Новые знаки дорожной разметки пдд. Дорожная разметка и ее характеристики

Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 13 декабря 2011 г. N 1175-ст


Документ с изменениями, внесенными:
Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 09.12.2013 N 2222-ст.
_____________________________________________________________________

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения о стандарте

  1. Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Центр инженерно-технических исследований "Дорконтроль" (ООО "ЦИТИ "Дорконтроль").
  2. Внесен Техническими комитетами по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство" и ТК 278 "Безопасность дорожного движения".
  3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1175-ст.
  4. Взамен ГОСТ Р 51256-99.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает форму, цвет, размеры и технические требования к дорожной разметке (далее - разметка) автомобильных дорог общего пользования.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 50971-2011. Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
  • ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
  • ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
  • ГОСТ Р 52575-2006. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования
  • ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
  • ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
  • ГОСТ Р 53170-2008. Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Штучные формы. Технические требования
  • ГОСТ Р 53172-2008. Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Микростеклошарики. Технические требования
  • ГОСТ Р 54306-2011. Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Полимерные ленты. Технические требования
  • ГОСТ Р 54809-2011. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Методы контроля
  • ГОСТ 7721-89. Источники света для измерений цвета. Типы. Технические требования. Маркировка.

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины, определения и обозначения

3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1. Дорожная разметка: линии, надписи и другие обозначения на проезжей части автомобильных дорог, искусственных сооружениях на них и элементах обустройства автомобильных дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.

3.1.2. Коэффициент яркости дорожной разметки: параметр, определяемый при сухом покрытии и характеризующий видимость разметки в светлое время суток при наблюдении в направлении, перпендикулярном плоскости расположения дорожной разметки из ограниченной области, и являющийся промежуточной координатой цвета Y, выраженной в процентах.

3.1.3. Коэффициент световозвращения дорожной разметки: отношение яркости поверхности в направлении наблюдения к освещенности этой поверхности в плоскости, перпендикулярной направлению падающего света.

Примечание. Коэффициент световозвращения дорожной разметки определяется отдельно для двух ее состояний - при сухом покрытии и при мокром покрытии (во время дождя).

3.1.4. Коэффициент светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении дорожной разметки: отношение яркости поверхности дорожной разметки в заданном направлении к освещенности этой поверхности диффузным освещением, определенное при сухом покрытии.

3.1.5. Координаты цветности поверхности дорожной разметки: параметры, характеризующие цвет поверхности дорожной разметки и определяемые в колориметрической системе МКО 1931 г. .

3.1.6. Функциональная долговечность дорожной разметки: период, в течение которого разметка отвечает нормативным требованиям.

3.1.7. Дорожная разметка горизонтальная со структурной поверхностью: разметка, выполненная из отдельных фрагментов, степень заполнения линий которой при нанесении составляет менее 100%.

Примечание. Степень заполнения линий - это отношение площади покрытия разметочным материалом к площади поверхности разметки в ее внешних границах, выраженное в процентах.

3.1.8. Горизонтальная дорожная разметка с профильной поверхностью: разметка с чередующимися выступами различной формы, степень заполнения линий которой при нанесении составляет 100%.

3.1.9. Проектное положение дорожной разметки: положение разметки на проезжей части автомобильных дорог, искусственных сооружениях на них и элементах обустройства автомобильных дорог в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденным в установленном порядке.

3.2. В настоящем стандарте применяют следующие обозначения фотометрических и светотехнических параметров горизонтальной дорожной разметки:

Коэффициент яркости разметки, %;

Коэффициент светоотражения разметки при диффузном дневном или искусственном освещении, ;

Коэффициент световозвращения разметки при сухом покрытии, ;

Коэффициент световозвращения разметки при мокром покрытии (во время дождя), ;

x и y - координаты цветности.

4. Классификация дорожной разметки

4.1. Разметка подразделяется на две группы:

  • горизонтальная разметка;
  • вертикальная разметка.

Каждому типу разметки присваивается номер, имеющий следующую структуру из двух или трех цифр или двузначных чисел, разделяемых точками:
первая цифра номера обозначает группу, к которой принадлежит разметка (1 - горизонтальная разметка, 2 - вертикальная разметка);
вторая цифра или число обозначают порядковый номер разметки в группе;
третья цифра (при наличии) - разновидность разметки.

4.2. Номера, форма, цвет, размеры и назначение каждого типа разметки приведены в Приложении А (таблицы А.1 и А.2).
Допускается наносить разметку 1.1 - 1.12, 1.14.1, 1.14.2 со структурной и профильной поверхностью.
Внешние границы горизонтальной разметки со структурной поверхностью не должны выходить за пределы, установленные настоящим стандартом.
Размеры стрел, букв и цифр приведены в Приложении Б (рисунки Б.1 - Б.9).

