:

  • оформить Европротокол ;
  • приехать на ближайший пост ГИБДД для фиксации аварии там уже с участием должностных лиц.

Исключение сделано для случаев, когда человек, получил при аварии телесные повреждения, которые проявились после оформления ДТП. В таком случае он имеет право на обращение в СК причинителя вреда для получения компенсации за .

Сроки подачи заявления и выплаты

В этом смысле Европротокол ничем не отличается от получения выплаты в обычном порядке. Те же 5 суток на направление Извещения своему страховщику, причём виновник тоже обязан сделать это, иначе ему грозит регресс.

Направить на ремонт или выплатить деньги страховщик должен в течение 20 дней (считаются только рабочие), как и при любом страховом случае. Для договоров ОСАГО, оформленных после 28.04.2017, есть вариант возмещения, когда автовладелец по договорённости со страховщиком самостоятельно организует ремонт на станции автотехобслуживания, с которой у СК заключён договор. В таком случае выплата должна быть сделана не позже 30 дней.

Получение возмещения

Всего существует два варианта получения компенсации:

  • ремонт на автотехстанции , с которой у СК заключён договор, оплачиваемый СК;
  • выплата денежных средств.

Для полисов ОСАГО, приобретённых с 28 апреля 2017 года для легковых авто, принадлежащих гражданам, действуют новые правила получения возмещения. Теперь возмещение по умолчанию можно получить только в натуральном виде.

Ремонт по Европротоколу

Возможны два способа осуществления ремонта:

  • страховая направляет ТС на ремонт , который сама оплачивает;
  • потерпевший по согласию со страховщиком сам отправляет своё авто на ремонт , платит за него опять же страховщик.

В обоих случаях станция техобслуживания выбирается потерпевшим из списка, предложенного СК. При осуществлении урегулирования убытков по одному из этих вариантов износ ТС не учитывается, в отличие от всех остальных способов получения компенсации.

В исключительных случаях, можно получить и денежную компенсацию. По Европротоколу это могут быть такие ситуации:

  • стоимость ремонта оказалась больше лимита компенсации по Европротоколу;
  • страховщик не может организовать ремонт на СТО , соответствующей требованиям нормативных и правовых актов;
  • потерпевший является инвалидом , который имеет ТС в соответствии с медицинским показаниями;
  • по письменному соглашению со страховщиком.

Отдельного рассмотрения, на мой взгляд, является первый пункт, так как он является наиболее типичным при оформлении Европротокола.

Если ущерб больше суммы по Европротоколу

Как я уже писал, для большинства случаев максимальная выплата при самостоятельном оформлении дорожного происшествия составляет 50 000 р. И случается так, что водители неверно оценивают ущерб на месте аварии, при детальном осмотре выявляются скрытые повреждения, и сумма ущерба превышает допустимую по Европротоколу. Требовать больше установленной законом суммы со СК нельзя. Поэтому возможны два варианта:

  • ремонт на СТО от страховщика со своей доплатой (которую потом можно потребовать с виновника в гражданском порядке);
  • получение денежной компенсации . Но при этом выплата будет произведена с вычетом износа.

Какой вариант предпочесть надо смотреть отдельно по каждой ситуации.

Если виновник не направил страховщику Извещение

Эту ситуацию надо рассмотреть в двух сторон: для виновника и потерпевшего. Если причинитель вреда не выполнил свою обязанность по направлению своему страховщику принадлежащей ему части бланка извещения совсем или не вовремя принёс её, то он по пп. «ж» п. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об ОСАГО» получит регрессное требования от СК. Все деньги, затраченные ей на возмещение ущерба, должен будет заплатить ей причинитель вреда.

Для потерпевшего это не должно играть никакой роли. Если он выполняет свои законные обязанности, он вправе получить компенсацию. Он не обязан отвечать за действия второй стороны. Выяснять отношения с виновником должна СК.

Так что, если СК отказывает урегулировать убытки, потому что виновная сторона не предоставила бланк Извещения, знайте, это незаконно. И получить возмещение можно.

Что делать если виновник не едет в страховую

То же касается и непредставления автомобиля для осмотра. От действий оппонента не должен страдать потерпевший. Виновник не показал автомобиль СК по её требованию – получит регресс.

Потерпевшего это не должно касаться. Он предоставил необходимые документы – имеет право получить возмещение.

Отказ в выплате

Сначала необходимо понять, почему именно СК отказывается компенсировать ущерб. Обычно, при Европротоколе страховщики приводят один из этих доводов в качестве обоснования отказа:

  • ошибки в заполнении Извещения;
  • неисполнение виновником положенного по закону.

Если Европротокол заполнен действительно с ошибками (что достаточно часто бывает, когда водители заполняют его первый раз, волнуются), то самым простым и эффективным методом разрешения этой проблемы будет договориться с оппонентом и вместе с ним заново переписать Извещение.

Очень редко СК придираются к мелким недочётам, не влияющих на правильность оформления документа. Это уже неправомерный отказ.

А также наиболее распространена вторая упомянутая выше причина – причинитель вреда не показал свой автомобиль, не сдал Извещение и т. п. Эти обстоятельства не дают законной причины, чтобы отказать в компенсации, поэтому придётся добиваться справедливости жалобой, досудебной претензией, и, возможно, тяжбой. Но закон на вашей стороне, поэтому не сомневайтесь в победе над страховщиком в суде.

Бывают и случаи, общие для любого порядка оформления ДТП, например, когда страхователь не уведомил в срок СК. Все эти случаи также разобраны в статье, на которую дана ссылка выше.

  • пользуйтесь Европротоколом , это действительно быстро и удобно;
  • правильно оценивайте ущерб , в случае сомнений откажитесь от упрощённого оформления;
  • внимательно изучите, как правильно писать Извещение , тщательно проверяйте правильность его составления. Инструкция всегда прилагается к бланкам;
  • не забывайте о необходимости направить извещение в СК, обязательной для каждого из участников;
  • помните об обязанности предоставить авто для осмотра . Ремонтировать ТС до окончания срока в 15 дней с даты аварии (без учёта нерабочих) нельзя.

Заключение

Теперь, думаю, вы хорошо представляете, что такое Европротокол, и когда его действительно стоит применять.

А вам приходилось самостоятельно фиксировать ДТП? Или, может, у вас возникли вопросы по теме материала? И в том и другом случае для общения есть форма комментариев. Пишите смело!

Видео-бонус: 5 жёстких случаев похищения трупа .