4.3. Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка, кроме 1.4, 1.10, 1.17, должна быть белого цвета, разметка 1.4, 1.10, 1.17 - желтого цвета (см. Приложение А).
Временная разметка должна быть оранжевого цвета и выполняться материалами, допускающими ее быстрое устранение. При ее нанесении устранение постоянной разметки необязательно.
Функциональная долговечность временной разметки ограничивается продолжительностью дорожных работ или иных событий, потребовавших ее нанесение.

5. Технические требования

5.1. Разметка может выполняться краской (эмалями), термопластиком и холодным пластиком по ГОСТ Р 52575, полимерными лентами по ГОСТ Р 54306, штучными формами по ГОСТ Р 53170, световозвращателями по ГОСТ Р 50971. Для придания разметке, выполненной из красок (эмалей), термопластиков и холодных пластиков, штучных форм, световозвращающих свойств применяют микростеклошарики по ГОСТ Р 53172.

5.2. При нанесении разметки ее отклонение от проектного положения не должно превышать:

  • для горизонтальной разметки в поперечном направлении (относительно оси проезжей части) - 0,05 м;
  • для горизонтальной разметки (за исключением разметки 1.1 - 1.6 и 1.8 - 1.11) в продольном направлении (относительно оси проезжей части) - 0,05 м;
  • для горизонтальной разметки 1.1 - 1.6 и 1.8 - 1.11 в продольном направлении - 1,00 м;
  • для вертикальной разметки - 0,05 м.

Отклонение размеров разметки от установленных настоящим стандартом и ГОСТ Р 52289 не должно превышать:

  • 0,01 м по ширине линий для 1.1 - 1.12 и расстоянию между ними для 1.3, 1.9 и 1.11;
  • 0,10 м по длине штрихов и разрывов между ними для 1.2.2, 1.5, 1.6, 1.8 - 1.11;
  • 0,05 м по длине штрихов и разрывов между ними для 1.7, 1.15;
  • 5% (но не более 0,10 м) по другим линейным размерам.

При нанесении разметки 1.1, 1.2.1, 1.3, 1.4, 1.11 толщиной 1,5 мм и более допускается применение технологических разрывов длиной не более 0,05 м с расстоянием между ними не менее 20 м.

5.3. Горизонтальная разметка (за исключением световозвращателей по ГОСТ Р 50971) не должна выступать над поверхностью, на которую она нанесена, более чем на 6 мм, включая высоту выступов разметки с профильной поверхностью.

5.4. Разметка, выполненная термопластиком или холодным пластиком с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучными формами и полимерными лентами, должна обладать функциональной долговечностью не менее одного года, термопластиком или холодным пластиком с толщиной нанесения менее 1,5 мм - не менее шести месяцев, а красками (эмалями) - не менее трех месяцев.
Функциональная долговечность разметки определяется периодом, в течение которого разметка отвечает требованиям настоящего стандарта, а разрушение и износ разметки каждого типа по площади не превышают следующих значений:

  • для разметки 1.1 - 1.11, выполненной из термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения 1,5 мм и более, полимерных лент, штучных форм на любом контрольном участке протяженностью 50 м, - 25%;
  • для разметки 1.12 - 1.25, выполненной из термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения 1,5 мм и более, полимерных лент, штучных форм, - 30%;
  • для разметки 1.1 - 1.11, выполненной из краски (эмали), термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения менее 1,5 мм на любом контрольном участке протяженностью 50 м, - 50%;
  • для разметки 1.12 - 1.25, выполненной из краски (эмали), термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения менее 1,5 мм, - 50%.

5.5. После нанесения новой разметки следы старой разметки не должны выступать за границы новой разметки более чем на 0,05 м по длине штрихов и разрывов линий разметки и 0,01 м - по остальным геометрическим параметрам.

5.6. Координаты цветности x и y разметки, нанесенной на покрытие проезжей части дорог, определяемые в колориметрической системе МКО 1931 г. при источнике света D65 (по ГОСТ 7721) и геометрии измерения 45°/0° (см. рисунок В.1), должны соответствовать указанным в Приложении В (таблица В.1).

5.7. На участках дорог, не имеющих искусственного освещения, белые полосы разметки 2.1 - 2.3 должны быть выполнены из световозвращающего материала (кроме тумб с внутренней подсветкой по ГОСТ Р 52766), а ограждающие и направляющие устройства, обозначенные разметкой 2.4 - 2.6, должны иметь световозвращатели по ГОСТ Р 50971.

5.8. Устанавливается 6 классов разметки в зависимости от величины коэффициента яркости : B0, B1, B2, B3, B4 и B5.
Величина коэффициента яркости поверхности разметки в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в Приложении В (таблица В.2).

5.9. Устанавливается 6 классов горизонтальной разметки в зависимости от величины коэффициента световозвращения горизонтальной разметки в сухом состоянии: R0, R1, R2, R3, R4, R5.
Величина коэффициента световозвращения горизонтальной разметки при сухом покрытии в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в Приложении В (таблица В.3).
Устанавливается 4 класса горизонтальной дорожной разметки в зависимости от величины коэффициента световозвращения горизонтальной дорожной разметки при мокром покрытии (во время дождя): RW0, RW1, RW2, RW3.
Величина коэффициента световозвращения горизонтальной дорожной разметки при мокром покрытии (во время дождя) в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в Приложении В (таблица В.4).
Коэффициент световозвращения вертикальной дорожной разметки не нормируется.

5.10. Устанавливается 5 классов горизонтальной дорожной разметки в зависимости от величины коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении горизонтальной дорожной разметки: Q0, Q1, Q2, Q3, Q4.
Величина коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении горизонтальной дорожной разметки в зависимости от присвоенного разметке класса должна соответствовать значениям, указанным в Приложении В (таблица В.5).
Коэффициент светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении вертикальной дорожной разметки не нормируется.

5.11. Указанные в 5.8 - 5.10 требования к коэффициенту яркости, коэффициенту светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении и коэффициенту световозвращения разметки должны сохраняться:

  • для разметки из красок (эмалей), термопластиков или холодных пластиков с толщиной нанесения менее 1,5 мм - в течение первого месяца эксплуатации;
  • для разметки из термопластика или холодного пластика с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучных форм, полимерных лент - в течение первых трех месяцев эксплуатации.

При дальнейшей эксплуатации дорожной разметки в течение срока обеспечения функциональной долговечности допускается снижение значений коэффициента яркости, коэффициента световозвращения и коэффициента светоотражения при диффузном дневном или искусственном освещении, приведенных в Приложении В, не более чем на 25%.

5.12. Правила применения линий разметки приведены в ГОСТ Р 52289.

6. Методы контроля

Методы контроля разметки по ГОСТ Р 54809.

Приложение А
(обязательное)

ФОРМА, ЦВЕТ, РАЗМЕРЫ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Таблица А.1

Номер Форма, размеры, м Цвет <*>, назначение
1.1

Разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах;
обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен;
обозначает границы стояночных мест транспортных средств

1.2 Обозначает край проезжей части
1.2.2. Исключено с 28 февраля 2014 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 09.12.2013 N 2222-ст.
1.3 Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя при ширине полос более 3,75 м
1.4 Цвет - желтый.
Обозначает места, где запрещена остановка транспортных средств
1.5

Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы;
обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении

1.6 Предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений
1.7 Обозначает полосы движения в пределах перекрестка
1.8

P = 0,4 - на автомагистралях (дорогах, обозначенных знаком 5.1 по ГОСТ 52290);

P = 0,2 - на прочих дорогах

Обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части
1.9

Обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование;
разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование

1.10

Цвет - желтый.
Обозначает места, где запрещена стоянка транспортных средств

1.11

В местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории , .

Разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы;
обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории)

1.12 Указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 (по ГОСТ Р 52290) или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика)
1.13 Указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге
1.14.1 Обозначает пешеходный переход при
1.14.2

Обозначает пешеходный переход при P > 6,00 (см. рисунки Б.1);
стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов

1.15 Обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть
1.16.1 Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений
1.16.2

Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления.

1.16.3

Обозначает островки в местах слияния транспортных потоков.
Размеры и углы наклона линий разметки - как для разметки 1.16.1

1.17
Тротуар, трамвайные пути, расположенные на одном уровне с проезжей частью

Цвет - желтый.
Обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси

1.18 Указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам (см. рисунок Б.2)
1.19 Предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается число полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений (см. рисунок Б.3)
1.20 Предупреждает о приближении к разметке 1.13 (см. рисунок Б.4)
1.21 Предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5 по ГОСТ Р 52290 (см. рисунок Б.5)
1.22 Обозначает номер дороги (см. рисунки Б.6 - Б.8)
1.23.1 Обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств (см. рисунок Б.9)
1.23.2 Обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов (рисунок Б.10)
1.23.3
1.24.1 Дублирование предупреждающих дорожных знаков <***>
1.24.2 Дублирование запрещающих дорожных знаков
1.24.3 Дублирование дорожного знака "Инвалиды"
1.24.4 Дублирование дорожного знака "Фотовидеофиксация" и/или обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация
1.25 Обозначение искусственных неровностей по ГОСТ Р 52605
<*> По умолчанию цвет разметки:
белый - для постоянной горизонтальной дорожной разметки (кроме 1.4, 1.10, 1.17);
оранжевый - для временной горизонтальной дорожной разметки.
<**> Здесь и далее под скоростью движения V следует принимать максимально допустимую скорость движения на данном участке дороги.
<***> Изображения символов знаков должны соответствовать приведенным в ГОСТ Р 52290, увеличенным до необходимого размера с учетом изменени или сохранения пропорций. Допускается дублирование дорожных знаков в цветовом решении, соответствующем ГОСТ Р 52290.

Таблица А.2

Номер Форма, цвет, размеры, м Назначение
2.1.1 - 2.1.3 Обозначение вертикальных поверхностей дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и т.п.):
2.1.1 - слева от проезжей части;
2.1.2 - на проезжей части;
2.1.3 - справа от проезжей части данного направления движения
2.2 Обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов
2.3 Обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности
2.4 Обозначение сигнальных столбиков, надолб, опор тросовых ограждений и т.п.
2.5 Обозначение боковых поверхностей ограждений дорог на опасных участках
2.6 Обозначение боковых поверхностей ограждений дорог
2.7 Обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности

Приложение Б
(обязательное)

ФОРМА, РАСПОЛОЖЕНИЕ И РАЗМЕРЫ СТРЕЛ, БУКВ И ЦИФР

На всех рисунках фон и разметка приведены с обратной окраской (негативное изображение). Все размеры указаны в метрах.


Рисунок Б.1.1. Расположение стрел на разметке типа 1.14.2


Рисунок Б.1.2. Форма и размеры стрел на разметке типа 1.14.2


Рисунок Б.2. Форма и размеры стрел разметки типа 1.18

Размеры, обозначенные буквами, приведены в таблице Б.1.

Таблица Б.1

V, км/ч l l 1 a 1 a 2 b d 1 d 2 e f k
≤60 5,00 2,05 0,70 0,80 0,50 0,35 2,60 0,50 0,30 0,45
>60 7,50 2,05 1,20 1,30 0,50 1,45 4,60 0,50 0,30 1,05


Рисунок Б.3. Форма, расположение и размеры стрел разметки типа 1.19


Размеры даны для V > 60 км/ч (в скобках - отличающиеся размеры для V ≤60 км/ч)Цвет

Обозначение координат цветности разметки Координаты угловых точек цветовых областей дорожной разметки 1 2 3 4 Белый x 0,355 0,305 0,285 0,335 y 0,355 0,305 0,325 0,375 Желтый x 0,443 0,545 0,465 0,389 y 0,399 0,455 0,535 0,431 Оранжевый x 0,506 0,570 0,610 0,585 y 0,404 0,429 0,390 0,375 Черный x 0,260 0,345 0,385 0,300 y 0,310 0,395 0,355 0,270 Примечание. График цветовых областей разметки приведен на рисунке В.1.

Таблица В.2

Цвет разметки Вид покрытия Класс Коэффициент яркости дорожной разметки, , %, не менее
Горизонтальная дорожная разметка
Белый Асфальтобетон B0 Не нормируется
B2 30
B3 40
B4 50
B5 60
Цементобетон B0 Не нормируется
B3 40
B4 50
B5 60
Желтый B0 Не нормируется
B1 20
B2 30
B3 40
Оранжевый B0 Не нормируется
B1 20
B2 30
Вертикальная дорожная разметка
Белый - B0 Не нормируется
B2 30
B3 40
B4 50
B5 60
Черный - Не нормируется

Таблица В.3

Цвет разметки Класс Коэффициент световозвращения горизонтальной дорожной разметки для условий темного времени суток при сухом покрытии , , не менее
Постоянная
Белый R0 Не нормируется
R2 100
R3 150
R4 200
R5 300
Желтый R0 Не нормируется
R1 80
R3 150
R4 200
Временная
Оранжевый R0 Не нормируется
R1 80
R2 100
R3 150

Таблица В.4

Таблица В.5

Цвет разметки Вид покрытия Класс Коэффициент светоотражения горизонтальной дорожной разметки при диффузном дневном или искусственном освещении , , не менее
Белый Асфальтобетон Q0 Не нормируется
Q2 100
Q3 130
Q4 160
Цементобетон Q0 Не нормируется
Q3 130
Q4 160
Желтый Асфальтобетон или цементобетон Q0 Не нормируется
Q1 80
Q2 100
Оранжевый Q0 Не нормируется
Q1 80
Q2 100

Примечание к таблицам В.2 - В.5. Наивысшие значения коэффициента световозвращения, коэффициента светоотражения при диффузном дневном и искусственном освещении и коэффициента яркости не могут быть достигнуты одновременно.

Библиография

Международный светотехнический словарь. 3-е изд., общее для МКО и МЭК. М.: Русский язык, 1979.

ОПИСАНИЕ И КОММЕНТАРИИ.

Приложение 1

Российской Федерации

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

(по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004)

Дорожный знак - техническое средство безопасности дорожного движения, стандартизированный графический рисунок, устанавливаемый у дороги для сообщения определённой информации участникам дорожного движения.

Постоянные дорожные знаки устанавливают с правой стороны дороги, в некоторых случаях их вывешивают на специальной растяжке над проезжей частью, а также знаки могут быть установлены и с левой стороны дороги (проезжей части).

Некоторые знаки, несущие важную информацию, могут быть продублированы.

Дорожные знаки могут быть постоянными и временными.

Желтый фон на знаках 1.8, 1.15, 1.16, 1.18 — 1.21, 1.33, 2.6, 3.11 — 3.16, 3.18.1 — 3.25 , установленных в местах производства дорожных работ, означает, что эти знаки являются временными.

В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.

Предупреждающие знаки. Имеют треугольную форму. Фон - белый, рисунки - чёрные. Красная окантовка. Предупреждают участников дорожного движения об опасностях, информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
предупреждающие знаки устанавливаются вне населенных пунктов за 150 - 300 м., а в населенных пунктах за 50 - 100 м.

Предупреждающие знаки 1.1, 1.2, 1.5 — 1.33 вне населенных пунктов устанавливаются на расстоянии 150 — 300 м, в населенных пунктах — на расстоянии 50 — 100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке 8.1.1 «Расстояние до объекта».

Знаки приоритета (знаки преимущественного права проезда) устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
Основные знаки приоритета («Главная дорога», «Уступите дорогу» и «Движение без остановки запрещено») имеют особые формы и цвет.
Это сделано для того, чтобы в любое время года каждый из них в любом состоянии можно было узнать по форме.
Устанавливаются непосредственно перед перекрёстком или узким участком дороги.

Запрещающие и ограничивающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.
Все знаки этой группы имеют круглую форму и большинство – красную кайму. Запрещающие знаки с красной каймой вводят ограничения, с чёрной – отменяют. Они чаще всего устанавливаются непосредственно перед участками дорог, на которых вводится соответствующее ограничение, или же в местах снятия ограничений.
В некоторых случаях для заблаговременного предупреждения участников движения о вводимом ограничении запрещающие знаки могут устанавливать заблаговременно с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта».

Предписывающие знаки устанавливаются в непосредственной близости от места, где вступает в силу предписание и могут повторяться. Почти все знаки этой группы круглой формы, с голубым фоном и белыми символами.

Они предписывают водителю определённые направления движения, минимально допустимую скорость движения, разрешают дальнейшее движение только определённым видам транспорта, а также указывают пути движения велосипедистам и пешеходам.

Знаки особых предписаний вводят или отменяют определённые режимы движения.

Предназначены для оповещения водителей и других участников движения об особенностях дорожной обстановки, наименованиях населенных пунктов, порядке их проезда и установлении режимов движения на отдельных участках дорог.


Информационные знаки информируют о расположении населённых пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения.

Знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов.
Знаки сервиса устанавливаются непосредственно у объектов, у мест поворота к ним, если они расположены в стороне от дороги. В последнем случае на знаке указывается направление движения к объекту и расстояние до него.
На дорогах вне населённых пунктов знаки сервиса размещаются предварительно за 60 – 80, 15 – 20 км и 400 – 800 м от обозначаемого объекта, в этом случае на знаках указывается расстояние до объекта. На дорогах в населённых пунктах знаки сервиса устанавливаются предварительно за 100 – 150 м от обозначаемого объекта и на ближайших к нему местах поворота (перекрёстках).

Знаки дополнительной информации (таблички) уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены.
Являются дополнением к знакам всех категорий.
Отдельно не используются.
Уточняют действия основных знаков по времени (например, только по будним дням) или распространяя их только на определённые категории транспортных средств (например, только для грузовиков), или предоставляют другую дополнительную информацию.
Форма - прямоугольная, цвет фона - белый, цвет рисунка - чёрный, окантовка - чёрная.

Приложение 2
к Правилам дорожного движения
Российской Федерации

ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о новом ГОСТ 51256-2018 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", который придет на смену действующему ГОСТ 51256-2011 начиная с 1 июня 2018 года .

Данный документ содержит информацию о том, какая дорожная разметка может применяться на российских дорогах.

Обратите внимание, данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке" не смотря на то, что новый ГОСТ начнет действовать через несколько дней. Это связано с тем, что основной документ для водителей - это . Пока новая разметка не будет внесена в ПДД, применение ее на дорогах лишено всякого смысла, т.к. водители не смогут правильно трактовать значения новых линий.

Однако можно предположить, что ГОСТ утвержден не просто так и изменения в правила скорее всего будут внесены в недалеком будущем. Поэтому рассмотрим обновленные линии разметки:

Новые цвета дорожной разметки

5.1.1 Для постоянной горизонтальной разметки (включая дублирование изображения дорожных знаков) устанавливаются следующие цвета: белый, желтый, красный, синий, черный, зеленый. Для временной дорожной разметки устанавливается оранжевый цвет (кроме разметки 1.4,1.10,1.17.1.1.17.2, 1.26). Форма, размеры, цвет типов постоянной горизонтальной разметки приведены в таблице А.1 (приложение А).

В настоящее время на дорогах можно встретить постоянную разметку следующих цветов:

  • белый;
  • желтый;
  • черный (на вертикальной разметке).

Кроме того может применяться и временная дорожная разметка оранжевого цвета.

Новый ГОСТ вводит следующие дополнительные цвета:

  • красный;
  • синий;
  • зеленый.

Про разметку синего цвета речь пойдет ниже. Что касается красного и зеленого цветов, то линии таких цветов в документе не предусмотрено. Однако указанные цвета могут использоваться, например, для цветного дублирования дорожных знаков на асфальте:

Разметка синего цвета на перекрестке

Единственная линия разметки, которая может быть синей, это разметка 1.7, обозначающая границы полос движения в пределах перекрестка:

При этом новый ГОСТ предусматривает возможность использования как синего, так и белого варианта этой линии.

Новые линии желтого цвета

Линии разметки 1.3, 1.5, 1.6, 1.11 новый ГОСТ также позволяет использовать в двух цветовых вариантах (белом и желтом):




Перечисленная разметка используется для разделения проезжей части на полосы движения (попутные или встречные).

Преимущество заключается в том, что желтая разметка лучше видна в холодное время года, т.к. ее цвет не сливается с цветом снега.

Новый вариант разметки для пешеходного перехода

ГОСТ 51256-2011 вводит новую разметку 1.14.3, которая может использоваться для обозначения пешеходного перехода:

Она будет применяться наряду с распространенной сейчас разметкой 1.14.1:

Если сравнить эти линии разметки, то можно увидеть, что из традиционной "зебры" просто "выбросили" середину, оставив тонкие линии по краям перехода .

С одной стороны, это позволит сэкономить краску при нанесении разметки. С другой стороны, тонкие линии водителю видно гораздо хуже и это может отрицательно сказаться на безопасности пешеходов. Также тонкие линии будут стираться гораздо быстрее, чем полноценная "зебра".

Вполне возможно, такие линии будут применяться на регулируемых перекрестках, где светофор запрещает движение транспортных средств. То есть переход там безопасен, а разметка будет использоваться лишь для обозначения границ движения.

Разметка островков безопасности

Обратите внимание, с изображений островков удалили разметку, обозначающую границы . Давайте разберемся, с чем это может быть связано.

В настоящее время разметка для разделительного островка представляет собой единый элемент, причем правила не запрещают на такую разметку наезжать или пересекать ее.

В новой версии ГОСТ разметка 1.16 - это лишь внутренняя часть островка. По контуру будет наноситься разметка 1.1, которую пересекать запрещается. То есть разметку обновили для того, чтобы запретить водителям выезжать на островки безопасности.

Новая разметка для мест остановки общественного транспорта

В настоящее время в правилах дорожного движения существует разметка 1.17, которая и используется для обозначения мест остановки маршрутных транспортных средств:

В дополнение к ней новый ГОСТ вводит разметку 1.17.2:

Обратите внимание, данная разметка наносится перпендикулярно краю проезжей части. Первая линия обозначает начало остановки, а вторая - ее конец.

Обновленная разметка более короткая, поэтому на ее нанесение потребуется меньшее количество краски.

В отличие от традиционного варианта, разметка 1.17.2 имеет небольшой недостаток. Если водитель видит перед собой линию, то он не может однозначно сказать, что перед ним: начало или конец остановки. Это будет вызывать серьезные трудности, если одна из линий со временем сотрется, а вторая - нет.

Разметка для электромобилей и "вафельница"

Также в новый ГОСТ внесены линии разметки 1.24.5 "Зарядка электромобилей" и 1.26 "Вафельница":

Напомню, что перечисленные линии уже внесены в ПДД. Подробную информацию об их использовании Вы можете найти в следующих статьях:


В завершение хочу напомнить, что содержат ссылку на ГОСТ, в соответствии с которым нумеруется разметка:

Нумерация разметки соответствует ГОСТу Р 51256-2011.

Однако в настоящее время данная информация не обновлена, т.е. правила ссылаются на предшествующий документ 2011 года.

Подведем итоги данной статьи :

1. Обновленный ГОСТ позволяет использовать для нанесения разметки краску новых цветов (синего, красного, зеленого).

2. Линия разметки 1.7 может наноситься синим или белым цветом.

3. Линии 1.3, 1.5, 1.6, 1.11 могут наноситься желтым или белым цветом.

4. Введены новые линии разметки для пешеходного перехода и остановок общественного транспорта.

Еще раз обратите внимание, что в этой статье рассматривается ГОСТ 51256-2018, который действует с 1 июня 2018 года . Однако чтобы рассмотренные сегодня новшества смогли появиться на дорогах, необходимо также и обновление ПДД. Как только изменения в правила будут внесены, данная статья будет обновлена.

Удачи на дорогах!

Каждый водитель транспортного средства должен помнить, какие знаки применяются для соблюдения правил на дорогах, их соответствие ПДД, определенному ГОСТу, в том числе. Существует также желтая разметка на дороге. Что значит линия на асфальте? Она помогает ориентироваться на пути в темное время суток, применяется с другими знаками. Линии на дорожном полотне встречаются трех цветов: желтого, белого, оранжевого. Последняя используется в качестве временной разметки, обычно при ведении ремонтных работ.

Функции дорожной разметки: информирует о приближении дорожных знаков, опасных участках дорог, разделяет полосы движения, дополняет требования дорожных знаков. Рассмотрим, что значит желтая разметка на дороге по ПДД.

Горизонтальная линия служит разделителем для потоков транспорта, движущихся в противоположных направлениях, имеющих по две-три полосы, а также разграничителем зон проезжей части, въезд на которые запрещен. Горизонтальная разметка применяется на автостоянках. Пересекать ее запрещено.

Обозначение желтым

Не все автомобилисты дают верные ответы на экзаменах, отвечая на вопрос, что значит желтая разметка на дороге. Многие принимают ее за временную, но она является постоянной и выступает разновидностью горизонтальной.

Обычно линия желтого цвета представляет собой ориентир для маршрутных такси и других видов пассажирского транспорта. Также она просматривается в местах сточных вод или люков. Некоторые участки с ней оснащены специальными светоотражателями.

Сплошная линия

Сплошная желтая разметка вдоль дороги разделяет потоки транспорта противоположных направлений, означает опасные границы участков движения, границы дорог, въезд на которые запрещен. Ею обозначают границы стоянки.

Пересекать ее запрещено, но только для остановки транспорта на обочине, при выезде с нее в разрешенных местах с целью стоянки или остановки.

Рассмотрим, что значит желтая разметка на дороге. Сплошная обычно сочетается с соответствующим знаком. Она наносится вдоль бордюров, обочин на расстоянии 20 см на края проезжей части и транспорта, дублирует запрещающий знак остановки.

Двойная сплошная линия выполняет роль разделителя транспортных потоков противоположных направлений в четыре и более полос. Пересечение разметки запрещено.

Прерывистая

Прерывистая линия означает край проезжей части двухполосных дорог. При разметке с длиной штрихов в два раза короче промежутков обгон транспортных средств разрешен.

Соответствующий знак и прерывистая желтая разметка на дороге значит, что парковка на таких участках запрещена, но допускается остановка или разгрузка. Линия может присутствовать у самого края дороги, быть нанесенной на бордюр. Подобная разметка на загородных участках дорог запрещает остановку на отмеченном участке, а нарушение правила будет расценено как

Прерывистая также показывает границы полос при наличии их от двух и более в одном направлении, разделяет транспортные потоки разных направлений, где имеются две или три полосы.

Прерывистая, длина штрихов которой в три раза выше промежутков, является предупреждением о приближении к сплошной разметке.

Прерывистая со штрихами, равными по размеру промежуткам между ними, означает движение на перекрестке.

Широкая прерывистая наносится дорог, зоны автобусных остановок. Двойная прерывистая на границы полос движения, где применяется реверсивное регулирование, транспортные потоки разделены на противоположные направления (при недействительных

Желтая прерывистая означает запрет стоянки, дублирует запрещающий знак, наносится у края проезжей части, по верху бордюра. Разрешена остановка транспорта на пять и более минут для посадки/высадки пассажиров, разгрузки транспорта.

Зигзагообразная

Такой вид разметки будет означать разрешение на остановку маршрутных такси, другим же видам транспорта - запрет. Исключение может составлять высадка пассажиров, но при наличии свободного места и отсутствии помех маршрутному транспорту. Совершать на ней разворот нельзя.

Зигзагообразную разметку наносят у края проезжей части, а также и посреди дороги, если речь идет о трамвае. В зависимости от ее длины одновременно остановиться смогут одно или несколько транспортных средств. Несоблюдение правил, установленных в связи с прерывистой линией, будет грозить водителю предъявлением штрафных санкций.

Прочие виды линий:

  • Комбинированная: разделяет потоки транспорта противоположных, попутных направлений, если перестроение данной разметки разрешено из одной из полос. Пересечение разрешено только для прерывистой ее части. Таким образом помечены места для разворота, въезда и выезда со стоянок.
  • Стоп-линия: применяется для указания места обязательной остановки на перекрестке, требует уступить дорогу. Участок обязательной остановки с одновременным сигналом запрета светофора, устанавливается со знаком запрета движения без остановки, на

Требования к нанесению линий

На территории РФ желтая разметка по центру дороги может быть нанесена посредством любых материалов, соответствующих установленным требованиям: краски, термопластика, полимерной ленты, не выступающей более 6 мм над поверхностью дороги. ГОСТом устанавливается коэффициент сцепления с поверхностью (25%), а также срок долговечности красящего материала (от 6 месяцев).

На дорогах всех категорий разметка наносится на очищенную от старой краски поверхность. При отсутствии искусственного освещения на дороге линия должна быть нанесена при помощи светоотражающих веществ.

Нарушения

Автолюбителям следует разбираться в назначении желтой разметки на дороге и что значит ее нанесение. В противном случае транспортные средства, припаркованные не в предназначенном для этого месте, согласно правил ПДД могут быть эвакуированы и вывезены на стоянку.

  • при пересечении идущей вдоль обочины линии вне населенного пункта предусмотрен штраф в размере 1500 рублей;
  • за нарушение в пределах населенного пункта также полагается штраф 1500 руб. для жителей регионов (3000 руб. для москвичей);
  • парковка в зоне желтой разметки предполагает эвакуацию на штрафстоянку без согласия владельца авто, оплату штрафа за нарушение (за нахождение на запрещенной парковке).

ПДД (правила дорожного движения) Российской Федерации 2015

Дорожная разметка и ее характеристики

1. Горизонтальная разметка

Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная - оранжевый цвет.

1.1 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
1.2.1 (сплошная линия) - обозначает край проезжей части;
1.2.2 (прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) - обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах;
1.3 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;
1.4 - обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27
1.5 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
1.6 (линия приближения - прерывистая линия, у которой длина штрихов в 3 раза превышает промежутки между ними) - предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;
1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) - обозначает полосы движения в пределах перекрестка;
1.8 (широкая прерывистая линия) - обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и тому подобное);
1.9 - обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;
1.10 - обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;
1.11 - разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону;
1.12 (стоп-линия) - указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);
1.13 - указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;
1.14.1, 1.14.2 («зебра») - обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;
1.15 - обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть;
1.16.1–1.16.3 - обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;
1.17 - обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси;
1.18 - указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам.
Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1, 5.15.2 ;
разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен;
разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;
1.19 - предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.20.1 – 1.20.3 ;
1.20 - предупреждает о приближении к разметке 1.13;
1.21 (надпись «СТОП») - предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5 ;
1.22 - указывает номер дороги (маршрута);
1.23 - обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств;
1.24.1 – 1.24.4 - дублирует соответствующие дорожные знаки и применяется совместно с ними; разметка 1.24.4 может применяться самостоятельно;
1.25 - обозначает искусственную неровность на проезжей части.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Линию 1.2.1 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Линии 1.2.2, 1.5–1.8 пересекать разрешается с любой стороны.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах - с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

В случаях когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.


Временная разметка имеет оранжевый цвет. Водители должны руководствоваться ею даже в случае противоречия постоянной разметке